- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Экономическая сущность и значение производственной программы для предприятия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004059 |
Тема: | Экономическая сущность и значение производственной программы для предприятия |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (ФГБОУ ВО «КНИТУ») Кафедра __________________________ Направление _______________________ Профиль __________________________ Группа ___________________________ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «______________________________________________» Тема: «________________________________________________________________» Зав. кафедрой _________________________________(______________) Нормоконтролер _____________________________(________________) Руководитель________________________________(________________) Студент_____________________________________(________________) Казань – 2017 СОДЕРЖАНИЕ с. ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 4 1.1 Экономическая сущность и значение производственной программы для предприятия 4 1.2 Формирование производственной программы 10 1.3 Показатели, характеризующие производственную программу предприятия 14 2 РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 18 2.1 Исходные данные 18 2.2 Расчет основных показателей 19 2.3 Анализ полученных результатов и разработка предложений по совершенствованию деятельности предприятия 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32 ВВЕДЕНИЕ На сегодняшний день экономические условия нашего государства направлены на рыночные отношения. Предприятие выпускает продукцию с целью удовлетворить потребности потребителя и получить наивысшую прибыль. В осуществлении этих целях организации помогает производственная программа предприятия. Производственная программа – это план реализации и производства продукции в натуральных единицах. Сущность планирования производственной программы промышленного предприятия заключается в том, на сколько эффективно-промышленное предприятие использует ресурсы для получения прибыли, тесно связана с финансовым планом, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности. Цель курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть сущность производственной программы. Задачи курсовой работы: раскрыть сущность производственной программы промышленного предприятия; рассмотреть влияние спроса на формирование производственной программы; изучить показатели, характеризующие производственную программу предприятия. В первой главе рассмотрены сущность и значения производственной программы, стоимостные показатели производственной программы, влияние спроса на формирование производственной программы, сколько этапов нужно для составления программы, технико-экономическое обоснование производственной программы. Во второй главе проведены расчеты основных показателей деятельности предприятия; 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 Экономическая сущность и значение производственной программы для предприятия Производственная программа для предприятия — это объем производства и реализации продукции в годовом исчислении по соответствующей номенклатуре, ассортименту и качеству. В процессе разработки производственной программы учитываются объемы поставок каждого вида продукции по ранее заключенным договорам и результаты маркетинговых исследований по выявленному дополнительному рыночному спросу, а в основу ее разработки закладываются реальные производственно-технические возможности предприятия по выполнению намеченной производственной программы (производственная мощность). - производственная программа представляет собой расчет мощностей предприятия, в пределах которых возможно выпустить определенный объем продукции. Исходя из определения программы, существует возможность определения суммы затрат, необходимых для выпуска планового объема продукции, а также производится расчет прибыли; - кроме того, производственная программа является инструментом, который позволяет определить меру использования производственных фондов, насколько полно и эффективно они были использованы. Производственная программа делится в основном на три раздела: объем производства продукции в натуральных единицах измерения (рассчитывается по каждому виду продукции); объем производства продукции в стоимостном выражении; объем реализации продукции в денежном выражении и объемы ее продаж в натуральных единицах измерения. Производственная программа включает в себя: План выпуска продукции на экспорт; План по производству продукции; План по повышению качества продукции; План реализации продукции; Производственная программа планируется на 3-5 лет и рассчитывается: Натуральные измерители - это объемы производства в физических единицах. В расчете на единицу продукции устанавливаются технологические нормы расхода сырья, энергии, рабочего времени, рассчитывается себестоимость. На их основе определяется потребность в производственных мощностях и их использование. Натуральные измерители наиболее полно характеризуют рост производительности труда. Важнейший раздел плана развития предприятия - производственная программа, или план производства продукции. Показатели производственной программы: темп роста производства товарной (валовой) продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием «в том числе продукции для экспорта»), включая показатель качества продукции. Основой для определения в плане объема продукции в стоимостном выражении служит план производства промышленной продукции в натуральном выражении. Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих особенности потребления отдельных видов изделий. Такими единицами мо гут быть тонны, метры, киловатт-часы, штуки, комплекты и т.д. Во всех случаях единица измерения должна отражать специфику производства и потребления разных видов продукции, стимулировать производство наиболее эффективных и высококачественных изделий и способствовать использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Производительность труда — это показатель деятельности работников, который измеряется количеством работы, сделанной в единицу времени. Себестоимость продукции - это затраты предприятия на ее производство и реализацию, выраженные в денежной форме. Расчет и анализ себестоимости продукции является важнейшей задачей предприятия. Себестоимость лежит в основе большинства управленческих решений. Трудовые измерители применяются для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенным показателем является трудоемкость; Трудоемкость - нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, рассчитывается в нормо-часах. Если работа не подлежит нормированию, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Стоимостные измерители производственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они отражают объем продукции в денежных единицах; Объем продаж — это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени. Объем реализованной продукции является одним из основных показателей, по которому оцениваются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Стоимостные показатели производственной программы: Товарная продукция — это стоимость готовой продукции, полученной в результате производственной деятельности предприятия, законченных работ и услуг, предназначенных для реализации на сторону. На предприятиях с небольшой длительностью производственного цикла незавершенное производство поддерживается на постоянном уровне, показатели валовой и товарной продукции равны. На предприятиях с большой длительностью производственного цикла (например, судостроение) эти показатели значительно различаются. , (1.1) где Цi – цена за единицу, руб./шт.; Qi – объем производства в натуральных показателях; i – вид продукции, работ, услуг. Валовая продукция — характеризует весь объем выполненной работы предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, год). В состав валовой продукции входит как законченная, так и незаконченная продукция, а также незавершенное производство. ВП = ТПн.ц. ± ?НП ± ?ПФ ± ?И, (1.2) где ТПн.ц. – товарная продукция в неизменных ценах, руб.; ± ?НП – изменение остатков незавершенного производства на начало и конец периода, руб.; ± ?ПФ – изменение стоимости полуфабрикатов собственного производства для внутреннего потребления на начало и конец периода, руб.; ± ?И – изменение стоимости инструмента собственного изготовления для внутреннего потребления на начало и конец периода, руб. Чистая продукция — это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входят оплата труда, выданная в виде заработной платы, оплата труда, не выплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и различных начислений, а также прибыль. В чистую продукцию не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационные отчисления с основных фондов). ЧП = ФЗПс отч. + П, (1.3) НЧП = ТП – (А + МЗ), (1.4) где ФЗПс отч.. – фонд заработной платы предприятия со страховыми взносами, руб.; П – прибыль организации, руб.; А – сумма амортизационных отчислений за период, руб.; МЗ – сумма материальных затрат, руб. Прибыль – главный побудительный мотив собственников, менеджеров и работников предприятия в его успешной деятельности по производству и реализации продукции и удовлетворения на этой основе рыночного спроса в ней. Это обусловлено теми ролью и значением, которые играет прибыль в условиях рыночной экономики, поскольку: • во-первых, прибыль обеспечивает собственнику имущества предприятия не только уровень его благосостояния, но и приводит к увеличению стоимости этого имущества в результате капитализации части прибыли; • во-вторых, менеджеры предприятия, не являющиеся собственниками его имущества, также заинтересованы в получении предприятием прибыли, поскольку она является важнейшим критерием успеха их деятельности по управлению предприятием и, кроме того, уровень оплаты их труда также во многом определяется суммой полученной предприятием прибыли; • в-третьих, для работающих других категорий рост прибыли предприятия также является стимулирующим их эффективную деятельность фактором, поскольку это обеспечивает получение повышенных сумм по дивидендам тех работников, которые являются держателями акций данного предприятия, помимо этого, высокая прибыльность предприятия служит основанием для повышения заработной платы и удовлетворения ряда социальных потребностей работающих; • в-четвертых, прибыль является основным внутренним источником формирования инвестиционных ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие, она повышает конкурентоспособность предприятия и служит основным средством ее расширенного воспроизводства; • в-пятых, прибыль предприятия служит основным защитным средством, предохраняющим его от банкротства. Решая задачу выбора показателей, которые могли бы максимально достоверно характеризовать результат и эффект его функционирования, следует остановиться на уточнении самих понятий «результат» и «эффект». Результат в самом общем смысле означает итог или следствие какого-либо процесса или действия. Основным результатом производственного процесса выступает объем произведенной продукции (работ или услуг), выраженный в тех или иных единицах измерения. Очевидно, что процесс производства может сопровождаться получением разного рода результатов как положительных (например, произведенная и имеющая спрос на рынке продукция), так и отрицательных (например, бракованная продукция, продукция, не нашедшая спроса на рынке по различным причинам, образование веществ нетоварного выхода, нанесенный производством целевой продукции экологический ущерб и т.д.). Показателями, оценивающими положительный результат производства, могут выступать те, которые характеризуют объем произведенной продукции, обладающей свойствами товара, но еще не перешедшей из сферы производства в сферу потребления. Среди таких объемных показателей, наиболее часто используемых для оценки результата производства в стоимостном выражении, необходимо назвать объем валовой продукции (Vвп) и объем производства товарной продукции (Vтп). Кроме того, показателями, оценивающими индивидуальный результат работы предприятия, могут служить: объем полученной на предприятии чистой продукции (ЧП) или сумма добавленной стоимости (ДС ), созданной на данном предприятии. Под «эффектом» всегда подразумевается только конечный и полезный результат, полученный вследствие реализации поставленной цели того или иного процесса или действия. В рыночных условиях основу плана производства на различных предприятиях составляют заключенные договоры с потребителями, имеющийся портфель заказов и существующая потребность в товарах, а также действующие законы спроса и предложения на продукцию, работы и услуги. Главная цель плановой работы на акционерных, коммерческих и иных предприятиях и фирмах с частной формой собственности, как и осуществляемой на ее основе предпринимательской или производственной деятельности, состоит в удовлетворении потребностей покупателей и получении максимальной прибыли. Предприятия заключают с потребителями и поставщиками договоры на производство и продажу продукции и услуг, приобретение и закупку необходимых ресурсов, в том числе и с государственными и муниципальными органами, службами и предприятиями. Поэтому в процессе разработки производственной программы руководителям-менеджерам каждой фирмы и плановикам-экономистам следует ориентироваться на выбор таких товаров, работ и услуг, которые принесут производителям и предпринимателям наибольшие конечные результаты. 1.2 Формирование производственной программы Производственная программа — это развернутый и подробный план производства и реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент и качество продукции. Через производственную программу реализуется основная задача функционирования любого предприятия, которая состоит в производстве продукции и получении прибыли. Производственная программа предприятия формируется на основе маркетинговых исследований. Предприятие ведет маркетинговые исследования в двух направлениях: поиск соответствующего сегмента рынка и оценка возможного объема выпуска продукции. Номенклатура и ассортимент продукции являются одним из основ ных показателей производственной программы предприятия. Номенклатура продукции — это перечень различных изделий в программе предприятия, определяющий основные направления производства и его специализацию. Ассортимент продукции представляет расширенный (по сравнению с номенклатурой) набор разновидностей продукции определенного наименования, различающейся техникоэкономическими характеристиками (типоразмерами, качеством, внешним видом и т. д.). Каждое предприятие выпускает продукцию определенного ассорти мента (номенклатуры) и определенной ассортиментной структуры. С позиции производителей, чем уже ассортимент, тем проще ассортиментная структура производимой продукции, тем лучше и проще организация и технология производства, тем ниже производственные затраты, и выше, при прочих равных условиях, рентабельность. То же самое относится и к обновлению ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Потребитель же, напротив, заинтересован в расширении ассортимента продукции, в его постоянном обновлении. Понятия оптимизированного ассортимента, оптимизированной структуры выпускаемой продукции весьма сложные; еще сложнее задача нахождения оптимальных вариантов ассортимента и структуры продукции. Планирование выпуска продукции — это систематическое принятие решений по всем аспектам разработки и управления продукцией предприятия, включают создание торговой марки и упаковки. Хорошо структурированный план позволяет детально разработать соответствующие программы маркетинга, скоординировать совокупность товаров. Производственная мощность – (часто используется для характеристики производственного потенциала и структурного подразделения организации) это максимальный выпуск готовый продукции за определенное количество времени. Формула производственной мощности: М = n х Фр / Нтруд, (1.5) где М — производственная мощность (в натуральных единицах измерения); n — число единиц ведущего оборудования; Фр — действительный (рабочий) фонд времени работы единицы оборудования (в часах); Нтруд — норма трудоемкости обработки изделия (в часах), Данный показатель позволяет осуществить: сравнение производственного предприятия или его подразделения с другими аналогичными производствами; выявление резервов увеличения выпуска продукции путем увеличения загрузки оборудования; сравнение использования производственных возможностей предприятия в различные периоды времени. Входе производства производственная мощность постоянно изменяется. Производственная мощность бывает: Проектная мощность – это максимально возможный выпуск продукции при идеальных условиях функционирования производства. Максимальная мощность – это теоретически возможный выпуск продукции в течение определенного времени при обычном составе выпускаемой продукции, без ограничений со стороны факторов труда и материалов. Показатель важен при определении резервов производства и объемов выпускаемой продукции. Экономическая мощность – это предел производства, невыгодный для предприятию невыгодно превышать из-за большого роста издержек производства или каких-либо иных причин. Практическая мощность - это наивысший объем выпуска продукции, который может быть достигнут на предприятии в реальных условиях работы. Часто практическая мощность совпадает с экономической мощностью. Плановая производственная мощность рассчитывается исходя из применяемых технологических процессов, наличие оборудования, имеющихся производственных площадей как величин уже заданных, а объем выпуска продукции по планируемой номенклатуре является искомой величиной, устанавливаемой в условиях полного использования ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия. Виды производственной мощности: Входная мощность - производственная мощность на начало года, показывающая, какими производственными возможностями располагает предприятие в начале планового периода; Выходная мощность - производственная мощность на конец года. Она определяется путем суммирования входной и вводимой мощностей за вычетом выбывающей. Проектная мощность - производственная мощность, предусмотренная проектом строительства, реконструкции и расширения предприятия; Среднегодовая производственная мощность вычисляется: М СР.Г. = МН + (МВ + N1) / 12 – (МЛ + N2) / 12 (1.6) Где МСР. Г — среднегодовая мощность предприятия, шт.; Мн — мощность на начало года (входная); Мв — ввод мощности в течение года; Мл — ликвидация (выбытие) мощностей в течение года; N1 — количество полных месяцев с момента ввода мощностей в действие до конца года; N2 — количество полных месяцев с момента выбытия мощностей до конца года. Степень использования производственных мощностей характеризуется следующими коэффициентами: Общий коэффициент (Ко): Ко = V / ПМср, (1.7) где V - фактический или плановый объем производства продукции. Интенсивный коэффициент (Ки): Ки = Vсут / Мсут, (1.8) где Vсут - среднесуточный выпуск продукции; Мсут - среднесуточная производственная мощность предприятия. Экстенсивный коэффициент (Кэ): Кэ = Тф/п / Тр/ч, (1.9) где Тф/п - фактический или плановый фонд рабочего времени; Тр/ч - расчетный фонд рабочего времени, принятый при определении производственной мощности. Основными факторами, определяющими величину производственной мощности предприятия, являются: состав и количество установленных машин; технико-экономические нормы использования машин, механизмов, агрегатов и др.; степень прогрессивности техники и технологии производства; фонд времени работы оборудования; уровень организации производства и труда; производственная площадь предприятия; намечаемые номенклатура и ассортимент продукции, непосредственно влияющие на трудоемкость производства продукции при данном оборудовании. 1.3 Показатели, характеризующие производственную программу предприятия Объем производства в производственной программе может учитываться в натуральных единицах, условно-натуральных (если производится несколько разновидностей продукта, обладающего общностью основных потребительских свойств), трудовых и стоимостных измерителях. Натуральные показатели, производящие оценку объемов выпуска продукции в физических единицах измерения, позволяют характеризовать производственную специализацию предприятия и его долю на рынке. Данные показатели используются для установления технологических норм расхода сырья, энергии, трудоемкости, расчета себестоимости продукции, производственных мощностей. Однако натуральные показатели имеют ограниченную сферу применения, они предназначены для определения объемов выпуска однородной продукции. Данный недостаток позволяет устранить применение условно-натуральных показателей. Условно-натуральные показатели позволяют разнородную, но имеющую конструктивно-технологическое сходство, продукцию привести к одному виду, принятому за базу. Для исчисления объема производства в условно-натуральных измерителях используют чаще всего переводные коэффициенты, определяемые как соотношение трудоемкости базовых и приводимых к базовым видов продукции. В основе трудовых измерителей объема производства лежит оценка трудоемкости производственной программы, отражающей затраты времени (нормо-час, человеко-час) на обеспечение планируемого объема выпуска продукции. Такой подход в основном используется в системе внутрипроизводственного планирования. Более универсальный характер имеют стоимостные показатели производственной программы предприятия, которые дают денежную оценку объема произведенной продукции (услуг). Для измерения общего объема продукции в стоимостном выражении используются сопоставимые и действующие цены. Стоимостные показатели используются для определения объема производства продукции, объема отгруженной продукции, запасов готовой продукции, незавершенного производства, внутреннего оборота. Для промышленного предприятия объем производства продукции аналогичен показателю «товарная продукция» и рассчитывается без стоимости внутреннего оборота. В состав данного показателя включают: - стоимость готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону, а также на нужды своего капитального строительства и непромышленных подразделений предприятия; - стоимость полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных для реализации на сторону, а также на нужды своего капитального строительства и непромышленных подразделений предприятия; - стоимость работ, услуг промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или заказам непромышленных подразделений предприятия; - стоимость продукции вспомогательных и подсобных производств (пар, вода, инструменты и др.), отпускаемые на сторону или предназначенную для нужд непромышленных подразделений предприятия. Под отгруженной понимается продукция, фактически отгруженная потребителям (включая продукцию, сданную по акту заказчикам на месте), выполненные работы и услуги, принятые заказчиком. Стоимостная оценка объема отгруженной продукции производится в фактических ценах производителя без налога на добавленную стоимость, акцизного сбора других аналогичных обязательных платежей. По своей структуре объем отгруженной продукции отличается от объема произведенной продукции на величину изменения остатков готовой продукции на складе. Незавершенное производство планируется по стоимости изготовления незаконченной продукции по всем стадиям производственного цикла. Оценка незавершенного производства осуществляется по фактической производственной себестоимости. Размер незавершенного производства в натуральном выражении представляет собой задел или запас, которые играют важную роль в организации непрерывного и ритмичного процесса производства. Внутренний оборот представляет собой стоимость той части произведенной готовой продукции и полуфабрикатов, которая используется предприятием на собственные промышленно-производственные нужды. Производственная программа на уровне производственных подразделений, например цехов, включает в себя следующие показатели: - номенклатуру изделий; - программу выпуска; - программу запуска. Программа запуска цеха отличается от программы выпуска на величину заделов незавершенного производства и технически неизбежных производственных потерь. Особое значение имеет оптимизация структуры выпускаемой продукции на основе спроса и предложения. Производственная программа должна удовлетворять не только потребности покупателей данной продукции, но и учитывать его ресурсы и объективные возможности. Производственная программа складывается в этапы: Этап 1. Вся продукция ранжируется с учетом интересов предприятия и возможностей ее сбыта. Для этого на основе экспертных оценок специалистов разрабатывается ранговая таблица. Этап 2. Оцениваются параметры (показатели), которые зависят от назначения продукции и конъюнктуры, например, вид, надежность в работе, экономичность, безопасность, эффективность и дизайн. Этап 3. Определяется степень спроса продукции на рынке. Существует четыре степени спроса: неограниченный, ограниченный, эпизодический, нулевой. Этап 4. Продукция оценивается по степени конкурентоспособности. Этап 5. Изучают факторы, влияющие на конкурентоспособность, и сопоставляют их с параметрами факторов главных конкурентов. 2. РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1 Исходные данные Таблица 1 - Исходные данные для выполнения расчетной части курсовой работы по дисциплине «Экономика предприятия» Товарная продукция, шт/год Цена за единицу, руб. Материальные затраты на единицу, руб. Переменные затраты на единицу, руб. Постоянные затраты, руб/год Изделие 1 Изделие 2 Изделие 1 Изделие 2 Изделие 1 Изделие 2 Изделие 1 Изделие 2 3200 2620 1920 2300 535 650 1090 1310 2795000 Таблица 2 - Характеристика имущества предприятия Основные фонды на начало года Вводимые фонды Выводимые фонды Годовая норма амортизации, % Среднегодовой остаток оборотных средств, тыс. руб. По балансовой стоимости, тыс. руб. По остаточной стоимости, тыс. руб. Стоимость, тыс. руб. Дата ввода Стоимость, тыс. руб. Дата ввода 6900 4140 600 01.07 560 01.10 12 1850 2.2 Расчет основных показателей 2.2.1 Оценка движения основных фондов и характера их изменений Анализ и оценка процессов движения основных фондов и характера их изменений. Коэффициент поступления (обновления) основных фондов определяется по формуле: К_обн=Ф_вв/Ф_(к.г) , где Ф_вв – балансовая стоимость введенных основных фондов в течение года, тыс. руб; Ф_(к.г) - балансовая стоимость основных фондов на конец года, тыс. руб. К_обн=600/6940=0,086 или 8,6% Коэффициент выбытия основных фондов определяется по формуле: К_выб=Ф_выб/Ф_(н.г) , где Ф_выб – балансовая стоимость основных фондов, выведенных из эксплуатации в течение года, тыс. руб. Ф_(н.г)- балансовая стоимость основных фондов на новый года, тыс. руб К_выб=560/6940=0,081 или 8,1% Балансовая стоимость основных фондов на конец года определяется по формуле: Ф_(к.г)=Ф_(н.г)+Ф_вв-Ф_выб , Ф_(к.г)=6900+600-560=6940 тыс.руб Коэффициент прироста основных фондов определяется по формуле: К_пр=(Ф_вв-Ф_выб)/Ф_(н.г) , К_пр=(600-560)/6900=0,006 или 0,6% Коэффициент годности основных фондов на начало года определяется по формуле: К_(г.н)=Ф_(ост.н.г)/Ф_(н.г) , где Ф_(ост.н.г) – остаточная стоимость основных фондов на начало года, тыс. руб. К_(г.н)=4140/6900=0,6 или 60% Вывод, что основные фонды обновлены на 8,6%, а выбытие произошло на 8,1%. Прирост основных фондов составил 0,6%, а основные фонды на начало года составляли 60%. Стоимость остаточная на конец года: Ф_(ост.к.г)=Ф_(ост.н.г)-Ф_(ср.г) Н_а/100+Ф_вв, где Ф_(ср.г) - среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.; На – норма амортизации основных фондов, % в год Ф_(ост.к.г)=4140-7060*0,12+600=2692,8 тыс.руб Ф_(ср.г)=Ф_(н.г)+(Ф_вв К_1)/12-Ф_выб(12-К_2 ) /12 , где К1 и К2 – продолжительность эксплуатации введенных и выбывших основных фондов в месяцах в течение года. "Ф" _"ср.г" "=6900+" "600*6" /"12" "+" "560*3" /"12" "=7060 тыс.руб" Коэффициенты износа основных фондов на начало или конец года определяются как: Ф_изн=1-К_г , К_и=4140/6900=0,6 К_г=1-0,6 =0,4 Ф_изн=1-0,4=0,6 тыс.руб Оценка эффективности использования основных фондов Фондоотдача: К_(ф.о)=N_p/Ф_(ср.г) =(???N_i Ц_i ?)/Ф_(ср.г) , где ОП- годовой объем товарной продукций; N_p – выручка от реализации продукции, руб.; N_i – объем производства i-го изделия, шт; Ц_i – цена i-го изделия, руб; Ф_(ср.г)-среднегодовая стоимость основных фондов. К_(ф.о)=(3200*1920+2620*2300)/7060000=1,72 Вывод, что в отчетном году на каждый рубль основных фондов было выработано продукция на 1,72 рубля. К_(ф.е)=1/К_(ф.о) =Ф_(ср.г)/(???N_i Ц_i ?) , К_(ф.е)=1/1,72=0,58 Вывод, что на каждый рубль товарной продукций приходится 0,58 рубля основных фондов. 2.2.2 Определение оптимальной величины запаса материальных ресурсов и показателей оборачиваемости оборотных средств Оптимальная величина запасов материальных ресурсов Для определения оптимального размера партии закупки используется модель Уилсона: n_(опт.i)=?((2N_i f)/(V_i Е_н )) , где N_i – годовая потребность в данном виде материального ресурса в натуральном выражении (здесь выпуск i-го изделия в натуральном выражении); f – постоянные затраты, связанные с закупкой одной партии, руб. (в курсовой работе принять равными 20 000); V_i – переменные затраты (материальные затраты на единицу продукции i-го изделия), руб.; Е_н – коэффициент, учитывающий потери от связывания средств в запасе и затраты, связанные с хранением и обслуживанием запаса (принять равным 0,3). Полученный оптимальный размер партии закупки округляется до ближайшего нормативного (nн) из условия: n_(н i)/N_i =(1; 1/2;1/3;1/4;1/6;1/8;1/12;1/24;и т.д.) Знаменатель дроби равен количеству партий закупки материальных ресурсов в течение года. n_(опт.1)=?((2*3200*20)/(535*0,3)=) ?(128000/176)=26 шт n_(опт.2)=?((2*2620*20)/(650*0,3)=) ?(104800/195)=23 шт Оптимальный размер партий поставки для первого и второго ресурсов составил: n_(н i)/N_i =26/3200=0,008?1/122 n_(н i)/N_i =23/2620=0,008? 1/113 n_1=3200/122=26 шт n_1=2620/113=23 шт Вывод, что закупка материальных ресурсов осуществляется по 1 изделию 122 раза в год, а по второму изделию 113 раз в год. Норматив оборотных средств для формирования производственных текущих материальных запасов равен половине нормативного размера партии закупки, умноженной на удельные материальные затраты по данному изделию. Удельная материальные затраты по продукции 1 и 2 вида составляют: y_1=535/1090=0,49 y_2=650/1310=0,49 Норматив оборотных средств для формирования производственных текущих материальных запасов по продукции 1 и 2 вида равен: п=0,5*26*0,49=6.37 п=0,5*23*0,49=5.63 Оценка показателей оборачиваемости оборотных средств Коэффициент оборачиваемости: К_об=(???N_i Ц_i ?)/?СО?_ср , где N_i – объем производства (реализации) i-го изделия, шт.; Ц_i – цена i-го изделия, руб/шт; ?СО?_ср – среднегодовой остаток оборотных средств, руб. К_об=(3200*1920+2620*2300)/1850000=6,57 Вывод, что оборотные средства за год совершают 6 оборотов. Продолжительность одного оборота: Т_об= Д/К_об =?ДСО?_ср/(???N_i Ц_i ?) дней , где Д – длительность планового периода, дн, равная 360. Т_об= 360/6,57=54 дня Один оборот оборотных средств составляет 54 дня. 2.2.3 Определение безубыточного объем продаж, зоны безопасности, запас финансовой прочности с построением графика безубыточности Точка безубыточности (порог рентабельности) N: N_p=F/(Ц-V), шт ?N'?_p=F/(1-a), руб. , где а – доля переменных затрат в цене (выручке); 1 – а = m – доля маржинального дохода в цене (выручке); N_p – порог рентабельности (точка безубыточности), шт.; ?N'?_p – порог рентабельности (точка безубыточности), руб.; F – постоянные затраты, руб.; Объем продаж, при котором предприятие обеспечивает получение прибыли в размере П руб.: N_ф=(F+П)/(Ц-V), шт ?N'?_ф=(F+П)/(1-a), руб. , где N_ф – фактический объем продаж, шт.; ?N'?_ф – фактический объем продаж, руб.; П – прибыль, руб. Зона безопасности показывает, насколько можно снизить объем производства в натуральном или денежном выражении, не попав в зону убытка. Запас финансовой прочности (ЗФП) показывает, насколько процентов предприятие может снизить объем производства, оставаясь безубыточным: ЗФП=(N_ф-N_p)/N_ф 100% , В случае, когда номенклатура выпускаемой продукции состоит из нескольких позиций, возможны два варианта определения порога рентабельности в натуральном выражении. Первый вариант основан на распределении постоянных затрат между изделиями пропорционально выручке: F_A=(?FЦ?_A N_А)/(?_1^п??Ц_i N_i ?) , N_p^A=F_А/(Ц-V) шт , где V – переменные затраты, руб./шт.; Ц – цена, руб./ш....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Экономическая сущность, значение и функции основных производственных фондов предприятия
- Изучение теоретических основ связанных с планированием и разработкой производственной программы предприятия
- Рекомендации для совершенствования плана производственной программы предприятия общественного питания на примере столовой «У Анфисы»