VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Топонимика как средство развития активного словарного запаса у младших школьников во внеклассной работе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008154
Тема: Топонимика как средство развития активного словарного запаса у младших школьников во внеклассной работе
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

		«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

	Предпринимательский институт педагогики и психологии

	Факультет педагогики, социальной работы и физической культуры

	Кафедра дошкольного и начального образования

	

	

	Допускается к защите

	«___»  __________ 2017 г.

	 Зав. кафедрой ____________ 

	Алентьева Е.И.





БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

Топонимика как средство развития активного словарного запаса у младших школьников во внеклассной работе

 

	                                      Выполнила:

	                                                                     студентка 4 курса 

	заочного отделения ФПСР и ФК

	направления 44.03.01 «Педагогическое образование»

	профиль «Начальное образование»                                                                      

	Кабасова Д.М.  _____________

	Научный руководитель:

	                                                                   к.п.н., доцент кафедры ДиНО  

	Веденькина М.В.  _____________

	

	

	Астрахань – 2017

Содержание

Введение……………………………………………………………………..	3

Глава I. Теоретические основы развития активного словарного запаса у младших школьников…………………………………………………….	9

1.1. Развитие активного словарного запаса у младших школьников как педагогическая проблема…………................................................................        9

1.2. Понятие о топонимах……….………………………………………….       15

 1.3. Особенность методики изучения топонимики в начальной школе……..………………………………………………………………......      21

Выводы по первой главе………………………..……………………………    25

Глава II. Экспериментальная работа по изучению влияния топонимов во внеклассных занятиях на развитие активного словарного запаса у младших школьников…………………………………………………    	      26

2.1. Критерии и уровни развития активного словарного запаса у младших школьников во внеклассной работе ………………………………………        26

2.2. Проведение внеклассных занятий на развитие активного словарного запаса младших школьников и анализ полученных результатов……...      38  

Выводы по второй главе…………...……………………………………...         70 Заключение………………………………………………………………….      71

Список литературы…………………………................................................     74

Приложение………………………………………………………………..        78



















Введение

Актуальность работы. Проблема обогащения словарного запаса современных школьников на данный момент остается актуальной. Процесс научного прогресса вносит новые слова в наш язык, многие из которых непонятны и поэтому не находят места в лексиконе детей. Первостепенная задача учителей русского языка заключается именно в работе над расширением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.

 Обучение грамматике и чтению, изучение произведений писателей напрямую способствуют усвоению названий предметов и явлений окружающего мира. Многие из этих слов бывают близкими или противоположными по смыслу. 

Слово – важнейшая единица языка. Словами и их значениями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Все речевые высказывания складывается из слов (и их сочетаний), выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически (т.е. при помощи окончаний, предлогов, союзов и других средств). Чем богаче словарь человека, тем, следовательно, у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объем словаря, его разнообразие, его готовность и подвижность рассматриваются в методике как важное условие успешного развития речи.

Психолог Н. И. Жинский писал: «Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания»[55]. Именно поэтому речевое совершенствование определяет развитие мышления. Так сложилось, что между детским садом и школой все еще нет настоящей преемственности. Дети, которые поступают в школу, плохо владеют речью, у них недоразвиты мыслительные операции. Их зачастую обучают читать, а не рассказывать, запоминать, объяснять и воспроизводить. В первом классе на детей накладывается двойная нагрузка. 

Все 4 года начальной школы ведется словарная работа: во время работы над словом, словосочетанием, предложением,  обучения грамоте [55].

Одно из направлений работы по расширению лексикона детей младшего школьного возраста – изучение топонимов на уроках русского языка, окружающего мира, кружковых занятиях. 

Топонимика – это совокупность географических названий какой-нибудь местности страны. Люди постоянно встречаются с географическими названиями. «Невозможно представить себе жизнь современного общества без географических названий, – пишет известный специалист в области топонимики Э.М. Мурзаев, – они повсеместно и всегда сопровождают наше мышление с раннего детства. Все на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на которой он живет, город страна – все имеет свои имена» [33].

Во время работы с топонимами на уроках русского языка и на внеклассных занятиях, учитель одновременно развивает интерес у младших школьников к предметам: русский язык, история, окружающий мир. 

Изучение географических названий важно как в познавательном, так и в практическом отношении – ведь без них невозможно представить современную жизнь. Знание их имеет и огромное воспитательное значение: хорошее знание малой родины говорит о любви к ней. Глубокое изучение географических названий отдельных регионов нашей страны – один из путей осознанного восприятия родной природы, культуры, традиций русского народа, поэтому является необходимым звеном в воспитательной работе учителя начальных классов.

Лексикон детей младшего школьного возраста, конечно, постепенно расширяется – культурный кругозор, накопление жизненного опыта и развитие речи неразрывно связаны с изучением топонимов. Но нередко бывает и так, что ученик, узнавая из учебников о великих реках, озерах, горных массивах, огромных городах, о знаменитых, прославившихся чем-то местах, что разумеется, очень похвально, в то же время ничего не знает о родном селе, городе, улице, по которой он ежедневно ходит, о той речке, в которой он летом купается. Это происходит по разным причинам, в частности, по невежеству в этом отношении окружающих, в том числе и учителя. Хуже всего, если это происходит от равнодушия, безразличия к окружающему миру и к истории народа, к которому сам он принадлежит, а это может привести к бездуховности, к пустоте души. 

Поэтому изучение географических названий во внеклассных занятиях русского языка тоже представляется актуальным в настоящее время.

Цель работы – обогатить активный словарный запас у младших школьников во внеклассной работе путем изучения топонимов.

Задачи: 

1. Рассмотреть   активный словарный запас у младших школьников как педагогическую проблему.

2. Определить уровень владения топонимами.

3. Охарактеризовать  особенность методики изучения топонимики в начальной школе.

4. Определить критерии и уровни развития активного словарного запаса у младших школьников во внеклассной работе

5. Провести внеклассные занятия на развитие активного словарного запаса младших школьников и проанализировать полученных результаты

Объект исследования – развитие активного словарного запаса у младших школьников.

Предмет исследования – изучение топонимов на внеклассных занятиях по русскому языку в начальной школе.

Гипотеза: если при работе с младшими школьниками на внеклассных занятиях русского языка изучать топонимы, то словарный запас детей будет обогащен, при использовании таких заданий как: найдите и исправьте ошибки в предложениях; попытайтесь выдвинуть свои версии, почему так названы реки, города; придумать названия для классов и холлов школы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения о взаимосвязи деятельности и общения (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); идеи о развитии умений и навыков устной речи младших школьников (Н.Е.Богуславская, С.Ф.Жуйков, М.С.Соловейчик, О.В.Карпова, Н.И.Политова и др.).

Для реализации поставленных задач в работе применялись следующие методы: теоретические  (анализ, синтез, моделирование); эмпирические (наблюдение, сравнение, беседа, педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный); математические  методы обработки информации (процентное соотношение полученных данных).

Исследование проводилось в несколько этапов:

-  первый этап был посвящен теоретическому исследованию проблемы:  изучали и анализировали литературу по теме, сформулировали основную цель исследования, определили его гипотезу, задачи и методы;

- второй этап включал констатирующий эксперимент, который позволил выявить уровень словарного запаса детей младшего школьного возраста;  

-  третий этап заключался в проведении формирующего и контрольного эксперимента, который  был направлен  на  активизацию словарного запаса младших школьников во внеклассной работе; 

-  четвертый этап был направлен на анализ и  обработку результатов, полученных в ходе исследования и оформление бакалаврской работы.

Экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось в МБОУ СОШ № 11 МО «Ахтубинский район» в 3 классе. Всего в классе 28 человек.

Структура исследования: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, 4-х приложений. Объем бакалаврской работы - 80 страниц.



Глава I. Теоретические основы развития активного словарного запаса у младших школьников

1.1. Развитие активного словарного запаса у младших школьников как педагогическая проблема

Важнейшей задачей школьного курса русского языка является обогащение лексикона детей младшего школьного возраста. Необходимость в расширении словарного запаса младших школьников определена несколькими факторами: исключительная важность слова в русском языке, потребность в непрерывном пополнении словесного запаса и улучшении коммуникации между людьми с возможностью реализации понятийной, эмотивной, стилистической и грамматической функций речевой информации. 

Работа над расширением лексикона младших школьников привлекала внимание методистов и учителей русского языка еще в XIX в. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать младших школьников «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестных их памяти и непонятных их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа» [58].

Особенности речи ребенка многом определены его способностями к анализу речи людей старшего возраста, а именно тем, что он конкретно в состоянии извлекать из воспринимаемой им речи взрослых в плане ее грамматической, лексической, фонетической и другой организации [3].    А.Н. Гвоздев, исследуя процессы развития и формирования речи у детей, зафиксировал практическое усвоение родного языка детьми ко времени поступления в школу. Ученый отмечает, что в это время младший школьник уже в полной мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка [5]. Без особенных усилий младший школьник входит в речевые ситуации и ориентируется в контексте. К 6-7 годам дети с интересом самостоятельно расширяют свой словарный запас, анализируют употребление словосочетаний, усваивают типичные грамматические конструкции и формы.

Понятие «словарный запас» или «словарь» имеет несколько значений:

все слова, понимаемые и используемые человеком в собственной речевой практике. 

любой специально ограниченный список слов (например, словарь, глоссарий);

полный список слов какого-либо языка. Число таких слов, а также динамика словарного запаса являются важным показателем развития культуры нации, её творческого потенциала [21].

Л.В. Мардахаев дает такое определение понятию словарный запас: «Словарный запас – совокупность слов естественного языка, значение которых данное лицо понимает и может объяснить» [26]. Словарный запас человека распадается на два разряда: активный и пассивный словарь.        М.Р. Львов определяет названные понятия следующим образом: «Активный словарь учащегося – та часть его словаря, которая используется им в его самостоятельной устной или письменной речи: в диалогах, рассказах, пересказах прочитанного, в сочинениях и пр., т.е. без специального задания учителя употребить именно указанные слова. Пассивный словарь учащегося – совокупность слов, понимаемых им, но не употребляемых в собственной речевой практике [23].

Расширение лексикона у детей младшего школьного возраста (как активного, так и пассивного) считается одной из главных проблем обучения русскому в начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учеников. 

Содержание школьного обучения во многом определяет словарный запас учеников. Многие новые значения младшие школьники усваивают не только на практическом опыте общения со взрослыми, но и в ходе закрепления учебного материала [46]. 

Сфера усваивания новых слов - это сфера жизни младшего школьника: детская площадка, школа, кружки, новые игры и новые люди, все это в той или иной мере обогащает словарный запас школьника. 

Функционирование словарного запаса младшего школьника характеризуется несовершенством, оно проявляется в  неточности употребления слов и выражений, а так же в частом повторении одних и тех же слов [19]. Ученики младших классов, которые еще не овладели в полной мере русской речью часто не могут комбинировать слова так, как это принято в языке. Лексикон ребенка быстро расширяется, количество слов, которые использует ребенок от 4000 слов увеличивается до 75000 к 10-11 годам [24].

Отмеченные особенности лексики детской речи, по мнению             А.Н. Матвеевой, позволяют наметить пути ее развития: «Словарь младших школьников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнении значения имеющихся слов, развитие значений слов, понимание переносных значений); развитие словаря должно идти также по линии осмысления и употребления лексики» [28].

К.Д.Ушинский определил значение русского языка: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» [58]. Слова дают возможность понимать природу, знакомят с характером людей, которые окружают ребенка, с обществом, в котором он живет, с его историей. С помощью родного языка ученик понимает и усваивает народную поэзию, дает логические понятия и философские воззрения. 

Содержание и красочность русской устной речи младших школьников зависит от богатства его словарного запаса. Подчеркивая значение развития «дара слова» для формирования мыслительной деятельности школьника и для всего дальнейшего обучения, К.Д. Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета» [2].  

Основными условиями для успешного развития речи у детей младшего школьного возраста являются: развитие физиологических механизмов речи; потребность в общении, выражении мысли, наличия речевой среды, питающей развивающуюся речь дошкольника, учащегося языковыми средствами, наличие существенного значимого материала, составляющего содержания речи; овладение теоретическими знаниями о языке, его закономерностях, постоянное корректирования речи, подчинение ее изучаемым правилам, овладение культурной речи. Развитие речи неотрывно от развития мышления и само способствует ему. Развитие речи может быть стихийным, но такая речь зачастую оказывается неправильной и бедной. Поэтому разработана и используется в школе система развития речи младших школьников. Она включает организацию речевых ситуаций, речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связная речь), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи. Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразованию, стилистики, на теорию речи и текста, которые не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития русского языка [11].

Особенностью словарной работы в школе является то, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. На уроках русского языка (особенно чтения) школьники учатся с помощью средств языка приобретать знания об окружающем их мире природы и общества. Младшие школьники учатся наблюдать, думать и выражать в правильной словесной форме мысли о прочитанном, пережитом. Таким образом, уроки русского языка благоприятствуют расширению лексикона школьников, учат их структуре речи. Младшие школьники, которые усваивают курс русского языка на уроках грамматики и правописания, узнают все больше слов, обозначающих, действия, предметы, свойства и признаки окружающей среды и новые термины [43].

Эффективным методом для решения задачи расширения активного словарного запаса у младших школьников в условиях современного урока является интерактивный метод обучения, способствующий взаимодействию учителя с учениками и всех учащихся друг с другом. В процессе интерактивного обучения идет обмен знаниями, идеями младших школьников, что переводит деятельность младших школьников на более высокие формы сотрудничества.

Для дальнейшего выбора учителем средств и методов расширения лексикона детей необходимо изучить исходный словарный запас, активный на данный момент. Следуя задаче и учитывая уровень школьников, педагог разрабатывает эффективную технологию. Очень важно, чтобы педагог учитывал в своей деятельности особенности речевого развития младших школьников, достаточность активного словарного запаса для решения коммуникативных и познавательных задач, ошибки младших школьников в подборе синонимических, антонимических, топонимических и прочих сочетаний.

Для диагностики уровня сформированности активного словарного запаса у младших школьников можно использовать методики: «Выявление активного словарного запаса учащихся» И.Н.Садовниковой [47] и «Экспресс – диагностика речи младших школьников»  М.В.Бажановой [1].

Целенаправленная работа с младшими школьниками, которая основана на расширении их словарного запаса, внимании к лексическому значению слов и использованию синонимов, антонимов и топонимов в речи, благоприятно сказывается на результативности обучения, на личностном развитии младших школьников.

Важно, чтобы учитель регулировал процесс усвоения новых слов и таким образом облегчал его для младших школьников, поскольку стихийность детского развития не обеспечивает правильность и полноту усвоения слов [27].

Можно с точностью сказать, что овладение родным языком, богатым и красочным, является важным приобретением ребенка в младшем школьном возрасте. Овладение родным языком - важнейший элемент формирования личности школьника, учитывающий аспекты принятия ценностей родной культуры, ее нравственных и эстетических составляющих  [10].

Умение выбрать и употребить слово в необходимом ему значении в зависимости от темы высказывания, от ближайшего словесного окружения, от соседства с другими словами - один из первых и важных шагов в развитии лексической культуры и вообще речевой культуры младших школьников. К школьникам впервые приходит  понимание, что означает говорить или писать на ту или иную тематику, пользоваться богатством языка.



1.2. Понятие о топонимах

Наиважнейшим элементом краеведческой и лингвистической работы является топонимика. Это средство стимулирования интереса к постижению прошлого и подлинного путём поиска познавательного материала, также связей между географическими условиями местности и отражением их в географических наименованиях. Такой топонимический материал не может не вызывать живой интерес у младших школьников.
Знаем по себе, что младших школьников волнуют происхождение географических наименований родного края, наименований больших географических объектов, которые слышим из окружающей информации, история появления исторических монументов, роль города либо села в историческом становлении страны.

Из статей в журнале «Начальная школа» следует, что увеличенный интерес младших школьников вызывают уроки русского языка и чтения с краеведческим уклоном. Также в календарном планировании дозволено предусматривать уроки русского языка, где тексты для изложений и диктантов содержат краеведческий материал.

Ясно, что топонимия интегрирует в себе материал географии, словесности в исходной школе, что создаёт его специальную методическую ценность.

Топонимы как итог общественного знания появляются в процессе освоения объектов географической среды с этноязыковым составом населения. 

Они образованы от самых различных до топонимических именований, в том числе от обыкновенных нарицательных слов. Именами географических объектов становились слова, обозначавшие физико-географические особенности ландшафта либо определенного пункта той либо другой местности. Такого рода характерологическое наименование приобретало ранг собственного имени. В то же время много случаев, когда топоним отражает качество именуемого места. 

Знаменитый исследователь А.И.Попов писал: «Многие факты топонимики получают надлежащее объяснение только при привлечении весьма значительного и многообразного материала – лингвистического, исторического и географического» [40]. Подмеченное А.И.Поповым пограничное расположение топонимики на стыке географии, языкознания и истории определяет крупные вероятности по осуществлению самых широких межпредметных связей в процессе применения топонимического материала. Межпредметные связи – это нужное условие удачного обучения. Познания по смежным предметам расширяют границы вероятностей учащихся скорее и правильней находить путь к усвоению нового.

Значение топонимической науки, постигающей одну из значимых подсистем лексико-семантической системы русского языка, огромно. Ее важность абсолютно очевидна и тогда, когда предметом изыскания являются территориальные нерусские наименования.

Раздел лексикологии, постигающий топонимы (место – имя), именуется топонимикой. 

В лингвистическом энциклопедическом словаре дается следующее определение топонимики: 

топонимика, и, ж. (спец.) 

1. Совокупность  названий (топонимов) на какой-либо территории. Основное значение и главное  назначение географического названия  –  фиксация места на поверхности Земли.

2. (От др. – греч. topos – место и onoma – имя, название) – наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое  значение, развитие, современное состояние, написание  и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трех областей знаний: географии, истории и лингвистики [20].   

Топонимика – наука о географических наименованиях (топонимах), их системе топонимии, об истории их происхождения, становлении и современном состоянии, об их смысловом значении, лексическом составе, грамматическом оформлении и фонетике, об их написании, произношении и передаче с одного языка на иной. В область топонимики входят также вопросы, связанные со сбором наименований, их классификацией и утилитарным применением, вопросы первичного названия географических объектов и их переименования. Топонимика постигает географические наименования, а также их происхождение, эволюцию, смысловое значение, распространение, повторяемость МОДСЛИ [30].

Происхождение географических наименований тесно связано с социальной жизнью и языками народов, населявших те либо иные местности. В течение тысячелетий менялись исторические данные, языки и народы следственно ни в одной стране нет единообразной географической номенклатуры. Она создавалась понемногу и является многослойным образованием, неизменно состоящим из разновозрастных и разноязычных элементов, искаженных временем, измененных в итоге воздействия новых языков, новых насельников [31].

Исследователь Э.М. Мурзаев подмечает, что географические наименования появились из терминов в итоге непосредственного общения человека с окружающей его средой, не говоря теснее о том, что изначально названия не могли относиться к категории собственных имен. Только со становлением социума понемногу складывалась и система географических наименований как одна из лексических категорий языка [32].

Следует помнить, что географические наименования возникли не нечаянно, а в итоге осмысленного процесса номинации, на основе определенных знаков, отражающих исторические и географические реалии. Номинация традиционно происходит в процессе привязки начального всеобщего представления определенному адресу. Эта привязка неизменно единична и следственно неповторима в том кругу, где она появляется [12].

Основные типы номинации аналогичны для всех народов. Всякое имя имеет свою первоначальную мотивировку, которая со временем утрачивается. Процесс имянаречения происходит при разных ассоциациях [51].

Большинство топонимов образовано от имен нарицательных, определяющих природные особенности объекта, какую-либо выдающуюся характерную его черту либо явление, расположение в пространстве [13].

Географическое наименование прежде всего слово, правда и не всегда сохранившее значение. Впрочем невозможно уравнивать обыкновенные слова с топонимами, зачастую не несущими смысловой нагрузки и отвечающими только служебной задаче обозначению данного географического объекта. Они владеют большей номинативностью [6]. В итоге на определенном этапе в обществе появилась надобность обобщения, картографирования опорных географических наименований, а в последующем их постижения научными способами разных дисциплин.

Проблема номинации процесс и намеренно оформленный определенный материал присвоения имени объекту и его представления коллективу, обществу изучалась ономастикой [38], включающей омонимию, этнонимию, топонимию, лингвонимию и др. 

Создание географических наименований перманентный языкотворческий процесс. В народной речи постоянно происходит процесс номинации объектов. Исторический аспект топонимических изысканий полагает обзор исторического фона, на котором складывались и формировались ономастические системы. При этом учитывается историческая последовательность событий и возникновение отдельных имен [52]. Значимая роль топонимики для исторической науки объясняется исторической обусловленностью географических наименований, которая проявляется, прежде всего, в смысловом значении слова. Топоним – это исторический монумент, тот, что несет в себе массу зашифрованной информации, оригинальная связь между поколениями. Всякая историческая эра характеризуется своим топонимическим пластом, у которого были свои особенности физической и духовной культуры. При обзоре топонима решается ряд определенных исторических задач. Скажем, устанавливается возраст населенного пункта, уточняется этимология географического наименования и т.д. [15].

Возникновение и дальнейшие метаморфозы географических наименований неразрывно связаны с историей становления социума. Привлечение ряда карт, сделанных в разное время на одну и ту же территорию, разрешает проследить метаморфозы, происшедшие с течением времени в географических наименованиях, выявить динамику топонимических явлений. Сравнение допустимо большего числа написаний одного и того же наименования, засвидетельствованных источниками разной давности, в ряде случаев разрешает освободиться от искажений, накопившихся в процессе становления топонима, приблизиться к его начальной форме [35]. 

Изучая историю создания топонимов, восстанавливается процесс их становления в обратном порядке, тот, что они проделали, прогрессируя во времени. Данный ретроспективный обзор тем труднее, чем древнее топоним. Форма топонима с течением времени меняется, меняется и географическая среда, и сам объект, и нрав его применения [54].

Следует упомянуть о топонимическом пространстве, которое заполнено в сурово установленных местах наименованиями определенных типов, при этом всем поколению известны не только свои современные географические наименования, но и наименования предыдущих эпох, и топонимы зарубежных стран. От того что основное предназначение топонимов регионально фиксировать объекты, в представлении всякого человека определенное географическое наименование связано со знаменитым местом и эпохой. Это пространственное разделение топонимов разрешает им быть представителями и хранителями существенной культурной информации [53].

Роль топонимов в исторической науке А. Жучкевич сопоставлял с ролью остатков материальной культуры. Как первые, так и вторые дюже неполны, не неизменно сохраняются, кое-что может оказаться случайным. На основании немногих данных отдельных слов делаются трудные построения, которые восстанавливают утраченные звенья истории [14].

Географические наименования при этом продолжают служить человеку, удовлетворяют его экономические и культурные спросы, в большинстве случаев помогают верно осмыслить свои общественные представления и отношение к природе, и верно локализовать их [34].

Значение всякого географического наименования – это определённый географический объект на карте (настоящий либо мнимый, как может быть в художественной литературе). Лингвистически это требует разъяснения.

Значение топонима, как и всякого слова, – отношение не к самому обозначаемому объекту, а к образу его в нашем сознании. Это дюже значительная разница. Связь между топонимом и объектом невозможно представлять как непосредственную, она трудна, опосредствована. Довольно напомнить, что к выражению «топоним обозначает объект» нужно относиться как к выражению «заход солнца».

Интересно происхождение наименования, его этимология. Но топоним основное, а этимологическое значение может и не сохраниться. Названия рек, как и наименования гор, касательно устойчивей других. Им удаётся избежать превратностей истории, которым так подвержены наименования населённых пунктов. Наименования населённых пунктов тесней втянуты в историческую борьбу, непосредственней зависят от нее и энергичней служат ей, тогда как наименования природных объектов нейтральней и потому исторические метаморфозы поменьше затрагивали их. Разная степень стабильности побуждает при изыскании топонимии отдалённых периодов выбирать наименования природных объектов. Впрочем данный закон невозможно считать безусловным – так много из него исключений.



1.3. Особенности методики изучения топонимов в школе

Наиважнейшим элементом работы на уроках и внеклассных занятиях является топонимика, которая считается прекрасным средством стимулирования к изучению прошлого и настоящего края путем поиска связей между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях. Практика показывает, что топонимический материал вызывает большой энтузиазм у учащихся начальной школы: дети постоянно задают вопрос о возникновении географического наименования.

Проведенный опрос среди воспитанников 3 класса одной из школ показал, что 90% детей желали бы выяснить больше об истории собственного поселка, о его заглавии, об особенностях языка. 

Таким образом, материал топонимики дает большие способности для развития познавательного интереса младших школьников, а, следовательно, и их мышления. Кроме позитивного воздействия на формирование познавательного интереса, как отмечает Е. М. Поспелов, использование топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи младших школьников, так как правила написания и произношения географических названий также входят в ведение топонимики.  [42]. В его в методическом пособии для учителя под названием «Топонимика  в школьной географии» отмечает связь топонимики как материала для изучения не только на уроках географии, но и на уроках русского языка, истории, иностранного языка. Благодаря  применению географических названий образовательные, воспитательные и развивающие задачи могут быть реализованы не только на уроке, но и во внеурочное время.

Усвоение географических названий вызывает огромные затруднения учащихся, благодаря  методике вырабатываются разные приемы, помогающие запоминанию топонимов. Рассмотрим некоторые из них, предложенные Е. М. Поспеловым [42]:

	Четкое и правильное произношение впервые встречающихся названий. 

	Сопровождение топонима географическим термином, определяющим род объекта (море, река, озеро, гора, хребет, город и т.д.).

	Запись наиболее трудных названий учителей на доске, учащимися в тетради.

	Многократное повторение изучаемого названия на уроке.

	Раскрытие учащимся смыслового содержания названий.

Все перечисленные приемы Е. М. Поспелов предлагает для средней школы, но, на наш взгляд, они могут быть использованы и в начальной школе.

Правила произношения и написания географических названий находятся в ведении топонимики, благодаря использованию на уроках топонимического материала, оно может способствовать повышению уровня общей грамотности и культуры речи младших школьников. Так, на уроках русского языка преподаватель может применять дидактические материалы, составленные на базе топонимического материала (диктанты, упражнения, тексты для списывания и т.д.) [18].

Топонимическая номенклатура любого края России даёт возможность сделать упражнения в правописании маленькими путешествиями по родному краю и городу. В работе по теме «Городская топонимия как учебник иностранных языков» И.Потехиной собраны десятки иноязычных слов на вывесках – парикмахерская «Куафер», молочный завод «Лактис», магазин «Адепт», «Парадиз», «Престиж», «Вояж» и др. Обращая внимание школьников на эти наименования, преподаватель указывает, что вокруг нас немало слов из различных языков и знать такие слова, знать, где можно справиться об их смысле, – это условие культурного существования в родном городе. Это способствует школьнику и в освоении учебных дисциплин, и в культурном освоении своего родного города, своей страны и времени, в котором он живёт. В этом проявляется вспомогательная роль топонимики. 

Кроме позитивного воздействия на формирование познавательного интереса, изучение топонимики способствует увеличению уровня общей грамотности и культуры речи младших школьников, так как правила написания и произношения географических названий также входят в ведение топонимики. Этот материал даёт большие возможности для развития познавательного интереса младших школьников и их мышления, а так же обогащает активный запас слов.

Во время разбора и ан.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44