VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности фонетической реализации поэтического текста на материале сонетов У. Шекспира

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008574
Тема: Особенности фонетической реализации поэтического текста на материале сонетов У. Шекспира
Содержание
Особенности фонетической реализации поэтического текста на материале сонетов У. Шекспира



  У. Шекспир и его творчество



Из биографии автора



Уильям Шекспир один из самых изучаемых и противоречивых писателей мира. Интерес к личности Шекспира не ограничивается только областью филологической науки, где существует отдельное направление-«шекспироведение», исследователи разных отраслей науки обращают свое внимание к творчеству этого автора. Так, по шекспировским характерам изучают психология человека (Conolly, 1863; Wood, 1870; Маудсли, 1874; Delbr?ck, 1893; Выготский, 1968, раздел о «Гамлете»; работа 1925 г.; Armstrong, 1946; Стюарт, 1949; и др.). К ним обращались многие авторы классических трудов о природе человеческого сознания. З. Фрейд, например, использовал персонажей Шекспира в качестве иллюстраций для объяснения своих психоаналитических концепций и идей. На Западе в контексте того, что связано с именем гениального британца и тиражируется

в различных формах обыденной культуры, принято говорить о целой

«шекспировской индустрии», а проблема авторства произведений, приписываемых Шекспиру, получившая название «Шекспировский вопрос» приобретает все большее развитие. На данный момент существует более шестидесяти кандидатов на авторство произведений Шекспира и  семь основных теорий, по-разному раскрывающих загадки его личности.
  Однако в рамках данной работы мы считаем целесообразным придерживаться традиционного подхода к творчеству, объединенному именем Шекспира. 

Согласно классической исторической концепции, Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 г. (точнее, был крещен 26 апреля этого года, что позволяет установить наиболее вероятный день его рождения) в Стратфорде-на-Эйвоне. Его мать, Мари Ардэн, происходила из дворянского рода, отец был зажиточным горожанином и одно время играл серьезные роли в местной политике- был городским головой, и с раннего детства Уильям  был приобщен к театральному искусству (так как любая труппа, приезжавшая в город, сначала должна была дать представление для семьи городского головы; таких гастролей за время юности Шекспира в Стратфорде было 24). С 7 до 13 лет Шекспир посещал грамматическую  школу, где главными предметами были латинский и греческий языки. Однако грамматическая школа стала единственным образовательным учреждением, которое закончил Шекспир, дальше он занимался только самообразованием. В 18 лет Шекспир женился на Энн Хатауэй, которая была старше его на 8 лет, но вскоре (около 1585 г.), оставив жену и детей (старшую дочь Сьюзен и только что родившихся близнецов — дочь Джудит и сына Хемнета) в Стратфорде, переехал в Лондон, лишь изредка посещая родной город, чтобы привезти семье заработанные в столице деньги.

  Став актером, Шекспир играл небольшие роли (едва ли не самая крупная его роль — Тень отца Гамлета), что, очевидно, связано с его интенсивной работой как драматурга. Сначала он работал в первом театральном здании Лондона (называвшемся просто «Театр»). С 1593 г. он поступил в  труппу Джеймса Бёрбеджа («Слуги лорда-камергера»), где он работал пайщиком, что давало ему определенный доход. В 1599 г. он вошел в

число пайщиков нового театра — «Глобус», построенного после смерти Джеймса Бёрбеджа его сыновьями Ричардом и Катбертом Бёрбеджами, возглавившими театральное предприятие, и открывшегося трагедией Шекспира «Юлий Цезарь». К этому времени он становится достаточно состоятельным человеком, покупает для семьи самый большой дом в Стратфорде, получает низшее дворянское звание — джентльмен (1599). (Захаров Н. В., Луков Вл. А. Гений на века : Шекспир в европейской культуре : научная монография. — М. : ГИТР [Гуманитарный институт телевидения и радиовещания

имени М. А. Литовчина], 2012, :15-19)

Исследования жизни У.Шекспира дают основания полагать, что автор вел деятельную и трудовую жизнь,  в среднем сочиняя  одну-две пьесы в год и усиленно совершенствуя своё образование. Помимо знания древних языков он изучал франузский и итальянский языки. Произведения Шекспира говорят о его разнообразных познаниях в области истории, естественных наук, юриспруденции и т.п. Всё эти знания он приобрел главным образом находясь в Лондоне.

  Живя в Лондоне, он часто бывал и в  в родном городе, а в 1612 он окончательно переселился в Стратфорд-на-Эйвоне , бросив театр и свою творческую деятельность. Весной 1616 года, Шекспир тяжело заболел, пишут биографы, основываясь на завещании от 25 марта.  Оно, как утверждают, было составлено наспех и подписано изменившимся почерком. 23 апреля Шекспир умер и был похоронен в приходской церкви своего родного города.( http://www.w-shakespeare.ru/bio.html) 





Характеристика эпохи У.Шекспира



Уильям Шекспир принадлежит к замечательной плеяде гуманистов

XV–XVI веков. Его творчество, наряду с творчеством Петрарки,

Боккаччо, Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Рабле, Монтеня

и Сервантеса — вершина художественного творчества эпохи Возрождения.( Б.Н. Бессонов Уильям Шекспир —

великая творческая личность –М.: Вестник МГПУ серия «Философские науки », №2, 2015) 

Шекспиру выпало жить в замечательное время. Он был современником великой эпохи в истории человечества, которая получила название эпохи Возрождения. Это была длительная ступень общественного и духовного развития Европы, когда происходило разрушение многовекового феодального уклада и рождение буржуазного строя. Все началось в Италии, где жили первые гуманисты, такие как Джорджо Вазари (впервые употребил термин Возрождение) и которая стала первой капиталистической страной Западной Европы. Рост городов, возникновение денежного капитала, развитие товарного производства, образование мирового рынка, географические открытия — все это рушило вековечные понятия.

Признаками эпохи Возрождения являлись:

Модификация средневековой христианской традиции

 Постепенно был положен конец духовному господству церкви, появились зачатки новой науки, начало формироваться новое мировоззрение.

Новое рождалось в сочетании с восстановлением идеалов и ценностей давно забытого прошлого. Христианство в борьбе с язычеством Запада подавляло память о великом наследии греко-римской античной культуры. Теперь появились мотивы для ее возрождения, в ней передовые люди эпохи находили опору для борьбы против аскетизма и всякого подавления человеческой природы. Глашатаи нового мировоззрения, получившие название гуманистов, противопоставили изучение человеческой жизни вере в божественное.

Особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии

Возрождение родилось на рубеже XIII—XIV веков. Однако формирование новой гуманистической культуры происходило достаточно медленно. Оно получило новый толчок после того, как в 1453 году турки захватили столицу Византийской империи Константинополь и ученые греки бежали в Италию, где стали распространять знание памятников древнегреческой письменности. Перед изумленным Западом открылась забытая духовная культура, основанная на здравом отношении к человеческой природе, свободной мысли. Раскопки развалин Рима обнаружили скульптуры необыкновенной красоты. Это привело к  возникновению культа античности, к которой увидели прообраз свободного человечества.

Гуманизм

  Сначала гуманизм означал лишь изучение языков и памятников письменности греко-римского мира. Эта новая наука противопоставлялась господствующему церковному вероучению феодального средневековья, носителем которого было богословие. Со временем гуманизм обрел более широкое значение. Он оформился в обширную систему взглядов, охватывающих все отрасли знания — философию, политику, нравственность, естественные науки.

  Гуманисты отнюдь не отвергали христианство как таковое. Его нравственное учение, этика добра была им не чужда. Но гуманисты отвергали христиaнскую идею отречения от блaг жизни и, наоборот, утверждали, что земное существование дано человеку для того, чтобы в полной мере использовать свои силы.

Антропоцентризм

Гуманисты считали человека  центром мироздания. Они утверждали, что способности, которыми природа наделила людей, следует развивать и применять к делу. Идеалом гуманистов был всесторонне развитый человек, одинаково проявляющий себя в области мысли и практической деятельности. Отвергая старую мораль покорности существующим порядкам, сторонники нового взгляда на жизнь отвергали всякого рода ограничения деятельности человека.



 Зародившись в Италии, гуманизм постепенно стал проникать  в другие страны Европы. В Англии также началось развитие городов, появились первые зачатки нового, чуждого христианству, мировоззрения.

У.Шекспир сумел отразить все стороны этого сложного процесса перехода к новому мировоззрению. В его произведениях перед нами предстают как люди, еще склонные жить по старым устоям, так и те, кто сбросил оковы отжившей нравственности, и те, кто понимает, что человеческая свобода отнюдь не означает права строить свое благополучие на несчастьях других. Шекспир — писатель той эпохи в истории европейской духовной жизни, когда люди были относительно свободны в проявлении своей природы. Это время необыкновенного расцвета личности. 

Мысль Шекспира растворена в образах и ситуациях его пьес,  он сумел так полно, всесторонне раскрыть характеры и обстоятельства, что картины, созданные им, богаты и сложны, как сама действительность. Поэтому и толкования  пьес Шекспира, часто так же разнообразны, а подчас даже противоречивы, как и мнения разных людей о действительности.

Шекспир-художник проникает в самую сущность жизненных явлений. Он не остается безразличным к тому, что хорошо и что дурно, и в то же время он находиться как бы выше этого, стремясь понять и показать нам, что побуждает людей поступать именно так, а не иначе. Вместе с Шекспиром и читатели поднимаются  на более высокий уровень постижения жизни и начинают  видеть человека таким, как он есть. Это означает не отказ от нравственных ценностей, а возвышение до той ступени понимания жизни и человеческих судеб, когда мы обретаем наиболее высокую мораль человечности. ( А. Аникст. «Трагедия Шекспира "Гамлет"», http://www.w-shakespeare.ru)

Особенности творчества У. Шекспира

  Новое мировоззрение — гуманизм — пробивало себе путь в условиях монархического деспотизма, чудовищных контрастов между богатством власти и нищетой народных масс. Идеи гуманизма разными путями доходили до народа. Их провозглашали с университетских кафедр, выпускники Оксфорда и Кембриджа, становившиеся учителями грамматических школ, обучая латыни и греческому, пользовались собраниями поучений, среди которых выделялись сборники Эразма Роттердамского. Книгопечатание, начавшееся в Англии в 1475 году, ко времени Шекспира получило большое развитие. Одним из путей, по которому новое миропонимание доходило до народа, стал театр. Если средневековый народный театр находился под господством церкви, то новый, возникший в Англии в XVI веке, был абсолютно светским. Поучительные драмы позднего средневековья, так называемые пьесы-моралите, уступили место сначала моралите, написанным гуманистами, а затем были вытеснены пьесами  увеселительного содержания — комедии, приключенческие пьесы, трагедии исторического и легендарного содержания.

В конце XVI века в Лондоне возникли постоянные театры, образовались устойчивые театральные труппы, появились профессиональные драматурги, поставлявшие пьесы театрам.  У. Шекспир также приобрел известность в театральном Лондоне как артист и как драматург. После 1594 года  Шекспир постоянно работал для  труппы, называвшейся «Слуги лорда-камергера», у него появилось собственное здание театра, известное под названием «Театр» и хорошо известные актеры, для которых он сочинял. Это привело  к его быстрому росту как драматурга. 

  В этот период У.Шекспир непрерывно пишет комедии, которые в наибольшей мере отражают приподнятое настроение англичан, царившее в стране после разгрома испанской Непобедимой армады (1588 г.). Его комедии «Два веронца», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь», «Виндзорские насмешницы» отличаются тонким юмором. В них преобладают авантюрно-приключенческие мотивы и превалирует  тема любви.

Большинство исторических пьес Шекспира в этот  период окрашены верой в торжество лучших начал в государственной жизни, это особенно заметно в трех пьесах-хрониках — «Генрих IV» (две части) и «Генрих V». Несмотря на то, что в них обязательным элементом действия является драматическая борьба между феодалами, в них также присутствует  изрядная доля юмора. Именно в «Генрихе IV» Шекспир создает  образ Фальстафа — шедевр комизма своей эпохи.

  Единственная трагедия этого периода, который длился до конца XVI столетия, — «Ромео и Джульетта» (1595 г.). Ее действие наполнено глубоким лиризмом, и даже гибель юных героев не делает эту трагедию безысходной. Хотя Ромео и Джульетта погибают, над их трупами происходит примирение враждующих семейств и любовь одерживает нравственную победу над миром зла. ( А. Аникст. «Трагедия Шекспира "Гамлет"», http://www.w-shakespeare.ru/).

  Благодаря пониманию Шекспиром  театра как модели мира, сам процесс игры воспринимался им  как единственный способ адекватного воспроизведения жизни, что вело к постепенной смене мировоззренческих позиций  и утверждению господства художественного мышления для освоения,

как пишет А.Лосев, «эстетически понимаемого бытия». ( Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978, :45). Шекспир смещает смыслы человеческой жизни из реального плана в игровой, воспринимая действительность через призму театрального действа, состоящего из нескольких актов, где игра является одновременно образом идеи и способом разоблачения лицемерия в жизни. Шекспир прямо дает понять, что  «лекарством» для нравственного излечения общества от «грязи мира» является театр, в представлениях которого человек, будто бы  в зеркале природы, сможет увидеть истинный  облик себя самого и всего мира.

«Театральность, игра, раскрытая Шекспиром как онтология человеческого бытия в разной степени реализуется во многих пьесах драматурга».  (Стрельникова Л.Ю. Игровая поэтика как эстетическая функция Ренессанса и творчество Шекспира,- Уфа: Международный академический, № 3 (3), 2014). 

  Уже в первых пьесах Шекспира читатели  встречаются с ним как с поэтом. 

Поэтический дар составлял в эпоху Возрождения необходимую предпосылку для того, чтобы стать драматургом. Начиная со средних веков пьесы всегда писались в стихах. Эпоха  Возрождения изменила  характер стихов, какими писались драмы. Миракли, мистерии, моралите и интерлюдии сочинялись в рифмованных стихах, но подлинной поэзии в них почти не было. Истинную поэзию в английскую драму эпохи Возрождения внес Кристофер Марло. Он преобразовал драматическое искусство в первую очередь тем, что поднял его на высоту поэзии. Он отверг рифму и ввел в драму белый стих, в котором громоподобно зазвучали великие страсти этого необыкновенного времени. Публика шла в театр не только наблюдать действие драм, но и слушать прекрасную поэзию, к которой ее приохотили драматурги. Они состязались между собой в красотах стиля, используя весь арсенал средств образной и риторической речи.

  В  пьесах Шекспира описания природы, душевные признания, рассказы о прошлом  действующих лиц представляют собой стихотворения и небольшие поэмы, а каждая драма в целом — драматическую поэму. Персонажи пьес Шекспира чаще всего говорят белыми стихами, иногда рифмуя отдельные строки, а в комедиях, например в «Бесплодных усилиях любви», есть даже рифмованные стихи и сонеты, которые сочиняют герои.



  Идеи гуманизма, свободы мысли, всестороннего развития человека, провозглашаемые Шекспиром в пьесах, находят отражение и в его поэтических произведениях. Наиболее полно творчество Шекспира-поэта отражают написанные им четыре поэмы (две эротические поэмы «Венера и Адонис» и «Обесчещенная Лукреция», «Жалоба влюблённой» и «Феникс и голубка») и в особенности 154 сонета.  В мире творчества Шекспира его поэмы и сонеты занимают отдельную область со своими законами и обычаями, во многом отличающимися от тех, которые присущи драме. Пьесы Шекспир писал для широкой публики, для простонародья, для «толпы», уверенный, что литературной славы они ему не принесут. Поэзия же в то время считалась признаком аристократизма. Она рассматривалась как свободное творчество, не связанное с материальными выгодами. Поэтическое творчество считалось высоким занятием, упражнением ума, средством выражения мыслей и настроений в изысканной художественной форме. Поэзия требовала эрудиции и подразумевала у читателей осведомленность в тонкостях стихосложения, эффекты которого были тщательно рассчитаны. Нужно было знать мифологию, устойчивые поэтические символы, трактовку разных тем другими поэтами, без чего ни идея, ни поэтические достоинства произведения не были ясными. Недаром свою поэму «Венера и Адонис» Шекспир в посвящении называет  «первенцем своей фантазии», то есть своим первым произведением.  Это означает  то, что Шекспир датирует свое вступление в большую литературу именно с момента написания этой поэмы, не рассматривая свои пьесы как высокое искусство. Поэтические произведения Шекспира не похожи на его пьесы, они написаны совсем в ином духе.  Конечно, взгляд автора  на жизнь, лежащий в основе всех произведений остается одинаковым. Однако, создавая поэмы, Шекспир исходил из иных художественных принципов, чем те, которыми он руководствовался при создании пьес. По сравнению с пьесами, где кипят настоящие человеческие страсти, счастье и беда сменяют друг друга, происходит борьба и мир предстает в движении человеческих судеб, поэмы Шекспира лишены настоящего движения жизни, ситуации и характеры в них условны. Поэтические произведения Шекспира не претендуют  на то, чтобы изображать действительность. Их цель скорее выражение мыслей и чувств, возникающих у автора по поводу различных явлений действительности. Если описания ее и вторгаются в поэзию Шекспира, то здесь они существуют лишь как часть  украшения стихотворного произведения.

   Сюжеты поэм Шекспира как правило бедны действием. В поэмах , в отличие от пьес, которые автор нагромождает событиями, все служит не для действия, а для его торможения. Шекспир уделяет больше внимания  поэтическим пейзажам и лирическим излияниям. Эпическое начало в поэмах является минимальным, лирическое же, наоборот,  преобладает. Лишь изредка в них можно наблюдать непосредственные чувства. Как правило же, выражение чувств всегда скрыто за  сложной формой, связанной с бесконечной цепью различных ассоциаций.  Новейшие исследования творчества Шекспира обнаруживают в его стихотворных произведениях мотивы, проходящие через поэзию почти двух тысячелетий. Это, как отмечают исследователи, совсем не означает, что Шекспир знал в деталях все богатство западной лирики. Просто он воспринял различные поэтические концепции, дошедшие до него, и, анализируя их, критики утверждают, что поэзия Шекспира то повторяет, то изменяет  классические  поэтические образы и связанные с ними представления. Сюжеты произведений Шекспира  имеют многовековую давность, по мнению исследователей его творчества, он  сознательно выбирал именно такие мотивы, которые уже были в кругу внимания других поэтов, так как  искусство здесь состояло не в том, что сказать, а в новизне подхода к конкретной теме и новизне выразительных средств. (А.А. Аникст. «Поэмы, сонеты и стихотворения Шекспира», М.: Искусство, 1960, http://www.w-shakespeare.ru/library) 



  Однако наибольшую известность как поэт  У.Шекспир приобрел благодаря сонетам, поэтической форме, которая, так же как и идеи гуманизма, пришла в Англию из Италии.  Несмотря на то, что Шекспир был не первым автором, который использовал данную форму, (впервые в Англии сонеты начал писать Томас Уайетт, подражая Петрарке), он прославился как поэт, который наиболее часто использовал ее в своем творчестве. В дальнейшем форма, в которой он писал (несколько отличная от формы Итальянского сонета) получила название Шекспировского сонета. Все 154 сонета автора  охватывают в основном вечные темы любви, красоты, течения времени, смерти. Есть основания полагать, что к 1598 г. изрядная часть сонетов была уже написана. Сонеты ходили в списках в кругу близких друзей, но Шекспир  не желал их публиковать — ни под своим именем, ни анонимно (как он публиковал некоторые свои  пьесы).

  Только  в 1609 г. издатель Томас Торп выпустил в свет книгу сонетов Шекспира, которая так и называлась — «Шекспировы Сонеты» (Shakespeares Sonnets). Большинство комментаторов считают, что и это издание было произведено без ведома и участия автора, о чем, по их мнению, свидетельствует большое количество опечаток. В 1640 г.  издатель Джон Бенсон также опубликовал сонеты Шекспира, но в совершенно ином (как считается, «произвольном») порядке, сгруппированными тематически, при этом  восемь сонетов были опущены. Примечательно, что  в течение тридцати лет между двумя этими изданиями сонеты ни разу больше не публиковались. 

  Поэты эпохи Возрождения обычно писали сонеты так, чтобы они складывались в циклы, внутренне связанные с определенной темой и лирическим сюжетом.  У. Шекспир не был исключением.  Во всём цикле сонетов Шекспира присутствуют три персонажа: Белокурый юноша, Тёмная Леди и Поэт-соперник.  В основном «Сонеты» складываются в лирическое повествование о страстной дружбе поэта с прекрасным юношей и не менее страстной любви к некрасивой, по пленительной женщине. Далее читатель узнает, что друг и возлюбленная поэта сблизились и оба изменили ему. Но это отнюдь  не убило в нем ни любви к другу, ни страсти к возлюбленной. 

  Сонеты принято рассматривать как  единый цикл, но единство здесь проявляется не только в сюжете, оно- идейно-эмоциональное. Это единство  определяется личностью поэта, от чьего имени написаны все эти стихи.

  В сонетах Шекспира существует  внутренняя двойственность. Несмотря на то, что лирический герой в них один,  форма, посредством которой выражается его душевный мир, часто различна. В одних сонетах заметно подчинение  традициям того времени, в других мы наоборот наблюдаем отрицание традиций. По словам А. Аникста «идеальное и реальное сосуществуют в сонетах Шекспира в сложном сочетании, как и в его драматургии. Шекспир предстает здесь то как поэт, отдающий долг возвышенной и иллюзорной романтике аристократической поэзии, то как поэт-реалист, вкладывающий в традиционную форму сонета глубоко жизненное содержание, которое требует и образов, далеких от галантности и мадригальной изящности.»

  Хотя в «Сонетах» Шекспира много реального, сложно назвать Шекспира реалистом.  Борьба реального с идеальным в его творчестве не увенчалась полным торжеством реального. Поэтому многие сравнивают  «Сонеты» Шекспира с такими его произведениями, как Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта».

  Двойственная природа сонетов заключается также и в том, что некоторые из них представляют собой литературные упражнения, в то время как другие пронизаны несомненным живым чувством. В одних сонетах Шекспир  использует сложные, замысловатые образы, тогда как в других и сам поэт и читатели охвачены страстью подлинных переживаний. Но даже тогда, когда искренность поэта не подлежит сомнению, не следует преувеличивать значения личных мотивов. Личные переживания автор всегда скрывает за поэтическими образами. Личное Шекспир выражает в традиционной поэтической форме с многочисленными  условностям, и, для того чтобы  в полной мере осмыслить содержание его «Сонетов», необходимо помнить об этих  условностях. 

  Как утверждают исследователи сонеты Шекспира дошли до нас не совсем в том порядке, в каком их возможно планировал автор. Поэтому их содержание  яснее всего раскрывается, если сгруппировать стихотворения по тематическим признакам. В целом они распадаются на две большие группы: первые 126 сонетов посвящены Белокурому другу, сонеты 127—154 — Тёмной леди.

  Сонетов, посвященных другу, у Шекспира гораздо больше, чем стихов о возлюбленной. Уже один этот факт  отличает цикл сонетов  Шекспира от всех других сонетных циклов не только в английской, но и во всей европейской поэзии эпохи Возрождения. Сонеты Шекспира — это вдохновенный гимн дружбе,  отношение поэта к другу является духовным,  в страсти  же, возбуждаемой возлюбленной,  духовное сплетается с чувственным. Однако и дружба не лишена чувственности . Поэта всегда волнует красота друга, и он изощряется в поисках образов для описания ее. Но  внешнее и телесное Шекспир рисует как  отблеск того духовного, что есть в человеке. Преклонение перед красотой и величием человека является  важнейшей особенностью  гуманистического мировоззрения эпохи Возрождения. Поэтому для  Шекспира, как и для других его современников-гуманистов, то был отнюдь не абстрактный идеал. Они искали и находили  живое конкретное воплощение образа этого идеального человека в людях. Юный друг и был для Шекспира  идеалом прекрасного человека эпохи гуманизма.

  Есть, однако, у Шекспира отдельные сонеты, не связанные  с темой дружбы или любви. Это лирические размышления поэта о вечных  жизненных вопросах. Эти сонеты многие критики называют  более глубокими и  зрелыми, чем те, которые посвящены воспеванию красоты и молодости юного друга. В них присутствуют  перекликающиеся с трагедиями, написанными Шекспиром в первые годы XVII века. (А.А. Аникст. «Поэмы, сонеты и стихотворения Шекспира», М.: Искусство, 1960, http://www.w-shakespeare.ru/library)

  Таким образом,  в эпоху Возрождения в Англии драма не существовала без поэзии, но существовала поэзия без драмы. Теперь мы  называем Шекспира драматургом и поэтом, не делая различия между этими двумя понятиями. Но в его  время это было далеко не одно и то же. Положение поэта и драматурга в обществе было различным, так же как и отношение общества к поэту и драматургу. Если сегодня значение Шекспира определяется в первую очередь его огромным вкладом драматическое искусство, то в глазах современников первостепенное значение имело поэтическое творчество. И сам Шекспир, насколько мы можем судить, не очень высоко ценил то, что писал для театра. Только поэзию, поэтическое творчество он считал настоящим, подлинным искусством, в  котором выражения высокие духовные переживания автора.  В связи с этим мы считаем целесообразным в данной работе исследовать такой аспект творчества этого великого и гениального гуманиста как поэзия, а именно сонеты У.Шекспира, ведь именно в них автор видел наивысшее выражение своего дара художника слова.  

Сонет как форма поэтического текста

История возникновения сонета

  Сонет как поэтическая форма возник в Италии в 13 веке. Считается, что слово сонет произошло от итальянского слова sonnetto, что означает «маленький звук». Некоторые исследователи, в том числе В.Белинский, полагают, что изначально сонеты исполнялись прованскими трубадурами под звуки лютни или мандолины. Позднее эта поэтическая форма была заимствована классическими итальянскими поэтами. В качестве наиболее вероятного первого автора сонета называют Джакомо да Лентино (первая треть XIII века) - поэта, нотариуса по профессии, жившего при дворе Фридриха II. Установить точно дату появления первого сонета затруднительно в связи с чрезвычайно активной миграцией жанра. Сонет стали совершенствовать и применять в своем творчестве многие поэты  Европы. Несмотря на известные формальные трудности жанра, сонет оказался одним из наиболее жизнеспособных видов лирики. Он введен в литературный оборот поэтом "сладостного стиля" Гвидо Кавальканти, использован  Данте Алигьери в автобиографической повести "Новая жизнь", к нему обратился в "Книге песен", посвященной мадонне Лауре,  Франческо Петрарка, благодаря которому сонет получил всеевропейское распространение.  



Организация классического сонета

Итальянский сонет требовал единства мысли, выраженной во всем сонете.  Основным структурным признаком сонета является объем текста. Сонет всегда состоит из четырнадцати строк. Другие правила сочинения сонета (каждая строфа заканчивается точкой, ни одно слово не повторяется) соблюдаются далеко не всегда. Композиционно-смысловая структура типичного итальянского («петраркианского») сонета представляет собой две части, которые вместе образуют компактную форму «спора». Первая часть – октава (два четверостишья)- формулирует «суждение», которое описывает «проблему». Первое четверостишье с обрамляющей рифмой (abba) должно было познакомить читателя с основным содержанием сонета, второе четверостишье с такой же рифмой (abba) должно было развивать основные мысли, изложенные в первом четверостишье. Далее следует секстет (два терцета – всего шесть строк), в котором предлагается «разрешение». Первый терцет с рифмовкой(cde) должен был выразить мысль, которая в какой-то степени представляет собой антитезу к мысли, изложенной в октаве, и, наконец, второй терцет с такой же рифмовкой (cde) представлял собой синтез октавы и первого терцета. Часто этот синтез выражался в двух последних строках второго терцета. Как правило, девятая строка вводила то, что называется «поворотным пунктом», или «вольтой», она символизировала переход от «суждения» к «разрешению». Даже в тех сонетах, которые не строго следуют структуре «проблема / разрешение», девятая строка по-прежнему часто обозначает  «поворотный пункт» при помощи  изменения  тона, настроения стихотворения. Этот "поворот", как правило, выделяется паузой, которая должна подчеркивать всё достоинство и красоту этой поэтической формы. Таким образом, с точки зрения содержания сонет предполагал определенную последовательность развития мысли: тезис- антитезис - синтез - развязка. (И.Р. Гальперин. Очерки по стилистике английского языка-Москва: 1958)

  Существовала также определенная норма слогов. Идеальный сонет должен содержать в себе 154 слога, при этом количество слогов в строках катрена должно быть на один больше, чем в терцетах.

 Музыкальность была также неизменным атрибутом сонета. Уже в самом слове «сонет» можно наблюдать указание на то, что это "звучащая" поэтическая форма. На это обращает внимание Л.Г. Гроссман, один из исследователей данного поэтического жанра: "Самый термин, определивший этот стихотворный вид, указывает на высшее поэтическое качество, связанное с ним, - на звучание стиха. Звуковое достоинство сонета, его ритмическая стройность, звон рифм и живая музыка строфических переходов - все это уже предписывалось первоначальным обозначением этой малой стихотворной системы" Отчасти эта музыкальность достигается чередованием мужских и женских рифм. Согласно правилам написания сонета, он должен был открываться мужской рифмой (рифма, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов), а завершаться женской (рифма, при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов) или наоборот.

  Сложность поэтической формы сонета отмечал русский литературовед М.М. Батхин: "Сонет - очень трудная форма. Рифмы в сонете переплетаются, и это обязывает, чтобы и все образы и темы также были сплетены. В сонете не может быть легкости, намеканий; он должен быть очень тяжел, вылит из одной глыбы".

  Но, возможно, именно формальная сложность оказалась привлекательной для многих поэтов, которые стремились испытать свой талант. В сонете, как ни в каком другом жанре лирики, сливаются воедино алгебра и гармония.

  В эпоху Возрождения сонет стал господствующим жанром лирики. К этому жанру обращались практически все поэты Ренессанса. И именно в творчестве поэтов этой эпохи сонет окончательно приобрел присущие ему содержательные признаки: 



автобиографизм

 В сонетах, в особенности в сонетных циклах, присутствует максимальное сближение автора и лирического героя. Сонет является своеобразным откликом на пережитые поэтом события. Более того, сонеты нередко пишутся как стихи на случай.

 интеллектуальность

  Несмотря на то, что очень часто сонеты были автобиографичны, они не предполагали фактографичности. События в сонете подразумеваются и угадываются, при этом далеко не всегда расшифровываются. Сонету априори было присуще универсальное осмысление реальности. Сонет представляет собой мир в миниатюре, поэта затрагивает в нём кардинальные проблемы человеческого бытия (жизнь и смерть, любовь и творчество, самопознание и постижение законов окружающей действительности). 

лиризм

  Вместе с тем, что сонет поднимает серьезные проблемы и несет в себе авторское видение их разрешения, он не лишен лиризма и часто мотивирован еще и эстетическими целями. Размышление в сонете всегда предельно эмоционально, образ мира выстрадан поэтом. (В.А. Пронин. Теория литературных жанров. Учебное пособие- М: 1999, МГУП)

Английский сонет и его особенности

 На английской почве итальянский сонет подвергся трансформации. Впервые такой жанр как сонет в Англии стал употреблять в своем творчестве поэт Томас Уайетт ( в основном это были переводы итальянских и французских сонетов). Однако Томас Уайетт писал сонеты уже в изменённом строфическом варианте, он  начал обособлять заключительное двустишие, и оно приобрело силу афористической концовки. Помимо сонетов Петрарки на Уайэтта оказали влияние французские сонетисты (в первую очередь Маро). По словам З.И. Плавскина «именно под влиянием французских поэтов Уайэтт избирает для сонета схему abba-abba-cdd-cee».  Окончательный же вид английский сонет получил под пером графа Сарри. В первых изданных книгах Сарри деление на катрены и терцеты не обозначалось графически, поэтму схему abba-abba-cdd-cee, которую Т. Уайетт перенял от французских поэтов, стали читать как три катрена и двустишие:  abba-abba-cddc-ee. Таким образом Сарри поменял структуру сонета и создал канон английского типа сонета. С этого времени схема традиционного английского сонета выглядела следующим образом:


                                     a
Первый катрен               b

                                     a

                                     b



                                      c

                                      d

Второй катрен                 c

                                          d





                                           e

Третий катрен                  f

                                           e

                                           f

                                   ВОЛЬТА

Куплет (двустишие)        g

                                           g



Согласно данной схеме, смысловой поворот, то есть вольта, в сонете английского типа происходит после двенадцатой строки. Таким образом, соотношение частей  английского сонета меняется по сравнению с итальянским. В английском типе сонета антитезис переходит из второй части стихотворения в первую, и соотношение строк, согласно их положению относительно вольты, равно 12:2, тогда как в итальянском сонете оно равно 8:6. Именно в соотношении строк заключается ключевая разница между английским и итальянским сонетом. Вследствие перемещения вольты ближе к концу переход к синтезу в английском сонете более резкий, он происходит в финальном куплете ( всего в д.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44