VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование экологической кульуры школьников во внеклассной работе по курсу окружающий мир

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007249
Тема: Формирование экологической кульуры школьников во внеклассной работе по курсу окружающий мир
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

филиал в г. Дербенте





Факультет  информатики и  биологии

Кафедра естественнонаучных дисциплин







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Сефиханова Эсмира Абдуловна 



«Формирование экологической кульуры школьников во внеклассной работе по курсу окружающий мир» 









Руководитель - к.б.н.,

доцент. Р.Р. Алибеков 











	Работа допущена к защите______________________________

	Заведующий кафедрой _________________________________

	Дата представления____________________________________ 

	Дата защиты__________________________________________

	Оценка_______________________________________________

	

	                                           

	

	ДЕРБЕНТ - 2016 г.

	

	

	

	СОДЕРЖАНИЕ

	ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

	ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ К ПРОБЛЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАСНОЙ  РАБОТЕ ………………………………………………..……7

	1.1 Концепция современного экологического образования в школе 21 века…………………………………………………………………………………7

	1.2 Методика внеклассной работы, направленная на экологическое воспитание учащихся…………………………………………………………....28

	ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТ ……………………………………43

2.1.  Определение уровня  знаний и умений экологического  воспитания и культуры…………… …………………………………...………………….……43 

	2.2 Разработка дидактического материала направленного на формирование экологической грамотности……………………………………………………..47

2.3. Трудовой  процесс, как одна из форм воспитания  учащихся ...………...55

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................64

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..67




ВВЕДЕНИЕ 

	Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосфера и гидросфера загрязняются отходами производства. Началось загрязнение околоземного космического пространства частями разрушающихся космических аппаратов.

	По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А.Рыков, Г.А.Ягодин, С.О.Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа. В Госстандарте общего образования (2012 г.) среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение [13, с.51]. 

	Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.

	Теоретической базой подготовки учащихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум знаний по экологии, который предусмотрен программой по ознакомлению с окружающим миром и другими учебными предметами в школе.

Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на природоведческие вопросы, интересующие детей. Проведение внеклассной работы, направленной на всестороннее развитие личности младшего школьника, способствует более прочному освоению изученного материала на уроках, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания. [15,с.45-48].

	Проблемы экологического образования и воспитания исследовались И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, Л.П.Симоновой и др. Этими авторами раскрываются цели, задачи, условия экологического воспитания.

	Характеристика содержания, средств, форм и методов экологического воспитания учащихся отражена также в работах А.Н.Захлебного, Н.В.Добрецовой, А.В.Миронова, И.Т. Суравегиной, Л.П. Симоновой и др.

	Особенности формирования у школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф.Виноградовой, А.В. Миронова, А.А.Плешакова, Л.П.Симоновой и др.

	Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического образования отражено в работах Л.И. Божович, А.И. Леонтьева, В.Н. Мясницова и др.

	Вопросам экологического воспитания школьников во внеклассной работе посвящены исследования В.М. Минаевой, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Т.И Тарасовой и др., в которых показаны традиционные формы и методы экологического воспитания. В настоящее время в школе широко применяются инновационные технологии. Это значительно расширяет возможности внеклассной работы в воспитании экологической культуры учащихся. Но методика внедрения их в практику в литературе отражена, на наш взгляд, недостаточно. Поэтому актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование компонентов экологической культуры младших школьников во внеклассной работе по курсу «Окружающий мир».

Цель выпускной квалификационной работы – разработать содержание, формы, методы и приемы внеклассной работы по курсу «Окружающий мир», направленной на формирование такого компонента экологической культуры школьников как экологическая воспитанность.

Объект исследования – внеклассная работа по курсу «Окружающий мир» как средство формирования экологической воспитанности учащихся в школе 21 века.

Предметом исследования является сформированность экологической воспитанности школьников.

Нами была выдвинута гипотеза – эффективному формированию экологической воспитанности школьников во внеклассной работе по курсу «Окружающий мир» способствует:

		включение учащихся в исследовательскую и практическую деятельность;

		организация игровых и творческих форм работы экологического содержания;

		проведение с учащимися экологических акций.

Опираясь на цель, объект, предмет, гипотезу исследования, нами определены основные задачи исследования:

	Изучить и провести анализ педагогической и методической литературы по проблеме формирования экологической культуры школьников.

Выявить уровень сформированности экологической культуры учащихся.

Разработать комплекс внеклассных мероприятий, способствующих формированию экологической культуры школьников.

Апробировать разработанный комплекс мероприятий в практике школы.

Проверить эффективность предложенного дидактического материала внеклассной работы в повышении уровня экологической культуры школьников.

Для достижения поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовались следующие методы исследования:

		изучение методического наследия по исследуемой проблеме

		анализ и обобщение опыта работы школы;

		анкетирование учащихся;

		наблюдение за поведением школьников в природе, за их отношением к ней;

эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

статистическая обработка полученных данных.



	
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ К ПРОБЛЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАСНОЙ  РАБОТЕ 

	1.1 Концепция современного экологического образования в

	школе 21 века

	21 век – век высоких технологий и общество связывает глубокие преобразования именно с этим периодом. 

 	Все страны в той или иной мере сталкивались и сталкиваются с тяжелыми проблемами, связанными с жизнью и поведением людей: повсеместно заметен рост иных настроений по отношению друг к другу к окружающим ценностям в семье в школах, на улице, к ценностям природы – в общем если не наступил, то наступает «кризис биосферы». 

Общий кризис общества негативно сказывается на всем населении страны, но, прежде всего на молодых поколениях, тех, кто особенно нуждается в поддержке, защите и внимании.   Одним словом, мы живем в эпоху возрождения и возвращения к истокам, к изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами.

 Выходом из сложившейся ситуации может стать радикальная перестройка деятельности человека в соответствии с естественными законами жизни биосферы [31, с.41]. 

В последнее время все чаще проблемы образования и механизма  регуляции экологически значимой деятельности человека связывают с формированием  экологического мировоззрения, в основе которого лежат ценностные установки и ориентации, направленные на сохранение, восстановление и рациональное использование природы. 

 Важнейшей характеристикой экологического мировоззрения является субъективное восприятие природных объектов. Формирование субъективного отношения к природе у взрослого сознательного населения сопряжено с определенными трудностями, поэтому основную  работу в этой сфере необходимо начинать именно с молодого поколения, сознание которого не отягощено в такой мере, как у взрослых антропоцентрическими и технократическими установками. Следовательно, формирование экологического мировоззрения учащегося становится важной эколого-педагогической задачей  на современном уровне получения экологического образования в стенах школы. 

      Каждая эпоха выдвигает свой тип идеального человека, определив тем самым стратегическую задачу образования. Его мы представляем самостоятельно формулирующим свою личность и ограничивающим себя от внешней зависимости, умеющим целостно воспринять мир. Перед образованием стоит благородная и трудная задача - воплотить этот идеал в жизнь. 

      Основной причиной кризиса в России в сфере образования является недостаточная подготовленность преподавателя и студента высшей школы к рефлексивному взаимодействию, которая требует особой организации образовательного процесса. Следует помнить, что у каждого человека мир рефлексии разнообразен и индивидуален. Не всегда рефлексия может быть положительным фактором, т.к. постоянный взгляд на себя со стороны, и бесконечные сомнения и колебания могут разрушать собственную деятельность, сам процесс рефлексии сложен, т.к. вопросы, задаваемые самим себе, не всегда имеют ответ. 

      И тем не менее, рефлексия- это способность человека осознавать собственную деятельность, видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их и, таким образом, производить культурные ценности определять место в этом мире, знать свои возможности, человек благодаря рефлексии, может менять отношение к прошлому.  

      Для полноценной жизни в обществе современные человек должен уметь получать, хранить обрабатывать и использовать информацию с помощью средств информационных и коммуникационных технологий. 

      В условиях модернизации российского высшего профессионального образования качество подготовки специалистов в области информационных технологий (педагогов в разных областях) является определяющим фактором поддержания структурных изменений в экономике и одним из условий включения России в Болонский процесс. 

     Потребность в специалистах, владеющих информационными технологиями, ощущается практически во всех областях производства и экономики, поэтому является актуальной задачей профессионального образования. Это нашло свое отражение в «Концепции модернизации российского образования до 2010 г.».

      Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку "ручные методы" без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. 

      Новые информационные технологии в преподавании биологических дисциплин, также имеют определенную перспективу. К примеру, при рассмотрении определенных микропрепаратов, вскрытий животных, один микроскоп и ручная лупа становятся недостаточными техническими средствами обучения, т.к. глубинное изучение и анализ определенных животных структур необходимы новые технические материалы. К таким на сегодняшний  день можем отнести более усовершенствованные микроскопы (Микмед 5, Биомед 3-6)  которые можно соединить к компьютеру или к интерактивной доске и иметь широкое представление рассматриваемого препарата [21, с.65-68]. 

      Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничивается в средствах представлениях информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний. 

      Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления студентов с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде.  В современной высшей школе должны широко использоваться с этой целью экранные технические средства в паре с компьютерами. 

      Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др. 

      В век высоких технологий и материальных благ, изучение таких дисциплин, как зоология беспозвоночных, зоология позвоночных, ботаника, гистология, эмбриология и т.д. в рамках четырех голых стен и в лучшем случае с 2-3 плакатами должно отойти на второй план, что к большому сожалению не делается. 

      На мой взгляд, для реализации такой образовательной проблемы в высших учебных заведениях должны разработать программу, в которой должна выделяться следующая задача: использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки и сопровождения. 

      В решении этой задачи разработка основ внедрения информационных технологий в процессе обучения, а также готовности педагога к их использованию в своей профессиональной деятельности является основной проблемой теории и методологии высшего образования. 

      Для студентов учебная деятельность является серьезным испытанием, показывающим уровень подготовки и одновременно школой мастерства, в которой они делают первые попытки в самореализации; овладевают операционными структурами будущей профессиональной деятельности, опытом практической деятельности при условии последовательного формирования профессиональных умений. 

      Новые информационные технологии (НИТ) в обучении представляют мощное средство повышения производительности умственного труда, позволяющего найти кардинальные решения педагогических проблем и обеспечить оптимальное управление учебным процессом. 

      Главное свойство НИТ состоит в том, что они представляют практически неограниченные возможности для самостоятельной и совместной творческой деятельности преподавателей и студентов. 

      НИТ являются тем инструментом, с помощью которого педагоги смогут качественно изменит методы и организованные формы своей работы, полнее развивать индивидуальные особенности студентов, осуществлять постоянное динамичное обновление организации учебного процесса [2,63-69]. 

      НИТ способствуют переходу к определенному типу деятельности педагога, основным принципом которого является выработка потребностей и умения самостоятельно приобретать знания и навыки с помощью информационных технологий, отбирать профессионально важную информацию для решения профессиональных задач в образовании. 

В настоящее время в целях предотвращения экологической катастрофы первостепенное внимание уделяется экологическому образованию школьников. Оно становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды — все это создает угрозу существования самой жизни на Земле. Только в конце XX века человечество осознало всю пагубность своего бездумного «хозяйствования» на Земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

И.Д. Зверев, Б.Г. Йоганзен, В.М. Минаева, Н.Н. Моисеев считают, что экологический кризис на планете в конце концов «победит» не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования [19, с.78]. Важным принципом этой системы является непрерывность экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: детский сад — школа — вуз (колледж, техникум, училище) — послевузовское образование. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет второе звено — школа, а в школе — начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования [10, с.125].

В Концепции экологического образования под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Л.П. Симонова в своей статье «Этические беседы по экологии с младшими школьниками» в экологическом образовании выделяет следующие аспекты:

		научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младшего школьника к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними. Для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношений детей к своему дому – природно-социальному окружению. 

		ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Данный аспект является ведущим в содержании образования вообще, а экологического образования в особенности. Для сохранения жизни на нашей планете, здоровья человека необходима благоприятная окружающая среда. Поэтому развитие цивилизации ориентировано на совершенствование личности, формирование гуманистических идеалов, новой системы ценностей:

	- жизнь во всех ее проявлениях как высшая ценность;

	- человек как компонент сложной системы, которую изучает экология;

	универсальные ценности природы;

	- ответственность за развитие биосферы и человеческого общества.

		нормативный аспект содержания экологического образования – это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали – показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью. Основы экологической культуры, как любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

		практически - деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность – конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В тоже время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с природой. Следует отметить, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо учить, что и как делать [7,с.98].

И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина, Л.П.Симонова и др. считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения является начальная школа. Конкретная цель экологического образования школьников может быть сформулирована следующим образом: становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Эта формулировка опирается на такие психофизиологические особенности школьников, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость; стремление овладеть методами изучения природного и социального окружения, правилами и нормами поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным обитателям [17, с.45]. 

В целевой установке экологического образования отмечена и такая специфическая особенность – неразрывное единство чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека как важное условие становления у детей элементов экологической культуры. 

Следовательно, стратегическая цель экологического образования в начальной школе, как отмечают специалисты, предполагает планируемый результат: идеал – модель выпускника начальной школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:

		обучение – формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

	воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;

	развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.

Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т. е. воспитание у школьников экологической культуры. 

В статье «Формирование экологической культуры» С.В. Лескова говорит о том, что истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. Наши предки поклонялись духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью, осознавали свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям [14, с.23].

С.Н. Глазачев рассматривает экологическую культуру с позиции культурологии. Под экологической культурой он понимает такое осознанное отношение к природе у человека, которое обеспечивает сохранение, обогащение окружающей среды и создает благоприятные условия для жизни и совершенствования человека; это мера и способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержание ее целостности 

Педагогами экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды. Например, Л. П. Симонова характеризует человека, овладевшего такого рода культурой, как личность, подчиняющую все силы своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботящегося об улучшении окружающей среды, не допускающего ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий окружающей среды [16, с.213].

В. Стаценко и Г. Петрова рассматривают особенности младшего школьного возраста. По их мнению, младший школьный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачек, в значительной степени опережающий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем выражающейся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру. Он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевать в своем мироощущении расстояние от «я - природа» до «я и природа».

У ребенка в этом возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, происходит накопление личностью опыта по взаимодействию с окружающим миром, что приводит к формированию прочной наглядно-образной картины мира, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем.

Формирование экологической культуры школьников происходит в процессе воспитания. И.В. Цветкова выделяет три уровня формирования экологической культуры.

Первый уровень включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы (цветущий сад, краски осеннего неба, закат солнца и т.д.).

В работах методистов по природоведению Н.Ф. Виноградовой, Г.Н. Аквилевой, З.А. Клепининой и др., отмечается, что в этом процессе огромную роль играет не только беседа педагога по ходу любования природой на экскурсии, но и произведения устного народного творчества, литературы, музыки, живописи, других видов искусства. Ближе и дороже становится ребятам родная природа, если прямо в лесу провести праздник, соревнование. Произведения искусства нельзя рассматривать только как иллюстрационный материал к картинам и «настроению» природы. Они в какой-то мере действительно служат иллюстрацией, но в основном призваны формировать экологическую культуру ребенка, которая включает в себя гуманное отношение к природе, и чувство ответственности за ее судьбу как наивысшую человеческую ценность.

Второй уровень предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе. Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное. Загородные прогулки, экскурсии, турпоходы должны стать для учащихся школой любви и активного отношения к природе. 

Показателями сформированности экологической культуры ребенка младшего школьного возраста на втором уровне, как считает И.В. Цветкова, являются следующие:

		ребенок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиции хорошо – плохо;

		с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

		эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества: рассказ, рисунок;

		старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте;

		проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, растениям и животным;

		пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде [9, с.113].

Третий уровень сформированности экологической культуры проявляется в том, что школьник осознает и отражает в деятельности принцип рачительного отношения к природе, ее ресурсам, формирует умение решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды, укрепляет стремление сохранить красоту природы и приумножать природные богатства.

На этом уровне личный опыт ребенка пополняется новым содержанием:

		анализом наблюдения за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния;

		сознательным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде;

		действительной заботой о представителях растительного и животного мира;

		использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности;

		воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

О показателях сформированности экологической культуры ребенка на данном уровне можно судить по следующим проявлениям:

		соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку: ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

		выражена потребность в заботе о тех или иных представителях растительного и животного мира;

		ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

		доброта, отзывчивость и любовь к окружающим людям, природе сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

В концепции экологического образования в Российской школе, разработанной в 2004 году, указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности предполагает:

—формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек — природа — общество;

формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

воспитание ценностных ориентаций экологического характера;

формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;

участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении. П.П. Блонский писал, что есть старое, но удачное сравнение, в котором развитие ребенка сравнивается с ростом семени, а среда – с почвой, влагой и т.п. Как почва и влага для растения, так и благоприятная среда для развития ребенка имеет огромное значение: в плохой среде ребенок уродуется и чахнет. Но каждое семя требует своей почвы и той или иной влажности, и при уходе за растением надо считаться с тем, какое это семя, каковы законы его роста. И отношение растения, как всякого живого существа, к среде активно. Оно берет и усваивает из среды одно и не принимает другого. Оно само в свою очередь влияет на среду и создает ее. В несравнимо более активной форме то же делает ребенок.

		На рубеже XX и XXI веков видные ученые в области экологического образования: А.Н.Захлебный, А.Ю. Либеров, Н.Н. Моисеев, Н.В. Мамедов, Д.Н.Кавтарадзе, Н.В.Добрецова, Н.В.Скалон, Л.П.Симонова, И.Н.Пономарева, И.Т.Суравегина, А.Д.Урсул и др. переосмысливают основные положения концепции общего экологического образования. Раздаются голоса ученых, ратующих за более сбалансированное культуросообразное образование, предлагают преодолеть господство одностороннего «знаниевого» подхода, потеснить знания в пользу деятельностного подхода, позволяющего продуктивнее усваивать компоненты содержания экологического образования, сделать его более практикоориентированным, пригодным для использования в повседневной жизни каждым выпускником школы. В связи с этим следует больше внимания уделять практикумам в окружающей природной и социальной среде, проблемным ситуациям и задачам, их решению, что требует тесного взаимодействия урочной, внеурочной и внеклассной работы в школе [5, с.84].

В 1992 году на конференции в Рио-де-Жанейро была принята Концепция Устойчивого развития и за прошедшие годы стала одной из наиболее влиятельных стратегий развития человечества. Она принята 179 странами мира. Также следует отметить, принята еще новая концепция в 2016 году в сентябре месяце во Франции. Важное место в реализации стратегии устойчивого развития отводится образованию для устойчивого развития, над проблемами которого в настоящее время задумываются многие специалисты.

А.Д.Урсул приводит толкование понятия «устойчивое развитие» и свой взгляд на образование для устойчивого развития. Под устойчивым развитием понимается развитие, обеспечивающее:

		сбалансированное решение демографических проблем;

		решение социально-экономических задач;

		сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.

Сущность устойчивого развития заключается в сохранении человечества и биосферы Земли благодаря значительному уменьшению антропогенного давления на нее. Устойчивое развитие как новая социоприродная форма развития ориентировано на формирование ноосферного будущего, она изменит все сферы деятельности людей, в том числе и образование. Образование, по мнению профессора Урсул А.Д., потребуется не модернизировать, а трансформировать, т.е. необходимо создание новой модели образования XXI века в целом. 

Современное образование автор характеризует как информационно - коммуникативное, передающее информацию, накопленную предыдущими поколениями, другим, следующим поколениям. Сегодня прогнозируется, что во всей образовательной системе мирового сообщества должен произойти кардинальный переворот, поворот к будущему, определяемый целями устойчивого развития. Сознание человека должно быть ориентировано на будущее, для этого необходимо формировать экологическое сознание людей в качестве доминирующей составляющей будущего ноосферного мышления. Чтобы изменить сознание и культуру действий большинства населения планеты, потребуется интенсификация общего экологического образования и экологизация прочих видов образован.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44