VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Смысл финала в пьесе А. В. Вампилова Старший сын

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012181
Тема: Смысл финала в пьесе А. В. Вампилова Старший сын
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)



Кафедра русской литературы ХХ века



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Литературоведческий анализ художественного текста»

тема: «Смысл финала в пьесе А. В. Вампилова “Старший сын”»





                                                                 Выполнила студентка

                                                                  26 группы 2 курса

                                                                  очной формы обучения

                                                                  факультета русской филологии

Галстян Вергине Акоповна



Научный руководитель:

д. ф. н., проф. Н. М. Щедрина





Дата защиты «__» ___________ 2017 г.

Оценка: ________________

__________________

(подпись научного руководителя)



Регистрационный номер _________

Дата регистрации          __________





Москва, 2017 год



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ФИНАЛ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЛЮБОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ..8

ГЛАВА 2. ПЬЕСА А.В. ВАМПИЛОВА «СТАРШИЙ СЫН»……………......12

История и время создания пьесы……………………………………..…….12

Анализ пьесы «Старший сын». Смысл финала пьесы………………….....15

Киноверсия пьесы (фильм «Старший сын»)……………..………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..…………………………………………………….....21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………23



ВВЕДЕНИЕ

В данной работе мы проанализируем пьесу Александра Вампилова «Старший сын» и выясним, в чём же заключается смысл её финала.

Творчество Александра Вампилова является одним из самых интересных и ярких в советской драматургии второй половины XX века. Его литературное наследие невелико, но разнообразно и актуально по сей день. Пьесы Вампилова наполнены конфликтами, драматизмом, откровением. Именно эти качества привлекают читателя.

Александр Валентинович Вампилов — известный советский драматург и прозаик. Им написано около 70 рассказов, очерков, статей, фельетонов, однако при жизни была опубликована лишь его книга под названием «Стечение обстоятельств». Это своего рода сборник юмористических рассказов.

Свою писательскую деятельность Александр Вампилов начинает уже на первом курсе филологического факультета Иркутского университета. Спустя год он уже становится сотрудником областной газеты «Советская молодежь» и зачислен в Творческое объединение молодых писателей. После окончания университета редакция направляет талантливого автора в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы. По возвращении на родину Александр Вампилов продолжает работу в газете, но уже в должности ответственного секретаря. В этом же году он представляет две одноактные комедии— «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами».

Однако работать в газете все время Вампилов не мог, так как он всегда мечтал проявить себя как драматург, и собственная литературная деятельность была более интересна ему. Поэтому он решает отправиться в Москву, чтобы предложить свою новую пьесу «Прощание в июне» (1964) нескольким столичным театрам. К сожалению, постановка не состоялась, так как на тот момент имя Александра Вампилова никому не было известно. Спустя некоторое время он поступает на Высшие литературные курсы Литинститута.

Мечты Вампилова начинают сбываться, когда судьба сводит его с популярным в те годы драматургом Алексеем Арбузовым. Александр Вампилов показывает ему пьесу «Прощание в июне». На Арбузова она произвела приятное впечатление и в скором времени была поставлена на сцене Клайпедского драматического театра.

Творчество Александра Валентиновича еще не признавалось в столице, но было популярно в провинции: к 1970 году пьеса «Прощание в июне» шла на сцене восьми театров. Остальные его работы —«Дом окнами в поле», «Провинциальные анекдоты», «Старший сын», «Утиная охота»,«Прошлым летом в Чулимске» и др. —не были приняты во внимание.

Только в 1972 году творчество Вампилова было оценено по достоинству. В Москве за его пьесы берутся такие театры, как Театр имени Ермоловой и Театр имени Станиславского. В Ленинграде Александра Вампилова заметил Большой драматический театр. Имя Вампилова стало известно в кинематографических кругах. Киностудия «Ленфильм» подписывает с ним договор на сценарий «Сосновых родников». Однако дальнейшим планам драматурга не суждено было сбыться: в возрасте 34 лет он погибает.

Почти сразу после его смерти к нему приходит слава: начинают издавать его книги, ставить пьесы, по его произведениям снимаются фильмы.

О Вампилове говорят, о нем пишут, его читают, им восхищаются. Теперь его знают во многих странах, пьесы переводят на разные языки. И это не может не радовать нас, любителей его творчества. В 1974 году пьесу «Прошлым летом в Чулимске» поставил Русский драматический театр Литвы, а после этого ее постановки будут идти в различных театрах вплоть до 2013 года.

В 1978 году на киностудии Мосфильм был снят короткометражный фильм«История с метранпажем».

Всего у Александра Вампилова четыре главные пьесы: «Прощание в июне», «Cтарший сын», «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске».

Из них рассмотрим только одну — «Cтарший сын». Эта пьеса абсолютно отлична по характеру произведения ото всех других: главные персонажи не похожи друг на друга, но их поступки в какой-то мере перекликаются. Пьеса имеет кольцевую композицию: начало и финал происходят в одном и том же месте. Однако в конце герой преображается, начинает мыслить иначе, меняется его психологический настрой.



Актуальность исследования обусловлена тем, что с проблемами, затронутыми Александром Вампиловым в своих произведениях, мы встречаемся и в современной жизни. Проблемы обыденны, вполне реалистичны, поэтому его пьесы любят, их читают и экранизируют по сей день.



Степень изученности проблемы

На текущий момент творчество А. В. Вампилова практически никем из литературоведов не исследовано в полной мере. Однако написаны статьи в различных журналах, среди которых «Композиционные особенности пьес А. Вампилова» и «Социальная проблематика в драматургии А. Вампилова» С. Н. Моторина («Вестник Рязанского государственного университета имени    С.А. Есенина»), «Конфликты и характеры в пьесах А. Вампилова» Е. Г. Галая («Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение»), «Художественные особенности “Утиной охоты” А. Вампилова» К. А. Деменевой («Вестник Нижегородского университета имени   Н.И. Лобачевского») и др.

Среди наиболее крупных работ, посвященных творчеству Вампилова, следует отметить ряд диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора филологических наук. Среди них «Жанровая специфика драматургии А.В. Вампилова» Е. В. Тимощук, «Драматургия А. Вампилова: закономерности творческого процесса» С. Р. Смирнова, «Творчество Александра Вампилова и русская драматургия 80-90-х годов XX века» С. Н. Моторина, «Драматургия А. В. Вампилова в историко-литературном контексте»М. Г. Моториной и др.



Новизна исследования состоит:

В расширении имеющихся представлений о фигуре А. В. Вампилова как драматурга.

В переосмыслении творчества А. В. Вампилова в контексте общественных настроений современного мира.

В нахождении истинного смысла финала пьесы «Старший сын».



Объектом исследования является пьеса А. В. Вампилова «Старший сын», биографические материалы и воспоминания современников.



Предметом— авторское мироощущение в пьесе «Старший сын» и ее финальной части.



Цель работы — выяснить, в чем заключается смысл финала пьесы Александра Вампилова «Старший сын».



Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать пьесу.

Изучить критику по произведениям Александра Вампилова.

Проанализировать финал пьесы.



Теоретическая значимость исследования обусловлена расширением представлений о драматургии А. В. Вампилова, определении его места в литературном процессе второй половины XX века на примере анализа пьесы «Старший сын».



Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материал работы можно использовать при подготовке и проведении школьных уроков, посвященных творчеству А.В. Вампилова, при выступлении на различных научных конференциях. В Московском государственном областном университете материалы исследования могут быть использованы при составлении учебно-методических комплексов по творчеству Вампилова в рамках дисциплин «Введение в русскую литературу XX—XXI века» и «История русской литературы XX века» на кафедре русской литературы XX века.



Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух, глав, заключения и списка литературы, включающего в себя 32 наименования.

















































 ГЛАВА 1. ФИНАЛ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЛЮБОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Расцвет русской драмы как одного из самых влиятельных родов литературы приходится на XVIII век. При этом она опирается на античные образцы.

Слово drama в переводе с древнегреческого языка означает «действие». Подобно эпосу она воссоздаёт событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Известный философ и мыслитель Ф. Шеллинг определял драму как «синтез эпоса и  лирики». В. Г. Белинский называл драму «примирением противоположных элементов — эпической объективности и лирической субъективности, но тем не менее она не есть ни эпопея, ни лирика, но третье, совершенно новое и самостоятельное».

В драме отсутствует развёрнутое описательно-повествовательное начало, что во многом сужает авторские возможности. Основным текстом драмы являются высказывания персонажей, отсюда и некоторая ограниченность художественных ее особенностей.

Аристотель выделял следующие два свойства драмы: 1) отражение действительности не через событие или переживание, а посредством действия; 2) действие в драме — результат столкновения характеров, движимых определёнными интересами. Исполненные драматизма конфликты находят воплощение в действии — в поведении героев, в их поступках и свершениях. Большинство драм построено на едином внешнем действии, основанном, как правило, на прямом противоборстве героев. При этом действие прослеживается от завязки до развязки, захватывая большие промежутки времени, или же берётся лишь в его кульминационном моменте, близком к развязке.

А. С. Пушкин считал драму родом литературы, ориентированным на удовлетворение эстетических потребностей зрителя: «Назначение драмы — действовать на множество, занимать его любопытство <…> Смех, жалость и ужас — три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим искусством».

В драме ответственная роль принадлежит речевому самораскрытию героев, причём их речь всегда имеет некий оттенок условности. Условны реплики «в сторону», а также монологи, произносимые героями наедине с собой (очень часто это саморазоблачающие монологи).

Драма тяготеет к внешней, эффектной подаче изображаемого; её образность гиперболична. Например, Томас Манн писал: «Драму я воспринимаю как искусство силуэта и ощущаю только рассказанного человека как объёмный, цельный, реальный и пластический образ».

Наиболее емким элементом драмы, разрешающим все ее противоречия или же, в противном случае, оставляющим нерешенными главные вопросы, является финал.

Что же такое финал? Кандидат филологических наук Л. М. Храмушина даёт следующее определение этого термина: «Под финалом (концовкой) текста понимается синтаксическое образование, занимающее финальную позицию в синтаксическом построении более высокого уровня — текста и входящее в это построение на положении составляющей его композиционно-тематической структуры». В словаре литературоведческих терминов, составленным Владимиром Шилиным, можно найти такое определение термина «финал»: «Финал — заключительная часть литературного произведения, в которой иногда автор говорит о дальнейшей судьбе своих героев».

Финал— одна из важнейших частей художественного произведения, что подмечается многими современными писателями и литературоведами. Например, выдающийся писатель-прозаик Дмитрий Андреевич Фурманов в своих заметках утверждал, что«сила удара (художественного) приходится на конец», а Эдгар По заявлял: «Ничто так не очевидно, как то, что каждый замысел, достойный этого имени, должен быть выработан вплоть до своей развязки, прежде чем делать какую-нибудь попытку с пером в руке. Лишь постоянно имея в памяти развязку, мы можем придать замыслу необходимый вид последовательности, причинности, заставив события и в особенности весь общий тон тяготеть к развитию замышленного».

Писатель с особым трепетом подходит к работе над завершающей частью произведения. И действительно, неудачно продуманный конец может перечеркнуть весь смысл задуманного.

Для того, чтобы начальный и конечный элемент сюжета находились в гармонии друг с другом, необходимо заранее «прописать» первоначальный план. Так, одни писатели планируют финал наперёд. Например, по завязке романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» можно судить о том, что гибель Анны под колесами поезда не была для писателя неожиданностью. Другие же писатели истрачивают много сил для того, чтобы найти логическое завершение своему произведению (яркий пример — роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).

Иной раз писатель вынужден закончить произведение не совсем логически. Так, например, Александр Блок пишет: «Мне тоже не нравится конец “Двенадцати”. Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И я тогда же записал у себя: к сожалению, Христос».

Как правило, финал и развязка художественного произведения совпадают, но есть и произведения, в которых они отделены. К такому приёму автор прибегает для того, чтобы придать произведению наибольший эффект (такова концовка пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»).

Часто в русской литературе можно встретить произведения с открытым финалом. Открытый финал — это концовка художественного произведения, которая не даёт однозначного ответа «да» и ответа на вопрос в целом. Открытый финал даёт возможность читателям поразмышлять и придумать концовку самим.

Именно в финале подчас заложены ответы на вопросы, которые могут волновать читателя на протяжении всего произведения.















































ГЛАВА 2. ПЬЕСА А.В. ВАМПИЛОВА «СТАРШИЙ СЫН»

2.1. История и время создания пьесы

Творчество Александра Вампилова становится весьма популярным в период с 1972 по 1979 год. Своей репутацией выдающегося драматурга Вампилов обязан пьесам «Старший сын» и «Провинциальные анекдоты».

Самые первые ранние записи Вампилова, имеющие отношение к пьесе «Старший сын», датируются 1964 годом. Первоначальное название пьесы было «Женихи», под ним же она была опубликована впервые 20 мая 1965 года в газете «Советская молодежь». В 1967 году пьеса именуется уже как «Предместье», а в 1968 году её печатают в альманахе «Ангара». Современное название пьеса получила только к 1970 году, когда вышла отдельной книгой в издательстве «Искусство».

Глядя на то, как менялись названия пьесы, можно проследить перемены и во взгляде самого Вампилова на идею и суть всего произведения. Автор стал уделять гораздо больше внимания нравственным и психологическим переменам в характерах и поведении героев. 

Пьеса «Старший сын» в идейном плане является продолжением пьесы «Прощание в июне». Именно в «Старшем сыне» мы обнаруживаем главные черты творчества Александра Вампилова, резко отличающие его от драматургов того времени. «Это не только доверие к жизни, воспроизведение ее такой, какая она есть, в обход всем директивным идеологическим установкам на нее и самоустановкам, но и участие в самом органическом процессе творчества жизни», — так отзывается о творчестве Вампилова-драматурга автор книги о писателе Борис Сушков.

«Старший сын» называют комедией лирической, сатирической или трагикомедией — все это определяют ситуации абсурда, используемые в пьесе Александром Вампиловым. В одном из своих писем драматург пишет: «…В самом начале… [когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать] он [Бусыгин] и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому [отцу] слегка не пострадать за того [отца Бусыгина]? Во-первых, обманув Сарафанова, он всё время тяготится этим обманом, и не только потому, что — Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата — центральной ситуацией пьесы, обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным». Вампилов показывает неудавшуюся жизнь персонажей, у каждого из которых свои тайны, свои проблемы. Они брошены на произвол судьбы, но писатель верит в них, дает им шанс изменить свое положение.

Пьеса «Старший сын» несла в себе узнаваемые мотивы того времени: автор разделяет своих героев по социальному статусу (студент, интеллигент), по социальному «стилю» (пижон и стиляга), по драматургическому стереотипу (бунтовство подростка Васеньки). Вампилов уловил существенные особенности времени, показал характер углубляющихся противоречий.

Ранее упомянутый автор книги о писателе Борис Сушков пишет: «…пьеса «Старший сын» завершает первый этап жизни и творчества Вампилова — самый оптимистический, опирающийся на неисчерпаемые, как кажется, силы молодости, на ее естественный идеализм». Нельзя не согласиться со словами критика. Читая произведения Вампилова, хочется жить, двигаться и не бояться совершать ошибок. В его пьесах мы чувствуем участие автора в судьбах героев. Это и замечает Сушков в своей книге: «…драматург сам действовал, то есть сам жил, со своими героями, естественно и легко приводя их к должным поступкам, отвечающим высшим человеческим интересам. И сам как личность рос вместе с ними, их нравственные достижения были и его духовными завоеваниями».

Пьесу Александра Вампилова «Старший сын» неоднократно ставили и продолжают ставить в театрах, причём постановки и по сей день пользуются большой популярностью. В 1985 году режиссёром Виталием Мельниковым был снят очень интересный и запоминающийся фильм по пьесе драматурга. Ранее, в 1983 году, композитором Геннадием Гладковым была написана опера. 

В пьесе «Старший сын» Вампиловым создан свой «собственный оригинальный художественный мир, создана особая драматургическая поэтика». А каков этот художественный мир, мы выясним в процессе анализа пьесы.



































2.1. Анализ пьесы «Старший сын». Смысл финала пьесы

Произведение «Старший сын», в отличие от пьесы «Утиная охота», более простое по характеру, не имеет скрытого политического подтекста, но содержит в себе нравственно-поучительную историю, а не является только комедийным, как было принято считать в советскую эпоху, когда сложилась традиция воспринимать это произведение исключительно как веселый анекдот, носящий исключительно развлекательный характер и не ставящий своей целью обнажить какие-либо социальные или нравственные проблемы

«Старший сын» — пьеса, в которой сочетаются реальное и фантастическое, быль и сказка. Она и архаичная, и новаторская одновременно; более того, новаторство ее и заключается в «архаичности», несвойственной советским реалиям.

В пьесе на фоне бытовой суеты возникает необычная ситуация. Невинный пустяк меняет судьбу людей, переворачивая все с ног на голову.

Сюжет произведения можно отнести к гротесковому. Любовь, доверчивость, открытость и честность старшего Сарафанова открывают в человеке ином эти же качества.

Александр Вампилов в «Старшем сыне» демонстрирует историю нравственного перерождения основного персонажа Владимира Бусыгина. Он обычный студент мединститута, живет в общежитии. Его мать находится в Челябинске с его старшим братом. Как и все студенты, Владимир любит находиться в кругу женского внимания. Человек веселый, дружелюбный, находчивый, он нравится девушкам и легко заводит новые знакомства. В начале произведения мы наблюдаем, как Бусыгин знакомится с Семеном Севостьяновым, по прозвищу Сильва. Кажется, что они давние друзья, но на самом деле узнали друг друга несколько часов назад. Они очень похожи друг на друга — оба авантюристы. Авантюры обычно до добра не доводят, но только не в этой пьесе — в ней все сложилось наилучшим образом.

Бусыгин и Сильва провожают двух девушек домой в надежде на то, что они пригласят их в гости, но в итоге они остаются ни с чем в незнакомом месте.

К тому же они опоздали на электричку, и теперь им остается провести ночь на холодной улице. Такая перспектива не подходит молодым людям, они отчаянно пытаются найти ночлег, но впускать к себе в дом посторонних людей жители отказываются.

Тогда с помощью нехитрого плана они попадают в дом к Сарафановым. Приятели всего лишь хотели погреться, но из этого получилось целое происшествие.

Сильва выдумал на ходу историю, что Бусыгин — сын Андрея Григорьевича. Так в один миг у Владимира появляются сестра Нина, брат Васька и отец. В своей жизни Бусыгин отца своего никогда не видел, и Сильва посчитал: «…почему бы этому слегка не пострадать за того».

После этого лжи юношам трудно выпутаться из ситуации. Сарафанов, как человек наивный, легко верит в происходящее. Он безумно рад, что у него появился старший сын. Его дети поначалу относятся к этому скептически, а Семен с Владимиром уже сами не рады этой затее. Но спустя время все становятся друг другу родными. Бусыгин сам уже верит, что он сын Сарафанова, и готов помочь ему во всех вопросах.

Владимир оказывается опорой для семьи, неким спасителем, он появился вовремя, предотвратив необдуманные поступки родных детей Андрея Сарафанова. Сарафанов скажет о нем: «Произошло чудо! Настоящее чудо. И они еще говорят, что я неудачник!»

А ведь, казалось бы, так совсем не бывает, чтобы люди за каких-то пару часов подобным образом сроднились. Но в жизни, как и в пьесах Вампилова, все возможно.

Финал пьесы заключается в следующем: одна спонтанно придуманная история изменила жизнь сразу у нескольких людей. Благодаря обману семья Сарафановых обретает сына, пусть и мнимого. Бусыгин стал для этой семьи родным человеком. К нему прислушиваются дети Сарафанова, они полюбили его. Появление Бусыгина в семье предотвращает её от разрушения: Нина решает остаться с отцом, да и в целом дети начинают любить и уважать, а главное — ценить своего отца. Хотя обман вскоре и раскрывается, но суть произошедшего от этого не меняется. 

Именно эта запутанная история меняет Бусыгина в лучшую сторону. В нём просыпаются чувства, свойственные настоящему человеку: он не может взять и уйти из дома Сарафанова, как ему предлагал Сильва: ему не позволяет совесть. Он становится более внимательным к чувствам других людей и более мудрым.

В пьесе настойчиво звучит тема семьи. Она является первоочередной для автора. Семья — главное богатство человека. У Владимира никогда не было шанса почувствовать любовь отца, а тут, хоть и ненадолго, он ощущает это. Для Андрея Сарафанова важно знать, что родные нуждаются в нем и его забота им небезразлична.

Произведение наполнено добротой и смехом. Выдумка о старшем сыне стала неожиданным поворотом для всех. Однако в пьесе есть и тяжелые моменты, например, когда Василий хочет уехать из дома из-за неразделенной любви в тайгу на стройку и ни один человек не в силах его остановить. Андрей Сарафанов вызывает сочувствие, переживание, когда мы узнаем, что его профессиональная деятельность не сложилась, а родные дети больше не нуждаются в нем. Однако Александр Вампилов мастерски обыгрывает все это, преподнося с юмором.

Получилась комедия, имеющая поучительный характер. Автору было важно показать, что нужно бережно относиться друг к другу, не играть чужими чувствами.

Российский театральный режиссер Владимир Алексеевич Клименко сказал о пьесе так: «Вампилов постепенно и ненавязчиво подводит нас к мысли, что родство людей по духу важнее родственных уз, а отзывчивость сердца — главнейшее человеческое достоинство…»

Доктор филологических наук Марк Липовецкий охарактеризовал конфликт в пьесе следующим образом: «Проходимец Бусыгин в буквальном смысле становится надеждой и опорой разваливающегося дома. За идею старшего сына как за соломинку хватаются Сарафанов и его дети… И Бусыгин внезапно чувствует себя ответственным, это выражается в том, что он не только длит затеянный Сильвой обман, но и становится участником внутрисемейных обманов. Маска, роль, заведомо неправдивая, неожиданно отвечает внутренней потребности Бусыгина быть кому-то нужным, принадлежать дому, быть любимым, быть членом семьи».

Главный смысл пьесы заключается в следующем: важно оставаться человеком во всех ситуациях, ведь «Все люди — братья»!





























2.2.Киноверсия пьесы (фильм «Старший сын»)

Пьеса «Старший сын» не обличает человеческие пороки, не показывает скрытые стороны людей, и поэтому становится более популярной в советские времена.

Произведение было хорошо принято публикой, особенно оно становится прославленным после экранизации Виталия Мельникова, которую снимали под Ленинградом.

Главные роли Мельников отдал неизвестным тогда актерам — Николаю Караченцову и Михаилу Боярскому. Это было рискованно, но результат оправдал себя. При первой же встрече с Николаем Караченцовым Виталий Мельников убедился, что перед ним настоящий Бусыгин. Михаила Боярского также взяли на роль без проб: его заметила помощница режиссера на киностудии «Ленфильм» и пригласила на съемки. 

Фильм состоит из двух серий, отображает жизнь простого народа с ее причудами и ошибками. Кинолента получилась очень трогательная, сделана она с душой.

Смотришь и не перестаешь улыбаться каждому кадру, каждой реплике и действию. Все пропитано добротой и духом советского времени. Виталий Мельников почти ничего не менял в тексте Вампилова, изменилась только начальная сцена: Сарафанов будет возвращаться домой вместе с дочерью и соседа он не встретит, как это было в пьесе драматурга. Разговора с этим же соседом Сильвы и Бусыгина на улице не будет, останется лишь сцена ругани с ним через окно дома. Режиссер сохранил версию из начального варианта пьесы, где историю с внебрачным сыном придумывает Бусыгин, а не Семен.

Экранизация является одной из лучших среди работ Мельникова. Здесь нет ярких декораций, красивого пейзажа — все сконцентрировано на игре актеров. Каждый из них смог глубоко прочувствовать своего персонажа.

Михаил Боярский скажет впоследствии о Семене: «Я знал Сильву, как облупленного. Таких были миллионы на Невском».

В фильме веришь всему: наивно полагаешь, что где-то далеко живет такой «святой человек», как Андрей Сарафанов, которого блестяще сыграл Евгений Леонов; убежден в неподдельной дружбе Сильвы с Бусыгиным, хотя в жизни они не нравились друг другу; Ваську же тебе просто жалко из-за его любви к Наташе Макарской.

Главная завязка всего действия — обман, который представлен не как намерение сделать неприятное человеку, а как невинный розыгрыш. Весело обыграна каждая сцена. Особенно интересно наблюдать за поведением Василия: каждое его действие, фраза — все выдает в нем милого мальчугана, а не парня, чья судьба сложится на стройке в тайге.

Смотришь ленту и сам становишься незримым участником событий, как будто пришел в гости к семье Сарафановых и покидать этот дом не собираешься: так у них уютно. А это ощущение самое важное — значит, режиссер со всей съемочной группой создали картину на высшем уровне.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Александр Вампилов — это тот автор, с которым интересно работать как театральным деятелям, так и людям, занимающимся производством фильмов. Его творческое наследие, хоть и невелико, находит душевный отклик среди почитателей и людей, профессионально занимающихся изучением его произведений.

Его текст легко воспринимается, но в каждом произведении есть над чем задуматься. Он был гениальным драматургом: им прописано каждое действие актера и манера поведения. Его пьесами зачитываешься, при чтении перед тобой возникают живые образы. Каждый день ты можешь встретить таких героев или услышать похожие фразы. В произведениях Вампилова показана настоящая жизнь. Автор демонстрирует как плюсы, так и минусы бытия — ничего не скрыто от читателя.

К сожалению, талант Александра Вампилова не был по достоинству оценен советской критикой, а к его творческому наследию начали активно обращаться лишь после трагической смерти. Именно в последние 25 лет к его произведениям возрождается неподдельный интерес, творчество Вампилова начинает активно изучаться, предпринимаются попытки осмысления места его драматургии в советском литературном процессе второй половины XX века. Его стиль сравнивают даже со стилем Пушкина (статья К. А. Деменевой «“Станционный смотритель” А. С. Пушкина и “Старший сын” А. В. Вампилова в контексте притчи о блудном сыне»).

Для художественного мира Вампилова характерно взаимопроникновение лирического и комического, комического и трагического. Особую роль играют парадокс, ситуации абсурда, анекдот. В зависимости от прочтения определяется жанровое своеобразие пьес.

Выбранная для анализа пьеса «Старший сын» поражает своей необычностью и новаторством, поскольку в ее основе лежит мотив подмены чужим человеком «родственной души», которой на деле и не существует, причем подмена эта происходит в советскую эпоху. Бусыгин, представившись сыном Сарафанова, постепенно начинает вживаться в роль, а вскоре и не мыслит своей жизни без чужого семейства, которое за это короткое время уже стало ему как родное.

Новаторство пьесы современные исследователи видят и в ее своеобразной «архаичности» для того времени, ведь она казалась современникам не имеющей под собой никакой почвы, возникшей буквально ниоткуда, а ее жанровая принадлежность не была выяснена до конца. К произведению предъявлялись повышенные требования, касающиеся этической составляющей. Первой реакцией на нее было удивление, и только потом оно уже переросло в агрессивность, полное неприятие. Позже это неприятие растворилось под предлогом восприятия пьесы как развлекательной, анекдотической.

Тем не менее, в пьесе явно просматривается жизнеутверждающий мотив душевного умиротворения: даже когда тайна Бусыгина была раскрыта и все узнали, что он не сын Сарафанова, последний твердо заявляет, что не верит этому, что Бусыгин — его любимый сын. Здесь мы уже сталкиваемся с единением душ, с тем, как чужой на первый взгляд человек, «легковесный проходимец», стал родным Сарафанову.

Однако самым красноречивым фактом, свидетельствующим об авторской гениальности, свидетельствует то, что в финале пьесы, перед тем, как Бусыгин должен уйти из приютившего его дома, он обнаруживает, что снова опоздал на электричку, уже второй раз. Это подчеркивает, что судьба распорядилась так, чтобы Бусыгин навсегда остался в доме Сарафанова. Это своеобразный знак свыше.

Виталий Мельников не ошибся, когда принимал решение об экранизации пьесы драматурга. Фильм «Старший сын» смотрят до сих пор, он никогда не надоедает, ведь актеры, сыгравшие в нем, являются настоящим сокровищем российского кинематографа. Драматическая коллизия, заложенная автором в произведении, находит отражение и в наши дни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

	Художественные тексты, письма, дневники, записные книжки

Старший сын // Вампилов А. В. Избранное. — М.: Согласие, 1999.

Мемуарная литература

А.В. Вампилов в воспоминаниях современников [Электронный ресурс].     — Режим доступа:http://lithelper.com/p_A_V__Vampilov__v_vospominaniyah_sovremennikov(дата обращения: 10.05.2017).

О Вампилове: Воспоминания и размышления // Вампилов А. Дом окнами в поле. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981. — С. 612—613.

Палагина Ю. «Старший сын»: Куда исчез Васенька? [Электронный ресурс] // ТВ Центр. — 31 января 2017. — Режим доступа: http://www.tvc.ru:8020/channel/brand/id/76/show/news/news_id/688.

Труды по теории и истории литературы ХХ века, энциклопедии,словари

Аристотель. Об искусстве поэзии. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. — 185 с. — (Памятники мировой эстетической и критической мысли).

Белинский В. Г.Полное собрание сочинений: В 13 тт. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1953—1959. — Т. 5. Статьи и рецензии 1841—1844. — 1954. — 863 с.

Бугров Б. С. Русская советская драматургия 50—70-х годов: основные тенденции развития: диссертация … доктора филологических наук. — М., 1986.

Драматургия второй половины XX века [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://liter.30nar-s2.edusite.ru/DswMedia/dram20.htm (дата обращения: 21.05.2017).

Драматургия второй половины XX века [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://scribble.su/ege/universal/303.html (дата обращения: 22.05.2017).

История русской литературы ХХ века. В 4-х кн.: учеб.пособие / Л.Ф. Алексеева, И.А. Биккулова и др. / Под ред. Л.Ф. Алексеевой.— М.: Высшая школа, 2005—2008.

Манн Т. Собрание сочинений: В 10 тт. — М.: Художественная литература, 1959—1961. — Т. 9. О себе и собственном творчестве (1906—1964). — 1960. — 687 с. — С. 386.

По Э. А. Философия творчества: Собрание сочинений в 2-х тт.— М.: «Скорпион», 1913. — Т. 2.

Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 тт. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959—1962. — Т. 7. — 1958.— С. 214.

Русская литература XX — начала XXI века. В 2-х тт. / Под ред. Л.П. Кременцова.  — М.: Академия, 2009.

Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX — начала XX вв. — М.: Просвещение, 2001. — 405 с.

Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Ч.1.

Фурманов Д. А. Из дневника писателя. М.: Молодая гвардия, 1934. — 136 с.: ил.

Храмушина Л. М. Текстоорганизующая роль финального абзаца-предложения в художественном произведении // Молодой ученый. — 2012. — № 3. — С. 274—279.

Чуковский К. И.Александр Блок как человек и поэт: Введение в поэзию Блока. — М.: Русский путь, 2010. — 192 с.: ил. — ISBN 978-5-85887-336-5.

Шеллинг Ф. В. Философия искусства. — М.: Мысль, 1966. — 496 с. — С. 396—399.

Шилин В. В. Словарь литературоведческих терминов / Владимир Шилин. — М.: Тровант, 2009. — 408 с. — ISBN 978-5-89513-176-3.

Статьи, монографии, исследования, посвященные творчеству А.В. Вампилова

Галай Е. Г. Конфликты и характеры в пьесах А. Вампилова [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/konflikty-i-haraktery-v-piesah-a-vampilova(дата обращения: 06.05.2016).

Глазкова Т. Примечания // Вампилов А. В. Избранное. — М.: Согласие, 1999. — С. 730—774.

Гушанская Е.М. Александр Вампилов. Очерк творчества [Электронный ресурс]// Русофил — Русская филология.— 2004. — Режим доступа: h.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44