VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Форирование познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012947
Тема: Форирование познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 
высшего образования
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Направление: 44.04.01- Педагогическое образование
Профиль: Историческое образование





МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Форирование познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии 


Студент 2 курса
Группы 17.1-606
«___»______________2018 г.              ____________   Федорова Т.Г.

Научный руководитель
д.ист.н., профессор 
«___»______________2018 г.            _____________  Низамов И.Д.
                                                                        
Соруководитель
к.п.н., доцент 
«___»______________2018 г.            ____________     Голованова И.И.
 
Заведующий кафедрой                    
к.п.н., доцент

«___»______________2018 г.             _____________ Сибгатуллина Т.В.




Казань-2018
     
Оглавление


Введение………………………………………………………..................
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии      
1.1. Состояние проблемы формирования универсальных учебных действий школьников в учебной деятельности в педагогической теории и практике школьного образования 
1.2. Характеристика структуры и содержания познавательных универсальных учебных действий старшеклассников 
1.3. 
Выводы по 1 главе
Глава 2. Практические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии
2.1. Этапы реализации экспериментального исследования
2.2. Исследование развития познавательных УУД по результатам констатирующего эксперимента
2.3. Разработка и реализация программы кружка «Знатоки химии» для формирования познавательных УУД у старшеклассников
2.4. Повторное исследование развития познавательных УУД по
результатам контрольного эксперимента
Выводы по 2 главе
Заключение……………...............…………………………………………..
Список литературы…………………………................................................
Приложение 1. Название……...……………………………………………
Приложение 2. Название………………………………..……..…..……….
Приложение 3. Название ………………………………………….……….
Приложение 4. Название ………………………………………….……….
Приложение 5. Название…………………………………..…...……..……
3

10




     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Введение
     Актуальность исследования. На современном этапе развития российского общества постигли перемены целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. Теперь, вместо суммы «знаний, умений, навыков»,  которыми должен владеть каждый школьник, выступает формирование универсальных учебных действий, основными задачами которых является воспитание успешной конкурентоспособной личности. К определенным критериям оценивания успеха ученика в современном образовательном процессе причисляют способность самостоятельно добывать знания и выстраивать отношения с окружающими людьми. Для этого необходимо пересмотреть структуру построения учебного материала и методику его преподавания: от передачи готовых знаний к системно-деятельностному методу обучения. 
     Данный подход к обучению в общеобразовательном учреждении запрашивает Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, который выявил существенные изменения в содержании образования, мышлении учителя, целенаправленном формировании ученика как субъекта учебно-познавательного процесса. Новая взгляды на образование состоит в том, что учебные заведения должны воспитать современного человека, который будет готов учиться и самостоятельно приобретать новые знания и умения на протяжении всей последующей жизни.  
     Современное образование предусматривает системное развитие учащихся как субъекта учебно-познавательного процесса. Поэтому в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образовательный процесс должен быть ориентирован на формирование системы познавательных универсальных учебных действий, овладение учащимися метапонятиями и метаумениями. При этом для воспитания у обучающихся ценностного отношения к познавательной деятельности необходимо придерживаться ряду принципов: 
     - учебный материал рассматривается как средство всестороннего развития школьника, в том числе и интеллектуально-речевого; 
     - урок должен быть нацелен на развитие школьника как субъекта познания и учения; 
     - ученику предоставлена интеллектуальная свобода, обеспечивающая осознанный выбор способов деятельности, развитие рефлексии. 
     При условии, что учителя будут соблюдать эти принципы, обучающиеся могут стать субъектами учебно-познавательного процесса (Н. Ф. Виноградова, В. В. Давыдов, В. К. Дьяченко, Е Н. Землянская, В. Оконь, А. И. Савенков, В. А. Ситаров и др.). Само понятие «субъект учения», его составляющие подразумевают дальнейшее их соотнесение с основными компонентами познавательных универсальных учебных действий (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы), которые определенны Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения в качестве полученных достижений при обучении в школе. Данная ситуация и определило направление нашего дальнейшего исследования. 
     Основным условием сформированности предметных и метапредметных умений у школьников являются универсальные учебные действия (УУД), под которым осмысливается способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию, включая комплекс основных способов учебных действий, которые способствуют к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, закладываются в образовательном пространстве школы. 
     Постоянным возрастанием требований общества и государства к учителям, изменение требований к содержанию обучения в школе, связанное с реализацией системно-деятельностного подхода, провозглашенного как основного в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, ставят перед образованием задачу о необходимости исследования теоретических основ формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в образовательном пространстве школы. Однако в педагогической теории и практике недостаточно изучен вопрос о педагогических условиях, которые способствуют эффективному формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся в образовательном пространстве школы, что и обусловливает актуальность настоящего исследования.
     Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что в науке представлены подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова и др.); психологопедагогические теории познания и деятельности, положения деятельностного подхода в обучении (Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, В. В. Гузеев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. М. Новиков, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и др.); проанализированы психолого-педагогические аспекты процесса решения задач, вопросы применения учебных задач в обучении (Г. А. Балл, П. Я. Гальперин, Л. Л. Гурова, В. В. Давыдов, З. И. Калмыкова, Ю. М. Колягин, В. И. Крупич, В. А. Крутецкий, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, Е. А. Машбиц, Л. М. Фридман, Д. Б. Эльконин и др.). Проблема совершенствования содержания образования в школе представлена в трудах Л. Л. Алексеевой, С. В. Анащенковой, М. З. Биболетовой, Л. В. Занкова, Г. С. Ковалевой, В. В. Краевского, В. С. Леднева, И. Я. Лернера, О. Б. Логиновой и др. Отдельные аспекты проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий школьников изучались в трудах российских ученых: формирование универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности (И.Е. Сюсюкина); формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий учащихся 5-х классов (Т. М. Шахова); формирование познавательных универсальных действий учащихся профильных классов (С. В. Чопова); формирование универсальных учебных действий как основы метапредметных образовательных результатов в процессе решения задач по химии (Т.В. Безрукова), биологии (М. А. Королева).  Несмотря на значительное количество работ, посвященных отдельным аспектам данной проблемы, вопросы формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников в процессе обучения остаются недостаточно исследованными.  
     Анализ педагогической теории и практики позволил выделить противоречия между: 
     ? потребностью образовательной практики в совершенствовании сложившейся системы школьного образования по химии и недостаточной разработанностью теоретических и научно-методических основ формирование универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения; 
     ? задачей формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе изучения химии и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих успешность этого процесса. 
     Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии? 
     Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность, необходимость разрешения выявленных противоречий обусловили выбор темы исследования: «Формирование познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии». 
     Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии. 
     Объект исследования – процесс обучения химии старшеклассников в общеобразовательной школе.
     Предмет исследования – педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии. 
     Гипотеза исследования. Формирование познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии будет эффективным, если: 
     - познавательные универсальные учебные действия рассматриваются как интеграция общеучебных универсальных действий, логических универсальных действий и действий по постановке и решению проблемы; 
      - содержательное наполнение познавательных универсальных учебных действий детерминировано задачами достижения предметных и метапредметных результатов образования и раскрывается на основе самостоятельно выбранного учителем учебно-методического комплекса и разработанной им программы формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе изучения химии у старшеклассников;  
     - динамика уровней сформированности познавательных универсальных учебных действий прослеживается на основе диагностики составляющих их общеучебных, логических универсальных действий и действий по постановке и решению проблемы по химии.  
     Объект, предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования: 
     1. На основе изучения литературы по теме исследования раскрыть содержание основных видов познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников.  
     2. Определить показатели, в соответствии с которыми охарактеризовать уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников. 
     3. Определить организационные и методические направления работы по достижению предметных и метапредметных результатов образования в процессе  формирования познавательных универсальных учебных действий и разработать программу формирования познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии.  
     4. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе изучения химии у старшеклассников. 
     Методологической основой исследования явились философские идеи о развитии личности; единстве теории и практики; деятельности как способе познания действительности и условий развития личности; системно-деятельностный подход (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, О.А. Карабанова, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), позволяющий представить цели, способы действий, содержание и результаты обучения как систему ключевых задач, направленных на формирование личностных качеств обучающихся; личностно-ориентированный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), предполагающий достижение целей образования с учетом потенциальных способностей личности; рефлексивный подход (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е. С. Заир-Бек, В.И. Слободчиков, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), направленный на овладение обучающимися умениями и навыками самостоятельной познавательной деятельности и оценки ее результатов. 
     Теоретическую основу исследования составили: 
     ? психологические и педагогические концепции о субъекте учения и учебной деятельности как ведущей в обучении (К. А. Абульханова-Славская, С.А. Арефьева, О. В. Кириллова, О. Г. Максимова, Н. А. Менчинская, Н.И. Мерлина, В.В. Репкин. В.А. Ситаров, С.Н. Федорова и др.); 
     ? концепция развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин и др.);  
     ? концепция проблемного обучения (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. А. Чошанов и др.), предполагающая сочетание обучения и учения, ориентированных на формирование познавательной самостоятельности учащихся через решение на уроках проблемных ситуаций; 
     ? концепции формирования и развития образовательной среды (Ш. А. Амонашвили, В. И. Безруков, С. Д. Дерябо, М. М. Поташник, Е. А. Ямбург, В. А. Ясвин и др.); 
     ? научные труды, посвященные проблеме самостоятельной познавательной деятельности (А.П. Беляева, П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина и др.). 
     Методы и методики исследования: 
     ? теоретические (изучение философской, педагогической, психологической, учебной и методической литературы по теме исследования; педагогическое проектирование; анализ, синтез, обобщение);
     ? эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент); 
     ? математические (количественный и качественный анализ экспериментальных данных, критерий Мана-Уитни). 
     Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Муниципальной бюджетной общеобразовательной учреждении «Чутеевская средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан». В экспериментальной работе приняли участие 23 школьника 10-11 классов. 
     Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа с 2016 по 2018 гг. 
     Первый этап – аналитический: изучение и теоретический анализ литературы по проблеме исследования; определение цели и задач,  исходной гипотезы исследования, формулирование положений, выносимых на защиту; проведение констатирующего этапа эксперимента; выявление и теоретическое обоснование педагогических условий формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе изучения химии у старшеклассников. 
     Второй этап – экспериментальный: проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента, апробация педагогических условий  формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе изучения химии у старшеклассников. 
     Третий этап – обобщающий: систематизация и статистическая обработка экспериментальных данных, оценка результатов экспериментальной работы, обобщение и анализ результатов проведенного исследования в целом, оформление текста диссертации. 
     Научная новизна исследования заключается в следующем: 
     1. Раскрыто содержание основных видов познавательных универсальных учебных действий старших школьников, включающих: 
     - общеучебные универсальные действия (ориентировка в материале учебника; извлечение из учебного текста информации, представленной в явном и неявном виде; извлечение информации из рисунка, фотографии, таблицы, схемы, разных видов диаграмм, карт; перевод информации из одного вида в другой; действия со знаково-символическими средствами; установление последовательности) и умения (структурировать знания; отбирать источники информации; строить речевые высказывания в устной и письменной речи; выделять и формулировать познавательную цель и выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий); 
     - логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение предметов, объектов, явлений; установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи, рассуждений и доказательства); 
     - действия по постановке и решению проблемы (формулирование и самостоятельное решение проблем). 
     2. Определены организационные и методические направления работы по достижению предметных и метапредметных результатов образования в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения, отраженные в авторской программе формирования познавательных универсальных умений старшеклассников.  
     3. Выявлены и обоснованы показатели уровня (высокого, среднего, низкого) сформированности познавательных универсальных учебных действий, соответствующие видам познавательных учебных действий:  
     - наличие знаний школьной программы и умение их использовать в учебной деятельности (общеучебные универсальные действия); 
     - наличие знаний, необходимых для осуществления самостоятельной познавательной деятельности на основе таких умственных действий, как анализ, синтез, сравнение, обобщение (логические универсальные действия);
     - способность использовать знания при решении проблемных задач (действия по постановке и решению проблемы). 
     4. Выявлены и обоснованы педагогические условия успешного формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе изучения химии в средней школы: 
     ? организация работы по формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся на основе самостоятельного выбранного учителем учебно-методического комплекта в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения; 
     – разработка и внедрение программы кружка «Знатоки химии» для формирования познавательных универсальных учебных действий старшеклассников, реализующей организационные и методические направления работы по достижению предметных и метапредметных результатов образования в системе подготовки единому государственному экзамену (ЕГЭ); 
     ? использование в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в средней школе активных форм и методов обучения, основанных на системно-деятельностном подходе; 
     ? систематическая диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий старшеклассников.
     Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в общую педагогику, историю педагогики и образования, расширяя представления о формировании познавательных универсальных учебных действий обучающихся в образовательном пространстве средней школы. В работе раскрыто содержание основных видов  познавательных универсальных учебных действий (общеучебных и логических, действий по постановке и решению проблемы); определены показатели, соответствующие видам познавательных универсальных учебных действий, и охарактеризованы уровни (высокий, средний, низкий) их сформированности; разработан диагностический инструментарий; выявлены и научно обоснованы педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в системе подготовки к ЕГЭ по химии.
     Результаты проведенного исследования могут служить теоретической основой для дальнейшего исследования данной проблемы. 
     Практическая значимость исследования состоит в том, что использование в образовательном процессе средней школы основных положений и выводов проведенного исследования способствует повышению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии. 
     Разработанная нами программа кружка «Затоки химии» в системе подготовки к ЕГЭ по формированию познавательных универсальных учебных действий могут найти применение в школьной практике, в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.  
     Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой на системно-деятельностный, личностно-ориентированный и рефлексивный подходы; анализом состояния проблемы в педагогической теории и практике; адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных. 
     Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах обсуждались и были одобрены на заседании методического объединения естественнонаучного цикла МБОУ «Чутеевская СОШ Кайбицкого района РТ». Основные идеи, теоретические положения и результаты исследования опубликованы в научно-практических конференциях: Студенческая наука XXI века: Материалы XII Международной студенческой научно-практической конференции– Чебоксар. №5. 2016;  Приоритетные направления развития образования и науки: Материалы IV Международной научно-практической конференции. – Чебоксар. №7. 2017. 172с; районных семинарах «Современные подходы к формированию предметных и метапредметных результатов в рамках ФГОС» (Кайбицы, 2018).
     Структура и объем выпускной квалификационной работы определена темой, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, содержащего 39 источников, приложений.
    Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии
     1.1. Состояние проблемы формирования универсальных учебных действий школьников в учебной деятельности в педагогической теории и практике школьного образования
     Перемены, происходящие в обществе, требуют форсированного усовершенствования образовательного пространства, установления целей образования, которые будут учитывать общественные, социальные и личностные горизонты и наклонности. Поэтому приоритетным курсом становится выполнение развивающих возможностей новых образовательных стандартов. Современные социальные запросы обусловливают цели образования как общекультурно-, личностно-познавательное развитие обучающихся, которое обеспечивает становление ключевой компетенции образования - «научить учиться». В этом ракурсе основной задачей нынешней системы образования становится формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих развитие компетенции «научить учиться», и помимо этого освоение школьниками определенных предметных знаний и навыков учебных дисциплин [67; 173]. 
     Мы согласимся с результатами исследований А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской. О.А. Карабановой, в которых представлено широкое значение термина «универсальные учебные действия»: умение учиться или способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [10; 62]. Согласно этим же исследованиям, формирование универсальных учебных действий реализовывается в контексте прохождения разных учебных дисциплин: учебные предметы открывают потенциал в формировании универсальных учебных действий в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся [26]. Универсальность учебных действий выражается в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивая неделимость общекультурного, личностного и познавательного развития; осуществляя преемственность всех ступеней образовательного процесса, организацию и регуляцию деятельности обучающихся независимо от специфики ее предметного содержания. 
     В дальнейшем, опираясь на системно-деятельностный подход, группой авторов под руководством А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, И.А. Володарской, С.В. Молчановым, Н.Г. Салминой и др. [10; 26; 62; 63; 103; 140], была разработана концепция развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия – это «…способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [17; 67]. 
