- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Возможности нравственного развития умственно отсталых дошкольников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003864 |
Тема: | Возможности нравственного развития умственно отсталых дошкольников |
Содержание
Оглавление ВВЕДЕНИЕ 2 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СМЫСЛА ПОСТУПКА ДОШКОЛЬНИКАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 4 1.1 Понятия «нравственность», «поступок» в современной педагогике и психологии 4 1.2 Развитие нравственности в онтогенезе 10 1.3 Возможности нравственного развития умственно отсталых дошкольников 14 Выводы по первой главе 19 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СМЫСЛА ПОСТУПКА ДОШКОЛЬНИКАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 21 2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента по изучению понимания нравственного смысла поступка дошкольниками с умственной отсталостью 21 2.2 Анализ результатов исследования понимания нравственного смысла поступка дошкольниками с умственной отсталостью 27 Выводы по второй главе 41 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ 43 3.1 Организация формирующего эксперимента по развитию нравственной сферы умственно отсталых дошкольников 43 3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 49 Выводы по третьей главе 54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59 ВВЕДЕНИЕ С древних времен человечество заинтересовано в проблеме нравственного воспитания. Одной из наиболее значимых задач педагогики всегда было и остается нравственное воспитание подрастающего поколения. Сложно найти такую сферу деятельности, от которой бы так немало зависело, как от нравственного воспитания. Ведь это процесс передачи жизненного опыта, идеологических ценностей старших поколений младшим, в процессе которого совершается формирование их готовности к труду, жизни, выполнению функций гражданина и патриота, это процесс раскрытия в каждой формирующейся личности ее подлинно человеческих качеств и творческих способностей и обращение их на пользу обществу, коллективу, окружающим людям. Огромный вклад в развитие идей нравственного воспитания внесли П.Н. Енгалычев, А.Г. Ободовский, В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский и др. Особенный вклад в исследование и разработку проблем нравственного воспитания детей с умственной отсталостью внесли отечественные исследователи, такие как A.C. Белкин, JI.C. Выготский, Г.М. Дульнев, М.И. Кузьмицкая, В.Ф. Мачихина, Н.Г. Морозова, Б.П. Пузанов, В.Н. Синев, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева и др. На сегодняшний день общество заинтересовано в том, чтобы его граждане вежливо общались с окружающими, проявляли внимание, заботу и доброту, справедливость и отзывчивость, имели представление о долге, чести и совести, о товариществе и дружбе, о нормах и правилах поведения в обществе. По этой причине тема работы очень актуальна в настоящее время. Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель выпускной квалификационной работы: выявление возрастной динамики понимания нравственного смысла поступка детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью. Объектом исследования является нравственное развитие детей дошкольного возраста. Предмет - особенности формирования когнитивного компонента нравственной сферы умственно отсталых дошкольников. При исследовании была выдвинута гипотеза: для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью характерны такие особенности нравственного развития, как несформированность представлений о нравственных нормах и ценностях, регулирующих поступки человека, что становится для них препятствием в понимании нравственного смысла поступков и действий людей и обусловливает трудности социализации дошкольников. Специально организованная коррекционно-развивающая работа по формированию понимания нравственного смысла поступка у дошкольников с умственной отсталостью должна проводиться средствами детских видов деятельности (игры, рисования, конструирования) с учетом их символико-моделирующего характера и роли слова, фиксирующего формируемые эталонные образы и смыслы. Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач: 1. Провести теоретический анализ проблемы нравственного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью; 2. Выявить возрастную динамику понимания нравственного смысла поступка у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в сравнении с детьми с нормативным развитием; 3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на формирование понимания нравственного смысла поступка у дошкольников с умственной отсталостью; 4. Определить эффективность реализованного комплекса коррекционно-развивающих мероприятий. Для решения поставленных задач нами использовалась совокупность методов исследования: теоретический анализ литературы по поставленной проблеме, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СМЫСЛА ПОСТУПКА ДОШКОЛЬНИКАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 1.1 Понятия «нравственность», «поступок» в современной педагогике и психологии Значимую роль в ходе становления личности имеет формирование ее нравственности. Именно она обусловливает способность человека принимать на себя ответственность за свои поступки. Понятие «нравственность» в кратком словаре по философии приравнено к понятию «мораль». Она интерпретируется как принципы, нормы и правила поведения человека, а также само человеческое поведение, суждения, чувства, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым [12]. Понятие нравственности философы разных веков толковали по-разному. О нравственном человеке в трудах Аристотеля еще в древней Греции говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [2]. В. И. Даль толковал мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека. Он полагал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человек с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [22]. Со временем определения «нравственности» менялись. С.И. Ожегов считает, что нравственность определяется внутренними, духовными качествами, которыми руководствуется человек, этическими нормами, правилами поведения, определяемыми этими качествами [18]. Имеются различные определения нравственности у многих авторов. Л.А. Григорович определяет нравственность как личностную характеристику, связывающую такие свойства и качества, как порядочность, доброта, коллективизм, дисциплинированность [8]. И.С. Макаренко считал, что нравственность – это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения, которые находят выражение в отношении к Родине, обществу коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда [15]. Сведения о нравственности усваиваются детьми, если они ощущаются ими как ценность, то есть становятся личностно значимыми. Нравственная ценность поступка будет выше тогда, когда труднее препятствие и когда успешнее оно преодолевается, когда больше человек проявит воли, настойчивости, умения, чтобы выполнить веления нравственного долга и совести. Понятие нравственности в педагогической науке определяется совокупностью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность; состояние взаимосочувствия со всем миром, но, прежде всего со всем народом [19]. Понятие «нравственность» также отражает современная педагогика. Г.М. Коджаспиров и А.Ю. Коджаспирова в своем словаре по педагогике дают следующее определение данному понятию: во - первых, нравственность – это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; во - вторых, система внутренних прав человека, в основе которой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь» [11]. Психологические исследования современных факторов нравственности личности показывают, что на становление нравственности ребенка подлинно существенное воздействие оказывают специфика организации учебной деятельности и нравственно-этические нормы окружающих взрослых. Именно поэтому воспитание нравственной личности является задачей образовательных учреждений, таким образом, является социальным заказом для психолого-педагогической науки, обеспечивающей методологическую основу работы педагогов [1]. Современные концепции нравственного воспитания распределены в рамках функционального подхода, выдвигая одну из сторон психики: нравственные суждения, потребности, качества личности. Нравственное воспитание рассматривается в рамках социализации личности, без разделения его от правовой, моральной регуляции. Все же не до конца изученными остаются пока проблемы критериев периодизации и закономерностей данного воспитания, связи в становлении различных компонентов нравственности и личностного развития в целом, индивидуально-личностные особенности данного феномена, этническая специфика становления нравственности [1]. Понятие «поступок» в психологическом словаре определяется как осмысленное действие, которое оценивается как акт нравственного самоопределения человека, утверждающего себя как личность в личном отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом [17]. Поступок — важнейшая единица социального поведения. Именно в поступке обнаруживается и складывается личность человека. Поступок является сознательным действием, совершенным человеком исходя из определенных убеждений, ценностей или нравственных норм. Первые этические оценки начинают усваиваться в дошкольном возрасте, на основании которых происходит разделение детьми всех поступков на хорошие и плохие [14]. Воздействие личности, социальное значение которого ею самой понятно называется поступком. Положительные поступки являются результатом нравственного воспитания и правильного руководства. Моральный уровень направленности личности определяют поступки. Тем не менее, самооценка поступка и оценка его другими могут не совпадать, становясь причиной трагического или комического. Разными людьми и в разное время оценка поступка тоже различна. Поступок определяется элементом нормативного поведения. Совершая нравственный поступок, соответствующий образцу, ребенок ждет от взрослого положительной оценки, так как одобрение взрослого подкрепляет притязания ребенка на признание. В надежде на одобрение со стороны окружающих ребенок может быть ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства. Полагаясь на оценку со стороны взрослого по поводу того или иного поступка, ребенок по сути находится только на первом этапе нравственного развития. На этом этапе у него могут возникать демонстративные формы поведения, когда ребенок использует любые средства, чтобы заслужить одобрение взрослых. При оценивании поступков ребенка взрослый с помощью положительной оценки акцентирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - ломает негативный способ. Результативность влияния оценки на нравственное развитие ребенка напрямую зависит от умения педагога, родителей оказать оценочное воздействие. Г. Мюррей определил поступок как, во-первых, сложную, имеющую начало и окончание единицу поведения с некими важными последствиями для индивида и других людей; во-вторых, решительное, активное действие человека в сложных обстоятельствах; в-третьих, как намеренное действие человека [9]. Л. С. Выготский трактовал «поступок» как личностную форму поведения, которая возникает благодаря воспитанию самосознания в подростковом возрасте. Он считает, что автоматизмы, рефлексы, баллистические движения, действия - импульсивные, привычные, гетерономичные (выполняемые по приказу, служебной инструкции, внешним требованиям, согласно предписанной роли) поступками не являются. Поступок включает в себя творческий акт выбора целей и средств поведения, зачастую вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. Поступок определяется как личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие), направленное на разрешение конфликта [17]. Согласно М. М. Бахтину, поступок имеет некоторые обязательные свойства: аксиологичность (нетехничность), ответственность, единственность, событийность [17]. Внутренний план действия предшествует реализации поступка. В этом действии представлено умышленно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. Поступок может быть выражен действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в действии, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка необходимо обязательно учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме [21]. Вся нравственная деятельность человека складывается из его поступков, которые синтезируют в себе внешние, материально-вещественные его компоненты и внутренние, духовно-личностные, а также сами имеют сложную структуру, элементы которой также оказывают воздействие на их объективную нравственную ценность. Обычно обыденное моральное сознание не затрудняется при вынесении моральной оценки того или иного поступка, но при столкновении различных оценок и необходимости их обосновать для обыденного сознания начинаются непреодолимые трудности. Неспособность морального сознания обосновать собственную моральную оценку с точки зрения ее объективности и истинности вынуждает согласиться, что моральные оценки - это дело субъективного вкуса, симпатий и антипатий, что, безусловно, снижает их авторитет и значение в жизни человека. Вообще человеческий поступок - это целенаправленный и совершенный сознательно акт общественно важного поведения. Как известно, действия могут совершать и животные, а вот поступки – это исключительно человеческая область деятельности. Для наилучшего понимания природы нравственного поступка можно разделить все человеческие действия на действия-операции и действия-поступки. Действия-операции означают действия, взятые в их внешнем проявлении безотносительно к их значению, а действия-поступки - мотивированные и совершенные сознательно социально значимые действия. Для нравственной оценки поступка, то есть установления его нравственного качества, важна не только его внешняя, операционная сторона, но и именно ценностно-содержательная характеристика действия. При этом оценка должна охватывать поступок в его единстве, целостности внешних и внутренних составляющих, учитывая условия его совершения. Иначе она только случайно может оказаться справедливой, соответствующей действительной нравственной ценности поступка. Нормы и правила, относящиеся к области нравственности, обязательного характера не имеют и их соблюдение практически зависит от самой личности. Соблюдение моральных норм и правил основывается на не принуждении, а в первую очередь на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил, и необходимости их соблюдения [27]. Структуру нравственного сознания составляют знания, представления о моральных нормах общества, положительная их оценка, принятие их, стремление им следовать, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни. Таким образом, существуют различные взгляды и подходы к определению понятий «нравственность», «поступок». Нравственность – это совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность; состояние взаимосочувствия со всем миром, но, прежде всего со всем народом. Поступок - осознанное действие, которое оценивается как акт нравственного самоопределения человека, утверждающего себя как личность в личном отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Для нравственной оценки поступка, то есть установления его нравственного качества, значима не только его внешняя, операционная сторона, но и собственно ценностно-содержательная характеристика действия. При этом оценка должна охватывать поступок в его единстве, целостности внешних и внутренних составляющих, учитывая условия его совершения. Иначе она только случайно может оказаться справедливой, соответствующей действительной нравственной ценности поступка. 1.2 Развитие нравственности в онтогенезе Вопросы определения общих закономерностей нравственного развития человека в онтогенезе, выявления возрастных периодов и стадий этого развития, исследования факторов и средств, способствующих ему, являются основными аспектами проблемы нравственного развития. Кольберг утверждает, что нравственное развитие ребенка тесно связано с интеллектуальным развитием. На самом деле, ребенок должен достичь определенного интеллектуального уровня, чтобы он мог выносить какие-либо моральные суждения. Кольберг выделил три уровня нравственного развития ребенка: преднравственный, конвенциональный, постконвенциональный [28]. На преднравственном уровне (4-10 лет) детские поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей не слишком принимается в расчет. Эта стадия делится на два этапа: на раннем этапе суждение выносится в зависимости от вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок. На более позднем этапе суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь. На конвенциональном уровне (10-13 лет) нравственная позиция ребенка не сформирована, и он предпочитает ориентироваться на принципы других людей. Поначалу его суждения основываются на том, получит ли его поступок одобрение людей или нет. Ближе к двенадцати-тринадцати годам суждения ребенка начинают выноситься в соответствии с установленным порядком, уважением к существующим порядкам. На постконвенциональном уровне (от 13 лет) считается, что только с тринадцатилетнего возраста у ребенка начинает развиваться истинная нравственность. То есть, у подростка появляются свои собственные критерии, согласно которым он может судить о своем поведении или поведении окружающих [28]. В дальнейшем Кольберг исключил из своей классификации постконвенциональный уровень, поскольку критики сочли ее чересчур «эгалитаристской» и носящей на себе слишком очевидную печать западной культуры. Отличительной особенностью отечественных разработок в сфере нравственного развития является то, что почти каждое из них подтверждало социальную и культурную обусловленность процессов нравственного развития (С. Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, П.П. Блонский, Б.Г. Ананьев, В.В. Зеньковский, С.Г. Якобсон, Г.И. Морева, Б.С. Братусь, С.Ф. Анисимов, И.С. Кон, Е.В. Субботский, А.В. Запорожец и др.). Отечественные психологи считают, что нравственное развитие осуществляется в рамках общего процесса социализации. Общий подход к изучению процесса нравственного развития личности в онтогенезе основывается на учете смены последовательных стадий нравственного развития ребенка. На каждом возрастном этапе представлены различные уровни сформированности представлений о нравственных нормах и способах поведения, социальных взаимоотношений и нравственных качествах людей [23]. Г.Ф. Гаврилычева о отмечает, что в процессе обучения изменяется содержание чувств дошкольника и происходит их дальнейшее развитие в плане все большей осознанности, сдержанности, устойчивости [7]. Нравственная сфера личности развивается постепенно через возрастание произвольной и сознательной саморегуляции поведения индивида с опорой на нравственные нормы и идеалы. На ранних этапах онтогенеза в нравственном развитии преобладают внешние факторы воспитания и контроля, которые по мере развития морального сознания и самосознания индивида переходят во внутренний план личности, регулируя ее социальное поведение. Три последовательных этапа морального развития ребенка выделил В.В. Зеньковский. Первый этап (1 - 5-6 лет) характеризуется моральным сознанием, которое определяется через влияние среды, окружающих людей, традиций и обычаев, господствующих в его семье. Моральное сознание на этом этапе проявляется как непосредственная оценка, моральное чувство или переживание. Именно тут происходит соединение средовых влияний и врожденных нравственных «установок на нравственный смысл». Эти установки позволяют ребенку рассматривать свой собственный опыт с точки зрения нравственности. Второй этап (5-6 - 12-13 лет) отмечен существованием внутренних и внешних нравственных оценок, а также большее значение приобретает собственный нравственный опыт. На третьем этапе (12-13-16-18 лет) моральное сознание развивается в сторону автономной морали, когда подросток действует, не опираясь на какой-либо устойчивый закон, а только на свои чувства и желания, свой собственный опыт. На последней стадии развития нравственного сознания (с 16-18 лет), характерной для уже взрослого человека, функционирует «автономная мораль». Таким образом, В.В. Зеньковский считает, что следствием проявления врожденной «установки на смысл» и, одновременно, действий социума является моральное развитие [16]. Н.П. Капустин связывал становление нравственности с развитием мотивационно-познавательной сферы: любознательности (0-4 года); познавательного интереса (5-7 лет); познавательной активности (8-9 лет); познавательной потребности (10-11 лет). Изучая нравственное развитие дошкольников, Е.В. Субботский связывает возникновение первых нравственных мотивов поведения у ребенка с существующим у него стремлением сохранить позитивные отношения со взрослыми. По его мнению, нравственное развитие дошкольника происходит не только за счет усложнения когнитивной сферы, но и за счет интериоризации, «вращивания» внешнего контроля. В своих экспериментальных исследованиях Е.В. Субботский показал, что только 10 % дошкольников могут руководствоваться в своем поведении нравственной нормой без влияния взрослых [26]. Проведенные С.Г. Якобсон и Т.И. Моревой исследования психологических механизмов нравственной регуляции у дошкольников показали, что значительным условием соблюдения ребенком моральных норм считается его способность вообразить себя в будущем, после нарушения норм, оценить свое потенциальное «Я». Мотивом же для исполнения нравственной нормы будет стремление сохранить положительный образ себя (Я-реальное) [30]. В работах Г. А. Горской, М.И. Воловиковой, С.В. Тарасова, Л.И. Божович, И.А. Зайцевой и др. отображено изучение нравственного развития детей младшего школьного возраста. Данные исследователи считают, что процесс формирования морально-оценочных суждений младших школьников включает уровень развития осознания и принятия нравственных норм, когнитивное понимание нравственного аспекта действия или отношения, умение воссоздать мотивы оценок и действий людей, оценку возможных альтернатив морального выбора и их последствий. В работах И.С. Кона, Л.И Запорожец, Е.Б. Редькиной, В.А. Мартынова, Д.И. Фельдштейна, В.И. Чудновского, Л.И. Божович и др. рассмотрены особенности нравственного развития подростков. Подростковый возраст связан с формированием самосознания, устойчивой Я - концепции, с развертыванием процесса психологического самоопределения, возникновением рефлексии собственного поведения. Также в подростковом возрасте оформляются нравственные и гражданские качества личности, основы нравственного мировоззрения. По мнению Д.И. Фельдштейна, именно в подростковом возрасте интенсивно формируются нравственные убеждения и идеалы. Д.И. Фельдштейном были выделены три уровня процесса развития подростка и становления нравственной сферы личности. На первом уровне «локально-капризном» доминируют ситуативно обусловленные эмоции и мотивы (10-11 лет), появляется потребность участвовать в деятельности наряду со взрослыми, мотив деятельности на пользу другим людям. На втором «правозначном» уровне появляется потребность в общественном признании с опорой на собственные возможности и способности (12-13 лет). На третьем уровне «утверждающе-действенном» подросток способен применить свои способности во взрослом мире (14-15 лет) [13]. Л.И. Божович выделяет в подростковом возрасте проявление нового уровня развития нравственного самосознания, а также потребности осознать себя как личность и индивидуальность [4]. И. С. Кон считает, что в подростковом возрасте происходит переход от «внешнего» регулирования поведения к саморегуляции, самоконтролю и самоуправлению [29]. Таким образом, вопросом развития нравственности в онтогенезе занимались такие ученые, как В.В. Зеньковский, Н.П. Капустин, Е.В. Субботский, Г.А. Горская, М.И. Воловикова, С.В. Тарасов, Л.И. Божович, И.А. Зайцева, И.С. Кон, Л.И Запорожец, Е.Б. Редькина, В.А. Мартынов, Д.И. Фельдштейн, В.И. Чудновский, Л.И. Божович и др. Исследователи считают, что общий подход к изучению процесса нравственного развития личности в онтогенезе основывается на учете смены последовательных стадий нравственного развития ребенка. На каждом возрастном этапе представлены различные уровни сформированности представлений о нравственных нормах и способах поведения, социальных взаимоотношений и нравственных качествах людей. 1.3 Возможности нравственного развития умственно отсталых дошкольников Нравственное развитие всегда предполагает сознательное регулирование человеком своего поведения. Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Поэтому вопросы формирования мировоззрения, самосознания, самостоятельности и нравственности имеют большое значение в воспитании личности [5]. К числу наименее разработанных относится проблема нравственного воспитания умственно отсталого ребенка. На данную проблему обратили внимание сразу после того, как эту категорию начали выделять из всей массы детей с аномалиями в развитии. Зарубежные дефектологи наблюдали за жизнью умственно отсталых детей в специальных больницах и приютах, за их повседневной деятельностью. Подчеркивая огромную недостаточность нравственного развития этих детей, они делали вывод о том, что именно эта особенность характеризует сущность умственной отсталости. Данное мнение отображено в литературных источниках, написанных ведущими психологами, занимавшимися данной проблемой. Умственно отсталые дети со характерной им неразвитостью мыслительных операций, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей относительно поздно начинают ориентироваться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. В дошкольном возрасте носят довольно поверхностный характер их представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Они познают принципы нравственности от родителей, педагогов - дефектологов, но очень редко могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими в непривычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Именно поэтому и получается, что дети с умственной отсталостью по своему незнанию, либо по неустойчивости нравственных понятий поддаются дурным воздействиям и делают ошибочные действия. Для этого существует ряд причин. В определенных странах подготовка детей с умственной отсталостью не является обязательной. В остальных эта подготовка может быть осуществлена лишь состоятельными родителями. В данных условиях дети, не имеющие обучения и трудовой подготовки, зачастую составляют основной процент правонарушителей. Преступные элементы, воспользовавшись интеллектуальной и личностной незрелостью умственно отсталых детей, превращают их в исполнителей своих противозаконных планов. Подобного рода преступные организации, которые используют в своих целях детей и калек были описаны еще Ч. Диккенсом и Б. Брехтом. Несмотря на то, авторы не акцентировали внимание на интеллектуальной неполноценности привлеченных в эти организации детей, несомненно, они составляют там большой процент [24]. Со временем накапливался сопоставимый материал, определяющий формирование нравственного поведения у детей с нормальным интеллектуальным развитием и детей с умственной отсталостью. Было обнаружено, что у нормально развивающегося ребенка формирование нравственности происходит в процессе ведущей для него деятельности - предметно-практической, осуществляемой вместе со взрослым, и в процессе игровой деятельности. Огромную роль при этом играет речевая регуляция поведения. У умственно отсталых детей вербальная регуляция выполняемых действий формируется существенно позже и с значительными отклонениями. Им необходима направляющая помощь взрослого [25]. Для дошкольников с умственной отсталостью свойственными считаются такие проявления, как безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, слабая мотивация. Данные особенности личности проявляются в учебной и трудовой деятельности. Зачастую они действуют в соответствии с неожиданно возникающими желаниями. О том, что огромное количество интеллектуально неразвитых и вообще психически неполноценных детей оказывается в числе правонарушителей, можно узнать и из сухих сводок, публикующихся в средствах массовой информации [20]. Из таких фактов отдельные авторы делали ошибочные заключения об особой нравственной дефективности доли умственно отсталых детей, т.е. об их врожденной предрасположенности к антисоциальному поведению. Это абсолютно ошибочные убеждения. Никакие мозговые заболевания не могут стать причиной возникновения антисоциальных склонностей. Ребенок, под влиянием тяжелой болезни не соблюдающий принципы социального режима, действует так потому, что болезнь вынуждает его действовать именно наперекор правилам общественного порядка. Не заболевание является причиной антисоциальных действий умственно отсталых детей, а среда, в которой живет и развивается ребенок. Живущие и воспитывающиеся в специализированных интернатах умственно отсталые дети, получают необходимое общее образование и подготовку к трудовой деятельности. Следствием этого являются положительное развитие личности подавляющего большинства умственно отсталых детей. После окончания вспомогательных школ дети оказываются в основном нравственном отношении положительно развитыми людьми. Однако, не следует думать, что это происходит само собой, потому что дети становятся старше и разумнее [10]. В благоприятных социальных условиях правильное воспитание и обучение умственно отсталых детей дает возможность сформировать у них правильное мировоззрение и сделать его достаточно устойчивым. Педагоги имеют все шансы добиться того, чтобы убеждения детей соответствовали по содержанию основным общепризнанным меркам социальной нравственности, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах ограниченность. Л. С. Выготский указывал, что олигофрения или неверное формирование нравственных качеств характера и других высших психических функций довольно частое, но необязательное вторичное осложнение при умственной отсталости. Таким образом, для того, чтобы по возможности избежать этого осложнения, необходимо проводить специальные мероприятия, вести кропотливую специальную работу. Адекватное формирование личности детей, их нравственных установок в специализированных учреждениях является результатом интенсивной и вдумчивой педагогической работы педагогов и психологов этих учреждений [6]. Формирование у детей с интеллектуальным нарушением высших культурных потребностей - одна из сложных, однако значимых задач. Следует сказать, что данная задача возникает и при воспитании психически полноценных детей. Чтобы эти нормы и представления нашли опору в личных духовных потребностях ребенка, необходимо, чтобы прививаемые взрослыми нравственные нормы и представления стали подлинными, прочными убеждениями. Усвоение нравственных установок дошкольников может быть достигнуто за счет вербальных объяснений, ознакомления с эмоционально воздействующими произведениями искусства и т.п. Когда речь идет об умственно отсталых детях, подобные пути наименее продуктивны. Значительно труднее формировать и воспитывать нравственные установки умственно отсталого ребенка. В этом случае необходима затрата большего времени и труда. Сложности их воспитания обусловлены не только недоразвитием мышления, однако и дисгармоническим ростом потребностей [25]. При нормальном развитии личности здорового ребенка его потребности в условиях правильного воспитания растут и усложняются и все более «очеловечиваются» элементарные органические потребности, но формируются и усложняются культурные специфические человеческие потребности. Наиболее сложные человеческие потребности, формируемые в специализированных учреждениях, следующие: потребность в положительной оценке взрослого, в уважении со стороны сверстников, в полезном обществу труде, самоуважении, т.е. в переживании своей деятельности как соответствующей принятым нравственным нормам и установкам. В исследовании психолога Л И Божович представлена непростая иерархия потребностей нормально развивающегося ребенка. По-другому обстоит проблема с развитием высших потребностей у умственно отсталых детей. Один из классиков олигофренопедагогики – Э. Сеген писал, что умственно отсталый ребенок, не прошедший специальное обучение и воспитание, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». При этом он придавал самое важное значение последнему, т.е. отсутствию каких-либо стремлений, потребностей. Он считал, что умственно отсталый ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений. Характеризуя облик умственно отсталых детей, профессор Л. В. Занков также обращает внимание на то, что у многих из них чрезвычайно недостаточно развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности [24]. Слабость побуждений умственно отсталых дете....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: