VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Технология полного усвоения знаний, как условие повышения качества математического образования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008866
Тема: Технология полного усвоения знаний, как условие повышения качества математического образования
Содержание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 22 им. Н.И. Кузнецова"
Асбестовского городского округа






Педагогические чтения среди педагогических работников Асбестовского городского округа


тема работы:

Технология полного усвоения знаний, как условие повышения  качества математического образования.








			Автор:



учитель математики, 
первая квалификационная категория




АГО 2017


Актуальность, перспективность опыта
    В концепции развития математического образования РФ обозначена задача: «Обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки «нет неспособных к математике детей», обеспечение уверенной в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации, предоставление учителям инструмента диагностики (в том числе автоматизированной) и преодоление индивидуальных трудностей».[2]
    Практика педагогической деятельности показывает, что обычный класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню: развития, подготовленности, успеваемости. Другими словами, учитель строит обучение, ориентируясь на некоторого «среднего» ученика, что  неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения. Но и те, кто относятся к «средним», тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, воображения, мышления. Таким образом, перед каждым учителем становится актуальной проблема выбора такой педагогической технологии, которая  позволит создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого ученика и позволит преодолеть, постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений. 
    Одной из исходных позиций моего выбора педагогической  технологии стало  известное положение психологии о том, что никого нельзя научить, развить, воспитать извне. Извне можно только стимулировать внутреннюю активность ученика. Поэтому меня заинтересовала технология полного усвоения знаний, с помощью которой обеспечивается самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся, как деятельность самоуправления, так как контроль в ней предусматривается промежуточный – после изучения каждого учебного элемента и после завершения работы над целыми блоками темы
    Важным условием выбора  технологии полного усвоения стал собственный интерес к проблеме повышения качества математического образования, обусловленный личным опытом общения со школьниками, с другими педагогами, стремление придать своей деятельности направленный характер.
    Цель применения технологии полного усвоения знаний на уроках математики: 
    Создание системы психолого-педагогических и методических условий, позволяющих обеспечить результативность обучения каждого ученика  с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов; повысить эффективность урока; обеспечить высокий уровень качества обучения.
    Для достижения  цели я поставила  следующие задачи:
    1) изучить теоретические обоснования технологии полного усвоения;
    2) разработать, апробировать, применить на практике данную технологию в классно-урочной системе;
    3) проанализировать и выявить ее влияние на эффективность обучения;
    4) обобщить и распространить свои наработки, опыт.
    	Теоретическая база
    В основе технологии полного усвоения знаний лежат идеи, американских психологов Дж. Кэрролла и Б.С. Блума выдвинутые в 60-е годы 20 века. 
     Джон Кэррол, анализируя особенности традиционного учебного процесса, обратил внимание на такую его характерную черту, как фиксированные параметры условий обучения -одинаковые для всех учащихся учебное время, способ предъявления информации и т.п.. При этом результаты обучения широко варьируются. Дж. Кэррол предложил сделать постоянным, фиксированным параметром именно результаты обучения. Основа концепции полного усвоения Дж. Кэррола: все дети способны усваивать знания, если им создаются для этого необходимые условия. 
    Этот подход был развит Б.С. Блумом. Он предположил, что способности ученика определяются темпом учения при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б.С. Блум изучал способности учащихся при обучении разным предметам в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории учащихся:
    1) малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
    2) талантливые (около 5%) – могут учиться в высоком темпе, достигая значительных результатов;
    3) обычные учащиеся (около 90%) – их способности к усвоению знаний и умений определяются затратами времени.
    Эти данные легли в основу предположения о том, что при правильной организации обучения особенно при устранении жестких временных ограничений около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения. Экспериментальными исследованиями Б.С. Блума (70-е гг. ХХ в.) было установлено, что если условия учебного процесса оптимизированы, прежде всего по темпу учения, то учебный материал усваивается полностью почти всеми детьми. (Приложение  1)
    Теоретическое обоснование технологии полного усвоения описано в работах российского педагога М. В. Кларина "Педагогические технологии в учебном процессе" и "Дифференциация как система". Отличительная черта обучения на основе технологии полного усвоения состоит в фиксации учебных результатов на достаточно высоком уровне, которого должны достичь все учащиеся [1].
    Основные характеристики технологии полного усвоения (по М.В. Кларину) [1]
    * Общая установка учителя: все ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал, а задача учителя – дать им такую возможность, правильно организовав учебный процесс, чтобы. 
    * Определение эталона “полного усвоения” для всего курса. Сформулировать эталон “полного усвоения” – значит, ответить на вопрос, какие результаты должны быть получены в конце обучения (в конце отдельной темы, тематического раздела, всего курса). Основу эталона “полного усвоения” составляет точное описание учебных целей. Важно найти такой способ точного описания учебных целей, пользуясь которым учитель сможет по ходу обучения соотнести реальный результат обучения с запланированной учебной целью. 
    * Разбиение учебного материала на отдельные фрагменты (учебные единицы). Каждая учебная единица представляет собой целостный раздел учебного материала. После выделения учебных единиц определяются результаты, которые должны быть достигнуты в ходе их изучения. [1]
    * Составление диагностических тестов. Диагностические тесты составляются по каждой учебной единице. Основное назначение таких тестов – выявить необходимость коррекционной работы, вспомогательных учебных процедур. [1]
    * Составление альтернативных и дополнительных учебных материалов. Альтернативные учебные материалы составляются по каждой группе тестовых вопросов, а дополнительные материалы – в рамках одной учебной единицы. Эти материалы рассчитаны на организацию самостоятельной работы учащихся, в процессе которой педагог сотрудничает с учащимися над разрешением учебных затруднений и создает условия для дальнейшего развития каждого ученика. [1]
    * Составление разноуровневых контрольных работ. Разноуровневые контрольные работы составляются по каждой учебной единице. В ходе таких работ выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что дает возможность получать и накоплять сведения, необходимые для успешного управления их обучением, воспитанием и развитием. Определяется качество тематического образовательного уровня знаний и умений. [1]
    * Выбор оптимальных методов, форм и средств деятельности учителя и деятельности учащихся. Методы, формы и средства должны быть направлены на повышение эффективности и результативности процесса обучения. Ориентация учащихся. Учитель подробно останавливается на том, что должны усвоить учащиеся, как они будут учиться, чтобы достичь “полного усвоения”.[1]
    Авторы концепции технологии полного усвоения знаний исходят из того, что каждый ученик, независимо от уровня его способностей, может достичь необходимых результатов обучения, если учитель может оптимально подобрать для него условия обучения. Главной особенностью технологии полного усвоения знаний является умение учителя формулировать цели урока таким образом, чтобы можно было оценить степень их достижения учащимися. Тема урока должна быть сформулирована в виде структуры задач, каждую из которых можно проверить определенным заданием или вопросом. (Приложение 2)
    Достоинством данной технологии является то, что в рамках ее использования могут быть использованы любые формы организации работы учащихся: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная. Четко установленный результат формирует условия для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и развития навыков самообразования. 
    . Технология опыта
    Апробацию технологии полного усвоения знаний на уроках математики я начала с изучения методической литературы и опыта других педагогов. Анализ литературы показал, что теоретически тема достаточно разработана, но проблема практического использования технологии полного усвоения на уроках математики мало исследована. Основная проблема возникла при подборе необходимого методического материала.
    На целенаправленное изучение и   применение технологии полного усвоения меня подстегнула ситуация в 5 классе, с которым я начала работать  в 2013г. Именно в этом классе  наблюдается  разрыв в образовательных  потребностях учащихся, есть "малоспособные" учащиеся (3 человека), учащиеся с повышенным уровнем облученности, которые быстро  усваивают  учебный материал (3 человека) и 19 человек со средними способностями, но и среди  них есть  те кто часто болеет, тем самым имеет  пробелы в знаниях, те кто просто ленится или не умеет правильно организовать собственную деятельность. Результаты первых контрольных работ выявили  проблему,  что достаточная  большая часть класса не освоили пройденный материал, и даже  среди тех  кто получил отметку "удовлетворительно" вес этой оценки был разным. 
    Работу с 5 классом в 2014 году я начала с того, что объяснила детям, особенности нашей дальнейшей работы, что благодаря своим же действиям на уроках данная технология выведет на положительный результат, которого они смогут достигнуть положительных результатов, проинформировала об этом родителей.
    Проанализировала учебный материал, разбила его на логические блоки. Наиболее трудоёмким оказалось формирование банка диагностических тестов и самостоятельных работ, цель которых - выявление пробелов у учащихся для их последующей коррекции и разработка материала для корректирующей работы. (Приложение 4)
    Структура учебной единицы особо не отличается от традиционной:
    1 этап – изучение новой темы;
    2 этап – погружение в изучаемый материал;
    3 этап – практикум;
    4 этап – текущая проверка (диагностический тест №1);
    5 этап – коррекционная работа(диагностический тест №2);
    6 этап – итоговая контрольная работа.
    Обучающиеся работали над текущими тестами на уроках контроля усвоения знаний. Перед выполнением теста учащихся необходимо ознакомить с эталоном: какие знания, умения и навыки они должны показать. В качестве эталона могут выступать перечень опорных задач, вопросов по изучаемому блоку, пример диагностического теста с открытого типа.
    При разработке диагностического теста №1, задания выстраиваются от простого к сложному. Система нескольких вариантов разноуровневых заданий, предоставляет учащимся альтернативу выбора:– для более слабых учеников - вариант А, для тех, кто претендует на оценку «хорошо» и «отлично», вариант -В 
     На данном этапе работы применяется метод взаимообучения: учащимся разрешалось пользоваться тетрадью, учебниками, подсказкой одноклассника, разъяснением учителя. Результативность определялась по шкале зачет/ незачет. Задача этого этапа работы - выявить тех кто усвоил и тех кто не усвоил определенный учебный материал. После данного этапа работы я фиксировала диагностику достижений и трудностей каждого ученика. Отмечала пробелы в усвоении какой-либо правила, анализировала задания, вызывавшие затруднения. 
    После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения на требуемом уровне изучают дополнительный материал, решают задания  повышенного уровня, либо помогают отстающим одноклассникам
     Далее начинается коррекционная работа с учащимися, не достигшими полного усвоения. Целью коррекционных занятий является обеспечение усвоения обязательного уровня всеми учащимися, воспитание активности и учебной самостоятельности. Коррекционная работа проводится в различных формах с использованием деятельностных методов обучения.. Это может быть работа в парах, в мини-группах, взаимообучение, консультирование, индивидуальное обучение. Важным этапом является обмен вопросами и ответами между учителем и учащимися, между самими учениками, тем самым они еще  раз прорабатывают учебный материал, формируют умение решать опорные задачи. Далее каждый ученик, сам решает, когда он готов выполнить диагностический тест №2. На данном этапе . важно понимать, что ученик не переделывает, а доделывает работу, то есть выполняет только те задания, с которыми он не справился или к которым не приступил, выполняя диагностический тест №1. Ученику предоставлялась возможность повторно проработать, но на новом качественном уровне те темы, которые остались не усвоенными им. После выполнения теста №2 ученику выставляется отметка.
    Задания итоговой контрольной работы оцениваются по бальной системе, то есть чем сложнее задание, тем выше балл. 
    На итоговой контрольной работе учащимся не разрешается пользоваться ни учебником, ни подсказками. Самостоятельная работа является основной формой организации занятия такого типа. На итоговой контрольной работе дается оценка полноты усвоения материала в целом каждым учеником. 
    Проверяя работы учащихся, наблюдала, насколько эффективно применение технологии полного усвоения. За 4 года работы я не разочаровалась. Главное в любом деле – это положительные результаты:
    1) все обучающиеся усваивают материал на уровне образовательного стандарта, нет неуспевающих. Происходит качественный прирост оценки «удовлетворительно». 
    2) на уроке создается благоприятный микроклимат, создаваемый ситуацией успеха. Ребята не волнуются, не боятся выполнять контрольную работу. После большой коррекционной работы они уверены в ее успешном выполнении.
    3) растет положительная мотивация учащихся.
    4) в учащихся развивается самостоятельность, навыки самоуправления, творческие способности.
    Мониторинг результативности применения технологии  полного усвоения  я осуществляла по следующим критериям (Приложение 3):
    * уровень познавательного интереса;
    * уровень школьной мотивации;
    * качество знаний;
    * уровень освоения учебной программы  за учебный год
    Анализ мониторинговых исследований показал, что систематическое использование технологии полного усвоения знаний на уроках математики, позволило повысить учебную мотивацию и качество обученности учеников.  Происходит качественный прирост оценки «удовлетворительно»
    Трудность опыта применения технологии полного усвоения знаний на уроках математики состоит в том, учителю необходимо быть всегда готовым прийти на помощь ученикам, не навязывая своего решения, но в тоже время контролировать и управлять деятельностью учащихся на уроке. 
    На  каждом  этапе обучения  учителю необходимо:
    - создавать атмосферу доброжелательности;
    - использовать различные средства и методы  поддержания интереса к предмету;
    - осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
    - направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
    - избегать перегрузки учащихся;
    - контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
    - создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
    	Представленный опыт применения технологии полного усвоения может быть использован учителями математики и другими педагогами предметов естественно - научного цикла, работающими над проблемой повышения качества обучения.
    	Использование на уроках математики современных образовательных технологий личностно-ориентированного обучения, в частности, технологии  полного усвоения знаний способствуют повышению познавательной и творческой активности школьников, реализации их личностных качеств. Технология полного усвоения  позволяет более эффективно использовать учебное время, снизить долю репродуктивной деятельности учащихся, облегчить усвоение изучаемого материала, тем самым повысить качество образования.
    В результате реализации проекта были решены следующие задачи:
    1) Сформирована «копилка» дидактических материалов для технологии полного усвоения знаний с учетом целей предмета математики, особенностями учащихся, требованиями, предъявляемыми к результату обучения.
    2)  Апробирован  проект внедрения технологии полного усвоения на уроках математики.
    3) Были совершенствованы приемы, методы, формы деятельности с целью создания положительной мотивации учащихся.
    4) Осуществление мониторинга позволило контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
    В использовании  технологии полного усвоения, я проявила  профессионально-педагогические компетенции:
    - владение навыками организации самообразования учащихся, способствующего проявлению и реализации их творческих способностей.
    - ориентация в профессиональном информационном пространстве
    - использование современных информационных технологий в организации отбора материала, предоставлении его учащимся, 
    - умение анализировать (с целью корректировки) результаты деятельности учащихся на различных этапах работы с материалом
    - прогнозирование результатов обучения
    - организация различных форм работы и др.


  Литература
  
  1. Кларин М.В. Модель полного усвоения; Научно-практический журнал «Завуч» №5, 1998
  2. Концепция развития математического образования в Российской федеоации
  3. Масленникова А.В. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация. // Директор школы. – 2004. – № 7. – С. 50– 57
  4. Математика. 5-6 класс. Тесты для промежуточной аттестации/ Под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.С. Ольховой, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2010
  5. Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 6 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2013
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологи. Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998. - 256с.
  7. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии.- Ростов н/Д: Феникс,2007.
  8. Якиманская И.С. Лично- ориентированное обучение в современной школе.- М.:Сентябрь,1996
  

  Приложение №1
  Общая организация учебных занятий в технологии полного усвоения знаний.
  
  
  

  Приложение №2
  Таблица  целеполагания для конструирования  занятий по технологии полного усвоения
  Уровни усвоения
  Учебная цель (обобщенная)
  Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся
  Методы обучения
  Формы проверки
  Уровень знакомства представления (деятельность учащихся) по узнаванию
  Учащиеся получают представление о чем-либо
  Учащиеся опознают, различают, классифицируют (при внешней опоре)
  Объяснительно-иллюстративные: рассказ, лекция, демонстрация, иллюстрация, работа с книгой, пробное выполнение практических действий при внешней опоре
  Тест-опознание, тест-различение; тест-классификация; выполнение типовых заданий
  Алгоритмический уровень (воспроизводящая деятельность учащихся)
  Учащиеся усваивают факты, понятия, законы, умеют применять их в типовых ситуациях
  Учащиеся описывают, определяют, находят, составляют, выделяют, объясняют, вычисляют, демонстрируют, формулируют, воспроизводят (по памяти, без внешней опоры)
  Репродуктивные: решение типовых задач, выполнение тренировочных упражнений, проверочная беседа, практические, лабораторные работы, наблюдения
  Тест-подстановка, тест конструктивный, все виды практических (репродуктивных) работ
  Творческий уровень (поисковая деятельность, «открытие» новых знаний, способов)
  Применяют знания, умения и навыки в нестандартных (нетиповых) ситуациях
  Учащиеся видоизменяют, реорганизовывают, обобщают, систематизируют, упрощают, усложняют, находят причинно-следственные связи, выбирают, оценивают значимость данных, формируют новые цели, находят в объекте его составляющие
  Проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа
  Задачи-проблемы, проблемные вопросы, творческие работы, моделирование
  
  

  Приложение №3
  Сравнительный анализ развития познавательного интереса учащихся 5а-8а класса
  (один и тот же класс в 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016, первое полугодие 2016-2017 учебных годах)
  
   
  Повышенный интерес к предмету, (%)
  Интерес к предмету (%)
  Учеба по необходимости, (%)
  Ситуативный интерес%
  5а
  12
  20
  68
  32
  6а
  20
  24
  56
  36
  7а
  32
  28
  40
  28
  8а
  32
  32
  36
  20
  
  
  Сравнительный анализ качества обученности учащихся 5а-8а класса
  (один и тот же класс в 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016, первое полугодие 2016-2017)
  
   Класс
  Учебный год
  Средний балл
  Успевае-мость. %
  Качество 
  %
  Общий СОУ (%)
  5а
  2013-2014
  3,2
  90
  40
  47,2
  6а
  2014-2015
  3,2
  97
  39
  49,8
  7а
  2015-2016
  3,35
  100
  45
  53,4
  8а
  2016-2017
  3,5
  100
  49
  60
  
  
  
  

  Приложение №4
  Технология полного усвоение знаний
  Дидактические материалы по математике
  тема "Действия с положительными и отрицательными числами"
  6 класс
    
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.