VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экономическая сущность прибылей и убытков.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000917
Тема: Экономическая сущность прибылей и убытков.
Содержание
     ВВЕДЕНИЕ
     
    В условиях стремительного развития рыночной экономики место и роль прибыли в хозяйственном процессе непрерывно растет. Именно она является главным стимулом ведения хозяйственной деятельности предприятиями и обеспечивает интересы всех субъектов, причастных к этой деятельности, а именно: предпринимателей, персонала предприятия и государства. Прибыль выступает не только стимулом хозяйственной деятельности предприятий, но и основным источником развития их деятельности. Таким образом, большую значимость приобретает необходимость разработки рекомендаций по повышению эффективности формирования, распределения прибыли и ее максимизации.
    Учет прибылей и убытков имеет первостепенное значение для бухгалтерии организации. Эта система призвана обеспечить прозрачность и достоверность данных о поступающих на предприятие и расходуемых им средствах. Точность такой информации позволяет своевременно планировать производство, производить расчеты по текущим контрактам, равномерно и в срок выплачивать сотрудникам зарплату. Специалисты бухгалтерии любой организации, ведущие учет прибыли и убытков, несут большую ответственность за надлежащее и добросовестное исполнение своих рабочих обязанностей. Учет прибылей и убытков является важнейшей задачей бухгалтерского учета при расчете финансового результата деятельности предприятия.
    Прибыль является одним из основных показателей хозяйственной деятельности предприятия и на законодательном уровне определена как основная цель создания коммерческих предприятий. За счет прибыли живет и развивается любое коммерческое предприятие, поскольку это основной источник пополнения финансовых ресурсов предприятий, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. За счет прибыли происходит формирование бюджетных ресурсов государства, осуществляется расширение предприятий, материальное стимулирование работников, решение социально–культурных мероприятий и др. В этой связи в получении максимальной прибыли заинтересованными являются не только руководство и трудовые коллективы предприятий, но и государство в целом. И потому так важны вопросы увеличения прибыльности хозяйствующих субъектов.
    Проблема грамотного учета и эффективного контролянад прибылью является актуальной на современном этапе развития экономики РФ. Механизм эффективного управления прибылью должен способствовать повышению эффективности производства и стимулировать его развитие. На большинстве российских предприятий данному и важнейшему аспекту предоставляется недостаточное внимание.
     Целью данной выпускной квалификационной работы является углубленное изучение существующей практики учета, анализа и контроляприбылей и убытков, разработка предложений по их совершенствованию. В этой связи в выпускной квалификационной работе были поставлены следующие задачи:
     – определитьсущность и задачи учета прибылей и убытков;
     – охарактеризоватьклассификацию прибылей и убытков;
     – выявитьприемы и методы исследования в учете, анализе и контроле прибылей и убытков;
     – осуществить обзор экономической и нормативной литературы по учету и контролю прибылей и убытков;
     – охарактеризовать организацию и методы учета прибылей и убытков в ООО «Агрофирма «Новый век»;
     – проанализировать динамику и эффективность прибылей и убытков ООО «Агрофирма «Новый век»;
     – рассмотреть организацию и методику контроля прибылей и убытков ООО «Агрофирма «Новый век».
     
     Объектом исследования является ООО «Агрофирма «Новый век».
     Предметом исследования является финансовый результат ООО «Агрофирма «Новый век».
     В работе были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, системность, выборка, наблюдение, а также приемы способы бухгалтерского учета и экономического анализа.
     Информационной базой исследования послужилизаконодательные, нормативные и методические документы Министерства финансов РФ, монографическая литература российских экономистов, публикации в периодической профессиональной печати, учебники и учебные пособия, конкретные цифровые материалы, представленные в различных формах финансовой и статистической отчетности исследуемого экономического субъекта.  
     
     


     ГЛАВА 1. Экономическая сущность прибылей и убытков
     
     1.1. Сущность и задачи учета прибылей и убытков
     
     Финансовым результатом от хозяйственной деятельности коммерческой организации является прибыль или убыток. Финансовый результат определяется по данным бухгалтерского учета путем сопоставления доходов и расходов организации. В связи с этим важно определить содержание категорий «доходы» и «расходы». МСФО рассматривают доходы и расходы организации как увеличение или уменьшение экономических выгод. С точки зрения бухгалтерского учета доходами признаются притоки денежных средств или их эквивалентов в организацию, приводящие к росту ее собственных источников, а расходы – оттоки имущества, обусловливающие их уменьшение. Таким образом, получение доходов предполагает увеличение экономической выгоды организации в результате поступления средств и (или) уменьшения обязательств, приводящих к росту активов. Понесенные расходы – это уменьшение экономической выгоды в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств. Инструкциями по бухгалтерскому учету доходов и расходов в РБ определены классификация доходов и расходов для целей бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
    Сущность прибыли как экономической категории раскрывается через функции, которые он выполняет в хозяйственной деятельности. Основные из них: учетная, распределительная, стимулирующая.
    Учетная функция прибыли заключается в том, что он необходим элемент цены товара. Итак, как и цена, прибыль является средством учета общественно необходимых затрат труда, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства. Именно такой учет позволяет определить оценку эффективности хозяйственной деятельности предприятия. То есть, прибыль является экономическим показателем оценки хозяйственной деятельности предпринимательских структур. Экономическое значение прибыли состоит в том, что он отражает конечный производственно-финансовый результат.
    Распределительная функция прибыли заключается в том, что через прибыль осуществляется регулирование распределения ресурсов и доходов между субъектами хозяйственной деятельности и отраслям экономики.
    Стимулирующая функция прибыли заключается в том, что прибыль используется как в интересах субъектов предпринимательства, так и в интересах их работников. Прибыль одновременно является и конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия, и основным элементом его финансовых ресурсов, которые необходимы для обеспечения расширения производства, научно -технического и социального поощрения работников, выплаты дивидендов, формирование резервов и т.д. Именно прибыль побуждает предпринимательские структуры внедрять достижения научно -технического прогресса, которые приводят к снижению издержек производства, повышения его эффективности.
     В основу классификации прибылей и убытков положен признак состава доходов и расходов и их назначения. Согласно инструкциям доходы и расходы подразделяются на группы:
     – доходы и расходы от видов деятельности организации;
     – операционные доходы и расходы;
     – внереализационные доходы и расходы.
     Доходами по видам деятельности организации является выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг.
     Выручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной на момент ее признания в соответствии с учетной политикой организации. Расходы по видам деятельности представляют собой часть затрат организации, относящуюся к доходам по видам деятельности, полученным организацией в отчетном периоде.
     Расходы по видам деятельности включают в себя затраты, формирующие:
     – себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг;
     – расходы на управление, обслуживание и организацию производства;
     – расходы на реализацию товаров, продукции, работ, услуг.
     К расходам по видам деятельности относятся также расходы, связанные:
     – с предоставлением организацией за плату во временное пользование своих активов по договору аренды;
     – с предоставлением за плату имущественных прав, возникающих из патентов на изобретения и другие виды интеллектуальной собственности;
     – с участием в уставных фондах других организаций.
     К видам деятельности относятся хозяйственные операции, которые совершаются постоянно, являются предметом деятельности организации и обеспечивают ей устойчивые доходы и расходы. Виды деятельности регламентируются уставом организации. Операционными доходами являются доходы от отдельных операций, не относящихся к видам деятельности организации Операционные доходы от продажи внеоборотных активов и иного имущества отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с учетной политикой организации: по мере отгрузки или по мере поступления оплаты
     Операционные расходы представляют собой:
     – затраты организации, соответствующие операционным доходам, полученным организацией в отчетном периоде;
     – затраты, не приводящие к появлению в будущем экономических выгод, и признаваемые расходами в период их осуществления.
     Операционные расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме соответствующих затрат, исчисленных в денежном выражении в порядке, установленном законодательством. Внереализационными доходами являются доходы от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью организации. Внереализационные расходы представляют собой убытки и потери по операциям, не связанным с производственной деятельностью организации, и тем операциям, которые не приводят к появлению в будущем экономических выгод организации. Указанные убытки и потери признаются внереализационными расходами в период их осуществления в соответствии с учетной политикой организации.
     Доходы и расходы, осуществление которых не связано с предметом деятельности организации, считаются прочими расходами.
     Перечень прочих доходов и расходов, предусмотренных Инструкцией по применению нового Плана счетов бухгалтерского учёта, в основном совпадений с этим перечнем по ПБУ 9/99 и 10/99. В составе прочих доходов дополнительно выделены поступления от операций с тарой и не предусмотрено выделение суммы дооценки активов (за исключением внеоборотных активов). Перечень операционных доходов, установленный ПБУ 9/99 является закрытым; в Плане счетов выделяются “Прочие доходы, признанные операционными или внереализационными”, т.е. операционными или внереализационными», т.е. перечень предполагается считать незакрытым.
     В составе прочих расходов дополнительно выделены расходы по операциям с тарой, а также уточнено содержание некоторых видов расходов. Так, штрафы, пени и  неустойки за нарушение условий договоров не только уплаченные, но и признанные к уплате.
     При учете отдельных видов доходов и расходов необходимо также принимать во внимание предмет деятельности организации, так как одни и те же доходы (расходы) могут быть отнесены к доходам (расходам) от обычных видов деятельности и к операционным доходам (расходам). В соответствии с п. 5 ПБУ 9/99 и 10/99 доходы расходы), связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным доходам (расходам).
     По окончании каждого месяца определяется финансовый результат (прибыль, убыток) от прочих видов деятельности: из суммы прочих доходов вычитается сумма прочих расходов. 
     Определение финансового результата в значительной мере зависит от состояния бухгалтерского учета. В этой связи основными задачами бухгалтерского учета финансовых результатов являются:
     – отражение достоверных данных для правильного исчисления суммы прибыли или убытка по источникам их образования и видам деятельности;
     – обеспечение правильного распределения прибыли и ее использование по целевому назначению;
     – обеспечение руководства организацией информацией о финансовых результатах для принятия оперативных управленческих решений;
     – правильность исчисления и своевременность перечисления платежей в бюджет;
     – получение необходимых данных для составления отчетности.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.2. Классификация прибылей и убытков
     
    Прибыль является качественным показателем, так как в его размере отражено изменение объема товарооборота, доход предприятия, уровень использования ресурсов, величина издержек обращения. Таким образом, прибыль синтезирует в себе все стороны деятельности предприятия.
    Для оценки величины прибыли, в зависимости от функций, которые они выполняют и в процессе управления прибылью, существуют определенные ее виды. Согласно классификационных признаков выделяются следующие видов прибыли (таблица 1.1).
    В зависимости от вида деятельности, выделяют:
    – прибыль от торговой деятельности – это прибыль, полученная от реализации товаров и платных торговых услуг;
    – прибыль от других видов деятельности - это прибыль от неторговой деятельности - производственной, транспортной, посреднической;
    – прибыль от реализации имущества - это прибыль от продажи основных фондов, нематериальных активов;
    – прибыль от внереализационных операций – это прибыль от инвестиционной деятельности, сдачи имущества в аренду, долевого участия в других предприятиях и т. п.
    Таблица 1.1 – Классификация видов прибыли предприятия
Классификационный признак
Виды прибыли предприятия
Вид деятельности
прибыль от торговой деятельности, 
прибыль от других видов деятельности, 
прибыль от реализации имущества, 
прибыль от внереализационных операций
Порядок определения
балансовая прибыль,
налогооблагаемая прибыль,
чистая прибыль
Методика оценки
номинальная прибыль, 
реальная прибыль
Цель исследования
бухгалтерская прибыль, 
экономическая прибыль
Объемы
минимальная прибыль,
 целевая прибыль,
 максимальная прибыль
    
    Объем прибыли по каждому виду деятельности формируется как сальдо доходов и расходов на проведение.
    В зависимости от порядка определения различают:
    – балансовая прибыль - это прибыль, характеризующий конечный результат проведения всех видов деятельности. Объем балансовой прибыли определяется по данным бухгалтерского учета;
    – налогооблагаемая прибыль – это объем прибыли, который определяется как разница между валовыми доходами и валовыми расходами предприятия – плательщика налога на прибыль, уменьшенная на сумму амортизационных отчислений;
    – чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль и других налогов, обязательных платежей и сборов, уплачиваемых за счет прибыли.
    В зависимости от методики оценки выделяют:
    – номинальный доход - это фактически полученная величина прибыли;
    – реальный доход - это номинальный доход, перечисленный с учетом инфляции;
    В зависимости от цели определения различают:
    – бухгалтерская прибыль - это прибыль, соответствующая балансу;
    – экономическая прибыль – это прибыль, которая представляет собой разницу между выручкой от реализации и всеми расходами предприятия, в том числе издержками упущенных возможностей.
    Издержками упущенных возможностей принято считать потери на потребление какого-то ресурса, которые измерены с точки зрения выгоды, из-за того, что не было использования ресурса лучшим альтернативным вариантом.
    В зависимости от размеров предприятия выделяют:
    – минимальную прибыль - это прибыль, размер которой после уплаты налогов удовлетворяет собственников предприятия о минимальном уровне рентабельности на вложенный капитал, то есть количественно минимальный уровень рентабельности соответствует уровню средней потенциальной ставки банков по депозитам;
    – целевую прибыль – это прибыль, которая определяет целевую функцию деятельности предприятия и зависит от выбранной стратегии. Он может быть нормальным - то есть прибыль соответствующий норме прибыли на капитал, сложившийся на рынке. Также необходимым - есть и необходимая сумма прибыли, которая соответствует потребностям предприятия в средствах на производственное и социальное развитие;
    – максимальную прибыль - это прибыль, которая связана с реализацией продукции - максимальную прибыль предприятие получает при таком объеме деятельности, когда предельные доходы равны предельным издержкам, то есть предельные доходы (расходы) растут согласно росте объемов производства.
    Прибыль торгового предприятия, как результативный показатель его деятельности зависит от соотношения между размером доходов торгового предприятия и затратами на осуществление торгово-финансовой деятельности.
    Важным фактором, влияющим на величину прибыли является уровень цены закупки товаров. Предприятие при осуществлении коммерческих сделок должен пытаться закупить товар по самым низким ценам. Этого можно достичь путем сокращения количества посредников при закупке товаров, использование ценовых скидок при согласовании цены товара. Если предприятие занимается внешнеэкономической деятельностью, то снижению цены закупки товара может способствовать приобретению товаров у иностранных партнеров (при благоприятном соотношении курсов национальной и иностранной валюты) или осуществления прямых товарообменных (бартерных) операций (при благоприятном соотношении уровня цен на обменные товары).
    Рост размеров получения прибыли связано с увеличением уровня цен продажи товаров. Управление ценами реализации зависит от обоснованности выбора ценовой политики предприятия на потребительском рынке, использование благоприятной торговой конъюнктуры в отдельные периоды года.
    Увеличение цены реализации товаров способствует расширению продажи сезонных товаров перед началом сезона (когда цены высокие). Масса получения прибыли зависит от объема деятельности предприятия, количества реализованных товаров.
    Увеличению объема продаж способствует осуществление эффективной маркетинговой деятельности путем включения в перечень взаимодополняющих товаров, предоставлении кредита при реализации товаров, расширение системы дополнительных услуг связанных с реализацией товаров, осуществления эффективных рекламных мероприятий.
    Для оптовой торговли важное значение в расширении продажи имеет региональная диверсификация сбыта.
    При одинаковой величине доходов предприятие может иметь разный размер прибыли, который зависит от величины издержек обращения.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.3. Приемы и методы исследования в учете, анализе и контроле прибылей и убытков 
     
     В современной научной литературе экономический анализ финансовых результатов хозяйствующего субъекта рассматривается как самостоятельный элемент комплексного экономического анализа (КЭА). Причина этого заключается в исключительной важности анализа финансовых результатов, т. к. он позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчетов принять экономически обоснованные решения. 
     Ведущие экономисты подходят к определению содержания комплексного экономического анализа финансовых результатов в различных аспектах и с разной степенью детализации. Имеются различия и в подходе к составу и последовательности аналитических процедур, проводимых при анализе финансовых результатов предприятия. 
     Например, А. Д. Шеремет и Р. С. Сайфулин, раскрывая предлагаемую ими методику анализа финансовых результатов и рентабельности деятельности, предлагают проводить анализ в следующей последовательности [5]:  
     1.	Анализ абсолютных и относительных (рентабельность продаж) показателей прибыли. 
     2.	Исследование влияния на величину прибыли и рентабельность продаж внешних (чрезвычайные события, природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы) и внутренних факторов (количество и качество продукции, себестоимость продукции, цены на продукцию и элементы, формирующие её себестоимость, структурные сдвиги в ассортименте продукции). 
     3.	Анализ влияния инфляции на финансовые результаты от продаж продукции. 
     4.	Качественная оценка прибыли (структура источников формирования прибыли). 
     5.	Анализ рентабельности активов предприятия. 
     6.	Маржинальный анализ прибыли. 
     Н. Н. Селезнёва при проведении анализа финансовых результатов также рекомендует обратить внимание на [4]:  
     1.	Рассмотрение денежных потоков организации в целях выяснения степени достаточности притока денежных средств по текущей деятельности для обеспечения оттоков по текущей и инвестиционной деятельности предприятия.  
     2.	Факторный анализ общей бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) и прибыли от реализации продукции.  
     3.	Расчёт эффекта финансового рычага. 
     Г.В. Савицкая выделяет три взаимосвязанных области анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия [3]: 
     1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия, в том числе: 
     –	анализ состава, структуры, динамики прибыли; 
     –	анализ факторов, влияющих на изменение прибыли; 
     –	анализ рентабельности предприятия; 
     –	определение резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности. 
     2.	Анализ прибыли и рентабельности по международным стандартам. 
     3.	Анализ использования прибыли предприятия. 
     С. А. Бороненкова, анализируя производство и реализацию продукции, проводит анализ безубыточности продаж, в рамках которого изучает взаимосвязь между объёмом продаж, выручкой и прибылью предприятия и определяет «точку критического объёма производства, выше которой идёт зона прибыльности предприятия, ниже — зона убытков».  
     О. В. Ефимова, рассматривая методологические вопросы анализа финансовых результатов и эффективности деятельности организации, отмечает необходимость внешнего и внутреннего анализа финансовых результатов и выделяет следующие этапы в их проведении. На этапе внешнего анализа формируется представление о принципах формирования доходов и расходов на предприятии, но основе изучения отчёта о прибылях и убытках и пояснительной записки к годовой отчётности. Внутренний анализ финансовых результатов состоит из трёх этапов. На первом этапе изучается влияние действующих на предприятии учётных принципов в части оценки статей активов, доходов и расходов, изменений учётной политики. На втором этапе раскрываются причины изменения конечного финансового результата, выявляются стабильные и случайные факторы, повлёкшие эти изменения. Третий этап является углубленным анализом финансовых результатов с привлечением данных управленческого учёта о доходах и расходах в разрезе центров ответственности. При этом оценивается качество полученного финансового результата, прогнозируются будущие результаты, проводится анализ доходности (рентабельности) деятельности предприятия.   
     Обобщая сказанное, можно составить модель комплексного анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности (см. рис. 3). 
     Таким образом, методологический подход к содержанию экономического анализа финансовых результатов, по нашему мнению, должен заключаться в следующем. Анализ финансовых результатов следует проводить, соблюдая логику движения от общего к частному и, далее, к определению влияния частного на общее. Иначе говоря, сначала анализируются обобщающие показатели финансовых результатов хозяйственной деятельности организации в их динамике, затем изучается их структура, определяется изменение в анализируемом периоде по отношению к базисному периоду или к бизнес-плану; выявляются факторы, действие которых привело к изменениям, показатели, с помощью которых можно дать количественную оценку влияния факторов на изменение финансовых результатов.  
     На следующем этапе осуществляется детальный анализ финансовых результатов на основе углубленного изучения частных показателей и выявления резервов роста прибыли. Следуя данной логике анализа, прежде всего, изучается формирование прибыли, т. е. масса, динамика и структура прибыли от продаж и чистой прибыли организации, с выявлением факторов её изменения и потенциальных резервов. Оценивается показатель рентабельности (доходности) деятельности, в частности, рентабельность продаж. 
     Следующим направлением выступает анализ прибыли от продаж в составе маржинального дохода с выделением условно-постоянных и условно переменных затрат в целом. И, наконец, осуществляется предельный анализ или анализ приростных величин выручки и затрат в целях определения такого объёма производства (продаж), которому соответствует возможность получения предприятием максимальной величины прибыли. Показатели, используемые для анализа, оцениваются в фактически действующих ценах, учитываются факторы риска. 
     Расчёты изменений финансовых результатов ведутся прямым счётом и с применением различных методов экономического анализа. Одновременно с этим изучаются источники получения прибыли, степень стабильности получения прибыли, а также разрабатываются мероприятия в целях реализации резервов и прогноза финансовых результатов.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.4. Обзор экономической и нормативной литературы по учету и контролю прибылей и убытков
     
    Прибыль является важнейшим показателем финансовой деятельности предприятия, ее максимизация – одна из главных целей развития фирмы и непосредственный объект управления финансовых менеджеров. Однако, несмотря на то, что понятие «прибыль» достаточно распространено и многими воспринимается как нечто само собой разумеющееся, в действительности, феномен прибыли не так прост, как кажется на первый взгляд. 
    Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории. Споры о ее экономической природе идут уже более трех веков, но теория прибыли все еще остается незавершенной и противоречивой, что, естественно, не может не отражаться на управлении экономикой [16]. 
    Понятие «прибыль» по мере развития экономической теории постоянно изменялось и усложнялось. Причем трактовки категории «прибыли» с позиции различных ученых были и остаются до сих пор довольно спорными (таблица 1.2). 
    Таблица 1.2- Научные взгляды на сущность категории «прибыль»
Авторы (источник) определения
Определение
1
2
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова
Прибыль – сумма, на которую доход, выручка превышают затраты на экономическую деятельность, на производство товара. 
Международные стандарты финансовой отчетности 
Прибыль – остаточная величина, полученная после вычета расходов (в т. ч. корректировок по сопровождению капитала, где это необходимо) из доходов для поддержания капитала на начало периода. 
Школа меркантилистов 
Прибыль возникает в процессе обмена как разница между продажной и покупной ценой. 
А. Смит, Д. Риккардо 
Прибыль – «нечто», что является компенсацией предпринимателю за риск, и возникает при обмене созданного товара на деньги кроме оплаты всех расходов. 
Й. Шумпетер
Прибыль – доход предпринимателей, получаемый в результате применения новых технологий. 
Ф.Х. Найт
Прибыль – результат вычитания из ценности, реализованной в ходе продажи продукта, ценностей всех факторов производства, допускающих оценку, или то, что остается от продукта после вменения производственным элементам всего, что им может вменить механизм конкуренции. 
П.Э. Самуэльсон
Прибыль – это безусловный доход от факторов производства, это вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение технических усовершенствований. В прибыль также включается расходование между ожидаемым и фактическим доходом в связи с неопределенностью (риском), монополистический доход и т.п.  
Д.С. Моляков
Большая часть денежных накоплений реализуется в форме прибыли. По экономическому содержанию прибыль – денежное выражение части стоимости прибавочного продукта. 
И.А. Бланк 
Прибыль – выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предприятием деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности. 
Н.Н. Селезнева
Прибыль – чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, представляющий собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления хозяйственной деятельности. 
Н. Б. Клишевич
Прибыль – конечный положительный финансовый результат организации, представляющий собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. 
В.С. Артамонов, А.И. Попов, 
Прибыль – основной итоговый показатель, характеризующий результаты деятельности предприятия, представляющий собой превышение доходов над расходами. 

    
    Анализ различных взглядов на сущность и содержание такой экономической категории как прибыль показывает, что при всем многообразии концепций в экономической науке сложились два принципиально противоположных методологических подхода к оценке экономической природы прибыли. 
    Суть этих подходов схематично представлена на рис. 1.1, а также приведены характерные примеры соответствующих определений.  
    Первые попытки объяснить экономическое содержание понятия «прибыль» были предприняты еще в XVI – XVII вв. Так, меркантилисты, наиболее яркими представителями которых являлись англичанин Томас Манн и француз Жан-Батист Кольбер, утверждали, что возникновение прибыли связано с внешней торговлей, поскольку товары за границей продаются по более высоким ценам, чем внутри страны. Таким образом, у меркантилистов нет никакой теории прибыли, согласно их убеждению прибыль возникает в процессе обмена как разница между продажной и покупной ценой. 
    
    Рисунок 1.1. Методологические подходы к оценке экономической природы прибыли
    
    Представители классической школы политэкономии А. Смит и Д. Рикардо видели источник прибыли в производстве. Они считали, что при обмене созданного товара на деньги кроме оплаты всех расходов возникает «нечто», что является компенсацией предпринимателю за риск, т. е. прибыль. Величина прибыли при этом определяется только величиной капитала и не связана с заработной плато. 
    В свою очередь, существует несколько разновидностей концепции «теории производства». Например, теория производительности капитала (Д. Кларк) рассматривает прибыль как трудовой доход предпринимателя. Такая трактовка прибыли была выдвинута ещё в XIX в. и развита немецким ученым В. Рашером, определяющим прибыль как предпринимательскую зарплату. 
    В последующем более развернутое обоснование предпринимательской прибыли было дано Йосифом Шумпетером в книге «Теория экономического развития». Сущность предпринимательской деятельности заключается не во владении капиталом, а в изобретении новых технических средств и методов организации производства или несении риска. Важно лишь то, что предприниматель применяет новые комбинации факторов производства и внедряет их. А что касается капитала, то его можно взять взаймы, используя чужие изобретения и существующие методы. Таким образом, по его мнению, предприниматель не тот, кто «изобретает или производит с помощью новых средств производства, или, наконец, является владельцем капитала, а тот, кто использует существующие методы по-другому, более эффективно внедряет их комбинации».  
    Действительно, такая комбинация при существующих ценах способствует снижению издержек производства, в результате чего появляется определенная разница, которая и представляет собой предпринимательскую прибыль. 
    Таким образом, он рассматривает прибыль как вознаграждение за техническое усовершенствование и успешную предпринимательскую деятельность и утверждает, что «доходы, получаемые с помощью новых технических усовершенствований, и составляют прибыль». Конечно, он сознавал, что эта прибыль не может оставаться постоянной, поскольку такие усовершенствования со временем начинают использоваться другими предпринимателями, а кроме того, появляются другие изобретения и усовершенствования, но, тем не менее, прибыль подобного рода продолжает существовать. Однако такая прибыль носит временный характер, она меняется в связи с появлением новых открытий и изобретений [20, с. 147].
    Совсем по-другому рассматривает прибыль Ф. Найт. Он также связывает ее происхождение с предпринимательской деятельностью, но подходит к ее анализу со стороны фактора хозяйственного риска. Теория прибыли Найта стала доминирующей в экономической литературе запада. По его мнению, риск представляет собой полную неопределенность, и его несение является функцией предпринимателя. Поэтому этот риск требует особого вознаграждения, что осуществляется в виде получения прибыли. По Найту, решение проблемы происхождения прибыли лежит в области различий между условиями совершенной и реальной конкуренции. Эти расхождения вызываются неопределенностью, невозможностью предсказания хозяйственной конъюнктуры. Согласно Найту неопределенность и прибыль – неразрывно связанные понятия. Источником прибыли является неопредленность, которая может рассматриваться как вознаграждение предпринимателя за принятие решений в условиях неопределенности. 
    Итак, независимо от особенностей различных теорий прибыли, преобладающей тенденцией в буржуазной политической экономии конца XIX столетия является признание капитала в качестве самостоятельной производительной силы, служащей источником прибыли. 
    Теории прибыли классиков буржуазной политической экономии были исчерпывающе проанализированы К. Марксом. 
    К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости, порожденную всем авансированным капиталом. Источником прибавочной стоимости считал труд наемных работников, занятых в сфере материального производства. Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. На поверхности буржуазного общества присвоение чужого труда «затушевывается» и прибыль выступает как порождение движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства. Таким образом, в марксистской трактовке прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение «капиталист – наемный рабочий» составляет основное отношение капиталистического общества.
    С такой трактовкой прибыли согласиться невозможно по ряду причин. Если под эксплуатацией понимать присвоение продукта неоплаченного труда и атрибут капитализма, то капитализм охватывает всю историю человеческой цивилизации. Важно видеть не только сам факт отчуждения продукта неоплаченного труда, но и то, в чьих интересах используется отчужденный продукт........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44