- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
естные органы власти
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008451 |
Тема: | естные органы власти |
Содержание
Система управления в России в 18 веке Оглавление Введение …………………………………………………………………….. 2 1. Система управления, созданная в первой четверти 18 века …………. 4 1.1. Высшие и центральные органы власти ………………………… 4 1.2. Местные органы власти …………………………………………..12 1.3. Судебные органы …………………………………………………14 2. Система управления в период эпохи дворцовых переворотов (1725-1761) …………………………………………………………………..16 3. Система управления при Екатерине II …………………………….…. 21 3.1. Высшие и центральные органы власти …………….………….. 21 3.2. Местные органы власти ………………………………………… 22 3.3. Судебные органы ……………………………………………….. 26 4. Система управления при Павле I ………………………………………. 28 Заключение ………………………………………………………………… 30 Список использованной литературы ………………………………………. 31 Приложение …………………………………………………………………... 32 Введение XVIII век – это время кардинального переустройства всей системы государственного управления в России. Преобразования, начатые Петром I, заложили основу новой системы, которую позднее значительно реформировала Екатерина II. Полного копирования европейской модели (преимущественно, по шведским, датским, французским образцам) не получилось – многие государственные органы оказались недолговечными. Такая, к примеру, судьба ждала фискалов. Однако основа оказалась жизнеспособной. Это и сенат, и коллегии, и Синод. Наконец, административное деление на губернии также оказалось удачным, а вот провинции не прижились. Из монографий по изучаемой проблеме на сегодняшний день наиболее подробной можно считать работу Н.П. Ерошкина 1983 года. Из современных следует выделить учебные пособия по истории государственного управления в России, истории государства и права под ред. Л. П. и В. В. Белковец, А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова, Ю.П. Титова, А.И. Толстой, В.Б.Цыганова. Цель курсовой работы – дать общую характеристику развития системы органов управления России в XVIII веке. Задачи: 1. Рассмотреть развитие системы органов управления России в XVIII веке, выделив в качестве периодов: время Петра I, дворцовых переворотов, Екатерины II, Павла I. 2. Проанализировать развитие высших и центральных органов управления в XVIII веке. 3. Выявить особенности развития местных органов власти в XVIII веке. 4. Рассмотреть динамику развития судебных органов в XVIII веке. 5. Выявить основные тенденции формирования абсолютной монархии в России в XVIII веке и влияние этого процесса на органы управления. Методологией исследования выступали диалектический и хронологический подход, использование методов анализа исторических источников и литературы, сравнение различных подходов, систематизация собранной информации. Сообразно указанным в задачах периодам и разделам курсовая работа состоит из 4 разделов, подразделяющихся на 8 параграфов, заключения и списка использованной литературы. 1. Система управления, созданная в первой четверти 18 века 1.1. Высшие и центральные органы власти При Петре I Россия поставила своей целью стать равноправной Европейской державой, посредством заимствования опыта других стран. Петр I поставил перед страной задачу «догоняющего развития» по отношению к Европе. На европейский «вызов» он стремился дать европейский «ответ». Однако процесс европеизации в русском обществе шёл не очень гладко. В связи с этим все большее значение преобретали централизованные государственные учреждения и власть самого царя. Идеи самодержавия и реформ были неразработанны. В связи с этим своё значение потеряла Боярская Дума. Боярская дума к концу XVII в. Потеряла свое былое значение. В 90-е гг. Дума еще собиралась, но основные вопросы внешней и внутренней политики царь разрешал самостоятельно, закрепляя их в «именных» указах. Состав Думы за последнее десятилетие века сократился более чем вдвое. Обычно на ее заседаниях в 1700 - 1701 гг. присутствовало 30 - 40 членов. К 1704 г. относится упоминание о последнем заседании Боярской думы. В 1699 г. при Боярской думе была учреждена Ближняя канцелярия по финансовому контролю за приходом и расходом денежных средств всех приказов. Вскоре компетенция этой канцелярии возросла. Она стала местом заседаний членов Боярской думы. С 1704 г. здесь стали собираться начальники приказов. В 1705 г. в заседаниях этого органа принимало участие не более 20 человек. С 1708 г. эти постоянные заседания именуются Консилией (или Конзилией) министров (так назывались иногда начальники приказов) - совет глав важнейших ведомств при царе, управлявший приказами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необходимым, ведавший финансами и строительством. В отсутствие царя Консилия министров управляла государством. С учреждением Сената Консилия министров прекратила свое существование (1711). Ограниченная функцией финансового контроля Ближняя канцелярия просуществовала до учреждения Ревизион - коллегии (1719). Усиление власти царя выразилось в создании (первое упоминание в октябре 1704 г., упразднен в мае 1727 г.) Кабинета Петра I - учреждения, по характеру схож с личной канцелярией по многим вопросам законодательства и управления. Аппарат Кабинета состоял из кабинет-секретаря А. В. Макарова (с 1722 г. он стал называться тайным кабинет-секретарем) и нескольких подьячих, именовавшихся с введением коллегий канцеляристами, подканцеляристами и копиистами. Кабинет имел характер военно-походной канцелярии, куда поступали полковые табели и другие военные, а также финансовые документы; так же разрабатывались диспозиции, велся ежедневный «Юрнал», т. е. запись местонахождения и времяпрепровождения царя, в которой отражались не только придворные, но и военные события. Петр I передавал на хранение в Кабинет все бумаги, чертежи и книги, поддерживал через него связь с Сенатом, Синодом, с коллегиями и губернаторами. С течением времени компетенция Кабинета возросла. Через кабинет-секретаря Петр I вел переписку с русскими посланниками за границей, губернаторами, вице-губернаторами, а также переписку по горным и мануфактурным делам. Сюда поступало множество различных челобитных, жалоб, доносов («подметных писем»). Доносы по «трем пунктам» (измена, дела против здоровья государя, дела против казенного интереса) передавались в Преображенский приказ, а впоследствии в Тайную канцелярию. Кабинет ведал вопросами, находящимися под попечительством самого царя (переписка по поводу приглашения в Россию иностранных специалистов, надзор за постройками дворцов и казенных зданий в Петербурге и Петергофе). Частые отъезды Петра I побудили его создать высший государственный орган с более широкими полномочиями, чем Ближняя канцелярия и Консилия министров. 22 февраля 1711 г., накануне отправления в Прутский поход, был утвержден указ об учреждении Правительствующего Сената, который, по - видимому, вначале предполагался царем как временный орган («для отлучек наших»), но вскоре превратился в постоянно действующее высшее правительственное учреждение. Указ начинался фразой: «Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления». 2 марта 1711 г. царь издал несколько указов о компетенции Сената и правосудия, об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства. Сенату предписывалось: • «Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует». • «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить». • «Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия войны». Члены Сената назначались царем. В его состав первоначально входило всего 9 человек, которые решали дела коллективно. В основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю. М.М. Самарин был военным казначеем, князь Г.И. Волконский - управителем тульских казенных заводов, В.А. Апухтин (Опухтин) - генерал-квартирмейстером. Они хорошо разбирались в военном деле, «важнейшем предмете сенаторского ведения, ...украсть могли, наверное, меньше Меншикова, если же сенатор князь М. Долгорукий не умел писать, то и Меншиков немного опередил его в этом искусстве, с трудом рисуя буквы своей фамилии». Сначала это учреждение представляло собой собрание лиц, назначенных царем для присутствования в нем, затем с 1718 по 1722 гг. Сенат стал собранием президентов коллегий. В 1722 г. он был реформирован тремя указами императора. Изменен состав, включающий как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых. Указом «О должности Сената» он получил право издавать собственные указы. Круг вопросов, которые находились в его ведении, был достаточно широк: вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней. Сразу же вновь созданное учреждение получило канцелярию с многочисленными отделами - «столами», где работали подьячие. Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, который стоял над всем государственным аппаратом. После создания коллегий Сенат был разгружен от множества второстепенных дел по вопросам управления. По мнению Н.П. Ерошкина, в годы правления Петра I Сенат был законосовещательным учреждением, за исключением немногих чрезвычайных случаев, когда в отсутствие царя он играл роль законодательного органа. Постепенно Сенат из высшего органа управления государством превратился в высший орган надзора за управлением в государстве. Своеобразие эпохи петровских реформ состояло в усилении органов и средств государственного контроля. Для надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала (в его ведении был фискальный стол канцелярии Сената), которому подчинялись провинциал-фискалы (1711). Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата (особое судебное присутствие, состоявшее из 4 судей и 2 сенаторов), которая была восстановлена в 1712 г. и существовала до 1719 года. В ее обязанность входило рассмотрение дел местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции. Недостаточная надежность фискалитета привела в свою очередь к возникновению в 1715 г. при Сенате должности генерального ревизора, или надзирателя, указов. Главное дело ревизора - «чтобы все исполнено было». В 1720 г. был сделан более сильный нажим на Сенат: предписано было наблюдать, чтобы здесь «все было сделано порядочно, и суетных разговоров, крика и прочего не было». Когда и это не помогло, через год обязанности и генерального прокурора и обер-секретаря возложили на военных: один из штаб-офицеров армии дежурил в Сенате, в течение 1 месяца, для наблюдения за порядком, а «кто из сенаторов бранился или невежливо поступал, того дежурный офицер арестовывал и отводил в крепость, давая, разумеется, знать государю». Наконец в 1722 г. по образцу французского государственного аппарата эти функции возложили на специально назначенного генерал-прокурора, который «должен был накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал», иметь надзор над прокурорами и фискалами и вообще быть «оком государевым» и «стряпчим в делах государственных». Первым генерал-прокурором Сената был П.И. Ягужинский, человек весьма деятельный и властный, умевший придать своей должности высокий престиж. Перед отъездом в Астрахань Петр I представил Сенату назначенного на эту должность П. И. Ягужинского характерной фразой: «Boт мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и делания; что он заблагорассудит, то вы и делайте». Генерал-прокурор получил огромные права, закрепленные законодательно его должностью 27 апреля 1722 г. На него возлагался надзор за всем распорядком работы Сената: он созывал сенаторов, наблюдал за исправностью посещения ими заседаний, председательствовал во время заседаний; также ему подчинялись: генерал-фискал и канцелярия Сената. Предложения генерал-прокурора оказывали решающее влияние на сенатские приговоры; он имел право законодательной инициативы. Помимо должности генерал-прокурора была образована специальная прокурорская контора при Сенате, введены должность обер-прокурора и должности прокуроров во всех центральных учреждениях. Коллежские и судебные прокуроры подчинялись непосредственно генерал-прокурору. В том же 1722 г. учреждены были еще должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый ведал «правлением дел челобитчиковых», принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегии, доносил об этом Сенату, а в некоторых случаях докладывал дело самому государю и требовал решения.. Герольдмейстер заведовал дворянством и его службой, должен был представлять дворян к делам, «когда спросят» для замещения должностей и исполнения поручений. Т.о., царь-реформатор вынужден был постоянно расширять созданную им специальную систему организованного недоверия и доносительства, дополняя существующие органы контроля новыми. Создание Сената не могло завершить реформы управления, т.к. отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать приказы. В 1717 - 1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов коллегиальная система предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Каждая из коллегий ведала определенными отраслями или сферами руководства и управления в масштабах всей страны. Этой реформе предшествовал длительный подготовительный период. 11 декабря 1717 г. Петр I издал указ, определявший штаты коллегий (были назначены президенты, вице-президенты, советники и асессоры), и распоряжение «начать всем президентам с нового года сочинять свои коллегии». Окончательная их организация затянулась. Открытие коллегий состоялось в 1719 - 1720 гг., а Камер-коллегии - в 1721 г. Всего за эти годы было создано 12 коллегий. Важнейшими, «государственными» считались три первых: Иностранных (чужестранных) дел, Военная (Воинская), Адмиралтейская; Камер-, Штатс-контор, Ревизии заведовали финансовой системой государства; Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии ведали промышленностью и торговлей; Юстиц-коллегия занималась судебной системой, Вотчинная - делами господствующего дворянского сословия и Главный магистрат - управлением городами и делами зарождавшейся буржуазии. Сначала каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, а в 1720 г. был издан Генеральный регламент, определивший порядок их деятельности. Сенат назначил президентов и вице-президентов, определил штаты и порядок работы. Кроме руководителей, в состав коллегий входили 4 советника, 4 асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указом предписывалось с 1720 г. начать производство дел новым порядком. С созданием коллегий их президенты с 1718 г. первоначально вошли в состав Сената. Однако в указе от 12 января 1722 г. Петр I вынужден был признать присутствие президентов в Сената нежелательным и неправильным («неосмотря учинено»), так как это затрудняло надзор за коллегиями и отвлекало президентов от непосредственных дел. В составе Сената после этого указа остались президенты лишь 4 коллегий: Иностранной, Военной, Адмиралтейской и временно Берг-коллегии. Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и другие находились в ведении приказов, палат и контор. Политическим сыском на протяжении всей Петровской эпохи занимался Преображенский приказ, созданный еще в 1689 г. С 1697 г. в нем оказались сосредоточенными розыск и суд по важнейшим политическим и воинским делам; он превратился в центральный орган, ведавший политическим сыском. Им руководил князь Ф.Ю. Ромодановский (ок. 1640-1717 гг.). Преображенский приказ просуществовал до 1729 г. (с 1725 г. - как Преображенская канцелярия). В 1699 г. с целью улучшить поступление в казну прямых налогов была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша. К 1708 г. она превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ большой казны. В Ратушу отошли финансовые функции 13 приказов, и она превратилась в центральную кассу государства, оставаясь ею до губернской реформы 1708 - 1710 гг. С передачей губернаторам финансовых функций им были подчинены и бурмистерские избы. В 1722 г. из единой Берг-мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного дела. В 1722 г. в Глухове была учреждена Малороссийская коллегия для регулярного управления «малороссийским народом». После смерти партриарха Андриана в 1700 г. Петр I запретил избирать ему преемника, вокруг которого могли бы сосредоточиться противники преобразований. Он назначил «местоблюстителем патриаршего престола» рязанского митрополита Стефана Яворского, но не предоставил ему прав, принадлежавших патриарху. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью была создана Духовная коллегия - Святейший правительствующий Синод. В Синод входили назначенный президентом Стефан Яворский, 2 вице-президента и восемь членов из представителей высшего черного и белого духовенства. После смерти Стефана Яворского Петр не назначил ему преемника, а фактической главой Духовной коллегии являлся светский обер-прокурор Синода, который должен был следить за действиями Духовной коллегии. На сенатском докладе в 1722 г. Петр I попытался определить юридическое место Синода в государстве, подчеркнув, что «Синод в духовном деле равную власть имеет, как Сенат...». Фактически же Синод занимал подчиненное положение в отношении к Сенату и Кабинету Петра I. В условиях абсолютной монархии церковь потеряла свой характер окологосударственной феодальной организации и превратилась в одно из звеньев аппарата государства. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. 1.2. Местные органы власти В начале своего царствования Петр пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя взамен назначаемых выборные элементы управления. Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении с главными традиционными администраторами (воеводами) выборных представителей дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным. В 1708 г. в стране была проведена реформа, которая совершенно изменила систему местного управления. Ей был посвящен указ «Об учреждении губерний и о росписании к ним городов» (18 декабря 1708). Основная цель - обеспечение армии всем необходимым: с полками армии, распределенными по губерниям, устанавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров. Вся территория страны была разделена на 8 губерний. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до 11. Губернатору подчинялись 4 его непосредственных подчиненных: обер-комендант отвечал за военные дела, обер - комиссар и обер - провиантмейстер - за денежные и хлебные сборы, ландрихтер - за судебные дела. Так началась реформа областного управления. В окончательном виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй областной реформы. По второй реформе 11 губерний были разделены на 45 провинций. Во главе провинции стоял воевода, в помощь которому давались земский секретарь и надзиратель сборов налога. Воевода обладал широким кругом полномочий в административной, финансовой, полицейской и судебной областях. Провинции делились на округа - дистрикты. Дистрикт представлял собой округ, в котором насчитывалось около 2000 дворов. Во главе дистрикта стоял земский комиссар, на которого возлагались те же обязанности, что и на воеводу в провинции. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора, Юстиции и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев. В 1713 г. в областное управление было введено коллегиальное начало: при губернаторах учреждены коллегии ландратов (от 8 до 12 человек на губернию), избираемых местным дворянством. Кроме губернской реформы была проведена и городская. В 1699 году в Москве была учреждена Бурмистерская палата, которой подчинялись земские избы всех городов. Она являлась центральным казначейством, ведала сбором налогов и несением повинностей городским населением, а также судом над ним. Во главе Бурмистерской палаты стоял президент, а в состав земских изб входили бурмистры - выборные от купцов, фабрикантов, сотен и слобод. В 1720 году был учрежден Главный магистрат. В его ведении находились городские магистраты, которые контролировали деятельность торговли и промышленности, строили школы, осуществляли финансовую деятельность и суд по гражданским делам. Магистрат являлся хозяином в городе, на него не распространялась власть воевод и губернаторов. Т.о., городское население исключалось из ведения провинциальной администрации. В 1723 - 1724 гг. были созданы городовые магистраты, заменившие бурмистерские избы. Магистраты представляли собой коллегиальные учреждения, состоявшие из президента, 2 - 4 бурмистров и 2 - 8 ратманов (в зависимости от значения и величины города). Эти должностные лица выбирались не из всего посадского населения, а лишь из «граждан первостатейных, добрых, пожиточных и умных». В ведении магистратов находилось все управление городом: уголовный и гражданский суд, полицейские, финансовые и хозяйственные дела. Важнейшие судебные решения магистратов передавались на утверждение надворных судов. Магистратам подчинялись цехи и гильдии. В небольших городах учреждались ратуши с более простым устройством и узкой компетенцией. 1.3. Судебные органы Переход к абсолютизму знаменовался и судебной реформой. Высшей судебной инстанцией был монарх. Его компетенция в судопроизводственной сфере была неограниченной. Следующей инстанцией был Сенат, подчиняющий себе Юстиц - коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, и его решения были окончательными. Судебными функциями (по делам своих чиновников) наделялись приказы и коллегии. Коммерц-коллегия рассматривала торговые и вексельные споры, Вотчинная коллегия - земельные споры, Мануфактур-коллегия - дела членов цехов (мастеров, рабочих и учеников), Камер-коллегия-финансовые правонарушения. Юстиц-коллегия была апелляционной инстанцией для нижестоящих судов, проводила для них работу по подбору кадров и по обобщению судебной практики. Судебные органы были многообразными. В 1713 г. в губерниях учреждались ландрихтеры. Указом 8 января 1719 г. было предписано учредить 11 надворных судов, из них только пять совпадали с губерниями, в 3 губерниях (Петербургской, Рижской и Сибирской) было по два надворных суда, но в Архангельской и Астраханской не было ни одного. Надворные суды состояли из президента, вице-президента и членов суда (до 6 человек). Надворный суд рассматривал дела: уголовные, гражданские и дела по доносам фискалов, выступал в качестве апелляционной инстанции к нижним судам. Низшей инстанцией служили нижние суды двух составов: коллегиальные(провинциальные) назначенные в наиболее важных городах, и единоличные(городовые или земские) суды по незначительным городам с их уездами. С 1720 г. при надворных судах учреждались прокуроры, следившие за правильностью судопроизводства. Надворному суду подчинялись нижние суды двух видов: коллегиальные и единоличные. Их юрисдикция распространялась на дворянское сословие. Крестьян по малозначительным делам судили помещики. Горожане судились в магистратах, духовенство - в консистории при епархиальных архиереях, в Управлении духовных дел и в Синоде. Политические дела рассматривались в Преображенском приказе или в Тайной канцелярии. В 1722 г. была проведена радикальная судебная реформа. Были упразднены нижние суды. В провинциях судебная власть была возвращена провинциальным воеводам единолично или с асессорами. В отдаленных от провинциального центра городах воевода назначал судебного комиссара, получавшего право рассматривать незначительные уголовные и гражданские дела. В качестве апелляционной инстанции для провинциальных судов сохранялись надворные суды, исключительным правом которых являлось рассмотрение дел, по которым назначалась смертная казнь. Параллельно с гражданской судебной системой образовывались военные суды. Высшей инстанцией в этой системе был генеральный кригсрехт, рассматривающий наиболее важные дела, связанные с государственными или воинскими преступлениями. Нижней инстанцией был полковой кригсрехт, рассматривающий все остальные дела. Военные суды также были коллегиальными, при каждом из них состоял аудитор, наблюдавший за законностью правосудия. Приговоры генерального кригсрехта выносились на утверждение в военную коллегию. Тем самым взяв за образец «европейский абсолютизм» Петр I укрепил систему русского самодержавия. А сословное самоуправление практически отсутствовало. Европеизации подверглось лишь внешние формы государственных учреждений. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Выражение полновластия Петра I стало принятие им в 1721 году титула «императора». 2. Система управления в период эпохи дворцовых переворотов (1725-1761 гг.) Смерть императора Петра I в 1725 г. привела к длительному кризису власти. После смерти Петра I роль Сената как центрального органа управления начинает снижаться. 8 февраля 1726 г. при Екатерине I (1725—1727) «как для внешних, так и для внутренних государственных важных дел» был учрежден Верховный тайный совет, отобравший ряд полномочий у Сената. Председателем Совета считалась сама императрица, а в числе 7 его членов - два фаворита: Александр Меншиков и Петр Толстой. Верховному тайному совету были подведомственны вопросы внешней и важнейшей внутренней политики государства: назначение высших чиновников, финансовое управление, отчетность Ревизион-коллегии, а также те дела, которые правящая группировка находила нужным изъять из ведения Сената. Совету подчинялись три важнейших коллегии (Военная, Адмиралтейская и Иностранная), Главная полицеймейстерская канцелярия и Преображенский приказ. Сенат, Синод и коллегии находились в подчинении Верховного тайного совета, который посылал им указы и принимал от них «доношения». В Совет можно было подавать жалобы на Сенат и коллегии; он рекомендовал кандидатов в сенаторы. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий, а Верховный тайный совет стал высшим учреждением в государстве. Сенат потерял титул «правительствующего» и стал называться «высоким». Верховный тайный совет приобретает законодательные полномочия, законы подписываются либо императрицей (Екатериной I), либо Верховным тайным советом. П. Ягужинский был отставлен с должности генерал-прокурора. Должность генерал-рекетмейстера была упразднена, а его функции переданы обер-прокурору Сената, который действовал под руководством Верховного тайного совета. Была сокращена система фискалов. Органы местного управления Екатерина I стремилась удешевить и упростить. Указ от 15 марта 1727 г. гласил: «Надворные суды, так и всех лишних управителей и канцелярии и их конторы, камериров и земских комиссаров и прочих тому подобных вовсе отставить, а положить всю расправу и суд по-прежнему на губернаторов и воевод, а от губернаторов апелляция в Юстиц-коллегию, чтоб подданным тем показано быть могло облегчение и вместо бы разных многих канцелярий и судей знали токмо одну канцелярию». В 1726 - 1727 гг. были ликвидированы многие из местных органов и учреждений, созданных Петром I: земские и полковые комиссары, конторы камерирских дел и рекетмейстерские; канцелярии вальдмейстерские и рекрутских дел; надворные суды. В 1729 - 1730 гг. упразднены фискалы (духовные фискалы-инквизиторы исчезли в 1727 г.). Под предлогом экономии средств правительство объединило и упразднило некоторые коллегии. В 1725 - 1730 гг. Камер-коллегия действовала совместно со Штатс-конторой. Подчинение русской промышленности задачам внешней торговли вызвало слияние в 1731 г. Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегий и их контор в единую Коммерц-коллегию. В 1727 г. был упразднен Главный магистрат, а управление городским населением передано губернаторам и воеводам. При Петре II (1727—1730) Верховный тайный совет был пополнен до 8 членов, в его подчинение переходят коллегии. После смерти Петра II в 1730 г. Совет отдает престол Анне Иоанновне, вдове герцога Курляндского, которая принимает составленные князем Дмитрием Голицыным условия, ограничивающие ее власть и оставляющие все управление в руках Верховного тайного совета («Кондиции»). Используя раскол в дворянской среде, Анна Иоанновна (1730—1740) упразднила этот орган в 1730 г. и приняла «самодержавство». В 1731 г. при ее дворе «для лучшего и порядочнейшего отправления всех государственных дел» был учрежден Кабинет, состоявший из трех министров: А. Остермана, князя Черкасского, канцлера Г. И. Головкина, но фактическая власть принадлежала фавориту императрицы Э. Бирону и приближенным из прибалтийских немцев (Б. Миниху и др.). Первоначально Кабинет имел более узкую компетенцию, чем Верховный тайный совет. Основные вопросы его деятельности касались распоряжений по делам управления. Указом 9 ноября 1735 г. Кабинет получил законодательные права: три подписи кабинет-министров заменяли подпись императрицы. Кабинет министров, как и Верховный тайный совет, стеснял деятельность Сената. Он посылал в коллегии и местные учреждения указы, а те, минуя Сенат, присылали в Кабинет рапорты и доклады. Кабинет министров фактически возглавил исполнительную власть в стране, сосредоточив все государственное управление. Инициатором создания Кабинета министров и фактическим его руководителем был А. И. Остерман, который через решения Кабинета проводил волю фаворита Анны Ивановны - Бирона. Давая оценку этому органу, В.О. Ключевский писал: «Кабинет - не то личная контора императрицы, не то пародия Верховного тайного совета: он обсуждал важнейшие дела законодательства, а также выписывал зайцев для двора и просматривал счета за кружева для государыни. Как непосредственный и безответственный орган верховной воли, лишенный всякого юридического облика, Кабинет путал компетенцию и делопроизводство правительственных учреждений, отражая в себе закулисный ум своего творца и характер темного царствования». В 1731 г. Бирон добился преобразования экспедиции по горным делам Коммерц-коллегии в самостоятельное центральное учреждение, подчиненное только Кабинету Министров, - Берг-директориум (впоследствии Генерал-Берг-директориум). В 1742 г. были восстановлены как самостоятельные центральные учреждения Берг- и Мануфактур-коллегии, а в 1743 г. -Главный магистрат. В именном указе императрицы Елизаветы от 12 декабря 1741 г. объявлялось, что в предшествующие царствования «произошло многое упущение дел государственных» вследствие отмены порядков, заведенных Петром I. Кабинет министров был упразднен. Часть его дел разрешал Сенат, а другая часть поступила в личное ведение самой Елизаветы. Усиление жестокого политического террора в стране в годы правления Анны Ивановны вызвало создание 24 марта 1731 г. Канцелярии тайных розыскных дел, которая являлась преемницей Тайной канцелярии и Преображенского приказа. Начальником этой Канцелярии был назначен А. И. Ушаков. Указом 12 декабря 1741 г. Сенат восстановили в прежних правах высший государственный орган. Он сохранял свое первенствующее положение в государстве вплоть до учреждения Конференции, которая оттеснила Сенат от всех внешнеполитических дел. Однако за Сенатом сохранилось практическое руководство государственным аппаратом в вопросах управления (вплоть до назначения воевод) финансами, кредитом, торговлей и др. Сенату был подведомствен Московский университет. Сенат сохранил свое значение высшего суда и даже пытался добиться исключительного права утверждения смертных приговоров. Аппарат Сената к середине века усложнился. В 50-х - начале 60-х годов в его состав вошло несколько новых учреждений; самой значимой являлась Главная межевая канцелярия, созданная для руководства генеральным межеванием в 1755 г., а также учрежденная в феврале 1762 г. вместо Канцелярии тайных розыскных дел Тайная экспедиция Сената. Перегрузка Сената множеством второстепенных дел привела к тому, что он потерял значение органа, осуществлявшего руководство государственным аппаратом, и превратился в высшее административное и судебное учреждение. При Елизавете был восстановлен «Кабинет ее величества» — личная канцелярия, сходная по характеру деятельности с Кабинетом Петра I. Через личную канцелярию на рассмотрение Елизаветы поступали доклады различных ведомств, Сената, даже еженедельные «рапорты» генерал-прокурора; отсюда выходило множество высочайших повелений в форме «именных указов» за подписью императрицы. В 1743 г. при императорском дворе была создана Конференция, которая получила функции упраздненного Кабинета. В работе Конференции участвовали руководители военного и дипломатического ведомств, а также лица, специально приглашенные императрицей. Первоначально она занималась исключительно обсуждением сложной международной политики периода войны, а также вопросами ведения войны, мелочной опекой деятельности главнокомандующего, стремлением навязать ему планы военных операций. По мере развертывания войны Конференция сосредоточила и руководство внутренним управлением государства. Она получила право посылать Сенату свои распоряжения в форме «экстрактов» и «протоколов». Сенат продолжал играть важную роль. Были восстановлены Главный магистрат, а также Мануфактур- и Берг-коллегии, слитые ранее с Коммерц-коллегией под тем предлогом, что «одно дело в разных руках обретается». В 1744 г. Елизавета упразднила Коллегию экономии, управлявшую недвижимостью, принадлежавшей монастырям и епархиям и разбиравшую духовные дела под надзором Сената. Функции этой светской коллегии были переданы Духовной канцелярии, непосредственно подчинявшейся Синоду. При Петре III высшим органом, направляющим политику государства, был Императорский совет, состоящий из 8 членов. 3. Система управления при Екатерине II 3.1. Высшие и центральные органы власти В 1762 году к власти пришла императрица Екатерина II, провозгласившая идеи просвещения стержнем своей государственной политики. Она открыла эпоху просвещённого абсолютизма и вызвала в Европе огромный интерес к своей деятельности. Одной из характерных, существенных черт политики просвещенного абсолютизма Екатерины II было упорядочение системы государственного управления. Мысль о необходимости этого была высказана уже в манифесте 6 июля 1762 г., осуществление ее было начато с преобразования Сената. Было создано 6 департаментов, 4 из которых находились в Петербурге: первый занимался важнейшими внутренними и полит....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: