VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Финансирование деятельности предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000065
Тема: Финансирование деятельности предприятия
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ
  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 
  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  
  Экономико-математический факультет
  Кафедра государственного управления 
          и финансов
  
  
  
  ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА
  на тему: «Финансирование деятельности предприятия
  жилищно-коммунальной сферы»  



    
  
  Выполнил: студент 4 курса
  заочной формы обучения 
  группы Э 41 с
  Газимуллина Г.Ф. ________
  
  Допускается к защите:
  заведующий кафедрой,
  д-р экон. наук, профессор
  Янгиров А.В. ________
  «___» __________ 2015 г.
    
  Научный руководитель:
  канд. экон. наук, доцент
  Габитов И.М.
   «___» _________ 2015 г.
    
Нефтекамск 2015
    СОДЕРЖАНИЕ
    
     Введение 
  3
     1 Теоретические основы организации финансов предприятий жилищно-коммунального хозяйства

  7
      1.1 Экономическая сущность финансов предприятий жилищно-коммунальной сферы

  7
      1.2 Источники формирования и направления расходования финансовых ресурсов предприятий жилищно-коммунального хозяйства

13
      1.3 Организация работы с финансами предприятий жилищно-коммунального хозяйства

20
     2 Анализ финансов предприятия жилищно-коммунального хозяйства (на примере МУП «Краснохолмский водоканал и теплосети»)

27
      2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия

27
      2.2 Анализ структуры и динамики источников финансирования деятельности предприятия

32
      2.3 Организация работы по эффективному расходованию финансовых ресурсов предприятия

39
      2.4  Проблемы и направления совершенствования финансирования предприятия жилищно-коммунальной сферы

53
     Заключение
63
     Список использованных источников и литературы
66
     Приложение А – «Бухгалтерский баланс за 2011 г.»
70
     Приложение Б – «Отчет о прибылях и убытках за 2011 г.»
72
     Приложение В – «Бухгалтерский баланс за 2012 г.»
73
     Приложение Г – «Отчет о прибылях и убытках за 2012 г.»
75
     Приложение Д – «Бухгалтерский баланс за 2013 г.»
76
     Приложение Е – «Отчет о прибылях и убытках за 2013 г.»
78
     Приложение Ж – «Организационная структура предприятия»
79
     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования.  В нaстоящее время особую социально-экономическую знaчимость приобретaет проблемa эффективного финансового обеспечения жилищно-коммунального хозяйствa в рамках реформы местного самоуправления, нового жилищного законодательства и в процессе внедрения новых отраслевых механизмов хозяйствования.
     В течение многих лет жилищно-коммунальное хозяйство  формировaлось как сложнaя, многоотрaслевaя системa в условиях централизованного управления, охватывающая более 30 различных видов деятельности. Несмотря на шестнадцатилетний опыт нововведений в жилищно-коммунальной сфере до сих пор не завершено формирование рыночных отношений и реформирование финансов в силу системных причин: неэффективного управления, тяжелого финансового положения ее предприятий, несовершенной тарифной политикой, высоких затрат и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитости конкурентной среды и договорных отношений, высокой степени износа основных фондов, больших потерь энергии, воды и других ресурсов.
    В условиях конкуренции и стремления предприятий жилищно-коммунальной сферы к максимизации прибыли организация финансов является неотъемлемой функцией управления. Этот аспект управления становится наиболее значимым в настоящее время, так как практика функционирования рынка показывает, что без правильной организации предприятие жилищно-коммунальной сферы не может эффективно функционировать. 
     Выступив на нaчaльном этaпе экономических реформ в роли своеобрaзного aмортизaторa социальных последствий либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера России постепенно превратилась в источник угроз для социального и экономического развития страны. Особо остро необходимость решения вышеперечисленных проблем встает в свете проведения финансовой политики перехода населения на оплату стопроцентной стоимости жилищно-коммунальных услуг и постепенного сокращения на этой основе бюджетного финансирования отрасли, что фактически означает переложение бремени недофинансирования ЖКХ на основного потребителя жилищно-коммунальных услуг – население. В то же время, незаменимость для потребителей и высокая неэластичность спроса на жилищно-коммунальные услуги и низкая платежеспособность населения, отсутствие права выбора услуг по качеству и количеству придает монопольный оттенок проводимой реформе и существенно ущемляет права потребителей.
     Основная проблема заключается в неэффективности финансово-хозяйственной деятельности, вызванной совокупностью факторов, включая недостаточное финансирование предприятий и неполное выполнение финансовых обязательств со стороны населения. 
     Исходя из вышесказанного следует, что выбранная тема выпускной квалификационной работы актуальна.
     Степень научной разработанности проблемы. В современной экономической литературе проблеме финансам предприятий, в том числе и финансам ЖКХ уделено значительное внимание. Этому посвящены работы И.Т. Балабанова1, С.В. Барулина2, М.К. Беляева3, И.А. Бланк4, В.В. Бузырева5, О.И. Дранко6, В.В. Ковалева7, М.Н. Кондратьевой8,  М.Н. Крейниной9, Е.С. Стояновой10, В.З. Черняк11 и др.
     Целью  выпускной квалификационной работы является исследование теоретических основ и разработка практических рекомендаций по финансированию деятельности предприятия жилищно-коммунальной сферы.
     В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи:
     – исследовать теоретические основы  организации финансов предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
     – провести анализ общей характеристики предприятия и его технико-экономических показателей; 
     – провести анализ финансов предприятия ЖКХ;
    – рассмотреть организацию работы по эффективному расходованию финансовых ресурсов предприятия;
     – рассмотреть проблемы и направления совершенствования финансирования предприятия жилищно-коммунальной сферы.
     Объектом исследования является Муниципальное унитарное  предприятие «Краснохолмский водоканал и теплосети».
     Предметом исследования являются экономические отношения, связанные с финансированием деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
     Методология и методы исследования. Методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных финансовому менеджменту предприятия, в частности вопросам  управления дебиторской задолженностью предприятия. В работе применялись следующие методы исследования: синтез, группировка, сравнение, расчетно-аналитические методы, методы структурно-динамического анализа.
     Информационной базой  послужили  труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблеме исследования организации финансов предприятий жилищно-коммунального хозяйства,  периодические издания экономических журналов, информационные сайты. В работе использовались брошюры, статьи в сборниках и периодической печати по вопросам, рассматриваемым в работе.
     Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и методологических инструментариев для изучения финансовой деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства. При исследовании организации финансов предприятий жилищно-коммунального хозяйства уточнено их определение с позиции различных авторов, представлены  источники формирования и направления расходования финансовых ресурсов.
     Структура и объем работы. Рaбота состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы (48 наименований). Выпускнaя квалификационная работа содержит 21 таблицу, 11 рисунков по тексту и изложена на 69 листах.
     
     
     
     
     
     
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    


     1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
     
     1.1 Экономическaя сущность финансов предприятий жилищно-коммунальной сферы 
     
     Финансы являются срaвнительно молодой экономической наукой. Сам термин «финансы» возник в XIII-XV веках и обозначал лишь денежные отношения. Позже, в XVI-XIX веках, финансы связывали с государственными расходами. А в XIX-XX веках сюда присоединились и расходы отдельных компаний. Вследствие этого различные экономисты дают различные определения понятию «финансы», которые в большинстве случаев имеют значительные или незначительные различия. Рассмотрим мнения отечественных и зарубежных aвторов по трактовке «Финансы» в таблице 1.
     
Таблица 1 – Трактовка определения  «Финансы»  
Автор
Определение
1
2
Яковлева И.В.12
Финансы – это совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешне-экономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.
Баранов В.В.13
Финансы – это стоимостная категория, но ее отличие от всех других стоимостных категорий состоит в том, что это не просто деньги, а совокупность денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости ВВП и части национального богатства.
Барулин С.В.14
Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Продолжение таблицы 1
1
2
Галицкая С.В.15
Финансы – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, возникающие во всех сферах движения стоимости общественного продукта и национального дохода, в целях выполнения функций и задач государства, и обеспечения условий расширенного воспроизводства на макро- и микроуровне.
Бланк И.А.16
Финансы – это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени
Поляк Г.П.17
Финансы – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством.
Балабанов И.Т.18
Финансы – это система денежных отношений, возникающих при формировании и использовании денежных фондов и при обороте денежных средств.
      
     Исходя из данных определений,  рассмотрим их сходства. Во-первых, все авторы сходятся в том, что финансы – это совокупность отношений. Но, на мой взгляд, это легко объяснимо тем, что финансы определяют совокупностью отношений (денежных или экономических) еще с конца XIX века, поэтому эта часть определения уже довольно устоялась. Во-вторых, большинство авторов сходно определяют назначения финансов как «решения социальных, политических и экономических задач».
     Теперь рaссмотрим ключевые различия в данных определениях. Два автора называют финансы отношениями «денежными», остальные берут более широкое понятие «экономические». Также различно и то, что финансы формируют и распределяют. В первом случае – это фонды, во втором – денежные доходы, формируемые из ВВП, результатов внешнеэкономической деятельности, а также части национального богатства.
     Таким образом, под финансами понимается определенная сфера экономических отношений, которые опосредуются денежными потоками и возникают в процессе образования и использования всего многообразия фондов денежных ресурсов как на микро-, так и на макро-уровне экономики в ходе формирования доходов и накоплений предприятий, а также распределения и перераспределения создаваемого национального продукта. Из этого вытекает определение финансов организации. 
     Финансы организации – составная часть финансов страны, самостоятельная экономическая категория, функционирующая, в частности, в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта и национального дохода.
     В результaте приведенных определений можно сформулировать следующее определение: финансы жилищно-коммунального хозяйства представляют собой экономические отношения, посредством которых осуществляется производственно-хозяйственная деятельность по созданию, привлечению, распределению и использованию доходов и ресурсов при предоставлении жилищно-коммунальных услуг. 
     Финансовое состояние любого предприятия, в том числе отрасли ЖКХ, является важнейшей характеристикой его хозяйственной деятельности. Оно определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, позволяет оценить степень гарантирования экономических интересов, как собственников предприятия, так и его деловых партнеров. 
     Жилищно-коммунальное хозяйство – это многоотраслевой комплекс, не производящий материальные блага, а производящий услуги, направленные на обеспечение необходимых условий жизнедеятельности населения и предприятий различных отраслей экономики. Жилищно-коммунальное хозяйство играет важнейшую роль  в  функционировании населенных пунктов. В жилищно-коммунальное хозяйство входят предприятия, производящие следующие виды услуг: 
     – эксплуатация жилищного хозяйства; 
     – водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод; 
     – теплоснабжение; 
     – электроснабжение; 
     – озеленение населенных пунктов; 
     – ремонт дорог, мостов;
     –  летняя и зимняя уборка дорог; 
     – сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов;
     – гостиницы, бани, прачечные.
     Жилищно-коммунальные услуги, играя важнейшую роль в жизнеобеспечении населения, занимают особое место на потребительском рынке услуг19.  Это второе место в рейтинге отдельных видов услуг (после услуг пассажирского транспорта) в структуре расходов населения на оплату услуг. В настоящее время удельный вес жилищно-коммунальных услуг повысился и занял первое место. Рост удельного веса данных услуг в структуре платных услуг населению вызван в первую очередь ростом тарифов.
     Из столь важной роли жилищно-коммунальных услуг в жизнедеятельности страны вытекает важность эффективности и устойчивости финансово-хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунальных услуг.
     Сфера финансов ЖХК с учетом особенностей ее экономики может быть определена исходя из сущности финансов, как экономической категории. Любые денежные отношения являются одновременно и финансовыми, а все денежные ресурсы – это финансовые ресурсы, совершающие свое движение в публично-правовой и частно-правовой форме, то есть финансы – это «работающие» деньги. В современной экономике происходит сращивание денег и финансов, стирание границ между ними. Финансовые инструменты и механизмы приводят деньги в движение, превращают их в финансовые ресурсы, обеспечивая непрерывность процесса формирования и использования доходов государства, предприятий и домашних хозяйств.
     На рисунке 1 представлено место финансов ЖКХ в общей системе финансов

     Рисунок 1 – Финансы жилищно-коммунального хозяйства в общей системе финансов
     
     Исходя из этого, можно сформулировать определение  финансов ЖКХ, как совокупности денежных отношений, связанных с движением финансовых ресурсов в публично-правовой и частно-правовой формах, с формированием и использованием на этой основе доходов управляющих субъектов отрасли для обеспечения бесперебойного обслуживания многоквартирных домов, включая предоставление коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
     Особенностью финансов жилищно-коммунального комплекса является наличие непосредственных финансовых отношений с публичной властью в виде получения бюджетных средств. Денежные средства поступают прямо или косвенно жилищно-коммунальному хозяйству из бюджетов всех уровней публичной власти20. 
     Бюджетные средства поступают в виде дотации на покрытие убытков от предоставления услуг населению по тарифам, ниже экономически обоснованных, а также в виде инвестиционных средств на воспроизводство основных средств. Кроме того, публичная власть выступает в виде сборщика налогов по уровням бюджетной сферы.
     Расходы жилищно-коммунального хозяйства формируются финансовыми отношениями с поставщиками и подрядчиками, которые обеспечивают производственный процесс жилищно-коммунального предприятия необходимыми ресурсами. Данные поставщики и подрядчики поставляют товары и услуги на возмездной основе, так как бюджетное дотирование распространяется только на отношения между муниципальными образованиями и предприятиями ЖКХ.
     Поскольку финансовое хозяйство ЖКХ имеет свои отличительные черты по сравнению с финансовым хозяйством предприятий в целом, рассмотрим специфику этой отрасли. Особенности ЖКХ обусловлены, прежде всего, наличием большой доли муниципальной собственности и социальной направленностью деятельности всех субъектов отрасли ЖКХ, где организационно-финансовые взаимоотношения существуют в основном между четырьмя участниками:
     –  администрацией города (района) – заказчиком муниципального заказа;
     – службой единого заказчика по контролю за исполнением муниципального заказа;
     – предприятиями – исполнителями муниципального заказа;
     –  населением.
     Существенной особенностью отрасли является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий-поставщиков коммунальных услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг.
     Названные и другие особенности ЖКХ определяют специфику денежных отношений, складывающихся в его финансовом хозяйстве. Это относится к составу и структуре доходов и накоплений управляющих организаций, предприятий, обеспечивающих функционирование жилищного фонда, и предприятий-поставщиков коммунальных услуг, к их рентабельности и прибыли, к источникам финансирования и инвестирования. Специфика проявляется и в организации финансового хозяйства ЖКХ в силу вышеперечисленных и иных технико-экономических особенностей обслуживания различных видов жилищного фонда, а также в силу государственного регулирования отрасли.
     
     1.2 Источники формирования и направления расходования финансовых ресурсов предприятий жилищно-коммунального хозяйства
     
     Для обеспечения устойчивого и надежного функционирования объектов коммунального комплекса муниципальных образований требуются модернизация и техническое переоснащение котельных, сетей и оборудования тепло-, электро- и водоснабжения, очистных сооружений, внедрение современных энергосберегающих технологий. Мобилизация финансовых ресурсов для решения этих задач обеспечивается за счет привлечения средств федерального бюджета с софинансированием данных расходов со стороны региональных и местных бюджетов и собственных источников коммунальных предприятий.
     Структура финансирования мероприятий программ по модернизации коммунальной инфраструктуры, как правило, состоит из трех частей:
     – 5–8% – средства федерального бюджета, предоставляемые регионам на безвозмездной основе (за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ);
     – 8–12% – федеральные бюджетные кредиты или гарантии предприятиям коммунального комплекса, осуществляющим заимствования на цели модернизации;
     – 80–87% – средства региональных и местных бюджетов, средства коммунальных предприятий, дополнительно привлеченные средства частных кредиторов, на основе государственно-частного  партнерства.
     Анализ общей тенденции изменения соотношения основных источников финансирования воспроизводства коммунального комплекса показывает, что в настоящее время темпы снижения бюджетных ассигнований значительно превышают темпы роста платежей населения и объемы привлечения средств из внебюджетных источников. В то же время, несмотря на то, что в коммунальном комплексе имеют место различные источники финансирования работ и оплаты предоставляемых потребителям коммунальных услуг, финансовая деятельность предприятий коммунального комплекса нацелена на формирование денежных ресурсов для осуществления производственного процесса, обеспечения прибыли, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Исходя из этого, источники финансовых ресурсов предприятий коммунального комплекса делятся на три группы: собственные, заемные и привлеченные21.
     Собственными источниками финансовых ресурсов предприятия являются: нераспределенная прибыль, резервный фонд в части неиспользованного остатка, выручка от реализации продукции и услуг, основных средств, избытков материальных ресурсов, амортизационные отчисления, средства, полученные из бюджетных источников, средства от сдачи имущества в аренду и другие поступления денежных средств (пожертвования, благотворительные взносы и т.п.). На действующих предприятиях коммунального комплекса основную часть источников собственных средств составляет уставный капитал.
     К заемным источникам относятся кредиты банков, займы у других предприятий, государственные субсидии, иностранный капитал, средства от реализации залогового свидетельства, страхового полиса, облигаций.
     Привлеченные средства образуются на предприятии из-за периодичности выплат заработной платы, страховых платежей и т.п. В период между платежами начисленные, но еще не выплаченные средства могут использоваться на другие хозяйственные нужды. В процессе ведения хозяйственной деятельности у предприятия коммунального комплекса могут появиться временно свободные денежные суммы, сохранение которых в качестве наличных кассовых запасов на текущих счетах банка нерационально. Предпочтительным является помещение таких ресурсов в доходные инвестиционные активы (ценные бумаги, залоговые документы и прочие виды финансовых обязательств).
     Поскольку в ЖКХ одновременно происходит движение двух встречных денежных потоков – входящих и исходящих финансовых ресурсов (доходов и расходов), постольку принципиальное значение имеет определение размера средств, находящихся в распоряжении ЖКХ. В рамках оценки всей совокупности средств, аккумулированных в отрасли, и мониторинга их дальнейшего перераспределения разработаны и рекомендованы к внедрению на региональном уровне методологические подходы к формированию отраслевого бюджета ЖКХ для эффективного управления финансовыми потоками.
     Бюджет ЖКХ – это финансово-экономический план ЖКХ на территории субъекта РФ, состоящий из параметров экономических показателей всех доходов, аккумулированных в отрасли, а также расходов на оказание жилищно-коммунальных услуг населению в многоквартирных домах. Бюджет формируется с целью достижения баланса доходов и расходов отрасли ЖКХ на территории субъекта РФ, в том числе по расчетным периодам, полноты и своевременности финансового обеспечения функционирования всей отрасли в целом, а также для построения эффективных межбюджетных отношений22.
     Жилищно-коммунальный бюджет должен состоять из трех частей и следующих показателей:
     1. Смета доходов и расходов:
     – стоимость жилищно-коммунальных услуг, руб./кв.м;
     – объем оказанных жилищно-коммунальных услуг, руб.;
     – средства, начисленные потребителям, руб.;
     – средства, фактически полученные от потребителей, руб.;
     – бюджетное финансирование, руб.;
     – затраты управляющего субъекта на предоставление жилищно-коммунальных услуг (по каждой услуге), руб.;
     – дебиторская и кредиторская задолженность, руб.
     2. Обоснование сметных назначений:
     –  жилищный фонд, кв.м.;
     – количество многоквартирных домов, шт.;
     – плановое и фактическое потребление: вывоз твердых бытовых отходов, тыс. куб. м.; теплоэнергия, тыс. Гкал; водоснабжение, тыс. куб.м.; водоотведение, тыс. куб.м.; газоснабжение, тыс. куб.м.; электроснабжение, тыс. кВт/ч.
     – нормативы потребления, ед.;
     – рост тарифов в отчетном году, %;
     – рост тарифов в следующем году, (в т.ч. на содержание жилья, на коммунальные услуги), %.
     3. Текстовая программная часть, включающая мероприятия по оптимизации управления финансовыми ресурсами. Этот раздел должен связать финансовую (сметную) часть бюджета со стратегией развития отрасли, что позволит реализовать программно-целевой подход к финансовому обеспечению ЖКХ.
     Формирование и использование бюджета ЖКХ позволит:
     – систематизировать  всю  имеющуюся организационно-управленческую и финансовую отраслевую информацию;
     – оценить всю совокупность отраслевых денежных средств (доходы и расходы ЖКХ);
     – оценить эффективность финансового обеспечения и управления финансовыми средствами в ЖКХ;
     –  прогнозировать будущие изменения;
     – на основе информационно-аналитической информации бюджета ЖКХ разрабатывать целевые программы развития отрасли на федеральном, региональном и местном уровнях.
     Значительная роль в системе финансов ЖКХ отведена финансам управляющих субъектов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Управление многоквартирными домами по своим отраслевым характеристикам связано с предоставлением услуг по текущему обслуживанию жилищного фонда. Именно для обеспечения реализации данных услуг управляющие субъекты образуют и используют финансовые ресурсы, формируют доходы и осуществляют расходы.
     Входящие финансовые потоки управляющего субъекта включают в себя оплату жилищно-коммунальных услуг потребителями, дотации, субсидии, субвенции из бюджета на покрытие разницы в тарифах в связи с государственным регулированием цен. Их исходящие финансовые потоки составляют финансирование работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также финансовое обеспечение процесса предоставления коммунальных услуг; уплату налогов (рисунок 2).
      
Рисунок 2 – Финансовые потоки в жилищно-коммунальной сфере

     Основанием к возникновению финансовых потоков в ЖКХ является договор, заключенный между собственником (нанимателем) помещений, организацией-поставщиком (жилищная организация) и управляющим субъектом (ТСЖ, ЖСК, управляющая организация). Учитывая слабую разработанность и противоречивость существующих на сегодняшний день договорных отношений в ЖКХ России, предложена развернутая схема финансовых потоков в ЖКХ в рамках договорных отношений (рисунок 3)23.

Рисунок 3 – Финансовые потоки в ЖКХ в рамках договорных отношений
     Специфическими статьями в доходной части сводного финансового плана являются:
     – арендная плата за земельные участки, сдаваемые во временное пользование предприятиям и организациям;
     – доходы коммунальных предприятий, финансируемых в сметном порядке;
     – ассигнования из бюджета на ремонт сооружений городского благоустройства;
     – ассигнования из бюджета на текущие расходы по городскому благоустройству;
     – расходы коммунальных предприятий, финансируемые в сметном порядке.
     В расходной части сводного финансового плана имеются следующие специфические статьи:
     –  нецентрализованные капиталовложения на благоустройство городов;
     –  капитальный ремонт сооружений городского благоустройства;
     –  текущие расходы по городскому благоустройству;
     – расходы коммунальных предприятий, финансируемых в сметном порядке;
     – поступления в бюджет доходов коммунальных предприятий, финансируемых в сметном порядке;
     – поступления в бюджет арендной платы за земельные участки, сдаваемые во временное пользование предприятиям и организациям24.
     
     1.3 Организация работы с финансами предприятий жилищно-коммунального хозяйства
     
      Жилищное хозяйство городов состоит из жилого фонда, обобществленных  дачных  фондов, ремонтно-строительных, снабженческих, 
транспортных и других организаций, обслуживающих жилищное хозяйство. Управление жилищным хозяйством ведется на началах хозяйственного расчета, который имеет свои особенности, обусловленные характером деятельности и уровнем доходной базы жилищного хозяйства.
     Особенности организации финансов жилищного хозяйства:
     – отношения между эксплуатирующим жилищные фонды и собственником складываются, как правило, в виде аренды или найма;
     – жилищное хозяйство осуществляет свою деятельность на основе самоокупаемости;
     – нет возможности за счет собственных источников осуществлять новое строительство, поэтому оно осуществляется за счет бюджетов соответствующих территориальных единиц и т. п.;
     – основываясь на самоокупаемости, не обеспечивается развитие хозяйства за счет самофинансирования (не только восполнение жилищного фонда, но и капитальный ремонт, отсутствие которого приводит к потере жилищного фонда; не начисляется амортизация на реновацию);
     – все денежные средства, поступающие за найм жилья, закрепляются за жилищным хозяйством, имеют строго целевое назначение – эксплуатация, содержание, благоустройство жилищного фонда;
     – жилищное хозяйство освобождено от взносов, платежей в бюджет (вся арендная плата остается в распоряжении хозяйства);
     За каждым хозяйством закреплена определенная территория, жилищный фонд и все доходы от них остаются в распоряжении жилищного хозяйства25.
     Расходы взимаются сверх установленной платы за проживание, не включаются в смету расходов по содержанию жилищно-коммунального хозяйства и погашаются за счет прямых платежей.
      Расходы по текущему ремонту   жилищного  фонда определяются общим объемом работ по плану и тарификацией отдельных работ.
     Планирование доходов и расходов жилищного хозяйства происходит с составлением сметы, которая включает в себя следующие  виды статей:
Таблица 2 – Смета доходов и расходов
Доходы
Расходы
1
2
      Продолжение таблицы 2
1
2
Доходы:
1) Квартплата – зависит от факторов, обуславливающих категорию жилья:
– благоустройство;
– качество жилья;
– этажность;
– территориальное расположение;
– обеспеченность коммунальными услугами.
2) Арендная плата – взимается за аренду нежилых помещений. 
Плательщиками выступают, как правило, торговые, снабженческо-сбытовые и т. п. предприятия. Зависит от категории населенного пункта.
3) Специальные сборы. Предполагают дополнительную плату за каждый метр площади и покрытие расходов по коммунальным услугам.
Суммы, полученные от коммунальных предприятий на возмещение расходов по обслуживанию внутридомовых сетей.
4) Целевые сборы за коммунальные услуги (вода, антенна).
5) Прочие источники:
– пени за просрочку платежа;
– арендная плата за жилые помещения;
– утилизация вторичного сырья;
– реализация прочего имущества.
Расходы:
– расходы по содержанию жилищно-коммунального хозяйства;
– вывоз, уничтожение мусора;
– уборка снега;
– благоустройство и озеленение дворов и территорий;
– освещение и др.;
– расходы по содержанию обслуживающего персонала;
– спецодежда;
– приобретение инвентаря, инструмента;
– обеспечение охраны и техники безопасности;
– административно-управленческие расходы;
– з/п управленческого персонала и начисления на нее;
– з/п привлеченных лиц (комиссии, ...);
– обязательные платежи и отчисления (операционные расходы);
– расходы по подготовке кадров;
– комиссионные банкам за расчетно-кассовые, расчетно-платежные операции по сбору средств за найм и аренду помещений;
– прочие расходы;
– расходы, связанные с коммунальными услугами;
– водоснабжение;
– канализация;
– отопление.
      
      Расходы взимаются сверх установленной платы за проживание, не включаются в смету расходов по содержанию жилищно-коммунального хозяйства   и   погашаются   за   счет  прямых платежей. Расходы по текущему ремонту   жилищного  фонда определяются общим объемом работ по плану и тарификацией отдельных работ.
     Оборотные средства призваны обеспечивать текущую деятельность ЖКХ.
     Отличительные черты:
     1)  структура основных фондов (свыше 90 % приходится на жилые здания, дома);
     2) в общем объеме непроизводственных основных фондов более 1/2 приходится на основные фонды ЖХ;
     3) должны существовать особые источники на расширение основных фондов (финансирование капитальных вложений):
     – собственные средства предприятий и организаций, использующиеся на финансирование возведения зданий
     – средства бюджетов.
4)  арендная плата.
     Организация оборотных средств начинается с разделения оборотных средств на следующие виды:
       
       
       
       
       
      
       
       
       
       
      Рисунок 4 – Виды оборотных средств
      
     Не   все   организации  коммунального хозяйства являются доходными предприятиями, часть находится на бюджете и финансируется по смете.
     Предприятия коммунального хозяйства подразделяют свои затраты на прямые и накладные расходы. Структура затрат по видам деятельности коммунального хозяйства оказывается неодинаковой, так как предприятия решают очень разные задачи.
      По предприятиям энерго- и водоснабжения 60% затрат составляют статьи:
      – затраты на амортизацию;
      – затраты на электроэнергию.
      По  предприятиям  транспортного обслуживания 75% затрат составляют 
  статьи:
      – затраты на электроэнергию;
      – затраты на подвижной состав;
      – заработная плата.
     Планирование выручки осуществляется исходя из действующих тарифов на соответствующие услуги. 
     Установление тарифов – прерогатива местных органов власти.
     Цена услуги устанавливается в зависимости от категории потребителей, целевого назначения и иногда от качества услуги.
     Все тарифы можно подразделить на 4 основные группы:
     1) По городскому транспорту – тарифы устанавливаются едиными в пределах географической обозначенности административной границы;
     2) Тарифы для сантехнических предприятий – дифференцированы по потребителям услуг.
     3) Для предприятий, производящих электроэнергию – тарифы дифференцированы в зависимости от потребителей и целевого назначения использования электроэнергии.
     4) Предприятия, обслуживающие население – тарифы устанавливаются в зависимости от качества предоставляемых услуг (бани, прачечные, парикмахерские)26.
     Прибыль предприятий коммунального хозяйства, осуществляющих свою деятельность и получающих доходы, складывается из:
     – прибыли по основной деятельности;
     – прибыли от реализации основных фондов;
     – прибыли от внереализационных операций.
     При расчете прибыли от внереализационных операций имеется специфика доходно- расходных статей.
     По доходным статьям особой специфики нет. Затраты:
     – затраты по аннулированным заказам;
     – затраты, связанные с содержанием законсервированных предприятий, мощностей коммунального хозяйства;
     – судебные издержки и арбитражные расходы - тарифы на услуги не согласовываются между предприятием-потребителем и производителем, поэтому здесь возможны разногласия;
     – убытки от списания дебиторской задолженности.
     Таким образом, по первой главе можно сделать след.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%