- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование имиджа России на ресурсе «ИноСМИ»
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003593 |
Тема: | Формирование имиджа России на ресурсе «ИноСМИ» |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный университет» Институт филологии и межкультурной коммуникации Кафедра журналистики и медиакоммуникаций ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ). ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по направлению подготовки 42.03.02 – Журналистика ВЫПОЛНИЛ: студент гр. Ж-131 Новосельцева Анжела Сергеевна _______________________ НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: д. филол. наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций Шильникова Ольга Геннадьевна ________________________ РЕЦЕНЗЕНТ: д. филол. н., профессор кафедры русского языка и документалистики ВолГУ Косова Марина Владимировна ________________________ Допущен к защите: заведующий кафедрой журналистики и медиакоммнуникаций Прохватилова Ольга Александровна ______________________ Волгоград 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 03 ГЛАВА 1. Роль онлайн-СМИ в информационных войнах 08 1.1. Понятие онлайн-СМИ 08 1.2. Информационная война и ее признаки 015 1.3. Коммуникационные стратегии СМИ в условиях информационной войны 018 ГЛАВА 2. Принципы освещения международных событий медиапорталом «ИноСМИ» 030 2.1. «ИноСМИ» как тип онлайн-СМИ 030 2.2. Особенности освещения ливийского конфликта медиапорталом «ИноСМИ» 035 2.3. Формирование имиджа России на ресурсе «ИноСМИ»040 ГЛАВА 3. Принципы освещения международных событий газетой «Взгляд» 045 3.1. Газета «Взгляд» как тип онлайн-СМИ 045 3.2. Особенности освещения операции российских ВКС в Сирии газетой «Взгляд»049 3.3. Формирование имиджа России в газете «Взгляд» 056 ГЛАВА 4. Принципы освещения сетевой версией «Новой газеты» операции российских ВКС в Сирии 059 4.1. Сетевая версия «Новой газеты» как тип онлайн-СМИ059 4.2. Особенности освещения операции российских ВКС в Сирии «Новой газеты» 063 4.3. Формирование имиджа России в «Новой газете»069 ЗАКЛЮЧЕНИЕ076 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 080 Введение Наше общество шагнуло в постиндустриальную эпоху, реалии которой каждый день предъявляют все новые требования. Информационные войны стали одним из способов организации мирового пространства, политики все чаще используют средства массовой информации для достижения духовной, политической, финансовой и экономической власти в мире. Участвуя в информационном противоборстве, СМИ зачастую игнорируют основные этические принципы своей деятельности, такие как честность по отношению к своей аудитории, недопустимость манипуляции общественным мнением, уход от конструирования социальных мифов и стереотипов, гармонизация отношений между народами и государствами. Однако если учитывать, что генеральная цель средств массовой информации – работать на благо общества, проблема участия в информационных войнах, главнокомандующими которых являются лица, ответственные за судьбы стран, предстает несколько в ином свете. В данной работе мы не собираемся решать сложнейшие этические задачи: простительно ли участие СМИ в информационной войне или насколько оправданы средства, которые они используют. Темой нашей исследовательской работы станут особенности освещения российскими СМИ событий мирового уровня, в частности, международных конфликтов, и способы конструирования ими имиджа политических лидеров. В дипломной работе будет рассматриваться освещение ливийского и сирийского вооруженных конфликтов в условиях информационной войны тремя отечественными изданиями: электронным ресурсом «ИноСМИ», сетевым изданием «Взгляд» и сетевой версией «Новой газеты». Актуальность исследования обусловлена обострившейся проблемой информационного противоборства в XXI столетии. Информационная составляющая международных конфликтов неоспорима, именно журналисты зачастую являются если не инициаторами, то катализаторами противоборства между странами. Необходимо уделять максимум внимания этой проблеме и анализировать особенности освещения международных конфликтов в СМИ, на основе чего станет возможным сделать выводы о способах участия СМИ в информационных войнах. Объектом нашей работы стали онлайн-СМИ в условиях информационных войн XXI века. Предметом - коммуникационные стратегии СМИ, которые реализовывались в процессе освещения средствами массовой информации ливийского и сирийского вооруженных конфликтов. Таким образом, цель дипломной работы – проанализировать, каким образом функционируют онлайн-СМИ, вынужденные вести информационную войну, и продемонстрировать применение в российских СМИ конкретных коммуникационных стратегий, включающих в себя манипулятивные технологии. Цель работы можно конкретизировать в виде следующих задач: 1. Описать особенности онлайн-СМИ и возможности их влияния на общественное мнение 2. Описать феномен информационной войны и сформулировать ее основные признаки 3. Выявить основные инструменты и приемы манипуляции общественным сознанием в онлайн-СМИ 4. Рассмотреть конкретные приемы манипуляции на страницах изданий «ИноСМИ», «Взгляд» и «Новая Газета» 5. Описать психологическое воздействие этих приемов на аудиторию на основе анализа системы обратной связи с аудиторией. Материалом для исследования стали публикации сетевых изданий «ИноСМИ», «Взгляд» и «Новая газета». Мы рассмотрели журналистские тексты, посвященные конфликтам в Ливии и Сирии, опубликованные в этих изданиях. Что касается ливийского конфликта, то мы взяли период с 20 по 27 октября 2011 года. Это последний этап ливийского конфликта, ключевым событием которого стало убийство Муаммара Каддафи 20 октября. Сирийский конфликт мы рассмотрели в двух этапах. Это периоды с 30 сентября по 6 октября и с 1 февраля по 25 марта. Данная выборка позволяет провести сравнительный анализ между риторикой СМИ на начальной и завершающей стадиях действий российских ВКС в Сирии. Теоретической базой нашего исследования стали работы отечественных и зарубежных исследователей медиа, занятых рассмотрением типологии и тенденций в интернет-журналистике СМИ, информационных войн и манипуляции сознанием, а также работы по политической журналистике, журналистской этике и формированию политического имиджа (Акопов А.И., Калмыков А.А., Коханова Л. А., Доценко Е.Л., Кара-Мурза С.Г., Почепцов Г.Г., Кольев А.Н., Панарин И.Н., Сидоров В.А., Дзялошинский И.М., Аврамов Д.С., Баранова Е.А, Манович Л., Кассирер Э., Бодрийяр Ж. и другие). На начальном этапе исследования применялись общенаучные методы: метод теоретического анализа научных источников по изучаемой проблематике, метод сплошной выборки при отборе материала для исследования. При рассмотрении текстов был применен комплексный анализ: количественный и качественный, учитывающий проблемно-тематический, жанровый, стилистический и лексический аспекты. Для фиксации различий в освещении событий изданиями использовался сравнительно-сопоставительный метод анализа. Единицей исследования является каждая отдельная публикация в СМИ и система обратной связи с читателем, существующая в СМИ. Научная новизна работы обусловлена тем, что в рамках исследования на новом экспериментальном материале были рассмотрены коммуникационные стратегии, включающие в себя манипуляцию общественным сознанием. Также сделаны выводы о редакционной политике изученных изданий на основе анализа публикаций. Были выявлены общие тенденции и принципы построения материалов в этих изданиях, а также типичные приемы манипуляции, потенциально оказывающие психологическое воздействие на адресата. Обозначены основные вербальные средства реализации этих целей, а также интерактивные инструменты, широко применяющиеся в онлайн-СМИ. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материал и выводы могут быть использованы для повышения эффективности работы СМИ. Теоретическая и практическая часть исследования могут помочь главным редакторам изданий и журналистам сформулировать коммуникативную стратегию издания, определиться с эффективными способами реализации своей редакционной политики и выстроить особые отношения с читательской аудиторией. Все это немаловажно в наше время, когда каждый субъект мирового информационного поля является участником полномасштабной информационной войны. Также материалы данной работы могут использоваться в процессе подготовке журналистов при разработке общих и специальных курсов по теории журналистики (например, по дисциплинам «Введение в специальность», «Основы теории коммуникации», «Профессиональная этика журналистики», «Коммуникативная организация текстов СМИ», «Язык современных СМИ», «Психология журналистики»). Апробация результатов исследования осуществлялась в виде докладов на «Научной сессии ВолГУ», проводившейся в 2015, 2016 и 2017 году. По результатам проведенной работы были опубликованы тезисы в следующих сборниках. 1. Патракова, А. С. Медиапортал inoСМИ.RU как тип сетевого издания / Патракова А. С. // Материалы Второй Всероссийской конференции. Под ред. А. М. Горбачева. – Ставрополь: Издательство СКФУ, 2015. – С. 121 , 2015 2. Патракова, А. С. Принципы формирования образа России медиапорталом inoСМИ.RU / Патракова А. С. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов. Часть I. Под общ. редакцией проф. В. В. Тулупова. – Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2015. – С. 225 , 2015 3. Патракова, А. С. Освещение действий ВКС России в отечественных СМИ («Взгляд», «Новая Газета») / Патракова А. С. // Материалы 15-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Под ред. М. А. Бережной; сост. А. И. Марченко. – Спб.: С.: С.-Петерб. г. университет, 2016. – С. 139, 2016 4. Патракова, А. С. Освещение в СМИ вооруженных конфликтов: приемы манипуляции / Патракова А. С. // Журналистика аудиовизуальных и новых медиа. Материалы международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск: СФУ, 2016. – С. 43-45, 2016 5. Патракова А. С. // Освещение ливийского конфликта медиапорталом «inСМИ.RU» / Патракова А. С. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов. Часть II. – Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2016. – С. 196-197, 2016 Курсовая работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения и Списка литературы. Во Введении дана общая характеристика работы. В первой главе подробно рассмотрены понятия «онлайн-СМИ», «информационная война», «манипуляция сознанием», а также основные коммуникационные стратегии СМИ в условиях информационного противоборства. Во второй главе описываются место портала ИноСМИ в системе онлайн-СМИ и его коммуникационные стратегии при освещении ливийского конфликта. В третьей и четвертой главе приводятся результаты анализа публикаций изданий «Взгляд» и «Новая газета», описываются особенности освещения ими конфликта в Сирии. Особое внимание уделяется формированию имиджу России во всех трех изданиях. В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, полученные в результате работы. Список литературы включает в себя труды ученых, составившие теоретическую базу исследования. ГЛАВА 1. Роль онлайн-СМИ в информационных войнах 1.1. Понятие онлайн-СМИ В современном информационном обществе индустрии образов и знаний едва ли не самая важная роль отведена журналистике, особенно в ее сетевой разновидности. Бурное развитие интернет-технологий обусловило появление интернет- или онлайн-журналистики. Следует заметить, что, в связи с бурным развитием Интернета и сетевых изданий, множатся понятия и определения феномена СМИ, функционирующих во Всемирной глобальной сети. Так, возникает некоторая путаница в дефинициях, которые используют исследователи медиа. На сегодняшний момент в обиход ученых вошли следующие понятия: мультимедийная журналистика, сетевые СМИ, конвергентная журналистика, новые медиа, онлайн- и интернет-СМИ. Попробуем разобраться, чем отличаются между собой вышеприведенные понятия. Наша цель – получить в итоге нужное нам определение, вычленить его главные характеристики и, исходя из этих позиций, проанализировать выбранные СМИ. Исследователи Г. С. Мельник и А. Н. Тепляшина предпочитают использовать понятия «интернет-издания» и «интернет-журналистика». Среди отличительных признаков интернет-СМИ они особо выделяют высокую интерактивность и диалоговость, заложенные в саму технологию Всемирной паутины. Исследователи пишут о том, журналистика больше не представляет собой однонаправленный способ коммуникации. Аудитория перестает быть абстрактной – на веб-страницах интернет-изданий появляются площадки для обсуждения, где любой читатель может высказать свое мнение по поводу контента данного СМИ. Персональная ориентированность – еще один важный признак интернет-журналистики. У редакторов и модераторов СМИ появилась возможность учитывать потребности и привычки конкретного читателя – например, новостная лента издания для каждого пользователя может выглядеть по-разному, в зависимости от его предыдущих запросов и предпочтений. Следующий признак, инфоцентричность, не последнюю роль играет в построении журналистских текстов, позволяя сделать информацию иерархичной. Теперь читатель может сам решить, насколько подробно он хочет изучить материал. Однако нельзя не заметить, что гипертекстуальная функция может быть использована изданием с определенными целями, в частности, манипуляционными. Гибкость – важное свойство интернет-журналистики: виртуальное пространство позволяет быстро обновлять материал, исправлять неточности или удалять его. Корреляция различных видов информации на веб-страницах онлайн-издания позволяет воздействовать на читателя в гораздо большей степени, чем традиционные СМИ – словом, картинкой, звуком, видеорядом, особой структурой сообщений. Также необходимо отметить мгновенность передачи сообщений, экономичность и измеримость интернет-СМИ. Последнее свойство позволяет редакторам сделать точные выводы о демографическом и географическом составе своей аудитории, ее активности на страницах издания. Благодаря счетчикам посещений можно определить, какой материал вызвал наибольший резонанс. Однако медиааналитик Александр Амзин считает, что показателям этих метрик не стоит доверять на 100%, так как есть разница между значением счетчиков для рекламодателя и для редактора СМИ. Если первому важно количество посещений сайта – количество человек, увидевших рекламу, то второму те же цифры вряд ли объяснят, каково соотношение между количеством и качеством аудитории, между лояльными и нелояльными читателями. Еще одна особенность интернет-СМИ: архивность. Интернет предлагает нелимитированный объем памяти и возможность архивировать более старую информацию, превращая ее в базу данных. Также на сайте издания можно разместить неограниченное количество текстового и графического материала. Доступность – еще одно важное свойство интернет-СМИ: сетевое издание можно прочитать из любой точки земного шара, для этого необходим только компьютер с доступом в Интернет. Некоторые исследователи при изучении интернет-СМИ отталкиваются от понятия «новые медиа», например, Брекендридж Д., Стинс О. и Фухт де Ван. Это понятие шире, чем «интернет-журналистика». В энциклопедии «Социология» можно найти такое определение: «New Media - понятие, принадлежащее серии концептуальных нововведений междисциплинарного анализа социокультурных изменений начала нового тысячелетия, связанных с появлением компьютерных сетей, Интернета, цифровых систем хранения и передачи данных, конвергенции различных средств коммуникации. Понятие, прежде всего, отражает изменения коммуникативного и социального пространства под воздействием компьютерных технологий. По определению в мир новых медиа включаются: Интернет-сайты, виртуальная реальность, мультимедиа, компьютерные игры, интерактивные инсталляции в искусстве, компьютерная анимация, цифровое видео, кино». Можно заметить, что термин «новые медиа» часто пишется через слеш: «новые медиа/новые СМИ», т.е. понятия приравниваются друг к другу, хотя это представляется нам неверным. «Новые СМИ или новые медиа — термин, который в конце XX века стали применять для интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации производителей контента с потребителями для обозначения отличий от традиционных медиа, таких как газеты, то есть этим термином обозначают процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций». О. Стинс пишет, что под термином «новые медиа» обычно понимают цифровые Интернет, компьютерные игры, цифровые фильмы и фотографии, мобильную телефонию. То есть новые медиа занимают свою нишу среди других феноменов, вызванных новыми технологиями. Обобщая сказанное исследователями, можно вывести основные черты новых медиа: 1. Объект новых медиа может быть описан формально, т.е. математически (так, мы с легкостью можем узнать количество посещений, визитов, демографические и географические характеристики аудитории сайта). 2. Объекты строятся по модульному принципу, т.е. они состоят из различных элементов (пикселей, символов, скриптов и т.д.), которые образуют более масштабные объекты, но при этом не теряют своих первоначальных свойств. 3. Не только создатели, но и пользователи могут трансформировать объекты или создавать новые с нуля. 4. Объект может существовать в бесконечном количестве версий. 5. Способ представления информации – «горизонтальный», мозаичный, «многоканальный», что хорошо воспринимается читателем, обладающим клиповым мышлением. 6. Новые медиа распространяются (транслируются) цифровыми методами на технологической базе Интернета. 7. Обладают транснациональным характером вещания, транслируют «поверх границ». 8. Новые медиа конвергентны. 9. Им свойственна мультимедийность: для передачи «сообщения» одновременно могут использоваться текст, видео, аудиосредства, а также особые приемы веб-дизайна, используемые в игровом кино. 10. Характерна обновляемость контента: часто исчезает заданная периодичность, контент обновляется в режиме реального времени (в некоторых типах новых медиа, например в «лентах»). 11. В новых медиа главное не информация, а коммуникация. 12. Присутствует интерактивность и ее особые формы. 13. Можно говорить о более паритетных отношениях в системе «журналист – пользователь (аудитория) – общество». Рассмотрим еще один термин: «сетевая журналистика». В основном его используют, когда нужно описать сетевую разновидность журналистики, которую анализируют именно в противопоставлении с традиционными форматами СМИ. Так, исследователь И. М. Богдановская придерживается следующего принципа: она выделяет в сетевой журналистике два направления: интернет-версии традиционных СМИ и специфические интернет-агентства и интернет-издания, которые функционируют самостоятельно. Исследователь называет те же признаки, что мы уже называли: гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность. Теперь обратимся к термину «мультимедийная журналистика». В определении этого понятия акцент делается больше на способ представления журналистского материала, характерную подачу, обусловленные спецификой платформы интернета. Мультимедийная журналистика использует свой специфический язык, и суть этого мультимедиаязыка заключается в сочетании различных кодов: визуального, текстового, графического, аудиовизуального. Все они взаимодействуют методом дополнения, методом построения иерархии информации, методом навигации. Так, А. Н. Качкаева пишет: «Чрезвычайно важно понимать, таким образом, что мультимедиатизация контента средств массовой информации на самом деле не происходит только на уровне распространителя сообщений (то есть самой редакции СМИ). Она присутствует и на уровне каналов передачи информации, потребителей и их повседневных практик, абонентских устройств, предназначенных для потребления медиасообщений, и, наконец, самих передаваемых сообщений». Также исследователь отмечает, что мультимедиатекст предоставляет читателю свободу выбора различных элементов, возможность «распылять смысл». Интерактивное медиа – это медиа, которое читатель создает как бы самостоятельно на основе бесчисленного количества предложенных вариантов. Что же такое тогда «конвергентное СМИ» или «конвергентная журналистика»? Чаще всего в качестве ответа на этот вопрос приводят цитату известного американского ученого, профессора Массачусетского технологического университета Итьеля де Сола Пула: это «стирание границ между медиа как средствами обоюдной коммуникации, такими как телефон, почта, телеграф и как средствами массовой коммуникации, такими как пресса, радио и телевидение» (Pool, 1987, p. 19). Норвежские ученые Андерс Фагерйорд и Танья Сторсул описали конвергентную журналистику, выделив шесть ее интерпретаций. Каждая из них рассматривает особый аспект медиаконвергенции. 1. Конвергенция сетей предполагает превращение аналогового сигнала в цифровой. 2. Конвергенция терминалов - объединение некогда различных устройств в единое мультифункциональное устройство, предназначенное для приема и потребления информации. Компьютер, смартфоны, планшеты, безусловно, стали такими конвергентными терминалами. 3. Конвергенция услуг предполагает, что на базе цифровых сетей и терминалов появляются совместные услуги, совершенно различные по своей сути, но предоставляемые одним и тем же «электронным» способом. 4. Конвергенция рынков вытекает напрямую из конвергенции терминалов, сетей и услуг и приводит к тому, что телекоммуникационные компании сегодня активно играют на медиарынке (открывая собственные телеканалы, например), свидетельство чему мы постоянно находим в новых и новых сделках, в ходе которых компании телекоммуникационного рынка сливаются с компаниями медиарынка. 5. Конвергенция жанров и форм предполагает, что в результате сочленения различных медиаплатформ (печатных СМИ с телевизионными на базе интернет-порталов) жанры, ранее свойственные какой-либо одной медиаплатформе, проникают и ассимилируются с другими. 6. Конвергенция регулирования напрямую вытекает из конвергенции рынков, так как в результате возникновения совместных рынков, власти вводят регулирующие процедуры, общие для всех этих больших рынков. Иными словами, конвергентная журналистика означает, прежде всего, процесс слияния информационных и коммуникативных технологий на платформе единого информационного ресурса. Обобщая все эти определения, можно заметить, что в каждом из них сделан акцент на определенном аспекте СМИ, функционирующих в Интернете. Наиболее универсальными в этом смысле видятся термины «интернет-СМИ» и «онлайн-СМИ», являющиеся полными синонимами. В нашей работе мы будем пользоваться последним. Обобщив все специфические особенности, которые появились у журналистики, можно сказать, что вероятные эффекты СМИ приобретают впечатляющие масштабы. Онлайн-журналистика получает широкие возможности для манипулирования общественным сознанием, что активно эксплуатируется в процессе информационного противоборства. 1.2. Информационная война и ее признаки В XXI веке общество вступило в информационную эпоху развития. Современные исследователи А. Калмыков и Л. Коханова дают следующее определение: «Информационное общество - это глобальный экономико-политический, антропосоциальный и технологический проект, предполагающий управляемый цивилизационный переход к мировому общественному устройству, при котором доминирующую роль во всех областях жизни будет играть система массовых коммуникаций, реализованная с помощью компьютерных телекоммуникационных технологий, в частности технологий Интернета». [27, 12] Назовем основные признаки информационного общества, среди которых достаточно много положительных: переориентация экономики от товаропроизводства к сервису, доминирование интеллектуальных технологий практически во всех сферах деятельности, бурное развитие интернет-технологий, уменьшение значимости материальной собственности в системе ценностей. Знания и информация – именно это становится основой организации общества. Однако нельзя не обратить особое внимание на такое явление, являющееся несомненным атрибутом современного общества, как информационное противоборство. По мнению И. Панарина, информационное противоборство – «это форма борьбы сторон, представляющая собой использование специальных (политических, экономических, дипломатических, военных и иных) методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей» [47, 167]. Исследователь также называет информационную войну XXI века способом организации мирового пространства в чьих-либо интересах, основным средством достижения духовной, политической, финансовой и экономической власти в мире. Главными принципами ведения информационного противоборства являются защита своей информационной среды от влияния противника и информационное воздействие на население противостоящей стороны, то есть манипулирование общественным мнением. Среди средств воздействия на массовую аудиторию можно назвать дезинформацию, слухи, пропаганду и агитацию. Информационное противоборство может быть информационно-техническим (когда главными объектами воздействия и защиты являются системы связи, телекоммуникационные системы и т.д.), и информационно-психологическим. В последнем случае главные объекты воздействия –психика политической элиты и населения противостоящих сторон, системы формирования общественного сознания и мнения, системы принятия решений. В нашей работе нас будет интересовать информационно-психологическое противоборство. Интересную классификацию можно найти в работе М. Либики «Что такое информационная война?», опубликованной национальным Институтом Обороны США в 1995 году. Исследователь выделяет семь форм информационной войны: командно-управленческая, разведывательная, психологическая, хакерская, экономическая, электронная, кибервойна. Подробно раскрывается суть информационной войны и в «Объединенной доктрине информационных операций», разработанной в Пентагоне в 1998 г. В документе отмечается, что информационная война представляет собой комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противника, на ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время привело бы к принятию благоприятных для США решений. В Доктрине тщательно прописаны технологии проведения «цветных революций», в цели которых входит перегруппировка политических сил, изменение законодательства в стране, изменение курса внешней политики государства и многое другое. Исследователь И. Панарин пишет об эволюции подходов к информационным операциям. В период с 1950-1985 гг. зарождаются основополагающие подходы к будущим информационным операциям, комплексно изучается опыт информационных составляющих боевых действий в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов. Следующий период можно разбить на этапы. 1 этап (1985 – 1992) – использование новейших информационных технологий, психологических операций, радиоэлектронной борьбы на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях (Панама, война в Персидском заливе). 2 этап (1992 – 1996) - активная теоретическая разработка при большом разнообразии подходов единой концепции информационной борьбы в масштабе вооруженных сил. 3 этап (1996 – 1998) – завершение разработки теоретических основ информационной борьбы, подготовка и проведение информационных операций. 4 этап (1998 – по настоящее время) – утверждение взгляда на информационную борьбу как на стратегическое средство достижения целей национальной военной стратегии и стратегии национальной безопасности США посредством проведения информационных операций. 5 этап (2006 – по настоящее время) – начало проведения активных информационных мероприятий с использованием сети Интернет. Таким образом, теория информационной борьбы прошла сложный эволюционный путь: от восприятия ее как вспомогательного средства, применяемого при решении боевых задач на тактическом уровне, до придания ей глобальной функции управления вооруженными конфликтами на стратегическом уровне. С тех пор было развязано немало информационных войн, посредством которых успешно решались задачи по смене режима и изменению политического курса на более благоприятный для страны-инициатора информационного противоборства. Примерами могут послужить операции вооруженных сил США на территории бывшей Югославии, Афганистана, Ирака, Ливии, конфликт с участием которой в этой работе будет рассмотрен особо. Не на последнем месте оказываются и признанные цветными Революция роз в Грузии и Оранжевая революция на Украине, с последовавшим за ней через несколько лет еще одним государственным переворотом. Все это примеры успешного ведения информационного противоборства Соединенными Штатами Америки и, в ряде случаев, Великобритании. 1.3. Коммуникационные стратегии СМИ в условиях информационной войны Прежде чем перейти к рассмотрению феномена манипуляции сознанием, необходимо выяснить, что значит сам термин «манипуляция». В словарях он толкуется как «обращение с объектами с определенными намерениями, целями». Уточняется, что первоначально слово не имело отрицательной коннотации: для произведения какой-либо манипуляции требовались лишь ловкость и сноровка. Позднее план содержания слова расширяется: манипуляцию всё чаще трактуют следующим образом – это ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Очевидно, что у семантики слова появился негативный оттенок. Современные исследователи, в основном, сходятся в определениях манипуляции сознанием. Например, Е. Доценко считает, что манипуляция - это «вид скрытого духовного психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями». [23: 59]. Существует и «упрощенное» определение, которое дает этот же ученый: «Манипуляция – это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент». М. Битянова полагает, что «манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению, с целью достижения своих скрытых намерений; при манипулятивном общении ставится также цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека; партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими». Есть и другие дефиниции. С. Кара-Мурза говорит о том, что «манипуляция – программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции» [28: 16]. В. Шейнов утверждает, что манипуляция – это «скрытое управление человеком против его воли, приносящее инициатору односторонние преимущества» [62: 4]. А. Горчева определяет манипуляцию как «насилие, которое совершается скрытно, анонимно, вторгается в духовно-психологический мир человека, охватывая и сознательные и бессознательные слои личности, причем внедряются нужные для властных или других структур установки, цели, стереотипы». Интересно, что, по мнению Е. Доценко, манипулирование может производиться и в интересах манипулируемого. А вот Кара-Мурза категорически оценивает манипуляцию как аморальные действия. Он пишет: «Даже в “войне против всех”, ведущейся по правилам гражданского общества (конкуренции), объекты воздействия делятся на категории: друг, партнер, соперник. Специалисты сходятся на том, что человек, ставший объектом манипуляции, вообще выпадает из этой классификации. Он – не друг и не соперник. Он становится вещью». И. Дзялошинский в своей схеме «Технологии коммуникации» также помещает манипулирование в разряд «черных технологий», наряду с психологическим принуждением и информационным насилием. В Энциклопедическом словаре по политологии дается такое определение: «манипулирование - это процесс воздействия на общественное мнение и поведение для его канализации в нужном определенным политическим или общественным структурам направлении» Феномен манипуляции широко изучается в области психологии. В начале XX века появился такой термин, как бихевиоризм. Современный психоаналитик Э.Фромм пишет: «Бихевиоризм - это наука манипулирования поведением; ее цель - обнаружение механизмов «стимулирования», которые помогают обеспечивать необходимое «заказчику» поведение». То есть, фактически эта наука сводится к тому, чтобы управлять человеком, воздействуя на определенные стимулы. Фромм развивает свою мысль дальше, говоря о том, что в кибеpнетическую эpу человек все больше и больше подвержен манипуляции. Работа, потребление, свободное время человека – всем этим манипулируют с помощью рекламы и идеологий - это так называемые «положительные стимулы». Личность утрачивает свою активную pоль в социальном пpоцессе; становится полностью «отpегулиpованной». Е Доценко [Психология манипуляции] выделяет 5 признаков акта манипуляции: 1) психологическое воздействие 2) отношение одного человека к другому как к средству достижения собственных целей 3) стремление достичь односторонней выгоды 4) скрытый характер воздействия 5) игра на слабостях. Манипуляция может осуществляться в рамках межличностной, групповой и массовой коммуникации. Особую остроту в последние годы приобретает манипуляция массовым сознанием и массовым поведением. Инструментом такой манипуляции зачастую выступают СМИ. Для успешного достижения целей манипулятивного воздействия существуют коммуникативные средства, которые называют по-разному - технологиями, методами, уловками, приемами. Все эти средства можно диверсифицировать по различным критериям, однако общепринятых содержательных классификаций до сих пор нет. Зачастую исследователи ограничиваются перечислением известным им способов и приемов. В задачи нашего исследования не входит систематизация существующих приемов манипуляции, так же, как и обзор наиболее известных классификаций. Поэтому мы рассмотрим подробнее те манипулятивные приемы, которые рассматривают в своих исследованиях С. Кара-Мурза, Г. Почепцов, У. Липпман и И. Дзялошинский, и которые нам удалось выявить в публикациях на ресурсах «ИноСМИ», «Новая газета» и «Взгляд». Основными приемами манипуляции для исследователя С. Кара-Мурзы являются создание и использование социальных стереотипов и мифов. Социальные стереотипы – это устойчивая совокупность представлени....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: