VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Этнические особенности народов Северного Кавказа и их изучениена уроках географии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014132
Тема: Этнические особенности народов Северного Кавказа и их изучениена уроках географии
Содержание
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯМОСКОВСКОЙОБЛАСТИ
ГосударственноеобразовательноеучреждениевысшегообразованияМосковскойобласти
МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙОБЛАСТНОЙУНИВЕРСИТЕТ
(МГОУ)
Географо–экологическийфакультет
Кафедраэкономическойисоциальнойгеографии





Выпускнаяквалификационнаяработа
натему:«Этнические особенности народов Северного Кавказа и их изучениена уроках географии»
ЕгоренковаВероникаВикторовна






понаправлениюподготовки44.03.05«Педагогическоеобразование»
(шифр,названиенаправления)
Профильподготовки«Географияииностранныйязык»
(названиепрофиля/программыподготовки/специализации)

Руководитель
выпускнойквалификационнойработыЮ.И.Валишин,к.п.н.,доцент
(Ф.И.О.,ученаястепень,звание)

________________________________
(подпись,дата)
















Мытищи
2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА	5
1.1.	ЭТНОГРАФИЯ, КАК НАУКА	5
1.2.	ПЕРВИЧНОЕ МЕСТООБИТАНИЕ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО
КАВКАЗА	11
1.3.	ИСТОРИЯ КАВКАЗСКИХ ЭТНОСОВ	15
1.3.1.	АДЫГИ	18
1.3.2.	КАБАРДИНЦЫ	21
1.3.3.	АБАЗИНЫ	24
1.3.4.	КАРАЧАЕВЦЫ, БАЛКАРЦЫ	27
1.3.5.	ОСЕТИНЫ	32
1.3.6.	ЧЕЧЕНЦЫ, ИНГУШИ	38
1.3.7.	НАРОДЫ ДАГЕСТАНА	42
1.3.8.	КУМЫКИ	43
1.3.9.	НОГАЙЦЫ	46
ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО 
КАВКАЗА	48
2.1. БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА	48
2.2. КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА	55
2.3. ТРАДИЦИИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА	64
2.4. ОБРЯДЫ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА	68
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ	72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	77
БИБЛИОГРАФИЯ	79
ПРИЛОЖЕНИЕ	84



     ВВЕДЕНИЕ
       
     СеверныйКавказ–одинизнемногихрегионовнанашейпланете,этническийсоставнаселениякоторогочрезвычайнопёстриразнообразен.Приотносительнонебольшойплощади(около258тыс.км2)натерриторииСеверногоКавказапроживаютпредставителиболее100различныхнародов,говорящихнаразличныхязыкахиихдиалектах,имеющихразличнуюматериальнуюидуховнуюкультуру,происхождение,отличающихсяпоособенностямпсихологическогоскладаимногимдругимпараметрам.
     ИсследованиеэтническогосоставанаселенияСеверногоКавказапредставляетсобойбольшойинтерес.СеверныйКавказвсегдапривлекалксебеособоевниманиеэтнологовилингвистов.Изучениепроисхождения,истории,быта,традиций,религиозныхпредпочтений,особенностейкультурынародовСеверногоКавказаособенноактуальновсегодняшнеевремя.
     Наличиемножестванародовнасравнительнонебольшойтерриториисограниченнымиресурсами(главнымобразом,ощущаетсянехваткаплодородныхземельиводы)стало,соднойстороны,причиноймножестваконфликтов,асдругой–выработаловлюдях,населяющихСеверныйКавказ,умениесамостоятельноурегулироватьвозникающиепротиворечия.
     Степеньнаучнойразработанностипроблемы.Вработебылииспользованынаработкииразвитыидеитакихизвестныхученых,какН.Я.Динник,Г.Н.Прозрителев,В.Н.Лучник,В.В.Богачев.Онизанималисьсоставлениемгеологическойкарты,картыозер,буровыхскважин.Изучалифлоруифаунукрая.Особоследуетотметитьрастения,собранныеАвгустомПетровичемНорманомвгербарий,хранившийсявСтавропольскомгородскоммузее.Такжебылисистематизированыэтнографические.Изучалисьдуховнаяиматериальнаякультураиисториянародов,проживающихвэтомкрае.ОгромнуюпомощьвстановлениииразвитиикраеведенияоказалрегионулюбительгоригорныхпутешествийальпинистАлександрКарловичфонМекк.
     Объектисследования-этносы,проживающиенаСеверномКавказе.
     Предметисследования-характеристикаэтническихособенностейнародовСеверногоКавказаиихизучениенаурокахгеографии.
     Гипотезаисследования-основоймирногососуществованиянародовСеверногоКавказаявляетсятерпимостьдругкдругуиуважениекчужимобычаям.
     Цель–изучениеэтническихособенностейнародовСеверногоКавказа.
     Задачиисследования:
     -исследоватьисториювозникновенияэтническогоразнообразиянародовСеверногоКавказа;
     -охарактеризоватьэтническиеособенностинародовСеверногоКавказа;
     -проанализироватьсовременнуюгеографиюнародовСеверногоКавказа;
     -исследоватьвозможностиизучениятемынаурокегеографии;
     -поискоригинальныхметодов,форм.
     Вданнойработеприсутствуюттакиеметодыисследования,как:
     -картографическийметод;
     -статистическийметод;
     -сравнительныйметод;
     Даннаядипломнаяработаотличаетсявысокойпрактическойзначимостью.Входееесозданиябылразработанурок«НародыСеверногоКавказа»,позволяющийсделатьпроцессуроканаиболеерезультативным.
     Новизнаисследования:
     -составлениетаблицэтнографическихособенностейнародовСеверногоКавказа.
     

     ГЛАВА1.ИСТОРИЯВОЗНИКНОВЕНИЯЭТНИЧЕСКОГОРАЗНООБРАЗИЯСЕВЕРНОГОКАВКАЗА
     1.1. ЭТНОГРАФИЯ,КАКНАУКА
       
     1. Зачаткиэтнографическихзнанийформируютсяужевантичныйпериод(IXв.дон.э.–IIв.н.э.).Ученые:Геродот(Vв.дон.э.),Аристотель(IVв.дон.э.)–ввелтермин«этнос».
     2. XIII-серединаXVвв.–оживлениеинтересаккультуредругихнародовиз-занашествиямонгольскихплемен.ПланоКарпени:путешествиевСреднююиЦентральнуюАзиюдлязаключениядипломатическихдоговоров.МаркоПоло:путешествиявЦентральную,ВосточнуюиЮжнуюАзию.
     3. СерединаXV–серединаXVIIвв.-ЭпохаВеликихГеографическихоткрытий.ПлаваниеХристофораКолумба,ВаскодаГама,колонизаторскиепоходыАнглии,Голландииидругихстран;появляютсясведенияоМосковскомгосударстве;расширяютсязнанияевропейцевобокружающихнародах.
     4. КонецXVII-XVIIIвв.–«ВекПросвещения».Вэтовремяорганизовывалосьмногоэкспедиций;появляютсясведенияобиндейцах,народахАвстралиииОкеании,народахСибирииДальнегоВостока,появляетсяинтересккультуреевропейскогокрестьянства.Начинаетприменятьсяисторико-сравнительныйметодисследования(сравнениенародов),атакженачинаетразрабатыватьсясхемавсемирно-историческогоразвитиянародовмира,гдеотсталыенародыявляютсяпервойступеней.
     5. ПерваяполовинаXIXвека–бурныйростинтересаккультуреевропейскогокрестьянства,ростпатриотизмаиромантизма.Зарождаетсямифологическаяшкола.
     Первоенаучноенаправлениевэтнографии–эволюционнаяшкола(серединаXIXвека).
     ИсследованияпроводилисьвАнглии,Италии,США.
     Представители:ДжеймсФрэзер,АдольфБастиан,ГенрихМорган.
     Объектисследованияэволюционистов:
     * человекилиобщество;
     * изучениесемейно-брачныхотношений;
     * изучениепервобытныхверованийиихэволюции;
     * периодизацияпервобытногообщества;
     * изучениеэволюционногохозяйства…
     Основныеидеи:
     * единствочеловеческогорода;
     * однолинейностьразвитияотпростогоксложному;
     * источникомэволюцииявляютсяпостоянноедействиеразличныхсил(принципыестественногоотбора,классоваяборьба,столкновениепротиворечий,накоплениезнаний).
     Параллельносэволюционнойшколойсталаразвиватьсядиффузионистскаяшкола.
     ЦентромсталаГермания.
     Представители:ФридрихРатцель,ЛеоФробениус,ФрицГребнер.
     Объектисследования:культура,какрезультатвзаимодействиянародов.
     Методы:картографирование,культурныхкругов,полевыхисследований[34,с.12].
     НачалоXXвека–«Фрейдизм»или«психоаналитическаятеория».
     Представители:ЗигмундФрейд,КарлГустоЮнг,Рохейм.
     Методы:психоанализдляисследованиянекоторыхявленийвчеловеческойкультуре:тотемизма(веравсверхъестественноеродствочеловекасрастением,животным),табу(системачеловеческихзапретов),экзогамия(запретбраковвнутриродственнойгруппы),эндогамии(заключениебраковвнутриродственнойгруппы).
     «Социологическаяшкола»(конецXIX-началоXXвека).
     ЦентромявляласьФранция.
     Объектисследования:общество.Исследовалисьвопросыпроисхождениярелигии,изучаликоллективныепредставления,выявлялиособенностипервобытногомышления.
     Представители:ЭмильДюркгейм(основатель),МарсельМосс,ЛевиБрюль.
     «Структурныйфункционализм»(началоXXвека)ЦентромсталаАнглия.Представители:БрониславМалиновский,Радклифф-Браун,Леви-Строс[34,с.14].
     Б.Малиновскийразработалтеориюпотребностей,методикувключенногонаблюдениявполевыхусловиях,сравнительно-социологическийметод,созданиесоциальныхинститутов.Радклифф-Браунсоздалнаправление–социальнаяантропология.Онразрабатывалсравнительносоциологическийметодиизучалсетьсоциальныхотношений.Леви-Строс–основательнаправленияструктурализм.Онрассматривалиизучалматериалымифологииифольклора.
     Американскаяшколаисторическойэтнологии«ШколаБоас»(конецXIX-началоXXвв.).Основатель-ФранцБоас.Врамкахэтойшколыисследоваласьдинамикакультуры,взаимоотношениячеловекаикультуры.
     ПозднеесталиразвиватьсяАмериканскаяэтнопсихологическаяшкола,ассерединыXXв.–Американскаякультурнаяэволюционнаяшкола,неофункционализм.
     XIXвек-становлениеэволюциивРоссии,какнауки.ВсерединеXIXвекапоявляютсяпрофессиональныекадры,учреждаютсяакадемиинаук.
     1845г.–созданоимператорскоерусскоегеографическоеобщество,вкоторомбылиотделениягеографии,статистикииэтнографии.Средитеоретическихразработокследуетотметитьконцепциюхозяйственно-культурныхтипов(Левин,Чебоксаров)[46, с.78].
     Этнос-историческисложившаясянаопределеннойтерриторииустойчиваясовокупностьлюдей,обладающаяобщностькультуры,языкаипсихики,атакжесамосознаниемисамоназванием.
     Основныепризнаки:
     * самосознание(отнесениесебякопределенномународу);
     * самоназвание.
     Основнойкультурныйсимвол–язык.
     Типыэтноса(наоснованиикачестваихарактераисторическихсвязей):
     1. Племяоснованонамнимыхилиреальныхкровнородственныхсвязях.Впроцессеисторическогоразвитияплеменаобъединилидляусиленияэкономической,культурной,идеологическойитерриториальнойсвязи.
     2. Народностьосновананатерриториальныхсвязях.Впоследующем,сусилениемкультурныхиэкономическихсвязей,ликвидируетсяраздробленность,характернаядлянародности.
     3. Нацииформируютсявпределаходногогосударства.Длянеехарактерныобщностьэкономики,территории,языка,культурнойсимволикииидеологии.
     Выделяетсяопределеннаяиерархияилиструктураэтническихобразований[34,с.76].
     Суперэтнос(славяне)
     Этнос(русские)
     Субэтнос(поморы)
     Этнофор
     Субэтнос–локальныегруппы.
     Этнофор–носительэтническихсвойств.
     Этногенез–процессформированияэтноса.Этногенезвключаеткакначальныеэтапывозникновениякакого-либонарода,такидальнейшееформированиеегоэтнографических,лингвистическихиантропологическихособенностей.
     Вэтногенезевыделяюттриосновныхсоставляющих:
     1. антропогенез(расогенез)–формированиерасовыхособенностей;
     2. глотогенез-формированиеязыковыхособенностей;
     3. культурогенез–формированиекультурныхособенностей.
     Этническиепроцессы-любыеизменениятогоилииногокомпонентаэтноса.Еслиэтническиепроцессынеизменяютэтноскаксистемувцелом,тоониносятназваниеэтноэволюционные,аеслиизменяютсамосознание,тоониназываютсяэтнотрансформационные.Ониделятсянаэтническиеобъединенияиразделения.
     Расоваяклассификацияосновананафизическихотличияхмеждулюдьми,которыеисторическисложилисьвразличныхприродно-климатическихусловиях.
     Раса-историческисложившаясяреальнаягруппалюдей,связанныхединствомпроисхождением,чтовыражаетсявкомплексенаследственных,морфологическихифизиологическихпризнаков.
     Кморфологическимпризнакамотносятсяформаистроениеволос,степеньразвитиятретичноговолосяногопокрова,пигментациякожи,волосиглаз,строениечерепаизубнойсистемы.Кфизиологическимпризнакамотносят:строениевнутреннихорганов,группакровидр.
     Лингвистическаяклассификациянародовмираосновананапринципеблизостиязыков.Близкимисчитаютсяродственныеязыки.
     Языковаясемья–совокупностьродственныхязыков.
     Языкисчитаютсяродственными,еслиониобразовалисьотоднойязыковойосновы.Врамкаходногоязыкамогутвыделятьсядиалектыиговоры.
     Родствоязыков-наличиеобщихчертирегулярныхсоответствийнаразныхязыковыхуровняхуязыков,происшедшихотодногоязыка-основы.
     Хозяйственно-культурнаяклассификацияосновананаэтнографическихкритериях.
     Хозяйственно-культурныйтип-комплексособенностейхозяйстваикультуры,которыйсформировалсяународов,находящихсянаблизкомуровнесоциально-экономическогоразвитияивсходныхусловияхприроднойсреды[34,с.80]
     Выделяетсятригруппыхозяйственно-культурноготипа:
     1. Хозяйственно-культурныйтипспреобладаниемприсваивающихотраслейхозяйства(охота,рыболовствоисобирательство);
     2. Хозяйственно-культурныйтипмотыжныхземледельцевискотоводов;
     3. Плужных(пашенных)земледельцев,использующихтяговуюсилудомашнегоскота.
     Историко-культурныеобласти–территории,накоторыхврезультатедлительноговзаимодействиянародовобразовалисьособенностиматериальнойидуховнойкультуры.
     
     
     
     
     

     1.2. ПЕРВИЧНОЕМЕСТООБИТАНИЕНАРОДОВСЕВЕРНОГО
     КАВКАЗА
       
     Ареалрасселенияпредковвайнаховвначалезанималкрайнеограниченноепространство,лишьгорнуючастьсовременнойЧечни,такназываемые“Черныегоры”илиИчкерию.(Прил.1)
     Находясьисключительнонародовойстадииразвития,необладаябольшимиматериальнымибогатствами,предкивайнаховпрактическинеоказаливлияниянаисториюрегионавсредниевека.Таквпериодтатарско-турецкойииранскойагрессииобъектамиэкспансиистановилисьДагестан,КабардаиЗакубанье,тоестьнаиболееразвитыерегионы.
     Предкижевайнаховвсилумалочисленностиислабостипрактическинефигурироваливэтихсобытиях.ЛишьсконцаXVIIвекаизгориущелийониначинаютвыселятьсянаплоскостьвмеждуречьеСунжииТерека.Ихзанятиясводилиськскотоводству,охотеиразличнымпромыслам.Дажепоселившисьнаравнине,чеченцыдолгоевремянезанималисьземледелием,употребляявпищувместохлебатворогисыр.Понятно,почемудругиевайнахскиеобществасталиназыватьих“сыроедами”(нахчи–сыр).
     ЗанявравнинымеждуСунжииТереком,чеченцыпервоначальнопопаливзависимостькболеесильнымсоседям:назападе–ккабардинскимпши,навостоке–ккумыкскимбиямиаварскимнуцалам.Каждыйизнародовсталименоватьихнасвойманер:кабардинцы–шашан,поназваниюодногоизауловчечен;кумыки–мичигши,тоестьлюди,живущиенарекеМигич.
     ВXVII-XVIIIвекахпредкивайнаховнеимелиобщегообозначенияиназывалисьлибопородоначальникам,либопозанимаемойместности.Учеченцеввыделялисьподразделения:шароевцы,отаулаШарой;шатоевцы,отаулаШатой.Уингушейвстречаютсянаименованиягалгаевцы,назраевцы,ингуши.
     Высокогорныеземличечениингушейдостаточнопоздноподверглисьисламизации,вXVIIвеке,адоэтогогосподствовалиязыческиеверования,хотянекоторыевайнахивоспринималихристианствоизГрузии.МусульманствопроникловЧечнюизДагестанаиукоренялосьдолго,ибодажевXVIIIвекеононосилолишьповерхностныйхарактер.
     Соседямивайнаховназападевыступалиосетины,потомкиалан,разгромленныемонголо-татарами.ПредставителиэтогонародавсредниевеказанималитруднодоступныегорныеущельяЦентральногоКавказа.Христианствораспространилосьсрединихещесовременсуществованияаланскогогосударства.Однако,вXVI-XVIIвекахподвлияниемкабардинцевчастьосетиндигорцевпринялаислам.
     Подобнодругимкавказскимнародам,осетиныкXVIIIвекунеимелиобщегонаименованияиназывалисьпокрупнымобществам:алагирцы,тагаурцы,куртатинцыидигорцы.Однако,вотличиеотвайнаховивольныхобществЗакубаньяиДагестана,уосетинприсутствоваласоциальнаядифференциация.Высшуюступеньунихзанималиалдарыибаделяты,которыесоставлялинезначительнуючастьнаселения,нообладализемлейискотом.Взависимостиунихнаходилиськрестьяне(адалшхатыифарсаглаги),несшиеразличныеповинности.Всамомугнетенномположениипребывалидомашниерабы(кумаягиикавдасары).Темнеменее,основнуюмассуосетинскогокрестьянствасоставлялиличносвободныеобщинникифароаглаги.
     ВXVIIвекенесколькоизмениласьэтническаяобстановкавстепнойчастиСеверногоКавказа.Вконце30-хгодовXVIIвеказападнуючастьПрикаспийскойнизменностизанимаетновыйкочевойнародкалмыки.ЯвившисьизстепейЦентральнойАзии,калмыкипоязыкубылиродственнымонголамибурятамиисповедовалибуддизм.УнихсуществоваласобственнаяфеодальнаястратификацияизАзии.Высшиеслои–ханы,нойоны,зайсанги.Впривилегированномположениибылобуддийскоедуховенство,ланы.КалмыцкиекочевьяохватывалиобширныетерриториистепногоПредкавказья,кудапопадалиСтавропольскаявозвышенность,кубанскиестепиинизовьяТерека.
     Приблизительнов1653годупроисходитещеоднамассоваямиграциякочевников.Частьтуркмен,кочевавшаявстепяхипустыняхЮго-ВосточногоПрикаспия,полуостровМангышлак,длятогочтобыизбавитьсяотпритесненийХивинскогоханства,переходитвсеверокавказскиестепиизанимаетвосточныерайонысовременногоСтавропольскогокрая.Нановомместежительстваутуркменнесложилосьчеткогосоциальногоделенияиглавнуюрольсталиигратьстарейшины,аксакалы,имусульманскоедуховенство,мулы.
     КXVIIвеку,тоестькмоментупрочноговключенияСеверногоКавказавсоставРоссийскойимперии,большинствокоренныхнародовнаходилосьнапереходнойстадииотродовогокклассовомуобществу.Слабоеразвитиесоциальнойдифференциацииявилосьследствиемцелогорядапричин.
     Всилутого,чторавниныСеверногоКавказадлительноевремяявлялисьаренойпостоянныхнашествийистолкновений,автохтонноенаселениезакрепилосьвгорах.ТаквДагестанедветретинаселенияпроживаловгорах,однатретьнаравнинах.ВтовремякаквсятерриторияДагестананадветретипригоднадлясельскогохозяйства,господствующимзанятиемвгорахсталоотгонное(яйлажное)скотоводство.Земледелиевыступалокакдополнительныйисточник,носвоегохлебагорцамникогданехватало.Всематериальныенакоплениязависелиотэффективностискотоводства.
     Исключительноезанятиескотоводствомспособствовалонеизменностипатриархальныхотношений.Пастбища,лугаиполявсегданаходилисьвколлективнойсобственностивсеймусульманскойобщиныджамаат.
     ВсевольныеобществаКавказаимеливоенизированныйхарактер,кчемуихпобуждалапостояннаяоборонаотвраговисобственнаянабеговаяэкспансия.Оэтомсвидетельствуютлингвистическиеданные,так,например,названиеодногоиздаргинскихобществзвучалокак«акушалахуреба»,гдеакушала–имяаула,ауреба–войскоилиополчение.Уаварцевдляэтогодобавлялся«бо»,улезгин–«пара».
     Основойлюбоговольногообществавыступалрод,группародственныхсемей,связанныхобщимпроисхождением.Учеченцев-тейп,уадыгов–ачих.Старейшинавыступалпредводителемрода,тхъамада,аверховнаявласть–советустарейшинрода.Всеважныерешенияпринималисьсоветомстарейшин,преждевсегорешенияокровомщении,конлы.
     Такаяорганизациябылаудобнадляосуществлениянабеговойэкспансии,вусловияхтрудностейсприбавочнымиосновнымпродуктом.Набегиосуществлялиськакнасоседей,такинасопредельныестраныинароды.Удемократичныхплемендляэтогоизбиралсявоенныйвождь.Уболееразвитыхобществнабегивозглавлялазнать.НабеговаясистемасложиласьугорцевСеверногоКавказазадолгодопоявлениярусскогоприсутствия.Набегиприносилипленных,скотиимущество.Запленныхстаралисьполучатьвыкуп.Всеэтопозволяловосполнитьэкономическиенедостаткигорцев.
     

     1.3. ИСТОРИЯКАВКАЗСКИХЭТНОСОВ
       
     ОдинизраннихэтаповэтническойисторииСеверногоКавказасвязанссобытиямипозднегонеолита(VII–Vтыс.дон.э.).Известно,чтововторомпериоденеолитическойэпохиэкономикапервобытногочеловекапретерпеваеттакназываемую«неолитическуюреволюцию».Отсобирательства,охоты,рыболовства,т.е.отприсваивающегохозяйства,людипереходяткхозяйствупроизводящему.Появляютсязачаткипримитивногоземледелия,происходитодомашниваниенекоторыхживотных.Появляетсяприбавочныйпродукт;происходитпереворотвпервобытнойтехнике.Людинаучилисьшлифованиюкамня,изобрелигончарство.Каменныешлифованныетопорыбылинеобходимыдлярасчисткилесаподпашню,аводонепроницаемаягончарнаяпосудаиспользоваласьдлясохранениязапасовпродуктовживотноводства–молока,масла.Относительнаяобеспеченностьпродовольствиемидажеегоизбытокпозволялипрокормитьбольшеечислодетейвсемьяхпервобытногочеловека;семьисталимноголюдными,населениеувеличилось.Людямсталотеснонаобжитыхместах.Понадобилисьновыетерритории,посевныеплощади,пастбища,охотничьиирыболовныеугодья.Этидвеосновныеотраслиприсваивающегохозяйствапервобытностинетольконеугасливусловияхпроизводящейэкономики,нопринялиболееинтенсивныйхарактер:людинаучилисьизготовлятьболеесовершенныеорудияловаиохоты.Племенадробились,людирасходилисьвпоискахновыхместдляпосевов,выпасаскота,охотыирыболовства.Вотпочемувпозднемпалеолитенаблюдаютсямиграциинаселения,иногда–набольшиерасстояния.[39,с.34]
     Ужевэпохупозднейбронзылюдиначалиосваиватьметаллургиюжелеза.Новыйметаллтребовалпривыплавкебольшеготрудаисноровки,апоэтомунапервыхпорахценилсядорожебронзы.ИвПрикубанье,ивПриэльбрусье,ивДагестанеместныеплеменакобанскойикаякентско-хорочоевскойкультурывначалеприменялижелезотолькодляорнаментациибронзовыхизделий.Особенногоискусствадостиглиместныемастеравинкрустациижелезомбронзовыхпоясныхпряжекикобанскихбоевыхтопоров.Илишьпозднеежелезосталиупотреблятьдляизготовленияоружия;причемновыйметаллбыстровытеснилбронзуизавоевалгосподствующееположениевметаллургии.НаКавказенаступилановаяэпоха-раннийжелезныйвек.ВЮго-ВосточнойЕвропеначалораннежелезноговекасовпалособразованиемСкифскогогосударства.Скифы,какиихпредшественникикиммерийцы,былипрямыминаследникамиплеменсрубнойкультурыипринадлежаликиранскомумиру.ВскифскуюэпохуполитическоегосподствоскотоводческихплеменустановилоськаквПричерноморье,такивсоседнихснимстепныхпространствахНижнегоПодоньяиПредкавказья.Былобынеправильно,однако,представлятьиранизациюязыковСеверногоКавказаупрощенно.Полевыеисследованияархеологов-кавказоведовпоказали,чтокультурныеслоипоселенийпервойполовиныIтыс.дон.э.,содержащиескифскиеэлементы,связанысболеераннимиэлементамитехжепоселений.Оченьважно,чтопоселенияСеверногоКавказа,дажеегостепнойчасти,относящиесякскифскомувремени,представлялисобойнеукрепленныепоселки.Здесьжилиземледельцы-скотоводы,продолжавшиетрадициисвоихпредков,находившихсявусловияхсравнительнойбезопасности.Ивсежеможноговоритьобиранизациисеверокавказскихплемен,дажепредгорных.Напервыхпорахпоявилисьстепные«скифоидные»элементывматериальнойкультуреэтихплемен.ПустьпребываниесобственноскифовнаСеверномКавказебылопериодическимикратковременным;скифскиеполчищапроходилисеверокавказскимистепямивовремясвоихпоходоввЗакавказьеивПереднююАзию.Примечательно,чтоосновныеихсилытакже,какэтоделалилюдивглубочайшейдревности,огибалиКавказскийхребетвдольбереговКаспияиЧерногоморя.Ноесливстарьэтодвижениешлосюганасевер,тотеперьоноимелонаправлениессеверанаюг.Этипоходынашлияркоеотражениевкультуреместныхплемен.НаСеверномКавказеизвестнобольшоеколичествопамятников,содержащихпредметы,типичныедлякультурыпричерноморскихстепейскифскоговремени,особенномногопредметоввооружения.Ихзаимствовалиаборигеныускифов,инеслучайно:именноскифырасполагалисовершеннымипотемвременамсредствамивойны.Ноивмирнойжизнискифскоевлияниенашлосвоеотражение.
     НарубеженовойэрывстепяхиравнинныхпредгорьяхКавказаустановилосьполноеполитическоегосподствосармато-аланскихплемен.Местноенаселениебыловынужденолибооткочеватьвгоры,либоподчинитьсявластипришельцевипостепенноассимилироватьсявихсреде.Лишьпотомкимеотов,вкоторыхученыевидятпредковсовременныхадыгов,сумелинетолькоудержатьсянаместахпрежнегообитания,ноисохранитьсвоюсамостоятельность.НачалоIтыс.н.э.длянародовЕвропыиАзииознаменовалосьбурнымиполитическимисобытиями.Нередкоэтовремяназывают«Великимпереселениемнародов».Кавказнеосталсявсторонеотэтихпроцессов.ВконцеIVв.здесьпоявилиськочевники-завоевателиподглавенствомгуннов.ПалоБоспорскоегосударство,разгромленывстепяхаланы(аланскийплеменнойсоюз),изначительнойчастиэтогоираноязычногонаселенияпришлосьискатьубежищавгорныхрайонахКавказаотр.ЛабыиУрупадор.АссывЧечено-Ингушетии.Подобноемассовоепереселениенародовсущественноповлиялонапроцессыиранизациигорногонаселенияэтогорайона,которое,моглоначатьсянесколькоранее,т.е.вэпохумеждоусобныхвойнзаполитическоегосподствомеждускотоводческимиплеменамистепейобщегосармато-аланскогокруга.Появлениеираспространениежелезныхорудийтрударезкоподнялопроизводительныевозможностиобщества.ЕщевраннемжелезномвекеународовКавказапатриархально-общинныеотношениясталисменятьсяфеодальными.Бытовавшеездесьрабствовегопервоначальной,«домашней»форменигде,кромегосударствасиндов,неигралосущественнойроли.ВпервойполовинеIтыс.н.э.феодальныеотношенияприобрелиустойчивость.Укреплениюклассовыхотношенийспособствовалиивнешниеусловия-появлениемощныхпотоковзавоевателей,которыенетолькосмещалимногиегруппынаселениясосвоихтрадиционныхместжительства,ноиставилиихвположениезависимых,неполноправныхгрупп.Увеличилисьвозможностистремительногообогащениязасчетграбежаинасилиянадсоседями.ВэтойсложнойобстановкепроисходятпроцессыформированиябольшинствасовременныхнародовСеверногоКавказа,ихэтническогосвоеобразияисамобытности.
     
     Сравнивая данные таблицы национальной структуры населения Ставропольского края, следует отметить то, что численность армян значительно увеличилась (на 0,4%); однако численность украинцев уменьшилась на 0,6%, а численность русских значительно уменьшилась на 1,3%.
     Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на данный момент большую часть территории Ставропольского краяпо-прежнему занимают русские.
     1.3.1. АДЫГИ
       
     Адыги,живущиенаСеверномКавказе,внастоящеевремяобразуюттриветви:адыгейцы,кабардинцыичеркесы.Самоназваниеэтихнародов-адыге.Существуетнесколькогипотезопроисхождениинародовадыге.Одниисследователи(Л.И.Лавров)придерживаютсяверсииосеверномпроисхожденииадыгов,т.е.предкамиадыговсчитаютплеменакиммерийцев(предшественниковскифов),издавназаселявшиеНижнююКубаньиТаманскийполуостров.Этобылатачастькиммерийцев,которыесоставляликоренноенаселениеСеверо-ЗападногоКавказа.Этижекиммерийцыякобыбылигенетическисвязанысносителямикатакомбнойкультуры.Последниеисследованияархеологовиантропологов(поматериаламстепныхкультурЮго-ВосточнойЕвропы)свидетельствуют,чтокиммерийцысвязанысплеменамисрубнойкультурыиотносятсякчислудревнихпротоиндоевропейцев.Некоторыеученые(например,А.Намиток)связываютэтногенезадыговсфракийцами,сарматами,темижекиммерийцами.Наконец,существуетгипотеза(Н.Я.Марр,И.А.Джавахишвили)отакназываемом«южном»происхожденииадыгов-искифы,исарматыпринадлежаткдревнимплеменамабхазо-адыго-чеченскогокруга.ПродвинувшисьизМалойАзии,скифыисарматызаселилистепиЮго-ВосточнойЕвропыиСеверногоКавказа.Адыги-остаткидревнегонаселенияПредкавказья.Такоепредположениепротиворечитсовременнымвзглядамнаскифо-сарматскуюпроблему.Большинствоисследователейпридерживаетсятеорииавтохтонногопроисхожденияадыгскихнародов.Существенныйвкладвизучениеэтоговопросавнесархеолог-кавказоведН.В.Анфимов,которыйустановилгенетическуюпреемственностьадыгскойкультурыинаследиямеотскихплемен-обитателейНижнегоПрикубаньявэпохураннегожелеза.Обэтомговорилосьранее.Такимобразом,археологическиематериалыдостаточноубедительносвидетельствуютоместном,автохтонномпроисхождениисовременныхадыгов:т.е.адыги-исконныежителиСеверо-ЗападногоКавказа.Меотыиихпредкипоантропологическимпризнакамотносилиськпонтийскомутипусредиземноморскойрасы.Кэтомужетипу(втомилииномварианте)относятсяисовременныеадыги.ЕслираннийпериодэтническойисторииСеверногоКавказахарактеризуетсяданнымиархеологии,антропологииилингвистики,тоэпохараннегожелезапредставленадополнительнописьменнымиисточникамисвидетельствамиантичныхавторовиэпиграфическимипамятникамиБоспорскогогосударства.АрхеологическиеисследованияпамятниковНижнегоПрикубаньяпоказали,чтоадыгскиедревностираннегосредневековьягенетическисвязаныспозднемеотскими.Этоотноситсякаккпогребальномуобряду,такикматериальнойкультуремогильниковипоселений.Доказано,чтодажевX-XIIIвв.непрекращаетсяжизньнамногихпоселенияхПричерноморьяиЗакубанья,которыевозниклиещевантичноевремя.Археологиустановили,чтокурганныемогильникиX-XIIIвв.домонгольскоговремениимеютмногообщегосадыгскимикурганнымимогильникамиXIV-XVIвв.Напротяженииболееполутысячелетияобликадыгскихпогребенийпочтинеменялся.Создаетсявпечатление,чтовконцеIVв.н.э.послегуннскоговторженияхозяйствостепногоПредкавказьяпришловупадок.УцелевшеенаселениеНижнегоПрикубаньяушловзакубанскиеземлиивпредгорья.ЧастьадыговскрыласьвверховьяхКубани.Здесь,средиаланскихпамятниковраннегосредневековья,выделяютсяпогребальныесооружения,которые,помнениюархеологов(Е.П.Алексеева,Б.А.Кузнецов),можноотнестикчислуадыгскихдревностей.Это-наземныеиподземныегробницы,наземныедольменообразныесклепы.Ксожалению,всеонипочтиполностьюразграблены.Лишьнекоторыепогребениясохранились.Так,Нижне-Архызскийинекоторыедругиемогильникисохранилидревниемеото-адыгскиетрадиции:обычайкластьподголовупокойникакаменнуюплитку.ОприсутствиивВерхнейКубаниадыгскогоэтническогоэлементаговорятинаблюденияантропологов:генетическаякартинасовременногоадыгскогонаселениязапечатлеласьнакраниологическомматериалемогильникаМощевойбалки.Дажевариацииантропологическоготипасовременныхадыгейцев(понаблюдениямВ.П.Алексеева)повторяютсявкраниологическомматериалеXIV–XVIвв.Е.И.Крупновсчитал,чтоформированиедревнихнародностейСеверногоКавказа,втомчислеадыгской,тесносвязаносразвитиемматериальнойкультурыIтыс.дон.э.веелокальныхвариантах.ТакимвариантомбыламеотскаякультуравНижнемПрикубанье.ВантичнуюэпохуконсолидациямеотскихплеменпродолжаласьврамкахБоспорскойиСиндскойдержав,послегибеликоторыхэтотпроцессвозобновилсяужевконцеIтыс.н.э.Некоторыеисследователи(например,Л.И.Лавров)полагают,чтовраннемсредневековьеконсолидацияадыгскихплеменпродолжиласьприглавенствеприморскогоплеменногосоюзазихов.ОднакотакоепредположениенесогласуетсясосвидетельствомримскихписателейонародахСеверо-ЗападногоКавказавначалеIтыс.н.э.Римскиехронистыперечисляютрядплемен,объединенныхсобирательнымименеммеоты.Этобылипрямыепредкиадыгов.Другиеженароды-зихи,ахеи,керкеты-представлялисьантичнымавторамотдельнымиэтническимиобразованиями,несвязаннымисмеотами.УжевовторойполовинеIтыс.н.э.литературныеисточникиупоминаютнаСеверо-ЗападномКавказекосоговодновременносзихами.Арабскиеавторыназываликосоговкешак-кашак-кашк.АльМасуди,например,всехадыговименуеткашакиговоритонихкакоединомнародесединымязыком;поегомнению,онижиливгорахкзападуотр.Лабы.Единымнародомсчиталикасоговирусскиелетописи.ТольковXIVв.подвлияниемтатарикрымскихтуроктермин«касог»сменяетсяназванием«черкес».ВсамомначалеXIIIв.встепях,прилегающихкСеверномуКавказу,появляютсямонголо-татары.НовыезавоевателиизменилиэтнополитическуюкартустепногоигорногоСеверногоКавказа,таккакихцельюбылонепростосокрушитьпротивниковнасвоемпути,нетолькопограбитьместноенаселение,ноиустановитьсвоеполитическоегосподствовэтомрегионе.Заключиввременныйполитическийсоюзсместнымитюркоязычнымигруппами(половцамиидр.),монголо-татарынанеслиаланам,аланскомуплеменномусоюзусокрушительноепоражение,послекоторогозначительнаячастьаланбылавынужденабежатьвгоры,вущельяКубанииТерека.Нановыхместахрасселенияаланыпотеснилигорцев,скоторымиихсвязывалодлительноеобщение.Нотеперьпредгорьяотр.ЛабыдоТерекаоказалисьбезлюдными.Сюдаиустремилисьадыги,которыерасселилисьнаширокихпросторахновыхпастбищипахотныхучастков[39,с.45].
     1.3.2. КАБАРДИНЦЫ
       
     Ближайшимисоседямиадыговбылиаланы.АланызанималиобширныепространствавпредгорьяхинаравнинахСеверногоКавказаквостокуиюго-востокуотлевогопритокар.Кубани–ЛабывплотьдоДагестана.Аланызанималисьскотоводствомипашеннымземледелием.Имбылиизвестныиспособыполучениямедиижелеза.КконцуIтыс.н.э.уалансложилисьраннефеодальныеотношения;образовалосьобъединениеплеменсдвумяцентрами:назападебольшойгородвверховьяхпритокаКубанинар.Архыз,навостоке–городнар.Сунже.В1222г.состороныЗакавказьячерезДагестанвпределыАланиивторглисьотрядымонголо-татар.ПоходыБатыязавершилиразгромАланиииустановиливластьмонголовкаквПредкавказье,такинавсемКавказе.Значительнаячастьаланбылаистреблена,некоторыеукрылисьвКрыму,Молдавии,Венгрии,гдеслилисьсместнымнаселением.Уцелевшиеплеменааланушливгоры,вверховьяКубанииТерекаирасселилисьмеждуаборигенами-горцами,потомкамикобанскойкультуры.Частьаланпродолжалажитьвстепнойзоне.ЕщевначалеXIв.вПредкавказьесталипроникатькочевники-тюрки,сначалапеченеги,потомполовцы.ПодихдавлениемчастьадыговначалапродвигатьсявдольсеверныхпредгорийКавказа–наюго-восток.Нетольковторжениетюрокзаставлялоадыгскиеплеменабросатьнасиженныеместа:впроцессестановленияфеодальныхотношенийгосподствующаяплеменнаяверхушкаадыговстремиласьрасширитьпастбищныеипахотныеугодья.ВтораяполовинаXIVв.быладлянародовСеверногоКавказаедвалинесамойтрагичнойикровавой.Натерриториистареющегоконгломератагосударств,оставшихсяпослеЧингисхана,появилсяновыйзавоеватель–Тимур.УкрепивсвоевладычествовСреднейАзии,оннанеснесколькосокрушительныхударовЗолотойОрде,захватилиразграбилеестолицу,послечегопоявилсясосвоимивойскаминаСеверномКавказе.Местныенародыстаралисьотстоятьсамостоятельность,ноТимуруудалосьсломитьихсопротивлениеинетолькоопустошить,ипокоритьстепныепространства,ноипродвинутьсявглубьгор,кудапрежниезавоевателизаходитьнеотваживались.ВсеэтипоходыТимураотличалисьособойжестокостью;целыеобластиопустошались,населениеистреблялосьилиуводилосьвплен.Новтожевремятакаяжестокостьзаставлялаотдельныегруппыкабардинцевсплачиватьсяиобъединяться,чтоспособствовалоукреплениювластикнязей(какруководителейвоенногосопротивления),ускорялоипроцессыслиянияскабардинцамитехмелкихгруппместногонаселения,которыежилиздесьраньше.Хотякабардинцысохранилисадыгамиобщностьязыкаикультуры,ихжизньвновыхусловиях,вотрывеотзападныхадыгов,неизбежнопривелакобособлению.КXVв.онизакрепилисьназемлях,которыенаселяютитеперь:наравнинахивпредгорьяхполевымпритокамр.Терекадовходавгорныеущельяиназемляхпоправомуберегур.Терекадор.Сунжи.МеждуКубаньюиЛабойжилибесленеевцы,аповерхнейКубани–абазины.
     
     Сравнивая данные таблицы национальной структуры населения Кабардино-Балкарской Республики, следует заметить то, что численность кабардинцев и балкарцев значительно увеличилась (кабардинцев на 1,9%, балкарцев на 1.1%); однако численность русских уменьшилась на 2,6%
     Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на данный момент большую часть территории Кабардино-Байкальской Республики занимают кабардинцы.
     1.3.3. АБАЗИНЫ
     Самоназваниеабазин-абаза.Поязыкуабазиныделятсянадвеэтническиегруппы–тапантаиашкарауа.Обаязыка-посуществудиалектыоднойизкрупныхязыковыхобщностей-абхазской.Приэтомязыкилидиалекташкарауаособенноблизокабхазскомуязыку;тапантинскийдиалект(подвлияниемадыгского)несколькоотдалилсяотабхазского.АбазиныживутвКарачаево-ЧеркесскойреспубликеСтавропольскогокраявбассейнерекКубанииКумы.ОднакоабазиныСеверногоКавказанетеряютсвязейсабхазами;средиабхазовунихнемалородичей.Языковаяобщностьабазиниабхазовявиласьоднойизпричинпоявлениянесколькихверсийпоповодуэтническихвзаимоотношенийэтихдвухнародов.Наиболеераспространенытриточкизрениянапроисхождениеабазинскогонарода.А.Н.Генкоидругиесчитают,чтосеверокавказскиеабазинывпрошломсоставлялисабхазамиоднународность.Абазинывыделилисьизэтойнародности,переселившисьнасеверныесклоныКавказскогохребта.Вторуюточкузрения,покоторойабазиныивдревностибылисамостоятельнойнародностью,поддерживаетЛ.И.Лавров,которыйсчитает,чтоблизостьабазинскогоязыкакабхазскомувозниклаблагодаряэтнокультурномувлияниюабхазов,пососедствускоторымижилиабазиныдовыселенияизВосточногоПричерноморьянаСеверныйКавказ.Абазины-частьабхазов,ноихобособлениепроизошлоещенапрежнейродине-вПричерноморье(абхазскийученыйШ.Д.Иналипа,Е.П.Алексееваидругие).Этаверсиянаиболееподкрепленафактами.Согласноэтойтеории,ещедопереселениянаСеверныйКавказабазиныявлялисьчастьюобщеабхазскогоэтническогомассива.ПриэтомабхазызанималиюжнуючастьтерриториииграничилисюгасМегрелией;абазинывсоставемногихплеменнаселялисеверо-западнуюгорнуюобластьАбхазииипобережьеЧерногоморяотр.Бзыбидотерриторииадыгов.СадыгамиабазиныграничилинаСеверо-ЗападномКавказе.Границачастоменялась,носудяпотопонимам,когда-топроходилаврайонеНовороссийска.Нарубежеи.э.впределахнынешнейАбхазиииксеверо-западуотнеевдольпобережьяЧерногоморяивприлегающихгорахобиталиродственныеплемена.Посвидетельствуантичныхавторов,этобылиапсилы,абазги,саниги,зехиилизихи.Именнозихиобразовалипервыйкрупныйплеменнойсоюз,вокругкоторогообъединилисьдругиездешниеплемена,скоторымисвязаныгенетическипротоабазины.ДревнееплеменноеназваниезихиещенедавноупотреблялосьгрузинамивформеджикидляобозначенияплеменМалойАбхазии,расположеннойксеверо-западуотсобственноАбхазиизар.Бзыбь.МалаяжеАбхазияещевсредневековьебыланаселенадревнимиабазинскимиплеменами.«Азыгьа»идосихпоризвестноуадыговдляобозначенияабхазов-абазин.Поэтомуврядлиуместноприписыватьзихамрольведущегоплемени,вокругкоторогопослеразгромамеотовгуннаминачаласьконсолидацияпротоадыгов.Такойточкизренияпридер.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%