- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблема формирования нравственных качеств младших школьников в психолого-педагогической литературе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001911 |
Тема: | Проблема формирования нравственных качеств младших школьников в психолого-педагогической литературе |
Содержание
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Проблема формирования нравственных качеств младших школьников в психолого-педагогической литературе 1.2 Внеурочная деятельность как средство формирования нравственных качеств младших школьников Выводы по первой главе. ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРООЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников 2.2. Реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие нравственных качеств младших школьников в процессе внеурочной деятельности 2.3. Динамика развития нравственных качеств младших школьников Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Проблема формирования нравственных качеств младших школьников в психолого-педагогической литературе Во все времена существовал и интересовал вопрос развития и формирования нравственных качеств у детей. Любое педагогическое обучение и воспитание основано на морально-этическом подходе к преподаванию. Учитель изобличает себя неким проводником между педагогическими приемами и передачей знаний детям. В настоящее время наблюдается что вспышки жестокости и насилия выставляют на всеобщее обозрение, дети, видя все это начинают агрессию и насилие воспринимать как норму жизни. Нашей основной задачей является формирование нравственных качеств у наших детей, тех кого мы учим, и тех кому мы передаем свой опыт, свои знания. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство [1]. Для воплощения в педагогической деятельности необходимо совершенствовать и применять в практике новые и инновационные программы по формированию нравственного воспитания. Все это можно применять на уроках внеклассного воспитания, экскурсиях, физминутках и т.д. Обучение детей знанию морально-этических норм дает возможность вырастить нравственно здоровое поколение и продолжить гуманное воспитание подрастающего поколения, что в дальнейшем благоприятно скажется на нравственном отношении всего населения нашей страны. Есть замечательная английская пословица, с которой я абсолютно согласна: "Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя". Для себя педагог должен определить главное, что дети это наше отражение, то, как мы ведем себя, какие слова употребляем, какие нравственные ценности имеем – все это является определяющим в процессе нравственного воспитания детей. Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия. Проблемой нашего исследования мы определили организацию условий для формирования у школьников нравственных качеств в процессе внеурочной деятельности. Для осуществления задуманного необходимо больше времени выделять на проведение внеклассных занятий по обучению и изучению с детьми основ морально-этических качеств. Цель исследования: влияние внеклассных мероприятий с младшими школьниками на формирование у них нравственных качеств. Объект исследования: школьники младшего возраста. Гипотеза исследования: формирование нравственных качеств школьников младшего возраста во внеурочной деятельности будет эффективным, если проводить уроки по нравственному воспитанию детей с вовлечением их в практическую деятельность. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать проблемы возникающие в процессе внеурочной деятельности. 2. Подобрать методы исследования для определения состояния развития нравственных качеств у младших школьников. 3. Провести исследование и рассмотреть полученные результаты. 4. Разработать рекомендации для улучшения формирования нравственных качеств у младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Методы исследования: 1. Изучение литературы по основным аспектам. 2. Наблюдение за деятельностью школьников младшего возраста в процессе внеурочной деятельности. 3. Проведение опытно-экспериментального исследования, направленного на формирование нравственных качеств у младших школьников. Работа содержит введение, две главы, заключение и список литературы. Если обратиться к опыту великих ученных, В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности.»[2]. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали: * Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо. * Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром. * Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. * Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой. * Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. * Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)». [3, 192] Вопрос нравственности постигали древние философы Сократ, Платон, Аристотель, Сенека; гуманисты эпохи Возрождения Петрарка, Данте. Особый интерес для нас представляют труды гуманистической этики и религиозной философии Н.Кузанского, Н.А. Бердяева, В. Зеньковского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, взгляды педагогов классиков И. Песталоцци, Я.А. Коменского, Д. Локка, И. Гербарта, Ж-Ж Руссо, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского на нравственное становление личности. [10] Подход к определению места и значимости нравственного воспитания в становлении личности заложили учения В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьёва и др. Воспитательные концепции, сформулированные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, стали во многом исходными позициями для определения содержания и средств нравственного воспитания, основанных на принципах народности и широкого использования русского языка как средства общения и познания. [10] Гуманистический принцип свободы выбора развивается в идее о самосовершенствовании и свободном выборе души перед Богом. Эти идеи отражены в работах Н.А. Бердяева, К.В. Ельницкого, И.А. Ильина и использованы в работе в качестве обоснования необходимости формирования свободного нравственного выбора каждого воспитанника. Гуманистические принципы сотрудничества взрослого и ребёнка, обоснованные в трудах Л.С. Выгодского, С.Т. Шацкого, а также В.А. Сухомлинского, продолжающего традиции К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Я. Корчака, взяты нами для обоснования содержания и форм совместной работы по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста и воспитывающих взрослых. [10] Особую значимость для нашего опыта представляют основные положения личностно-гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили, гуманистические концепции личностно ориентированного образования М.Н. Берулавы, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, которые продолжают развитие гуманистических идей в образовании и воспитании. Важными представляются положения, затрагивающие проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения, которой посвятили свои труды Б.Т. Лихачёв, Е.Н. Медынский, Л.М. Архангельский, Ю.П. Сокольников, Ю.Л. Азаров, О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, В.И. Петрова. [10] Необходимо учесть результаты исследований содержания, целей и форм нравственного воспитания школьников, которым посвятили свои труды учёные-исследователи Н.Е. Щуркова, М.Г. Яновская, а также отметить значимость определений сущности морали и нравственных ценностей для воспитания подрастающего поколения, которые стали предметом изучения таких учёных, как С.И. Архангельский, В.А. Блюмкин, Г.Н. Волков, Д.М. Гришин, С.А. Козлова, Л.В. Рувинский, П.С. Гуревич, Н.Е. Щуркова. Мы, безусловно, опирались на теорию воспитания и целостного педагогического процесса прошлого и современности, разработанных такими авторитетами педагогики, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, Н.В.Маслов, Б.Т. Лихачёв, Н.Д Никандров, П.И. Пидкасистый. [10] Таким образом, мы видим, что вопрос нравственности неполно изучен, возникает значительное количество модулей по формированию нравственности у младших школьников. Но, не смотря на это, дети в большинстве своем остаются глухи к проблемам окружающих их людей, к тому, что происходит вокруг них. Их тревожит свое личное благополучие, и чаще материальное, нежели нравственное. К главным вопросам можно также причислить внутреннюю скудость детей, утрату фамильных традиций, эгоцентризм у детей и их родителей, недостаточную ориентированность родителей на верный выбор художественной литературы для детей, неконтролиуемость времяпрепровождения детей, низкую нравственную направленность в обыденной жизни среднестатистической семьи России. Исходя из вышеуказанных определений можно нравственность определить как основополагающее морали и эстетического воспитания детей. У ребенка с самого рождения нет четко выраженного чувства добра или зла, любви или ненависти. Только подрастая и взрослея ребенок учится, он берет все то, что его окружает, если родители относятся с добром по отношению друг к другу, то скорее всего и ребенок будет вести себя точно так же. И напротив, если ребенок видит вокруг себя только жестокость и равнодушие по отношению к нему и окружающим, то скорее всего такие дети будут замкнутыми, неуверенными в себе, что в дальнейшем приведет к деструктивным признакам в подведении. 1.2 Внеурочная деятельность как средство формирования нравственных качеств младших школьников Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и учреждение дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных [4]. Внеурочная деятельность может иметь целый ряд направлений: художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, спортивно-оздоровительное. Основными среди них в можно считать художественно-эстетическое и туристско-краеведческое. В этой работе можно использовать игровые технологии, коммуникативные и исследовательские, житейские приемы. Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка, формируется когнитивная активность, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач: 1. оптимизировать учебную нагрузку учащихся; 2. улучшить условия для развития ребёнка; 3. учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Рисунок 1 Рисунок 2 Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками. Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация. [57, с. 157] Рисунок 3 По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив. [6, с.82] Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. [29. c. 83] Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта. Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется. [64., с.60] Общепринятые способы нравственного воспитания сориентированы на привитие младшим школьникам норм и правил социальной жизни. Существенным показателем сформированности нравственных качеств личности является духовный контроль. Сформированные навыки проверки содействуют успешному формированию нравственных качеств личности в процессе учебы и воспитания. В педагогической теории обозначена масса методов и приемов нравственного воспитания. Вероятно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса: 1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи. 2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения. (48, с.523) И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение. (48, с.534) Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание. (7, с.144-149). М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). (8, 114) Диагностика уровня нравственности необходима, прежде всего, для выявления несответствия восприятия младшими школьниками понятий нравственности, к ним относятся такие понятия как: доброта, помощь, любовь к ближнему, созидание, поддержка, содействие, подмога т.п. Таким образом, педагог выявляя несоответствие знаний детей, тем определениям, которые несут эти понятия, можно сконструировать преподавание так, чтобы учесть все выявленные несоответствия и начать корректировку знаний младших школьников. Разбор психологических и нравственных качеств ребенка, определяемых данными методиками, дозволяет предначертать процесс формирования личности, статический аспект ее образования. Особо значимая особенность, устремленность действий ребенка, в русло нравственности или же в сторону антинравственного, и как продолжение, антисоциального поведения, вот что необходимо подчеркивать, формировать или пытаться скорректировать в детских поведенческих стереотипах, которые еще пока не устоялись и которые можно изменить. Важен, как коллективный подход к решению поставленных задач, так и индивидуальный, в некоторых случаях приватный подход для устранения качеств, мешающих формированию нравственного поведения. Поскольку, в настоящее время понятие нравственности отходит на второй план, то растет вероятность деградации подрастающего поколения, в части слишком строгое отношение к своему «Я», неприятие собственного «Я» из-за шаблонности мышления у молодого поколения, которое транслируется через сеть Интернет, грубость по отношению к взрослым и пожилым людям, тоже в настоящее время не редкость. Таким образом, перед нами стоит задача научить наших детей любить себя в первую очередь, во вторую – уважать старшие поколения, и тому пример проведение мероприятий посвященных 9 мая, акция «Бессмертный полк», как патриотично, коллективно, добро можно провести знаменательные даты. В процессе таких мероприятий растет уровень патриотизма в детях, молодежи, подростках, они принимают непосредственное участие, гордятся своим народом и сплоченно продолжают поддерживать и оберегать традиции. Всякий из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия – пример.(37, с.48-49) В младших классах часто применяется повествование на этическую тему. Это красочное эмоциональное изложение теоретических фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Влияя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. У рассказа на этическую тему несколько функций: 1. служить источником знаний, 2. обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, 3. служить способом использования положительного примера в воспитании. К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие: Рассказ должен отвечать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей. Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа. Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше. (48, с.535) Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п. Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен. В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Как уже было отмечено, младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. (48, с.537) Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения. В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий: Беседа должна носить проблемный характер. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными. В процессе поиска содержания внеурочной деятельности мы пришли к выводу, что необходимо применять методики по практическому привлечению детей в игровых формах внеурочной деятельности. Работа должна проводиться непосредственно с детьми, необходимо обеспечить возможность участия всех детей с применением доступных средств. Возможность участия всех детей дает потенциал для ребенка стать активным, значимым и полноценным участником действия. Уровень сплоченности класса повышается, что благоприятно сказывается на взаимоотношениях между детьми. Таким образом, привлечение всех детей в практическую деятельность не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю, вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. Возможность вовлечения во внеурочную деятельность родителей дает понять детям, что школа, семья и он – ребенок – это взаимосвязанная цепочка и если одно из звеньев не принимает участия, то вероятность достижения положительного результата от научения детей морально-нравственным критериям снижается. Если ребенок видит, что родитель участвует и интересуется его успехами, что родитель ценит и старается помочь ребенку, у него появляется уверенность в себе. Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному воспитанию личности младшего школьника заключается в том, чтобы помогать ребенку продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразия применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. И если процесс внеурочной деятельности будет включать в себя и работу ребенка, помощь родителя и профессиональное воспитание педагога, то этот процесс будет действенным и качественным, что поможет нам вырастить нравственно здоровое, доброе, толерантное поколение детей. На основании вышеизложенного и проведенных диагностических мероприятий нам необходимо разработать программу внеклассных мероприятий, способствующих формированию нравственных качеств среди школьников младшего школьного возраста. ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРООЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников Практическая часть исследования была проведена в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 23 города Сызрани Самарской области в 3 классе. Эксперимент был организован и проведен в рамках классно-внеурочной работы под руководством учителя начальных классов высшей категории Кривовой Ольгой Валерьевной. Цель научно-экспериментальной работы состоит из исследования нравственных качеств учащихся начальной школы во внеурочной деятельности. Исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи: 1. Установление изначальной степени нравственных представлений. 2. Изучение процентного соотношения учеников с разной степенью нравственных представлений. 3. Установить степень результативности педагогических ситуаций в процессе формирования нравственных качеств во внеурочной деятельности. 4. Разработать программу для проведения внеклассных занятий для школьников младших классов. Провести констатирующий эксперимент и выявить уровень нравственных представлений. Основные характерные черты учеников – участников эксперимента: Саша Т. Коммуникабельный, много друзей, учится хорошо, имеет таланты, но не реализует их; на уроках можно отвлечь, иногда может не слушать задание учителя; не поднимает руки, хотя и знает ответ на вопрос; домашнее задание выполняет только под наблюдением родителей. Андрюша Г. Пассивно участвует на уроке, с трудом выполняет задания учителя, редко представляет класс на школьных олимпиадах. Выше всех детей в классе, не заучка, не пользуется авторитетом у детей. Света П. Всегда участвует в работе на уроке и жизни класса, учится отлично, честна, старательна, общительна, добра, дружелюбна и ответственна, бескорыстна. Варя О. Очень мнительная, обидчивая, боится отвечать на уроке, поэтому на уроках предпочитает молчать; сильно переживает из-за плохих отметок, учится удовлетворительно; в школу ходит с нежеланием, объясняя это тем, что "учиться тяжело". Артем И. Немного бестактен в отношении со взрослыми, разбалован вниманием родителей и родственников. Гиперактивный, учится хорошо, ошибки в основном из-за торопливости, не может усидеть на одном месте, ему со всеми нужно пообщаться, обсудить текущие вопросы. Матвей Т. Пользуется авторитетом у детей, активно участвует на уроке, с легкостью выполняет задания учителя. Дима Б. Учится удовлетворительно, очень обидчив, скрытен, постоянных друзей не имеет, молчалив, домашнее задание выполняет только под контролем взрослых. Саша В. Активно отвечает на уроке, а временами желает остаться «незаметным», дружелюбен, хотя нередко бывает враждебным и резким в общении с одноклассниками и взрослыми, задания учителя выполняет не всегда, необязателен. Леша Д. Активно участвует в работе на уроке и жизни класса, всегда поднимает руку на уроке, даже если не знает ответ, коммуникабелен, добр. Ангелина Ф. Учится хорошо, скромна, воспитана, добра, часто активно работает на уроке, домашнее задание в большинстве случаев выполняет. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой. Распределенная диагностическая программа, которая содержит следующие методики М.И.Шиловой: 1. методика № 1: диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся; 2. методика № 2: диагностика нравственной самооценки; 3. методика № 3: диагностика этики поведения; 4. методика № 4: диагностика отношения к жизненным ценностям; 5. методика № 5: диагностика нравственной мотивации. Основными методами исследования были наблюдение, анкетирование, беседа, индивидуальный опрос. Методика №1: диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся в соответствии с приложением 1. Учащимся предложено пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Анкетирование проводилось индивидуально. Таблица 1. Понятия Фамилия, имя Добро Зло Мудрость Мужество Умеренность Справедливость Счастье Дружба Милосердие Долг Вина Саша Т. + + + + + + + + + + + Андрюша Г. + + - + + + + + + - + Света П. + + - - - + + + + + + Варя О. + + + + + + + + + + + Артем И. + - - + - + - + - - - Матвей Т. + + - + - + + + - + + Дима Б. + + + - + + + + + + + Саша В. + + + + - + + + - + + Леша Д. + - - - - + - + - - - Ангелина Ф. + + + + - - + + + + + Смогли понять и объяснить все определения 2 ученика, 1 ученик смог объяснить только 3 определения. Диаграмма 1 «Нравственные определения» Исходя из результатов, представленных в диаграмме 1, можно сделать вывод, что понятия добро и дружба понимают и могут объяснить все ученики, а понятия мудрость и умеренность пока остаются для учеников не понятными, что говорит о необходимости проведения игровых занятий на изучения понятий о нравственности. Методика №2: диагностика уровня нравственной самооценки. Инструкция: – если вы полностью согласны с высказыванием, выберите ответ всегда (4 балла); – если, вы больше согласны, чем не согласны, выберите ответ часто (3 балла); – если вы немножко согласны, выберите ответ редко (2 балла); – если вы совсем не согласны, выберите ответ никогда (1 балл), вопросы в соответствии с приложением 2. Таблица 2. № вопроса, Фамилия, имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ИТОГО Саша Т. 4 3 4 4 3 2 4 4 3 4 35 Андрюша Г. 4 4 4 2 4 4 4 3 4 4 39 Света П. 3 3 3 4 3 3 2 4 2 1 28 Варя О. 2 2 2 1 2 1 1 2 1 2 16 Артем И. 3 1 3 4 2 2 4 4 4 1 28 Матвей Т. 3 3 3 3 4 1 3 3 3 4 30 Дима Б. 4 4 3 4 4 2 4 4 4 4 37 Саша В. 4 4 4 4 4 3 4 4 4 4 39 Леша Д. 3 3 3 3 2 3 3 3 2 3 26 Ангелина Ф. 4 3 4 4 4 3 4 3 4 3 36 Статистика данной методики говорит о том, что высокий уровень нравственной самооценки у 5 учеников, это 50 %, средний уровень самооценки у 4 учеников, это 40 % и нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего у Вари О. 10 % от общего количества. Это говорит о том, что необходимо уделять внимание именно Варе О. в процессе научения ее основным нравственным ценностям, так же необходимо провести разъяснительную беседу с ее родителями. Диаграмма 2 «Диагностика уровня нравственной самооценки» Методика № 3: Диагностика этики поведения (толерантного поведения) «Незаконченные предложения» Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо" в соответствии с приложением 3. Фамилия, имя Ответ ученика Саша Т. + - - + - Андрюша Г. - + - - + Света П. - - + - + Варя О. - - - + - Артем И. - + - - - Матвей Т. + + + + + Дима Б. - + - + - Саша В. + + + + + Леша Д. + - + - - Ангелина Ф. + - + - + Диаграмма 3 Диагностика этики поведения (толерантного поведения) «Незаконченные предложения» Подвергнув анализу результаты данной диагностики можно сделать вывод, что 50 % детей развиты в пределах нравственного отношения, а остальная половина детей нуждается в помощи педагогов-психологов, в связи с чем, необходимо проводить организационно-массовые мероприятия с участием детей и родителей для повышения нравственности и толерантности в классе. Методика № 4: Диагностика отношения к жизненным ценностям Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее распечатан на листочках в соответствии с приложением 4. Фамилия, имя Отрицательные ответы Положительные ответы Саша Т. 2 4 Андрюша Г. 3 5 Света П. 1 5 Варя О. 3 4 Артем И. 5 5 Матвей Т. 3 4 Дима Б. 2 5 Саша В. 4 3 Леша Д. 2 4 Ангелина Ф. 4 2 Диаграмма 4 Диагностика отношения к жизненным ценностям Исходя из данной методики, можно сказать, что есть дети, которые предпочитают духовным ценностям материальные, и все таки большая часть детей знает и ценит духовно-эстетические составляющие жизненных ситуаций, которые приведены в вопросах данной методики. Методика № 5: Диагностика нравственной мотивации. Инструкция: "Прочитайте вопросы. На каждый вопрос выберите один ответ." (вопросы приложение 5) Фамилия, имя Отрицательные ответы Положительные ответы Саша Т. 2 3 Андрюша Г. 2 3 Света П. 1 4 Варя О. 1 4 Артем И. 2 4 Матвей Т. 3 1 Дима Б. 2 4 Саша В. 1 5 Леша Д. 0 5 Ангелина Ф. 1 4 Диаграмма 5 Из данной диагностики можно сделать вывод, что в классе все таки есть ребенок, у которого уровень нравственной мотивации на уровне низкого, что говорит о необходимости проведения обучающих занятий с детьми на тему морально-нравственного воспитания. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: