- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Этические взгляды Аристотеля
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001980 |
Тема: | Этические взгляды Аристотеля |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» (ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого) Кафедра философии и культурологии Реферат по дисциплине «Философия» на тему: «Этические взгляды Аристотеля. Учение о воспитании» Выполнен: студентка 2 курса группы 421151 очной формы обучения факультет истории и права Егупова Мария Анатольевна Тула – 2017 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………..3 1. Основная часть………………………………………………………………...5 1.1 Жизненный и творческий путь Аристотеля……………………………..5 1.2 Труды Аристотеля, посвященные этике…………………………………7 1.3 Представления Аристотеля об этике……………………………………..9 1.4 Учение Аристотеля о воспитание……………………………………….11 Заключение………………………………………………………………………13 Список используемой литературы……………………………………………..14 ВВЕДЕНИЕ Мой реферат посвящен такому актуальному вопросу, как этические взгляды Аристотеля. Данная проблема чрезвычайно актуальна на протяжении многих веков и привлекает внимание не только ученых, но и педагогов и критиков. Термин «этика» происходит от греческого слова ethos, что в переводе на русский язык означает нрав. Этика — это то, что относится к формированию, совершенствованию склада души. Но каким должен быть этот «склад души»? Как возможно его формирование и совершенствование?1 «Этика» означает волевое устремление души к абсолютной полноте бытия, к высшему благу. Это устремление души осуществляется в условиях ее индивидуально телесной и государственной ограниченности. Место пребывания души — не просто материальный мир, но государственный строй жизни. Этос души определяется тем, что душа находится в государстве. Родоначальником этической дисциплины считался Аристотель. Он очертил границы этики, помещая ее между психологией (учением о душе) и политикой (учением о государстве). Этика уходит своими корнями в психологию и политику. Изначально этика призвана рассматривать то, как преломляются душевные качества в государственной жизни, т.е. рассматривать душу сквозь призму государства. Античная этика в основном развивалась как теория добродетелей. Добродетель в самом общем определении показывает, какой должна быть вещь для того, чтобы она соответствовала своему назначению. Развитие этого тезиса первоначально шло по пути выяснения вопроса о том, каким должен быть человек для обретения максимального счастья, что лучше: быть аскетом или гедонистом, предаться спокойному созерцанию вещей, или, наоборот, активно относиться к миру, пытаясь приспособить его к человеческим нуждам. Целью моей работы является исследование представлений Аристотеля об этике. Задачи работы: 1) охарактеризовать жизненный и творческий путь Аристотеля; 2) дать характеристику трудам Аристотеля, в которых автор выступает как теоретик этики; 3) проанализировать представления Аристотеля об этике; 4) дать характеристику учения Аристотеля о воспитании 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.1 ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ АРИСТОТЕЛЯ Аристотель, величайший древнегреческий философ, родился в 384 г. до н. э. Как известно, родиной Аристотеля является полис Стагира на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец был придворным доктором царя Аминта II, деда Александра Македонского, что позволило будущему мыслителю получить хорошее образование. В семнадцатилетнем возрасте он прибыл в Афины и стал слушателем Академии Платона, оставаясь в ней до самой смерти учителя. Аристотель был единственным ученик, осмелившимся спорить с Платоном. Тот однажды в шутку заметил, что Аристотель лягает его, как маленький жеребенок свою мать. Философ высоко ценил Платана, но видел уязвимые места в его учении о мире идей и вещей. Широко известно такое высказывание Аристотеля: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине».2 Покинув Афины, он отправился в малоазийскую Грецию. Куда его пригласил македонский царь Филипп II для воспитания своего сына Александра. Философ переехал в столицу Македонии Пеллу. В роли воспитателя он оставался в течение четырех лет. Однако, после того как Александр взошел на трон, он постарался избавиться от своего наставника, так как тот не одобрял его намерений завоевать Грецию и весь мир. Возвратившись в Афины, Аристотель открыл философскую школу Ликей, рядом с храмом Аполлона Ликейского — отсюда и ее название. В словесных стычках Аристотелю не было равных. После смерти Александра Македонского философа обвинили в богохульстве. Не дожидаясь суда, он покинул Афины. Вскоре после этого Аристотель умер на острове. Наиболее известны следующие труды философа: «Метафизика», «Протрептик», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Опровержение софизмов», «Категории», «Об истолковании». В этих трактатах изложена наука о мышлении и его законах. Он считал, что мир следует познавать от частного к общему, а не наоборот — от общего к частному, как утверждал Платон. Позднее эти сочинения были объединены под общим названием «Органон». Разумная душа человека, в отличие от остальных, после смерти непременно соединяется с Космическим Разумом. Биология также ведет свое начало с работ Аристотеля «История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О происхождении животных». До нас дошли три этических сочинения мыслителя: «Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика». Философия Аристотеля делится на теоретическую, практическую и творческую. Именно Аристотелю принадлежит знаменитая фраза: «Litterarum radices amarae, fructus dulces sunt», что в переводе с латинского означает «корень учения горек, а плоды его сладки». Когда ученого спросили, какую пользу он извлек из философии, ответ был таков: «Я стал добровольно делать то, что другие делают лишь из страха перед законом». 1.2 ТРУДЫ АРИСТОТЕЛЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ЭТИКЕ Большая часть жизни Аристотеля была посвящена этике. Проблемам нравственности, воспитания и морали философ посвятил три великих работы. Труды эти называются: «Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика». Помимо этого, некоторые этические аспекты рассматриваются Аристотелем в «Политике», «Метафизике» и в трактате «О душе». В «Метафизике» Аристотелем выдвинута концепция, согласно которой взаимоотношение души и тела аналогично отношению формы и материи; душа является энтелехией («осуществлением» цели) тела, т. е. органического существа, предназначенного для жизни; душа же придает смысл и цель жизни. Таким образом, психология Аристотеля служит основой его этики, изучающей индивидуальное поведение человека, а в значительной степени и его политических взглядов, являющихся по преимуществу социально-политической этикой, то есть областью знания, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, в особенности вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе. В «Никомаховой этике», состоящей из десяти книг, содержится наиболее полное, развернутое изложение этической взглядов философа. Аристотелеведы не дают однозначного ответа на вопрос, почему эта этика называется Никомаховой. Предполагается, что ее впервые издал (приблизительно в 300 году до н. э.) сын Аристотеля Никомах. Возможно, она посвящена сыну или, как считают некоторые, отцу философа, которого тоже звали Никомахом. Однако остается открытым вопрос о том, к какому периоду жизни философа относится данная работа. Скорее всего, она является наиболее поздней из всех трех этик. Подлинность «Никомаховой этики» признается, в общем и целом всеми исследователями, хотя по этому поводу были высказаны сомнения, в частности Ф. Шлейермахером, повторенные позже некоторыми другими исследователями. Сочинение «Евдемова этика» состоит из восьми книг, три из которых (четвертая, пятая, шестая) дословно совпадают с пятой, шестой и седьмой книгами «Никомаховой этики». Название этого произведения связано с именем ученика Аристотеля Евдема из Родоса, который одними исследователями рассматривался как автор, другими — как издатель этого произведения. Ф. Дирлмайером, переводчиком этических работ Аристотеля, было высказано необычное предположение о том, что, возможно, в данном случае речь идет об Евдеме Кипрском, погибшем в 354 году до н. э.. Многие историки философии (Ф. Шлейермахер, Л. Шпенгель, Э. Целлер, Т. Циглер и др.) отрицали, а некоторые отрицают по настоящее время подлинность «Евдемовой этики». Она приписывается не самому Аристотелю, а его последователям. Самым маленьким из всех трех этических сочинений Аристотеля является «Большая этика». Происхождение названия данной работы также неизвестно. Для толкования названия открываются более широкие возможности, так как термин «большая» не замкнут на собственное имя, то объяснения предлагались различные (она называется большой потому, что ей, вероятно, предшествовала другая, меньшая или малая, этика; при издании «Большой этики» использовались листы большого формата; она была посвящена отцу философа и, следовательно, это — «Большая Никомахова этика» в отличие от «Малой Никомаховой этики», посвященной сыну; в «Большой этике» рассматриваются значительные, большие вопросы и т. д.). Есть достаточно оснований считать «Большую этику» подлинником. А по времени самым первым этическим произведением Аристотеля. Таким образом, этика Аристотеля занимает промежуточное положение между его психологией и политикой. Загадка трех этих сочинений имеет скорее исторический, чем теоретический интерес. 1.3 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ ОБ ЭТИКЕ На мой взгляд, этика в отличие от теоретической философии является практической наукой. По мнению Аристотеля, цель этики — « не познание, а поступки»3 она учит тому, как стать добродетельным, непорочными и наилучшим. Если, к примеру, «астрономия и математика не имеют иной цели, чем познание и истолкование вещей, которые составляют предмет этих наук»4, то этические занятия не ставят своей целью только созерцание. Этическое исследование существует «не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку».5 Ввиду того, что целью этики является не обогащение индивида знаниями, а его изменение, нравственное и духовное возвышение, то действенность этического просвещения определяется не только уровнем интеллекта, но и нравственным воспитанием. «В связи с этим чрезвычайный интерес представляет замечание Аристотеля о том, что для людей неопытных в житейских делах, а также для людей невоздержанных, в частности для юношества, изучение этики принесет мало пользы. Так как тот, кто не умеет управлять своими страстями и склонностями, тот тем более не сможет управлять ими хорошо и правильно. Ему этические знания останутся чуждыми. Этика, как считает философ, может принести огромную пользу только тем, кто обладает житейским опытом, способен владеть собой и добиваться определенных целей. Знания о добродетели и путях ее формирования должны совпадать в индивиде с потребностью стать добродетельным. Словом сказать, этика в истолковании Аристотеля является не просто отражением, а одновременна выражением и продолжением реальной нравственной практики».6 Каждая наука имеет свою меру точности. Этика не исключение. Но в ней истина обозначается «приблизительно и в общих чертах». Ее выводы являются скорее вероятными, чем точными. Речь идет о том, что этические обобщения касаются общих оснований и общих ориентации деятельности, но не могут управлять многообразием ее отдельных актов. Они охватывают некую тенденцию в мире человеческих поступков, которая пробивает себе путь через многочисленные отклонения, описывают то, что «имеет место лишь в большинстве случаев и при соответствующих предпосылках».7 Аристотель, исследуя одну из центральных для этической теории проблем о всеобщих определениях нравственного поведения, приходит к странному, на первый взгляд, выводу, что нет вообще определений, а есть их конкретный носитель — моральная личность. Не существует общих правил, применение которых гарантирует похвальное поведение. Добродетель в каждом случае требует со стороны субъекта особой тактичности. Эта тактичность не содержит в себе ничего необъяснимого, она является функционирующей на чувственном уровне способностью, формируемой в опыте добродетельного поведения. 1.4 УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ВОСПИТАНИИ В вопросах воспитании Аристотель опирается на общегосударственную точку зрения. Для философа немыслимо, чтобы это воспитанием занимались частные люди. «Так как все государство в его целом имеет одну конечную цель, то ясно, для всех граждан нужно тождественное воспитание; и забота об этом воспитании должна быть заботою государственною, а не делом частной инициативы. Теперь всякий печется о воспитании своих детей по-своему, каждый и учит их по-своему, как ему вздумается. На деле же то, что имеет в виду общий интерес, должно быть и делаемо сообща. Не следует, сверх того, думать, будто каждый гражданин – сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом. В этом отношении можно одобрить лакедемонян: они прилагают очень большие заботы о воспитании детей, и оно носит у них общегосударственный характер».8 Домашнее воспитание допускалось Аристотелем до 7 летнего возраста, под началом отца в традиционной форме. С 7 лет воспитанием мальчиков, по мнению философа, должно заниматься государство. Для начального образования круг предметов для изучения состоял из гимнастики, музыки, грамматики и рисования. Весь период воспитания Аристотель поделил на три фазы: от рождения до 7 лет, в кругу семьи; от 7 лет до 14 лет и с 14 до 21 года. Для каждой фазы указал особенности возраста и методы воспитания. Большое значение в воспитание Аристотель уделял эстетике, которая, по его мнению, развивает не только чувство прекрасного, но и формирует нравственные качества (умеренности и благоразумия). В области нравственного воспитания философ придавал большое значение музыке и гимнастике. Музыкально воспитание, как считал Аристотель, есть не что иное, как часть эстетического воспитания. Он говорил: «Ритм и мелодия содержат в себе ближе всего приближающееся к реальной действительности отображение гнева и кротости, мужества и умеренности и всех противоположных им свойств, а также и прочих нравственных качеств. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Привычка же испытывать горестное или радостное настроение при восприятии того, что подражает действительности, ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с [житейской] правдой».9 Женское воспитание, по мнению философа, в корне должно отличаться от мужского. Главной задачей женщины являлось правильное ведение домашнего хозяйства. Такие взгляды Аристотеля оказали значительное влияние на античную педагогику и на дальнейшее развитие педагогической науки в целом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Создание этической науки остается непреходящей заслугой Аристотеля. Этику в целом философ определил как политическую философию. Аристотелевская этика и политика рассматривают один и тот же вопрос. Это вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычек жить добродетельно для достижения целей, доступных человеку в разных аспектах. В своих трудах философ доступно изложил то, как этика развивалась, и что человек делал для ее развития. По этическому учению Аристотеля, от разума зависит благополучие человека. Именно разум Аристотель ставил выше нравственности и считал главной ценностью. Воспитание по Аристотелю, это воспитание человека, как гражданина с самых малых лет. Философ был против частного воспитания. Не могу, не согласится со словами Аристотеля о том, что «Не следует, сверх того, думать, будто каждый гражданин – сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства». 10 Каждый гражданин имеет право на образование, а воспитание, как мы знаем, является его составной частью. Поэтому государство и должно нести ответственность за воспитание. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аристотель. Политика [Электронный ресурс] / Аристотель. — Электрон. текстовые дан. — М.: Мысль, 1983. Перевод с древне- греч. С.Жебелева. — URL: http://krotov.info/libr_min/01_a/ri/stotel_18.htm 2. Аристотель. Никомахова этика [Электронный ресурс] / Аристотель. — Электрон. текстовые дан. —М.: «ЭКСМО-Пресс», 1997. Перевод с древне- греч. Нина Брагинская — URL: http://www.studfiles.ru/preview/517221/ 3. Aristoteles. Werke, Bd. 7. Eudemische Ethik ?bersetzt und kommentiert von Franz Dirlmeier. В., 1969, S. 122–127 4. Гусейнов, А.А. Этика: учеб. пособие для вузов /А.А. Гусейнов, Е.Л. Дубко. – 2-е изд.: М.: Гардарик, 2006. – 493 с. 5. Зотова, А.Ф. Философия: учебник /А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2009. — 688с. 6. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. – М. : мысль, 1993. – 831 c. 7. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: «Мысль», 1976. Т.1. – С. 370–448. Перевод с древне- греч. Попова П.С. 8. Назаров, В.Н. Философия в вопросах и ответах /В.Н. Назаров. — 3-е изд., перераб. — Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. — 335с. 1 Назаров, В.Н. Философия в вопросах и ответах /В.Н. Назаров. — 3-е изд., перераб. — Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. — 335с. 2 Аристотель. Никомахова этика [Электронный ресурс] / Аристотель. — Электрон. текстовые дан. —М.: «ЭКСМО-Пресс», 1997. Перевод с древне- греч. Нина Брагинская — URL: http://www.studfiles.ru/preview/517221/ 3 Аристотель. Никомахова этика [Электронный ресурс] / Аристотель. — Электрон. текстовые дан. —М.: «ЭКСМО-Пресс», 1997. Перевод с древне- греч. Нина Брагинская — URL: http://www.studfiles.ru/preview/517221/ 4 Aristoteles. Werke, Bd. 7. Eudemische Ethik ?bersetzt und kommentiert von Franz Dirlmeier. В., 1969, S. 122–127 5 Аристотель. Никомахова этика [Электронный ресурс] / Аристотель. — Электрон. текстовые дан. —М.: «ЭКСМО-Пресс», 1997. Перевод с древне- греч. Нина Брагинская — URL: http://www.studfiles.ru/preview/517221/ 6 Гусейнов, А.А. Этика: учеб. пособие для вузов /А.А. Гусейнов, Е.Л. Дубко. – 2-е изд.: М.: Гардарик, 2006. – 493 с. 7 Аристотель. Никомахова этика [Электронный ресурс] / Аристотель. — Электрон. текстовые дан. —М.: «ЭКСМО-Пресс», 1997. Перевод с древне- греч. Нина Брагинская — URL: http://www.studfiles.ru/preview/517221/ 8 Аристотель. Политика [Электронный ресурс] / Аристотель. — Электрон. текстовые дан. — Москва: Мысль, 1983. Перевод с древне- греч. С.Жебелева. — URL: http://krotov.info/libr_min/01_a/ri/stotel_18.htm 9 Аристотель. Никомахова этика [Электронный ресурс] / Аристотель. — Электрон. текстовые дан. —М.: «ЭКСМО-Пресс», 1997. Перевод с древне- греч. Нина Брагинская — URL: http://www.studfiles.ru/preview/517221/ 10 Аристотель. Политика [Электронный ресурс] / Аристотель. — Электрон. текстовые дан. — Москва: Мысль, 1983. Перевод с древне- греч. С.Жебелева. — URL: http://krotov.info/libr_min/01_a/ri/stotel_18.htm --------------- ------------------------------------------------------------ --------------- ------------------------------------------------------------ 6 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: