VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Физическая реабилитация при нарушениях осанки

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002194
Тема: Физическая реабилитация при нарушениях осанки
Содержание
     ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ
     «ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)
      
      
     
     
     Направление 49.03.02 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
     Направленность (профиль) – Физическая реабилитация
     
     
     
     
                                    Исламова Айгуль Фанилевна
     
     
     
                 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
     

     Физическая реабилитация при нарушениях осанки








     
     
     
     
     
     УФА 2017

  ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................
      4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ  ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ.................................................................................................

   
     9
1.1 . Виды нарушения осанки ………………………………………….
1.2.  Профилактика нарушений осанки……………………………….

1.3.  Методика диагностики нарушений осанки……………………….
    1.3.1. Осмотр……………………………………………………...........
    1.3.2 . Антропометрические измерения……………………………...
    1.3.3. Современные методы инструментальной оценки 
               осанки…………………………………………………………..
     1.3.4. Оценка функционального состояния позвоночника……….
1.4.  Используемые средства в реабилитации детей с нарушением
осанки……………………………………………………………………
    1.4.1.  Физические упражнения  при нарушении осанки……………
    1.4.2.  Массаж при нарушение осанки………………………………..

2. ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ….
2.1.  Задачи исследования………………………………………………
2.2. Организация исследования……………………………………………
2.2.1. Характеристика исследуемого контингента
2.3. методика физической реабилитации с сутулой спиной 
 





2.3.1. Щадящий режим
2.3.2. Щадяще — тренирующий режим…………………………
2.3.3. Тренирующий режим………………………………………

  




3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ……………………………………
 3.1. Динамика статической выносливости мышц спины………………...
 3.2. Динамика статической выносливости мышц живота………………
 3.3.  Динамика подвижности позвоночника………………………………




 3.4. Динамика плечевого показателя ……………………………………..
 3.5. Динамика показателей физической работоспособности……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..

                                     









                                          



                                                 ВВЕДЕНИЕ
               Актуальность темы  исследования.
     Нарушений осанки и их реабилитация в настоящее время неоспорима. Разработки и исследования в этой области очень важны и значимы для нашего общества, и имеют очень большую практическую ценность.    
     Изменения в жизни общества, как нашей страны, так и всего цивилизованного мира, произошедшие в последние десятилетия, характерны более пристальным  вниманием к проблемам профилактики и реабилитации детей с выраженными нарушениями осанки и плоскостопием. В России реабилитация детей является важной государственной задачей.
     В процессе морфологического развития ребенка  от шести лет самым ответственным в формировании правильной осанки является именно данный период. На этапе  активного роста у детей шести и подростков двенадцати - четырнадцати лет могут появиться различные дефекты осанки. В данный момент условия окружающей среды и условия, в которых ребенок развивается, особенно влияют на рост, развитие, укрепление здоровья и формирование осанки ребенка.
     На формирование детской осанки  оказывают вредные привычки, возникающие еще в раннем детстве, а также приобретенные в школьном возрасте из-за неправильного положения тела при занятиях и во время сна. В значительной степени осанку портит привычка неправильно сидеть при письме и чтении. Из-за всеобщей компьютеризации, при длительном нахождении ребенка за компьютером в неправильной позе повсеместно происходят значительные нарушения осанки у детей.
     Значительно  ухудшают осанку такие привычки, как стоять на одной ноге, читать лежа, на боку, носить в одной и той же руке тяжелые предметы. Езда на велосипеде в согнутом положении и езда на самокате, из-за отталкивания все время одной ногой, так же ухудшают осанку.
     Существенное влияние на развитие неправильной осанки детей оказывают дефекты, связанные с развитием плоскостопия.
     В основном дефекты осанки происходят из-за  изменения физиологической кривизны позвоночника, усилением или ослаблением в сагиттальной плоскости, с асимметрией плечевого пояса, когда одно плече и лопатка находятся выше  другого, а так же с асимметрией тазовых костей.
     Распространенными дефектами осанки у школьников являются выраженные изгибы позвоночника вперед (шейный и поясничный лордозы), назад (грудной и крестцовый кифозы) и боковые (сколиозы),  увеличением угла наклона таза.  Реже встречаются сложные (комбинированные) виды искривления позвоночника.  Очевидно, зонами риска, определяющими характер нарушений осанки, являются шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника, угол наклона таза, стопа, мышечная система. 
      При  нарушениях  осанки  скелет  деформируется,  нагрузка  на  суставы, связки,  мышцы  распределяется  неправильно,  отчего  страдает  весь  опорно-двигательный аппарат, ухудшается рессорная функция позвоночника. Снижение рессорной  функции  позвоночника  приводит  к  постоянным  микротравмам головного  и  спинного  мозга  во  время  ходьбы,  бега  и  других  движений,  что отрицательно  сказывается  на  высшей  нервной  деятельности,  сопровождается снижением  работоспособности.  Кроме  того,  при  наличии  дефектов  осанки внутренние органы могут отклоняться от нормального положения и зажиматься другими  органами и тканями (Каптелин А.Ф., Лубышева  Л.И.).  Спинной мозг, находящийся  в  позвоночнике,  участвует  в  большинстве  рефлексов.  При нарушении  положения  позвоночника  происходит  зажатие  спинномозговых нервов,  нарушается  циркуляция  спинномозговой  жидкости,  что  оказывает негативное воздействие на весь организм.
     Нарушение  осанки  может  сопровождаться  расстройствами  деятельности внутренних  органов:  уменьшением  экскурсии  грудной  клетки  и  диафрагмы, снижением  жизненной  ёмкости  лёгких  по  сравнению  с  физиологической нормой, уменьшением колебаний внутригрудного  давления. Все  эти изменения неблагоприятно  отражаются  на  функции сердечно-сосудистой  и  дыхательной систем,  приводя  к  снижению  их  физиологических  резервов,  нарушая адаптационные  возможности  организма.  Слабость  мышц  живота  и  спины, согнутое  положение  вызывают  нарушение  перистальтики  кишечника  и желчевыводящих  путей.  Помимо неврологических  расстройств,  уменьшается устойчивость  позвоночного  столба  к  различным  деформирующим воздействиям,  что  может  способствовать  возникновению  искривления позвоночника.  Прогрессирующие   дефекты  осанки  вызывают  нарушения иннервации  ряда  внутренних  органов,  вследствие  чего  организм  становится подверженным  различным  заболеваниям  (Каптелин А.Ф.,  Лазарев  М.Л., Лубышева Л.И.).  .
     Среди  существующих методик  расширения  двигательной  активности  детей недостаточно  чётко  определены  критерии  величин  нагрузок  с  учётом функционального  статуса  каждого  занимающегося,  недостаточно  изучено использование  современных  методов  коррекции  деформаций  в  комплексном восстановительном лечении.
     Изложенное  позволяет  считать,  что  исследование,  посвященное  разработке комплексной  программы  физической  реабилитации  при  нарушении  осанки  у детей,  построенной  с  применением  эффективной  физической  нагрузки  на режимах  реабилитации  и  использованием  метода  обратной  связи,  является весьма актуальной задачей.
     Объект исследования:
     Функциональное  состояние  опорно-двигательного  аппарата  у  детей  среднего школьного возраста с сутулой спиной.
     Предмет исследования:
     Комплексная  методика  физической  реабилитации  детей  среднего школьного  возраста  с  сутулой  спиной,  направленная  на  повышение функционального состояния опорно-двигательного  аппарата.
     Гипотеза.
     Предполагалось,  что  соответствие  двигательного  режима  с функциональным  статусом  каждого  занимающегося,  точным  контролем  за интенсивностью физической нагрузки с использованием метода  биологической обратной  связи  на щадяще  - тренирующем  и  тренирующем  режимах,  будет способствовать  повышению функционального состояния опорно-двигательного аппарата и достижению оздоровительного эффекта у детей с сутулой спиной.
     Цель исследования.
     Повышение  эффективности  процесса  физической  реабилитации  детей среднего школьного возраста с сутулой спиной.
     Практическая значимость.
     Практическая  значимость  настоящей  работы  заключается  в  том, что разработанная  методика  физической реабилитации,  позволяющая эффективно повышать  функциональные  показатели  опорно  — двигательного  аппарата  у детей  с  сутулой  спиной,  может  быть  использована  специалистами  по  физической реабилитации в условиях поликлиники, реабилитационных центрах, в школах интернатах у детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата.















                 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ  
РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ
1.1  Виды нарушения осанки.

     В  научно-методической  и  энциклопедической  литературе  существуют различные  интерпретации  понятия  "осанка".  Некоторые  авторы  под осанкой понимают  привычную  позу  непринужденно  стоящего  человека,  держащего туловище и голову  прямо без активного напряжения мышц.  Другие  авторы  рассматривают  осанку  как  сложившуюся  позу, сохраняемую в различных условиях - сидя, стоя и в движении. По мнению третьих,  осанка —  это комплекс качеств и навыков,  обеспечивающих выгодную для жизнедеятельности общую позу и положение тела в пространстве. Четвертые  - под  осанкой понимают индивидуальную  манеру  сохранения вертикальной  позы  и  производных  от  нее видоизмененных  поз, достаточно часто воспроизводимых в жизни. С физиологической точки зрения осанка является  динамическим  двигательным  стереотипом,  который  закладывается  в период  грудного  возраста  и  продолжает  формироваться  в  течение индивидуальной  жизни человека. Согласно  Толковому  словарю В. Даля  "под осанкой разумеют  стройность, величавость,  приличие и красоту".
     Анализируя и обобщая  сущность обсуждаемого  понятия, необходимо  отметить, что  осанка  —  это не  только  привычное  положение  человека  в  покое  и  в движении, но и один из важных показателей здоровья, критерий гармоничности развития человека, его телосложения .
     В настоящее время различают следующие разновидности осанки:
     -  основную осанку, выраженную в позе прямостояния,
     -  оперативную  осанку, вариативные формы проявления осанки в      условиях различных видов деятельности.
     -  профессиональную  осанку,  необходимую  для  успешной  профессиональной  деятельности  (например,  профессиональная  осанка артиста балета).
     Осанку,  сохраняемую  при неизменных  условиях,  называют  статической,  а сохраняемую при переменных условиях  (изменение ориентации в пространстве) динамической.  Осанка  как  феномен  целого  представляет сложноорганизованный  объект,  состояние  которого  определяется  рядом факторов -  внешних  (важнейшими из которых  являются  социальные  условия жизни, деятельности, развития индивида) и внутренние.
     К внутренним факторам, определяющим осанку, относят:
1. Строение скелета, его опорные, рессорные и эластические свойства, а также взаимодействие его звеньев.
Нормальное  состояние  костного  аппарата  и  соединительных  структур, отсутствие  нарушений  в  их  строении  и  функциях  в  значительной  мере предопределяют  правильную  осанку  и, наоборот,  даже  отдельные  нарушения этих  внутренних  факторов  (например,  уплощение  и  снижение  эластичности межпозвоночных  дисков,  растяжение  связок,  дисплазия  или  контрактура суставов) могут явиться причиной серьезных дефектов осанки.
2.  Тонические  и  фазно  -  тонические  свойства  мышц,  фиксирующих  позу.
Сохраняют  вертикальное положение тела и поддерживают  правильную  осанку более  300  мышц  одновременно .Поэтому  становление  и совершенствование  осанки во многом  зависит от степени развития  различных мышечных  групп,  обеспечивающих  фиксацию  и  регуляцию  позы,  от пропорциональности  их  развитии,  а  также  от  уровня  развития  статической выносливости. Общая слабость мышц, дисгармоничное развитие телосложения, нередко бывает причиной так называемых функциональных нарушений осанки.
3. Рефлекторные механизмы поддержания позы и общая регуляция ее высшими отделами  центральной  нервной  системы  (ЦНС).  В  формировании  осанки участвуют врожденные механизмы установочных  и других рефлексов. В  целом регуляторную  основу  осанки  составляет  осознанно  приобретаемый  навык фиксации  позы,  который  формируется  и  совершенствуется  в  зависимости  от систематических,  направленных  воздействий  (например, у  физически  вполне нормальных  от  рождения  детей  могут  появиться  дефекты  осанки,  если  не обеспечено  направленное  воздействие  на  ее  формирование  в  рамках полноценного физического воспитания).
4.  Состояние  анализаторов  (в  частности,  зрительного  и  слухового), нарушение которых практически всегда сопровождается дефектами осанки. Так, по данным Г.Г.  Демирчогляна  патология зрения у  детей часто сочетается  с различными  нарушениями  со  стороны  опорно-двигательного  аппарата. По  данным  В.Л.  Страковской ,  Л.Б.  Дзержинской  нарушения  осанки  выявляются  у  значительного  числа  (89-  91%)  глухих  и слабослышащих детей.

5. Психоэмоциональное состояние, личностные установки,  этические начала поведения.  В результате эволюции человека за определенными ощущениями и чувствами  закрепились  характерные  моторные  реакции  ("выражения").
     Двигательный  компонент обязателен  при  любой  эмоциональной реакции, при любом  эмоциональном  состоянии.  Определить  особенности  внешнего проявления  эмоциональных  состояний  можно  по  мимике  —  выразительным движениям  мышц  лица,  по  жестам  —  выразительным  движениям  рук,  по пантомимике —  осанке и выразительным движениям всего  тела.  Установлено, что все отрицательные эмоции "съеживают"  фигуру человека, а положительные —  ее "развертывают".
     Осанка  определяется  взаиморасположением  всех  частей  тела  человека  и зависит  от  положения  общего  центра  тяжести;  наклона  таза;  выраженности физиологических  изгибов  позвоночника;  линии  остистых  отростков;  формы грудной клетки, живота, ног.
     Все  звенья  тела  располагаются  так,  чтобы  обеспечить  ему вертикальное  и уравновешенное  положение  без  выраженного  напряжения  мышц  и  создать благоприятные  условия  для  эффективного  функционирования  всех  систем организма в привычных положениях.
     В  положении  стоя  голова  удерживается  против  момента  ее  силы  тяжести разгибателями  головы.  Вследствие  шейного  лордоз  вес  головы  направлен  на сгибание  шейного  отдела  позвоночного  столба,  при  этом  удерживающую работу  совершают мышцы шеи. Удерживание  головы при некотором опускании ее  вперед  рефлекторно  способствует  увеличению  грудного  кифоза.
     Удерживание  головы  при  небольшом  сгибании  шейного  отдела  позвоночного столба  (подбородок  "на  себя")  способствует  уменьшению  грудного  кифоза.
     Положение головы  вызывает  рефлексы позы, которые  создаются тоническими рефлексами  продолговатого  спинного  мозга  и  мозжечка .  Нарушение равновесия головы, а также недостаточное или асимметричное развитие тонуса мышц  шеи  сказываются  на  деятельности  жизненно  важных  органов, находящихся в области шеи, вызывает нарушение кровоснабжения мозга. Если неправильное  положение  головы  становится  привычным,  то  изменяется тоническое  напряжение  не  только  мышц  шеи,  но  спины  и  ног,  нарушается осанка.
     Пояс верхних конечностей может быть выведен вперед, лопатки отводятся от позвоночного  столба,  что  вызывает  увеличение  грудного  кифоза.  При  этом изменяются не только изгибы позвоночного столба, но и конфигурация верхней части  туловища.  Связки  и  мышцы  спины  растягиваются  и  не обеспечивают  максимальное  разгибание  позвоночника, постепенно  приводя к уменьшению  глубины  вдоха  и  ограничению  экскурсии  грудной  клетки.
     Положения  головы  и  пояса верхних  конечностей воздействуют  на  осанку механически.  Однако,  по-видимому,  влияние  оказывает  и  рефлекторное распределение тяги мышц. Изгибы позвоночного столба существенно зависят от веса  расположенных  выше  отделов  туловища,  а  также  головы  и  верхних конечностей.  Мышцы  своим  напряжением  противодействуют  моментам  сил тяжести,  уменьшают  изгибы.  Изгибы  позвоночника зависят  также  и  от  ниже, расположенных звеньев тела.
     Правильное  положение  тела  является  следствием  равномерной  мышечной тяги  и  уравновешенного  тонуса  мышцы плечевого  пояса, шеи,  спины, живота, таза и задней поверхности бедер. Наибольшую роль в изменении осанки играют состояние позвоночника и  положение  таза.  В  зависимости  от  тяги  ягодичных мышц, мышц передней и задней поверхности бедер тазовые кости могут больше или  меньше  наклоняться,  поворачиваясь  вокруг  поперечной  оси.  Это соответственно  вызывает  увеличение  или  уменьшение  изгиба  позвоночного столба. Чем больше наклон таза вперед, тем глубже поясничный лордоз,  тем  в  большей  степени  растягиваются  мышцы  брюшной  стенки, становясь причиной опущения органов брюшной полости. Увеличение наклона таза  назад  выпрямляет  все  изгибы  позвоночника,  что  снижает  рессорные свойства  и  подвижность  позвоночника  (особенно  в  поясничном  отделе)  и отрицательно  сказывается  на  состоянии  спинного  и  головного  мозга.
     Положение  таза  в  значительной  степени  зависти  от  равномерной  тяги  мышц.  Кроме  того,  в  формировании  правильной  осанки  имеют  большое значение  рост,  вес,  пропорциональность  отдельных  размеров  тела,  степень развития мускулатуры и подкожного жирового слоя.
     К  общепринятым  канонам  правильной  осанки  относятся  позы,  которые обеспечивают  наилучшие условия  для  функционирования внутренних  органов, равномерного распределения механической нагрузки на части  скелета,  а  также минимальные  затраты  на поддержание  равновесия,  Поэтому, при оценке качества  основной  осанки,  учитывается,  насколько  она  способствует нормальному  функционированию  основных  жизнеобеспечивающих  систем организма  и  сохранению  равновесия  тела.  Тип  осанки,  предпочтительный  в этом  отношении,  называют  "правильной"  ("нормальной",  "рациональной").  Поскольку  между  формой  и  функцией  организма  способствует определенная  взаимосвязь,  рациональная  осанка  —  хорошая  форма  — определяет  правильное  физическое  развитие  и  нормальное  психофизическое состояние  ребенка.  Правильная  осанка  удовлетворяет  требованиям эстетического идеала —  общепринятому представлению  о красивой телесности.
     Для нормальной осанки школьника свойственны: вертикальное  положение головы  и  остистых  отростков,  горизонтальный  уровень  надплечий  и симметричное  расположение  углов  лопаток,  равные  треугольники  талии, горизонтальный  уровень  передней  ости  гребней  подвздошных  костей, симметричные  ягодичные  складки,  правильные  физиологические  изгибы, одинаковая длина нижних конечностей и правильная установка  стоп. При правильной  осанке  тело  фиксировано  без  излишних  напряжений,  части  тела симметричны  относительно  позвоночника. Плечи развернуты,  слегка  опущены и  находятся  на  одном  уровне,  лопатки  прижаты  к  туловищу,  отсутствуют боковые  искривления.  Грудная  клетка  развернута,  слегка  выпуклая, симметрична  относительно  средней  линии. Живот  подтянут,  не  выступает  за линию  грудной  клетки,  брюшная  стенка  вертикальна,  пупок  находится  на передней срединной линии. Угол наклона таза составляет 35-55 градусов. Бедра, голени  и  пятки  слегка  сведены,  сохраняя  небольшой  просвет  ниже  коленей  и над  внутренними  лодыжками.  Мышцы  передней  и  задней  поверхности туловища,  правой  и левой  половины туловища  характеризуются  гармоничным развитием .
     При  благоприятных  условиях  развития  осанка  формируется  и стабилизируется  уже  в  первые  возрастные  периоды  развития  индивида,  но  не остается  неизменной.  Существует  мнение,  что  "индивидуальная"  осанка передается  по  наследству,  по  исследования  ряда  авторов  убеждают,  что доминирующую  роль  играют  воспитание  и  систематическое  воздействие физических  упражнении Не  случайно,  начиная  с  древних цивилизаций,  вырабатывались  морально-этические  и  эстетические  кодексы поведения человека, в которых поза или правильное положение позвоночника в пространстве при движении, стоянии, сидении, лежании, приеме пищи являлись обязательным  предметом  воспитания.  Гимнастические  упражнения,  танцы, игры  продуманно  включали  элементы,  способствующие  правильной статической и  динамической нагрузке на позвоночник.
     В  сагиттальной  плоскости  при различных  нарушениях  осанки  отмечается асимметрия в тонусе  мышц  передней и задней  половины туловища.  Принято различать  пять видов нарушений осанки в сагиттальной  плоскости. Три из них связаны  с  увеличением  физиологических  изгибов  и  два  с  уменьшением физиологических изгибов
     При  сутулой спине характерно незначительное увеличение грудного кифоза при  одновременном  «сглаживании»  поясничного лордоза.  Голова  может  быть наклонена вперед, плечи слегка сведены вперед, ягодицы уплощены.
     При  кифотической  осанке  характерно  значительное  увеличение  грудного кифоза  с  почти  полным  отсутствием  поясничного  лордоза,  сглаживанием шейного  лордоза.  Данный  вид нарушения  осанки  имеет  второе  более  емкое название  «тотальный  кифоз». Голова  часто  наклонена вперед,  ноги  согнуты  в коленях. Присутствует  западание грудной клетки и уплощение ягодиц. Мышцы задней поверхности туловища и брюшного пресса растянуты и ослаблены.
           При  кругло-вогнутой  осанке в  верхней  половине  туловища  наблюдаются почти  те же изменения, что и при кифотической  осанке, в  нижней половине мышцы  задней  поверхности  бедра  и ягодичные  мьш1цы растянуты,  а мышцы передней поверхности бедер укорочены.
     При  лордотической  осанке отмечается растяжение мышц брюшного пресса. Рекомендуется, в первую  очередь, укрепление мышц живота и ягодичных мышц.
     При  плоской  спине  отмечается  слабое  развитие  всей  мускулатуры  ребенка.  Соответственно  внимание должно  быть  акцентировано на укреплении мышечной системы в целом и повышении функциональной способности мышц спины и живота.
     Таким  образом,  правильная  осанка  это  сложноорганизованный  объект, формирующийся на основе уравновешенного  тонуса  мышц передней и задней поверхности  туловища,  его  правой  и  левой  половины.  Важная  роль  в сохранении  правильной  осанки  принадлежит  состоянию  позвоночника  и положению таза. Издревле принято считать, что правильная осанка -  это залог здоровья. Ее формирование невозможно без активных физических упражнений, массажа и других средств,  начиная с самого раннего детства.
     Нарушение осанки во фронтальной плоскости называются
сколиозами (scoliosis, греч. — искривление), или боковым искривлением позвоночника. В нашей стране сколиоз встречается довольно часто. Так, начальные явления сколиоза обнаруживаются уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10—15 лет) он проявляется наиболее выражено — почти у 40% обследованных школьников старших классов.
     Сколиоз диагностируют по асимметричности надплечий, разному уровню углов лопаток, подъягодичных складок, грудных сосков, по волнистой линии остистых отростков, различий в треугольниках талии и др.
     Классификация сколиозов. Название сколиоз получает по локализации изгиба (шейный, грудной или поясничный) и соответственно по выпуклой стороне искривления (правосторонний, левосторонний). Сколиоз считают правосторонним, если выпуклость первичной кривизны (первичной дуги искривления) обращена вправо, левосторонним — если она обращена влево.
           В настоящее время типы сколиозов у нас в стране по локализации классифицируют следующим образом (рис. 1):
1.	Шейно-грудной (или верхнегрудной).
2.	Грудной.
3.	Грудопоясничный (или нижнегрудной).
4.	Поясничный.
5.	Комбинированный, или S-образный.
     
                  




Рис.1. Виды сколиозов

а — правосторонний; б — левосторонний; в — s-образные



                             

                   
                             а                б                          в

     Сколиоз может быть п р о с т ы м, или частичным, с одной боковой дугой искривления, с л о ж н ы м — при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, т о т а л ь н ы м, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным  и  нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении (например, при укорочении одной конечности).
     Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и его торсия, т.е. скручивание, поворот позвоночника вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а остистые отростки — в вогнутую. Торсия ведет к деформации грудной клетки и ее асимметрии, при этом внутренние органы сжимаются и смещаются.
     В зависимости от выраженности дуги искривления позвоночника сколиоз классифицируют по степеням:
I степень	— дуга искривления до 10°;
II степень	— до 30°;
III степень	— до 60°;
IV степень	— 60° и более.

     В зависимости от анатомических особенностей и степени бокового искривления различают две группы сколиозов: неструктурные, или простые, и структурные, или сложные. Большинство сколиозов I и II степеней относят к  н е с т р у к т у р н ы м, с простым боковым отклонением позвоночника. Такая деформация, как показывает название, не имеет структурных, грубых анатомических изменений позвонков и позвоночника в целом, в частности, нет фиксированной ротации, характерной для структурного сколиоза.
     Ст р у к т у р н ы й с к о л и о з, чаще всего представленный III и IV степенями, возникает в детском возрасте и в противоположность неструктурному характеризуется типичным сложным искривлением позвоночника. В этом сложном искривлении позвоночник описывает пространственную кривую в трех плоскостях: фронтальной, горизонтальной (поперечной) и сагиттальной. Структурная деформация предполагает, что в позвонках и в смежных с ними тканях наступили изменения формы и внутренней структуры.
     Обычно неструктурные сколиозы считают ф у н к ц и о н а л ь н ы м и, т.е. при определенных условиях их можно устранить. Развитие же структурных сколиозов сопровождается появлением переднего и/или заднего реберных горбов, заметно деформирующих грудную клетку, поэтому их определяют как кифосколиозы. Сколиозы высоких степеней называют уже не нарушением, а с к о л и о т и ч е с к о й  б о л е з н ь ю, так как страдающие ею люди имеют слабое физическое развитие, недостаточно развитые сердечно-сосудистую и дыхательную системы, затрудненную деятельность пищеварительного аппарата, сниженный иммунитет и т.д.
     Этиология сколиозов. Различают сколиозы врожденные (они встречаются в 23,0% случаев), в основе которых лежат различные деформации позвонков (недоразвитие, клиновидная их форма, добавочные позвонки и т.д.) и приобретенные.
        К приобретенным сколиозам относятся:
1)	р е в м а т и ч е с к и е, возникающие обычно внезапно и обуславливающиеся мышечной контрактурой на здоровой стороне;
2)	р а х и т и ч е с к и е, которые очень рано проявляются раз- личными деформациями опорно-двигательного аппарата; мягкость костей и слабость мышц, длительное сидение, особенно в школе, — все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;

3)	п а р а л и т и ч е с к и е, чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных  заболеваниях;
4)	п р и в ы ч н ы е, и л и с т а т и ч е с к и е, развивающиеся на почве привычной плохой осанки (часто их   называют «школьными», так как в школьном возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, ношение портфеля с младших классов в одной руке и т.д.
 


                        

                          1.2. Профилактики нарушений осанки
     При необходимости длительной работы в положении сидя через каждые 45—60 мин надо делать заранее запланированные перерывы. Помимо других решаемых в течение этого периода задач (улучшение мозгового кровообращения, восстановление внимания, предупреждение застойных явлений в кровообращении и дыхании, профилактика чрезмерного психического напряжения и нарушения зрения) в это время необходимо выполнить комплекс упражнений, направленных на устранение связанных с длительной вынужденной позой возможных неблагоприятных изменений в осанке: потягивания, напряженные выгибания, различные виды отжиманий, повороты и вращения туловища, выпады, приседания и т.д.
     В положении стоя лучше равномерно распределять тяжесть тела на слегка расставленные в стороны ноги с поддержанием прямого положения позвоночника. Если же в положении стоя перенести тяжесть тела на одну ногу, согнув при этом другую (как при выполнении команды «Вольно!» на уроках физической культуры), то со стороны согнутой ноги таз «провисает», и довольно жестко соединенный с ним позвоночник искривляется. При ходьбе плечи должны быть развернуты, грудь приподнята; ногу следует ставить выпрямленной в коленном суставе на каблук и мягко перекатывать тяжесть тела на носок.
         Для положения лежа также требуются определенные условия, обеспечивающие сохранение правильного положения позвоночника. В частности, матрац должен быть полужестким, а высота подушки не превышать 10—15 см. Нет необходимости строго контролировать свое положение во время сна (на спине, на боку, на животе); главное — чтобы лежать было удобно и не было неприятных ощущений. А после сна хороший результат дает потягивание, которое способствует выпрямлению позвоночника и восстановлению тонуса мышц туловища.
     При переноске грузов следует стараться таким образом распре-делить их тяжесть, чтобы позвоночник оставался прямым, а плечи находились на одном уровне. Поднимать же тяжести (рис. 2) надо стараться не за счет разгибания спины при прямых ногах, а предварительно присев за счет сгибания ног в коленях и взявшись руками за груз (спина по возможности прямая); поднимать же груз следует за счет выпрямления ног (именно так поднимают вес штангисты).
         Длительно поддерживаемые неправильные позы закрепляются по механизму условных рефлексов, которые трудно поддаются переучиванию. В результате развивается мышечная асимметрия, когда с одной стороны мышцы оказываются напряженными, а с другой растянутыми.
Рис. 2. Правильные и неправильные положения при некоторых повседневных действиях.
      
     



       



Профилактика деформаций позвоночника включает два основных положения:
1.	Тренировка всех мышц туловища, что помогает сформировать мышечный корсет позвоночника, благодаря которому и поддерживается осанка.
2.	Воспитание привычки к правильному поддержанию длительных статических поз.

        Для  т р е н и р о в к и  м ы ш ц  туловища особое внимание необходимо обратить на мышцы плечевого пояса (дельтовидные), спины (в первую очередь — трапециевидные и широчайшая), груди (грудные), живота (прямые, внутренние и наружные косые), поясницы, ягодиц и бедер. Для такой тренировки могут применяться упражнения преимущественно скоростно-силового характера, способствующие воспитанию силы, а также направленные на воспитание силовой выносливости. О методике организации и выполнения этих упражнений будет сказано ниже, здесь лишь отметим, что они позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры и лучше владеть своим телом. Выполнять их можно как в процессе утренней зарядки, так и в виде специальных комплексов и отдельных упражнений в различное время дневного режима.
      Лечение деформаций позвоночника зависит от возраста человека, типа и степени деформации.
         Деформации в сагиттальной плоскости, как правило, лечатся с помощью физических упражнений. То же касается в большинстве случаев и детских сколиозов I и II степеней. При высоких степенях сколиоза часто назначают ношение корсетов, однако их следует применять лишь при необходимости длительного поддержания вынужденной позы и при обязательном условии тренировки мышц, отвечающих за поддержание правильной осанки. Консервативное лечение проводят также в специальных школах-интернатах для детей с III и IV степенями сколиоза, где одновременно идет обучение по обычной школьной программе и создан необходимый круглосуточный лечебный режим. Важным условием успешного лечения является полноценное и богатое витаминами питание, регулярное пребывание на свежем воздухе, подвижные игры, нормализация массы тела и пр. Постель должна быть жесткой, для чего на кровать под матрац укладывают деревянный щит. Стул и стол на рабочем месте должны соответствовать росту.
     Нужно следить, чтобы ребенок сидел за столом правильно, не горбясь, не скручивая и не наклоняя в одну сторону позвоночник. Важна также правильная установка света, а при нарушении зрения обязательна его коррекция.
             1.3.Методика диагностики нарушений осанки
1.3.1.Осмотр
Общие правила осмотра.
* Осмотр детей целесообразно проводить в утренние часы в хорошо  освещенном и  теплом  помещении.  Во  время  осмотра  необходимо  соблюдать  некоторые правила:
* Ребенок должен быть раздет до трусиков и разут.
*  Не  должно  быть  никаких  прикосновений,  которые  могли  бы  изменить привычную, непринужденную  позу, в которой производится осмотр.
*  Ноги  располагаются  на  ширине  ступни  и  параллельно  (для того,  чтобы равномерно распределить массу тела, носки стоп на одной линии).
* Желательно,  чтобы  ребенок  фиксировал  взгляд  на  яркой  игрушке  или предмете, находящемся на уровне  его глаз. Это связано с тем, что дети  весьма непродолжительное  время  поддерживают  необходимую  для  качественного осмотра позу.
* Ребенок стоит в обычной для него позе и не прилагает дополнительных  усилий для её поддержания.
        
         Схема осмотра.
     Вначале  проводится  общий  осмотр,  при котором  определяется  телосложение ребенка,  состояние  его  мускулатуры,  наличие  признаков  дисплазии соединительной ткани организма. 
     Осмотр проводится в следующей  последовательности:  спереди,  сбоку,  сзади  в наклоне вперед. Это позволяет оценить осанку во фронтальной (спереди и сзади), сагиттальной (сбоку) и горизонтальной (в наклоне вперед) .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44