VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование и развитие полномочий органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004873
Тема: Формирование и развитие полномочий органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ













ВЫПУСКНАЯ 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)

	





























СОДЕРЖАНИЕ







	Введение…..……………………………………………………………..…..

	3

	1 Теоретико-правовые основы полномочий органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения…………….

	

	12

	1.1 Сущность и содержание социальной поддержки населения в политике государства………………………………….…………………..

	

	12

	1.2 Формирование и развитие полномочий органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения …………..

	

	22

	1.3 Полномочия органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения………………………………………..

	

	34

	2 Законодательное регулирование полномочий органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения…………….

	

	43

	2.1 Федеральные основы организации деятельности органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения..

	

	43

	2.2 Региональное регулирование деятельности органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения….

	

	59

	2.3 Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения на муниципальном уровне……………………………………………….…….

	

	

	68

	3 Проблемы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения и механизмы их совершенствования…………………………………..….....

	

	

	76

	3.1 Проблемы правового регулирования деятельности органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения….

	

	76

	3.2 Механизмы совершенствования правового регулирования деятельности органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения………………………………………….……………

	

	

	86

	Заключение……………………………………………………….…….……

	97

	Список использованных источников……………...…………...…………..

	101


ВВЕДЕНИЕ





Актуальность темы исследования обусловлена современным состоянием формирования и функционирования системы муниципальных органов власти с учетом принципов самостоятельности в контексте потенциала норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении. Однако анализ развития законодательства и административных реформ в Российской Федерации в 2005-2017 гг. свидетельствует о том, что государственная политика развития местного самоуправления в этот период не всегда отличалась последовательностью принимаемых решений. Это было характерно и для полномочий органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения.

Тема исследования востребована, так как переход российского общества к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы широких слоев населения, потребовал создания и развития нового социального института – социальной поддержки населения, сделав его центром общественного мнения. Неотъемлемое право каждого человека на достойное существование является определяющим как в политике Российского государства, так и в политике всех современных цивилизованных стран. Главное место в социальном регулировании принадлежит именно государству, которое формулирует общую концепцию развития, определяет основные направления социальной поддержки населения, обеспечивает ее законодательную и правовую основы. 

Социальная поддержка населения это проводимая государством политика, курс действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. 

Социальная поддержка населения воплощает в себе гуманистическое начало, предполагающее регулирование отношений в обществе в интересах людей. Социальная поддержка населения должна быть пронизана идеями равенства, всеобщности и доступности для всех слоев населения основных, гарантируемых государством прав. Не стоит, однако, забывать, что реализация прав граждан ставится в зависимость от материальных возможностей государства.

Гарантированность прав и свобод граждан составляет главный смысл демократического правового государства, но степень развитости этого института обусловлена многими особенностями социально-экономического и политического развития страны. Социальная поддержка населения даже высокоразвитых в экономическом отношении государств часто носит неустойчивый и неэффективный характер, не обеспечивает полной ликвидации бедности и нуждаемости многих людей. 

Главной конституционной проблемой для современного государства становится разрешение противоречия между обязанностью гарантировать права и свободы человека и гражданина и необходимостью обеспечивать национальную безопасность. С одной стороны, социальная поддержка населения государства должна соответствовать постоянно меняющимся условиям рынка, удовлетворять запросы экономически активного населения, а с другой стороны – обеспечивать социальные нужды тех, кто не способен в этих условиях жить самостоятельно, кто зависим от политики государства, и нуждается в его помощи. Задача социальной поддержки населения – выработка эффективной стратегии развития. При этом определяющим социальную поддержку государства остается взятое на себя государством обязательство соблюдать и защищать права человека и гражданина. 

В реализации социальной поддержки населения участвуют органы власти всех уровней – органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Современная политика российского государства по поддержке населения основана на взаимодействии различных уровней власти, каждый из которых законодательно наделен определенным объемом прав и обязанностей, что позволяет всем субъектам социальных правоотношений решать возникающие вопросы с большей степенью эффективности и надежности. Конституция Российской Федерации устанавливает приоритет федеральных законов, принимаемых по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Конституция Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина относит к исключительному ведению Российской Федерации. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов Конституция Российской Федерации относит общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координацию вопросов здравоохранения, социальную защиту, иные вопросы социальной поддержки населения, а также установление общих принципов организации местного самоуправления.

На федеральном уровне принимаются базовые законы, регулирующие отдельные области (сферы) социальных отношений. В отраслевых федеральных законах устанавливаются полномочия органов власти различных уровней по решению вопросов в соответствующей сфере. 1 января 2009 г. вступил в действие Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающий общие правовые, территориальные, организационные, экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. 

В Федеральном законе определены вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Реформа местного самоуправления, прошедшая в Российской Федерации, была частью большой административной реформы, в результате которой были разграничены полномочия между органами власти различных уровней. Рассмотрение полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере в рамках, урегулированных на государственном (федеральном) уровне отношений представляется актуальным для исследования и закладывается в основу настоящей работы. 

Степень научной разработанности темы исследования. До сих пор в отечественной науке муниципального права не появлялось монографических трудов, посвященных системному, комплексному анализу полномочий органов местного самоуправления в социальной поддержке населения. Множество фундаментальных исследований посвящено общим проблемам развития местного самоуправления в России. В числе авторов, внесших большой вклад в изучение местного самоуправления и муниципального права России, следует выделить В. И. Бутова, И. В. Выдрина, В. Г. Игнатова, Н. А. Игнатюк, А. Н. Кокотова, А. Н. Костюкова, О. Е. Кутафина, А. В. Павлушкина, В. В. Рудого, Ю. А. Свирина, А. А. Уварова, В. И. Фадеева, Е. С. Шугрину. Отдельные работы посвящены проблемам правового регулирования местного самоуправления в России (А. А. Сергеев). Проблемы государственного и муниципального управления рассматриваются в трудах Г. В. Атаманчука, Е. В. Богинской, И. А. Василенко, Н. И. Глазуновой, В. Б. Зотова, Н. Г. Можаевой, В. Н. Парахиной, А. А. Скамницкого. Значительную ценность представляют работы, в которых исследуется конституционно-правовая природа местного самоуправления (работы С. А. Авакьяна, Н. С. Бондаря, Н. В. Витрука, В. Д. Зорькина). Исторические аспекты местного самоуправления в России рассмотрены в работах В. В. Еремяна, И. А. Исаева, Ю. П. Титова, М. В. Федорова, О. И Чистякова. Вопросы социальной поддержки населения освещаются в работах Т. М. Апостоловой, Н. А. Волгина, С. Н. Смирнова, Т. Ю. Сидориной. Проводится анализ современного законодательства, регулирующего социальную сферу. На основе выдержек из нормативных правовых актов составляются методические пособия по вопросам осуществления органами местного самоуправления полномочий в социальной сфере (например, пособие В. Н. Павлова), однако материал, содержащийся в данных пособиях, носит фрагментарный характер, научного анализа полномочий органов местного самоуправления в них не проводится. Отдавая должное внимание вкладу российских ученых в исследование проблем местного самоуправления в нашей стране, полагаем, что необходимо провести более обстоятельное исследование полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере, раскрыв сущностные характеристики этих полномочий, изучив основы их формирования, основы правового регулирования, особенности реализации полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере в современных условиях.

Объектом исследования являются отношения, связанные с формированием и правовым регулированием полномочий органов местного самоуправления по социальной поддержке населения.

Предметом исследования являются теоретические, исторические, правовые (законодательные) основы формирования и регулирования полномочий органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения, совокупность норм, закрепляющих полномочия органов местного самоуправления по социальной поддержке населения.

Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование особенностей и закономерностей формирования, развития, правового регулирования, условий реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения в России.

 Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи: 

– рассмотреть сущность и содержание социальной поддержки населения в политике государства;

– изучить формирование и развитие полномочий органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения; 

– рассмотреть полномочия органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения;

– изучить федеральные основы организации деятельности органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения;

– определить региональное регулирование деятельности органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения;

– изучить правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения на муниципальном уровне;

– выявить проблемы правового регулирования деятельности органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения;

– предложить механизмы совершенствования правового регулирования деятельности органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения.

Теоретическую основу исследования составили научные труды специалистов в области конституционного, муниципального, административного права, истории государства и права, государственного и муниципального управления. Исследование социальных вопросов потребовало привлечения материала по социологии, политологии. 

Методы исследования. Методологической основой исследования явились общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы познания: историко-правовой, системный, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, формально-юридический, конкретно-социологический, позволившие всесторонне и комплексно изучить поднятую проблему. 

Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации 1993 г., Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», отраслевые федеральные законы, регулирующие конкретные области социальных отношений, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федеральных министерств и ведомств. 

Эмпирическая база исследования включает практику Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, вопросам разделения предметов ведения и полномочий между органами власти различных уровней; информационно-аналитические материалы; публичные выступления (обращения) представителей органов государственной и муниципальной власти. 

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе рассматриваются различные исторические периоды и конкретные модели местного самоуправления (местного управления) в России. На основе анализа правовых источников соответствующего периода выделяются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов социальной поддержки населения.

Положения, выносимые на защиту.

1. Социальная поддержка населения государства одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Термин «социальная поддержка населения» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», «социальная защита», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством. 

2. Впервые полномочия органов местного самоуправления стали прописываться к 1864 г. Соотношение компетенции органов местного самоуправления и органов государственной власти на местах на каждом историческом этапе развития Российского государства различалось. Важнейшей вехой в развитии местного самоуправления стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.

3. Значительная роль в сфере социальной поддержки граждан принадлежит органам местного самоуправления. Среди многих вопросов, решаемых ими в процессе своей деятельности, важное место отводится вопросам социального обеспечения и защиты граждан, проживающих на подведомственной территории.

4. Правовое регулирование в сфере социальной поддержки населения рассматривается в качестве одного из важных направлений деятельности государства и развивается в последнее время довольно интенсивно. Принято большое количество федеральных законов, действуют программные и распорядительные документы Правительства Российской Федерации. Федеральное законодательство определяет приоритетные направления государственной политики в отношении пенсионеров, инвалидов, молодежи, семей с детьми, и других категорий населения; регламентирует порядок предоставления и оплаты социальных услуг, а также устанавливает функциональные полномочия органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания. Однако правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления, как правило, не сопровождается финансовым обеспечением полномочий, что порождает несоответствие нормативно-правового регулирования на федеральном уровне возможностям местного самоуправления в аспекте социальной поддержки населения.

5. Современная система регионального нормативно-правового регулирования полномочий местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения находится в состоянии формирования. Нормативные документы, принимаемые в субъектах, устанавливают порядок управления системами и подсистемами социальной поддержки населения, а также регулируют порядок предоставления социальных услуг. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями устанавливается законами субъекта РФ.

6. Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирования и реализация муниципальной социальной политики, которая представляет собой систему целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.

7. Несовершенство правовых актов, запутанность и громоздкость действующего социального законодательства требует систематизации, необходимой для обеспечения нормального функционирования механизма правового регулирования. Систематизация должна быть комплексной и охватить все три уровня правового регулирования отношений в сфере социальной поддержки населения (федеральный уровень, уровень субъектов Российской Федерации и муниципальный уровень).

Практическая значимость исследования выражена в том, что имеющийся материал может быть использован при подготовке государственных и муниципальных служащих, использоваться в практической деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, быть полезными для правоприменителей. 

Структура работы определяется целью и задачами исследования, состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы.




 1 Теоретико-правовые основы органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения 





1.1 Сущность и содержание социальной поддержки населения в политике государства







Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX в. стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы и не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства. 

Термин «социальная поддержка населения» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», «социальная защита», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством. 

Термин «социальная поддержка» появился в общественно-политической практике в Российской Федерации еще в начале 90-х гг. ХХ в. Принятие указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 1991 г. № 328 «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» позволило образовать республиканский и территориальный фонды социальной поддержки населения, средства которого расходовались органами социальной защиты населения на оказание материальной помощи нуждающимся (лицам, имеющим среднедушевой совокупный доход ниже установленного прожиточного минимума), улучшение социального обслуживания и др. Фонды социальной поддержки рассматривались в качестве дополнительных (резервных) источников финансирования мероприятий по социальной защите.

Вместе с тем единства в определении понятия «социальная поддержка» нет. На сегодняшний день сложились следующие подходы к определению понятия «социальной поддержки»: социальная поддержка – система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.), путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, права защиты и введения иных льгот. Социальная поддержка сводится к оказанию помощи и, таким образом, отождествляется с термином «социальная помощь»; социальная поддержка – деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения. Часто социальная поддержка рассматривается как нематериальный, информационный ресурс (содействие в поиске работы, трудоустройстве, получении профессии, обучении, поиску способов по выходу из сложившейся трудной жизненной ситуации и т.п.).

Наиболее часто в литературе происходит отождествление понятия «социальная поддержка» с понятиями «социальное/материальное обеспечение» и «социальная помощь». Это обусловлено тем, что социальная поддержка может осуществляться в различных формах – как денежной (сходство с обеспечением), так и натуральной (сходство с помощью), а также нематериальной. Вместе с тем, есть существенные отличия, как от социального обеспечения, так и от социальной помощи.

В отличие от социального обеспечения меры социальной поддержки, предоставляемые в денежной форме, не являются основным источником средств к существованию (в среднем размер 300-500 руб.). В отличие от социальной помощи, предоставление которой носит, как правило, разовый характер или осуществляется с определенной периодичностью (1 раз в 6 мес. – материальная помощь студентам, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, работникам организаций и т.п.), меры социальной поддержки могут предоставляться на постоянной основе, пожизненно, до момента утраты необходимого статуса и т.п.

Социальная поддержка населения:

1) в широком смысле – деятельность государства, направленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, создание условий для ее самоопределения и утверждения; 

2) в узком смысле – совокупность экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни. 

Социальная поддержка населения осуществляется по следующим принципам: 

– гуманность; 

– адресность; 

– комплексность; 

– обеспечение прав и свобод личности.

Прежняя система социальной поддержки населения во главу угла ставила принцип социальной справедливости при относительно высоком уровне социальных гарантий всему населению. В ходе реформирования в условиях экономического кризиса не удалось сохранить социальные гарантии каждому члену общества. Этому способствовала также замена принципа социальной справедливости принципом равных возможностей и преждевременное свертывание ряда государственных форм удовлетворения социальных потребностей в пользу негосударственных. В результате проведенных за истекшее десятилетие рыночных преобразований в России произошли кардинальные изменения во всех отраслях экономики, управлении, структуре власти. Это оказало сильное влияние на снижение уровня жизни населения. 

Возникшие явления оказали негативное воздействие на неоправданно высокую социальную и материальную дифференциацию населения. Все эти проблемы поставлены государством во главу угла и требуют немедленного их разрешения. Российская государственная политика разрабатывается по многим аспектам и направлениям, но ее важной составной частью продолжает оставаться социальная поддержка населения. 

Социальная поддержка населения – это взаимоотношение социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т. п.). 

Под социальной поддержкой населения понимают совокупность (систему) конкретных мероприятий и мер, направленных на жизнеобеспечение населения. 

Социальная поддержка населения государства одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Суть социальной поддержки населения в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие человека, условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. 

Эффективность реализации социальной поддержки населения любого уровня – федерального, регионального, корпоративного во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятий и т. д.

 Первоочередные действия Правительства Российской Федерации в сфере социальной поддержки населения и социальной поддержки населения направлены на разработку четких социальных приоритетов. 

Основные из них следующие: 

1) создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, соответствующее потребностям развития экономики;

2) улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития физической культуры и спорта;

 3) развитие культурного потенциала населения страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения; 

4) создание эффективного цивилизованного рынка труда;

5) усиление адресности социальной поддержки населения; 

6) обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий; 

7) создание условий для осуществления прав граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса, в соответствии с социальными стандартами жилищных условий;

8) погашение задолженности по заработной плате;

9) расширение источников финансирования социальных услуг.

В Генеральном соглашении Правительства Российской Федерации с более чем 30 отраслевыми профсоюзами и работодателями на 2015-2017 г. отражены вопросы социального партнерства между профсоюзами, работодателями и российским правительством, а также определены основные направления социально-экономического развития страны и социальной поддержки граждан. Чтобы придать такого рода документам силу «социального договора», представляется необходимым вернуться к идее разработки и принятия Социального кодекса Российской Федерации, в котором следует закрепить все социальные обязательства государства перед гражданами, механизмы принятия и исполнения такого рода обязательств, законодательно увязать минимальный уровень пенсий и заработной платы с реальным прожиточным минимумом, установить размеры гарантированных государством минимальных социальных стандартов. 

Наличие такого законодательного акта позволит переориентировать социальную политику государства с решения задач льготного обеспечения на разработку и осуществление мер, направленных на стимулирование роста заработной платы и пенсий. Сегодня система социальной поддержки населения является ведущим звеном в формировании социальной поддержки населения и представляет собой многофункциональную отрасль, которая значительно выросла в последние г., существенно расширив свои функции. 

Только за последние три года на социальные службы были возложены дополнительные функции: социальная защита ветеранов, семьи, женщин, детей, граждан, уволенных с военной службы, чернобыльцев, репрессированных граждан, узников концлагерей, граждан, попавших в экстремальные ситуации, беженцев, безработных и т. д. То есть наиболее уязвимые слои населения становятся объектами социальной поддержки в виде социальных пособий, компенсаций и других выплат. 

В России вырабатывается единая стратегия в отношении реализации социальной поддержки населения. 

Современные модели социальной поддержки населения отличаются следующим: 

– по степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу общества; 

– по степени социальной защищенности граждан; 

– по уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения; 

– по влиянию социальных процессов на экономическое развитие страны. 

Одной из моделей социальной поддержки населения является рыночная социальная модель, которая отличается наибольшей социальной твердостью. В качестве основного принципа здесь действует приоритет рыночных методов регулирования социальной сферы. Государство играет значительную роль в социальном секторе, хотя форма этого участия трансформируется.

Некоторые социальные программы нуждаются в сокращении, другие требуют изменения, как структуры, так и направленности на определенный контингент, адресности. 

Единственная и всеобщая форма социальной поддержки населения – государственное социальное обеспечение, финансируемое исключительно из бюджета, постепенно утрачивает свой монополизм. Начали появляться различные альтернативные формы, финансовое обеспечение которых связано с целевыми страховыми взносами, за осуществление которых отвечают сами работники и работодатели, корпоративные и муниципальные структуры. 

Среди этих форм на первый план вышло обязательное социальное страхование, с которым в рыночной экономике связывают управление типичными и наиболее массовыми видами рисков. Речь идет о рисках, касающихся утраты доходов вследствие старости, инвалидности и болезней, необходимости дополнительных расходов на медицинское обслуживание. 

Классификация мер по социальной поддержке населения может быть представлена по различным основаниям: 

– по объектам распространения (по категориям населения); 

– по характеру продолжительности (постоянные, временные и разовые); по типу финансирования (государственный бюджет, местный бюджет, благотворительный фонд); 

– по способу получения социальной услуги (пенсия, компенсационные выплаты, переобучение). 

К объектам социальной поддержки населения относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети-сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. 

Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия – государственный бюджет, доплата к пенсии – местный. 

По способу получения, меры социальной поддержки населения можно классифицировать: 1) пенсии; 2) стипендии; 3) пособия семьям, имеющим детей; 4) пособия по безработице; 5) государственное обеспечение детей-сирот; 6) государственное обеспечение заключенных; 7) материальная помощь в виде дополнительных выплат; 8) натуральная помощь в виде предметов первой необходимости и продуктов; 9) оказание социальной услуги на дому; 10) бесплатное питание; 11) бесплатное лечение; 12) бесплатное или льготное предоставление лекарств и протезно-ортопедических изделий; 13) льготная оплата коммунальных услуг; 14) бесплатное или льготное обучение или переобучение; 15) ночное проживание бездомных; 16) бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте; 17) финансирование предприятий с целью организации рабочих мест для инвалидов. С развертыванием многообразия форм собственности сфера государственного обеспечения и ее возможности существенно сократились, но, тем не менее, в России все больше людей нуждаются в помощи государства. 

Система социальной поддержки населения изменяется под воздействием возникающих перед страной проблем. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. 

В связи с этим основными задачами социальной поддержки населения станут: 

– реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и многое другое;

– адаптация системы социальной поддержки населения к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширения перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;

– совершенствование организации социальной поддержки населения на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи;

– широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальной и психологической реабилитации и адаптации населения), содействие самореализации и профессиональный ориентации. 

Для решения конкретных задач социальной поддержки населения семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят 6 целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи». 

Таким образом, социальная поддержка населения является частью государственной политики; эффективность социальной поддержки населения зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства; для реализации социальной поддержки населения следует обеспечить оптимальное сочетание стимулирования экономической активности трудоспособного населения и социальной поддержки населения тех, кто не может работать в силу каких-либо причин; забота о человеке позволит обеспечить рост производительности труда, эффективности производства; государственная социальная поддержка населения должна проводиться с учетом объективных особенностей регионов; приоритетом в области социальной поддержки населения являются инвестиции в человека, в этой связи следует предпринимать серьезные шаги в области образования, медицины и культуры; система социальной поддержки населения является ведущим звеном в формировании социальной поддержки населения государства; возможности государственного обеспечения существенно сократились, несмотря на то, что в России все больше людей нуждаются в помощи государства. Система социальной поддержки населения изменяется под воздействием возникающих перед страной проблем; благополучие людей является важным фактором с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%