VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение особенностей видов и уровней социальной работы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007848
Тема: Изучение особенностей видов и уровней социальной работы
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ



	ВВЕДЕНИЕ	3

	ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ	5

	1.1 Сущность социальной работы	5

	1.2 Функции и структура социальной работы	12

	ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ	17

	2.1 Виды социальной работы	17

	2.2 Уровни социальной работы	19

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	25

	СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	27








ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы. В условиях становления рыночных отношений в России миллионы людей разных социальных категорий (пенсионеров, инвалидов, безработных, детей из многодетных семей, членов семей военнослужащих и т.п.) нуждаются в социальной защите, поддержке и помощи.

Социальная обстановка в Российской Федерации на данный период времени достаточно сложная. Тысячи и тысячи людей не живут, а можно сказать, выживают на доход, который ниже прожиточного минимума. Также высока и смертность населения (особенно мужской половины). Растет число детей, которые рождены вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. В России распадается каждый если не второй, то третий брак точно. Ежегодно около 1 млн детей остаются без одного из родителей (доля неполных семей достигает 15%). По числу производимых в год абортов (в нашей стране эта цифра составляет 4 млн) Россия значительно опережает высокоразвитые страны мира. В материальной, психологической и юридической помощи нуждается около миллиона детей-инвалидов. Примерно 4,5 млн человек страдают психическими заболеваниями. Растет и число преступлений, в частности тех, которые совершены детьми (примерно треть виновных в грабежах, кражах и изнасилованиях — подростки!). Россия не только занимает одни из «передовых рубежей» по количеству алкоголиков, но и уверенно догоняет и перегоняет «неблагополучные» страны, как по числу наркоманов, так и числу токсикоманов. Социальное напряжение в обществе и семье стало причиной участившегося в последнее время жестокого обращения с детьми (а порою и их продажи), стрессов, самоубийств (суицидов) (до 50—80 тыс. случаев за год), проституции.

Во всем мире накоплен огромнейший опыт социальной работы. Имеется, конечно, и немалый отечественный опыт социальной работы. Правда, в прошлом не использовался такой термин, как «социальная работа», но, по сути, оказание социальной помощи, поддержки, социального обеспечения в полной мере можно отнести именно к социальной работе. Необходимо изучать как зарубежный, так и российский опыт социальной работы.   Использовать все, то положительное, что имеется в современной практике. Во многих странах мира, прежде всего в развитых, специалисты в области социальной работы участвуют в качестве экспертов в подготовке нормативно-правовых актов, и в принятии решений местными органами власти и общественными организациями.

Жизнь показывает, то, что люди, зачастую сталкиваются с такими проблемами, которые они сами не посильны, непосильны в решении данной проблемы и члены их семей, также ни друзья и соседи, ни чиновники. Для решения такого рода проблем и требуются профессионалы своего дела — социальные работники. Поэтому в 1991 г. в Российской Федерации была введена совершенно новая для Российской Федерации профессия — социальный работник.

Объектом исследования в работе выступила социальная работа. Предмет исследования – виды и уровни социальной работы. 

Таким образом, нами была поставлена цель курсовой работы: изучение особенностей видов и уровней социальной работы. 

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

- определить сущность социальной работы;

- выделить функции и структуру социальной работы;

- рассмотреть уровни и виды социальной работы.

Курсовая работа по структуре состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка литературы. 






ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ



1.1 Сущность социальной работы



На протяжении долгих лет в России динамично развивается новый и совсем незнакомый для нашей страны вид профессиональной деятельности, который являлся одновременно в системе высшего образования специальностью, – социальная работа. 

Становление социальной работы в нашей стране, как особой профессии и специального института вызвано не только возрастающими с течением времени запросами населения на социальную поддержку, но и рядом других изменений, которые содержат данные запросов, их индивидуализацию, а так же обусловлены более глубокими личностными потребностями индивида, которые являются опосредованными в большей степени условиями их удовлетворения. Деятельность в сфере социальных услуг может быть и добровольческой, и профессиональной, но по мере развития института социальной работы и при всей важности волонтерского движения с течением времени неизбежно будет возрастать, как степень обученности персонала, так и глубина специализации ее учреждений. 

Социальную работу можно определить как, «разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе деятельного существования личности, поддержания жизнеобеспечения и совместного удовлетворения потребностей».  

Социальную работу, прежде всего, необходимо, конечно же, рассматривать как самостоятельную науку, а не как иначе, данный аспект и устанавливает ее место в системе всех наук. Социальная работа, как и любая другая наука, имеет свой собственный категориальный аппарат, имеет свой объект и предмет. Объектом исследования в социальной работе  выступает, ничто иное как процесс взаимодействий, связей, средств и способов регуляции поведения личностей и социальных групп в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются  закономерности, которые обуславливают направленность и характер развития различных социальных процессов в обществе. 

Основой содержания любой науки являются базовые категории («несущие» понятия, определяющие ее предмет), закономерности и принципы. 

Разработка категориального научного аппарата выступает в области исследования теории социальной работы одной из приоритетных задач. В систему категорий должны входить понятия, которые отражают. Во-первых, специфику организации социальной работы в различных сферах социальной практики (к примеру, социальная работа в армии, социальная работа в образовании и т.п.); с различными клиентами (социальная работа с семьей, социальная работа с инвалидами, социальная работа с группой риска); в различных социальных ситуациях (социальная работа в, социальная работа в условиях экологического неблагополучия, экстремальных ситуациях и т.п.). 

Во-вторых, разные аспекты организации непрофессиональной и профессиональной социальной работы (психосоциальные технологии, менеджмент, экономика социальной работы и т.п.). Несомненно, по мере развития эмпирических исследований и теории в данной области система ее категорий будет расширяться и обогащаться. 

Междисциплинарные связи в изучении проблем общества, человека и характера взаимодействия их реализуются благодаря ряду комплексных исследований. Соотношение теории социальной работы с иными теориями опирается на возникшие ранее традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с иными науками показало междисциплинарный ее характер, а также отличие от таких смежных областей знания как психология, социология и т.д. 

Система социальной работы собой всегда представляет открытую систему, переплетающуюся самым тесным образом с другими социальными системами: политикой, экономикой, культурой, правом, этикой, бытовым обслуживанием, экологией и т.д. Видение, понимание связей системы социальной работы с иными системами и в целом системой общества поднимает социальную работу на более высокий уровень общественной культуры и делает общество по-настоящему гуманным, делает людей людьми в самом высоком смысле, ставит человека в центр общественной жизни. 

Представление о социальной работе как об определенной системе имеет методологическое, концептуальное значение для повседневного управления социальной работой. Познание её как системы избавляет организаторов от преувеличения роли каких-либо отдельных её сторон, одностороннего подхода, дает возможность своевременно корректировать и предвидеть возможные ошибки, перекосы в социальном обслуживании, поднимать эффективность и культуру социальной работы. 

Социальная работа – это социальный универсальный институт: ее носители оказывают помощь каждому индивиду вне зависимости от социального национальности, статуса, расы, религии, возраста, пола и других обстоятельств. В этом вопросе единственным критерием является невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением и потребность в помощи. Хотя среди лиц, которые занимаются социальной работой, достаточно много людей, принадлежащих к той или иной конфессии, но у самого института социальной работы наблюдается светский характер, являясь атрибутом гражданского общества. Помимо морально-нравственных весьма влиятельных императивов, в силу этого, регулируется деятельность социального работника через государственное законодательство.

Таким образом, можно отметить, что поскольку социальная работа имеет свой категориальный аппарат, объект и предмет, прежде всего, её необходимо рассматривать как самостоятельную науку.

Понимание сущности социальной работы как практической деятельности так же заслуживает к себе внимания. 

Социальная работа – это профессиональная деятельность, которая нацелена на содействие социальным группам, людям в преодолении социальных и личностных трудностей при помощи защиты, поддержки, реабилитации и коррекции.

Социальная работа в отличие от иных форм социального содействия – двустороннее взаимодействие. Социальный терапевт, сотрудник социальной службы, специалист иного профиля обязательно должен опираться на ресурсы самого клиента, побуждать и организовывать его для разрешения его собственной проблемы.

Термин «социальная работа» достаточно тесно связан с функционированием рыночной экономики, так как достижение ее эффективности сопровождено социальным расслоением. Если сеть социальной поддержки не создана, то обостряются различные проблемы в социальной сфере,а так же возникает социальная напряженность. На протяжении десятилетий в странах развитой рыночной экономики воссоздавались и достаточно успешно действуют институты социальной поддержки людей. Здесь профессия «социальный работник» относится к числу наиболее распространенных, а социальные структуры имеют как частную, так и государственную основу. Наиболее актуальной проблемой в отношении социальной работы в нашей стране является признание ее как важнейшей деятельности, которая подтверждает соблюдение первейших прав человека, степень социальной защищенности личности, уровень гуманизации общества и т п. Социальную работу можно отнести к одному из существующих многочисленных видов деятельности. Есть политическая, экономическая, культурная, правовая, научная, техническая и иные виды деятельности. И есть социальная работа, являющийся особым видом деятельности.

В связи с этим необходимо отметить ее различные аспекты.

Социальная работа является деятельностью, осуществляемой профессионально подготовленными специалистами и их помощниками, направленной на оказание семье, группе или лицу индивидуальной помощи, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через диагностику, информирование, прямую финансовую и натуральную помощь, консультирование, уход и обслуживание одиноких и больных, психологическую и педагогическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность в  преодолении сложных ситуаций и в этом им способствующих.  

Социальная работа – это профессиональная деятельность, которая направлена на активизацию потенциала своих возможностей личности при решении возникающих жизненных сложных проблем. 

Т. Шанин и Ш. Рамон, английские ученые, определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Она основывается на альтруизме и имеет направление на то, чтобы людям облегчить в условиях семейного и личного кризиса повседневную жизнь, а также кардинально, по возможности, решить их проблемы. Социальная работа выступает связующим важным звеном между людьми, которым нужно помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.  

К главным целям социальной работы относятся следующие:

– увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и разрешать более эффективным возникающие проблемы;

– создание условий, где клиенты могут максимально проявлять свои возможности и получать все, что они заслуживают по закону;

–реадаптация или адаптация людей в рамках общества;

– создание таких условий, при которых человек, несмотря на жизненный кризис, душевный срыв или физическое увечье, может жить, при этом сохраняя уважение к себе со стороны окружающих и чувство собственного достоинства;

– и как конечная цель – это достижение такого результата, где у клиента «отпадает» необходимость в привлечении помощи социального работника. 

Любая социальная деятельность имеет такие компоненты, как условия, средства, цель. 

Целью социальной работы является оптимизация механизмов социального функционирования социальной группы или индивида. Но необходимо иметь в виду, что существуют разнообразные основания для возникновения различных форм и видов социальной работы. Одним из данных оснований являются сферы социальной практики, и в данном случае можно сказать о социальной работе в здравоохранении, образовании, сфере досуга и т.д.; еще одним основанием могут выступить социально-психологические особенности клиентов –группы социального риска, молодежь, лица, склонные к суицидальному поведению и т.д.; третьим – характер проблем, которые встают перед социальными работниками. Конечно, можно найти и иные основания. Во всех этих случаях происходить будет конкретизация каждой цели социальной работы (к примеру, от момента профилактики до коррекции). Условия для каждого из видов социальной работы будут также конкретизироваться, включая различные сферы и уровни (от местного до федерального): экономические, политические, этнонациональные и социально-психологические.

В данном случае средства могут рассматриваться как социальные институты, методы осуществления социальной работы.

Особое значение в связи с этим имеет типологизации социальных служб с целью организации практической социальной работы. В основании классификации различных форм и видов работы могут находиться различные принципы (это связано в какой-то степени с наличием разнообразных подходов к пониманию характера и сущности социальной работы как деятельности), но, в конечном счете, они все сводятся к следующему: работа с проблемами клиента; работа с другими организациями, учреждениями, службами. 

В свою очередь внутри данных двух форм идет классификация разнообразных видов. Например, в первом случае можно говорить о характере проблемы клиента (потеря работы, развод, инвалидность, смерть близкого человека и т.п.): а с другой – об особенностях клиента, так как на месте клиента может выступать и группа, и индивид, в том числе и общество как большая социальная группа.

Во втором случае, речь идет о сфере деятельности, во время которой возникают проблемы взаимодействия с другими учреждениями, службами, ассоциациями (к примеру, сфера здравоохранения, образования, быта и т п.); или же о статусе этих организаций (коллективные, государственные, частные, благотворительные, общественные и т.п.). Социальная работа является механизмом, обязанным переводить потенциально провозглашенные права в актуально реализуемые. Смысл социальной работы заключается в компенсации каких-либо социальных ущербов, выравнивании возможностей разных семей, индивидов, групп в пользовании своими социальными правами. Цель социальной работы как деятельности, заключается в оптимизации механизмов социального функционирования социальной группы или индивида.  

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сделать следующий вывод, что смысл социальной работы является деятельностью по оказанию помощи семьям, индивидам, группам в реализации их социальных прав и в компенсации психических, физических, социальных, интеллектуальных и других недостатков, которые препятствуют социальному полноценному функционированию. Как любая другая профессиональная деятельность она осуществляется специалистами по социальной работе.





1.2 Функции и структура социальной работы



Социальная работа – это разновидность человеческой деятельности, её цель оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе деятельности и жизнеобеспечения существования семьи, личности, социальных, а также других слоев и групп в обществе. 

Социальная работа, соединяя в себе черты совершенно различных профессий, имеет именно интегральный характер. Помощь нуждающимся, которой занимались ранее медики, психологи, педагоги и другие специалисты, стала уже особой профессией, которая получила название социальной работы. Отражая интегральный характер профессиональной помощи, она сложилась на стыке разных дисциплин и таким образом явилась результатом междисциплинарных исследований. Помощь нуждающимся, которая эффективна предполагает профессионализм, так как именно непрофессиональные помощники очень часто оказываются некомпетентными в тех либо других вопросах, и соответственно могут выступать между теми, кто нуждается в ней в качестве посредников, и государством, которое осуществляет социальную политику. Оказываться она может только теми людьми, которые принадлежат к профессии социального работника. 

Под объектом социальной работы подразумеваются те, кто нуждается в помощи, а под субъектом – кто её оказывает. То есть социальную работу можно рассматривать как взаимодействие между объектом и субъектом, имеющее своим результатом помощь людям в решении встающих перед ними проблем, т.е. улучшение условий их жизни. 

К функциям социальной работы относятся: 

1. Диагностическая - изучение социальным работником особенностей группы людей, степени влияния на него (или на них) постановка и микросреды «социального диагноза».  

2.Прогностическая - прогнозирование и программирование влияния на объекты социальной работы всех институтов общества, выработка определенной модели социального поведения данных объектов; 

3.Социально-терапевтическая (или предупредительно-профилактическая) - приведение в действие юридических, социально-правовых, социально-медицинских, психологических, педагогических и иных  механизмов преодоления и предупреждения негативных явлений, организация социально-бытовой, социо-терапевтической, медицинской, психолого-педагогической, юридической и другой помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, подростков, женщин, молодежи, детей.

4.Правозащатаая функция — использование полного комплекса правовых норм и законов, которые направлены на оказание поддержки и помощи, защиту населения — как проживающего внутри страны, так и той его части, которая оказалась по тем или иным причинам за ее пределами; 

5.Социально-педагогическая функция — выявление потребностей и интересов людей в разнообразных видах деятельности (спортивно-оздоровительная, культурно-досуговая, а также художественное и техническое туризм, творчество) и привлечение к работе с ними разнообразных организаций, учреждений, творческих, общественных и иных союзов, тренеров, специалистов, организаторов культурно-досуговой деятельности и т д..; 

6.Социально-психологическая функция различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитаций всем нуждающимся; 

7.Социально-медицинская функция — организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи;

8.Социально-бытовая функция — способствование в оказании не обходимой помощи различным категориям насёления (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта; 

9.Коммунакатавная функция — установление контактов с нуждающимся в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб; 

10.Рекламно-проiгагандастская функция — организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека; 

11.Нравственно функция (своеобразная концентрация определенных свойств всех других функций) — придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе; 

12.Организационная функция — способствование организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественности, направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабозащищенным слоям и группам, отдельным личностям. 

Функциями социальной работы определяются ее уровни. Основание для определения уровня социальной работы может быть различным. Социальная работа в зависимости от масштабности может проводиться на региональном, федеральном, индивидуальном и местном уровнях. 

Содержание федерального уровня, прежде всего, определяется социальной и законодательной политикой государства, управлением в масштабе страны социальной защитой населения.   

Региональный уровень социальной работы предопределяется во многом ее федеральным уровнем, выступает производным от него. Это находит определенное выражение как в реализации нормативных или законодательных актов федерального значения, так и их адаптации к особенностям каких-либо субъектов страны, что имеет важнейшее значение в России, характеризующейся многочисленным разнообразием природных, климатических и иных условий. Социальная работа на региональном уровне, таким образом, приобретает содержательный, более конкретный характер. 

Местный уровень социальной работы может быть определен конкретной направленностью на тот или иной объект; социальная работа главным образом осуществляется благодаря социальными службами различного рода, добровольцами и профессиональными социальными работниками.  

Индивидуально-личностный уровень является работой с клиентом на основании его запросов, применения методик и техник индивидуальной работы. Социальная работа в зависимости от того или иного объекта может проводиться как с семьей, так и отдельным индивидом, конкретным слоем или группой, в целом населением (социально-групповой). Социальная работа как феномен общественной жизни должна рассматриваться не только как практический вид специфической деятельности, но так же и как учебная дисциплина, и как наука или цикл учебных дисциплин. 

Структура социальной работы заключается в наличии нескольких компонентов. Это – содержание, субъект, объект, управление и функции, средства и цели, связывающие их в общее единое целое. 

Объектом социальной работы служат люди, которые нуждаются в посторонней помощи: инвалиды, старики, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети. Это зачастую маргинальные слои, то есть слои, стоящие на краю (дети и подростки; семьи, которые имеют  неблагополучные условия; взрослые граждане; люди в преклонном возрасте). 

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняется субъектом социальной работы (люди, которые занимаются социальной работой на общественных началах или профессионально; люди, которые этому занятию обучаются; административные структуры; исследователи; трудовые коллективы и предприятия; государственные органы; религиозные и общественные организации и др.).  

Следующим компонентом социальной работы как системы выступает ее содержание. Оно вытекает непосредственно из функций работы (диагностическая, информационная, организационная, прогностическая, психолого-педагогическая, управленческая, оказание практической помощи).  

Социальная работа осуществляется при помощи многочисленных средств. Средствами называют все те орудия, предметы, действия, приспособления, при помощи которых достигаются цели деятельности.  

Социальная работа без такого компонента, как управление, просто немыслима. Оно в себя включает оценку состояния объекта, выработку и принятие, планирование решения, контроль и учет, координацию, материально-техническое и организационное обеспечение, воспитание и подготовку, подбор кадров соц.работы. 

Перечисленные компоненты составляют полную структуру социальной работы. Деятельность становится некой системой, когда ее компоненты объединяются в единое целое при помощи целей и функций. Цель является образом предмета, который человек желает получить в результате своей деятельности. Самая общая цель соц.работы – удовлетворить потребности своих клиентов. Этой цели подчиняется вся деятельность субъекта, соответственно ей организуется управление, складывается содержание, подбираются адекватные методы, формы и средства социальной работы. Цель, таким образом, связывает компоненты социальной работы в единое целое, делает их общей единой системой.




ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1 Виды социальной работы



Эти направления в своей совокупности представляют собой социальную работу как нечто целое, как систему, выступая ее компонентами или  структурными элементами.

Каждая из них, в свою очередь, представляет собой нечто законченное, подсистемы целого - социальной работы.

1. В социальной работе социальный диагноз значит изучение причин и социальных мотивов поведения личности, общности, группы, слоя, их состояний (духовного, психического, материального), определение методов и форм работы с ними.  

2. Социальная реабилитация подразумевает реализацию комплекса мер (юридических, педагогических, медицинских, психологических, социальных), которые нацелены на восстановление главных социальных функций личности, социальной группы (социального статуса, здоровья и т.д.), их социальной роли как субъекта основных сфер общественной жизни.

3. Социальная профилактика определяется как система мероприятий по продлению жизни, охране здоровья, обеспечению условий для активного участия индивидов, групп, семей в жизни общества, выполнения ими разнообразных социальных ролей.

4. Применительно к социальной работе социальный контроль собой представляет одну из социальных функций гражданского общества, которая заключается в надзоре за соблюдением государственными общественными, хозяйственными организациями законности, соблюдения прав всех граждан, и в том числе в сфере их социальной поддержки, помощи и защиты.

5. Как важнейшее направление в социальной работе социальное страхование означает целостную систему социально-экономических отношений, при которых за счет взносов населения, организаций и предприятий создаются страховые фонды, которые предназначены в свою очередь для возмещения ущерба от стихийных бедствий и иных неблагоприятных случайных явлений, а также для оказания семьям или гражданам помощи при наступлении тех или иных событий в их жизни, являющихся предметом страхового договора. 

В научной литературе выделяются разнообразные типы или виды социальных технологий. 

Например, по степени новизны различаются традиционные и принципиально новые. 

В зависимости от характера объекта технологического воздействия так же можно выделить разнообразные типы социальных технологий. Когда же он определяется управленческо-организационными аспектами, то выделяются технологии поиска стратегии управления, социального прогнозирования, персонального менеджмента и др.  

Ряд исследователей, с точки зрения масштабности, выделяют территориальные и глобальные социальные технологии. Первые связываются с социальными проблемами воздействия общества и природы на человека, с тенденциями мирового развития, с решением общечеловеческих проблем. Региональные социальные технологии включают конкретные территориальные ограничения и отражают динамику процессов социальной региональной жизни. 

Как нам представляется, целесообразно вести поиск наиболее оптимальной типологизации не в направлении выделения частных критериев, а по направлению усиления универсальности самой классификации.  

Далее мы более подробно рассмотрим уровни социальной работы. 



2.2 Уровни социальной работы



Всего существует множество разнообразных оснований для определения уровней социальной работы.

Социальная работа в зависимости от масштабности может проводиться на региональном, федеральном, индивидуальном и местном уровнях.

Содержание федерального уровня, прежде всего, определяется социальной и законодательной политикой государства, управлением в масштабе страны социальной защитой населения. Именно на данном уровне социальная работа должна представляться в ее широком понимании, что накладывает, естественно, отпечаток в узком смысле слова и на ее содержание.

Во многом региональный уровень социальной работы предопределяется ее федеральным уровнем, а также является производным от него. Это находит конкретное отражение как в реализации нормативных или законодательных актов федерального значения, так и их адаптации к особенностям каких-либо субъектов страны, что имеет в России важное значение, которое характеризуется разнообразием природных, климатических и иных условий. На региональном уровне социальной работой приобретается более содержательный, конкретный характер и социальная работа предстает в непосредственном ее узком понимании. 

Местный уровень социальной работы может быть определен конкретной направленностью на тот или иной объект; социальная работа главным образом осуществляется разнообразными социальными службами, профессиональными добровольцами и социальными работниками.

Индивидуальный уровень - это работа с клиентом на основании вопросов применения методик и техник индивидуальной работы.

Социальная работа в зависимости от определенных объектов проводиться может как с отдельными индивидами, так и семьями, какой-либо группой (слоем), в целом населением. 

Г. Бернлера и Л. Юнисона считают, что социальная работа может быть разделена на семейную и индивидуальную социальную работу (индивидуальную психотерапию); социальную групповую работу; общественную работу; социальное планирование и администрирование. 

Достаточно характерно, что деятельность социального управления, ее методы и технологии в теоретическом любом рассмотрении выделяются в определенную специфическую отрасль социальной практики, а социальная работа непосредственно контактная подразделяется на работу с индивидами, работу с группой и/или семьей - ее ближайшим социальным окружением, и работу с сообществом, где он проживает. Необходимо в связи с подобным делением охарактеризовать более подробным образом субъекты социальной работы для наиболее точного понимания места и роли каждого их них.

Первым субъектом выступает любой человек, группа или семья людей, которые потенциально могут оказаться или находятся в «слабой» позиции и объективно нуждаются в силу этого в понимании связанных с этой позицией проблем, трудностей, в получении реальной помощи для преодоления данных трудностей. Прежде всего, таким людям необходимо поддержание нормальных подходящих социально-бытовых условий (питание, одежда, медицинское обслуживание, жилье и др.), общение, интеграция их в разнообразные сферы социокультурной жизни (спорт, досуг, посильный труд и т.д.). Важную роль играет их социальная и психологическая реабилитация. Можно выделить в этом обширном классе клиентов подгруппу людей со сходными судьбами, проблемами, хотя нередко многие из тех, кто субъективно считает себя нуждающимся в помощи, к таковым могут быть отнесены только условно. И наоборот, те, кому действительно необходимо специальное внимание, милосердное отношение, профессиональная помощь, не осознают своей потребности или, если осознают, то стыдятся обращаться за содействием. 

Второй субъект социальной работы - это люди, осуществляющие ее, социальные работники. Они психологически характеризуются, прежде всего, гуманистической, альтруистической направленностью, преимущественно нравственной мотивацией. Центральной характеристикой этих индивидов, выбирающих своим жизненным предназначением оказание добровольческой или профессиональной социальной помощи, является деятельная любовь, милосердие к людям. 

Еще одним, не менее важным компонентом деятельности данного субъекта выступает его профессиональные навыки и умения, знание технологий и методов оказания социальной помощи. Качествами, которые необходимы для определения проф. пригодности к ведению социальной работы, считают, опираясь на многолетний опыт, который был накоплен в системах социального обслуживания зарубежных стран, следующие: хорошая саморегуляция, высокий уровень интеллектуального развития; способность проявлять терпимость; навыки самодисциплины; способность помогать в трудных ситуациях людям; выносливость, физическая сила; способность к перенесению больших моральных и психологических нагрузок; умение четко мыслить, здравый смысл; эмпатичность, чуткость.

Необходимо заметить также то, что к занятию социальной работой имеются противопоказания, и экстремизм среди них любого толка - от политического до религиозного. 

Третьим субъектом социальной работы являются люди, которые этому занятию учат. У обучающихся они вырабатывают не только профессиональные навыки и знания, но и закрепляют альтруистическую направленность личности, формируют гуманистическую установку. Здесь основную роль играет сама личность наставника, педагога, руководителя практики. Подготовка методиста, преподавателя, семейного терапевта или практического психолога, которые представляет большую трудность и могли бы эффективно проводить образовательный процесс. 

Четвертым субъектом социальной работы является ее исследователь. Его задача заключается в наблюдении практики социальной работы, фиксации и анализе зарождающихся и существующих тенденций ее развития и состояния; обобщение, прогнозирование дальнейшего развития и систематизация накопленного материала. Необходимо заметить, что при наличии всех неблагоприятных внешних условиях для развития социальной науки в стране действует достаточно много авторитетных исследователей социальной работы, которые объединены в несколько школ. Их деятельность дает возможность не только изучать существующее положение в области социальной работы, публиковать справочные и учебные пособия, но так же и предлагать новые формы и инновационные модели организации и деятельности социальных служб. 

Пятым субъектом выступают административные структуры социального управления. К ним относятся те деятели, от понимания которыми целей и содержания социальной работы в значительной мере полностью зависит ее эффективность и масштаб. На различных уровнях муниципального управления и государственной (исполнительной и законодательной) власти они осуществляют и формулируют в стране социальную политику.  

Конечно, уровень о.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%