VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Философская основа нарративных уровней в романе А. Мердок «Дитя Слова»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012057
Тема: Философская основа нарративных уровней в романе А. Мердок «Дитя Слова»
Содержание
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. КАНТА

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК





ДОБРОНЕЦ Анастасия Вадимовна

ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА НАРРАТИВНЫХ УРОВНЕЙ В РОМАНЕ  

А. МЕРДОК «ДИТЯ СЛОВА»

Направление 45.03.01 «Зарубежная филология»

(английский язык и литература)

Выпускная квалификационная работа





Научный руководитель –

доктор филологических наук, профессор

Гильманов Владимир Хамитович



Допускается к защите

Председатель НМС ИГН

____________ В.Н. Маслов

«____» ___________2017 г.









Калининград

2017

Оглавление



	Введение	2

	Глава 1. Философское и художественное мировоззрение Айрис Мердок	8

		1.1.	Айрис Мердок – феномен английской литературы. Философия прозы.	9

		1.2.	Философские дискурсы. Платон и Сартр.	16

	Глава 2. Нарративные уровни в романе А. Мердок «Дитя слова»	19

		1. Нарратив логика	21

	1.2.     Платонический (философский) уровень нарратива	21

		1.3.	 Экзистенциальный уровень нарратива	25

		1.4.	 Лингвистический уровень нарратива	33

		2. Нарратив герменевта	37

	2. 1.    Художественный нарратив	37

	Заключение	41

	Библиография	45























Введение



Художественное наследие А. Мердок, к которому мы обращаемся в нашей квалификационной работе - является одним из самых значительных явлений в литературе ХХ века. Писательница прославилась как автор 26 романов, которые наполнены философско-психологическим содержанием. Более того, А.Мердок - автор философских работ, поэтических и драматических произведений. Она оставила огромный след в истории мировой литературы. Исследователи и критики выделяют творчество Мердок как гениальное и самобытное, отличающееся неповторимостью авторского стиля, идейной насыщенностью, многоплановостью произведений, сложной семантикой и поэтикой, - и все это открывает широкое поле для исследования.

Профессиональная деятельность писательницы, без сомнений, должным образом сказалась на ее литературном процессе и художественном мышлении, ведь в ее романах нашли свое место самые различные идеи многих философских течений, находившихся в определенный период времени  в кругу научных интересов писательницы. Одна из исследователей творчества А. Мердок В.В. Ивашева, на наш взгляд, очень правильно характеризировала писательницу, «Мердок-писательницу нельзя отделять от Мердок-философа»

Изучение английской литературы ведет нас к тезису, что вопросы, которые не были актуальны для человечества, оказались весьма злободневными и не могли не отразится в восприятии мира современными художниками слова.

Философская тенденция все чаще является ведущей в произведениях ХХ века. Это проникновение становится явным и усиливается в последующих десятилетиях. Западная философия ставит перед собой «проблему человека». 

Роман с преобладанием философской тенденции писатели называют «философским романом». Ведущими авторами стали У. Голдинг, К.Уилсон, Э.Бонд и, конечно же, Айрис Мердок.  «Прозаики, драматурги и поэты, склонные ставить в своих произведениях философские вопросы, находятся в пути, ищут. Очень немногие находят смелые решения, причём даже эти решения проблематичны и требуют большого домысливания», – пишет В.В.Ивашёва.

Мердок называют «ярким представителем философской мысли в литературе 50-х – начала 60-х годов». Отечественные исследователи, давая характеристику творчества Мердок, единогласно определяют экзистенциализм как отправную точку. В самом деле, множество критической литературы освещает проблему взаимоотношений писательницы с экзистенциализмом. Ивашёва В.В. пишет: «Со своего первого романа «Под сетью» и до романов 60-х годов писательница была верна исходному принципу экзистенциализма: отображать «существование» как оно дано сознанию. Она фиксировала внимание преимущественно на внутреннем мире своих героев – мире, который не подчиняется каким-либо законам, кроме субъектных стремлений личности».

Впоследствии, сама Мердок начинает опровергать некоторые постулаты экзистенциализма и выдвигать свои собственные идеи. Именно поэтому столкновение философских идей связано с отсутствием какой-либо определенной философской истины.  Как отмечает Ивашёва В.В.: «В романах Мёрдок 60-х годов бывает не всегда одинаково легко расшифровать содержание философского подтекста».

Творчество 70-х годов для Мердок характеризуется созданием своей собственной системы, в которой основополагающей является платоновская категория Добра. Именно В.В. Ивашёва почти афористически определила эволюцию философских взглядов А. Мёрдок: от Сартра – к Платону. Действительно, определяющей центральной идеей многих романсов А. Мёрдок становится её собственное понимание платоновской категории Блага. 

Творчество писательницы можно разделить на два этапа. Первый из них – 50-60-е годы. И второй этап, который нас интересует по большей части – романы 70-80-х годов, к ним относятся такие романы как: «Сон Бруно», «Черный принц», «Дитя слова» и другие. В этих романах Мердок все больше развивает философский подтекст. Дорога к Благу и Добру у Мердок проходят через призму любви, ремесла, науки и искусства.

Существует множество работ, посвященных творчеству Айрис Мердок. Среди отечественных литературоведов можно выделить Ивашеву В.В., Аникина Г.В., Михальскую Н.П., Саруханяна А.П., Урнова М., Левидову И. и многих других. Большинство публикаций принадлежит Ивашевой В.В.

Среди зарубежных литературоведов большее внимание уделено уникально специфике отношений между художественным творчеством Мердок и ее моральной философией. О симбиозе этики с эстетикой обращала внимание и сама Мердок в своих философских трудах и многочисленных интервью. Об этом писали Э.Роу, А.Хорнер, Б.Николь, С.Хейнс и многие другие. 

Изучению собственно философских трудов и описанию ее философских идей и взглядов посвящены работы М.Антоначио, К. Моула и других.

В своей книге «Судьбы Английских писателей» Ивашева В.В отводит Айрис Мердок целый раздел. Сама исследовательница говорит о том, что для Мердок является искусство: «Подлинное искусство – преодоление личного и индивидуального в том смысле, что должно быть подражанием природе». Но эта знаменитая формула требует подробного толкования, и главная задача писателя – объяснить себе её значение. “Всякое искусство плод авторского воображения, и оно должно воспроизводить то, что прежде не сказано, воображения, оторванного от реального мира, в котором мы живём. Искусство, во всяком случае искусство подлинное, должно быть наиболее глубоким и точным исследованием и определением реального мира, даже там и тогда, когда художник создаёт абстрактные полотна… И далее она продолжает «искусство не отделимо от правды, не отделима в том смысле, в каком истина не отделима от красоты. Искусство – это создание чудесных форм выражения, необыкновенных и чудесных образов. Это один из наиболее духовно возвышенных источников наслаждения…».

Для Мердок искусство тождественно правде, как истина неотделима от красоты. Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что у писательницы неумолимо рос интерес к платоновской философии. Мердок брала не все из сочинений Платона, она тщательно занималась отбором и «обработкой» его идей. Она пользовалась только тем, что было схоже с ее представлениями.

               Пирудян в своей монографии «Структура романов Айрис Мёрдок и комедии Шекспира» отмечает, что шекспировская схема в романах Айрис Мёрдок проступает достаточно отчётливо. Как пишет Пирузян А.А., романы Мёрдок полны шекспировских примет: «Подобно комедиям Шекспира, многие из них начинаются с описания мрачной стороны действительности или ситуации, разъединению героев. Состояние нервного беспокойства и мучительной любовной лихорадки, столь присущее комедиям Шекспира – типичный признак мёрдовского повествования. Образуются чрезвычайно запутанные любовные комбинации…».
             Все эти названные атрибуты внешние. Главное то, что само состояние, названное Нортропом Фраем временной потерей собственного лица, подготавливает глубокие изменения в героях Айрис Мёрдок и является неотъемлемой частью её романа. Завершаются же романы обретением персонажами своего нового “Я”. Герои, наконец, понимают или начинают понимать себя, получая импульс к дальнейшему существованию. Подобно листьям на ветке раскрываются герои А. Мёрдок. Ситуация, в которую их ставит автор, в большинстве случаев оказывается сильнее их. Человек, по убеждению писательницы, реализуется лишь тогда, когда соприкасается с другими людьми.
             Таким образом, влияние Шекспира на творчество А.Мёрдок огромное. Она сама этого не отрицает: «Шекспир целиком во мне, как никакой другой писатель. Наверное потому, что он даёт романистам прекрасный пример того, как всё это можно сделать…».

	Ливергант А. пишет об уникальном сходстве последних романов Мердок. Отмечает, что при колоссальных различиях между собой героев ее романов, они все равно похожи между собой. «Это сходство – повышенный интерес к собственной персоне и в отсутствии интереса к другим – распространяется и на их судьбы, на все те тяжкие испытания, через которые методично, из романа в роман пропускает Мёрдок своих себялюбцев».

	И.Левидова пишет: «Романы её в высшей степени современны и опираются на твёрдую почву действительности». Она даёт причину их современности: «…современны потому, что в самой сердцевине всего, что в них происходит, - нравственные, этические коллизии современного человека Запада, его трагические блуждания, его борьба с обстоятельствами и самим собой, его поражения и надежды. Вот воздух и плоть этих книг; размышляя о них, мы размышляем также о времени и о себе».

	Актуальность данной квалификационной работы состоит в попытке выяснить сущность нравственных концептов А.Мердок на основе анализа ее философских взглядов.

Объект исследования квалификационной работы – роман «Дитя слова»

Предмет исследования – соотношение аспектов философского мировоззрения Мердок в их взаимодействии с нарративными уровнями в романе.

Целью дипломной работы является  раскрытие взаимодействия философской основы творчества Мердок с нарративными уровнями в  романе «Дитя слова»  Айрис Мердок.

В ходе нашего исследования мы ставим перед собой следующие задачи:

- обозначить место Айрис Мердок как философа в мировой литературе

- выявить влияние таких философов как Платон, Сартр на становление этических взглядов писательницы;

- провести анализ соотношения основных философских акцентов в романе с его нарративной организацией.

Новизна данной работы определяется тем, что в ней предлагается литературоведческий анализ романа «Дитя слова». До нас существует, по крайней мере, только одна работа, раскрывающая проблематику нарративных уровней в творчестве Айрис Мердок – это кандидатская диссертация Т.Тимониной. Мы, в свою очередь, хотим более полно развить и подтвердить гипотезу, предложенную Т.Тимониной, в конкретном романе – «Дитя слова».

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Введение раскрывает актуальность, степень научной разработки темы, объект, предмет, цели, задачи и методы исследования, раскрывает научную новизну работы.

В первой главе рассматриваются основные философские категории, преобладающие в творчестве А. Мердок, влияние философии Платона и Сартра на ее мировоззрение и художественное восприятие. Во второй главе производится структурирование и анализ каждого из нарративных уровней в романе Айрис Мердок «Дитя слова».

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.



































Глава 1. Философское и художественное мировоззрение Айрис Мердок



Айрис Мердок – феномен английской литературы. Философия прозы.



Айрис Мердок одна из сложнейших фигур в послевоенной английской литературе. Серьезных критиков настораживает плодовитость этого автора, повторение мотивов и коллизий (например, изображение действующих лиц, одержимых внезапно появившимся чувством), интерес к неестественным влечениям людей. В своем творчестве Мердок занимает нишу современной прозы, которая психологически насыщенна и отражает нелегкие отношения человека с миром. 

Философия экзистенциализма имела два направления: религиозный, представители - Н. Бэрдяев, К.Ясперс, Г.Марсель и атеистический: М.Хайдеггер, А.Камю и Ж.-П.Сартр. Эти философы объединили в своих трудах философское понимание основных постулатов экзистенциализма и их понимание в художественной литературе. Ж.-П.Сартр повлиял на творчество А.Мердок по большей части.

 Бытует мнение о том, что теория экзистенциальное начало стало основополагающим в творчестве Мердок. По мнению ряда исследователей, заинтересованность экзистенциальной теорией прошло у Мердок несколько этапов и сменилось построением собственной этической и эстетической системы, основанной на платонизме. Данное суждение весьма справедливо, но все же требует ряда объяснений.

Первый роман Айрис Мердок вышел в 1954 году. Следует сказать, что прозу Мердок достаточно сложно отделить от ее философской прозы прошлых годов. Точкой отсчета можно было бы назвать философский очерк «Сартр. Романтический рационалист», вышедший в 1953 году. Данная работа, как мы уже раньше обозначили, является отправным пунктом в поступательном развитии Мердок - выдающегося английского философа, писателя, художника. Минуя тридцать лет, работа, посвященная Сартру все еще является основой для понимания творчества писательницы. В ней идет речь о литературе, которая отразила всяческие пути для развития философской мысли прошлого столетия. Первым делом, анализируется произведения Сартра, но помимо этого, охватывается, по сути, вся художественная литература двадцатого века. А. Мердок рассуждает о том, что из себя представляет современный писатель, современная проза, о том какими они должны быть, исходи из ее собственного мнения  - и о том, каким должен быть ее собственный роман.

Мердок в данном очерке показывает свое глубочайшее понимание наследия Сартра, его идеи и дает оценку идейной сущности экзистенциализма. В самом начале, в прологе к ее творчеству, мы находимся напротив донельзя интересной, но в то же время трудной задачей. Заключается она в том, что идеи Мердок, отождествленные в ее творчестве тесно связаны с экзистенциальной философией, насколько ее произведения экзистенциальны, как отразились философские постулаты этого течения на литературе Англии.

Отношение Айрис Мердок, философа и писателя, к экзистенциализму всегда было двойственным. Уже из первых работ, анализирующих эту проблему, ясно, что «Мердок, увлеченно исследуя экзистенциализм, отдавая ему надлежащую дань, в то же время выступала с его критикой».

Первые романы Мердок - одновременно переплетаются с двумя науками: философией и психологией. Философская часть заключается в том, что проблемы поиска смысла жизни человеком заняли центральное место в построении сюжетной линии произведения. В 1961 году она говорила о том, что литература переняла у философии некоторые «обязанности» - так Мердок характеризует вектор своего творчества. Прозу данного образца, возможно, стоит определить  к такой литературе, которая ставит перед собой задачу найти истину. А роман открывается как полигон для развития абстрактных идей. Более того, роман непременно предстает как носитель некой философии жизни. Именно она порой не позволяет ему сделать правильный выбор и осуществить правильное решение.

Если говорить о философском ядре в романах писательницы, то стоит отметить, что философская суть проявляется в идейных разногласиях героев, в сюжете, конфликтных ситуациях. Употребляя теории того или иного движения, Мердок осознанно упрощает их, делает их более ясными и приспособленными к определенной психологической, личной или жизненной ситуации. В любой, используемой Мердок идее, она старается вычленить то, что подчиняется четкому и художественному воплощению. Чаще всего именно философия приводит ее к подходящей системе символов и лейтмотивов.

Романы писательницы весьма интересны, глубоки, в их основу положена хорошо развитая интрига. Мердок достаточно часто склоняется к описанию особенных, уникальных ситуаций, что рассматривается критиками как проявление романтического в ее произведениях. творческая эволюция Мердок обычно рассматривается критиками и исследователями как смена философской направленности, с превалированием мотивов фатальности, тьмы, или же, наоборот, света. В начале творческого пути Мердок ощутила на себе влияние философии языка и экзистенциальной философии. Мотивы экзистенциализма преобладают в ранних романах 60-х гг. Исследователи относят эти романы к готическому роману второй половины восемнадцатого столетия. В этих романах писательница изобилует мотивом тайны и мотивом трагических смертей. События чаще всего происходят в ограниченном пространстве, например, в «пределах всего одного помещения».

Для исследователей творчества А.Мердок ряд затруднений вызывала неоднозначность, многогранность художественного мира из-за огромной сферы ее философской заинтересованности. Особенностью творчества Мердок можно назвать нестатичность художественных образов и ее собственных писательских взглядов. Она постоянно переосмысливала идеи различных философских концепций в тот или иной период ее творческой деятельности. Эти философские идеи находятся в постоянном единстве друг с другом. Такая идейна насыщенность характеризует какое-то конкретное произведение.

Дебютом А. Мердок стала книга "Под сетью" (1954), где она сразу проявила себя как мастер словесного искусства, который умеет придать повествованию как лирические так и юмористические черты. В этом романе нашли свое будущее дальнейшие особенности романистки - повышенное внимание к искусству, изображение творческой личности и уважение морально-философскими проблемами, объяснение поведенческих мотивов героя в свете современных теорий, в данном случае - философии языка и философии экзистенциализма.



Особенность художественных поисков Мердок напрямую связано с ее профессией. Долгое время она читала курс философии, прежде всего экзистенциализма, в Оксфорде. Но преподавательская сфера не помешала творчеству: Мердок - автор более чем тридцати романов. Личные и философские проблемы она чаще всего решает, основываясь на опыт собственной жизни, избегая в описании жизни персонажей и их внешности какой либо историко-социальной конкретизации. Лишь по нескольким аспектам можно угадать, что действие разворачивается в ХХ в. Социально-политический момент запечатлен у нее лишь в немногих отголосках, никак не влияя на центральную коллизию романа. Так или иначе, но личная жизнь героев вписана в общий круг философски трактуемого бытия, отображение которого берет у Мердок основу в идее человеческого одиночества, его зависимости от фатальных событий, страсти, в мысли об иррациональности истины, отсутствия у людей взаимопонимания, фрейдистского толкования человеческой психики.

Романы Мердок пропитаны чувством незавершенности жизни. 

В романе "Под сетью" комедия жизни преобладает над разрушительным началом. В этом романе уже заложена проблематика Мердок. "Мир - это тайна, к которой они считают возможным подобрать ключ". Ее книги - это и есть ключ, каждый из которых может открыть один из тайников, но не тайну мира, ибо она непознаваема. Об этом неведении и порождаемой ею трагикомедии жизни, по сути, все романы Мердок.

Мердок не преследует в своем творчестве раз и навсегда избранные философские идеи. Как философ она необычайно восприимчива к разным философским течениям. Ее идея постоянно растет, развивается. О завершенности этого развития не приходится рассуждать, хотя ею написано немалое число романов. Особенно важная и яркая деталь ее творческой личности состоит в нерушимости и последовательности самой эволюции мыслей писательницы. Если внимательно приглядеться к ее первым произведениям, то станет ясно, что в них заложены чуть ли не все образы, идеи, мысли, мотивы, которые нетрудно обнаружить в романах последних лет. Путь идей, варианты развития ситуаций и конфликтов прослеживаются от произведения к произведению. В определенные этапы ее творчества мотивы, темы, мировоззренческие, этические, эстетические проблемы занимали все больше места в ее произведениях, в то время как установка на разрешение вопросов и этическая ориентация оставались на том же этапе. Творческая идея романистки, чуждая догматизму, открывает симбиоз совершенно разных идей, их конфликт вокруг центрального определения смысла жизни. «Идея о пессимизме и скепсисе часто проигрывают в этой войне постулату об осуществимости морального закона в человеческого жизни, однако часто и превалируют, прокладывая дорогу безысходным настроениям, неверию в возможность свободной жизни».

Творчество Мердок является крупнейшим явлением европейской культуры ХХ века и это творчество можно смело обозначить как «неопознанный объект». Что касается критики, то западные и отечественные исследователи провели скрупулезную работу, касающуюся ее писательского наследия. Так как сфера научных подходов огромна, выделение одной общей концепции является затруднительным. Базовый обзор критики и научных публикаций, посвященных Мердок говорит, что мнения различны практически по каждому аспекту. Р. Брэдбери суммировал данные расхождения:« Она, безусловно, серьезный писатель, ее книги могут и должны быть прочитаны на множестве различных уровней, от самых метафизических до самых романтических и сентиментальных. Множество ее читателей, могут сложить для себя образ А. Мердок по-разному, и она, кажется, постоянно, как бы дразня, реконструирует свои произведения, придавая им ряд деталей, вводя в сюжетную динамику весьма очевидные, а, иногда, совсем неожиданные элементы. Ее книги и эссе открывают для нас не только современную эстетику, как теорию человеческой сущности, но и широкую философию искусств. Это то, что возвращает ее к потребности использовать реализм в искусстве. Тем не менее, писательница очень восприимчива к магическому искусству, она выполняет свою работу с высокой степенью стилизации и часто применяет сложные литературные и мифологические аллюзии в своем творчестве, и это порождает множество очень разных споров, но все они приводят к тому, что ее точка зрения - безошибочна».

Пытаясь рассмотреть развитие зарубежного и отечественного «мердоковедения», в первую очередь возникает проблема влияния на Мердок универсум философского мышления ХХ века. В этом нет ничего удивительного, если говорить о философском дискурсе как базисе для всего гуманитарного цикла в силу ее деятельности.

Слияние философии и романистского начала в кругу единого творческого сознания создает трудности, как для самой Мердок, балансирующей между философским и романистским в своих произведениях, так и для исследователей, которые наблюдают превалирование то одной, то другой стороны. Философская заинтересованность писательницы, на наш взгляд, создала противоречивость ее художественного метода. Как уже упоминалось выше, первой значительной работой стала публикация «Сартр: романтический рационалист», которая посвящена непосредственно философии Сартра. Чистый «философский роман» в духе французского философа, который Мердок изучила, как оказалось, «не совсем соответствовал ее собственным духовным и эстетическим взглядам и тем целям, которые Мердок ставила перед собой».

А. Мердок не приняла эгоцентрическую поэтику романов Сартра, в котором культивируется эгоцентричное сознание персонажа-индивидуалиста, которое повело вслед за собой отрицание и идеологических основ учения: «Мы не одиноки и можем свободно выбирать, но в то же время мы - слепые существа, погрузившиеся в такую природу реальности, которая чрезвычайно искажена игрой воображения. Современная картина свободы поддерживает стремление к созданию мечты; в то время как все, что нам нужно - это новое понимание о сложности и запутанности нравственных ценностей жизни и смутного сознания человеческой природы.».

В. Скороденко пишет: «экзистенциализм привлекал ее не исходной идеей о том, что одинаково бессмысленно как принимать мировой хаос, так и бороться с ним, но утверждением стоического противостояния хаосу как единственно достойной человека позиции (тут Камю был ей, несомненно, ближе Сартра)». Представление свободы, которая ничем не скована, произвело у Мердок не самое лучшее впечатление, эту идею она отторгала: в данном понимании она увидела направленность к произволу и черты имморализма. Обостренная полемика с образом забитого индивидуума - одиночки в нелепом мире, тем не менее, отразилась в структуре любого из ее первых романов.

По мнению самой Мердок роман должен рассказывать читателю о нелегком нравственном выборе, о противоречивости человеческой личности, должен повествовать о том, что человек является необычайным богатством. Мердок считает, что роман – это отображение человеческой жизни, отчасти поэтому она наделяет его философскими чертами. С другой стороны, современная философия для писательницы – это философия буржуазии.

В самом начале творческого пути А. Мердок было сочетание реалистического и условного, жизненного и игрового в романтических ситуациях.

Мердок не признавала роман-миф, роман-притчу, где человек представлен абстрактным. Ей был близок философский роман, где структурируется полнота и сложность человеческого бытия. По словам Мердок роман должен содержать в себе «трагическое начало».  Роман должен быть красноречив и рассудителен. Но, истинной философский роман – это роман, который показывает уникального человека, его особенную личность. Роман должен показывать человека таким, какой он есть на самом деле. Мердок восхваляет человеческую мечту, высокую степень духовного воспитания, стремление мечтать, любить, верить. 

Если рассмотреть первые романы Мердок, то редко где можно найти накал страстей и напряжение. Романы раннего творчества Мердок абстрагируют читателя от насущных проблем современности, культивируют превосходство похоти над умом, разъясняют непостоянность человеческих чувств, поведения, отношений, действий и их причин. Герои Мердок – это отождествление «свободного выбора» в обществе, что существует за рамками их собственной жизни.

Ранние произведения Мердок, как и романы Сартра по большей части бессюжетные. Они раскалываются на самостоятельные фрагменты, которые подразумевают собой беспорядочность реального мира. В данных фрагментах показана идея вселенского, общего одиночества в беспорядочном движении частиц, именуемом жизнь.

Трудность в понимании творчества Мердок обоснована тем, что она обособляет себя как художника от себя как человека каких-то политических и социальных взглядов. Мир, который она создает в своих произведениях – мрачная и нездоровая сказка. Такие произведения чересчур обогащены вымыслом, но созданы весьма искусно. Персонажи обитают в совершенно незнакомом остальным мире Мердок, в особом измерении, которое призывает жить вне времени и вне пространства, вне привычного и тревожащего.

Романы этого периода уводят читателей за пределы привычной жизни, где всем грозят войны, где проводят революции, где идут забастовки, борьба классов. Но как бы Мердок не пыталась уйти от реальности, все ее творчество было философским исканием кода жизни.

Возможно, именно на этой стадии «Мердок всерьез увлеклась философскими идеями Платона и постепенно отошла от идей экзистенциализма».

В своем творчестве Мердок предлагает человеку отказаться от эгоцентризма и дает абсолютно противоположное понятие, которое можно охарактеризовать как Добро или Благо. Базовое платоническое учение для писательницы – об Эросе. Через призму Эроса переоценивается понимание людей в глазах Мердок, так же человеческие взаимоотношения и индивидуальное понимание Блага, как философского понятия. Мердок отсекает мистику, взамен принимая его идеи творческого начала в любви.

Философские дискурсы. Платон и Сартр.



Мердок в начале своего творческого пути закрепилась как философ-экзистенциалист, ориентированный на сартровскую философию. Она придерживалась взглядов французского философа, изложенных в трактате «Бытие и ничто». В своих первых работах Мердок базируется на идеи Сартра, романы 50-х – начала 60-х годов можно отнести, непосредственно, к типично экзистенциалистским романам. Однако, в творчестве писательнцы данного этапа имеют место быть не только сартровское толкование философии экзистенциализма. Ее готические романы «Единорог» (1963), «Отрубленная голова» (1961) в основном связаны с представителем датской философии – С. Кьеркегором.

Стремление разъяснить человеческую сущность, цель пребывания человека в этой жизни, желание познать гуманистические идеалы – именно это интересовало Мердок в экзистенциальной философии. В своей работе «Сартр: романтический рационалист» она пытается закрепить утверждение о том, что человек – бесконечен и разнообразен, вся его суть заключена не в нем самом, эгоцентричном индивидууме, а во взаимодействии с другими людьми. Так или иначе, Мердок не отторгала экзистенциализм – ни в философских трактатах, ни в своих романах. Идея свободы Сартра, переосмысленная самой Мердок прослеживается во многих ее произведениях.

Так же Мердок осваивает философию логического позитивизма  и лингвистического анализа, после чего приходит к выводу, что эти два направления тождественны экзистенциализму, так как раскрывают по сути одну и ту же проблему – «трудную моральную ситуацию», в которой находится человек нашего времени. Мердок наблюдает за тем, что повышенное внимание личности к самой себе характерно для философии экзистенциализма и лингвистической философии, значит, оба этих направления не способны создать единую концепцию личности, так как имеют тенденцию к солипсизму.

Почти в одно время с экзистенциализмом, писательница начинает изучать лингвистическую философию, после лекций Л.Витгенштейна. Отголоски этой философии прослеживаются в ее первом романе «Под сетью». Исходя из суждений Л. Байрамкуловой, «в образе Джейка Донагью, от лица которого ведется повествование, угадываются черты сартровских романов, а в идеях его антагониста Хьюго можно уловить отголоски «логико-философского трактата» Витгенштейна». 

Идеи лингвистической философии у писательницы анализируются и в романе «Черный принц», в котором преобладает категория тишины. Творческая деятельность требует созерцательной тишины и молчания, погруженности в самого себя. Только таким путем, по мысли А. Мердок, художник может приблизиться к

достижению правды в искусстве.

Постепенно идеи лингвистической философии весьма отрицательно критикуются ей. Мердок убедилась, что экзистенциальная и лингвистическая философия не могут решить проблемы человеческой личности. В трактате «Метафизика и этика» она пишет: «…мы думаем, что этика должна изучать логическую структуру морального языка и обладать нейтральностью логики», однако предметом исследования все равно остается человек. В поисках выхода из экзистенциалистской «закрытости» личности, она начинает изучать философию Платона, который считал, что прекрасное поможет человеку переключиться с себя на окружающие его объекты. Этот тезис был весьма полезен для теоретической и для художественной составляющей наследия Мердок. 

Обращение Мердок к философским идеям Платона, подготовило почву для ее творческого развития и позволило критикам выделить новый этап в творчестве Мердок. «Платонические» романы Мердок становятся гораздо ближе к обычной человеческой жизни, хоть и содержат привычный философский подтекст.

В формировании концепции Хорошего Человека, она так же находит ответы на вопросы именно у Платона. Для Мердок Хороший Человек – тот, кто «возносит превыше всего идею Добра (которая является доминантной в платоновской пирамиде идей) и через призму Добра познает окружающий мир». Еще множество хороших человеческих качеств, Мердок пропускает именно через призму или категорию Добра, но этого понятия она нигде не истолковывает, как бы настаивая на его «многозначности и нераскрытости».

Мердок, опираясь на платоновскую философию, сравнивает не только понятия добра и красоты, но так же понятия добра и любви. Писательница полагает, что возвышенная любовь не может быть отождествлена с добром, ибо в человеческой жизни они имеют разные места,  понятие добра выше любви, как и все другие понятия. Говоря о любви и красоте, можно сказать, что красота так же находится на особом счету, потому что она – это дорога к добру. Любовь можно выразить по-разному. Любовь носит разные маски: эгоизм, ложь – тогда она ведет к неправильному добру. По мнению самой Мердок, «истинной любовью можно считать любовь матери к своему неизлечимо больному дитя или любовь к умирающему старику».

 	Так Мердок, опираясь на прежние взгляды о том, что человеческая жизнь не содержит в себе единства и что все в жизни под властью случая и смерти, после изучения Платона, говорит о том, что человек стремится к единству, которое для него и есть добро.

В работах Мердок «Мысль о совершенстве», «Превосходство добра над другими понятиями», писательница делает отсылки на всеобще известный миф Платона о пещере , в которой прослеживается идея восхождения ума человека через категории Добра и Истины, которые собой воплощает Солнце. Исходя из мердоковского суждения Добро – это Солнце и истинная сущность Добра скрыта от человека. Платоновская концепция Добра является у Мердок основополагающей.

Для Платона любовь – чувство двоякое, которое содержит в себе абсолютно разные грани человеческой природы. Мердок говорила о том, что «Платоновский Эрос – понятие, которое связывает самое обыденное человеческое желание с высочайшей моралью и системой божественного творчества». Эрот по Платону – это бесконечное стремление  к Благу (добру). 

	Тема любви занимает в творчестве А. Мердок центральное место. «В платонических романах Мердок возникает понятие «праздника любви», под которым писательница подразумевает момент расцвета истинной любви, творящей хорошего человека». Стоит отметит у Мердок такую важную деталь, как восхождение из пещеры к первозданным эйдосам. Мердок переосмысливает его с точки зрения экзистенциального подхода к проблеме человека в мире.

Следует отметить, что Мердок была согласна с платонической теорией не полностью. Создавая структуру идеального государства, Платон изгоняет из него художников, так как считает, что художник – подражатель третьей степени. Но для А. Мердок искусство тесно связано с правдой  и добродетелью.

Исходя из содержания первой главы, мы делаем соответствующий вывод: на Айрис Мердок, как философа и художника, огромное влияние оказала философия: платоническая, лингвистическая и философия экзистенциализма. Из каждого из этих направлений, Мердок взяла то, что было ей наиболее близко, структурировала, переосмыслила и по-своему отразила в своих произведениях.





Глава 2. Нарративные уровни в романе А. Мердок «Дитя слова»



За последние десятилетия нарратив становится для исследователей и критиков весьма актуальной проблемой. Многие исследователи р.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44