- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Финансовый механизм обеспечения услуг в сфере образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015363 |
Тема: | Финансовый механизм обеспечения услуг в сфере образования |
Содержание
Финансовый механизм обеспечения услуг в сфере образования: мировой опыт и российская практика Введение Глава 1. Теоретические аспекты финансового обеспечения образовательной деятельности. 1.1. Формы финансирования образовательных учреждений. 1.2. Понятие и сущность финансового механизма в образовательной сфере. Глава 2. Анализ действия финансового механизма в сфере обеспечения образовательных услуг в сфере образования. 2.1. Финансовый механизм обеспечения услуг в сфере образования в США и Японии. 2.2. Российский финансовый механизм обеспечения услуг в области образования. Глава 3. Пути совершенствования финансового механизма обеспечения услуг в сфере образования. 3.1. Основные направления совершенствования финансового механизма в системе образования. 3.2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в области образования. Заключение Список использованной литературы ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1.1. Формы финансирования образовательных учреждений. Вопросы финансового обеспечения учреждений начального и среднего профессионального образования, основанного на расчете нормативно-подушевого финансирования, в условиях ориентации региональных органов власти на повышение эффективности использования бюджетных средств, приобретают особую актуальность [2]. Новые экономические механизмы финансирования бюджетных учреждений с использованием нормативов позволяют не только оптимизировать бюджетные расходы, но и управлять образовательными учреждениями, ориентируясь на результат (стимулирование увеличения численности обучающихся, повышение количества и качества реализуемых образовательных программ и т.п.). Финансирование образования в Российской Федерации осуществляется из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В сфере образования полномочия распределены между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления [1]. Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством. Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Существует несколько форм финансирования образовательных учреждений: 1. Сметное финансирование.Государство выделяет образовательным организациям бюджетные средства, разграничивая их по видам затрат. Органы управления образованием утверждают подведомственным им образовательным учреждениям смету доходов и расходов. Финансовые средства планируются и выделяются их получателю по статьям экономической классификации бюджетных расходов. Размер финансовых средств рассчитывается в зависимости от категории и пропускной способности образовательного учреждения. Сметное финансирование позволяет финансовым органам контролировать использование бюджетных ресурсов, но оно не создает у учреждений стимулов сравнивать затраты с достигнутыми результатами и оптимизировать их соотношение. Их целью является получение как можно большего объема ресурсов. 2. Блоковые субсидии. Данная форма государственного финансирования образовательной деятельности предусматривает выделение бюджетных средства с указанием рамок, или "блока", их использования. Они предназначаются для возмещения определенных видов расходов: например, субсидии на исследовательскую деятельность университетов, на приобретение учебного оборудования и его эксплуатацию и т.д. В этом случае также обычно утверждается смета, но по соответствующему ограниченному перечню расходных статей. 3. Размещение заказов (контрактация). Данная форма применяется для государственного финансирования тех ступеней образования, получение которых не гарантируется всем гражданам. Это, прежде всего, высшее и среднее профессиональное образование. Государство определяет то число студентов, обучение которых по различным специальностям оно готово профинансировать, и устанавливает примерную оплату за каждого подготовленного специалиста соответствующего профиля. Образовательным организациям предлагается принять участие в конкурсе на выполнение этого заказа по установленным или меньшим ценам. Каждый участник конкурса дает предложения о количестве специалистов по тем или иным специальностям, которые он готов подготовить, и о характеристиках предлагаемых учебных программ и других условий обучения. В сравнении со сметным финансированием такая форма финансирования может стимулировать конкуренцию между учебными заведениями и содействовать повышению эффективности использования бюджетных ассигнований на образование. 4. Гранты учащимся. Эта форма государственного финансирования образовательной деятельности заключается в предоставлении учащимся субсидий (грантов) на возмещение расходов, связанных с получением образования. Она применяется в ряде стран для финансирования получения профессионального образования. Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Гранты студентам могут предоставляться не только государством, но и частными компаниями или благотворительными организациями. Гранты позволяют студентам получить образование и создают условия для конкуренции вузов за студентов. Особенность грантов состоит в том, что они предоставляются не всем выпускникам школ, собирающимся продолжить образование. На них могут рассчитывать только те, кто получил необходимую образовательную квалификацию (определенный уровень оценок по окончании школы), чтобы быть принятым в университет. Но в некоторых государствах возможность получить грант на обучение имеет любой гражданин этой страны, принятый в университет. Размеры грантов могут также зависеть от доходов родителей учащегося. 5. Образовательные кредиты. Кредиты студентам для оплаты обучения могут предоставляться государством, самими учебными заведениями, частными организациями. Образовательные кредиты могут предоставляться на разный срок. В некоторых случаях государство субсидирует выплату процентов по взятым кредитам или предусматривает возможность отсрочки возврата кредита и даже его полного списания, если заемщик имеет низкие доходы. Финансирование образования в форме кредитов студентам имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами финансирования. Во всех остальных случаях получение высшего образования частью населения оплачивается за счет всех налогоплательщиков, большую часть которых составляют люди, такого образования не имеющие. Использование образовательных кредитов и налогообложения лиц, получивших образование, обеспечивает большее перераспределение доходов в пользу бедных слоев в сравнении с применением грантов. 6. Налоговые льготы обучающимся. Государство использует и косвенные формы финансирования обучающихся, предоставляя им льготы по уплате подоходного налога. Поддержка образовательной деятельности в форме предоставления налоговых льгот учащимся имеет недостатки в сравнении с прямыми грантами. Она не обеспечивает помощи бедным, которые и так платят низкий подоходный налог или вообще освобождены от его уплаты. Они все равно не могут позволить себе тратить средства на получение платного образования, даже если бы налоговые льготы компенсировали часть расходов. 7. Подушевое финансирование. Выделение образовательным организациям бюджетных средств производится по нормативу, рассчитанному на одного учащегося. Сумма выделяемых средств определяется как произведение норматива на численность учащихся в данной организации. Такая система предполагает право школьников (их родителей) на выбор места обучения и должна стимулировать конкуренцию между образовательными организациями за привлечение большего числа учащихся. С 1988 г. она используется для финансирования школ в Великобритании. Имеющийся опыт свидетельствует, однако, что возможности выбора учащимися школ сильно ограничены даже в этой стране с очень высоким уровнем автомобилизации семей и хорошо развитой дорожной инфраструктурой. Сохраняется локальный монополизм многих школ вследствие нежелания или трудностей для учеников совершать длительные поездки в другие школы. 8. Образовательные ваучеры. Эта форма финансирования образовательной деятельности предусматривает использование специального документа (образовательного ваучера), который выдается обучающемуся и является финансовым обязательством государства оплатить обучение этого человека в размере определенной суммы. Данная форма была предложена для государственного финансирования школ. Каждому ребенку школьного возраста выдается образовательный ваучер. Учащийся (или его родители) выбирает школу и приносит в нее выданный ему документ. Школа получает бюджетные средства на основании ваучеров, предъявленных ею финансовому органу. 1.2. Понятие и сущность финансового механизма. Финансовый механизм представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. Финансовый механизм держится на трех фундаментальных блоках. 1. Организация финансового механизма — это система мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств производства и технологии в процессе управления финансами, К организационным процедурам относятся: * создание органов управления финансами; * построение структуры аппарата управления; * разработка методик, инструкций, норм, нормативов и т. п. Организация финансового механизма отражает также тесную взаимосвязь между системой финансовых рычагов и финансовыми ресурсами. Эта взаимосвязь выражается через координацию и регулирование. Координация означает согласованность работ всех звеньев системы механизма, аппарата управления и специалистов. Регулирование означает воздействие механизма на финансовые ресурсы, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений от заданных параметров. Регулирование охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от установленных норм и нормативов, от графиков, от плановых заданий. 2. Планирование представляет собой процесс выработки плановых заданий составления графика их выполнения, разработку финансовых планов и финансовых программ, обеспечение их необходимыми ресурсам и рабочей силой, контроль за их исполнением. Планирование - это прежде всего процесс администрирования, т. е. оно носит директивный характер. Стимулирование выражается в использовании финансовых стимулов для повышения эффективности производственного и торгового процессов. К финансовым стимулам относятся цены, кредит, использование прибыли и амортизации для самофинансирования, налоги, процентные ставки, дивиденды, премии, финансовые санкции и т. п. Таким образом, в финансовом механизме соединяются в единое целое процессы администрирования и стимулирования. Финансовый механизм выполняет те же функции, что и финансы. Вместе с тем финансовому механизму, как инструменту воздействия финансов, присущи свои конкретные функции, а именно: 1. организация финансовых отношений; 2. управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений. Содержанием первой функции является создание стройной системы денежных отношений, учитывающей специфику осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства или некоммерческой деятельности. Действие второй функции выражается через функционирование финансового менеджмента. Структуру финансового механизма составляют пять взаимосвязанных элементов: * финансовые методы; * финансовые рычаги; * правовое обеспечение; * нормативное обеспечение; * информационное обеспечение. Финансовый метод представляет собой способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, который включает в себя производственную, инвестиционную и финансовую деятельность. Финансовый механизм делится на: 1. Директивный. Разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование; 2. Регулирующий. Определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов. Обычно это общехозяйственные и внутрихозяйственные финансовые отношения коммерческих предприятий. Финансовый механизм применительно к образованию представлен как создание форм организаций в рамках системы образования, установление связей и взаимодействия между ними таким образом, чтобы результат функционирования всей системы удовлетворял определенным заданным условиям. Тесная взаимосвязь финансового механизма и образовательной деятельности позволила выделить и уточнить содержание основных элементов концепции формирования финансового механизма образовательной деятельности, включающих: кадровое, технологическое, информационное и нормативно-правовое обеспечение, предназначенное для организации, планирования, стимулирования и контроля финансовых потоков с целью их эффективного воздействия на развитие системы образования в соответствие с реальными потребностями общества и имеющимися ресурсами. Финансовый механизм в области образования призван обеспечить не только формирование рыночных отношений в системе образования, но и создать необходимые условия для функционирования образовательных учреждений и выполнения ими надлежавших функций. Это сложная многоуровневая система, состоящая из отдельных подсистем, каждую из которых можно рассматривать как отдельную систему с определенным составом взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (система в системе более высокого порядка). Смотреть Таблицу 1. Финансовые методы Финансовые рычаги Нормативно-правовое обеспечение Информационно-методическое обеспечение - финансовый анализ; планирование и прогнозирование; - финансовое обеспечение деятельности; - финансовое регулирование; бюджетирование; - инвестирование; - кредитование; - лизинг; - финансовый контроль и учет; введение новых систем оплаты труда; - система расчетов; - ценообразование в системе образования и др. - ассигнования; - субсидии; - субвенции; - бюджетные инвестиции; - доход; - амортизация; - арендная плата; - стипендия процентная ставка; - кредиты и займы; - налоги; - налоговые льготы и отсрочки и др. - Конституция РФ; - Кодексы; - Федеральное законодательство; - нормативные акты Правительства РФ; - нормативные акты федеральных министерств, агентств, служб; - нормативно-правовые акты региональных органов власти и управления; - нормативные документы вузов; - прочие. - финансовый учет и отчетность; - управленческий учет и отчетность; - налоговый учет и отчетность; - внутренняя финансовая документация; - информация о внешней среде; - информация об источниках финансирования. Таким образом, финансовые рычаги, могут быть представлены как система элементов (подсистем), используемых при формировании централизованных денежных фондов и децентрализованных денежных средств. Современные теоретики экономики образования, такие как С. А.Беляков, В. А.Вифлеемский, и др., финансовый механизм системы образования представляют в качестве составной части хозяйственного механизма образовательных учреждений. Финансовый механизм системы образования – это взаимосвязанная система финансовых методов, финансовых рычагов и форм организации управления финансовыми отношениями, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование финансовых ресурсов и достигается воздействие на социально-экономическое развитие муниципального образования, региона и страны. Развитие системы образования осуществляется за счет финансового механизма, то есть совокупности форм, условий и методов создания, распределения и использования финансовых средств образовательными учреждениями и органами управления образованием. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. 2.1. Финансовый механизм обеспечения услуг в сфере образования в США и Японии. В США широко применяется преемственность циклов обучения, система образования более мобильна и отзывчива на требования рынка труда, она позволяет эффективнее использовать бюджетные средства, поскольку функционирование в режиме непрерывного образования позволяет согласовывать более высокий уровень обучения студентов с более низкой его ступенью. В зависимости от формы собственности учебные заведения в США делятся на государственные и частные. Основное различие между государственными и частными учебными заведениями для студентов заключается в способе и размере оплаты расходов за обучение. Частные вузы, как правило, взимают довольно высокую плату за обучение. В них больше свободы в выборе предметов и направлений подготовки. В государственных учебных заведениях плата взимается, в основном, за сервисные стороны обучения. Здесь гарантирован заявленный уровень подготовки по специальности. Система управления высшей школой в США сравнима с российской. Непосредственное участие государства проявляется в выделении или невыделении бюджетных средств, контроле за их использованием, аттестации и аккредитации учебных заведений, включая аттестацию кадров, регулировании численности студентов в государственных вузах и т.п. Главное отличие заключается в том, что в США, кроме государства, в финансовом обеспечении образования принимают участие банковские структуры, так как широко развитая система кредитования образования под поручительство государства сводит финансовые риски банков до минимума. Главной ролью государства в лице правительства является выдача гарантий повозврату, выделенных банковскими структурами образовательных кредитов и организация проведения мероприятия по сбору указанных средств. Кредитование наряду с системой бесплатных грантов на обучение рассматривается как вид финансовой поддержки студентов. Федеральные гранты могут выдаваться студентам как государственных учебных заведений, так и частных. Причем частные вузы устанавливают систему собственных грантов, что является привлекательным условием при выборе места учебы. Гранты в отличие от займов — это денежные средства, безвозмездно передаваемые в счет оплаты обучения. Они присуждаются только студентам, которые получают первое образование и не имеют степени бакалавра. Во всех штатах США доля бюджетного финансирования высших государственных учебных заведений покрывает около 50% расходов. Остальные средства учреждений собирают или зарабатывают самостоятельно. Основной внебюджетный источник — плата за обучение, которая вносится за счет выданных грантов, полученных кредитов или личных доходов. При обучении на вечернем отделении значительная доля расходов покрывается работодателями. Федеральное правительство финансирует менее 10 % общего бюджета системы образования, средства выделяются в основном из бюджетов штатов и органов местного самоуправления, самостоятельно принимающих решения о формах и размерах финансирования, в результате во всех штатах действуют разнообразные схемы финансирования и применяются различные подходы к определению расходов. В Японии школами хотя и управляют префектуры (районы), но вся система образования имеет общенациональный характер. Центральные органы власти осуществляют финансирование, устанавливают стандарты преподавания и разрабатывают учебные программы. Японская концепция образования предусматривает, что каждый ребенок вправе рассчитывать на обучение учителями одинаковой квалификации в равноценно оснащенных школах. Поэтому государство финансирует не только находящиеся в его ведении учебные заведения, но и отчасти принадлежащие местным органам самоуправления, а также частные школы. Из центрального бюджета оплачивается половина заработной платы учителей системы обязательного образования и от одной трети до половины расходов на поддержание и оснащение школьных зданий. Таким образом, роль государства в японской системе образования достаточно велика. Среди них около 18% дают доходы от университетских больниц, 12% - от платы за обучение и прием экзаменов, 3% - от научных исследований, проводимых совместно с НИИ частного сектора экономики, 3% составляют займы. Средства со счета государственных учебных заведений тратятся по следующим основным статьям: Главным источником финансирования частных учебных заведений, среди которых большинство - университеты, являются различные виды платы за обучение. В соответствии с Законом о содействии частным школам государство также оказывает им поддержку, выплачивая субсидии. Они тратятся главным образом на оборудование учебных помещений и проведение исследовательских работ. Кроме того, государство предоставляет долгосрочные низкопроцентные кредиты на эти же цели через Японский фонд развития частных учебных заведений. Несмотря на государственное субсидирование системы образования, бремя, лежащее на учащихся, главным образом студентах, весьма чувствительно. Обучающиеся в государственных и муниципальных университетах и колледжах платят от 1 до 2 млн иен (10-20 тыс. долл.) в год, а в частных учебных заведениях - примерно на 1/3 больше. В результате свыше 80% студентов вынуждены подрабатывать, при этом 60-70% постоянно. Более половины студентов нуждаются в стипендиях, но их получают лишь 44,4% обучающихся в университетах и 10% в колледжах. Несколько лучше ситуация у аспирантов и докторантов - стипендиями пользуются соответственно 45 и 63%. Они выплачиваются главным образом через Японский фонд стипендий. 2.2. Российский финансовый механизм обеспечения услуг в области образования. Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право на получение образование согласно Закону РФ «Об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан РФ. В расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров. Законом предусмотрено, что область образования входит в компетенцию РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Сегодня в Российской Федерации источники поступления финансовых ресурсов в сферу образования весьма разнообразны. Они складываются из бюджетных и внебюджетных средств, включая собственные средства образовательных учреждений. В свою очередь, внебюджетные средства формируются из средств внебюджетных фондов (занятости, социального страхования и т.п.), организаций, населения, иностранных источников. Бюджетное финансирование осуществляется за счет денежных средств всех уровней бюджетной системы с использованием механизма межбюджетного перераспределения. Большая часть федеральных расходов на образование сосредоточена на финансирование высшего и послевузовского профессионального образования, что объясняется передачей в ведение субъектов Российской Федерации образовательных учреждений среднего профессионального образования (см.Таблица 2) Динамика состава расходов федерального бюджета на 2014 – 2018 годы, млн. руб. Наименование 2015 г. 2016 г. 2017г. 2018 г. в % к предыдущему году 2014 2015 2016 Образование, в т.ч. 687 532,5 593384,2 623465,4 639183,8 86,3 105,1 102,5 Дошкольное образование 58 321,7 6 711,4 5 907,6 6 089,3 11,5 88,0 103,1 Общее образование 67 040,2 19 443,4 19 930,1 13 855,5 29,0 102,5 69, 5 Начальное профессиональное образование 4 339,4 4 469,2 4 477,1 4 482, 2 103, 0 100, 2 100, 1 Среднее профессиональное образование 4 924,0 9 233,4 9 282,3 9 895,7 187,5 100, 5 106,6 Профессиональная подготовка, переподготовкаи повышение квалификации 6969, 7 8034, 3 8147, 9 8057, 1 115,3 101,4 98,9 Высшее и послевузовское профессиональное образование 507912,4 507390,2 540909,6 558963,1 99, 9 106,6 103,3 В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование становятся средства бюджетов разных уровней [3]. За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели: - содержание образовательных учреждений федерального ведения; - осуществление федеральных образовательных программ; - на образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам. В современных условиях происходит передача ответственности за финансирование профессионального образования с федерального на региональный и муниципальный уровни. Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы. Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона «Об образовании» можно выделить Федеральные законы «Об общественных объединениях и Общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и, предприятий. Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным учреждениям. В свою очередь и государственные учреждения могут самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем: - предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения; - взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения, либо выступать спонсорами; В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета. За последние годы происходят изменения, связанные с планирование и финансированием системы общего образования. Это происходит в связи с тем, что политика государства, направленная на модернизацию образования, несет за собой изменения в планировании и финансировании бюджета данной отрасли. Пути решения поставленных государством задач решаются как на собственном опыте, так и на опыте финансирования расходов бюджета зарубежных стран. ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. 3.1. Основные направления совершенствования финансового механизма в системе образования. Финансирование образования в России является одной из насущных проблем государства. Для того, чтобы повысить качество образования, обеспечить ее доступность для всех слоев населения, обеспечить нужными ресурсами образовательные учреждения, необходимо, в первую очередь, разработать систему эффективного финансирования образования. Недостаток финансовых ресурсов может в образовательной сфере повлечь за собой как снижение самого уровня образования, так и произвести упадок экономического роста. Во всем мире применяются следующие тактики финансирования образования: 1. При общем сокращении финансирования образования для выравнивания возможностей образовательных учреждений различных уровней урезают финансирование «сильных» учреждений в пользу «слабых». Такая ситуация снижает конкурентоспособность первых без повышения конкурентоспособности вторых в силу недостаточности финансирования, а в итоге увеличивается количество «слабых» образовательных учреждений. 2. При необходимости усиления международной конкуренции увеличиваются финансовые вливания в «сильные» учреждения, а «слабые», в силу закона ограниченности ресурсов, испытывают недофинансирование или прежний уровень финансирования. 3. При необходимости усиления внутренней конкуренции финансирование осуществляется в рамках заявленных бюджетов, что приводит к ослаблению позиций «слабых» и усилению позиций крупных учреждений. Это приводит к перегруппировке сил в системе образования – поглощению, слиянию, реорганизации образовательных учреждений. 4. При необходимости повысить степень успешности и иные показатели увеличивается финансирование «слабых» образовательных учреждений для развития их финансово-хозяйственной деятельности и образовательных процессов. «Сильные», в силу закона ограниченности ресурсов, испытывают недофинансирование или прежний уровень финансирования. Бюджетное финансирование осуществляется за счет денежных средств всех уровней бюджетной системы с использованием механизма межбюджетного перераспределения. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществлять финансирование образовательных учреждений можно только из бюджета того уровня, к которому относится учредитель соответствующего учебного заведения Согласно Федеральному закону «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В настоящее время государство выделяет объем денежных средств с учетом инфляции, несмотря на дефицит федерального бюджета после кризиса. Эти средства должны быть израсходованы эффективно. Недостаток бюджетных средств для финансирования образования проявляется на только как количественный показатель, но и как качественный, т. е. распределение средств между уровнями образования и образовательными учреждениями недостаточно рационально. Поэтому нужно не только найти решение проблемы, связанной с недостатком бюджетных ресурсов в сфере образования, но и требуется усовершенствование самого механизма бюджетного финансирования. [4] Считается, что для того, чтобы достичь эффективности финансирования образования нужно, во-первых, реализовывать финансирование по конечным результатам, т. е. расходовать деньги только по назначению. Это поддержит стимул в ученых на новые открытия, даст возможность повысить им зарплату, стипендии за счет сэкономленных средств. А с другой стороны, такое решение может привести к тому, что оно не позволит управлять ресурсами в зависимости от определенных условий и ограничит самостоятельность образовательных учреждений. Поэтому нужно будет соблюдать баланс между целевым финансированием и предоставлением свободы в распоряжении средств. Во-вторых, следует расширить привлечение внебюджетных средств. Причем, необязательно оказание платных услуг образования, но и также осуществление других видов деятельности, которые будут приносить дополнительный доход (напр., сдача в аренду объектов собственности) В-третьих, требуется усовершенствование структуры финансовых органов, которая содержит большое количество промежуточных звеньев, тормозящих движение финансовых потоков. Можно ввести рейтинговую систему получения бюджетных средств учреждениями на следующий год. То есть, те учреждения, которые работали наиболее эффективно в течение прошлого года, могут получить увеличение финансирования на следующий год, и, наоборот, учреждения, находившиеся на самых низких позициях в рейтинге, получат уменьшенное финансирование. Например, больше на осуществление научной деятельности из бюджета получат те учебные заведения, которые в прошлом году привлекли больше от частных структур. Необходимо увеличить перечень платных услуг, но не за счет уменьшения перечня бесплатных. Так, нельзя позволять учреждениям здравоохранения привлекать средства инвесторов на приобретение уникального оборудования с возможностью в дальнейшем оказывать платные услуги по его применением. Например, приобрести томограф, которого раньше не было в учреждении, или новое лабораторно-диагностическое оборудование, или электронный рентгеновский аппарат нового поколения. Необходимо вводить в действие новые формы финансирования и совершенствовать существующие. Необходимо создание ассоциированных структур (государственно-общественных, общественно-государственных), которые будут обеспечивать поиск дополнительных источников финансирования. Кроме того, нужно ввести конкурсное размещение государственных и местных грантов среди государственных и негосударственных некоммерческих организаций, подписание временных соглашений о сотрудничестве, в рамках которых могут осуществляться разовые мероприятия или акции социального направления. Требуется разработка эффективной системы контроля, которая бы обеспечивала целевое поступление и использование средств бюджетными учреждениями, благодаря внедрению совершенно новой электронной системы учета в бюджетных учреждениях вроде модулей управленческого учета, используемых на промышленных предприятиях. Желательно больше внимания уделять управлению затратами бюджетных учреждений, по возможности уменьшать их. Например, можно выйти с инициативой к правительству по изменению системы оплаты труда в бюджетных учреждениях. Вместо существующей тарифной системы ввести бонусную систему оплаты труда. То есть зарплата в бюджетном учреждении будет состоять из двух части обязательной минимально гарантированной и бонусной. Каждый работник будет получать минимально гарантированную зарплату за свой труд, а по итогам сделанного получать определенные бонусы, которые составят дополнительную часть его заработной платы. 3.2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в области образования. Даже при нынешнем недостаточном финансировании у российской системы образования есть резервы, которые можно использовать для повышения ее эффективности. По мнению отечественных аналитиков, они кроются в возможностях осуществления структурных реформ, предусматривающих пересмотр принципов нормирования финансирова....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: