VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Негосударственные акторы в мировой политике

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006471
Тема: Негосударственные акторы в мировой политике
Содержание
1



На правах рукописи







Хажметов Кантемир Анзорович





Негосударственные акторы в мировой политике

(на примере частных военных и охранных компаний)





Специальность 23.00.04 –

«Политические проблемы международных отношений, глобального и

регионального развития»









Диссертация на соискание ученой степени

кандидата политических наук











Москва – 2016









Диссертационное исследование выполнено на кафедре внешнеполитической деятельности факультета национальной безопасности Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»





Научный руководитель:        Михайленко Александр Николаевич,

                                                     доктор политических наук, профессор



Официальные оппоненты:

































Ведущая организация:        Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»



	

Оглавление







	Введение	2

	Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования современных негосударственных акторов в мировой политике	18

	1.1 Эволюция субъектов современного политического мира	18

	1.2 Акторный подход: критерии сравнения и классификация	32

	1.3 Характеристика негосударственных акторов	48

	Глава 2. Частные военные и охранные компании – новый актор мировой политики	80

	2.1. Понятие и проблемы правового статуса ЧВОК	80

   2.2 Становление и развитие ЧВОК………………………………………………100



	2.3 Роль и место частных военных и охранных компаний в мировой политике	108

	2.4 Управление и самоорганизация в международно-правовом регулировании деятельности ЧВОК	140

	2.5 Перспективы развития частного военного и охранного сектора в России	151

	Заключение	166

	Список использованных источников и литературы	171

	




Введение





Актуальность темы исследования. Современный этап международных отношений и мировой политики характеризуется усилением роли негосударственных транснациональных акторов (НТА). В настоящее время наблюдается явное количественное превосходство НТА над традиционными. Если государств насчитывается около 270, то количество НПО перевалило за 35 тысяч, а ТНК насчитывается свыше 75 тысяч. Безусловно, что далеко не все они действительно являются акторами, то есть активно формируют основные тенденции мировой политики. Важно то, что растет суммарное количество участников мирополитических процессов, увеличивается их вариативность, и, как следствие, отдельные субъекты, обладающие активностью и политическим влиянием, могут быть отнесены к категории акторов.

Частные военные и охранные компании являются разновидностью негосударственного актора, их роль в мировой политике и в международных отношениях в последние годы также постоянно возрастает. Все больше функций, которые раньше традиционно выполнялись силовыми структурами государств, передаются частным военным и охранным компаниям. На международной арене с деятельностью частных военных и охранных компаний связаны многие события, инициированные их заказчиками. ЧВОК позволяют государствам сохранять свое присутствие в регионах со сложной обстановкой, участвовать в урегулировании вооруженных конфликтов, создают дополнительные преимущества для реализации национальных интересов. 

Актуальным для России является вопрос целеполагания при использовании ЧВОК и выгодах, которые может получить наша страна. Использование ЧВОК целесообразно с экономических и политических позиций. Привлечение частной военной силы в качестве дополнительного инструмента государственного управления позволяет снизить политическую стоимость в той или иной ситуации. Стремительно происходящие в мире изменения заставляют государства искать самые разные способы ответа на новые вызовы, в том числе и путем межакторной интеграции на взаимовыгодной основе.

На Западе ЧВОК как инструмент реализации национальных интересов чрезвычайно развиты и активны. В новой редакции Военной доктрины Российской Федерации указывается, что они представляют угрозу России, когда работают вблизи ее границ. Для успешного противодействия им России необходимы, в том числе, и зеркальные, или симметричные, средства. Необходимо уравновесить очевидное превосходство стран НАТО в этом вопросе и создать эквивалент боевых и стратегических возможностей. На данный момент частных военных компаний в России нет, а экспорт российских частных охранных услуг законодательно не предусмотрен.

Международная ситуация сегодня такова, что все чаще возникают конфликтные ситуации, обостряется обстановка в различных регионах мира. Государства испытывают потребность в различных, в том числе негосударственных, средствах, пригодных в таких острых ситуациях. Примером подобной ситуации вблизи России может быть Крым весной 2014 года. Все это свидетельствует об острой актуальности темы данного диссертационного исследования. 

Объектом исследования является деятельность негосударственных акторов на примере их разновидности – частных военных и охранных компаний, их активное участие в современной мировой политике.

Предмет исследования – политическая роль частных военных и охранных компаний, методы и средства влияния ЧВОК на мировую политику, тенденции и проблемы в их деятельности, влияющие на их конкурентоспособность и способность участвовать в реализации национальных интересов страны.

Цель исследования: на основе комплексного анализа сущностных характеристик частных военных и охранных компаний, как одного из значимых негосударственных акторов мировой политики, разработать предложения по развитию ЧВОК в России.

Достижение цели диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:

- анализ эволюции участников современной мирополитической среды;

- классификация субъектов мировой политики;

- характеристика негосударственных акторов и оценка их ресурса в решении мировых политических проблем;

- анализ и обобщение теоретико-методологических подходов к выяснению природы, развития и сущности частного военного и охранного сектора как сложного, динамично развивающегося процесса «приватизации военной силы»;

- определение роли ЧВОК в формировании транснациональной среды мировой политики; 

- выявление механизмов влияния ЧВОК на политические процессы в национальных государствах и на мировой арене; 

- исследования политического взаимодействия частных военных и охранных компаний с ООН;

- теоретическое осмысление проблем регулирования деятельности ЧВОК;

- определение основных инструментов и методов регулирования ЧВОК, доказавших свою эффективность в зарубежной практике, и возможности их использования в России.

Гипотеза в рамках исследования состоит в том, что Россия остро нуждается в частных военных и охранных компаниях как инструменте реализации своих национальных интересов в конфликтных и постконфликтных зонах. Подтверждением является ситуация, возникшая во время крымских событий в марте 2014 г. Проблемой на пути развития этого инструмента является недостаточная теоретическая, политическая и правовая проработанность данного вопроса, отсутствие законодательной базы ЧВОК в России. Результаты исследования должны в определенной степени содействовать решению этой проблемы.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 60-х годов прошлого столетия по настоящее время.

Степень научной разработанности проблемы достаточно низкая. Проблематике регулирования частного военного и охранного сектора на международном, региональном и национальном уровнях в России посвящено единичное число изданий, ощущается недостаток аналитических материалов по данной теме. Намного лучше обстоит дело с информационно-статистическим материалом по деятельности ЧВОК. Этой теме посвящено значительное число научных монографий, статей и других работ, где на основе различных исходных теоретических подходов, учета реального состояния частного военного сектора достигнуты определенные результаты, охарактеризованы различные его аспекты: исторический, экономический, политологический и другие. 

ЧВОК являются транснациональными по своей сути, и библиография исследований по проблематике ТНК насчитывает большое количество наименований. Вопросы, касающиеся непосредственно анализа деятельности частных военных и охранных компаний как актора мировой политики, затрагиваются в гораздо меньшем количестве работ, в целом ряде случаев косвенно и фрагментарно. До настоящего времени не издано ни одной работы, исследующей эту проблематику с точки зрения акторного подхода. В данном исследовании частные военные и охранные компании рассматриваются как негосударственный транснациональный актор мировой политики, обладающий специфическими чертами.

На 80-е годы приходится начало широкого изучения ТНК в нашей стране. В работах отечественных исследователей: Власова Г.Н., Иванова И.Д., Корнеева Л.А., Левина В.Н. и др. анализируется деятельность транснациональных компаний с критических позиций, как орудие империалистического господства и усиления поляризации общества. После окончания "холодной войны" ТНК стали воспринимать как естественный результат развития общества, имеющий позитивные и негативные аспекты. С позиции такого подхода выясняется прогрессивная глобальная роль ТНК в экономике, и других сферах жизни, что нашло отражение в большом количестве работ  как зарубежных, так и отечественных авторов: У. Бека,            З.Бжезинского, А.Д. Богатурова, С. Валлерстайна, И.Г. Владимировой, Л.Д. Градобитовой, Дж. Гэлбрейта, М.Г. Делягина, Р. Кеохейна, А.М. Либмана, М.В. Маргелова, Д. Месснера, А.Г. Мовсеян,  Д. Ная, Ф. Нушелера, С.П. Перегудова, Е. М. Примакова, С. Хантингтона, А.И. Уткина, Г. Фишера, Ф. Фукуямы, В.Д. Щетинина и др.

Подробный и многосторонний анализ российских исследователей о транснациональных отношениях и процессах формирования многоакторной среды мировой политики представлен в сборниках под редакцией П.А. Цыганкова, М.М. Лебедевой, а также в их монографиях. В работах известного российского ученого А.Ю. Мельвиля исследуются процессы формирования транснациональной среды мировой политики, значительная роль в которых принадлежит негосударственным акторам. Проблематике акторного взаимодействия посвящены ряд диссертационных исследований: А.В. Красавцева, О.В. Столетов, М.В. Харкевич и др. 

Публикации по теме деятельности частных военных и охранных компаний появляются в России во второй половине 2000-х годов. Значительная часть российских авторов, пишущих на эту тему, в первую очередь интересуются правовыми аспектами. Наиболее активно занимается этими вопросами доктор юридических наук А.Г. Волеводз. Профессор А.Н. Михайленко также детально исследовал вопросы регулирования деятельности ЧВОК и имеет ряд публикаций по данной тематике. Изучением проблем использования частных военных компаний и их деятельности активно занимается Центр евро-атлантической безопасности Университета МГИМО. Наибольшую публикационную активность здесь проявляют доктор политических наук, профессор А.И. Никитин и Д.О.Новикова. 

В последние годы все больше публикаций по этой теме появляется в «Независимом военном обозрении», «Военно-промышленном курьере», «Зарубежном военном обозрении». В этих изданиях можно встретить статьи известных экспертов, специалистов в области стратегических исследований, таких как А.Храмчихин и генерал-майор С. Канчуков. А.Храмчихин размещает в сборнике «Русские на войне» ряд статей, затрагивающих проблему использования ЧВОК государствами. Однако формат статей не позволяет автору провести подробный анализ сильных и слабых сторон этой практики. Проблему использования частных военных и охранных компаний военными ведомствами разных стран Запада исследует и генерал-лейтенант Н.М. Уваров. По теме ЧВОК на различных Интернет-ресурсах публикуется О. Валецкий. В 2013 году вышло издание «Эволюция частных военных компаний», написанное им в соавторстве с И. Коноваловым.

В настоящем исследовании использовалась и другая литература, посвященная вопросам военной стратегии. Новое издание военно-политического словаря под редакцией Д. Рогозина позволяет разобраться в различиях понятий «частные военные компании» и «наемники». Труды В. Слипченко, специалиста в области военной стратегии, также активно используются в данной работе. Опираясь на его публикации, посвященные войнам шестого поколения, удалось сделать ряд выводов относительно причин использования государствами частных военных и охранных компаний. Несмотря на слабую исследованность проблемы, данная тема нашла отражение в отдельных диссертационных исследованиях, имеющих юридическую направленность.

Таким образом, на сегодняшний день в России вопрос о сущности и использовании частных военных и охранных компаний, их разнообразной деятельности является мало изученным. В последние годы интерес к этой проблеме начинает расти, как и количество публикаций. Поскольку вопрос об использовании частных военных и охранных компаний поднят на государственном уровне, его необходимо тщательно проработать с целью создания теоретической базы, способной дать методологическую основу для законодательной деятельности. 

Зарубежные авторы стали обращаться к проблемам, связанным с частными военными и охранными компаниями и с так называемой «приватизацией военной сферы», несколько раньше, чем в России, так как именно там появился подобный опыт. Особая публикационная активность приходится на 1990-е годы. Круг тем, которые интересуют в этой связи западных авторов, в целом гораздо шире. Некоторые из западных работ заслуживают пристального внимания при ответе на поставленный исследовательский вопрос.

Одной из наиболее известных и по-своему хрестоматийной является работа американского автора П. Сингера «Корпоративные войны». Эту книгу цитирует подавляющее большинство отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся проблемами частных военных и охранных компаний. Классификация ЧВОК, которую предлагает П. Сингер, взята за основу большим количеством исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом. Представляет определенный интерес и книга Дж. Скейхилла. Эта книга – серьезное расследование, посвященное деятельности американской компании Academi (бывшие «Xe Services LLC» и «Blackwater») и ее основателя. Она предоставляет большой фактический материал, который автору удалось собрать воедино, однако он не ставит своей целью проведение анализа причин интереса государства к таким фирмам.

Институт стратегических исследований (Strategic Studies Institute) является одним из авторитетных американских центров, занимающихся темой развития частного военного и охранного сектора. В данной работе использованы как исследования, посвященные проблемам использования военной силы и концепциям современных войн, так и публикации авторов научного центра, занимающихся непосредственно вопросами деятельности частных военных и охранных компаний.

Стокгольмский институт исследований проблем мира СИПРИ (Stockholm International Peace Research Institute) является одним из наиболее авторитетных мировых центров по интересующей нас проблематике. Исследователи института не обходят своим вниманием тему регулирования деятельности частных военных и охранных компаний. Также в диссертации использованы материалы ежегодных исследований СИПРИ по вопросам мировых расходов на вооружения. Интересуют вопросы деятельности частных военных и охранных компаний и немецких исследователей. Одной из ярких книг, посвященных этой теме, является работа Р. Уэсселера «Война как услуга». 

Таким образом, деятельность ЧВОК интересует западных исследователей на протяжении двух десятилетий. Исследовательский интерес не угасает, и, вероятнее всего, будет только возрастать. Для нашей страны этот вопрос становится вдвойне актуальным, он уже был поднят на высоком государственном уровне, а в условиях продолжающейся военной реформы любые нестандартные способы решения возникающих проблем тщательно рассматриваются и изучаются.

Научная проблема диссертационного исследования состоит в практическом отсутствии теоретических основ данной темы в российской науке. Это положение противоречит состоянию зарубежной науки, в которой теоретическому обоснованию необходимости развития ЧВОК уделяется значительное внимание. Необходимо устранить эту брешь в научном обеспечении развития важного инструмента внешней политики России. Для ее заполнения необходимо дополнительно исследовать теоретические проблемы развития негосударственных акторов мировой политики, а также новые тенденции в определении присущих государству функций. На этой основе необходимо продолжить закладку научного базиса развития частных военных и охранных компаний в России.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют политологические, юридические, исторические и другие научные методы. Применяются принципы объективности, всесторонности, комплексности, всеобщей связи и развития. Исследование проводится на основе системного, сравнительного и структурно-функционального подходов. Для достижения исследовательских задач используются положения конвенций и документов ООН, а также концептуальные положения и выводы исследователей, предметом рассмотрения которых являются различные аспекты механизмов регулирования деятельности ЧВОК. Обработка содержания источников осуществляется с помощью общенаучных методов: анализа и синтеза, дедукции и индукции, аналогии и противопоставлении, абстрагирования, обобщении и формализации. С учетом сложности и многомерности феномена ЧВОК, для достижения цели диссертационного исследования автор использует метод комплексного анализа, позволяющий рассмотреть в совокупности множество разноплановых явлений, выявить структурные связи между ними и спрогнозировать эволюционное развитие в теоретическом аспекте. В основу акторного подхода исследования положены результаты научных исследований и концептуальные идеи, представленные в трудах   А. Д. Богатурова, М.М. Лебедевой, А.Ю. Мельвиля, Е.М. Примакова, И.В. Радикова, П.А. Цыганкова, и др. В разрезе анализа регулирования деятельности ЧВОК за основу взяты исследования А.Г. Волеводза, А.И. Никитина и А.Н. Михайленко. 

Теоретической и источниковедческой основой исследования являются различные по характеру документы и официальные материалы, обеспечивающие научную достоверность исследования: 

- Конвенции и документы ООН, статистические публикации ЮНКТАД и Рабочей группы по использованию наемников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение (в дальнейшем – Рабочая группа ООН);

- законодательные акты ЮАР и США;

- проекты законов о государственном регулировании создания и деятельности частных военных компаний в России; 

- выступления руководителей ЧВОК; 

- статьи и труды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам деятельности ЧВОК. 

В диссертации также широко использованы материалы средств массовой информации и Интернета. 

Эмпирическую основу диссертации образуют статистические данные и конкретные политологические исследования, проведенные в рамках деятельности Рабочей группы по использованию наемников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение, а также данные о деятельности крупных зарубежных частных военных и охранных компаний.

На защиту выносятся следующие положения:

Частные военные и охранные компании как вид негосударственного актора активно включились в формирование нового мирового порядка, приобретая при этом все большее политическое значение, человеческие ресурсы и финансовые активы. ЧВОК интегрируется в транснациональную среду мировой политики, приобретая все большую структурообразующую, географически обширную и углубленную значимость. 

Глобализация мировой экономики и политики явилась дополнительным фактором становления ЧВОК стран Запада в качестве нового крупного актора мировой политики, что обусловлено тесным взаимодействием с государством, ООН и другими значимыми акторами мировой политики. Особенно активны ЧВОК в зонах вооруженных конфликтов и регионах с напряженной обстановкой, в которых у них имеется немного конкурентов, желающих работать в таких опасных условиях. 

В XXI веке усиливается политизация деятельности ЧВОК в международном масштабе. Возможные сценарии развития и регулирования деятельности ЧВОК свидетельствуют о неизменности наращивания политического веса частного военного и охранного сектора. Эта тенденция сопутствует тенденции обострения международной обстановки, первая является следствием второй.

Политическая деятельность ЧВОК воздействует на формирование общемировых институтов регулирования. Происходит это путем формирования механизмов саморегулирования, поддержкой регулятивных инициатив на международном и национальном уровнях, участия в международной Ассоциации ИКОКА. 

Частная военная и охранная деятельность нуждается в формировании международной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ЧВОК как актора мировой политики.

Россия нуждается в развитии собственных частных военных и охранных компаний как инструменте успешной реализации национальных интересов. Для этого необходимо создать соответствующую законодательную базу, накапливать опыт частной военной и охранной деятельности. Для повышения своей конкурентоспособности целесообразно участвовать в международном сотрудничестве частных военных и охранных компаний.



Научные результаты, полученные автором:

Обосновано, что ЧВОК является значимым актором мирополитических процессов;

Выявлены новые аспекты проблем функционирования и регулирования деятельности ЧВОК, в частности, с неточностью определения статуса сотрудников, классификационных критериев, а также нормативно-правового характера; 

Сформулированы основные тенденции развития частного военного и охранного бизнеса, среди которых не только количественный и качественный рост основных показателей развития частного военного и охранного сектора, расширение географии и спектра услуг, но и усиление влияния их деятельности на характеристики пространства, задающего направление властных отношений в современной мировой политике. Это обусловлено, прежде всего, тем, что ЧВОК выступают в качестве дополнительного политического инструмента национальных государств;

Установлены регулятивные правила вхождения ЧВОК в мирополитическую среду, к которым можно отнести формирование комплексных механизмов регулирования национального и международного уровней, а также создание корпоративной этики и основ саморегулирования;

Доказана необходимость развития частной военной и охранной сферы в России как перспективного бизнеса и дополнительного механизма реализации национальных интересов государства. 

Научная новизна результатов исследования. 

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что комплексно и всесторонне впервые:

развита концепция глобального управления в разрезе акторного подхода для частных военных и охранных компаний и систематизированы основные аспекты их влияния на мирополитические прцессы;

расширен анализ становления, формирования и развития ЧВОК как актора мировой политики;

выявлены механизмы влияния частных военных и охранных компаний на мирополитические процессы и их участия в межакторном взаимодействии;

раскрыты основные проблемы регулирования деятельности ЧВОК на примере ряда зарубежных стран и определены основные инструменты и методы этого регулирования, доказавшие свою эффективность;

выработаны рекомендации и предложения по совершенствованию регулирования частного военного и охранного бизнеса на национальном уровне.

Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование способствует расширению теоретико-аналитической базы для изучения актуальных вопросов современных международных отношений и мировой политики. Полученные выводы могут также использоваться при совершенствовании российской законодательной базы частной военной и охранной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы финансовыми, внешнеэкономическими и внешнеполитическими ведомствами России, в том числе и в законотворческой деятельности. Материалы диссертации могут быть также использованы в учебном процессе в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и в других вузах.

Степень достоверности и апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации представлены в шести научных публикациях общим объемом 5,42 п.л., из них пять – в журналах, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ. Диссертационная работа прошла апробацию в форме доклада автора «Частные военные и охранные компании: проблемы регулирования и перспективы развития в России» на научной конференции аспирантов и магистрантов «Государственная политика обеспечения национальной безопасности» в 2011 году. Она была обсуждена на кафедре внешнеполитической деятельности России Факультета национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Структура диссертации 

Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы. 






Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования современных негосударственных акторов в мировой политике



1.1 Эволюция субъектов современного политического мира

На рубеже ХХ и XXI века о мировой политике заговорили все чаще в контексте кризисов, противостояний и конфликтов. В чем же причина этих многочисленных катаклизмов и каковы их предпосылки? Ответы на подобного рода вопросы аналитики и исследователи формулируют каждый по-своему. Бесспорным является то, что многочисленные феномены и противоречия – это лишь внешние «визуальные» проявления системных изменений мирополитического устройства. По мнению М.М. Лебедевой, «корни политических проблем, с которыми сталкивается современный мир и которые выражаются в множестве разнородных и разноуровневых конфликтов, находятся в его политической системе». 

Чтобы понять, что есть политическая система в настоящем, нужно посмотреть на нее в ретроспективе. Подписанный после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году Вестфальский мир ознаменовал собой формирование новой системы политического устройства. Создание Вестфальской системы, определившей организацию межгосударственного взаимодействия и основанной на принципах национального суверенитета, «стало величайшей социальной инновацией». Значимость этой эпохальной вехи заключалась в том, что была найдена структурная единица образовавшейся политической системы – национальное государство. В свою очередь, национальный суверенитет стал своеобразным «общим знаменателем» структурных единиц, позволившим снивелировать многочисленные территориальные, этнические и другие противоречия. Вестфальская государственно-центристская модель на протяжении веков проходила стадии своего развития, изменялась, расширялась, охватывала все большее количество стран. Во 2-ой половине ХХ века, когда рухнула колониальная система, количество независимых национальных государств резко возросло. Вестфальская система стала глобальной и крайне разнородной. Конечно, государства никогда не были идентичны по территории, обладанию ресурсам и прочим показателям, но теперь они стали разниться по отношению к самой системе. 

Эти различия со временем усиливаются. Занимаясь исследованиями современного государства, А.Ю. Мельвиль говорит о «разбегающейся политической вселенной». Растет количество государств, которые не соответствуют классической модели национального государства. Расслоение невестфальских государств, на которое обращает внимание Дж. Поджи, происходит по разным причинам. С одной стороны, государства, которые не способны в силу различных причин выполнять основные управленческие функции на своей территории, с другой - государства, которые инициируют передачу своих традиционных функций, надгосударственным институтам и внутригосударственным регионам. По словам профессора А.Ю. Мельвиля, «миры демонстрируют множественность совершенно разнородных и разнонаправленных политических режимов».

Еще одним важным событием, оказавшим существенное развитие на современную политическую систему, стал процесс активизации негосударственных транснациональных акторов - межправительственных организации (МПО), неправительственных организаций (НПО), транснациональных компаний (ТНК) и др. Еще в начале 70-х годов Р. Кеохане и Дж. Най выступили с революционной идеей значимости негосударственных транснациональных акторов на мировой арене. Это означало, что политическая система мира, где единственным актором было государство, изменилась. Активность и влиятельность транснациональных акторов усиливается, на что обращают внимание ряд исследователей, и характеризуются следующими динамическими сдвигами:

1) увеличением числа как уже утвердившихся акторов (например, в результате резкого роста количество НПО превысило 35 тыс., ТНК - 77 тыс.), так и новых акторов, которые только приобретают собственные очертания в качестве транснациональных «игроков» мировой политики (например, интернет-индустрия, СМИ);

2) расширение территориальных границ деятельности транснациональных акторов. В настоящее время ТНК действуют по всему миру;

3) присутствие во всех сферах деятельности, включая сферу безопасности, которая традиционно считалась государственной. Например, частные военные и охранные компании действуют почти во всех странах;

4) вовлечение большого количества людей в транснациональные отношения;

5) формирование активного акторного взаимодействия, сопровождающегося процессом межакторной гибридизации, пересечением и перераспределением функций, концентрацией ресурсов и т. п.

Следующей предпосылкой трансформации мирополитической реалии можно назвать научно-техническую революцию. По словам М. М. Лебедевой «в результате нее слабому государству или даже небольшой группе людей оказывается под силу нанести ущерб другим, который ранее могли осуществить только ведущие государства-лидеры. Современный мир оказался зависимым не только от поведения сильных, но и слабых». 

Таким образом, начиная со второй половины ХХ столетия, на мировой арене, которая согласно вестфальским принципам определялась как зона межгосударственного взаимодействия, стали активно действовать, причем в значительных масштабах, негосударственные транснациональные акторы. Эрозия прежней политической системы мира привела к формированию целого ряда противоречивых явлений. Четкое разграничение внутренней и внешней политики теряет свою актуальность по всем уровням. Если в условиях Вестфальской системы внутригосударственные структурные подразделения, будь то регионы или мегаполисы, оказывали влияние на внутриполитические процессы своей страны, а международные организации – на международные, то теперь это работает по другим правилам. Происходит своего рода путаница с территориями влияния: внутригосударственные субъекты все чаще выходят на региональный или международный уровень, в то время как международные организации активно действуют на внутригосударственных уровнях (например, в случае урегулирования конфликтов, организации миротворческих мероприятий и т. д.). Все это приводит к «прозрачности» границ и «ослаблению» суверенитета.

В данном контексте рассуждения о трансформации политической системы замыкаются на глобализации. По мнению немецкого ученого У. Бека, эрозия национальной государственности есть следствие процесса глобализации, означающего разрушение единства национального государства и национального общества. Этот процесс сопровождается образованием иных силовых и конкурентных соотношений, конфликтов и пересечений между национально-государственными единствами и акторами, с одной стороны, и транснациональными акторами, идентичностями, социальными пространствами, ситуациями и процессами – с другой. 

Современная глобализация оказывает двоякое, разнонаправленное влияние на политическую систему, в целом, и на государство, в частности. С одной стороны, она ослабляет государство, «отнимая» часть функций и полномочий, создавая множество конкурирующих субъектов в сфере общественного управления, занижая степень государственного суверенитета. С другой стороны, глобализация «усиливает» государство, сохраняя его в качестве главного организатора и координатора собственно глобализационных процессов, расширяя сферу государственной деятельности через добавление новых функций и полномочий, появляющихся благодаря глобализации. На современном этапе внутренняя политика государств во многом определяется глобальной политической обстановкой и, наоборот, политическая глобализация «питается» за счет внутренней политики большинства стран мира, особенно ведущих держав.

Глобализация диктует свою повестку дня:

1) рост взаимосвязанности и взаимозависимости стран и народов в различных сферах человеческой жизнедеятельности, что в перспективе ведет к образованию планетарного сообщества людей, формированию целостного мира; 

2) становление общемирового финансово-экономического пространства, рынка планетарного масштаба, слияние отдельных экономик в глобальную систему с общими для всех правилами; 

3) создание всемирной сети общения на базе новейших компьютерных и медиа-технологий, глобального телевидения, Интернета; 

4) изменение функций государства, «размывание» национальных границ, их все большую транспарентность и одновременно значительное возрастание роли и расширение сферы деятельности надгосударственных организаций и транснациональных объединений; 

5) универсализация мира, повсеместное распространение системы либерально-демократических и социокультурных ценностей, накопленных евроатлантической цивилизацией; 

6) распространение идеологии и политики глобализма, стремление использовать объективно идущие процессы в субъективных целях ради формирования нового миропорядка на принципах униполярности.

Принципиально важным является то, что с позиций политико-социологического подхода, в основе тех процессов, которые принято называть мировой политикой, лежит глобальное измерение. По мнению М.М. Лебедевой, «в настоящее время мы как раз переживаем новый этап политического развития мира… Современный мир находится на очень важной стадии переходного периода своего развития». Именно процессы глобализации и взаимозависимости привели к той принципиальной трансформации глобальных политических отношений, которая проявляется в появлении и развитии сегодняшних феноменов и трендов.

Переходность современного этапа мирополитического состояния характеризуется неоднозначностью и неравномерностью тенденций и процессов мирового развития. Например, глобализация соп.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44