- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование краеведческих знаний у младших школьников во внеклассной работе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007805 |
Тема: | Формирование краеведческих знаний у младших школьников во внеклассной работе |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I. Теоретические основы формирования краеведческих знаний в курсе дисциплины «Окружающий мир»……………………………………………….6 1.1 Понятие «краеведение». Его сущность и значение краеведческих знаний у младших школьников на уроках окружающего мира………………………….. 1.2 Формирование краеведческих знаний у младших школьников во внеклассной работе……………………………………………………………….. 1.3 Анализ учебников и рабочей программы по «Окружающему миру» учебно-методическое пособие «Школа России»………………………………………………25 Выводы по первой главе………………………………………………………...34 Глава II. ………………………………………………………………………….35 2.1 Определение первоначального уровня краеведческих знаний младших школьников …………………………………..35 2.2 Комплекс внеклассных мероприятий по формированию краеведческих знаний ……………………………………………………………………...40 2.3 Выявление краеведческих знаний у младших школьников ………………………………………………………………………………...46 Вывод по второй главе………………………………………………………......47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….. Введение Актуальность исследования. Вопрос школьного краеведения в последнее время в российском образовании особенно актуален, т.к. имеет большое значение для развития личности каждого ребенка. В отечественном образовании краеведение традиционно считалось и считается важным средством воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма, что направляет на достижение основных целей ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Трудно переоценить значимость для познавательного развития и воспитания человека изучения малой родины: ее природы, истории, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий достойных и уважаемых земляков. «Где родился, там и пригодился», – гласит пословица. Пригодиться своей родине может только тот человек, которого учили любить ее с детства и, конечно же, невозможно любить то, чего не знаешь. «Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал академик Д.С. Лихачев. Он же утверждал: «Краеведение – самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники». Актуальность исследования определяется и тем, что краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Культурной традицией любого народа является изучение природы, истории, экономики, быта своего края. В этом отношении значение краеведческого материала в преподавании истории, географии, мировой культуры и других учебных предметов общеобразовательной школы трудно переоценить. В самых увлекательных формах (экскурсии, походы, экспедиции, подготовка экспонатов для выставок, создание школьных музеев и т. д.) краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду, преодолевая любые формы национального эгоизма и ограниченности. Работа с детьми становится наиболее эффективной, если она носит поисковый, исследовательский характер, который и есть суть краеведения в целом. Лихачев писал о том, что «краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки». Учитывая актуальность, практическую потребность и значимость была определена тема исследования: «Формирование краеведческих знаний в курсе дисциплины «Окружающий мир» ». Объект исследования – процесс формирования краеведческих знаний младших школьников во внешкольной работе. Предмет исследования – краеведческие знания младших школьников сформированные процессе внеклассной работы. Цель исследования – разработать комплекс внеклассных мероприятий по формированию краеведческих знаний младших школьников. В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи: раскрыть понятие «краеведение», его сущность и значение; проанализировать, как происходит формирование краеведческих знаний у младших школьников на уроках и внеклассной работе окружающего мира; проанализировать учебники и рабочую программу по «Окружающему миру» учебно – методический комплекс «Школа России»; разработать рекомендации по формированию краеведческих знаний учащихся посредством внеклассной работы. Гипотеза исследования состоит в предположении, что при соблюдении ряда педагогических условий возможно успешное изучение истории родного края в процессе урока и внеклассной работы с учащимися начальной школы. Специально разработанная система внеклассных мероприятий будет обладать определенной эффективностью формирования у учеников знаний о родном крае. Цель, задачи и гипотеза определили выбор методов исследования: метод теоретического анализа проблемы исследования; метод экспериментального исследования (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); количественный и качественный анализ результатов эксперимента. Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по формированию краеведческих знаний у учеников начальной школы в процессе внеклассной работы. Данные рекомендации могут быть использованы педагогами в организации учебно-воспитательного процесса, родителями для расширения кругозора учащихся, обогащения краеведческими знаниями, применимы для коррекции познавательной деятельности и формирования нравственных качеств личности. Дипломная работа состоит введения, из двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений. Глава I. Теоретические основы формирования краеведческих знаний в курсе дисциплины «Окружающий мир» 1.1 Понятие «краеведение». Его сущность и значение краеведческих знаний у младших школьников на уроках окружающего мира В понятии «краеведение» заложено всестороннее изучение определенной части страны, города, деревни, улицы, поселения местным населением, для которого эта территория считается родным краем. В разное время в понятие «краеведение» вносилось разного рода содержание. В начале ХХ столетия оно было «методом синтетического изучения какой-либо определенной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории». В 30-хгодах краеведение определялось как «общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в социальном строительстве своего края на основе всестороннего его изучения». Барков А.С. считал, что «краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края в интересах социалистического строительства». Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому «краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического» [1, с.12]. Сам термин «краеведение» означает, что изучается какая-то территория, определяемая понятием «родной край». Исходя из своих задач, краеведение различают по формам организации. В ходе развития сложилось три вида краеведения: государственное, школьное и общественное. В первом виде краеведения изучением края занимаются местная администрация, краеведческие музеи и исследовательские учреждения. Изучением края может также заниматься и местное население, и даже туристы, которые организованы на эту полезную деятельность различными клубами, организациями; в этом случае краеведение называется общественным. В школьном краеведении основная роль в изучении принадлежит ученикам под руководством учителя. Понятие «школьное краеведение» является наиболее массовой формой краеведческой работы, которая преследует, помимо обще краеведческих задач, цели учебно-воспитательного характера» [1, с.311]. Сущность школьного краеведения – всестороннее изучение, учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории родного края по различным источникам и главным образом при помощи непосредственных наблюдений под контролем и руководством учителя. Школьное краеведение осуществляют учащиеся, и развивается оно в соответствии с воспитательными и учебными задачами школы. Одно из важнейших условий школьного краеведения – руководящее участие в нем учителя, исходя из имеющейся программы, состава учащихся класса и местных возможностей. Педагог определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому хорошие и успешные результаты школьного краеведения в большинстве своем зависят от того, в какой степени учитель сам является краеведом и каким образом он сумеет задать интерес своим ученикам. Учителю необходимо хорошо знать край, систематически заниматься его изучением и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также дает большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, преподаватель обогащается знаниями, также улучшается и его педагогическое мастерство; он ближе знакомится с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных предприятий и организаций, тем самым повышается его роль в культурном строительстве родного города, села, деревни. Краеведение для учителя – это верный путь к научно-исследовательской деятельности. Второе условие успешной краеведческой работы – это систематическое использование местного материала на уроках и постоянно организованная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. В процессе краеведческой работы ученики усваивают учебный материал, а также приобретают навыки, которые необходимы в жизни, расширяют общеобразовательные знания и готовятся к практической деятельности. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа. В школах, начиная с конца 80-х годов ХХ века, разрабатывались и апробировались разного рода концепции краеведческого образования, а также соответствующие им программы учебных курсов и учебные пособия. В школе краеведение изучается в разных формах: 1) на уроках по различным учебным дисциплинам; 2) на факультативных занятиях; 3) во внешкольной и внеклассной работе; 4) как самостоятельный интегрированный курс. Урок является формой организации обучения, цель которого – овладение учащимися изучаемым материалом (знаниями, навыками, умениями, также нравственно-эстетическими и мировоззренческими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива. Урок по краеведению является формой организации обучения детей родному краю, тому, что его окружает. Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу. Оно является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию научного мировоззрения у учащихся. Школьное краеведение является важным фактором патриотического, нравственного, эстетического, трудового, экологического и физического воспитания учащихся; оно способствует общему образованию, расширению кругозора и развитию познавательных интересов учащихся, приобщению к творческой деятельности, формированию практических и интеллектуальных умений, помогает в выборе профессии [8, с. 25]. Объекты краеведения – природа, искусство, историческое прошлое, культура. Все это объекты разных наук, и, следовательно, при их изучении используются разные методы, которые присущи соответствующим областям знания. У всех направлений краеведческой деятельности есть общий предмет изучения – край. Понятие «край» – условное и во многом зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Для районного музея, например, краем может быть один или несколько административных районов, город. Для школы край, как правило, это район, сведения о котором могут быть использованы как местный материал. Это также может быть окрестность школы или город, область, республика и т. д. [2, с. 266]. Матюшин Г.Н. отмечал, что историческое краеведение раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей, с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края [3, с.113]. Историческое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важное место в формировании патриотизма молодого поколения, так как «свои истоки любовь к Родине берет в стране нашего детства – отчем крае, чей светлый образ навсегда остается в сердце каждого» [4, с.115]. Одна из главных особенностей краеведческой работы в школе состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательная часть – непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе данной работы учащиеся знакомятся с доступными методами исследования, учатся самостоятельно добывать знания. Исследование развивает творческую инициативу и целенаправленное использование энергии школьников. Всестороннее изучение родного края, на которое направлена работа в системе школьного краеведения, в настоящее время нельзя представить без познания культуры и достояния современного края, которое способствует расширению мировоззренческого и общеобразовательного кругозора школьников, повышает их общую и эстетическую культуру, воспитывает патриотизм, а также, что очень важно, бережное отношение к прошлому и настоящему. Россия с ее огромными пространствами и древней самобытной историей ее многочисленных народов имеет колоссальный потенциал природного и культурного наследия – как материального, так и тесно связанного с ним духовного. В том, что Россия признана великой державой во многом, во многом обусловлено авторитетом ее замечательных писателей, художников, архитекторов, музыкантов, ученых, вписавших свои имена не только в многонациональную культуру нашей страны, но и в культуру мирового масштаба. Памятники природы, истории и культуры России составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям. Обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении культурного наследия народов Российской Федерации и гарантирует каждому право на доступ к культурным ценностям, в том числе, естественно, к связанным с объектами культурного наследия. Сохранение всей палитры историко-культурных ценностей является залогом сохранения самобытности многонациональной культуры России перед лицом глобализационных тенденций нашего времени. Уместно здесь привести высказывание академика Лихачева: «От того, знает ли общество свою историю, зависит тот нравственный климат, в котором оно живет» [4, с. 134]. Познание, сохранение и приумножение многонационального культурного наследия России – одна из тех благородных идей, которые сегодня способны консолидировать наше общество. Выявление уникальных черт истории, культуры и природы на таких территориях осуществляют, преимущественно, краеведы. Нередко краеведы осуществляют и подготовку выявленных объектов наследия для туристского использования: разработку экскурсионных программ и маршрутов, подготовку материалов для информационного обеспечения (путеводители, карты–схемы, словари, энциклопедические справочники и т. п.). Таким образом, участие детей в краеведческой деятельности помогает значительно расширить и углубить знания, полученные при изучении предметов школьной программы, конкретизировать их. Следовательно, культурное и природное наследие, его изучение краеведческими средствами, становится важным элементом в структуре отечественной педагогики. Все педагоги отмечают воспитательное свойство наследия. Гражданские и патриотические чувства невозможно пробудить на основе абстракций. Только конкретное знание истории своего края, своего рода, жизни и деятельности земляков, их участия в ратных и трудовых свершениях формируют у детей уважение к прошлому своей страны, пробуждают в них желания быть достойными славы земляков, продолжить традиции, внести свой вклад в историю и культуру родины [13, с. 115]. Важными объектами для развития краеведения являются музеи, в которых сохраняется и пропагандируется историко-культурное и природное наследие страны. Серьёзным резервом для перспективного развития музейной сети являются музеи, создаваемые краеведами на общественных началах. В настоящее время в стране функционируют около 5 тысяч школьных музеев, в которых собраны объекты местного наследия. Школьные музеи способствуют реализации задач обучения и воспитания школьников, пропаганде истории и культуры родного края среди местного населения [5, с.28]. Особенно важную роль играет организация краеведческого движения в связи с воспитанием школьников. Туристско-краеведческую образовательную деятельность осуществляют множество центров, станций юных туристов, туристских баз, а также многочисленные отделы туризма и краеведения, дома (дворцы) творчества детей и юношества. В настоящее время школьное историческое краеведение достигло многого. Совершенствуются формы и методы работы по краеведению. Развитие и жизнеспособность школьного исторического краеведения определяются его особой ролью в учебно-воспитательном процессе. [6, с. 12]. Стратегия модернизации образования в России предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода. Так, в «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004: 14). При наличии разных концепций и учебных программ очень важно согласовать общие требования к подготовке учащихся: при завершении обучения в начальной школе все дети должны иметь одинаковый уровень краеведческого образования, поэтому необходимо иметь стандарт, в котором сформулированы общие требования к уровню подготовки учащихся, осваивающих разные программы краеведческих курсов. В документе «Базисный учебный план» во всех регионах России устанавливаются часы регионального и школьного компонента, называются принципы обновления содержания образования, указываются основные содержательные линии. Это основания, но для практики реализации краеведения, особенно в условиях сельского поселения, этого явно не достаточно. В этих условиях педагог, реализующий курс краеведения в начальном звене, вынужден сам осваивать новые компетенции: определять модель реализации краеведческого курса; проектировать учебные программы, пособия, средства мониторинга результативности обучения; проводить анализ результативности реализации краеведческого курса с учетом новых требований образовательного стандарта; организовывать и проводить самоэкспертизу и экспертизу разработанных средств. Отбор содержания курса выстраивается на принципах: краеведческом, локализованным в пространстве села и района; научности, он реализуется в способах работы, которые предлагается освоить школьникам, подборе материалов для изучения, содержащих разные версии оценки событий, различные исторические источники: вещественные и письменные (учебные пособия, исследования, периодическая печать, мемуары); соответствия возрастным возможностям учащихся; этот принцип реализуется в праве выбора учителем и учащимися уровня заданий, методике работы с предложенным содержанием с опорой на жизненный опыт учащихся, самостоятельном выборе учащимся вида и способа выполнения домашнего задания, деятельностной основе изучения курса [28, с. 164]. Основными критериями эффективности разрабатываемых курсов выделяют динамику личностного продвижения в определении стратегии коммуникативного поведения, достижение наиболее высоких показателей информационно-процессуальной грамотности по предметно-содержательным линиям. Подход в проектировании исторического аспекта краеведческого курса сводится и в настоящее время у большинства педагогов к тому, что необходимо развивать у детей «инстинкт местности»: умение сопоставлять со своей знакомой местностью изучаемый образовательный материал; педагогу важно уметь проводить ознакомление учащихся с климатом, флорой, фауной и хозяйственной жизнью своего села, района, города, края, знать «великих» людей своей местности [7, с. 28]. В настоящее время существуют проблемы выбора модели изучения курсов краеведческой направленности (отдельный курс или курсы, интегрированное включение отдельных краеведческих тем в курс «Окружающий мир», включение краеведческой тематики во все предметы, которые изучает ученик, внеклассные факультативные занятия и т.д.), оснащения учебно-методическими комплектами учащихся по курсам краеведческой направленности; оценки результативности изучения курсов краеведения. Таким образом, прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того, чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать. С конца ХХ века интерес к краеведению возрастает с особой силой. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и даёт те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. И здесь роль школы, новой школы, должна быть значительно расширена. Начиная с 1990 г. разрабатывались и апробировались концепции краеведческого образования и соответствующие им программы учебных курсов, учебные пособия. Имеет место введение отдельного курса краеведения (он может изучаться факультативно). Широкое распространение и большую популярность имеет многообразная внеклассная историко-краеведческая работа. Написано и опубликовано немало работ и статей по опыту школьного исторического краеведения. Педагогическими коллективами учреждений образований накоплен интересный опыт в сфере воспитания детей, сложились определенные традиции, способствующие совершенствованию воспитательного процесса. Во многих школах организована совместная деятельность педагогов и школьников по возрождению, сохранению и развитию культурного, исторического наследия нашего народа, педагоги всё больше внимания уделяют подбору нравственных ориентиров учащихся на основе уважения к национальным традициям [12, с. 47]. Краеведческая работа в школах ведется под руководством учителей. При этом объем, содержание и формы этой работы зависят от возраста учащихся, их общего кругозора, уровня знаний и умений. Уже в первых классах учащиеся получают элементарные представления о своем родном крае, его природе и жизни людей. С введением курсов природоведения, истории, географии, биологии краеведческие знания учащихся обогащаются, поскольку материал этих предметов изучается в значительной степени на краеведческой основе. Вместе с развитием кругозора учащихся, их знаний и умений расширяются возможности для внеклассной краеведческой работы, повышается уровень самостоятельной работы школьников. Огромную роль в формировании краеведческих знаний учащихся играет исследовательская деятельность. Изучение родного края неразрывно связано с исследовательской работой. Краеведение помогает ребёнку понять свою связь с окружающим миром, осознать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются ребёнком самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Исследовательское обучение основано на биологически предопределенной потребности ребёнка познавать окружающий мир [3, с. 48]. Составными частями формирования краеведческих знаний является учебная программа и внеурочная деятельность. Краеведение – это кропотливая работа, носящая исследовательский характер. Изучая книги, документы, письменные свидетельства, мы открываем новые страницы в истории родного края. Невозможно воспитывать и учить ребёнка в отрыве от окружающей его действительности. Поэтому одной из важнейших задач становится знакомство детей с традициями, историей и культурой родного края. История нашего города Коврова дает богатый материал для организации исследовательской деятельности учащихся. Каждый человек вправе гордиться сопричастностью к достижениям своих земляков. На примерах своих великих земляков ученик убеждается в необходимости воспитывать в себе такие качества, как твёрдая воля, решительность, стойкость, мужество. Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений: умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Исследовательская деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации [6, с. 64]. Краеведение создает исключительно благоприятные условия, как для самореализации личности, так и для формирования высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Учебная программа курса «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента краеведческой грамотности. Суть краеведческого принципа в обучении заключается в установлении связи изучаемого в школе материала с теми знаниями и умениями, которые приобретаются в результате исследований родного края. Приемы и формы краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные. При отборе краеведческих сведений для урока нужно придерживаться правил: события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся; факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными; предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например улице, где находиться их дом или школа; формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом; вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств [48, с. 156]. Внеурочная деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», предусматривает организацию исследовательской деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех или иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием. Курс «Окружающий мир» включает большое число экскурсий, в ходе которых может быть организована исследовательская проектная деятельность [46, с. 26]. В ходе выполнения исследовательской работы от младших школьников требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из различных источников, обобщать факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений, событий. Заинтересованность родителей является еще одним важным мотивирующим фактором развития исследовательских навыков у учащихся начальной школы [46, с. 27]. Таким образом, при правильной организации краеведения в начальной школе обеспечивается тесный контакт учебных занятий, внеурочной деятельности со всей краеведческой работой. Краеведение, способствуя соединению обучения и воспитания в единый процесс, развивает интеллектуальные способности учащихся, их индивидуальные и творческие возможности. Краеведение помогает воспитанию в душе у ребёнка с самого раннего возраста любви к родине, чувству красоты, формированию познавательного интереса, развитию способностей, эстетического вкуса, устойчивых нравственных принципов [35, с. 18]. Краеведение способствует выработке активной жизненной позиции учащихся, нацеливает их на общественно-полезную работу, прежде всего по охране, пропаганде памятников истории и культуры своей области, своего района, своего города. Необходимость введения регионального компонента в процесс обучения младших школьников существовала давно, так как школа является неотъемлемой частью общества. Она формирует всесторонне развитую личность, что невозможно без знания истории, культуры, литературы родного края. В настоящее время все изменения в системе образования тесно связаны с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Его реализация направлена на формирование личности младшего школьника. В соответствии со стандартом основная общеобразовательная программа начального общего образования реализуется образовательной организацией не только через урочную, но и через внеклассную работу [48, с. 37]. 1.2. Формирование краеведческих знаний у младших школьников во внеклассной работе Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, или интегрируются с разными областями общеобразовательной программы. Но в таком виде учебной деятельности предполагается обязательное участие обучающихся всего класса. Во внеклассной работе ребята принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по родному краю, школьные экспедиции, археологические раскопки, организация экспозиций школьного музея и другие виды краеведческой и поисково-исследовательской деятельности. Внеклассная работа является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся [37, с. 25]. Под внеклассной работой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения общеобразовательной программы начального общего образования [43, с. 58]. По словам докторов педагогических наук, профессоров кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» М.П .Воюшиной и Е.П. Суворовой внеклассная работа, так же как урочная, направлена на достижение трех групп образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных). Но структурное соотношение между этими группами различное. Во внеклассной работе на первый план выходит достижение личностных результатов, поскольку она создает условия для активной самостоятельной деятельности школьников, формирующей определенные качества личности. Метапредметные результаты зависят от степени реализации межпредметного взаимодействия в содержании программы и в организации внеурочной деятельности. Предметные результаты зависят от того, насколько внеурочная деятельность опирается на учебный материал по разным дисциплинам и совершенствует подготовку школьников в конкретной предметной области [39, с. 74]. Цель внеклассной работы: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Внеклассные мероприятия по краеведению позволяют ближе познакомиться с историей родного края, обогатить свои знания. Внеклассная работа, включая в себя разнообразные виды занятий, может носить различный характер: массовые внеклассные мероприятия является то, что в них могут принимать участия все учащиеся школы или отдельного этапа обучения, например, только начальная школа. Одним из видов массовых мероприятий являются праздники. Групповые внеклассные занятия. Это, прежде всего разнообразные кружки юных геологов, юных географов, юных натуралистов, юных лесоводов и т.д. Занятия кружков проводятся с определенной периодичностью, например раз в неделю или через неделю. Индивидуальная внеклассная работа. Эта работа более разнообразна, чем массовая и групповая, так как она в большей степени индивидуализирована, учитывает индивидуальные особенности детей, выполняется детьми более самостоятельно. Это могут быть самостоятельные посщения детьми музеев, выставок, ботанических садов, зоопарков и т.д.[ с. 243] Краеведческий материал помогают освоить экскурсии в музей и предприятия райцентра, по местам родного края, выпуски школьной «Краеведческой газеты», поисковая работа, и т.д. Важнейшее условие результативности краеведения – сочетание экскурсионных занятий; введение творческих заданий, которые способствуют формированию оценочных суждений. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию гражданственной нравственности и убежденности. Основные особенности школьного краеведения – общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер. Внеклассной работой по краеведению называют «деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, направляется учителем и содействует углублению знаний школьников в области краеведения, развитию их разнообразных интересов и способностей, формированию личности». Определяя задачи внеклассной работы, известный краевед-историк А. Ф. Родин справедливо утверждал, что она направлена на достижение «тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами». Внеклассная краеведческая работа в единстве с учебной позволяют оптимально решать проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащихся, стимулирует учителя в поиске средств и способов развития школьников с учётом их индивидуальных интересов и способностей. Внеклассная деятельность по краеведению имеет значительно больше возможностей по сравнению с уроком, позволяет учителю выявить психологические и возрастные особенности школьников, создаёт условия для полной реализации их потенциала, для формирования интеллектуальных и практических умений за счёт работы в библиотеках, музеях, и т.п. Внеклассная работа по краеведению различается по характеру деятельности: постоянная, систематическая; по длительности осуществления: в течение учебного года, нескольких лет (кружки, внеклассные чтения, создание школьных музеев); эпизодическая (встречи с интересными людьми, экскурсии, походы и т.д.). Л.К. Ерм....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: