VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности использования сказок народов в современных образовательных программах для дошкольников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002138
Тема: Особенности использования сказок народов в современных образовательных программах для дошкольников
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА
ВОЛХОВСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ







 Дипломная работа

По дисциплине: «Методика обучения и воспитания (ДО)»
На тему: «Особенности использования сказок народов в современных образовательных программах для дошкольников»







Выполнила: студентка четвертого курса
Очной формы обучения
направления «Педагогика»,
профиль: Дошкольное образование
Данилина Анастасия Владимировна

Проверила: Доцент Костарева Н.Л.

Дата: __________Оценка:_______






г. Волхов
2015 год.
Содержание
Введение
1. Структура и содержание программ нового поколения в дошкольном образовании
1.1. Народная сказка в системе воспитания дошкольников
1.2 .Особенности народных сказок. Жанры
2. Воспитание детей среднего дошкольного возраста с помощью сказок 
2.1. Сказки народов мира в детском саду
2.2. Сказки в семье
2.3. Популярные сказки у детей дошкольного возраста
2.4. Самые читающие страны мира
2.5. Подготовительная работа к театральному представлению
2.6. Создание театрального представления
Заключение
Приложение




























Введение

       Образовательных программ на самом деле довольно много. Для программ есть определенные требования:
       Цель программ – любознательность, как основы познавательной активности, развивать способности детей, формирование воображения творческого.
        Программы должны - обеспечивать безопасность для детей, развитие интеллекта детей, создание условий для развития творчества детей, для правильного развития детей должна вестись работа с родителями.
        В программах должны быть три формы для формирования жизни детей в детских учреждениях – специально созданные формы занятий, виды деятельности, не внесенные в главный план, в течение дня у детей есть свободное время, в которое они играют без вмешательства воспитателей.
        Программы обязаны состоять из специальных видов деятельности характерных для детей разных возрастов (игры, проектирование, изобразительный вид, музыкальный вид, театральные виды деятельности и т.д.)
        В программах должно быть место индивидуальным и дифференцированным  занятиям с детьми.
        В своей работе будут взяты не только сказку русскую народную, но и  сказки разных народов мира.
        Сказки являются неотъемлемым элементом для современных образовательных программ. 
        Сказка1 – это один из многих жанров фольклора, обычно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказка в образовании дошкольников играют большую роль в формировании их личности. Сказка дает понять довольно четко, где добро, а где зло, она воспитывает милосердие и терпение к близким.
        Объект дипломной работы: функции сказок в образовательных программах в дошкольных учреждениях.
        Предмет дипломной работы: сказка как способ воспитания детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
        Цель дипломной работы: Выявить особенности сказок народов мира в образовательных программах для дошкольных учреждений.
        Задачи исследования: 
- выявить особенности воспитания  детей дошкольного возраста с помощью сказок
- найти образовательные программы, с помощью которых воспитание детей будет интересным и занимательным для детей
- выяснить какие сказки народов мира более популярные у детей


1. Структура и содержание программ нового поколения в дошкольном образовании
       Программ есть несколько видов: парциальные и комплексные.
Самые популярные комплексные программы: «Истоки», «Радуга», «Развитие», «Детство». 

Программа «Истоки»
       В этой программе определены содержание и характер педагогического воспитания, направленного на формирование культурной личности дошкольников. Она дает важный принцип гуманной педагогики – общения взрослого и ребенка, детей друг с другом, воспитателей между собой, воспитателей с родителями.  В основе программы лежит понятие психологического возраста как этап развития ребенка, у которого есть и структура и динамика, и научное положение А.В. Запорожца о обогащении детского развития.
       Основная цель программы – формирование разносторонней личности детей от рождения до семи лет, развивать творческие, универсальные способности до уровня подходящего возрасту ребенка. Укрепление и сохранение здоровья детей.
        В программе обозначены возрастные уровни:
- от рождения до одного года
- от одного года до трех
-  от трех лет – до пяти
- от пяти – до семи лет
        По мнению авторов, такая сортировка возрастов позволяет видеть перспективу развития каждого ребенка.
       Программа составляется по аналогии с дидактическими принципами воспитания, обучающего и развивающего детей дошкольного возраста. В определенном возрастном уровне выделены четыре определенных отдела развития: социальные, эстетические, физические, познавательные. Игра дается как основа развития личности для ребенка.
       В программе появились новые самостоятельные разделы: "Здоровье", "Речь и речевое развитие", "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок", "Культура быта", они очень дополняют программу.
       В «Истоках» выделено два подхода: базовый и вариативный.
       В базовую часть входят такие задачи: характеризовать способности по возрасту ребенка, общие показатели развития, характеристики личности по базису, рекомендации по определению окружающей среды округ ребенка в детском саду, создание предметно-окружающей среды, работа психологов в детском саду и с семьей.
       Вариативные подходы нужны для исправления содержания воспитательного процесса, учитываются условия детского сада.
        Для программы созданы учебные пособия и методички:
- Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие: Методическое пособие. / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 152с.
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999 г. - с. 272
- Парамонова. Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду.- М.: Academia, 2002 г.

Программа «Радуга»
       Коллектив авторов возглавила Т.Н. Доронова. Программа разделена на пять глав и представлена для детей от 2 до 7 лет. Целью программы обозначены формирования различных качеств – благовоспитанность,  самостоятельная деятельность, стремление к своим целям,  вырабатывание своих знаний, умений, навыков.
       В программе лежит идея того, что каждый год жизни ребенка невероятно важен в воспитании. Педагогическое воспитание положено так, что у детей есть много времени для самостоятельной деятельности детей. 
       В воспитании детей лежит несколько линий: ожидание ребенком хорошего качества различных результатов в своих действиях (в четвертом году жизни); после этого ребенок сможет составлять цепочку из нескольких целей, после их составления он реализуются;
       В педагогическом воспитании детей есть маленькая, но очень важная деталь – создание мотивации у детей к разрабатыванию какого-либо из качеств ребенка. Авторы программ выделяют три мотивации: игровая, с помощью общения и личная заинтересованность. 
        Создатели программы назвали ее радуга, потому что в ней заложено семь самых важных видов деятельности  и занятий для детей, как и семь цветов радуги: 
Красный цвет радуги – это физическое развитие;
Оранжевый цвет радуги – это основа программы, игра;
Желтый цвет радуги – это ИЗО и ручной труд;
Зеленый цвет радуги – это конструирование;
Голубой цвет радуги – это занятия музыкой и танцами;
Синий цвет радуги – это познание окружающего мира и развитие речи;
Фиолетовый цвет радуги – это развитие математических способностей;
       Созданы различные методички для того, чтобы преподаватели смогли дать ее детям:
- Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В., Екжанова Е.А.
Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (проект) – 256 стр.
- Соловьёва Е.В., Редько Л.В. Методическая работа по программе «Радуга». Пособие для специалистов ДОО - 88 стр.
- Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2–8 лет: мир природы и мир человека.
Методическое пособие для воспитателей - 208 стр.
- Доронова Т.Н. Художественное творчество детей 2–8 лет. Методическое пособие для воспитателей - 208 стр.

Программа «Развитие»
        Создателем этой программы является Детский Центр Л.А. Венгера. Программа сделана для детей от 2 до 7 лет. 
       В программу вложено два теоретических уровня:
Первый уровень – теоретический от А.В. Запорожница. Главная цель этой теории это обучение и сбор ребенком более интересных ему форм и способов деятельности.
Второй уровень – это идея Л.А. Венгера о развитии способностей, которые помогают ребенку ориентироваться в окружающем пространстве с  помощью специальных для дошкольника образных средств решения разных задач. В воспитании – это общепринятые образцы внешних свойств: форма, цвет, величина и т.д. В развитии воображения – это схемы, чертеж и планы.
       В каждом разделе программы есть пояснительная записка, рекомендации для работ, планы занятий. Программа основана на сотрудничестве взрослого и ребенка.
       Главная цель программы – развитие художественных и умственных способностей детей.

Программа «Детство»
       Программа разработана коллективом ГРПУ им. А.И. Герцена. Цель программы – обеспечение полного развития личности детей в возрасте от 2 до 7 лет. 
       Окружающему миру детей обучают с помощью танцев, народного творчества, народной музыки и игр. В процессе проведения занятий воспитателю дается абсолютная свобода выбора во времени и места проведения занятий. Сами занятия направлены на равномерное углубление знаний ребенка.
       Программа делится на четыре блока: здоровый образ жизни, познание, гуманитарное отношение, созидание. Сама программа состоит из трех ступеней, которые соответствуют трем порогам дошкольного возраста: младший 3-4 года, средний – 5 лет, старший – дошкольный возраст – 6-7 лет. Содержание четкое и понятное в каждой части программы.
       Для помощи воспитателей создана серия методичек – «Библиотека программы «Детство»:
-  Шульгина Е., Третьяк Н. Развитие речевой активности дошкольников процессе работы над загадками - М.: Детство-Пресс, 2011г. – с. 96
- Сомкова О. Образовательная область "Речевое развитие". Метод. комплект программы "Детство". 3-7 лет: Детство-Пресс, 2016 г.- с.160
- Стефанко А. Организация воспитательно-образовательного процесса в группе для детей раннего дошкольного возраста. Детство-Пресс, 2016 г. – с.160
- Воронова И.В., Терехова А.Н., Русакова Д.А.. Проектирование основной образовательной программы (на основе программы Нищевой Н.В.). Детство-Пресс, 2016 г. – с. 256
- Мигунова И.Н., Якимова Л.В., Замашнюк Е.В.: Педагогическая диагностика развития зрительного восприятия дошк.в в усл. ДОО компенсирующ. вида. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г. – с. 80
1.1. Народная сказка в системе воспитания дошкольников
        Информацией для народных сказок всегда была жизнь народа, его вера и разные обычаи. Из поколения в поколение, с помощью сказок, передавали хорошие качества народа и это всегда было очень удобно.
        Народные сказки всегда внушали людям чувство уверенности, победу добра над злом. В сказках разных народов мира почти всегда главный герой сначала страдает, а потом это страдание переходит в радость. Радость – это плот борьбы с трудностями главного героя и его совместных усилий с друзьями.
        Воспитание детей усиливается с помощью сказок, в которых всегда побеждает зло, поэтому сказки и нравятся детям.
        Образность в сказках очень важная особенность, она помогает детям понять сказку, детям у которых пока нет абстрактного мышления.
       Самой важной деталью всех народов мира является дидактизм.
       Все эти особенности в сказках помогают использовать в решении педагогических задач.

Сказка в системе социальной адаптации
       Главная причина активности ребенка – узнавание окружающего мира, определение своего места в окружающем мире. Ребенок приспосабливается к окружающему миру пока идет детство, когда ребенок взрослеет, он набирается опыта и воспринимает мир по новому.
       Успешный результат социальной адаптации – это умение менять настроение в зависимости от ситуации. Процесс социальной адаптации дет всегда, но он может быть нарушен. В основном нарушения происходят в моменты изменения жизни детей, поводом может послужить что угодно: переезд на другое место, смена или поступление в садик и т.д.
        Нарушения можно выявить по признакам: изменение в поведении, вредные привычки, нервные расстройства, высокая тревожность.
        Ребенок использует защитные механизмы от плохих происшествий в жизни и может на них зацикливаться, эти механизмы – это тревожность, частая заболеваемость и т.д.
        Взрослый не должен оберегать ребенка от неблагоприятных условий среды, а объяснить, как правильно справляться с этими условиями. Например правильно выбирать психологическую защиту в зависимости от ситуации, изменять поведение так как требует этого группа. Но самое главное это то, чтобы ребенок развивался, а не растворился среди других.
        Если воздействовать на ребенка напрямую, то чаще всего это не всегда будет действовать. Если запретить ребенку вести себя плохо, ему обязательно захочется нарушить запрет, а если наказать его за это-то у него будет только обида и страх повторного наказания. Ребенок может специально вести себя плохо на занятиях, и если даже поле разъяснения ситуации ребенку он будет продолжать вести себя также, то требуется другая методика. Народная сказка же способствует воспитанию ребенка наиболее благоприятно, она развивает нравственные, патриотические, духовные, умственные границы.
      Зимина И.К. разработала методику диагностики дошкольников о социальной адаптации. Она оценивается по трем параметрам: различные виды игровых способностей, успешность отношений со сверстниками – игровых и настоящих, благополучность семейных отношений. Все эти параметры имеют свои составляющие.
o Игровая способность это активность в игре, произвольность в игровом поведении, самостоятельный правильный выбор роли в игре, правильное умение обыгрывать  ситуации в игре, внешняя активность.
o Отношения со сверстниками: правильное разрешение конфликтов – увод от проблем; нормы, правила, требования – правильное поведение; много друзей в группе, много говорит.
o Семейные отношения: игра в семью, различных ситуаций.
         Для правильного педагогического воспитания нужна работа по снятию напряжения, устанавливание понимания друг друга, устанавливание доверия, анализирование конфликтных ситуаций, использование героев народной сказки как эталон подражания и правильное отношение к плохому персонажу.
        Игровая терапия,  воспитание поведения в игре, обыгрывание ситуаций которые пугают ребенка, все это помогает ребенку адаптироваться ребенку в детских садах и в семье.

Сказка в системе физического воспитания
       В физическом воспитании можно использовать сказку во всех формах. Список некоторых из них вы видите ниже.
- двигательно-творческие занятия, которые сделаны по темам сказок.
- сюжетные физические занятия с введением сказки 
- ритмические музыкальные занятия, в которых есть пляски, игры и хороводы + используются народные мелодии
- физкультурные занятия с играми. Игры с героями народных сказок.
- физические занятия, сочетающие фольклор и физические упражнения

Сказка в системе нравственного воспитания
        Основы нравственности нужно воспитывать уже в младшем возрасте, когда формируется личность.
        Только своим примером можно сформировывать такие нравственные категории как добро и зло, можно и нельзя, хорошо и плохо. А еще можно приводить в пример народные сказки, лучше сказки о животных. Эти сказки помогают показать воспитателю: как дружба может победить зло, как добрые герои побеждают зло, что зло наказуемо.
        В волшебных сказках моральные ценности показаны лучше, чем в сказках о животных. Обычно положительные герои в сказках очень смелые, еще герои смелые и целеустремленные. Для девочек героиня это красна девица, а для мальчиков – добрый молодец. Для детей они являются идеалами, именно с ними они сравнивают свои поступки. Идеал, выбранный в детстве, как правило, формирует личность ребенка.
       Несколько раз прочитав текст сказки, ребенок понимает урок заложенный в ней. Он сказка не дает прямых наставлений.
       Из всего следует: нравственность изначально заложена в сказках, поэтому моральное воспитание возможно через все виды сказок.2




























1.2 .Особенности народных сказок. Жанры
       Сказка занимает в жизни ребенка довольно большое место. Популярность сказки можно объяснить ее жанрами, они обыгрывают серьезные проблемы и имеют большой художественной ценностью.
       Есть множество определений понятия «сказка». Научное понятие дает В.Я. Пропп3, а определение постое и емкое дал В.И. Чичеровым в двадцатом веке. «Под народной сказкой понимается устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое в воспитательных целях4» - писал В.И. Чиеров.
      До семнадцатого века термин «сказка» (один из жанров русского народного творчества) не использовался. Считается, что изначально в России использовалось слово «баснь». В Польше использовалось слово «байка», а в Украине до сих пор используется слово «казка». Народ воспринимает сказку как повествовательность.
       Большую роль в рассказе сказки играл рассказчик, то - как он умеет ее «подать». Ю. М. Соколов, известный фольклорист ХХ века, описывает сказочника так: «рассказывает сказку, подмигивает, улыбается, делает испуганное лицо, вскрикивает, кивает на кого – либо из присутствующих, мимикой объясняет очень много, то – что по-другому не передашь»5.
       Классификаций сказок довольно много, но самая популярная классификация А.Н. Афанасьева. Ею пользуются большинство издателей сказок. А.Н. Афанасьев систематизировал сказки так, о животных (самые старые), волшебные сказки, бытовые, авантюрные и докучные сказки. 
       Народов в мире много и у каждого есть свои сказки. Но в большинстве сказок всех народов есть черты их объединяющие это сюжеты о мачехе и падчерице, о золотой рыбке, о царевиче и жар-птице, о мальчике-с-пальчик и т.д.
       Изучить сказки в международных масштабах пытались многие на пример: одними из первых собирателей являются братья Я. и В. Гримм, их последователем был и русский ученый А.Н. Веселовский (он разъяснил, как сюжеты переходили из одного народа к другому).

Поэтика сказки
       У всех сказок есть свои художественные особенности, но есть у них и кое - что общее – это сюжет и план строения сказки. 
        План построения сказки тоже есть схожие элементы:
1. Присказка – необязательна в сказке. Она подготавливает ребенка к предстоящей сказке. Причем у нескольких сказок может быть совершенно одинаковая присказка. Чаще всего они встречаются в волшебных сказках, состав присказки зависит только от сказителя. 
2. Зачин – обязательная часть сказки. Он означает начало сказки. Зачины в волшебных сказках более красочны. Зачин играет большую роль в сказке, он рассказывает о месте, где происходит событие, время и показывает героев сказки. 
3. Основная часть сказки. По мнению А.И. Никифорова имеет три ступени: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка. Не все сказки подходят под эти ступени, у некоторых сказок есть только две ступени, но при этом раскрывает все задачи сказки («Царевна – лягушка»).
4. Концовка – это окончательная часть сказки. В нем подводят итоги сказок.

       Теперь давайте рассмотрим жанры сказки:

Сказки о животных
      Эти сказки самые древние в истории создания сказок. Существуют несколько теорий об анимизме сказок, они и объясняют особенности фантастического вымысла в сказках. 
      Древний человек совершенно не видел различия между собой и животными. Поэтому, скорее всего и возникли сказки о животных.
      Сказкам о животных присущ тотемизм.6 Многие годы человек боготворил животных, считал, что их мясо есть нельзя.
      В сказках, которые дошли до наших дней, есть одна деталь: в них животных не обожествляют. Можно привести в пример такие сказки как «Вершки и корешки», «Маша и медведь», «Лисичка – сестричка и серый волк».
     Сказки делят на две группы: комические (насмешки над проученными животным) и моралистические (сказки о дружбе, которая спасает друзей от беды). Есть еще одна важная группа сказок – кумулятивных. Кумулятивные построение сказки – это принцип сложения одних сказок на другие, некоторые сказки почти дословно повторяют друг друга («Репка», «Колобок», «Теремок»).
      В самих сказках животным присущ свой характер, почти во всех сказках характерны одни и те же: Лиса – хитрая, медведь – неуклюжий, волк – глупый.
      Сказки о животных интересны детям, потому что они просты и незатейливы, в них присутствуют диалоги и простой язык, есть небольшие и веселые песенки. Животные в виде героев присутствуют во всех видах сказок.
       Е.А. Косюхин показывает два основных признака подходящие только сказкам о животных:7 
1) Главным объектом сказки является органический и неорганический мир. У них присутствует человеческий характер.
2) Сам вид сказки зависит от рассказчика, какая проблема ставится на первое место. К примеру, если бедный человек, действует в животной среде и противопоставлен богатому, это значит, что в сказке сюжет бытовой.

Волшебные сказки
      Волшебные сказки самые яркие в фольклоре всего мира. Этой сказке нет точного определения. Каждый исследователь вводит какой-то свой элемент для определения. 
      В.П. Аникин считает главным признаком наличие чудесного действия. В волшебной сказке присутствует большое количество чудес, наличие различных чудовищ: от Бабы Яги до огнедышащего дракона. В ней присутствуют и чудесные предметы, такие как ковер – самолет или шапка – невидимка.
      В.Я Пропп считает, что главный признак сказки в ее поэтике. Он думает, что главная черта волшебной сказки в ее единообразии. 
      В волшебной сказке есть два вида героев: положительный и отрицательный. В их противостоянии и есть суть сказки. Еще есть герои «Высокий» - Иван – царевич, из хорошего сословия, красивый; «Низкий» - Емеля, дурак из деревни, замарашка.
      Вся поэтика сказки исследована В.Я. Проппом. Главные функции для волшебных сказок:
- временная отлучка героя
- запрет
- нарушение запрета
- испытание
Эти функции очень важны для сказки, они взаимосвязаны.
      В волшебных сказках всегда есть одни и те же герои: Баба – Яга, Кощей Бессмертный, волшебный конь. В зависимости от функций у героев может меняться образ. Но, не смотря на то, что образ меняется, словесные характеристики остаются такими, какие были присущи конкретному персонажу.
      Значение волшебной сказки в эстетическом плане состоит в ее лексической системе: зримость описания, энергия действия, игра и необычный  выбор слов;
      Сказка не дает точное писание чувств героя, не описывает его, но увидев как действует герой, можно заметить его чувства. 
      За этим следует вывод: волшебная сказка – состоит не только из волшебных предметов и действий, но самое главное это магия слова.

Бытовые и авантюрные сказки
      У этих сказок нет одного четкого определения. Э.В. Померанцева и В.И. Чичеров определяют этот вид сказок через фольклор, В.П. Аникин и В.Я. Пропп сказки так не определяют, они объединяют бытовые и авантюрные сказки в одну группу.
      В бытовых и авантюрных сказках схожи тематики, но различаются предметами изображения. Эти сказки обращены на жизнь людей в реальном мире.
     Героями в бытовых сказках являются ленивые, глупые, жадные чиновники. Противостоят им умные, находчивые, люди из низших сословий. В.Я. Пропп считает, что бытовые сказки это социальная сатира. Он отмечает, что в этих сказках нет волшебных помощников и предметов.
     Считается, что бытовые сказки появились гораздо позже, чем остальные. В сказках нет мифологической основы, в них много современного человека.
     Бытовые сказки очень похожи на авантюрные, они не достигают социальных обобщений. Авантюрные сказки высмеивают общечеловеческие пороки. Эти сказки короткие в своих объемах  и их сюжет из реальной жизни.
     В поэтике бытовых и авантюрных сказок есть комические элементы. В сказках преувеличены главные черты героев, специально даются нереальные ситуации, в них присутствует игра слов, часто загадываются загадки, в них очень редко присутствует магические элементы.
      В бытовых и авантюрных сказках практически нет троекратных повторений, динамичный и занимательный сюжет.

Докучные сказки
      Докучные сказки – это сказки с постоянно повторяющимся сюжетом. Определение дано В.И. Далем, он образовал название сказок от слова надоедать. Эти сказки состоят из двух групп: поэтические и прозаические.
     Исследователи мало придают им значения. Роль докучных сказок психологическая. С помощью таких сказок рассказчик может разжечь интерес у слушателя или на оборот, вгонял его в уныние.
      Докучная сказка, как и все остальные виды сказок, имеют вторую жизнь в литературе (Л. Квитко «Сказка», М. Яснов «Чучело-Мяучило»).



















2. Воспитание детей среднего дошкольного возраста с помощью сказок 
2.1. Сказки народов мира в детском саду
     Для написания этой главы за информацией обратилась к воспитателям группы №2 детского сада №18 «Теремок». Светлана Алексеевна с охотой показала мне план ознакомления детей с русской народной сказкой. Воспитатель также посоветовала мне книги, по которым составляет занятия и она: 
1) Карпухина В.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в старшей  группе детского сада. Педагогическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. – Воронеж. ИП Лакоценина Н.А., 2012г. – 288 стр. 
2) Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Коморовой, М.Д, Васильевой. Старшая группа / авт. сост.Т.И. Кандала и др. – Волгоград: Учитель, 2011г. – 158 стр. 
     Далее вам представлен перспективный план на год8 по художественному чтению, который был предложен Светланой Алексеевной:

Сентябрь
1. Готовимся к празднику «День города»
Малые формы русского и зарубежного фольклора.
2. Любят эти сказки старики и дети
Фольклорные авторские сказки народов мира
3. Наш друг Томка
Проза Е. Чарушина
4. Кого можно встретить в лесу осенью?
Составление описательных рассказов по иллюстрациям Е. Чарушина
«По дудочку постучишь…», «Николенька гусачок…» - заучивание
Октябрь
5. Очень в гости осень просим!
Стихи русских поэтов об осени
6. Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!
Литературные сказки писателей разных стран
7. Найдем себе друзей
Проза отечественных писателей о дружбе
8. Товары для супермаркета

Составление описательных и повествовательных рассказов на заданную тему
«Осень наступила» А.Плещеев - заучивание
Ноябрь 
9. По секрету всему свету! 
Стихи русских поэтов «Детям о детях»
10. Наши добрые поступки
Литературные сказки писателей разных стран о дружбе
11. Мы затейники
Проза Н. Носова
12. Мы актеры
Пересказ авторских сказок писателей разных стран
«Посидим в тишине...» Е. Благина - заучивание
Декабрь
13. Ждем встречи с зимой 
Стихи русских поэтов зиме
14. Зимняя сказка
Русские волшебные сказки
15. Вместо образовательной дельности можно на Новогоднем утреннике использовать фрагменты инсценировки знакомых рассказов о животных и детях.
16. Волебный экран
Составление описательных рассказов по иллюстрациям Е.Рогачева
«Детство» И.Суриков – заучивание 
Январь
17. Спасибо что правду сказал…
Басни Л.Н. Толстого
18. Мимо острова Бурьяна в царство славного Салтана 
Литературные сказки А.С. Пушкина
19. Наши поступки 
Творческое наследие Л.Н. Толстого
20. Мы рассказчики 
Пересказ сказок отечественных писателей
«У лукоморья дуб зеленый» А.Пушкин - заучивание
Февраль
21. Кто стучится в дверь ко мне?
Поэтическое наследие С.Я. Маршака и К.И. Чуковского
22. Интересный кувшин
Литературная викторина по сказкам
23. Прости его, пожалуйста!
Проза В.Драгунского и В.Осеевой
24. Письмо другу

Составление описательных рассказов по воображению
«Поезжай за моря-океаны…» М.Исаковский - заучивание
Март
25. Мы в ответе за тех, кого приручили
Стихи русских поэтов о животных
26. Наши любимые литературные герои 
Литературные волшебные сказки писателей разных стран
27. Что скажет бабушка…
Проза отечественных писателей о поступках детей
28. Для кого подарок?

Составление повествовательных рассказов по восприятию, памяти и воображению
«Мамин день» Г. Виеру – заучивание
Апрель
29. Вот веселые стихи – Апчхи!
Юмор в стихах поэтов разных стран
30. Небылицы, небылицы переходят все границы
Юмор в сказках народов мира
31. Путешествие в мир книги 
Из истории возникновения письменности
32. Наши четыре желания
Составление творческих рассказов
«Мирная считалка» К.Мориса, пер. В.Берестова – заучивание
Май 
33. Наша Планета - наш общий дом!
Фольклор и поэзия народов мира о весне

34. Этот волшебный мир сказок
Сказки народов мира
35. Любимые литературные герои в гостях у детей
Проза отечественных писателей
36. Почему мы так поступаем?
Пересказы рассказов Л.Н. Толстого
«Весенняя гостья» И.Белоусов – заучивание

     При просмотре плана, можно заметить, что народным сказкам отдается совсем немного места (темы народных сказок выделена красным цветом), большее предпочтение отдается авторским сказкам самых разнообразных авторов, в том числе и авторов разных стран. 
    Светлане Алексеевне был задан вопрос: почему так мало места отдается народным сказкам в литературной программе старшей группы? Она ответила, что малое количество народных сказок восполняется большим количеством кукольных театров, которые в основном представляют дети для своих родителей в качестве сюрприза. Тематикой таких спектаклей в основном становятся русские народные сказки.
      Мне кажется, что воспитатель правильно делает, что восполняет недостаток сказок кукольным театром. По моему мнению, русские народные сказки - это один из самых лучших сказок, и их должно быть гораздо больше, чем обычно отдается места сказкам.















2.2. Сказки в семье
      Человек – существо социальное. Его надо научить, не только читать и писать, но и взаимодействовать с другими людьми так, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других людей и поэтому не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой и окружающими. Поэтому семейному воспитанию дается большое место в жизни ребенка.
      Психологи утверждают, ели в семье существуют доверительные отношения и много общения друг с другом, то у ребенка очень хорошо обогащается чувствительная сфера. Семейное чтение сказок позволяет развивать эмоционально - нравственную сферу дошкольника. Сказка в увлекательной форме и доступными словами представляет окружающую жизнь, людей, поступки и показывает, к чему приводят те или иные поступки героев.
      Сказка дает возможность пережить чужие радости и горести, чужие чувства всего за несколько минут и поэтому сказку можно по праву поставить в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми. Сказка развивает творчество и фантазию ребенка, она дает ребенку побывать в вымышленных ситуациях, каких нет и не, может быть в окружающем мире. Сказка открывает перед нами дверцу, за которой чужие и свои радости становятся понятными, доступными.
      В детском возрасте личность интенсивно развивается. Интеллектуальные, эстетические, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Сказка дает детям дошкольного возраста всю необходимую гамму переживаний, создает ни с чем несравнимое настроение, вызывает серьезные добрые чувства. Слушая сказку, ребенок сопереживает, усваивает нравственные нормы. Через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.
       А теперь перейдем к сути, какие же сказки стоит читать детям дома? Я провела анкетирование родителей в группе №12 «Звездочки» садика №18 «Теремок» (дошкольную и старшую группы) и по ответам анкеты можно судить, что читают народные сказки довольно часто, т.к. именно у этих сказок невероятное множество поучительных историй которые просто необходимы детям.
       Вопросы анкеты для родителей:
1) Что предпочитает ваш ребенок больше?
* Сказки 
* Мультфильмы 
* Видеоигры
2) Читаете ли вы сказки своим детям?
* Да
* Нет
* Редко
3) Какие сказки вы предпочитаете читать детям?
* Народные
* Авторские
* Те и другие
4) Кто чаще читает вашему ребенку?
* Родители
* Дедушки и бабушки
5) После прочтения сказки ребенок обсуждает ее сюжет?
* Да
* Нет
* Редко
6) Что ребенок делает после прочтения книги?
* Рисует героев сказки
* Пытается разыграть сюжет с помощью игрушек или с другими детьми
* Другое (напишите)

       В анкетировании с удовольствием приняло участие 16 родителей. Проанализировав все ответы, у нас получились такие результаты:
1) Сказки – 6 человек, Мультфильмы – 10 человек, видеоигры – 1
2) Да – 10 человек, нет – 1 человек, редко – 4
3) народные – 2 человека, авторские – 2 человека, те и другие – 11 человек
4) Родители – 13 человек, дедушки и бабушки – 3 человека
5) Да – 10 человек, нет – 2 человека, редко – 3 человека
6) Рисует героев сказки – 7 человек, пытается разыграть сюжет – 3 человека, другое (напишите): 
- пересказывает сюжет сказки, при этом додумывает сюжет
- 2 человека написали, что дети ничего не делают
- переживает за героев
- 4 человека написали, что дети после сказки спят
      Я, как мама, тоже предпочитаю народные сказки и моему ребенку они очень нравятся: в первую очередь потому, что в этих книгах часто есть яркие картинки. Еще мне понравился сборник редких сказок народов мира, мы его часто читаем. Этот сборник я рекомендую и другим родителям т.к. в нем большое количество интересных и увлекательных историй из многих уголков мира. Например: «Имя по заслугам» - японская сказка (перевод А. Коломиец), «Тигр, лиса и волк» - Арабская сказка (обработка Печерской). 
       Для молодых и современных родителей существует большое количество сайтов в помощь в воспитании детей. Проанализируем некоторые из них. 
        Набирая в поисковике - «Читаем сказки», выходит самый первый по популярности  сайт под названием «Для детей»9. На главной странице сайта мы видим: содержание, расположенное горизонтали и по вертикали расположена новостная лента. В содержании пять пунктов:
1........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44