VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экскурсия в экологическом воспитании младших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W010986
Тема: Экскурсия в экологическом воспитании младших школьников
Содержание
     Тема: Экскурсия в экологическом воспитании младших школьников
Содержание:

Введение	3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей экологического воспитания младших школьников	7
1.1.	Понятие и сущность экологического воспитания детей младшего школьного возраста	7
1.2.	Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников	………………………………………………………………………………13
Глава 2. Методика организации экскурсий по экологической тропе	18
Заключение	31
Список используемых источников	33




Введение
     
     Среди основных тенденций цивилизованного развития общества особое внимание уделяется воспитанию у подрастающего поколения чувства ответственности за окружающую среду, за улучшение ее состояния. Происходит постоянный поиск концептуальных решений по конструктивному и плодотворному взаимодействию внутри системы «Человек-Общество-Природа».
     В связи с вышесказанным становится актуальной проблема выполнения комплекса мероприятий по дальнейшему развитию системы экологического воспитания населения. Это направление воспитания является одним из приоритетных направлений государственной политики. По данному вопросу подписан Указ Президента Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принята Национальная стратегия экологического образования РФ. Кроме того, пункты относительно указанного образовательного направления включает закон РФ «Об образовании». Эту насущную задачу можно решить лишь при условии, что предварительно будет установлено перспективное направление воспитания для формирования базиса личностной экологической культуры. Причем это надо выполнить еще в младшем школьном возрасте.
     Вопрос экологического воспитания младших школьников на сегодняшний день весьма актуален. Существующие сегодня противоречия между обществом и природой имеют стойкую тенденцию к углублению. Это нарушает работу саморегулирующихся механизмов биосферы, экологический кризис становится все серьезнее. Как итог, дальнейшее существование общества по многим показателям зависит от быстрого решения проблемы развития и дальнейшего совершенствования экологических потребностей человечества. Экологические потребности – центр регулирования взаимодействия человека и природы. Они (потребности) выполняют важные функции не только в изменении характера отношений между обществом и природой, но и являются серьезным фактором при формировании личностной экологической культуры на протяжении всего периода экологического воспитания и в дальнейшей жизни индивида. 
     Современный уровень развития общества характеризуется углублением экологического кризиса, причем в глобальных масштабах. Это вызывает потребность немедленно оптимизировать отношения человеческого общества и природы. Необходим комплексный подход с точки зрения взаимодействия научных разработок и практического внедрения. Качественно новое состояние окружающей природы во многом зависит от уровня знаний населения в области экологии. Экологическое направление в воспитании представляет собой своеобразный пусковой механизм для регулирования отношений между человечеством и окружающей средой, а, следовательно, является весьма актуальным для решения животрепещущих экологических проблем.
     Современные подходы к организации экологической работы с детьми младшего школьного возраста основываются на предоставлении детям максимальных возможностей для организации непосредственных контактов ребенка с миром природы. Именно поэтому особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий младшие школьники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.
     В научно-педагогической и методической литературе рассматривались различные аспекты в формировании у учащихся экологической культуры: 
     - содержательная суть раскрывается в работах Н. М. Верзилина, ИД. Зверева, ИН. Пономаревой, Н. А. Рыкова и др.
     - нравственное воспитание во взаимосвязи его с природой рассматривается в работах С. А. Карпеева, И.С. Матрусова, В. М. Сенкевич и др.
     - эстетическое воспитание как одна из сторон экологической культуры изучалось Е. А. Елизовой, А. И. Самарцевым и др.
     О различных аспектах общего экологического образования учащихся различных возрастных категорий писали такие ученые, как А. А. Вахрушев, Н. М. Верзилин, А. А. Плешаков, Н. А. Рыков, И. Т. Суравегина, Д. И. Трайтак и др.
     Однако, большая часть исследований ориентирована, в основном, на старший и средний школьный возраст. Между тем, вопрос экологического образования и воспитания младших школьников остается все еще мало разработанным. Как не до конца раскрыта и роль экскурсий в экологическом воспитании младших школьников.
     Отсюда вытекает проблема – какова роль экскурсий в экологическом воспитании младших школьников?
     Объект исследования – экологическое воспитание.
     Предмет – экскурсия как средство экологического воспитания младших школьников.
     Цель исследования –  рассмотреть роль экскурсия в экологическом воспитании младших школьников.
     В качестве исходной гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что экологическая тропа как вид экскурсии в природу существенно влияют на формирование экологической культуры младших школьников.
     Задачи:
     1.	раскрыть понятие и сущность экологического воспитания детей младшего школьного возраста;
     2.	описать экскурсию как форму экологического воспитания младших школьников; 
     3. охарактеризовать методику организации экскурсий по экологической тропе.
     Методы исследования: анализ и синтез научной литературы, метод сравнения.
     В качестве методологических ориентиров исследования использованы: учение о биосфере и ноосфере В. И. Вернадского, теория непрерывного экологического образования (А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, С. Н. Глазачев, З. А. Клепинина, А. А. Плешаков, И. Н. Пономарева, Л. П. Симонова, И. Т. Суравегина и др.)
     Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты исследования позволят педагогам и родителям в достаточном объеме осуществить экологическое воспитание детей младшего школьного возраста. Кроме того, полученные данные могут использоваться при подготовке лекций по педагогике. 
     Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей экологического воспитания младших школьников

1.1. Понятие и сущность экологического воспитания детей младшего школьного возраста
     
     Экологическое образование подразумевает непрерывность процесса саморазвития и развития личности, направленного на приобретение специальных знаний по охране окружающей среды [15, с. 26]. Современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения и воспитания личности ребенка, направленный на формирование комплекса практических и научных знаний, навыков, деятельности, ценностных ориентаций, поведения. Все перечисленное в комплексе обеспечивает ответственность человека за окружающую социоприродную среду и состояние собственного здоровья [25, с. 12]. Перед экологическим образованием стоит цель по формированию экологических знаний на основе анализа опыта позитивного взаимодействия человека и природы. Важным компонентом экологического образования является экологическое воспитание. Это процесс, направленный на формирования эмоционально-нравственного, гуманного, бережного отношения к окружающей природе [20, с. 15].
     Основные задачи, цели, принципы, а также направления экологического воспитания населения определены в государственной национальной стратегии экологического воспитания. В указанном документе основное внимание уделяется экологическому воспитанию, как инструменту, помогающему формированию у граждан подробного представления о биологических и физических компонентах окружающей среды [4, с. 11]. Кроме того, экологическое воспитание призвано изменить понимание человечеством социально-экономической обстановки и проблем, которые неизбежно появляются на пути общественного развития. Люди воспринимают информацию и учатся жить в соответствии с новыми этическими и экологическими нормами, изменяют образ жизни, который соответствует основным принципам устойчивого развития [17, с. 27].
     Сейчас в российской системе воспитания происходят значительные изменения. Они связаны с модернизацией сути воспитания и с развитием новейших педагогических компетенций. При этом экологическое воспитание представляет собой самый динамичный по развитию компонент воспитания в целом. Данный компонент в мировой педагогической практике рассматривается в качестве важнейшего пункта на пути преодоления кризиса устойчивого развития. Появляется возможность обнаружить новые направления и условия экологического воспитания [13, с. 103].
     Основной стратегической составляющей развития современного мира является ноосферогенез. Понятие «ноосфера» определяет новый этап в развитии общества, с наступлением которого сознательная разумная деятельность становится ведущей в развитии биосферы. По этой причине методологические основы концепции устойчивого развития и системный подход к экологической безопасности человечества имеют неоценимое значение. Большой вклад в научное обоснование этой концепции внесли отечественные ученые В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерс. В качестве одного из элементов ноосферогенеза они рассматривают потребность в масштабной образованности людей. Кроме того, должна состояться экологизация воспитания и образования, существует необходимость в развитии «общепланетарной системы экологических знаний» [22, с. 28].
     В настоящее время требуется расширение масштабов и углубление экологического содержания современного воспитания. Этими требованиями обусловлена высокая социально-педагогическая значимость научного анализа и всестороннее обоснование направлений и условий развития экологической подготовки людей в соответствии с экологической концепцией современной цивилизации. Принимаются во внимание и основные тенденции дальнейшей гуманитаризации образования в России [11, с. 80].
     По-новому трактуется понятие «экология». Оно постепенно приобретает глобальный масштаб. Уже сейчас знания по экологии трансформировались в совокупность научных дисциплин. Н.Ф. Реймерс полагает, что современная экология включает более пятидесяти отраслей знаний и в настоящее время происходит экологизация деятельности человека, в том числе его образовательной деятельности [16, с. 51]. 
     Развитие содержания воспитания предполагает существование методологической опоры, которая способна дать определение самому понятию «содержание воспитания». По мнению М.С. Кагана, в процессе проведения научных исследований социальных систем важно подходить к изучаемым объектам как к частям метасистемы. Другими словами, социальные системы следует изучать извне, из среды, в которую эти системы вписаны, и в которой они функционируют [8, с. 103]. По этой причине обоснованным видится методологический подход к решению проблемы реализации современной научной концепции экологии в содержании передового гуманитарного воспитания.
     По сути, идет речь о формировании нового типа биоэтически ориентированного мировоззрения, основа которого – система научно-предметных знаний, которые постоянно обновляются новыми компонентами значимой экологической информации. В понимании законов развития биосферы необходимо достичь максимально возможной ясности. Следует установить особенности взаимодействия различных сфер человеческой деятельности с природой, т.к. сегодня решение одной экологической проблемы порождает новые смежные проблемы в различных процессах экономики, которые воздействуют на устойчивость биосферы [12, с. 117].
     В 90-е годы работа по развитию экологического воспитания в России весьма активизировалась. С той поры были предприняты многочисленные шаги по формированию будущей системы непрерывного экологического воспитания от дошкольных образовательных учреждений до начальных классов общеобразовательной школы, вплоть до системы учреждений по повышению квалификации специалистов [23, с. 27]. В общем виде цель экологического образования определяется как воспитание, или развитие экологических знаний отдельной личности и общества в целом [12, с. 17].
     В 1991 г. в РФ был принят закон «Об охране окружающей природной среды». В соответствии с этим законом введена обязательность преподавания экологических знаний в образовательных заведениях. Этот принцип является одним из важнейших принципов государственной экологической политики РФ.
     Практика показала, что экологическое воспитание будет малоэффективным, если оно базируется только на сообщении детям знаний, инструкций, советов и т.п. Более эффективными решениям по развитию экологического сознания и формированию экологических знаний являются мероприятия, направленные на принципиальное изменение характера отношения человека к природе [8, с. 84]. В нынешних условиях многие психологи и педагоги воспринимают природу как самоценность и некий субъект воспитания. В то же время формальное использование воспитательного потенциала окружающей природы в значительной мере тормозит гуманизацию процесса экологического воспитания и образования. Поэтому на первый план следует выдвинуть задачу создания в образовательных учреждениях условий для разносторонней и вместе с тем целенаправленной деятельности педагогов и детей, которая способствовала бы воспитанию гуманистически ориентированных представителей подрастающего поколения. В рамках учебно-воспитательного процесса данная задача может решаться путем организации гуманистического взаимодействия детей и педагогов с миром природы в процессе экологического воспитания и образования, в структуре целостного педагогического процесса [18, с. 60].
      Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой [24, с. 115].  Экологизация сознания личности рассматривается как изменение его направленности на адекватное отражение состояния внешней среды и ценностных установок в потребностях и деятельности человека, особенно в природоохранной. Подчеркнута необходимость реализации в экологическом образовании принципов целостности, комплексности, системности, междисциплинарности, учета региональной специфики [6, с. 77].
     Исследователи уверены, что основная задача экологического воспитания заключается в формировании у человека представлений об окружающем мире и его месте в этом мире. Экологическое обучение необходимо начинать с самого раннего возраста, усложняя со временем ориентиры и установки, воспитывая экологическую культуру [20, с. 90].
     Концепция экологического воспитания состоит в становлении экологической культуры личности и общества в целом в виде совокупного духовного опыта взаимодействия человека и природы. Весь комплекс указанных мероприятий ведет к формированию столь важной составной части мировоззрения, как экологическое сознание. Различают следующие функции экологического воспитания: воспитательную, развивающую, организующую, прогностическую, просветительскую и т.д. [5, с. 27].
      Воспитательная функция проявляется в формировании у личности нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности совмещается с чувством восхищения реальным миром, что приводит детей к активной деятельности по отношению к охране окружающей среды. Так, например, могут проводиться мониторинговые исследования по изучению и сохранению природного наследия, в которые активно включены дошкольники, ученики школ и студенты вузов. 
     Развивающая функция экологического сознания реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления. 
     Просветительская функция помогает детям осознать природу как среду обитания человека, внушает мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращения нарушения экологического равновесия [4, с. 80].
     Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности. В первую очередь она реализуется через содержание занятий экологического цикла [23, с. 48]. 
     Прогностическая функция заключается в умении предсказать возможные последствия тех или иных воздействий человека на природу.
     Формирование этих функций способствует выработке у ребенка активной жизненной позиции по отношению к миру природы.
     Существует тесная взаимосвязь между экологическим сознанием и экологической культурой. Постепенно с изменением мировоззрения человека, находящегося в области экологического сознания, происходит выработка нравственного императива, т.е. особой, экологической системной организации человеческой деятельности и образа жизни, что находится в области культуры [5, с. 21].
     Экологическая культура является частью общечеловеческой культуры. Это система социальных отношений, индивидуальных и общественных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, которые касаются взаимоотношений человека и природы. Экологическая культура обеспечивает гармоничное сосуществование человеческого общества и окружающей природной среды, а также целостность коадаптивного механизма человека и природы, который реализуется на базе отношения человеческого общества к окружающей природной среде и проблемам экологии в целом [19, с. 127].
     Младший школьный возраст представляет собой фундаментальный этап формирования экологических знаний. Это связано с тем, что именно в данный период в ребенке пробуждается огромный интерес к миру природы. Вместе с тем, эмоциональная, особая восприимчивость и существование тесной связи между ребенком и взрослым делает этот путь основополагающим. Процесс познания ребенком диалектических взаимоотношений собственного «Я» и окружающей природы происходит в основном за счет существования у него фундаментальной потребности в новых впечатлениях. Этот факт отмечают многие психологи и педагоги. Среди них Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Н.Е. Веракса, Р.М. Чумичева, Н.Н. Поддъяков и др. [4, с. 81].
     В области разработки теоретических основ экологического образования и воспитания молодого поколения работали многие исследователи (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова и др.). Основную цель экологического воспитания данные авторы видят в том, чтобы заложить основы экологической культуры детей, выработать практические навыки эмоционально-чувственного и гуманно-созидательного взаимодействия с объектами природы. Необходимо сформировать, привить детям базовые ценности по отношению к окружающему миру [14, с. 40].
     В ходе экологического воспитания у ребенка должна быть сформирована целостная картина мира, то есть он должен иметь разнообразные впечатления о предметах окружающего мира, знать некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые), знать характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений, знать правила поведения в природе и соблюдать их, устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями. 
     
1.2. Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников
     
     Экскурсии являются одной из форм организации работы по воспитанию экологической культуры.  На экскурсии ребенок знакомится с различными природными объектами Преимущество экскурсий заключается в том, что они позволяют в естественных условиях познакомить детей с объектами природы, сформировать первичные представления (либо закрепить уже имеющиеся) о растительном и животном  мире, отметить отличительные особенности и взаимосвязи природных явлений. 
     Кроме этого, экскурсии оказывают несоизмеримое влияние на формирование эстетического восприятия, играющего важную роль в воспитании нравственности человека. Красота и величие Природы находят отклик в сердцах детей, вызывая глубокие переживания и оставляя неизгладимые впечатления. Все это способствует формированию бережного отношения к планете, любви к родному краю, чуткому отношению к окружающему миру [21]. 
     Во время экскурсионных занятий развивается наблюдательность и логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, выделять причинно-следственные связи. Формируются и оттачиваются сенсорные способности: дети учатся не только различать цвета и их оттенки, но и расположение в пространстве, знакомятся с многообразием форм, фактур и т.д. Кроме этого, такая форма деятельности дает мощный толчок развитию воображения и творческих способностей.
     Выделяют четыре разновидности экскурсий: природоведческая; экологическая; на сельскохозяйственный объект; эстетического характера. Каждая из них решает свои определенные задачи, но все они объединены единой целью – воспитать любовь к природе и осознанное отношение к ее богатствам.
     Природоведческая экскурсия знакомит детей с многообразием объектов природы и характерными для них особенностями. В рамках экологической экскурсии рассматриваются разнообразные биоценотические связи (например, между условиями обитания живых существ и их состоянием и т.д.). Экскурсия на сельскохозяйственные объекты позволяет детям усвоить понятие о том, как труд человека влияет на природу, каковы результаты такой деятельности, что полезного может сделать человек в результате своей работы, знакомит с основными трудовыми операциями. Детей можно повести на ферму, в ягодник, сад, огород, луг, в поле, оранжерею, рыбное хозяйство. Можно понаблюдать за выпасом скота, сбором урожая, сенокосом, посадкой растений, доением коров и т.д. Эта разновидность экскурсий особенно придется по вкусу маленьким горожанам, которые воочию смогут познакомиться, например, с домашними животными, словно сошедшими со страничек любимых книжек. Экскурсия эстетического характера направлена на раскрытие глубин красоты Природы, развитию умения видеть прекрасное в мелочах, воспитанию культуры чувств детей [25].
     При подготовке учащихся к экскурсии нужно сообщить тему экскурсии, выдать оборудование и предупредить, что взять с собой и как одеться.  Очень важно уже с первых походов в природу, во время экскурсий приучать детей к «правилам поведения во время экскурсии» 
Темы экскурсий могут быть комплексными (одновременно по ботанике, зоологии и краеведению), например – экскурсия на водоём или специальными, например экскурсия «Птицы в городе».
Обычно проводятся обзорные экскурсии, на которых чаще всего рассматривают значительное количество видов, пытаясь широтой охвата изучаемых объектов подтвердить справедливость основных положений темы экскурсии. Вместе с тем экскурсия приобретает монографический характер, т.е. на экскурсии происходит изучение одного модельного объекта. Такая экскурсия заставляет учащихся концентрировать внимание в строгом, точно очертанном направлении. Этим она способствует развитию наблюдательности в большей мере, чем обзорные экскурсии.
     Монографическая экскурсия позволяет за единичными фактами разглядеть общие закономерности функционирования живой природы. Например, объектом изучения на экскурсии «Приспособленность организмом к условиям жизни» может служить одуванчик. На таких экскурсиях кроме качественных особенностей, полезно включить рассмотрение и количественных характеристик изучаемого объекта [3].
     В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба - коричневого, у ивы -зеленовато-желтого. Картина осеннего парка воспринимается ими ярче, полнее, если учитель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. 
     Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством педагога собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в классе. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней [14].
     Значительное место при формировании представлений о сезонных изменениях во время экскурсий отводится наблюдения. Наблюдения ярких картин природы - лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке - затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчетливое восприятие явлений. Не менее важно сделать предметом наблюдений характерные изменения в живой и неживой природе. Основное звено в этой работе - установление признаков сезона (длительность светового дня, температура воздуха, особенности облачности и осадков, и т. д). 
     Внимание детей следует обращать и на факты приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме, приспосабливаются к изменению условий питания, похолоданию, снежному покрову. 
     Значительное место занимает в ходе экскурсии в природу выполнение детьми практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, явлений, которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для дальнейших наблюдений, поделок, оснащения занятий (например, шишки для занятий по математике).
     В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной форме закрепляют усвоенные знания. Так, в лесу проводится игра «Найди дерево по листу», после знакомства с огородными культурами - игра «Узнай по описанию».
     За несколько дней до экскурсии учитель проводит с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.
     Перед экскурсией учитель тщательно продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в классе и какое оборудование в связи с этим надо взять с собой [7]. 
     Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности младшего школьника. В общении с родной природой воспитываются нравственные и эстетические качества учащихся, пробуждаются добрые чувства. 
     

Глава 2. Методика организации экскурсий по экологической тропе
     
     На заре своей юности человечество было частью природы. Оно и сейчас ею остается, хотя и не всегда это признает. Все больше людей живет в городах, где природе отводиться совсем не главное место. Однако, даже суперсовременный человек, окруженный суперсовременной техникой, уже на подсознательном уровне стремиться к природным условиям и ищет им замену. Многие современные дети воспитываются в среде, где крайне затруднено общение с природой. Родители нередко предпочитают посвятить свой выходной семейному походу в торговый центр, кафе, а не в лес или парк, хотя общение с природой - это еще и здоровье. Получается, что «обязанность» общения с природой «переносится» на школу. 
     Работа по экологии очень любима детьми именно потому, что тут они много делают своими руками, сами ищут ответы на волнующие их вопросы. К тому же нередко занятия проводятся на улице или в комнате природы в достаточно свободной форме. Вообще способ изучения природы с помощью не очень-то интересных для детей бесед, ответов на вопросы, описание картин, чтение рассказов очень неоднозначен. Потому, что ребенку гораздо важнее проверить самому, как и почему исчезает лужа, чем прослушать, пусть и самый замечательный рассказ о ней. Хотя учителю, конечно, легче прочитать рассказ или стихи, чем организовать не очень-то безопасное для одежды ребенка наблюдение. Это значит, что знакомство детей с природой, экологическое образование должны базироваться на самых разных видах деятельности [10]. 
     Существует проблема, что «материал» о природе «спускается» сверху, то есть только взрослые определяют, что ребенку надо изучать. Мнение же ребенка учитывается не всегда, ведь его вопрос может не соответствовать задачам программы школы. Еще реже дети получают возможность самостоятельно найти ответы на свои вопросы. А ведь для него так важно не только исследовать камни на занятии под руководством взрослого, но и провести с ними именно те опыты, какие хочется. Интересно смешать в стакане муку, крупу и все остальное, что есть под рукой, и посмотреть, что получится. 
     Проблема гендерного подхода к обучению и воспитанию очень важна и при ознакомлении с природой. Например, нередко диагностика знаний и отношения ребенка к природе основывается на его отношении к комнатным растениям и животным в уголке природы. При этом совершенно не учитывается тот факт, что мальчики менее склонны восхищаться, появившимися цветками и старательно вытирать пыль с листьев тряпочками. Многим из них нужны более активные действия. Мы же предъявляем ко всем детям одинаковые требования: любить комнатные растения, ухаживать за ними и за животными и так далее. Эту проблему можно решить хотя бы частично, предлагая детям выбрать варианты дежурства в уголке природы. Да и на участке школы всегда можно давать задания с учетом психофизиологических особенностей мальчиков и девочек. Главное – воспитать в детях понимание законов природы, любовь и бережное, заботливое отношение к ней. Одним из методов такого воспитания является экологическая тропа [1].
     Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах [3]. 
     Анализируя литературу, мы познакомились с опытом организации работы детей на экологической тропе. Так, заслуживает внимания опыт работы МОУ СОШ №8 ст. Ленинградской, где проводится экологическая тропа на территории школы, знакомящая учащихся с видовым многообразием растений. В опыте ДОУ №159 «Соловушка» г. Тольятти в книге Л.А.Пенькова «Под парусом лето плывет по Земле» экологическая тропа включает в себя ряд объектов растительного и животного происхождения, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы на территории детского сада. 
     В программе «Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду» разработанной В.В.Смирновой, Н.И.Балуевой, Г.М.Парфеновой на базе опыта работы воспитателей ДОУ г. Ломоносова Ленинградской области экологическая тропа считается одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды, так как она позволяет младшему школьнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, получить навыки простейших экологических исследований [21]. 
     Достаточно полные рекомендации по организации троп и работы на них с детьми даны старшим научным сотрудником Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца кандидатом биологических наук Н.А.Рыжовой. 
     Так, Н. А. Рыжова отмечает, что в наши дни экологическое образование является одной из актуальнейших проблем современности. 
     Автор выделяет задачи, которые необходимо решить посредством организации работы на экологической тропе [16]: 
     - раскрыть сущность проблемы экологического образования младших школьников;
     - сформировать у младших школьников знания о природе;
     - развивать сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение;
     - воспитать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
     - сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы;
      -определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.
     Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
     Педагог МОУ СОШ № 115 г. Москва отмечает, что на экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, младшие школьники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
     Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Учащиеся расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы [21].
     Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
     Н. А. Рыжова пишет, что оформление экологической тропы начинается с прокладки на местности маршрута тропы и составления крупномасштабной картосхемы. После изготовления картосхемы на один из экземпляров наносится обозначение всех имеющихся на местности объектов экскурсий. На другом экземпляре карты обозначаются те объекты, которые планируется создать в ходе оборудования тропы. 
     Предварительно инициативная группа совместно с консультантами тщательно обследует маршрут тропы и, в соответствии с конкретными условиями, выявляет места установки информационных досок, экологических знаков и указателей, оборудования обзорных точек, ме.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%