     Универсальные учебные действия как обобщенные способы действий раскрывают возможности обучающихся в разнообразных предметных областях и структуре учебной деятельности. Это, в свою очередь, обеспечиваетшкольнику осознание целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик учебной деятельности. Следовательно, достижение «умения учиться» «предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)» [19, с. 116]. 
     Как известно, в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего образования выделены основные виды универсальных учебных действий обучающихся: 
     ? регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование); 
     ? познавательные (общеучебные, логические и знаковосимволические);
     ? коммуникативные (межличностные, межгрупповые). 
     Рассмотрим названные блоки универсальных учебных действий в соответствии с описанием их структуры, содержания и основных функций. 
     1. Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности, структурируются из: 
     ? действий целеполагания – принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней). Осуществляется на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 
     ? действий планирования – план выполнения, составление плана и последовательности действий; 
     ? действий прогнозирования – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; 
     ? действий контроля – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
     ? коррекционных действий – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; 
     ? оценочных действий – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и к неудаче); 
     ? волевой саморегуляции – способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий [125]. 
     2. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Их мы подробно рассмотрим в следующем параграфе. 
     3. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества ? умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. 
     В наиболее широком значении коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некоторой общности – установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера. 
     Отправным пунктом для выделения универсальных учебных действий, обслуживающих задачи коммуникации и сотрудничества, служит психологическая характеристика понятий коммуникативной деятельности, а также коммуникативной и речевой компетентности. 
     В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [30].
     Коммуникативные действия, как считают Р.Н. Бунеев, Е.В. Макаренко, Т.А. Матис, А.А. Савчук и др., подразделяются на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацию как взаимодействие, обеспечивающее сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей в сфере сотрудничества, прежде всего, партнера по общению (собеседника) или по деятельности, коммуникацию как сотрудничество (кооперации) и коммуникацию как условие интериоризации, служащее средством передачи информации другим людям, а также становления у учащихся рефлексии [87; 93; 125; 137].
     Показателями сформированности коммуникативного компонента универсальных учебных действий обучающихся является умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания. 
     Кроме того, коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. 
     Все виды универсальных учебных действий формируются, прежде всего, в ходе усвоения многообразных учебных дисциплин. Это помогает ребенку в процесс запоминания привлекать все виды памяти, материализовать орфографические понятия, развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы. 
     Рассматривая характеристику общеучебных универсальных действий по исследованиям Е.Д. Божович,  отметим, что она включает:
     ? «самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
     ? поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 
     ? структурирование знаний; 
     ? осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 
     ? выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 
     ? рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 
     ? смысловое чтение, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; 
     ? постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера»  [19, с. 111]. 
     Исследуя учебную деятельность, ученые (А.Г. Асмолов, С.Г. Воровщиков, Д.Д. Данилов, Н.Г. Милованова, В.В. Репкин и др.) признают, что универсальные учебные действия являются ее составной частью учебной деятельности, действия различного назначения, нужные в реализации учебной деятельности: если ученик освоил универсальные учебные действия, можно говорить, что он овладел учебной деятельностью [10; 27; 37; 100; 128]. 
     Итак, овладение учащимися универсальными учебными действиями, по мнению И.В. Андреевой [6], создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться. 
     Процесс формирования общеучебных умений (универсальных учебных действий) по исследованиям А.В. Усовой [157] протекает по следующим этапам: 
     ? осознание учащимися значения овладения умением выполнять данное действие – мотивационная основа действия; 
     ? определение цели действия; 
     ? уяснение научных основ действия; 
     ? определение основных структурных компонентов действия (операций), общих для широкого круга задач и не зависящих от условий, в которых выполняется действие (такие структурные компоненты выступают в роли опорных пунктов действия); 
     ? определение наиболее рациональной последовательности выполнения операций, из которых слагается действие, т.е. построение модели и алгоритма действия (путем коллективных или самостоятельных поисков); 
     ? организация выполнения небольшого количества упражнений, в которых действия у учащихся подлежат контролю со стороны учителя; 
     ? обучение учащихся методам самоконтроля за правильностью выполнения данного действия; 
     ? организация упражнений, требующих от учащихся умения самостоятельно выполнять данное действие (при изменяющихся условиях); 
     ? использование данного умения при овладении новыми, более сложными умениями, в более сложных видах деятельности [157]. 
     Итак, мы рассмотрели структуру и содержание универсальных учебных действий. Далее представим пояснение функций универсальных учебных действий. Разработчики Федеральных государственных образовательных стандартов среднего образования второго поколения с учетом проведенных исследований в этой области определили следующие функции универсальных учебных действий: 
     1) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 
     2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;  
     3) обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формир.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44