- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Фактор силы в современной мировой политике
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002315 |
Тема: | Фактор силы в современной мировой политике |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Институт международных отношений и социально-политических наук Кафедра политологии Выпускная квалификационная работа на тему: Фактор силы в современной мировой политике по направлению подготовки 41.03.04 Политология направленность (профиль) образовательной программы Мировая политика, сравнительная политология Автор: Матвеева Светлана Михайловна, группа 2-8-32 Научный руководитель: заведующий кафедрой политологии доктор политических наук, доцент Белозёров Василий Клавдиевич Допустить к защите. Заведующий кафедрой политологии доктор политических наук, доцент В.К. Белозёров « » 2016 г. Москва – 2016 Содержание Введение 3 Глава I. Феномен силы в мировой политике § 1. Сила в политике: понятие и генезис 6 § 2. Эволюция силы в мировой политике 15 Глава II. Силовое «измерение» современной мировой политики § 1. Особенности проявления силы в мировой политикев современных условиях 28 § 2. Силовой потенциал Российской Федерации и его реализация в мировой политике 42 Заключение 55 Список источников и литературы 58 Введение Вряд ли возможно отрицать роль силы в политике и в международных отношениях.Сила всегда была и до сих пор продолжает оставаться главным инструментом в мировой политике, который используется в ходе конфликтов. Необходимо отметить, что в связи с современными политическими реалиями, новыми мировыми угрозами и вызовами, например, такими как распространение оружия массового поражения, особенно ядерного, региональные и глобальные конфликты, терроризм и т.д., фактор силы играет колоссальную роль в современной мировой политике. Стремясь достичь выгодного соотношения сил в системе международных отношений, многие государства наращивают свои силы, рассматривая их во многих случаях как основной фактор отношений между государствами. Проблемы власти, силы и насилия всегда были в центре внимания теоретиков и практиков внешней политики и международных отношений. Такие зарубежные ученые как Г. Моргентау, Р. Арон, М.Вебер, Т.Парсонс, С.Хантингтон исследовали феномены власти, силы и их взаимосвязь. Среди российских ученых данной проблематикой занимались П.А. Цыганков, Ю. Давыдов и др. По мнению многих исследователей и политических деятелей, военная мощь как была, так и остается основным показателем силы и престижа государства на международной арене. Проблеме войны и военной силы посвящены многие работы зарубежных и отечественных исследователей. Среди зарубежных ученых следует отметить К. Клаузевица, рассматривающего войну как акт насилия, также М. Дейви, раскрывающего причины и эволюцию военных конфликтов, и др. В отечественной науке не меньшее количество исследователей изучали и анализировали данный вопрос, в частности, В.И. Анненков, В.К. Белозёров, Б. Каверин, Д.М. Фельдман и др. Однако воздействие различных проявлений силы неоднозначно во времени и пространстве. Сегодня же доминируют и представляются более эффективными иные виды силы, такие как экономические, финансовые, идеологические и информационные. Вопросом недавно возникшего термина «мягкая сила», а также ее взаимосвязь с «жесткой силой» были затронуты многими учеными, так например Д. Най в своей работе «Гибкая власть: Как добиться успеха в мировой политике» впервые употребил данный термин, который вследствие был рассмотрен в работах многих российских и зарубежных ученых, таких как А.Г. Костырева, О.В. Столетова, И.А. Чихарева, Д.Пучалой, С. Носселем и др. Необходимо также отметить труды американского исследователя У.Р. Мида, а также российского учёного В.Н.Конышева, которые внесли огромный вклад в развитие проблемы фактора силы в мировой политике. В своих работах они на примере политики США рассматривали силу во многих ее проявлениях, не сводя силу лишь к одной военной мощи. Однако несмотря на огромную значимость исследуемого феномена, и его разработанность, существует небольшое количество научных работ, полностью посвященных проблеме силы в мировой политике, в которых бы проводился всесторонний анализ данного феномена, а не отдельно взятого аспект, например как, военная сила, мягкая сила, баланс сил, американский неореализм и т.д. Объект исследования - феномен силы в мировой политике. Предмет исследования - проявление фактора силы в современной мировой политике. Цель данной работы – изучить фактор силы и силовой потенциал современной России в контексте мировой политики. На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие задачи: 1) изучить феномен силы в политике и его генезис; 2) раскрыть эволюциюи трансформацию феномена силы в мировой политике; 3) выявить особенности проявления силы в современной мировой политике; 4) определить силовой потенциал Российской Федерации и перспективы его использования; При исследовании данной темы были использованы общенаучные методы анализа и синтеза информации, сравнительного анализа, анализа официальных документов. Структура бакалаврской работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, 2 глав и заключения. Глава 1. Феномен силы в мировой политике Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов и политического процесса. Сила представятся одним из способов осуществления власти. Синонимами силы в данном контексте, как правило, выступают могущество и мощь. Очевидно, что уход национальных государств, появление новых игроков на международной арене служит источником применения политики с позиции силы, гдеуспех в достижении поставленных задачнапрямую связано с использованием военнойсилы, то есть прямым действием средств вооруженного насилия со стороны одного субъекта политики против другого. Однако, сила государства является многовекторной составляющей, которая может проецироваться в военную, а также иные формы в зависимости от конкретно-исторических условий. В определенныхситуациях у государств нет необходимости использовать военную силу, чтобы обеспечить свои национальные интересы, потому что в при определенных условиях этогоможно достичь другимиспособами, например экономическими или дипломатическими мерами. 1.1.Сила в политике: понятие и генезис Понятие «сила» тесно переплетается с «властью». Эти понятия частовзаимозаменяются. Категории «власть» и «сила» разрабатывались еще до возникновения теории международных отношений - в рамках философии, философии политики, психологии. Существует несколько подходов к определению власти. Один из них связан с именем Макса Вебера, согласно которому: власть - навязывание воли с одной стороны, и подчинение — с другой. Власть определяется как принадлежащая субъекту, т.е. является его атрибутом. Иная точка зрения принадлежит американскому социологу Т. Парсонсу. Он расценивает власть как систему отношений, складывающуюся в социальных системах, которая регулирует и приводит в равновесиеобщество через различные институты.По его мнению, тот кто обладает властью имеет возможность осуществлять политическое влияние, реализующееся через участие в принятии политических решении?.1 Получается, что первый подходМакса Вебера делает акцентна власти «над», целью которой является ограничение. Другой же подход сосредотачивается на власти «для», т.е. на такой власти, которая обеспечиваетсовместнуюдеятельность субъектов политики. Однако, было бы не совсем правильно сводить власть лишь к одному элементу. Власть сочетает в себе оба этих компонента. Под властью подразумевается, что субъект политики обладает определенным набором ресурсов: как силовыми, так и иными ресурсам, такие как военные ресурсы, деньги, религиозные настроения, различные виды санкций, информация, которые могут быть использованы для того, чтобы реализовать власть. Однако, власть не сводится только к наличию ресурсов или к успешной реализации данных ресурсов, а вырастает тогда, когда она представляется всесторонним отношением между субъектами политики. Сила выступает одним из потенциальных способов осуществления власти.С помощью силы один акторможет оказывать воздействие на другойактор.Иногда власть может решить определенную задачу уже самой возможностью ее применения. Сила и власть как действие, силовой потенциал выступают в данном случае как тождественные понятия. Существует множество подходов к определению силы в политике и ее взаимосвязи с понятие власти. У американского ученого Г.Моргентау сила неразрывно связана с властью. К тому же, в обоих случаях зачастую используется один и тот же термин «power»2. Так, российский ученый В.Н. Конышев в своей работе, посвященной американского неореализму пишет о силе:«Сила, будучи свои?ством власти, становится и средством, и целью политики, и потому данные понятия становятся трудноразделимыми: чтобы иметь власть, нужна сила, а сила есть признак власти»3. Французский исследователь Раи?мон Арон в понятии власти включилтакие компоненты как владение определенной территорией, легитимность на насилие, наличие институтов. В понятие мощь, которая проявляется как отношение к другим государствам, Арон объединил территорию, людские ресурсы и материальные, коллективизм. Р. Арон выделяет военную мощь как одну из составляющих общей силы государства, которая применяется для решения военных задач. 4 Сила как потенциал и реальная мощь государства определяет его возможности воздействовать на протекающие в мире процессы, влиять на развитие мирового сообщества, формирование тех или иных моделей миропорядка. Сила может выступать гарантом мира и безопасности, в то же время она нередко выступает как стремление отдельных государств осуществить свою собственную волю, навязать ее другим, и в таком качестве она ассоциируется со способностью к насилию и его применением5. Понятие «сила» не должно использоваться для того, чтобы обозначить единичные и конкретныев смысле места и времени случаи ее применения. А должна пониматься какуниверсальная и длительная способность субъекта политики подчинять своей воли и заставлять оппонента действовать нужным образом. Довольно очевидным является тот факт, что одни политические сообщества стараются возобладать над другими. И тогда возникает вопрос, почему же политические сообщества стремятся поступать именно таким образом? Человечество накопило довольно противоречивый опыт опоры политических субъектов на силу. Всевозможные доктрины и концепции сохранения мира на силе и на угрозе применения превентивного насилия в предшествующей истории человечества редко приводили к предотвращению войн. В период «холодной войны» приверженцы сохранения мира с помощью силы исходили из того, что политика гонки вооружений, подготовки к войне, нагнетания страха и взаимного недоверия способна предотвратить войну и обеспечить народам мир. Некоторые идеологи и политики в своем преклонении перед силой доходили до ее фетишизации, связывая с силой все свои надежды и упования на будущее. Говоря о силе вообще, безотносительно к ее конкретно-историческим проявлениям в различные эпохи развития общества, его сторонники видят в силе главный фактор исторического действия. В самой общей форме под силой в политике можно понимать совокупность факторов, определяющих реальную возможность государства эффективно отстаивать в международной политике национальные интересы, укреплять свою внешнюю и внутреннюю безопасность. Силу составляет множество компонентов, которые непостоянные во времени и пространстве. Сила формируется в значительной мере тем, насколько результативно государство сможет реализовать все ее составляющие. Как ресурс, потенциал и мощь государства, она включает в себя: людские ресурсы, их численные и качественные характеристики; * природные богатства, прежде всего полезные ископаемые; * экономический потенциал, который включает в себя промышленный потенциал страны, ВНП, темпы научно-технического прогресса и роста производства, производительность труда, а также внешнеэкономические позиции; * военная мощь - общий военно-технический уровень, численный и качественный состав военных сил, военные институты государства, объем военных расходов, уровень подготовки командных кадров; * социально-политический потенциал - качество управления страной, согласованность между внешней и внутренней политикой, уровень политической стабильности в стране, легитимность власти и поддержка ее со стороны общества; * профессиональный уровень дипломатии, ее способность обеспечивать дипломатическими средствами национальную, региональную и глобальную безопасность; * качество и эффективность информационного обеспечения внутри- и внешнеполитических позиций государства. Государство не может считаться слабым или сильным в отрыве от других государств. Американский политолог У. Мид выделяет три основных вида силы: «Острая, липкая и притягательная силы поддерживают силу гегемонии».6 Острая сила – это военная мощь, липкая сила – сила денег, а притягательная сила – это сила идей («мягкая» сила). Эти три разнородные силы, действуя совместно, сливаются и образуют целое, превышающее сумму составляющих его частей. В этой интегральной конструкции, аккумулирующей политические, экономические, социальные, духовные и другие возможности государства, в качестве неотъемлемого и важного компонента выступает военная мощь. В широком смысле, военная сила – это способность государства воздействовать на другие государства и систему международных отношений косвенным, т. е. через демонстрацию военных возможностей, или прямым использованием средств вооруженного насилия и успешно вести вооруженную борьбу. Более конкретно, военная сила представляет собой воинские формирования и сложно сконструированную систему, звеньями которой выступают органы, институты и учреждения, составляющие военную организацию государства7. По Г. Моргентау, в международных отношениях «военная мощь как потенциальная угроза есть наиболее важный материальный фактор политической силы государства»8. Рассуждая о военнойсиле следует обратиться к работам Карла фон Клаузевица. Он рассматривал силу как определенное мероприятие, действие, которое имеет видвoйны. «Акт насилия с целью навязать свою волю противнику»,9 - так писал Карл фон Клаузевиц о войне.Как отмечает Клаузевиц: «Насилие является средством войны, а целью будет – навязать противнику нашу волю. Для вернейшего достижения этой цели мы должны обезоружить врага, лишить его возможности сопротивляться»10. Военная сила служит либо для защиты общества и государства от вооруженного насилия извне или внутри страны, либо для осуществления военной экспансии, борьбы против законной государственной власти. Военная сила на протяжении всей истории человечества была важнейшим фактором, концентрированно выражающим могущество политических субъектов и определяющим их место в мировой политике. Во второй половине XX века усиление демократизации и гуманизации системы международных отношений, с одной стороны, и рост разрушительной мощи новых видов оружия, в частности оружия массового уничтожения, и катастрофических последствий его использования - с другой стороны, привели к тому, что в Уставе ООН получил закрепление в качестве универсальной нормы современного международного права принцип запрещения применения силы или угрозы силой. Однако демократическому праву миролюбивым силам международного сообщества приходится считаться с тем, что в XXI веке военная сила всё же остается важнейшим инструментом укрепления международного мира, национальной, региональной и глобальной безопасности. По этим соображениям РФ рассматривает военную силу как фактор сдерживания силового давления на страну и ее союзников со стороны любого государства или коалиции государств, как средство, которое применяется в случаях, когда использование невоенныхинструментов не дало свой результат и устранило внешнюю угрозу жизненно важным интересам страны, в порядке использования неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную оборону. Использование военной силы в пределах самой странывозможно лишь в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, если жизнь граждан, территориальная целостность страны и конституционный строй находятся под угрозой негативного воздействия. Другая разновидность силы - экономическая сила.Экономическая сила отражается в показателях валового национального продукта, индекса человеческого развития, численности населения, его покупательной способности и емкости внутреннего рынка потребления. Важным фактором экономической силы государства остается большая территория, повышающая военную безопасность, наличие энергетических и других природных ресурсов, стратегическая транзитность, обеспечивающая создание международных транспортных коридоров. В частности, Д. Пучала, профессор Нью-Йоркского университета, утверждает, что в политике «сила – это способность действовать, и такого рода способность обусловлена не только количеством, но и качеством ресурсов, которые выделяются для реализации определенных целейна международной арене, что в свою очередь определяется состоянием национальной экономики».11 Государства все активнее используют экономическую силу, т.е. активно задействуют внешнюю торговлю, инвестируют за рубеж, реализуют экономическое присутствие в других странах, состоят в различных международных экономических организациях для создания определенной привязки других государств к себе, для того, что влиять на их внутреннюю и внешнюю политику в своих интересах. Силу экономики страны, которую создает разумное население, можно оценить через валовой промышленный продукт ВВП. Также необходимо сказать и о третьем важнейшем компонентом силы- так называемой силе идей, которая в настоящее время играет огромнейшую роль в политике. Сила идей отражает привлекательность доминирующих ценностей, различных этических и моральных норм, религиозных убеждений и уровень образования населения определенного государства. В настоящее время использование силы идей обусловлено способом ее доставки потребителю. Колоссальную роль в нарастании влияния данного вида силы играют различные средства массовой коммуникации, в особенности, Интернет и спутниковое телевидение. Так о масштабе использования силы идей можно судить, например, по стремительному проникновению американских ценностей и культур в Европе, да и во всем мире. «Притягательная сила – ценности, идеи, политические шаги, встроенные в созданную нами систему, – ублажает другие нации»12, – пишет Мид. Получается, чтопритягательная сила - это сила влечения к американским идеалам, ее культуре и ценностям, - которая как бы сама собойманит все страны мира поддерживать или,по крайней мере, принимать американскую мощь и американскую политику. Например, женщины в значительнойчасти мира смотрят на Соединенные Штаты как на державу, которая отстаивает права женщин на международном уровне, причем США успешнее, чем многие страны мира, обеспечивают женщинам хорошие возможности в области образования, экономики и общественной жизни.13 В условиях глобализации, т.е. в то время, когда основнойдвижущей силойявляются наука и человеческий фактор, образование может представлять собой как довольно перспективный вид силы. Многие страны, в особенности Европы и США, все большее внимание уделяют развитию системы образования, в частности высшего. В американских университетах и колледжах в настоящее время обучается примерно миллион иностранных студентов 14. Студенты получают образование, которое основано на американских ценностях. И в итоге, эти студенты возвращаются домой сторонниками свободной торговли, экономической и политической либерализации и всесторонней толерантности. На родине многие из этих студентов в будущем могут занять весьма влиятельные позиции в различных социальных, политических либо же в экономических структурах, становясь при этом проводниками американского влияния. В исследованиях межгосударственных отношений понятие силы государства выражает способность одного государства навязывать свою волю другим с целью реализации своих интересов и целей, и в этом смысле делается синонимом понятия власти. Вмировой политике статус каждого государства характеризуется его силой. Абсолютизация и фетишизация силы крайне опасны для сохранения мира в современную эпоху. Они толкают человечество на нескончаемую гонку вооружений, на соперничество в создании и накоплении все новых и новых средств массового уничтожения людей. Таким образом, логика современной истории убедительно показывает, что ставка на военную силу или угрозу ее применения не способна обеспечить надежную безопасность. Непродуктивной такая ставка является даже в сугубо оборонительном плане, ибо невозможно полностью нейтрализовать последствия применения современного оружия. Самодовлеющее положение военной силы в системе обеспечения безопасности дестабилизирует последнюю вследствие неизбежного ослабления политических, экономических, дипломатических, культурных и других элементов этой системы. В этом проявляется своеобразная диалектика силы и безопасности в началеXXI веке, которая требует строить противодействие угрозе войны на широкой основе. 1.2. Эволюция силы в мировой политике Возникновение силы было предопределено развитием человечества, история которого – во многом является историей различных войн. Войны сопровождали человечество с древнейших времен до наших дней. У различных войн были различные цели, одни войны велись для того, чтобы завладеть новыми территориями, другие - за распределение сфер влияния. Прошлое и настоящее человечества перенасыщено войнами. Таким образом, появление силы было необходимо для соперничества между государствами, стремлении к превосходству, борьбе за него.Сила является средством государства для сохранения суверенитета, обеспечения большей свободы политического маневра и большей безопасность. Мировая политика – это относительно новый вид политического влияния. Феномен мировой политики стал активно использоваться во второй половине ХХ века. Развитие данного феномена было продиктованорядом новых глобальных проблем, которые являются прямой угрозой существованиячеловеческого общества, которые способствуютпониманию, что все государства и нации взаимозависимы, а также онистановятся причиной того, что перед мировой политической элитой встает необходимость брать на себя огромную ответственность за будущее всего человечества. Как отмечает российский ученый А.А. Борисенков: «Мировая политика есть особое управленческое явление, которое направлено на разрешение указанных проблем и служит особым фактором осуществления национальных интересов каждого из существующих народов».15 Мировая политика играет основную роль в системе глобального управления, которое, в свою очередь, осуществляется наиболее промышленно развитыми государствами современного мира. В мировой политике происходит трансформация привычного «интернационального»общения (т. е. межгосударственного), в «транс-национальное», т.е. в такое общение, которое осуществляется не только при участии государств.Появляется огромное количество новых акторов мировой политики,, национальные границы перестают играть какую-либо роль. Вследствие, возможно говорить остановлении глобального мира, в котором разделение политики на внутреннюю и внешнюю не имеет никакого значения. И следовательно, в настоящее время мировая политика –это зона риска, гдесубъект политикине имеет другого выхода, кроме как действовать, исходялишьиз непредвиденного поведения совихоппонентов.16 Мировая политика воплощает собой абсолютно новое качественное состояние международной.А.Д.Богатуров пишет, что «становление мировой политики связано с тенденцией к уплотнению международной среды и повышению ее проницаемости для импульсов влияния, которые участники международного общения посылают друг другу».17Окружающая обстановка, свойственная международной системе полвека тому назад, была более непринужденной, чем на сегодняшний момент, когда субъекты политикиобладали большей свободой. Глобализация представляетсяпроцессом становления нового иного качества международной обстановки, в свою очередь, мировая политика является результатом этого самого процесса. Международная среда 90-х годов XX века принесла радикальные перемены. Прямое вмешательство во внутренние дела других государств, нарушение принципа суверенности стало новойнормой поведения – правилом, которое имело все шансы статьуниверсальным, почти негласным правилом, которое, к тому же, было подкреплено военной мощью Организацией Североатлантического договора. В 90-е годы XX столетия происходил процессобоснования и признания того, что согласноВестфальской системы считалось неправомерным вмешательством во внутренние дела госудасртва. Принцип суверенитета грубо игнорируется и нарушается. Феномен мировой политики становится еще более значимым , так как государства, которые столкнулись с преобразованием существовавшей ранее системой ценностей и с необходимостью каким-то образомсреагировать на ожидания общества и его потребности, порожденные этой трансформацией, обязуются в полной мере и со всей ответственностью нового политического, социального и экономического характера служить обществу. То есть,перед государствамивстала необходимость раскрыться взаимной зависимости. А трансформациясистемы ценностей, которая проявилась в увеличении роли определенного типа ценностей, например, социальное и экономическое благосостояние, личная безопасность, неотъемлемостьправ и свобод человека, подводит к факту того, что государству следует ставить их в приоритет над ценностями государства во внешней политике. Развитие общества от форм, доминирующих до появления государства, до сегодняшних демократии? сменялосьпоэтапным изменением процессов политических и возникновением отношении? нового характера между субъектами политики. Вместе с трансформацией международных отношений и становлением мировой политики, феномен силы также претерпел существенные изменения. Одни компоненты силы уходят на задний план, а другие, наоборот, выходят вперед. Насилие в политике может быть реализовано самые различными способами и имеет множество форм, от силы дипломатии до использования военной силы. Военная мощь может достигать различных целей, не приходя в движение, т.е. существуя лишь в виде угрозы. Смыслвойны не поменялся со времен Карла фон Клаузевица.Однако как инструмент начала XXI в. войнаприобретает тот характер, который зависит от типа угрозы и опасности, степени развития боевой техники и зависит от того, как ведутся боевыедействия. Со становлением мировой политики в мире сохраняются свои дестабилизирующие факторы, в частности ослабление военно-политических блоков и политических коалиции?, которое сопровождается децентрализацией процессов принятия решении?; неравномерное распределение ресурсов, и как следствие, распад мультинациональных государств, подъём националистических и сепаратистских настроений; распространение оружия массового поражения, в частности, ядерного оружия. Проблема войныв последние годымного раз оказывалась в центре внимания политической науки. В постбиполярном мире появилсятренд канархии в функционировании международнойсистемы. Вследствие, круг задач, которые необходимо решать с помощью военной силы только увеличился. Возникли иные разновидностивойны : различные операции, в частности, операции по установлению и поддержанию мира,гуманитарные интервенции, антитеррористические операции. Проигнорировав нормы международного права, закрепленных ООН, СШАиспользовали военную силу, например, в Югославии. Поэтому становитсяочень важным переосмысливаниенекоторых проблем, связанных с тем, для каких целей и каким образом военная сила будет применяться в будущем. Применение военной силы как инструмента политики государства связано с анархичнойприродоймеждународной системы. Независимо от каких бы то ни было условий и предпосылок, в большинстве случаевглавной и основнойцелью субъекта мировой политикибудет – защитить территорию от нападения противника. Этот фактор есть главное условие для сохранения независимости и правильного функционированиясоциальных систем общества. Иначе, нет никакой гарантии, что другие субъекты политики не будут предъявлять свои права на богатства и ресурсы данного государства. Основными инструментами реализации военно-промышленного потенциала в мирополитическом измерении являются развитие обычных видов вооружения и совершенствование возможностей ядерного противостояния. Формирование системы противоракетной обороны на различных уровнях международной системы, создание военных баз в стратегически значимых точках мира также следует отнести к инструментам «жесткой силы». К ним же относится проведение контртеррористических операций за рубежом, односторонних военных действий, гуманитарных интервенций, операций по принуждению к миру. Говоря о ресурсе специальных служб, подразумевают непосредственно специальные службы, занимающиеся как внешней разведывательной деятельностью, так и контрразведкой. Осуществляя сбор интересующей информации, специальные службы задействуют весь имеющийся в их распоряжении набор средств - вербовку агентов, похищение информации, прослушивание, шпионаж и т.п. В числе инструментов «жесткой силы» в этом контексте можно также назвать промышленный шпионаж. Важным аспектом деятельности спецслужб на современном этапе является не только сбор интересующей информации о деятельности международно-политических контрагентов, но также и предотвращение утечки информации государственной важности в международные СМИ и т.п. В случае если такая неконтролируемая утечка происходит, специальные службы стремятся в самые сжатые сроки блокировать доступ к такого рода закрытой информации18. Военная сила всегда была и будет оставаться важнейшим фактором политики. Однако, в современной мировой политике существует тенденция все большего использования различными акторами невоенных методов влияния. Сила имеет много составляющих ее элементов, и примет она ту или иную форму, будь то военная, экономическая или какая-либо другая форма, не изменяет сущности политики. Бывают такие условия, что великим державам нет необходимости обеспечивать свои интересы с помощью военной силы.Тогда внешнеполитические целиреализуютсяс помощью других инструментов. Однако, в политике между ведущими державами военная сила теряет актуальность, все более уступая мерам экономического влияния. При определенных обстоятельствах даже у самого влиятельного государства в мире есть вероятность того, что оно может оказаться совершенно бессильным, несмотря на полный «пакет» ресурсов и компонентов силы. Лучшие тому примеры из современных межгосударственных отношений - провал афганской и вьетнамской кампаний, на тот момент, самых могущественных держав -Соединенных Штатов и Советского Союза. Государства издавна стремились использовать какможно болееширокий набор средств для реализации своих внешнеполитических целей, национальных интересов, для обеспечения национальной безопасности,укрепления международнойпозициисвоего государства, созданияпривлекательногообразазапределами своей страны. Под конец XX века американский ученый и политолог Джозеф Най разделил возможности государства на две основные категории: на «жесткую» и «мягкую» силу. Под «жесткой силой» понимается способность обеспечения своих внешнеполитических интересов за счет экономической и военной мощи; под «мягкой силой» понимается умение государства привлекать своей культурой, своими общественно-политическими ценностями, создать положительный образ за рубежом. Помимо военной составляющей, о которой говорилось выше, важным инструментом «жесткой силы» являются экономические санкции в отношении определенных государств. К такого рода санкциям следует отнести эмбарго на экспорт товаров из определенной страны или импорт в указанную страну, запрет на финансовые операции с определенной страной или компанией, ее представляющей. Следует отметить, что экономические санкции могут приниматься в различных форматах либо в одностороннем порядке, либо в рамках соответствующего решения Совета Безопасности ООН. Однако в обоих случаях можно говорить о том, что данный ресурс является «жестким». Система санкций не ограничивается исключительно торговой сферой. Санкции могут применяться, например, и в дипломатической сфере. Например, могут устанавливаться специальные списки лиц, въезд которым на территорию данного государства закрыт. В качестве одного из последних примеров использования такого инструмента «жесткой силы» можно назвать «Акт Магнитского», принятый в США в декабре 2012 г. Стратегия «жесткой силы» в чистом виде не преследует цели добиться расположения других государств - потенциальных союзников. В данном случае правота государства, обладающего наибольшей «жесткой силой», обусловлена самим фактом комплексного «жесткого» могущества данного государства. Другие государства, которые, возможно, в какой-то мере и симпатизируют указанному государству-гегемону, главным образом вынуждены подчиняться его решениям. Иногда значительные ресурсы «жесткой силы» не используются по своему прямому назначению, однако на них могут ссылаться, как на значимый аргумент в принятии внешнеполитических решений другими государствами. Например, наличие ядерного оружия у государства. Таким образом, «жесткая сила», даже будучи инструментом международно-политического давления либо шантажа, от этого не становится менее «жесткой». Основной посыл стратегии состоит в принуждении других контрагентов к определенным действиям. «Мягкая» же сила, к которая становится все более актуальной и чаще используемой акторами мировой политике, основывается на таких ресурсах, как культурно-ценностная привлекательность, привлекательность национально-государственной экономической модели развития, привлекательность политической модели. Культурно-ценностная привлекательность как ресурс «мягкой силы» базируется в современных условиях на распространении массовой культуры. Инструменты продвижения культурно-ценностной привлекательности - создание торговых сетей быстрого питания с национальной кухней на территории других государств, распространение в мире своего популярного кино (блокбастеры, боевики, комедии), продвижение на зарубежные рынки определенных национальных товаров19. «Мягкая сила» может проявляться через инструментарий продвижения популярной музыки, популярного дизайна. Важными инструментами....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: