VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Финансирование деятельности негосударственных пенсионных фондов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008217
Тема: Финансирование деятельности негосударственных пенсионных фондов
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………………………………..





6

1.1 Сущность, функции и классификация негосударственных пенсионных фондов…………………………………………….



6

1.2 Нормативно -  правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов ……………………..



17

1.3 Финансирование   деятельности    негосударственных пенсионных фондов…………………………………………….



20

2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ НА ПРИМЕРЕ АО «НПФ «БУДУЩЕЕ»…



24

2.1 Организационно  –   экономическая    характеристика деятельности фонда……………………………………………..



24

2.2 Оценка деятельности по пенсионному страхованию  фонда….

35

2.3 Анализ доходов и расходов фонда ………………………………

41

3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….



46

3.1 Оценка    проблемных    аспектов    негосударственного пенсионного страхования в современных условиях…………..



46

3.2 Основные   направления   совершенствования   деятельности негосударственных пенсионных фондов………………………



57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…

65

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..

71







ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы исследования заключается в том, что  на сегодняшний день негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ) являются важной частью пенсионной системы, основными задачами которой является поддержание должного уровня обеспечения населения пенсионного возраста. Для этого требуется  эффективный механизм, который характеризуется  достаточными возможностями в  области  привлечения финансовых ресурсов. Это основной принцип деятельности негосударственных пенсионных фондов, так как НПФ являются посредниками между государством, бизнесом и населением Российской Федерации. 

При этом отметим, что на сегодняшний день все возможности деятельности негосударственных пенсионных фондов до конца не изучены и их потенциал не раскрыт, что послужило мотивацией к изучению данного вопроса и обеспечивает актуальность выбранной темы исследования. 

Таким образом, недостаточная изученность вопросов оценки деятельности НПФ и высокая значимость данной проблемы исследования обусловили актуальность работы.

Степень разработанности. Выпускная квалификационная работа строится на трудах отечественных ученых, в области пенсионного обеспечения. Теоретические основы деятельности негосударственных пенсионных фондов рассмотрено в работах российских экономистов таких как Ермаков Д.Н., Истомина Н.А., Новгородов П.А., Ощипкова А.С., Сазанов С.П.  и другие. 

Объектом исследования работы является деятельность Акционерного общества негосударственного пенсионного фонда «Будущее». 

Предметом исследования являются особенности деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации.

Цель исследования заключается в изучении современного состояния негосударственного пенсионного обеспечения и оценки перспектив его развития.  

Для успешной реализации поставленной цели, нами определены следующие задачи: 

- изучить теоретические основы функционирования негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации на современном этапе;

- рассмотреть организационно – экономическую деятельность АО НПФ «Будущее»;

- оценить деятельность АО НПФ «Будущее» по пенсионному страхованию;

- провести анализ доходов и расходов АО НПФ «Будущее»;

- выявить преимущества и перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в России на современном этапе;

- оценить  проблемные аспекты негосударственного пенсионного страхования в современных условиях.

В процессе исследования применялись научные методы познания: анализ и синтез, классификация и группировка, сравнение, индукция и дедукция.

	Теоретической и методологической основой работы явились труды российских и зарубежных ученых в области деятельности негосударственных пенсионных фондов. 

	Информационной  базой выпускной квалификационной работы послужили данные Федеральной службы государственной статистики, научные публикации, нормативно-правовые акты РФ, а также данные ресурсов сети Internet.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. 

Во введении обоснована актуальность темы исследования и определены его цель и задачи, раскрыты предмет и объекты исследования, а также его теоретическая и методологическая основа, определена информационная база и практическая значимость полученных результатов. 

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты функционирования негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации.

Во второй главе проанализирована  деятельность  АО НПФ «Будущее». Проведен анализ деятельности по пенсионному страхованию, а также доходов и расходов фонда.

В третьей главе обозначены проблемы в действующей системе негосударственного пенсионного страхования России. Выявлены преимущества и перспективы развития негосударственных пенсионных фондов.



































1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 



1.1 Сущность, функции и классификация негосударственных пенсионных фондов 



Деятельность пенсионного обеспечения в России начинается с появлением первых пенсионных касс. В России первые пенсионные кассы появились до 1917 года. Более полувековой перерыв в этой области имел свои негативные результаты в виде законодательного вакуума, отсутствия квалифицированных специалистов и т.д.

В 1988 году было введено дополнительное добровольное пенсионное обеспечение. В 1992 году пенсионные накопления были гражданам возвращены: государство не смогло выполнить свои обязательства [25, c. 167]. 

Дальнейшее развитие система негосударственных пенсионных фондов получает с принятием специального Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» (далее по тексту – Закон «О негосударственных пенсионных фондах») [3]. Законом было установлено, что НПФ являются особой организационно - правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Законом определены права и обязанности НПФ, их вкладчиков и участников; установлены требования к совокупному вкладу учредителей; введены обязательное ежегодное актуарное оценивание и независимая аудиторская проверка; сформулированы принципы размещения пенсионных резервов; дана структура органов управления фондом и контроля за его деятельностью [3]. 

В отличие от первого источника - Указа Президента РФ, Закон детально урегулировал основные вопросы и механизмы негосударственного пенсионного обеспечения. Закон – уже не просто «программный», отсылочный источник, а базис для осуществления добровольного страхования [3].

Как указывает Головченко А.В.: «следующий этап развития системы негосударственных пенсионных фондов связан с изменениями и дополнениями пенсионного законодательства, а именно о включении НПФ в систему обязательного пенсионного страхования. Здесь необходимо заметить, что уже в середине 1990-х гг. в ходе споров о способах и путях осуществления российской пенсионной реформы активно обсуждался вопрос о подключении НПФ к государственной пенсионной системе, - вернее, об их участии в осуществлении обязательного пенсионного обеспечения (страхования). Если в рамках распределительной государственной пенсионной системы необходимости в НПФ объективно не было, то введение составной структуры трудовой пенсии, включающей накопительный компонент, явно позволяло НПФ претендовать на участие в системе пенсионного страхования» [15].

Таким фонд образом, можно свою выделить фонд следующие этом этапы виде становления этап негосударственных свои пенсионных было фондов виде в Российской году Федерации (таблица 1).

Представляется необходимым законодательно обеспечить раскрытие информации, как о структуре вложений негосударственных пенсионных фондов, так и о структуре обязательств, структуре владения и бенефициарах. Отсутствие такого регулирования зачастую используется сегодня для сокрытия реальных собственников акций и получения контроля над компаниями».



Таблица 1 – Этапы становления негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации*

Этапы

Характеристика

Первый этап

создание системы негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения, первые шаги по формированию правовых основ добровольного страхования, создание специальной Инспекции.

Второй этап

принятие специального закона о негосударственных пенсионных фондах, а также широкого ряда подзаконных и нормативных актов.

Третий этап

включение негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования.

*Составлено по [21]



Особое внимание целесообразно уделить основным подходам к определению понятия «Негосударственный пенсионный фонд», при этом следует учитывать, что взгляды на сущность данного института весьма различны [40, c. 56].

В недалеком прошлом на законодательном уровне понятие «негосударственный пенсионный фонд» (НПФ) трактовался как «особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства)» [4].

Подобная трактовка законодательством легла в основу определений многих ученых. Так, авторы Финогенова Ю.Ю. и Ермаков Д., рассматривая понятия негосударственного пенсионного фонда, придерживаются законодательной базы, и определяют его сущность исключительно исходя из характера деятельности, направленной на негосударственное пенсионное обеспечение [50, c. 25].

Чугунов В.И. дает определение «НПФ несколько шире, конкретизируя виды деятельности негосударственных пенсионных фондов в части аккумулирования и инвестирования пенсионных средств, осуществлении выплат пенсий и ведении операций в сфере дополнительного пенсионного страхования» [53, c. 31].

По мнению Тулепбаева К.М. «НПФ представляют собой особый экономический субъект, в основу деятельности которого положены страховые принципы, и функционирующего в форме юридического лица, в чью ответственность входит решение вопросов социального обеспечения граждан путем аккумулирования денежных средств и их использования для последующих выплат»  [49, c. 90].

Некоторые авторы подходят к определению негосударственных пенсионных фондов через призму теории институционализма. В этом контексте авторы Ермаков Д.Н. и Хмелевская С.А. представляют НПФ «как функционирующий в рамках системы пенсионного обеспечения социально-ориентированный институт, принимающий на себя долгосрочные обязательства социально-страхового характера» [17, c. 63].

В свою очередь Ниязбаева А.А. определяет НПФ как «институт, аккумулирующий средства граждан, в зону ответственности которого осуществление соответствующих операций в рамках негосударственного пенсионного обеспечения. В определении делается упор на операционный характер функционирования НПФ, а именно, на принятии фондами прав по распоряжению пенсионными накоплениями и резервами, а также на исполнении своих итоговых обязательств по их выплате (по организации выплат)» [22, c. 46].

Головченко А.В. рассматривает негосударственный пенсионный фонд в качестве «институциональной единицы сферы финансов, основная цель которой заключается в реализации социальных гарантий в части негосударственного пенсионного обеспечения путем формирования, аккумулирования и распределения капитала граждан» [15, c. 63].

С точки зрения Новгородова П.А. «негосударственный пенсионный фонд это институт одновременно экономической и социальной сферы, который за счет собственных или привлеченных ресурсов выполняет имеющиеся перед своими клиентами обязательства в части пенсионного обеспечения» [23, c. 70].

Необходимо выделить позицию автора Истоминой Н.А., в определении которой помимо институциональной составляющей присутствует видение НПФ в качестве участника инвестиционного рынка. По мнению данного автора, «отличительным признаком фондов выступает способность принимать на себя обязательства по выплате дохода на вложенные средства» [19, c. 64].

Не смотря на всю широту представленных определений, на наш взгляд данные определения не в полном объеме раскрывают сущность негосударственных пенсионных фондов. В частности, в понятиях отсутствует отражение инвестиционной деятельности данного института, что оказывает большое воздействие на благосостояние граждан не только напрямую, через выплату пенсий, но также и косвенно, за счет инвестирования средств в экономику страны, влекущим за собой рост ВВП, возможность реструктуризации экономики и, как следствие, потенциальный прирост доходов населения [25].

В то же время в 2014 году вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», изменивший статус негосударственных пенсионных фондов с некоммерческой организации на акционерный пенсионный фонд, тем самым признав НПФ в качестве коммерческого лица [4].

В связи с этим изменен институциональный базис, и это подтверждает необходимость корректировки трактовки понятия «Негосударственный пенсионный фонд».

Однако необходимость формулировки четкого, корректного, отвечающего современным требованиям, определение НПФ, необходимо основные характерные черты, свойства и функции НПФ [20, c. 31].

В научной сфере понятие «свойство» трактуется как сторона процесса или предмета, характеризующая его отличие или сходство с иными явлениями и проявляющаяся во взаимодействии с ними [55, c. 112].

Исходя из этого, можно понимать свойства НПФ как его характерные стороны, обусловливающие различия или общность с другими институтами. Автор Халтурина О.А. утверждает, «что все свойства системы можно разделить на свойства, характеризующие собственный потенциал социально-экономической системы, и на свойства, отражающие ее отношения с внешней средой» [51]. К первой группе можно отнести такие свойства как самопознание, самоорганизация, саморегулирование, самосохранение. Ко второй группе свойств можно отнести надежность, эффективность, целенаправленность, целостность, гибкость, адаптивность, живучесть, инерционность и др.

На наш взгляд, данную классификацию целесообразно дополнить в части свойств системы, отражающие ее отношения с внешней средой:

– «легитимность – сохранение деятельности фондов в рамках правового поля государства;

– оперативность – способность оперативно и адекватно реагировать и принимать решения в рамках своей деятельности и взаимодействия с различными участниками финансового рынка;

– кооперативность – способность фонда эффективно взаимодействовать как с участниками рынка пенсионного обеспечения, так и с участниками всего финансового рынка в целом» [51, с. 26].

Также имеет смысл конкретизировать некоторые пункты приведенной классификации. Необходимо разделить понятие «надежность» и «результативность». Если под надежностью НПФ можно понимать способность системы выполнять поставленные функции, сохраняя свои характеристики в определенных пределах. Данное свойство показывает приоритетность обеспечения стабильности функционирования НПФ перед достижением определенных результатов. Иными словами, в процессе своей деятельности негосударственные пенсионные фонды при формировании инвестиционного портфеля должны отдавать предпочтение тем активам, которые в первую очередь являются надежным источником вложения, нежели способным приносить сверхприбыль при неподходящем уровне риска.

Реализация свойств НПФ происходит в процессе функционирования с учетом соблюдения ряда обязательных принципов. «Принцип» – это основные положения, правила деятельности или особенности устройства какого-либо явления или процесса [55].

Соответственно, подобный подход позволяет рассматривать принципы негосударственного пенсионного фонда как исключительные характеристики организации и построения его деятельности (работы, функционирования).

В целом представляется целесообразным выделение восьми основных

принципов деятельности НПФ:

«– заинтересованность в результатах деятельности;

– открытость – деятельность НПФ должна быть максимально прозрачна и понятна не только для контролирующих и проверяющих органов, но и для населения;

– делегирование обязательств – согласно законодательству, средства, полученные НПФ в части обязательного пенсионного страхования, должны передаваться в распоряжение Управляющей компании. Поэтому деятельность НПФ должна быть направлена на постоянный анализ и мониторинг эффективности деятельности выбранных в качестве партнеров управляющих компаний, и исходя из этого предоставлять больший объем ресурсам наиболее успешным УК;

– сохранность вложений – работа НПФ направлена на обеспечение защиты пенсионных накоплений и резервов от негативных факторов (например, инфляция);

– непрерывность оценки и мониторинга – непрерывный анализ внешних и внутренних факторов деятельности НПФ, проводимого с целью обеспечения оперативного регулирования работы фондов, а также формирования и осуществление стратегии развития фонда;

– контроль соответствия деятельности НПФ поставленным функциям и целям;

– ответственность за результат деятельности – НПФ покрывают понесенные убытки за счет имущества для обеспечения уставной деятельности.

– социальная ответственность – фонды несут социальную ответственность перед гражданами за результаты инвестирования пенсионных резервов и размещения пенсионных накоплений: уровень эффективности деятельности отражается на величине пенсии» [55].

В процессе деятельности негосударственные пенсионные фонды выполняют ряд функций. Экстраполируя определение категории «функция» как характерный набор выполняемых обязанностей, соответствующий исполнению конкретной роли, сформулируем функции негосударственного пенсионного фонда как особый, специфический характер (порядок) исполнения своей деятельности, закрепленный в виде совокупности выполняемых обязанностей [55].

Рассматривая выполняемые функции Чурсина К.С. считает, «что выступая в качестве социальных институтов, НПФ предоставляют возможность людям самостоятельно, или посредством заключения коллективных договоров на предприятиях, обеспечить себе более высокие доходы в старости, чем тот минимум, который гарантирует государство» [54]. Кроме того, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения населения для осуществления долгосрочных инвестиций. Выполняя функцию сберегательного института, НПФ принимает пенсионные взносы, инвестирует их, а доход, полученный по инвестициям, распределяет среди своих участников. Таким образом, на именном пенсионном счете каждого участника аккумулируется взнос с доходом по инвестициям. Также, по мнению Чурсиной К.С. : «немаловажен инвестиционный аспект деятельности НПФ. НПФ – это уникальный институт, отличающийся от других форм коллективного инвестирования возможностью вложения средств на несколько десятилетий. Также помимо вышеуказанных характеристик НПФ выполняет функцию защиты накоплений вкладчиков от прогнозируемой инфляции. Не менее важна функция фонда как профессионального аналитика и советника в вопросах управления корпоративной пенсионной программой, в этой роли функцией НПФ является мотивация работников так как, корпоративные пенсионные планы – один из механизмов управления персоналом, способствующий формированию лояльности сотрудников, привлечению и удержанию высококвалифицированных специалистов» [54].

В свою очередь автор Головченко А.В. выделяет «три категории выполняемых НПФ функций: социальная, инвестиционная и макроэкономическая. На наш взгляд классификация данного автора исходит из характера взаимодействия НПФ с различными категориями субъектов экономики, а также степени влияния на ее уровни» [15].

На основе анализа вышеуказанных точек зрения установлено, что выполняя отдельные функции, негосударственные пенсионные фонды оказывают влияние как на социальную сферу общества, так и на экономическую.

Так, НПФ выступает промежуточным звеном в следующих случаях:

1) между населением и государством в части обязательного пенсионного страхования. В этом случае граждане посредством НПФ передают свои накопления или резервы (при решении НПФ) в распоряжение государственной управляющей компании «ВнешэкономБанк» (УК «ВЭБ»), которая в дальнейшем занимается инвестированием передаваемых средств;

2) населением и управляющими компаниями. Отношения выстраиваются по аналогии по аналогии с предыдущим вариантом, только средства передаются под управление негосударственных управляющих компаний;

3) государством и управляющими компаниями. Государство регулирует взаимодействие в рамках пенсионного рынка НПФ и УК, разрешая или запрещая НПФ самостоятельно размещать свои средства в те или иные объекты;

4) управляющими компаниями и инвестиционным рынком (финансовый рынок и рынок недвижимости);

5) населением и инвестиционным рынком (финансовый рынок и рынок недвижимости);

6) государством и инвестиционным рынком (финансовый рынок и рынок недвижимости) [19, c. 65].

Государство регулирует доли различных объектов, составляющих инвестиционный портфель НПФ, тем самым регулируя объем вкладываемых в инвестиционный рынок средств. В свою очередь, инвестиционный рынок возвращает эти средства с учетом дохода, полученного от инвестирования.

В случае если доходность вложений НПФ превышает ставку рефинансирования ЦБ, НПФ уплачивает государству налог на прибыль.

Далее целесообразно рассмотреть динамику количества негосударственных пенсионных фондов в России (рисунок 1).





Рисунок 1 – Динамика количества негосударственных пенсионных фондов в России в 2014 – 2017 годах*

*Составлено по [31]



Как видно из рисунка 1, за 2017 год произошло снижение количества негосударственных пенсионных фондов на пять, и составило 69 организаций. Причиной послужило то, что у двух фондов были отозваны лицензии, еще три фонда были присоединены к другому НПФ. Консолидация крупных фондов привела к росту концентрации на рынке услуг данной сферы.

Таким образом, рассмотрев принципы, свойства и функции негосударственных пенсионных фондов, можно сформулировать следующее определение.

Негосударственные пенсионные фонды – это социально-экономический институт, функционирующий в рамках пенсионной системы, деятельность которого направлена на сохранение и преумножение аккумулированного капитала посредством инвестирования пенсионных средств с помощью соответствующих участников пенсионного рынка и/или путем прямого вложения в инвестиционные активы в целях обеспечения роста пенсионных вложений и выплат граждан при выходе на пенсию. При этом необходимо отметить, что сопутствующим эффектом деятельности НПФ, использующим длинные деньги, является стимулирование экономического роста на фоне реструктуризации и модернизации экономики [20, c. 33].

Предложенное определение раскрывает все стороны и аспекты деятельности негосударственных пенсионных фондов и систематизирует его функции и особенности функционирования, что позволит лучше понимать обязанности, права и основные задачи рассматриваемого института.



1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов 



НПФ представляет собой организационно-правовую форму деятельности, которая по своей работе подобна ПФР. Некоммерческая структура также проводит аккумуляцию пенсионных вложений, обеспечивая их доходность, назначение и выплату [25, c. 160].

Регулирование данного вида пенсионного обеспечения основывается на нормативно-правовой базе Российской Федерации. 

Одним из первых нормативно-правовых актов является Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина 1948 года. Она закрепила основные принципы социального обеспечения.

Статья 22 Декларации гласит, что каждый без исключения человек является членом общества и обладает следующими правами:

«- право на социальное обеспечение;

- право на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства» [32, c. 66].

Таким образом, и государственное пенсионное обеспечение, и негосударственное на основе международных актов, имеют общую цель – повышения уровня жизни и обеспечение достойного существования граждан.

Одним из основных регулирующих правовых актов является Конституция Российской Федерации. В ней прописаны права человека на достойную жизнь и свободное развитие человека, с помощью совершенствования системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и других меры социальной защиты. Помимо этого в статье 7 указывается, что в Российской Федерации обеспечивается поддержка семьи со стороны государства, инвалидов и пожилых граждан [1].

Кроме того, негосударственное пенсионное страхование регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [2]. Например, статья 943 Гражданского кодекса Российской Федерации, гласит, что условия, на которых заключается договор о страховании, определенны в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком, либо объединением страховщиков.

Деятельность, осуществляемая по обязательному пенсионному страхованию страховыми правилами фонда, и эти правила должны соответствовать требованиям, прописанным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2004 г. №77 и пройти регистрацию в Центральном банке России [9].

Налоговый кодекс также принимает участие в регулировании данной сферы. В статье 213.1 НК РФ перечислены особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, так как деятельность по негосударственному страхованию осуществляет НПФ, который является организаций, то он как и любая другая организация облагается налогами [32].

Федеральный закон № 111-ФЗ содержит информацию об активах, в которые разрешено инвестировать НПФ, а также требования к структуре инвестиционного портфеля фондов [5].

Федеральным законом от 18.07.2009 в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» также были внесены изменения, корректирующие инвестиционные требования к пенсионным накоплениям [4]. 

Для стабилизации пенсионного обеспечения государство принимает Федеральные законы, в которых прописаны правила регулирования отношений по негосударственному пенсионному страхованию. Поэтому, учитывая вышеперечисленное, можно отметить, что правила и устав негосударственного пенсионного фонда изменяются в соответствии с требованиями законодательства, если реформа по пенсионному или негосударственному страхованию в корне меняет данные сферы обеспечения. Поэтому в настоящее время есть вероятность изменения и функций некоммерческой организации, а точнее негосударственного пенсионного фонда [20, c. 89].

Деятельность по негосударственному пенсионному страхованию регламентируются пенсионными правилами негосударственного фонда, которые проходят регистрацию в определенном установленном порядке федеральным уполномоченным на это органом. В свою очередь данные правила являются важнейшим элементом пенсионного страхования и основой негосударственного пенсионного договора. В этих правилах приведены пенсионные схемы (схемы по выплатам пенсий и накоплений пенсионных резервов), так же прописаны права и обязанности негосударственного пенсионного фонда, вкладчиков, участников, порядок ведения фондом пенсионных счетов, методика актуарных расчетов обязательств фонда перед вкладчиками и участниками и другие определяющие положения.

Негосударственное пенсионное страхование осуществляется негосударственными пенсионными фондами Российской Федерации. Эта деятельность, которая осуществляется на основе лицензии, предоставляемой Банком России. Для получения лицензии на какую-либо деятельность, должны строго соблюдаться определенные условия. 

Таким образом, можно отметить, что в Российской Федерации постепенно формируется нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере негосударственного пенсионного страхования. Конечно, она носит сумбурный и в большей степени декларационный характер, но это все равно большой шаг на пути развития данной сферы пенсионного обеспечения граждан, который требует больших усилий, как со стороны государства, так и со стороны общественных отношений.



1.3 Финансирование деятельности негосударственных пенсионных фондов 



Негосударственные пенсионные фонды относятся к некоммерческим организациям. В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов регламентируется ст. 118 ГК РФ и Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» № 75 –ФЗ от 7.05.1998» [3].

Исходя из вышесказанного, рассматривать финансы негосударственных пенсионных фондов необходимо с позиций финансов некоммерческих организаций. 

Некоммерческое хозяйствование имеет ряд особенностей:

«- ориентация деятельности не на прибыль;

- не в отрицании прибыли как таковой, а использовании ее как средства для достижения провозглашенной цели;

- сочетании экономической эффективности рыночного хозяйствования с социальной эффективностью деятельности государства;

- функционирование в рамках некоммерческого сектора» [35, c. 98].

Некоммерческий сектор имеет особый механизм хозяйствования, сочетающий экономическую эффективность рынка и социальную эффективность государства:

«- отказ от максимизации прибыли в обмен на поддержку обществом либо местным сообществом целей деятельности;

- прибыль становится не целью, а средством достижения общественно значимых задач;

- формирование ресурсов на принципах совместного финансового участия заинтересованных сторон;

- конкурентные начала в распределении ресурсов (грантов, проектов и т.д.)» [35, c. 99].

Финансы организации (или корпоративные финансы) — денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели (например на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, финансирование затрат, выплаты дивидендов по акциям, арендной платы и так далее) [16, c. 89]. 

Финансами организаций называют замкнутые перераспределительные отношения между подразделениями и видами деятельности одного юридического лица с определенной целью или некоторым множеством целей в реальных условиях функционирования, а также его взаимоотношения с бюджетами различных уровней. 

Отталкиваясь от определения финансов некоммерческих организаций и специфики деятельности НПФ, четко прописанной ст. 2 Федерального закона «О НПФ» (ранее уже упомянутой в работе), под «финансами негосударственного пенсионного фонда предлагаем понимать социально-экономические отношения, возникающие в процессе аккумулирования пенсионных взносов и средств пенсионных накоплений, размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, учета пенсионных обязательств фонда, назначения и выплаты пенсий участникам фонда» [3].

Далее, следуя логике, необходимо определиться, что мы будем понимать под управлением финансами НПФ. Для этого обратимся к исследованиям понятий управления финансами организаций.

В условиях рыночных отношений управление финансами организаций зачастую отождествляют с финансовым менеджментом. Финансовый менеджмент некоммерческих организаций аналогичен финансовому менеджменту коммерческих организаций, однако специфика некоммерческих организаций, обусловленная основной целью их деятельности, определяет особенности функционирования отдельных элементов системы управления финансами в этих организациях.

Исходя из вышесказанного, под финансовым менеджментом негосударственных пенсионных фондов следует понимать управление финансовыми ресурсами негосударственного пенсионного фонда, путем принятия эффективных решений по его доходам и расходам, направленных на обеспечение финансовой устойчивости НПФ, а также полное и своевременное выполнение им своих пенсионных обязательств.

Таким образом, в главе рассмотрена система становления негосударственного пенсионного обеспечения в России, представлена нормативно – правовая база исследования и особенности финансового обеспечения негосударственных пенсионных фондов.

Мы выяснили, что выполняя отдельные функции, негосударственные пенсионные фонды оказывают влияние как на социальную сферу общества, так и на экономическую. 

В работе представлены этапы виде становления этап негосударственных свои пенсионных было фондов виде в Российской году Федерации.

Анализ динамики негосударственных пенсионных фондов показал, что за 2017 год произошло снижение количества негосударственных пенсионных фондов на пять, и составило 69 организаций. Причиной послужило то, что у двух фондов были отозваны лицензии, еще три фонда были присоединены к другому НПФ. 

Проведя анализ нормативно – правового обеспечения НПФ, мы выяснили, что и государственное пенсионное обеспечение, и негосударственное на основе международных актов, имеют общую цель – повышения уровня жизни и обеспечение достойного существования граждан. Одним из основных регулирующих правовых актов является Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».

































2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44