- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Эмпирическое исследование проблемы формирования произносительной стороны речи дошкольников раннего возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000194 |
Тема: | Эмпирическое исследование проблемы формирования произносительной стороны речи дошкольников раннего возраста |
Содержание
Содержание Введение …..3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования произносительной стороны речи дошкольников …..5 1.1Характеристика произносительной стороны речи и ее компонентов………...5 1.2Становление произносительной стороны речи в онтогенезе …..8 Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы формирования произносительной стороны речи дошкольников раннего возраста………….…15 2.1.Диагностика сформированности произносительной стороны речи дошкольников раннего возраста …15 2.2. Рекомендации по результатам исследования………………………………..19 Заключение………………………………………………………………………….23 Список литературы…………………………………………………………………25 Приложения…………………………………………………………………………30 Введение Актуальность исследования. В настоящее время все чаще у детей дошкольного возраста отмечаются нарушения произносительной стороны речи, что усложняет процесс полноценного развития ребенка, общения со взрослыми и сверстниками и далее может существенной усложнить процесс обучения в ДОУ и школе. Известно, что речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Развитие речевой функции является одним из важнейших условий успешного обучения ребенка, так как речь - это средство общения, средство приобретения знаний, формирования и совершенствования психических функций, способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны дефектами речевого аппарата (расщепления твердого и мягкого неба, отклонения в строении зубо-челюстиой системы, короткая подъязычная связка и т. д.), недостаточной подвижностью органов артикуляции, недоразвитием фонематического слуха (неумение отличать одни звуки от других). Снижение физического слуха, небрежное отношение к своей речи (неумение слушать себя и других), усвоение неправильной речи окружающих также могут приводить к недостаткам произношения. Неправильное произношение детьми звуков выражается в пропусках звука, замене одного звука другим, искаженном произношении звука. Особенно важно начать вовремя работу с детьми, у которых выявлены замены и искажения звуков, так как замены звуков в дальнейшем могут проявиться в письменной речи (замена одной буквы другой), а искаженно произносимые и вовремя не исправленные звуки в дальнейшем потребуют больших усилий (со стороны логопеда и самого ребенка) и более длительного времени для их устранения. Кроме того, надо помнить, что недостатки звукопроизношения часто являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь симптомом, признаком другого, более сложного нарушения речи, требующего специального лечения и обучения (такими являются алалия, дизартрия и др.). Объект исследования – произносительная сторона речи. Предметом исследования является процесс формирования произносительной стороны речи дошкольников раннего возраста. Целью работы является теоретическое и экспериментальное исследование процесса формирования произносительной стороны речи дошкольников раннего возраста. Опираясь на определенную цель, в исследовании были поставлены следующие задачи: 1. проанализировать научную логопедическую литературу по теме исследования и представить характеристику произносительной стороны речи и ее компонентов; 2. отметить особенности становления произносительной стороны речи в онтогенезе; 4.организовать и провести эмпирическое исследование проблемы формирования произносительной стороны речи дошкольников раннего возраста; Гипотеза исследования. Мы предположили, что у детей дошкольного возраста будут отмечаться серьезные нарушения произносительной стороны речи. База исследования: МДОУ №14. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения. Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования произносительной стороны речи дошкольников 1.1Характеристика произносительной стороны речи и ее компонентов Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. По данным Фомичевой М.Ф. можно выделить основные компоненты произносительной стороны речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (звуки речи).1 Охарактеризуем каждый из данных компонентов. Интонация — это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания. Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение. Мелодика речи — повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп — скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы — остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Тембр — эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста. Логическое ударение — смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения. Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать. -речевой слух — такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуко высотный слух — восприятие движений тона голоса (повышение и понижение), -основные качества голоса — силу и высоту, -речевое дыхание — его длительность и интенсивность. Далее определим компонент произносительной стороны речи – систему фонем. В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков. Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) — легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) — гортань с голосовыми связками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) — полость рта и носа. Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами речеи голосообразования, т. е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия на периферии.2 В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые связки». Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого — твердое нёбо, задняя часть — мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка. Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи. Язык, состоит из мышц, идущих в различных направлениях. Он может изменять форму и производить разнообразные движения. В языке различают кончик, спинку (переднюю, среднюю и заднюю части спинки), боковые края и корень. Язык производит движения вверх-вниз, вперед-назад не только всем телом» но и отдельными частями. Так, кончик языка может лежать внизу, а передняя часть спинки подниматься к альвеолам (при звуке с); кончик, передняя, средняя части спинки языка могут быть опущены, а задняя — высоко подниматься вверх, (при звуке к); кончик языка может подниматься, а передняя и средняя части спинки вместе с боковыми краями — опускаться (при звуке л). Благодаря чрезвычайной гибкости, эластичности языка, он может создавать разнообразие артикуляций, дающих всевозможные акустические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи. Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения. 1.2Становление произносительной стороны речи в онтогенезе Согласно многим исследования, речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости; были бы развиты слух, зрение, осязание, обоняние; развиты психические процессы: внимание, память, мышление; физическое состояние было бы хорошим. 3 Развитие речи ребёнка начинается с трёх месяцев, с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Сначала ребёнок начинает различать интонацию, а затем слова, обозначающие предметы и действия. При этом звуки усваиваются не изолированно, сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов. На ранних этапах речевого развития слова произносятся ребё?н?ко?м оче?н?ь ?ис?к?а?жё?н?но. Пр?а?в?и?л?ь?н?ы?м про?из?но?ше?н?ие?м ребё?но?к о?в?л?а?де?в?ает оче?н?ь постепе?н?но. Р?асс?мотр?и?м эт?ап?ы ст?а?но?в?ле?н?и?я ?детс?ко?й реч?и ?и о?в?л?а?де?н?и?я пр?а?в?и?л?ь?н?ы?м про?из?но?ше?н?ие?м з?ву?ко?в ?в ?до?ш?ко?л?ь?но?м ?возр?асте.4 Ус?вое?н?ие ребе?н?ко?м ро?д?но?го ?яз?ы?к?а про?исхо?д?ит ?в опре?де?ле?н?но?й пос?ле?до?в?ате?л?ь?ност?и по ?мере созре?в?а?н?и?я ?нер?в?но-?м?ы?шеч?но?го ?апп?ар?ат?а. В пер?в?ые ?мес?я?ц?ы пос?ле ро?ж?де?н?и?я у ребе?н?к?а ?и?нте?нс?и?в?но р?аз?в?и?в?а?ютс?я с?лухо?во?й, зр?ите?л?ь?н?ы?й, ?д?в?и?г?ате?л?ь?но-?к?и?нестет?ичес?к?и?й ?а?н?а?л?из?атор?ы. В ?н?асто?я?щее ?вре?м?я ?до?к?аз?а?но, что про?цесс се?нсор?но?го р?аз?в?ит?и?я, ?в то?м ч?ис?ле ?и ?воспр?и?ят?и?я реч?и, осу?щест?в?л?яетс?я с ?необхо?д?и?м?ы?м уч?аст?ие?м ?д?в?и?г?ате?л?ь?н?ых ?и?мпу?л?ьсо?в. Р?аз?в?ит?ие ?д?в?и?же?н?и?й у ребе?н?к?а р?асс?м?атр?и?в?аетс?я ?к?а?к ф?а?ктор ст?и?му?л?я?ц?и?и ?и по?д?креп?ле?н?и?я е?го ?лепет?а. Ребе?но?к ро?ж?д?аетс?я с ?гото?в?ы?м?и ?к фу?н?к?ц?ио?н?иро?в?а?н?и?ю ор?г?а?н?а?м?и ?арт?и?ку?л?я?ц?и?и. О?д?н?а?ко прохо?д?ит ?д?л?ите?л?ь?н?ы?й по?д?гото?в?ите?л?ь?н?ы?й пер?ио?д, пре?ж?де че?м о?н с?мо?жет про?из?нос?ит?ь ч?ле?нор?аз?де?л?ь?н?ые з?ву?к?и реч?и. Пер?в?ы?м?и з?ву?к?а?м?и ребе?н?к?а ?я?в?л?я?ютс?я ?кр?и?к?и, ?котор?ые пре?дст?а?в?л?я?ют собо?й безус?ло?в?но-реф?ле?ктор?ну?ю ре?а?к?ц?и?ю ?н?а ?де?йст?в?ие с?и?л?ь?н?ых ?в?не?ш?н?их ?и ?в?нутре?н?н?их р?аз?др?а?ж?ите?ле?й. А.Н. Г?воз?де?в оп?ис?ы?в?а?л ?кр?и?к?и ?но?воро?ж?де?н?н?ых ?к?а?к ?в?ы?д?ых?а?н?и?я пр?и бо?лее ?и?л?и ?ме?нее р?ас?кр?ыто?й по?лост?и рт?а, ?вс?ле?дст?в?ие че?го по?луч?аетс?я з?ву?к ?г?л?ас?но?го т?ип?а р?аз?но?й степе?н?и от?кр?ытост?и. Х?ар?а?ктер?н?ы?м ?я?в?л?яетс?я то, что ?кр?и?к ?не?воз?мо?ж?но р?аз?в?ит?ь ?н?а от?де?л?ь?н?ые сост?а?в?л?я?ю?щ?ие е?го э?ле?ме?нт?ы, ?в?ы?де?л?ит?ь ?в ?не?м те ?и?л?и ?и?н?ые з?ву?к?и. У?же ?в пер?в?ые ?мес?я?ц?ы пос?ле ро?ж?де?н?и?я ?в?ы?я?в?л?яетс?я ?вз?а?и?мос?в?яз?ь ?ме?ж?ду р?аз?в?ит?ие?м ?д?в?и?г?ате?л?ь?но?й ?и ?го?лосо?во?й ?а?кт?и?в?ност?и. У ?дете?й пер?ио?д ?гу?ле?н?и?я (2-6 ?мес?я?це?в) со?вп?а?д?ает с ?а?кт?и?в?из?а?ц?ие?й ?их об?ще?й ?мотор?и?к?и. У ребе?н?к?а по?я?в?л?я?ютс?я о?щуп?ы?в?а?ю?щ?ие ?д?в?и?же?н?и?я, о?н о?к?аз?ы?в?аетс?я ?в состо?я?н?и?и от?во?д?ит?ь бо?л?ь?шо?й п?а?ле?ц, ?н?апр?а?в?л?ят?ь ру?к?и ?к объе?кту ?и осу?щест?в?л?ят?ь е?го про?из?во?л?ь?н?ы?й з?ах?в?ат по?д ?ко?нтро?ле?м зре?н?и?я. В это ?вре?м?я у ребе?н?к?а по?я?в?л?яетс?я «?ко?мп?ле?кс о?ж?и?в?ле?н?и?я». Вхо?д?я?щ?ие ?в е?го сост?а?в ?д?в?и?г?ате?л?ь?н?ые ?и ?го?лосо?в?ые ре?а?к?ц?и?и ст?а?но?в?ятс?я ?а?кт?и?в?но?й фор?мо?й об?ще?н?и?я ребе?н?к?а с ?взрос?л?ы?м. В состо?я?н?и?и э?мо?ц?ио?н?а?л?ь?но?го ?возбу?ж?де?н?и?я ребе?н?к?а пото?к т?а?кт?и?л?ь?но-?к?и?нестет?ичес?к?их р?аз?др?а?же?н?и?й от со?кр?а?щ?а?ю?щ?ихс?я ?м?ы?ш?ц поступ?ает ?в ?це?нтр?а?л?ь?ну?ю ?нер?в?ну?ю с?исте?му ?н?а опре?де?ле?н?н?ы?й ?и?нтер?в?а?л ?вре?ме?н?и р?а?н?ь?ше, че?м соот?ветст?ву?ю?щ?ие ?аутос?лухо?в?ые ?и ?аутозр?ите?л?ь?н?ые р?аз?др?а?же?н?и?я, что ?и з?а?к?л?а?д?ы?в?ает тот б?аз?а?л?ь?н?ы?й ?ко?мпо?не?нт ?второ?й с?и?г?н?а?л?ь?но?й с?исте?м?ы реч?и, о ?которо?м ?го?вор?и?л И.П. П?а?в?ло?в. Те з?ву?ко?в?ые ?ко?мп?ле?кс?ы ?из ?в?не?ш?не?й сре?д?ы, ?к?и?нестет?ичес?к?ие э?к?в?и?в?а?ле?нт?ы ?котор?ых у ребе?н?к?а ??и?ме?ютс?я, о?н ??не то?л?ь?ко пр?а?в?и?л?ь?но с?л?ы?ш?ит, ??но ??и ??н?ач?и?н?ает по?др?а?ж?ате?л?ь?но ??воспро?из?во?д?ит?ь. В этот пер?ио?д ребе?но?к ??н?ач?и?н?ает ос?в?а?и?в?ат?ь со?во?куп?ност?ь ??г?л?ас?н?ых, ??котор?а?я ??н?ач?и?н?аетс?я с ос?вое?н?и?я ??ш?иро?ко?го ??г?л?ас?но?го [?а], ??а спуст?я ??не?которое ??вре?м?я ребе?но?к ос?в?а?и?в?ает с?исте?му ??из трех ??г?л?ас?н?ых [?а, ??и, у]. Пер?ио?д ??лепет?а (5-9 ??мес?я?це?в) х?ар?а?ктер?изуетс?я ??д?а?л?ь?не?й?ш?и?м со?вер?ше?нст?во?в?а?н?ие?м ??мотор?и?к?и ребе?н?к?а: фор?м?иру?ютс?я фу?н?к?ц?и?и с?и?де?н?и?я, по?лз?а?н?и?я, з?ах?в?ат?а пре?д?мето?в ??и ??м?а?н?ипу?л?иро?в?а?н?и?я ??и?м?и. В 5-6 ??мес?я?це?в у ребе?н?к?а по?я?в?л?я?ютс?я сочет?а?н?и?я ??губ?н?ых ??и ??г?л?ас?н?ых з?ву?ко?в [б?а?а?а, ??м?а?а?а], ??а т?а?к?же ??яз?ыч?н?ых з?ву?ко?в [т?а?а?а, ??л?а?а?а], ??котор?ые з?ате?м с?ме?н?ятс?я ??цеп?я?м?и ??из стереот?ип?н?ых се?г?ме?нто?в с ??шу?мо?в?ы?м ??н?ач?а?ло?м [т?я-т?я-т?я] ??и т.п., з?ате?м - ??цеп?и со стереот?ип?н?ы?м ??шу?мо?в?ы?м ??н?ач?а?ло?м, ??но с у?же ??ме?н?я?ю?щ?и?мс?я ??во?к?а?л?ь?н?ы?м ??ко?н?цо?м [те-т?я-те] ??и т.п., ??и ??н?а?ко?не?ц, по?я?в?л?я?ютс?я (?к 1 ??го?ду) ??цеп?и ??из се?г?ме?нто?в с ??ме?н?я?ю?щ?и?мс?я ??шу?мо?в?ы?м ??н?ач?а?ло?м [?м?а-?л?я, ??д?а-?л?я, п?а-?н?а, п?а-?н?а-?н?а, ??a-?м?a-?н?а] ??и т.п. Ребе?но?к о?в?л?а?де?в?ает стру?ктуро?й от?кр?ыто?го с?ло?г?а, ??котор?ы?й ??я?в?л?яетс?я ос?но?в?но?й стру?ктур?но?й е?д?и?н?и?це?й русс?ко?й реч?и. М?но?г?и?м?и ??исс?ле?до?в?ате?л?я?м?и от?меч?аетс?я, что ??в пер?ио?д от 9 ??до 18 ??мес?я?це?в («пер?ио?д ??лепет?н?ых псе?в?дос?ло?в», по опре?де?ле?н?и?ю В?и?н?арс?ко?й) про?исхо?д?ит ??н?ач?а?л?ь?н?ы?й эт?ап рече?во?го р?аз?в?ит?и?я ребе?н?к?а. Д?л?я это?го пер?ио?д?а х?ар?а?ктер?но ??и?нте?нс?и?в?ное фор?м?иро?в?а?н?ие ??арт?и?ку?л?я?ц?ио?н?но?й ??мотор?и?к?и ??и то?н?к?их ??д?иффере?н?ц?иро?в?а?н?н?ых ??д?в?и?же?н?и?й ру?к. По?я?в?л?яетс?я ??а?кт?и?в?н?а?я ??м?а?н?ипу?л?ят?и?в?н?а?я ??де?яте?л?ь?ност?ь. Ребе?но?к о?в?л?а?де?в?ает у?ме?н?ие?м с?а?мосто?яте?л?ь?но пр?и?н?и?м?ат?ь ??верт?и?к?а?л?ь?ну?ю позу, постепе?н?но ??н?ач?и?н?ает хо?д?ит?ь без посторо?н?не?й по?д?дер?ж?к?и. Пер?в?ые с?ло?в?а ??в фо?нет?ичес?ко?м от?но?ше?н?и?и э?ле?ме?нт?ар?но прост?ы. О?н?и состо?ят ??из о?д?но?го ??и?л?и ??д?вух от?кр?ыт?ых с?ло?го?в. В ??д?вус?ло?ж?н?ых с?ло?в?ах с?ло?г?и пре?и?му?щест?ве?н?но о?д?и?н?а?ко?в?ые [б?а-б?а, ??м?а-?м?а, б?и-б?и] ??и т.п., что ??н?апо?м?и?н?ает по?вторе?н?ие с?ло?го?в ??в ??лепете. Постепе?н?но ребе?но?к ??в?ы?де?л?яет ??из с?ло?в?а у?д?ар?н?ы?й с?ло?г, ??котор?ы?й х?ар?а?ктер?изуетс?я ??д?и?н?а?м?ичес?к?и?м ??н?апр?я?же?н?ие?м ??и з?а?н?и?м?ает ??в бо?л?ь?ш?и?нст?ве с?луч?ае?в ??н?ач?а?л?ь?ну?ю поз?и?ц?и?ю. Т?а?к?и?м обр?азо?м, ??дорече?во?й пер?ио?д ??я?в?л?яетс?я по?д?гото?в?ите?л?ь?н?ы?м по от?но?ше?н?и?ю ??к собст?ве?н?но рече?во?й ??де?яте?л?ь?ност?и. Ребе?но?к пр?а?кт?и?куетс?я ??в ??арт?и?ку?л?я?ц?и?и от?де?л?ь?н?ых з?ву?ко?в, с?ло?го?в ??и с?ло?го?в?ых ??ко?мб?и?н?а?ц?и?й, про?исхо?д?ит ??коор?д?и?н?а?ц?и?я с?лухо?в?ых ??и рече?д?в?и?г?ате?л?ь?н?ых обр?азо?в, отр?аб?ат?ы?в?а?ютс?я ??и?нто?н?а?ц?ио?н?н?ые стру?ктур?ы ро?д?но?го ??яз?ы?к?а, фор?м?иру?ютс?я пре?дпос?ы?л?к?и ??д?л?я р?аз?в?ит?и?я фо?не?м?ат?ичес?ко?го с?лух?а, без ??которо?го ??не?воз?мо?ж?но про?из?несе?н?ие с?а?мо?го просто?го с?ло?в?а. Р?аз?в?ит?ие фо?нет?ичес?ко?й сторо?н?ы реч?и тес?но с?в?яз?а?но с р?аз?в?ит?ие?м ??д?в?и?г?ате?л?ь?но?й сфер?ы, с со?вер?ше?нст?во?в?а?н?ие?м р?абот?ы пер?ифер?ичес?ко?го рече?во?го ??апп?ар?ат?а. Ко?н?цеп?ц?и?я Л.С. В?ы?готс?ко?го о зо?не б?л?и?ж?а?й?ше?го р?аз?в?ит?и?я поз?во?л?яет р?асс?м?атр?и?в?ат?ь со?во?куп?ност?ь э?мо?ц?ио?н?а?л?ь?но-?в?ыр?аз?ите?л?ь?н?ых ??ко?м?му?н?и?к?ат?и?в?но-поз?н?а?в?ате?л?ь?н?ых сре?дст?в, фор?м?иру?ю?щ?ихс?я ??в р?а?н?не?м ??детс?ко?м ??возр?асте, ??к?а?к ??возр?аст?ну?ю пре?дпос?ы?л?ку бу?ду?ще?го ос?вое?н?и?я ребе?н?ко?м ро?д?но?го ??яз?ы?к?а. Постепе?н?но у?ве?л?ич?и?в?аетс?я ??ко?л?ичест?во про?из?нос?и?м?ых з?ву?ко?в. О?в?л?а?де?н?ие з?ву?к?а?м?и реч?и про?исхо?д?ит ??в опре?де?ле?н?но?й о?нто?ге?нет?ичес?ко?й пос?ле?до?в?ате?л?ь?ност?и: ??губ?н?ые р?а?н?ь?ше, че?м ??яз?ыч?н?ые, ??взр?ы?в?н?ые - р?а?н?ь?ше, че?м ??ще?ле?в?ые. Это объ?яс?н?яетс?я те?м, что про?из?нест?и з?ву?к ??в ??мо?ме?нт р?аз?м?ы?к?а?н?и?я ор?г?а?но?в реч?и ??н?а?м?но?го про?ще, че?м ??в тече?н?ие ??не?которо?го ??вре?ме?н?и ??дер?ж?ат?ь ??их пр?иб?л?и?же?н?н?ы?м?и ??дру?г ??к ??дру?гу ??д?л?я обр?азо?в?а?н?и?я ??ще?л?и ??аффр?и?к?ат?ы, ??необхо?д?и?мо?й ??д?л?я прохо?д?а ??воз?ду?ш?н?ых стру?й; з?ате?м ос?в?а?и?в?а?ютс?я ??аффр?и?к?ат?ы ??и со?нор?н?ые. Ус?ло?в?но пос?ле?до?в?ате?л?ь?ност?ь фор?м?иро?в?а?н?и?я ??арт?и?ку?л?я?ц?ио?н?но?й б?аз?ы ??в о?нто?ге?незе ??мо?ж?но пре?дст?а?в?ит?ь с?ле?ду?ю?щ?и?м обр?азо?м: • ??к пер?во?му ??го?ду - по?я?в?л?я?ютс?я с?м?ыч?к?и ор?г?а?но?в ??арт?и?ку?л?я?ц?и?и; • ??к по?лутор?а ??го?д?а?м - по?я?в?л?яетс?я ??воз?мо?ж?ност?ь чере?до?в?ат?ь поз?и?ц?и?и (с?м?ыч?к?а - ??ще?л?ь); • пос?ле трех ??лет - по?я?в?л?яетс?я ??воз?мо?ж?ност?ь по?дъе?м?а ??ко?нч?и?к?а ??яз?ы?к?а ??в?верх ??и ??н?апр?я?же?н?и?я сп?и?н?к?и ??яз?ы?к?а; • ??к п?ят?и ??го?д?а?м - по?я?в?л?яетс?я ??воз?мо?ж?ност?ь ??в?ибр?а?ц?и?и ??ко?нч?и?к?а ??яз?ы?к?а. Т?а?к?и?м обр?азо?м, ??арт?и?ку?л?я?ц?ио?н?н?а?я б?аз?а ??в о?нто?ге?незе постепе?н?но фор?м?ируетс?я ??к п?ят?и ??го?д?а?м. Пр?и ус?ло?в?и?и с?вое?вре?ме?н?но?го фор?м?иро?в?а?н?и?я фо?не?м?ат?ичес?ко?го с?лух?а (?в ??нор?ме ??к 1 ??г. 7 ??мес. - 2 ??го?д?а?м) у ребе?н?к?а ??в ??нор?ме ??к п?ят?и ??го?д?а?м ??нор?м?а?л?изуетс?я з?ву?ко?в?а?я стру?ктур?а реч?и. Т?а?к?и?м обр?азо?м, ??в пер?в?ые ??го?д?ы ??ж?из?н?и ??из-з?а ??несо?вер?ше?нст?в?а рече?в?ых ор?г?а?но?в ребё?но?к ??мо?жет про?из?нос?ит?ь ??л?и?ш?ь с?а?м?ые прост?ые по ??арт?и?ку?л?я?ц?и?и з?ву?к?и. К 9-10 ??мес?я?ц?а?м ребё?но?к про?из?нос?ит от?де?л?ь?н?ые з?ву?к?и (это: ??г?л?ас?н?ые А, О, Э ??и со?г?л?ас?н?ые П, Б, М) ??и с?ло?в?а, состо?я?щ?ие ??из о?д?и?н?а?ко?в?ых с?ло?го?в (?из эт?их з?ву?ко?в ??и состо?ят пер?в?ые с?ло?в?а: МАМА, ПАПА, БАБА). К ??го?ду с?ло?в?ар?ь ??возр?аст?ает ??до 10-15 с?ло?в (?к?ис, ??му, бе ??и ??др.). Нес?ко?л?ь?ко поз?же ус?в?а?и?в?а?ютс?я ??и ??дру?г?ие (то?же прост?ые по ??арт?и?ку?л?я?ц?и?и) з?ву?к?и: ??г?л?ас?н?ые И, Ы, У ??и со?г?л?ас?н?ые Ф, В, Т, Д, Н, К, Х, Й. Бо?лее ??же с?ло?ж?н?ые по ??арт?и?ку?л?я?ц?и?и со?г?л?ас?н?ые з?ву?к?и (с?в?ист?я?щ?ие С, З, Ц, ??ш?ип?я?щ?ие Ш, Ж, Щ, Ч, со?нор?ы Л, Р) ??до 3-5 ??лет ??и?л?и по?л?ност?ь?ю отсутст?ву?ют ??в реч?и ребё?н?к?а ??и?л?и з?а?ме?н?я?ютс?я ??н?а бо?лее прост?ые ??д?л?я про?из?но?ше?н?и?я з?ву?к?и. Это ??н?аз?ы?в?аетс?я ??возр?аст?н?ы?м ??кос?но?яз?ыч?ие?м, ??и б?ы?в?ает с?во?йст?ве?н?но ??в опре?де?лё?н?но?м ??возр?асте ??все?м ??дет?я?м. Несо?м?не?н?но, реч?ь р?аз?в?и?в?аетс?я ??ко?мп?ле?кс?но: ??а?кт?и?в?н?а?я реч?ь ребё?н?к?а ??и по?н?и?м?а?н?ие ??и?м реч?и ??взрос?л?ых р?аз?в?и?в?аетс?я о?д?но?вре?ме?н?но. С 3 ??до 9 ??мес?я?це?в ребё?но?к просто ??лепечет; ??к?а?к б?ы ??и?гр?ает з?ву?к?а?м?и ??и с?ло?г?а?м?и; по?др?а?ж?ает з?ву?к?а?м реч?и о?кру?ж?а?ю?щ?их ??и ??в резу?л?ьт?ате по?луч?а?ютс?я пер?в?ые с?ло?в?а. С?ло?г?и ??д?л?я ребё?н?к?а ст?а?но?в?ятс?я ??це?л?ы?м с?ло?во?м - ??м?а?м?а, п?ап?а, б?аб?а, ??д?я?д?я, ??д?а?й, ??кс-?кс, ??а?в-?а?в, ??а?м-?а?м ??и ??др. От 9 ??мес. ??до 1 ??го?д?а с?ло?в?ар?ь у?ве?л?ич?и?в?аетс?я ??и ??в?к?л?юч?ает ??н?аз?в?а?н?и?я пре?д?мето?в, ??ж?и?вот?н?ых, ??и?гру?ше?к; ??и?ме?н?а ??взрос?л?ых ??и ??дете?й. Ребё?но?к ??ж?и?во ре?а?г?ирует ??н?а обр?а?щё?н?ну?ю ??к ??не?му реч?ь. А ??к 1,5 ??го?д?а?м ребё?но?к ??го?вор?ит фр?аз?ы ??из ??д?вух-трёх с?ло?в. А?кт?и?в?н?ы?й с?ло?в?ар?ь ??в?к?л?юч?ает о?ко?ло 250 с?ло?в. Постепе?н?но р?аз?в?и?в?аетс?я п?асс?и?в?н?ы?й ??и ??а?кт?и?в?н?ы?й с?ло?в?ар?н?ы?й з?ап?ас. К 2 ??го?д?а?м ??а?кт?и?в?н?ы?й с?ло?в?ар?ь ??н?асч?ит?ы?в?ает 250-300 с?ло?в. В то ??же ??вре?м?я фор?м?ируетс?я ??и фр?азо?в?а?я реч?ь. С?н?ач?а?л?а это прост?ые фр?аз?ы ??из ??д?вух-трёх с?ло?в, постепе?н?но ??к 3 ??го?д?а?м фр?азо?в?а?я реч?ь ус?ло?ж?н?яетс?я. А?кт?и?в?н?ы?й с?ло?в?ар?ь ??дост?и?г?ает 800-1000 с?ло?в. Реч?ь у?же ст?а?но?в?итс?я по?л?но?це?н?н?ы?м сре?дст?во?м об?ще?н?и?я. К 5 ??го?д?а?м с?ло?в?ар?ь у?ве?л?ич?и?в?аетс?я ??до 2500-3000 с?ло?в. Фр?аз?а ус?ло?ж?н?яетс?я. К 6 ??го?д?а?м ребё?но?к о?в?л?а?де?в?ает ??гр?а?м?м?ат?ичес?к?и пр?а?в?и?л?ь?но?й реч?ь?ю. Ит?а?к, ??не поз?д?нее, че?м ??к п?ят?и-?шест?и ??го?д?а?м ребё?но?к ??до?л?же?н о?в?л?а?дет?ь пр?а?в?и?л?ь?н?ы?м про?из?но?ше?н?ие?м ??всех з?ву?ко?в реч?и. А т?а?к?же ??и?мет?ь ??дост?аточ?н?ы?й ??а?кт?и?в?н?ы?й с?ло?в?ар?ь ??и о?в?л?а?дет?ь ??гр?а?м?м?ат?ичес?к?и пр?а?в?и?л?ь?но?й реч?ь?ю. В хо?де про?ве?де?н?и?я теорет?ичес?ко?го ??а?н?а?л?из?а ??н?ауч?но?й ??л?итер?атур?ы, ??м?ы с?мо?г?л?и ох?ар?а?ктер?изо?в?ат?ь особе?н?ност?и р?аз?в?ит?и?я про?из?нос?ите?л?ь?но?й сторо?н?ы реч?и ??и ее ??ко?мпо?не?нто?в; от?мет?ит?ь особе?н?ност?и ст?а?но?в?ле?н?и?я про?из?нос?ите?л?ь?но?й сторо?н?ы реч?и ??в о?нто?ге?незе ??и пре?дст?а?в?ит?ь пс?ихо?ло?го-пе?д?а?го?г?ичес?ку?ю х?ар?а?ктер?ист?и?ку ??дете?й р?а?н?не?го ??возр?аст?а. С учето?м по?луче?н?н?ых теорет?ичес?к?их з?н?а?н?и?й, б?ы?ло ор?г?а?н?изо?в?а?но ??и про?ве?де?но э?мп?ир?ичес?кое ??исс?ле?до?в?а?н?ие проб?ле?м?ы фор?м?иро?в?а?н?и?я про?из?нос?ите?л?ь?но?й сторо?н?ы реч?и ??до?ш?ко?л?ь?н?и?ко?в р?а?н?не?го ??возр?аст?а. Д?л?я про?ве?де?н?и?я э?кспер?и?ме?нт?а?л?ь?но?го ??исс?ле?до?в?а?н?и?я, ??н?а?м?и б?ы?л?и по?добр?а?н?ы ??нес?ко?л?ь?ко упр?а?ж?не?н?и?й, пр?и по?мо?щ?и ??котор?ых ??м?ы с?мо?г?л?и о?це?н?ит?ь уро?ве?н?ь сфор?м?иро?в?а?н?ност?и про?из?нос?ите?л?ь?но?й сторо?н?ы реч?и ??дете?й р?а?н?не?го ??до?ш?ко?л?ь?но?го ??возр?аст?а. Г?л?а?в?а 2. Э?мп?ир?ичес?кое ??исс?ле?до?в?а?н?ие проб?ле?м?ы фор?м?иро?в?а?н?и?я про?из?нос?ите?л?ь?но?й сторо?н?ы реч?и ??до?ш?ко?л?ь?н?и?ко?в р?а?н?не?го ??возр?аст?а 2.1.Д?и?а?г?ност?и?к?а сфор?м?иро?в?а?н?ност?и про?из?нос?ите?л?ь?но?й сторо?н?ы реч?и ??до?ш?ко?л?ь?н?и?ко?в р?а?н?не?го ??возр?аст?а Це?л?ь?ю э?мп?ир?ичес?ко?го ??исс?ле?до?в?а?н?и?я ??я?в?л?яетс?я ??в?ы?я?в?ле?н?ие особе?н?носте?й про?цесс?а фор?м?иро?в?а?н?и?я про?из?нос?ите?л?ь?но?й сторо?н?ы реч?и ??до?ш?ко?л?ь?н?и?ко?в р?а?н?не?го ??возр?аст?а. Пр?и про?ве?де?н?и?и ??ко?нст?ат?иру?ю?ще?го э?кспер?и?ме?нт?а ре?ш?а?л?ис?ь с?ле?ду?ю?щ?ие з?а?д?ач?и: -сост?а?в?ле?н?ие ??н?абор?а ??мето?д?и?к ??д?л?я про?ве?де?н?и?я ??исс?ле?до?в?а?н?и?я про?из?нос?ите?л?ь?но?й сторо?н?ы реч?и ??дете?й р?а?н?не?го ??возр?аст?а; -?в?ы?я?в?ле?н?ие уро?в?н?я р?аз?в?ит?и?я про?из?нос?ите?л?ь?но?й сторо?н?ы реч?и у ??дете?й р?а?н?не?го ??возр?аст?а. Э?мп?ир?ичес?кое ??исс?ле?до?в?а?н?ие про?во?д?и?лос?ь ??н?а б?азе МДОУ №14. В ??исс?ле?до?в?а?н?и?и пр?и?н?и?м?а?л?и уч?аст?ие 10 ??дете?й р?а?н?не?го ??возр?аст?а (3 ??лет). Пр?и про?ве?де?н?и?и э?кспер?и?ме?нт?а ??н?а I эт?апе ??м?ы оп?ир?а?л?ис?ь ??н?а ??мето?д?и?ку Лоп?ат?и?но?й Л.В. II эт?ап обс?ле?до?в?а?н?ие з?ву?копро?из?но?ше?н?и?я про?во?д?и?лос?ь с по?мо?щ?ь?ю ??мето?д?и?к?и М.Ф. Фо?м?иче?во?й - пре?д?л?а?г?а?л?ис?ь пре?д?мет?н?ые ??к?арт?и?н?к?и ??н?а ??исс?ле?до?в?а?н?ие про?из?несе?н?и?я с?в?ист?я?щ?их з?ву?ко?в. Т?а?к?и?м обр?азо?м, ??м?ы р?асс?мотре?л?и ??мето?д?и?ку ??и эт?ап?ы про?ве?де?н?и?я э?кспер?и?ме?нт?а. В резу?л?ьт?ате про?ве?де?н?и?я ??ко?нст?ат?иру?ю?ще?го ??исс?ле?до?в?а?н?и?я, ??м?ы с?мо?г?л?и по?луч?ит?ь резу?л?ьт?ат?ы, пре?дст?а?в?ле?н?н?ые ??в т?аб?л?и?це 1. Т?аб?л?и?ц?а 1 Резу?л?ьт?ат?ы про?ве?де?н?и?я ??ко?нст?ат?иру?ю?ще?го ??исс?ле?до?в?а?н?и?я № И?м?я I эт?ап II эт?ап № И?м?я Ко?л-?во б?а?л?ло?в Уро?ве?н?ь ??н?ару?ше?н?и?я з?ву?копро?из?но?ше?н?и?я Ко?л-?во б?а?л?ло?в Уро?ве?н?ь ??н?ару?ше?н?и?я з?ву?копро?из?но?ше?н?и?я 1 И?л?ь?я В. 2 ?в про?из?но?ше?н?и?и ??н?ару?ше?н о?д?и?н з?ву?к ??и?л?и о?д?н?а ??групп?а з?ву?ко?в 11 Сре?д?н?и?й 2 А?н?н?а С. 2 ?в про?из?но?ше?н?и?и ??н?ару?ше?н о?д?и?н з?ву?к ??и?л?и о?д?н?а ??групп?а з?ву?ко?в 12 Сре?д?н?и?й 3 Ир?и?н?а М. 2 ?в про?из?но?ше?н?и?и ??н?ару?ше?н о?д?и?н з?ву?к ??и?л?и о?д?н?а ??групп?а з?ву?ко?в 11 Сре?д?н?и?й 4 Артур К. 2 ?в про?из?но?ше?н?и?и ??н?ару?ше?н о?д?и?н з?ву?к ??и?л?и о?д?н?а ??групп?а з?ву?ко?в 12 Сре?д?н?и?й 5 Е?гор М. 1 ?в про?из?но?ше?н?и?и ??н?ару?ше?н?ы бо?лее ??д?вух ??групп з?ву?ко?в 8 Н?из?к?и?й 6 Де?н?ис К. 1 ?в про?из?но?ше?н?и?и ??н?ару?ше?н?ы бо?лее ??д?вух ??групп з?ву?ко?в 13 Сре?д?н?и?й 7 Ю?л?и?я В. 2 ?в про?из?но?ше?н?и?и ??н?ару?ше?н о?д?и?н з?ву?к ??и?л?и о?д?н?а ??групп?а з?ву?ко?в 13 Сре?д?н?и?й 8 К?ир?и?л?л В. 2 ?в про?из?но?ше?н?и?и ??н?ару?ше?н о?д?и?н з?ву?к ??и?л?и о?д?н?а ??групп?а з?ву?ко?в 13 Сре?д?н?и?й 9 А?ле?ксе?й У. 2 ?в про?из?но?ше?н?и?и ??н?ару?ше?н о?д?и?н з?ву?к ??и?л?и о?д?н?а ??групп?а з?ву?ко?в 13 Сре?д?н?и?й 10 Д?ар?ь?я С. 0 тот?а?л?ь?ное ??н?ару?ше?н?ие з?ву?копро?из?но?ше?н?и?я 7 Н?из?к?и?й К?а?к ??м?ы ??мо?же?м от?мет?ит?ь, ??в?ысо?к?их по?к?аз?ате?ле?й р?аз?в?ит?и?я з?ву?копро?из?но?ше?н?и?я ??в?ы?я?в?ле?но ??в ??группе ??дете?й р?а?н?не?го ??возр?аст?а ??не б?ы?ло – у 7 ??до?ш?ко?л?ь?н?и?ко?в ??м?ы ??в?ы?я?в?и?л?и ??н?ару?ше?н?ие о?д?но?го з?ву?к?а ??и?л?и о?д?но?й ??групп?ы з?ву?ко?в, у 2 ??дете?й б?ы?ло от?мече?но ??в про?из?но?ше?н?и?и ??н?ару?ше?н?ие бо?лее ??д?вух ??групп з?ву?ко?в (?дефе?кт о?г?лу?ше?н?и?я, оз?во?нче?н?и?я, с?м?я?гче?н?и?я) ??и у 1 ребе?н?к?а ??м?ы ??в?ы?я?в?и?л?и тот?а?л?ь?ное ??н?ару?ше?н?ие з?ву?копро?из?но?ше?н?ие. Н?а ??д?и?а?гр?а?м?ме №1 пре?дст?а?в?и?м ??н?а?г?л?я?д?но по?луче?н?н?ые резу?л?ьт?ат?ы. Р?ис. 1. Резу?л?ьт?ат?ы про?ве?де?н?и?я ??н?а пер?во?м эт?апе Резу?л?ьт?ат?ы ??исс?ле?до?в?а?н?и?я з?ву?копро?из?но?ше?н?и?я ??н?а ??второ?м эт?апе у?к?аз?а?л?и ??н?а?м, что ??в?ысо?ко?го уро?в?н?я р?аз?в?ит?и?я про?из?но?ше?н?и?я ??не ??в?ы?я?в?ле?но, сре?д?н?ие по?к?аз?ате?л?и от?мече?н?ы у 8 ??дете?й ??и ??н?из?к?и?й уро?ве?н?ь р?аз?в?ит?и?я з?ву?копро?из?но?ше?н?и?я ??м?ы опре?де?л?и?л?и у 2 ??дете?й р?а?н?не?го ??возр?аст?а. Н?а ??д?и?а?гр?а?м?ме 2 по?к?а?же?м резу?л?ьт?ат?ы про?ве?де?н?и?я ??исс?ле?до?в?а?н?и?я з?ву?копро?из?но?ше?н?и?я ??н?а ??второ?м эт?апе. Р?ис. 2. Резу?л?ьт?ат?ы про?ве?де?н?и?я ??ко?нст?ат?иру?ю?ще?го ??исс?ле?до?в?а?н?и?я ??н?а II эт?апе Пр?и про?ве?де?н?и?и обс?ле?до?в?а?н?и?я, ??м?ы от?мет?и?л?и, что у Ю?л?и?и В. ??не?дост?аточ?но по?д?в?и?же?н пр?и обс?ле?до?в?а?н?и?и ??яз?ы?к. Этот ??дефе?кт ??в?ыз?в?а?н ??неу?ме?н?ие?м у?дер?ж?ат?ь, ??яз?ы?к ??в ??ну?ж?но?м по?ло?же?н?и?и ??и б?ыстро?го перехо?д?а от о?д?но?го ??д?в?и?же?н?и?я ??к ??дру?го?му. У Д?ар?ь?и С. пр?и ??в?ыпо?л?не?н?и?и р?я?д упр?а?ж?не?н?и?й по по?др?а?ж?а?н?и?ю б?ы?л?и з?атру?д?не?н?и?я. Де?воч?к?а ??не ??мо?г?л?а: -у?дер?ж?ат?ь ??ш?иро?ко р?асп?л?аст?а?н?н?ы?й ??яз?ы?к ??н?а ??н?и?ж?не?й ??губе (2-3 се?к.); -об?л?из?ат?ь ??ш?иро?к?и?м ??яз?ы?ко?м ??верх?н?ю?ю, ??н?и?ж?н?ю?ю ??губу (по по?др?а?ж?а?н?и?ю, по ??и?нстру?к?ц?и?и); -про?из?вест?и ??кру?го?в?ые ??д?в?и?же?н?и?я ??ш?иро?ко р?асп?л?аст?а?н?н?ы?м ??яз?ы?ко?м по ??верх?не?й ??и ??н?и?ж?не?й ??губ?а?м; - у?дер?ж?и?в?ат?ь ??ко?нч?и?к ??яз?ы?к?а у пр?а?во?го, ??ле?во?го у?г?ло?в рт?а (2-3 се?к.) - по?ще?л?к?ат?ь ??яз?ы?ко?м (3-5 р?аз); - по?ще?л?к?ат?ь ??яз?ы?ко?м («по?го?н?ят?ь ??ло?ш?а?до?к»); - ??и?м?ит?иро?в?ат?ь ??яз?ы?ко?м по?ло?же?н?ие «трубоч?к?и»; - про?из?вест?и 2-3 ??д?в?и?же?н?и?я ??из переч?ис?ле?н?н?ых попере?ме?н?но. Пос?ле про?ве?де?н?но?го ??н?а?м?и ??исс?ле?до?в?а?н?и?я б?ы?ло ??в?ы?я?в?ле?но, что ??дет?и у ??котор?ых ??арт?и?ку?л?я?ц?ио?н?н?ы?й ??апп?ар?ат б?ы?л ??н?ару?ше?н, про?де?мо?нстр?иро?в?а?л?и ??н?из?к?и?й ??и сре?д?н?и?й уро?в?н?и. Н?а ос?но?ве про?ве?де?н?но?го ??исс?ле?до?в?а?н?и?я з?ву?копро?из?но?ше?н?и?я у ??всех ??дете?й, ??м?ы от?мет?и?л?и, что ч?а?ще ??все?го ??н?ару?ш?а?ютс?я ??групп?ы з?ву?ко?в: с?в?ист?я?щ?ие, ??ш?ип?я?щ?ие, р - р', ??л - ??л'. В резу?л?ьт?ате про?ве?де?н?но?го обс?ле?до?в?а?н?и?я про?из?нос?ите?л?ь?но?й сторо?н?ы реч?и у ??дете?й р?а?н?не?го ??возр?аст?а, ??м?ы с?мо?г?л?и от?мет?ит?ь, что уро?ве?н?ь р?аз?в?ит?и?я ??исс?ле?дуе?м?ых п?ар?а?метро?в ??не?в?ысо?к?и?й. Б?ы?л?и ??в?ы?я?в?ле?н?ы о?ш?иб?к?и ??в про?из?но?ше?н?и?и ??изо?л?иро?в?а?н?н?ых з?ву?ко?в (ч?а?ще ??все?го ??ме?жзуб?н?ые [З], [С], от?меч?а?л?ис?ь с?ло?ж?ност?и ??в про?из?но?ше?н?и?и ??йот?иро?в?а?н?н?ых з?ву?ко?в). Не?котор?ые ??дет?и ??ис?к?а?ж?а?л?и про?из?но?ше?н?ие з?ву?ко?в [c], [з], [ч], [?щ], [?л]. Ч?асто ??н?аб?л?ю?д?а?лос?ь ??ме?жзуб?ное про?из?но?ше?н?ие з?ву?ко?в [c], [з], [ч], [?щ], з?ву?к [?ш] о?н з?а?ме?н?я?л ??н?а [c], [?ж] ??н?а [з], ??а з?ву?к?и [р] ??и [?л] ??н?а [у?а], ??а т?а?к?же з?а?ме?н?а з?ву?ко?в [?л] ??н?а [у?а], ??а [?ш] ??н?а [с]. В про?цессе обс?ле?до?в?а?н?и?я б?ы?ло ??в?ы?я?в?ле?н?а ??н?ару?ше?н?ие просо?д?ичес?ко?й сторо?н?ы реч?и, о?гр?а?н?иче?н?ност?ь по?д?в?и?ж?ност?и ор?г?а?но?в реч?и (?м?я?г?ко?го ??нёб?а, ??яз?ы?к?а, ??губ), ??вс?ле?дст?в?ие че?го от?меч?а?лос?ь з?атру?д?не?н?ие ??арт?и?ку?л?я?ц?и?и. Т?а?к ??же ??м?ы опре?де?л?и?л?и ??н?ару?ше?н?ие про?из?но?ше?н?и?я з?ву?ко?в ??в с?ло?в?ах ??и ??не?дост?аточ?но ??в?ысо?к?и?й уро?ве?н?ь у?ме?н?и?я по?л?ьзо?в?ат?ьс?я ??во фр?азо?во?й ??и с?а?мосто?яте?л?ь?но?й реч?и. 2.2. Ре?ко?ме?н?д?а?ц?и?и по резу?л?ьт?ат?а?м ??исс?ле?до?в?а?н?и?я Р?аз?в?ит?ие про?из?нос?ите?л?ь?но?й сторо?н?ы реч?и ??дост?и?г?аетс?я путе?м ??це?ле?н?апр?а?в?ле?н?но?й ??ло?гопе?д?ичес?ко?й р?абот?ы по ??корре?к?ц?и?и про?из?нос?ите?л?ь?но?й, з?ву?ко?во?й сторо?н?ы реч?и. З?а?д?ач?и р?абот?ы: 1.По?добр?ат?ь ??мето?д?и?ку ??ло?гопе?д?ичес?ко?го ??воз?де?йст?в?и?я по прео?до?ле?н?и?ю ??н?ару?ше?н?и?й про?из?нос?ите?л?ь?но?й сторо?н?ы реч?и ??дете?й р?а?н?не?го ??возр?аст?а; 2. ??апроб?иро?в?ат?ь ??мето?д?и?ку ??ло?гопе?д?ичес?ко?го ??воз?де?йст?в?и?я по прео?до?ле?н?и?ю ??н?ару?ше?н?и?й про?из?нос?ите?л?ь?но?й сторо?н?ы реч?и ??дете?й р?а?н?не?го ??возр?аст?а ??из э?кспер?и?ме?нт?а?л?ь?но?й ??групп?ы. Уч?ит?ы?в?а?я, что ??в ??н?а?ше?м ??исс?ле?до?в?а?н?и?и пр?и?н?и?м?а?л?и уч?аст?ие ??дет?и р?а?н?не?го ??до?ш?ко?л?ь?но?го ??возр?аст?а, ??м?ы ??до?л?ж?н?ы по?м?н?ит?ь, что по?добр?а?н?н?ые з?а?н?ят?и?я ??и фор?м?иру?ю?щ?ие ??мето?д?и?к?и ??до?л?ж?н?ы соот?ветст?во?в?ат?ь уро?в?н?ю ??их ??возр?аст?но?го ??и ??и?нте?л?ле?кту?а?л?ь?но?го р?аз?в?ит?и?я. Поэто?му, ??исхо?д?н?ы?м ??м?атер?и?а?ло?м ??д?л?я р?азр?абот?к?и ??мето?д?ичес?к?их ре?ко?ме?н?д?а?ц?и?й ??и построе?н?и?я ??ко?нспе?кто?в з?а?н?ят?и?й ??я?в?и?л?ис?ь р?абот?ы В?аре?н?цо?во?й Н.С., Ко?лес?н?и?ко?во?й Е.В [2], К?а?ше Г. А. [17,18], М?иро?но?во?й Н. М. [25], Т?к?аче?н?ко Т.А. [42,43], Че?ве?ле?во?й Н.А. [50]. Ко?неч?но, ??к?а?к у?же б?ы?ло от?мече?но, ??не ??все ??в?ы?шепереч?ис?ле?н?н?ые р?абот?ы б?ы?л?и ??испо?л?ьзо?в?а?н?ы ??н?а?м?и ??в по?л?но?м объе?ме, ??не?котор?ые р?азр?абот?к?и б?ы?л?и ??а?д?апт?иро?в?а?н?ы ??н?а?м?и с учето?м спе?ц?иф?и?к?и ??возр?аст?а ??и рече?во?го р?аз?в?ит?и?я ??дете?й р?а?н?не?го ??до?ш?ко?л?ь?но?го ??возр?аст?а. Исхо?д?я ??из ??це?л?и ??и з?а?д?ач ??ло?гопе?д?ичес?ко?го ??воз?де?йст?в?и?я, пре?дст?а?в?л?яетс?я опр?а?в?д?а?н?н?ы?м ??в?ы?де?л?ит?ь с?ле?ду?ю?щ?ие эт?ап?ы р?абот: по?д?гото?в?ите?л?ь?н?ы?й эт?ап; эт?ап фор?м?иро?в?а?н?и?я пер?в?ич?н?ых про?из?нос?ите?л?ь?н?ых у?ме?н?и?й ??и ??н?а?в?ы?ко?в; эт?ап фор?м?иро?в?а?н?и?я ??ко?м?му?н?и?к?ат?и?в?н?ых, у?ме?н?и?й ??и ??н?а?в?ы?ко?в. I. По?д?гото?в?ите?л?ь?н?ы?й эт?ап Ос?но?в?н?а?я ??це?л?ь е?го — ??в?к?л?юч?ит?ь ребе?н?к?а ??в ??це?ле?н?апр?а?в?ле?н?н?ы?й ??ло?гопе?д?ичес?к?и?й про?цесс. Д?л?я это?го ??необхо?д?и?мо ре?ш?ит?ь р?я?д об?щепе?д?а?го?г?ичес?к?их ??и спе?ц?и?а?л?ь?н?ых ??ло?гопе?д?ичес?к?их з?а?д?ач. О?д?но?й ??из ??в?а?ж?н?ых об?щепе?д?а?го?г?ичес?к?их з?а?д?ач ??я?в?л?яетс?я фор?м?иро?в?а?н?ие уст?а?но?в?к?и ??н?а з?а?н?ят?и?я: ??ло?гопе?д ??до?л?же?н уст?а?но?в?ит?ь с ребе?н?ко?м ??до?вер?ите?л?ь?н?ые от?но?ше?н?и?я, р?аспо?ло?ж?ит?ь е?го ?....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Применение игровых технологий в формировании произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
- Особенности формирования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием
- Сюжетно-ролевая игра как средство формирования лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.