VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие формы правления государством, а также выявить взаимосвязь с другими элементами формы государства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007181
Тема: Понятие формы правления государством, а также выявить взаимосвязь с другими элементами формы государства
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ 





	Введение	3

	Глава I. Форма правления: понятие и исторические разновидности	4

	§ 1. Понятие формы правления  в правовой науке	4

	§ 1. Исторические виды форм  правления	6

	Глава II. Правовая характеристика монархии и республики как видов форм правления	13

	§ 1. Монархия: понятие, признаки, виды и перспективы исторического развития	13

	§ 2. Республика: понятие, признаки, виды	16

	Глава III. Взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом	21

	§ 1. Общие положения государственного устройства и политического режима	21

	§ 2. Соотношение формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом	25

	Заключение	27

	Список нормативно-правовых актов и использованной литературы	29












Введение 



Государственная власть любого государства по своей сути и содержанию проявляется как единая и неделимая. 

Кроме того, единственный носитель и проводник велений этой власти - государственный механизм. Исходя из этого «двуединого единства», было бы логичным предположить, что какова природа и характер данных источника власти и ее носителя, таковой должна быть и опосредующая их форма. При едином источнике государственной власти и едином механизме ее осуществления вполне логично и естественно наличие и соответствующей их природе и характеру единой формы. 

Цель данной работы – определить понятие формы правления государством, а также выявить взаимосвязь с другими элементами формы государства.

Достигается эта цель путем последовательного решения следующих исследовательских задач:

Определить понятие и исторические разновидности формы правления;

Рассмотреть понятие, признаки, виды и перспективы исторического развития монархии;

Изучить понятие, признаки, виды республики;

Охарактеризовать взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом.

Структурно работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы.


Глава I. Форма правления: понятие и исторические разновидности 

§ 1. Понятие формы правления  в правовой науке



Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Под формой правления в юридической науке обычно понимают способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, а также степень участия населения в формировании данных органов. Форма правления наряду с формой государственного устройства и характером политического режима является характеристикой формы государства. Если обратиться к толковым словарям, то можно заметить, что термином «форма» обозначают внешний вид предмета либо установленный образец (в последнем случае форма будет синонимична шаблону). В обществоведческих дисциплинах термин «форма» неразрывно связан с «содержанием». Данные термины всесторонне характеризуют изучаемый предмет, взаимосвязь всех его составных элементов, при этом форма выступает выражением содержания, его внутренней и внешней организацией. Относительно юридической науки форма государства является отражением тех общественных отношений, которые складываются вокруг политической организации и управления обществом.

Как отмечал В.С. Петров, специально посвятивший свою работу выявлению особенностей формы и содержания государства, понятие форма в учении о государстве можно рассматривать в трех аспектах. Во-первых, в прямой связи с сущностью государства как общественного явления. В данном аспекте форма является способом выражения сущности государства через институциональную систему государственных органов. Во-вторых, во внешнем проявлении содержания через различные варианты организации верховной власти. В-третьих, в непосредственной связи с содержанием, как его внутренняя форма, которая выражается в тех принципах, на которых построено государство. В качестве внутренней формы государства выступает политический режим, который отражает внутренние структуры и механизмы осуществления власти (Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1971).

Стоит обратить внимание, что государство является объектом различных обществоведческих наук. Особенность юридической науки заключается именно в фиксации и анализе внешних проявлений этих общественных отношений. Иными словами, изучая государство, юридическая наука исследует способы возникновения, организации и осуществления государственной власти. При этом государство рассматривается в неразрывной связи с правом, подтверждением чему служит знаменитая дискуссия о первородстве государства или права.

Следует согласиться с А.Ф. Черданцевым в том, что юридическая наука относится к тем наукам, для которых в качестве объектов исследования выступают знаковые, языковые системы. По этой причине при анализе понятий необходимо четко разделять язык права и язык правовой науки. Данное утверждение имеет непосредственное отношение и к объекту нашего исследования - форме правления. Причем необходимо учитывать эволюцию этого понятия. Появившееся первоначально как понятие науки, с развитием правового сознания оно прочно обосновалось в языке нормативных правовых актов. Так, ст. 1 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Конституционный Суд Российской Федерации установил, что «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» предопределяется принципами организации органов государственной власти, самой их организацией, порядком формирования и функционирования, а также характером их взаимодействия в единой системе государственной власти. Такой подход представляется теоретически неверным, т.к. фактически отождествляет форму правления, форму государственного устройства и политический режим, характеризуя их в совокупности теми же признаками, которые в современной юридической науке приписываются исключительно форме правления. Стоит отметить, что проблема склонности к подобному отождествлению нередко отмечается в работах современных исследователей, что свидетельствует о ее актуальности.



§ 1. Исторические виды форм  правления   



Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов. В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики. В свою очередь монархии и республики также подразделяются на различные виды, а также нередко смешиваются.

Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства-монарху (королю, царю, императору, и т.д.), который занимает престол по наследству и несет ответственности перед населением.

Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим, ответственность перед избирателями. 

Далее, в следующих главах работы будут подробно рассмотрены эти две формы правления и их виды. 

Сегодня существуют два классических подхода к понятию «форма правления»: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица - главы государства. Широкий подход к понятию формы правления включает отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни. Политическая форма правления не исчерпывается положением одного лица. При классификации необходимо учитывать разные взаимоотношения главы государства с парламентом и правительством, но, будучи формой управления, они не могут включать всю политическую среду. 

Очевидно, что механизмом реализации принципа разделения и взаимодействия властей, его ключевым стержнем выступает система сдержек и противовесов. В современных демократических государствах реализация принципа разделения властей предопределяется существующей формой правления, формой государственного устройства, историческими, правовыми традициями. Другими словами, если необходимо определить, какая из моделей разделения властей реализована в той или иной республике, необходимо установить на основе конституционных и законодательных норм, какая форма правления существует в рассматриваемой республике. Поскольку выделяют республики с президентской, парламентской и смешанной формами правления, то и модели разделения властей, и, следовательно, системы сдержек и противовесов рассматривают в соответствующих республиках. Необходимо отметить, что при выделении тех или иных характерных признаков моделей разделения властей в современных научных исследованиях уделяется недостаточно внимания месту и роли судебной власти в системе сдержек и противовесов. Имеются научные исследования, посвященные отдельным государства или же отдельным аспектам взаимодействия судебной власти с иными ветвями власти. В этой связи, определяя характерные признаки системы сдержек и противовесов в республиках с разными формами правления на основе конституционных и законодательно закрепленных норм, считаем необходимым выделить основные направления взаимодействия и взаимоограничения судебной власти и законодательной, исполнительной и президентской ветвей власти.

Система сдержек и противовесов в республиках с парламентской формой правления содержит следующие характерные черты (на примере ФРГ и других республик): 1) формирование правительства парламентским путем и его ответственность перед парламентом; 2) занятие должности канцлера (премьер-министра, председателя правительства и др.) лидером парламентского большинства; 3) разрешение политических конфликтов между законодательной и исполнительной ветвями власти, между парламентом и правительством возможно путем взаимного воздействия друг на друга: со стороны законодательной власти - выражение недоверия правительству, что влечет за собой его отставку; а со стороны исполнительной власти - применение права роспуска парламента; 4) взаимодействие судебной власти с законодательной властью по следующим направлениям: со стороны законодательной власти - формирование судебной власти (в частности, Федерального конституционного суда ФРГ); принятие законов о судоустройстве и судопроизводстве, и, кроме того, федеральным законом определяется, в каких случаях решения Федерального конституционного суда имеют силу законов (ч. 2 ст. 94 Основного закона ФРГ); принятие законов, обязательных для правоприменения; по ходатайству Бундестага Федеральным конституционным судом в случае нарушения конституционных норм или посягательства на конституционный строй земли федеральный судья может быть переведен на другую должность или уволен в отставку (ч. 2 ст. 98 Основного закона ФРГ); со стороны судебной власти - решение споров о компетенции между Федерацией и землями; по публично-правовым спорам между Федерацией и землями, между землями, в пределах земли (ФРГ); судебный конституционный контроль; отправление правосудия по отношению к депутатам парламента в конституционно установленных случаях; 5) взаимодействие судебной власти и исполнительной возможно по следующим направлениям: исполнение решений судов; материально-техническое обеспечение судов - со стороны исполнительной власти; со стороны судебной власти - решения судов обязательны для исполнения органами исполнительной власти; судебный конституционный контроль; 6) единое политическое руководство государством, так как и законодательная власть, и исполнительная власть находятся в руках единой политической силы, имеющей большинство в парламенте.

Система сдержек и противовесов в республиках с президентской формой правления содержит следующие характерные черты (на примере Конституции США): 1) формирование исполнительной и законодательной власти происходит независимо друг от друга, срок их полномочий различен; 2) взаимоотношения законодательной и исполнительной власти проявляются в следующих взаимоограничениях: президент не имеет полномочий на роспуск парламента; парламент может объявить импичмент президенту, но не может выразить недоверие правительству; правительство не несет политической ответственности перед парламентом; 3) взаимоотношения между президентом, который возглавляет исполнительную власть (например, в США), и судебной властью проявляются прежде всего со стороны президента в кадровых назначениях, т.е. президентом выдвигаются и назначаются судьи Верховного суда, судьи апелляционных судов и окружных судов и судьи Суда международной торговли, их кандидатуры должны быть согласованы с Сенатом (США); исполнительная власть обеспечивает материально-техническую поддержку судов, проявляющуюся в строительстве и содержании зданий, а также обеспечивает безопасность судов. Со стороны Верховного суда - верховный судья председательствует в суде над президентом США в установленных случаях; 4) в отношениях законодательной и судебной власти необходимо отметить, что Верховный суд решает вопросы о конституционности федеральных законов; Конгресс обладает тремя важнейшими полномочиями по отношению к судебной власти США: а) разрешает создание нижестоящих судов, определяет их юрисдикцию, количество судей в каждом из судов, т.е. определяет законодательно вопросы судоустройства; б) решает, кто из выдвинутых президентом кандидатов на должность судьи Верховного суда станет в конечном итоге судьей; в) Конгресс утверждает федеральный бюджет, выделяет ассигнования на функционирование судебной системы США, что составляет около двух десятых процента от всего федерального бюджета. Кроме того, судьи назначаются пожизненно и могут быть отстранены от должности только в порядке импичмента Конгрессом. Что касается влияния судебной власти на законодательную власть, то прежде всего здесь необходимо отметить полномочия судебной власти по признанию не соответствующими Конституции актов Конгресса, что влечет их недействительность, т.е. судебный конституционный контроль, осуществляемый Верховным судом, по отношению к федеральным законам, а также толкование и применение федеральных законов.

Таким образом, в любом случае форма правления - характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята концепция «республики советов». В ряде стран для характеристики особенностей формы правления имеет значение и деятельность органов конституционного надзора (верховных и конституционных судов, конституционных советов), некоторых других государственных органов, участвующих в управлении государством.

Весьма примечательна классификация форм правления, предложенная К.А. Писаренко. Он считает, что монархия сама по себе не является формой правления. Она лишь фундамент, стержнеобразующий элемент подлинных форм правления. Классификация форм правления не может производиться исходя из числа правящих лиц, так как число управляющих всегда постоянно - исполнительная власть всегда принадлежит одному человеку. Он приводит классификацию форм правления не только по объему полномочий, но и по характеру преемственности власти. Таким образом, у автора получилось четыре основные формы правления: абсолютно-наследственная монархия, конституционно-наследственная монархия, конституционно-выборная монархия и абсолютно-однопартийная монархия.

Что касается проявления нетипичных форм правления в развитых государствах (например, полупрезидентская республика во Франции или квазимонархия в Швеции), то эти вариации можно объяснить, на наш взгляд, постоянной динамикой уровня социально-политического развития каждого из этих обществ. Логично предположить, что в то время как в одних государствах, отстающих от принятых канонов и идеалов в конституционном праве, нетипичные формы правления являются реакцией более совершенных моделей на несовершенные внешние условия, в которых им приходится функционировать, в других государствах уровень развития общества и оформление политико-правовых идей в нем уже опережает принятые модели, кажущиеся сейчас идеалом. В результате в этих государствах нетипичная форма правления - это результат стремления уже не совсем идеальной (не наиболее оптимальной) модели за более продвинутыми внешними условиями, которые складываются в социуме. Внешние условия обогнали уровень конституционно-правовых разработок и моделей. Поскольку форма правления представляет собой открытую и динамичную систему, поэтому, испытывая на себе влияние более лучших обстоятельств, она изменяется в сторону своей оптимизации или совершенствования.

Смеем предположить, что и самые последние события в государствах Северной Африки и Ближнего Востока (так называемая Арабская весна) во многом объясняются как раз несоответствием уровня социально-экономического и политического развития таких государств, как Тунис или Ливия, тем формам, в которые были облечены режимы в этих государствах. Если двадцать или тридцать лет тому назад их население довольствовалось минимальным набором прав и социальных гарантий, то в начале XXI в. общество в них если и не достигло того состояния, чтобы называться гражданским, но уже оказалось готово к столь радикальным изменениям политико-правовой системы в государстве.

Подводя итог этой небольшой главе можно отметить, что, в целом, форма правления является весьма важным элементом формы государства в целом. Ведь именно в ней заключено, кому принадлежит власть в обществе (пусть иногда формально), а это, в свою очередь, говорит о развитости или, наоборот,  отсталости или консерватизме данного общества. 






Глава II. Правовая характеристика монархии и республики как видов форм правления

§ 1. Монархия: понятие, признаки, виды и перспективы исторического развития



Отличительными признаками монархии является наличие единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно, а также существование наследственного порядка передачи верховной власти. Теория монархии, как правило, обусловливает верховную власть монарха «божественным происхождением», принципом «Верховной Власти», основанным на исполнении монархом «Воли Бога». Монарх в соответствии с такой концепцией получает власть от Бога. По этому признаку монархию отличают от республики, где источником государственной власти считается народ. Соответственно, монархическая форма правления связана с теократическим характером государства либо наличием официально признаваемой государственной религии.

Существуют три основные формы монархии: абсолютная, дуалистическая, и парламентская. 

В абсолютной монархии власть монарха является неограниченной, все государственные органы подчинены ему, а воля народа выражается максимум через совещательный орган (Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар). В данном случае монарх по своему усмотрению формирует правительство, которое полностью ему подотчетно. Если в таком государстве существует парламент, то монарх назначает всех либо большинство членов парламента. Законотворчество также происходит при непосредственном участии монарха, подпись которого обязательна для вступления закона в силу. Для абсолютной монархии характерно назначение всех высокопоставленных гражданских и военных чиновников, а также судей непосредственно монархом. Статус монарха в таких государствах, как правило, не имеет правовых ограничений, он пользуется безусловным иммунитетом в гражданском и уголовном производстве.

Для дуалистической монархии характерно осуществление монархом, как правило, лишь исполнительной власти, в таких государствах существует независимый от монарха законодательный и (или) судебный орган. В конституционной монархии реальные властные полномочия у монарха отсутствуют, его роль характеризуется формулой «царствует, но не правит». В парламентарной монархии правительство образуется большинством в парламенте и ответственно перед ним. Назначение номинированных парламентом министров формально выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия. В государствах данного типа монарх выполняет преимущественно представительскую или церемониальную функцию. Юридически за монархом могут сохраняться функции, важные в области внешней политики, а также чрезвычайные полномочия для разрешения кризисов и конфликтов в области внутренней политики (к примеру, в Великобритании).

Монарх в Великобритании играет особую роль, поскольку в качестве главы государства исполняет две дополнительные и уникальные функции. Во-первых, монарх является главой Содружества наций и признается таковым большинством его членов, создавших республики или сохранивших собственные монархии. Во-вторых, монарх остается главой государства в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В этих странах британского монарха представляет генерал-губернатор, исполняющий от его имени церемониальные обязанности.

Для конституционной монархии характерно наличие института контрасигнатуры (министерской скрепы), которая является юридическим основанием иммунитета монарха. Данный институт предусматривает порядок, при котором утвержденные главой государства законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этим законам юридической силы. Подпись, поставленная повторно рядом с основной подписью, удостоверяет ее либо подтверждает факт заявленных в документе обязательств. Процедура контрасигнатуры объясняется тем, что глава государства юридически не ответственен за свои действия. Подпись министра на акте, исходящем от главы государства, означает, что министр принимает на себя юридическую и политическую ответственность за данный акт. Без данной подписи соответствующий акт обычно считается недействительным.

Также в конституционных монархиях существует институт «цивильного листа», призванный подчеркнуть различие между государственными финансами и имуществом монарха. Под «цивильным листом» понимается часть государственного бюджета, которая предоставляется в личное распоряжение монарха для удовлетворения его потребностей и нужд царствующей фамилии. Институт цивильного листа в тех монархиях, где личные расходы монарха отделены от общегосударственных и определяются по точным и постоянным нормам, а значит, цивильный лист в точном смысле этого слова возможен лишь в конституционных монархиях. В неограниченных монархиях этот термин может употребляться только по аналогии.

Таким образом, в отличие от республики, монархическая форма правления не предполагает выборность и сменяемость высших органов государственной власти.










§ 2. Республика: понятие, признаки, виды



Республика представляет такую форму правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, как правило, избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

- выборность на какой-либо определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- существование коллегиального или единоличного главы государства;

- ответственность главы государства в случаях, предусмотренных действующим законом;

- осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по поручению народа;

- обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления также относится к одной из древних. 

Современные республики подразделяются на:

 - президентские (дуалистические);

 - парламентарная;

 - смешанные (полупрезидентские).

Перейдем к правовому анализу президентской республике. 

В государствах с данной формой правления главой государства выступает президент, занимающий пост, в основном, в результате выборов. В некоторых президентских республиках (например, в Мексике) глава государства избирается внепарламентским путем, т.е. независимо от парламента, путем прямых всеобщих выборов, в которых принимают участие граждане (всенародным голосованием).  

В ряде президентских республик (США, Аргентина) глава государства избирается путем косвенных выборов. При этой системе выборов президент избирается специальной коллегией выборщиков.

В президентской республике президент, как правило, одновременно является и главой государства, и главой правительства (исполнительной власти). 

Формирует правительство Президент, Правительство же несет ответственность только перед Президентом. 

Ни правительство, ни президент не несут какой-либо политической ответственности перед парламентом за свою деятельность. Поэтому парламент не имеет право выразить вотум недоверия правительству. В свою очередь и президент не обладает правом роспуска парламента. Президент представляет государство в международных отношениях как глава государства.

Наиболее сложный вариант представляют полупрезидентские республики. Россия относится к такой республике.

Полупрезидентские республики характеризуются большей ролью парламента в формировании правительства. В таких государствах, кроме самого президента, есть пост премьер-министра, чье назначение совершается при прямом участии парламента. Как уже упоминалось, к таким государствам относится Российская Федерация.

Собственно, статья 80 Конституции РФ устанавливает, что Президент Российской Федерации является главой государства.  

Основной Закон РФ устанавливает систему гарантий, препятствующих превращению государства в «суперпрезидентскую» республику. В частности, период полномочий Президента Российской Федерации ограничен шестилетним сроком, установлена сменяемость поста в порядке всенародных прямых выборов, их альтернативный характер, недопустимость занимать пост Президента более двух сроков подряд; возможно отрешение Президента от должности, признание не соответствующими Основному Закону РФ нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда.

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Основной Закон РФ определяет и его функции.  

В парламентских и полупарламентских республиках для описания статуса главы государства используется термин «слабый президент». В таких государствах правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом, соответственно, функции последнего крайне ограничены. Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным Собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть и всеобщими, например в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

Полномочия президента в указанных странах заключаются в обнародовании законов, издании декретов, награждении, формальном назначении главы правительства (которым может стать только глава партии или коалиции партий, победившей на выборах), в амнистировании осужденных; открытии первого заседания парламента нового созыва; исполнении представительских функций.

Президент, выступая главой государства, не является в таких республиках главой исполнительной власти. Правительство юридически независимо от президента, и даже наоборот, для декретов президента может требоваться контрасигнатура премьер-министра.

Особую роль играет глава государства в республиках советского типа. Советская республика характеризуется полновластием Советов - представительных органов государственной власти. Советам принадлежит вся полнота власти, они представляют политическую основу государства, все иные органы подотчетны и подконтрольны Советам. Советская республика строится по принципу демократического централизма, отрицая принцип разделения властей. Свою деятельность Советы проводят на сессиях, а в промежутках между ними постоянно действующими органами являются президиумы и исполнительные комитеты (исполкомы), в зависимости от уровня Советов. Функции главы государства выполняют коллегиальные президенты - Президиумы Советов. Несмотря на то, что в отдельных таких государствах, к примеру в КНР, может существовать единоличный глава государства (Председатель КНР), его функции формальны и он полностью подконтролен Президиуму высшего представительного органа (в КНР - Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей).

Следует выделить наиболее важные черты смешанной модели:

1) дуализм исполнительной власти, который проявляется в характере и содержании взаимоотношений между президентом, правительством и премьер-министром. Так, правительство входит в исполнительную ветвь государственной власти как отдельное структурное подразделение, а президент входит в исполнительную власть функционально через определенный объем полномочий в сфере исполнительной власти; президент и правительство обладают как совместными полномочиями, так и дискреционными, т.е. самостоятельными; акты президента контрассигнуются премьер-министром в конституционно определенных случаях (например, во Франции); 2) формирование правительства осуществляется президентом, президент прекращает полномочия премьер-министра и остальных членов правительства; правительство реально несет двойную ответственность перед президентом и нижней палатой парламента (возможность вынесения резолюции порицания правительству, последствия которой - отправление в отставку правительства); возможность делегированного законодательства от парламента правительству (например, ст. 38 Конституции Франции); 3) в отношениях президентской и законодательной ветвей власти выделяются следующие направления взаимодействия и взаимоограничения: президент имеет право роспуска нижней палаты парламента по политическим соображения; парламент принимает законы, обязательные для исполнения; в случае если в парламенте большинство членов относится к иной политической силе, то президент реально вынужден согласовывать кандидатуру премьер-министра с парламентом; парламент может принять решение о смещении президента с должности; 4) в отношениях судебной власти, президентской, законодательной и исполнительной важная роль отводится органу конституционной юрисдикции - Конституционному совету во Франции. Конституционный совет обладает полномочиями по контролю за выборами президента, объявляет результаты голосования (ст. ст. 7, 58 Конституции Франции); в случае оспаривания выносит решение о правильности избрания депутатов и сенаторов; осуществляет предварительный конституционный контроль в отношении законодательного предложения, выносимого на референдум, объявляет результаты референдума, а также осуществляет предварительный конституционный контроль в отношении органических законов, регламентов палат парламента - Национального собрания и Сената (ч. 5 ст. 46, ст. 61 Конституции Франции). Решения Конституционного совета не подлежат обжалованию. Что касается формирования Конституционного совета, то и президент, и парламент принимают участие в выдвижении и назначении кандидатов на должность: три - от президента, по три - от каждой из палат парламента. Полномочия президента усиливаются назначением Председателя Конституционного совета, который обладает правом решающего голоса при равенстве голосов (ст. 56 Конституции Франции).


Глава III. Взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом

§ 1. Общие положения государственного устройства и политического режима



Государство как политическая организация, как властная система, пронизывающая все общество, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом организовать, построить государство, люди бьются, пожалуй, с момента его зарождения. 

Вследствие этого можно без преувеличения утверждать, что форма правления и государственный режим тесно связаны между собой поисками наибольшей эффективности осуществления государственной власти. Хотя на первый взгляд трудно установить такую взаимосвязь. Поскольку форма правления представляет собой каркас, организационно-правовую модель отношений между высшими органами государственной власти.

Государственный режим - это основанный на юридических признаках формы правления реальный порядок функционирования и взаимодействия высших органов государственной власти, складывающийся между ними под влиянием различных политических сил, и он зависит от многих факторов и позволяет создавать многоцветную палитру возможностей для построения оптимальных взаимоотношений между высшими органами государственной власти. Например, от того, какая сложилась партийная система, избирательная система, насколько внушительную победу на парламентских выборах получила правящая партия, очередность президентских/парламентских выборов и т.д. 

В самом общем виде государственный режим при полупрезидентской республике можно назвать гибридным (парламентско-президентским), поскольку он при известных условиях позволяет существовать режиму президентиализма, дуалистическому режиму с преобладанием президентиализма; если президент «добывает» свой срок полномочий, а парламентские выборы состоялись относительно недавно и на них убедительную победу одержала оппозиционная главе государства политическая партия, устанавливается режим с признаками министериализма и др.

Данная форма правления отличается высокой гибкостью в осуществлении государственного управления и позволяет обеспечивать нормальное функционирование институтов государственной власти даже в период политических кризисов. Она имеет достоинства парламентарной формы правления (согласованное принятие решений и относительно компактный госаппарат) и лишена недостатков президентской республики (неспособность президента эффективно управлять страной в условиях политического кризиса, когда большинство депутатских мест в парламенте принадлежит другой партии или когда у него заканчивается срок полномочий).

В период действия режима президентиализма формальные признаки этой формы правления не работают в связи с доминированием интересов главы государства, опирающегося на большинство членов пропрезидентской партии в парламенте и в правительстве, а значит - подменой юридических предписаний конституции политической волей президента. Это формально увеличивает скорость принятия законов, но может негативно сказываться на эффективности их реализации.

Традиционно на основе понятия «форма правления» проводится анализ высших (верховных) органов государственной власти как целостной подсистемы государства. Как и любая система, подсистема высших органов государства имеет две стороны: состав (совокупность необходимых и достаточных элементов) и структуру (способ целесообразной связи между элементами).

Наряду с анализом состава органов верховной госу.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44