VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение теоретических основ связанных с планированием и разработкой производственной программы предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008023
Тема: Изучение теоретических основ связанных с планированием и разработкой производственной программы предприятия
Содержание
Содержание





Введение												    3

1. Сущность и планирование производственной программы
в хозяйственной деятельности предприятия						    5

2. Производственная мощность предприятия и методика ее определения	  20

Заключение											  29

Список литературы										  30













































































Введение



Тема настоящей работы является не только интересной с точки зрения ее изучения, но и актуальной, поскольку те экономические условия в которых работают предприятия в нашей стране требуют экономически продуманной и обоснованной производственной программы, поскольку от этого зависит производство и сбыт продукции, что должно привести к удовлетворению потребностей рынка и получению прибыли.

Все это становится возможным, когда производитель способен оперативно вносить корректировки в свои технические, производственные и сбытовые планы согласно тем изменениями, которые произошли на рынке в данным момент, производитель должен управлять собственными материальными и интеллектуальными ресурсами.

Фундаментом для такой возможности становятся точные и экономически выверенные расчеты технико-экономических показателей работы конкретного предприятия. В противном случае предприятие может отстать от конкурентов и потерять рынки сбыта.

Чтобы подобного не случилось необходимо должное внимание уделять кадрам, поскольку специалисты способны помочь руководителю предприятия провести качественный анализ рынка, конкурентов, разработать производственную программу, провести достоверные расчеты технико-экономических показателей обеспечив тем самым долгую жизнь предприятия в современных рыночных условиях. Особенно это актуально в условиях кризиса.

Таким образом, можно сформулировать цель работы, которая заключается в изучение теоретических основ связанных с планированием и разработкой производственной программы предприятия.

Цель обуславливает решение следующих задач:

Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, 2 глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.

Исследования строятся на диалектико-материалистический подходе к изучению экономических процессов и явлений, общенаучных методах исследования, системном подходе, анализе и синтезе и др.

Можно с уверенностью сказать, что данная тема довольно полно освещена в литературе и многие ученые занимались исследования в данной области, перечислим некоторых из них: Верников Г., Грищенко О.В., Ильин А.И., Ильенкова С.Д. Шепеленко Г.И., Савицкая Г.В., Сафронов Н.А., Чернобривец А.С. и другие.

При написании курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, материалы периодической печати, интернет-ресурсы, посвященные данной теме.



















































1. Сущность и планирование производственной программы
в хозяйственной деятельности предприятия



Одним из кирпичиков фундамента любого предприятия является производственная программа, которая формируется на основе заказа, поступившего от государства, потребителей, потребительского спроса или выявленного в процессе изучения рынка.

Базой для производственной программы служат такие элементы, как:

объем продаж;

номенклатура;

ассортимент продукции;

качество продукции;

прибыль;

уровень рентабельности.

Производственная программа обусловливает задание по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Производственная программа не разрывно с планом по труду и заработной плате, по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом.

Далее рассмотрим следующую последовательность разработки производственной программы:

службой маркетинга или другим структурным подразделением предприятия изучается рынок;

определяются номенклатура и ассортимент продукции, объем ее поставок в натуральном выражении, согласно заключенным договорам.

Составляется план поставок продукции по потребителям в натуральном выражении.

на основе объема поставок и изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении;

объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами балансов производственных мощностей по ведущим подразделениям: группам оборудования, участкам, цехам, предприятию в целом на основе объемов производства продукции в натуральном выражении рассчитывается товарная и реализованная продукция в стоимостном выражении.

Далее составляется график отгрузки продукции в рамках тех сроков, которые установили в договорах с заказчиками.

Планирование производственной программы осуществляется по основным цехам предприятия.

Производственная программа рассчитывается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателях.

Объем производства в натуральном выражении характеризуется номенклатурой продукции (наименование (перечень) изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску), а также ее ассортиментом (разновидность изделий (по видам, типам, сортам, размеру и т.д.) в разрезе номенклатуры).

Для измерения объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки, тонны, квадратные, погонные и кубические метры. На ряде предприятий применяют двойные измерители:

Условно-натуральные измерители применяются для измерения объема производства однородных деталей, различных по материалоемкости или другому признаку.

Так, планирование добычи различных видов топлива производится в тоннах условного топлива; стеновых материалов - в миллионах штук условного кирпича; производство консервов - в условных банках.

Трудовой измеритель объема производства, выражаемый в нормо-часах, человеко-днях, станко-часах, используется для определения численности работников, норм выработки, размера оплаты труда, для планирования производственных программ других цехов и иных целей.

Стоимостные (денежные) измерители являются обобщающими и служат для определения общего объема производства, планирования товарной, валовой и реализованной продукции.

Что же дают натуральные показатели? С помощью данных показателей возможно составлять план производства, а также такая категория, как натуральные показатели позволяют согласовать выпуск определенных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства.

Н, чего не могут сделать натуральные показатели – это определить показатели объема и структуры производства, рассчитать затраты, доход и прибыль предприятия от реализации продукции. Для этих целей требуется разработка плана производства продукции в стоимостном выражении.

План производства продукции в стоимостном выражении включает в себя товарную, валовую и реализованную продукцию.

Товарная продукция направленна  для реализации и служит фундаментом для расчета валовой и реализованной продукции и включает стоимость запланированных к выпуску готовых изделий (принятых отделом технического контроля, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции предприятия); полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперативным поставкам; капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия; инструментов и приспособлений для собственного производства.

Товарная продукция в большинстве отраслей промышленности, кроме предприятий пищевого комплекса, определяется по заводскому методу, то есть в

объем товарной продукции не включается стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, изготовленных предприятием для собственных нужд.

В оптовых и сопоставимых ценах происходит расчет товарной продукции.

Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом, вторые - для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.

Плановый объем товарной продукции (Пт) рассчитывается по формуле:

(1), где

Ani - план выпуска i-ro вида продукции в натуральном выражении;

Цi - действующая оптовая цена i-ro вида продукции;

n - количество видов товарной продукции (i = 1,2, 3,.. n);

Уj - объем услуг и работ j-ro вида промышленного характера;

m - количество видов работ промышленного характера (j = 1, 2, 3,.. m).

Товарная продукция характеризует объем произведенной готовой продукции и используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов прибыли, рентабельности и других показателей эффективности производства.

Валовая продукция - это стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период времени.

Необходимо отметить, что на величину остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода отличается валовая продукция от товарной продукции.

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство, и оценивается в сопоставимых, неизменных на определенную дату, ценах предприятия.

Объем валовой продукции (Пв) рассчитывается по формуле:

(2), где

Нк и Нн - остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно.

Ик и Ин - остатки инструмента и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.

Незавершенное производство - незаконченная производством продукция: заготовки, детали, полуфабрикаты, находящиеся на рабочих местах, контроле, транспортировке, в цеховых кладовых в виде запасов, а также продукция, не принятая отделом технического контроля и не сданная на склад готовых изделий.

Валовую продукцию можно рассчитывать и как разницу между валовым и внутризаводским оборотом по формуле:

(3), где

Во - валовой оборот - стоимость всего объема продукции, произведенного за определенный период всеми цехами предприятия, независимо от того, использовалась продукция внутри предприятия для дальнейшей переработки или была реализована на сторону;

Вн - внутризаводской оборот - стоимость продукции, выработанной одними и потребленной другими цехами в течение одного и того же периода времени.

Важно заметить, что показатели валовой и товарной продукции, хотя и получили широкое распространение в планировании хозяйственной деятельности предприятия, все же имеют общий недостаток.

К сожалению, данные показатели не дают полной картины о вкладе предприятия в итог хозяйственной деятельности предприятия, так как в их состав включается стоимость материальных затрат (на отдельных предприятиях - 80-90% от величины издержек).

Для того, чтобы понять масштабы производства необходимо обратиться к таким показателям, как чистая и условно-чистая продукция.

Под чистой продукцией понимается вновь созданная на предприятии стоимость, в которую включаются издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг).

Расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предприятия входят в состав чистой продукции.

Плановый объем чистой продукции (Пч) можно рассчитать по следующим по формулам:

(4), где

Пр - объем реализованной продукции по плану;

МЗ - материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг);

Оа - амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов;

Зп - заработная плата с начислениями на нее;

П6 - прибыль от реализации продукции.

Условно-чистая продукция (Пу) содержит амортизацию и рассчитывается по формулам:

(5), где

Чтобы иметь возможность проанализировать структуру производственной программы, планирования фонда оплаты труда необходимо обратиться к показателям чистой и условно-чистой продукции.

Реализовывая продукция, это та продукция, которую оплатили покупатели и сбытовая организация.

Ее объем исчисляется как стоимость предназначенных к поставке по плану и подлежащих оплате заказчиком готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначений, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответствии с хозяйственными договорами и потребителями продукции через собственную сбытовую сеть.

Плановый объем реализованной продукции по плану (Pп) можно определить по формуле:

(6), где

Пт - объем товарной продукции по плану;

Qн и Qк - остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

В состав остатков нереализованной продукции на начало года входят:

готовая продукция на складе, в том числе отгруженные товары, документы по которым не переданы в банк;

отгруженные товары, срок оплаты которых не наступил;

отгруженные товары, не оплаченные покупателем в срок;

товары на ответственном хранении у покупателя.

Реализованная продукция характеризует валовой доход предприятия (Вд) в плановом периоде.

Валовой доход определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий (услуг) по формуле:

(7), где

Вgi - валовой доход предприятия от реализации i-ro вида продукции;

Цi - цена единицы i-ro вида продукции;

Oni - планируемый объем продаж i-ro вида продукции (i= 1, 2, 3,.. n) в натуральном выражении.

Необходимо отметить тот факт, что безусловно, важнейшим показателем производственной программы является объем реализованной продукции (объем продаж, доход предприятия), оценивающий стоимость продукции (работ, услуг), которая не только завершена производством, но уже продана и поступила в сферу потребления, а деньги за нее поступили на расчетный счет предприятия.

Не менее важным показателем деятельности предприятия является сумма полученной им от всех источников прибыли, собственно для этого предприятие и разрабатывает производственную программу.

Прибыль - это выраженный в денежной форме чистый доход предприятия, полученный от всех видов его деятельности и определяемый разницей между его совокупным доходом и совокупными расходами.

Главными источниками образования общей суммы прибыли предприятия являются прибыль от реализации и прибыль от внереализационных операций.

Прибылью о/и реализации (Прп) признается такая прибыль, которая получена от продаж:

продукции (работ и услуг) собственного производства;

ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

покупных товаров;

собственных основных фондов;

товаров и услуг собственных обслуживающих производств и хозяйств.

В прибыль от внереализационных, операций (Пвр) включаются:

дивиденды по акциям, вложенным в другие предприятия;

доходы по облигациям;

суммы процентных денег, полученных от числящихся на банковских счетах средств предприятия;

выручка от реализации излишних материальных ценностей и других активов;

средства, полученные в виде безвозвратной финансовой помощи;

другие доходы, не связанные непосредственно с производством и реализацией продукции.

Общая сумма прибыли, полученной из всех этих источников, называется валовой (балансовой) прибылью (Пб), т.е.:

Пб= Прп+ Пвр, млн. руб. (8)

Основной составной частью балансовой прибыли предприятия является прибыль от реализации произведенной продукции (работ и услуг), удельный вес которой в сумме валовой прибыли составляет 90-95%.

Сумма прибыли, полученной от реализации продукции, работ и услуг (Прп) рассчитывается как разность между объемом продаж продукции в оптовых (отпускных) ценах предприятия-изготовителя и полной ее себестоимостью:

, млн. руб. (9), где

Срп – полная себестоимость всего реализованного объема продукции (работ, услуг), млн. руб.;

Cj–себестоимость единицы j-го вида продукции (работ, услуг), руб./н.е.

Прибыль является тем главным мотивом для собственников предприятия, менеджеров и работников предприятия в его успешной деятельности по производству и реализации продукции и удовлетворения на этой основе рыночного спроса в ней.

Это обусловлено той ролью и значением, которые играет прибыль в условиях рыночной экономики, поскольку:

• первое, прибыль не только увеличивает благосостояние собственника имущества предприятия, но и приводит к увеличению стоимости этого имущества в результате капитализации части прибыли;

• второе, менеджерам предприятия, также интересна прибыль, поскольку она является важнейшим критерием успеха их деятельности по управлению предприятием и, кроме того, уровень оплаты их труда также во многом определяется суммой полученной предприятием прибыли;

• третье, для работающих других категорий рост прибыли предприятия также является стимулирующим вектором их эффективной деятельности, поскольку это обеспечивает получение повышенных сумм по дивидендам тех работников, которые являются держателями акций данного предприятия, помимо этого, высокая прибыльность предприятия служит базой для повышения заработной платы и удовлетворения ряда социальных потребностей работающих;

• четвертое, прибыль является основным внутренним источником формирования инвестиционных ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие, она повышает конкурентоспособность предприятия и служит основным средством ее расширенного воспроизводства;

• пятое, прибыль предприятия является защитным щитом от банкротства, так называемой «подушкой безопасности».

Решая задачу выбора показателей, которые могли бы максимально достоверно характеризовать результат и эффект его функционирования, следует остановиться на уточнении следующих критериев: «результат» и «эффект».

Результат - это итог или следствие какого-либо процесса или действия.

Основным результатом производственного процесса выступает объем произведенной продукции (работ или услуг), выраженный в тех или иных единицах измерения.

Очевидно, что процесс производства может сопровождаться получением разного рода результатов как положительных (например, произведенная и имеющая спрос на рынке продукция), так и негативных (например, бракованная продукция, продукция, не нашедшая спроса на рынке по различным причинам, образование веществ не товарного выхода, нанесенный производством целевой продукции экологический ущерб и т.д.).

Показателями, оценивающими положительный результат производства, могут выступать те, которые характеризуют объем произведенной продукции, обладающей свойствами товара, но еще не перешедшей из сферы производства в область потребления.

Среди таких объемных показателей, наиболее часто используемых для оценки результата производства в стоимостном выражении, необходимо назвать объем валовой продукции (Vвп) и объем производства товарной продукции (Vтп).

Кроме того, показателями, оценивающими индивидуальный результат работы предприятия, могут служить: объем полученной на предприятии чистой продукции (ЧП) или сумма добавленной стоимости (ДС ), созданной на данном предприятии.

«Эффект» - это тот конечный и полезный результат, полученный вследствие реализации поставленной цели того или иного процесса или действий.

Учитывая выше изложенное, можно сказать, что внешней целью предприятия является производство и реализация продукции (работ, услуг), благодаря чему достигается удовлетворение рыночного спроса, а внутренней целью предприятия - получение максимально возможной суммы прибыли.

Необходимо отметить, что объем реализованной продукции (Vpп) выступает маяком внешним эффектом производственной деятельности предприятия должен выступать.

Данный факт можно интерпретировать следующим образом: в объем реализации включается только та продукция, которая не только закончена производством, но и в требуемом объеме, необходимого качества, нужного ассортимента, в установленные договором на поставку сроки дошла до своего потребителя, а деньги за нее поступили на расчетный счет предпрития-поставщика.

Именно этими обстоятельствами устанавливается факт поступления этой продукции в сферу потребления, соответственно, и факт реализации внешней цели деятельности предприятия - удовлетворение рыночной потребности в данном виде продукции.

Показателем, характеризующим внутренний эффект производственной деятельности предприятия, должна выступать сумма полученной прибыли от реализации (Прп).

И данные утверждения невозможно оспорить, поскольку роль и значением прибыли (они охарактеризованы выше), которые она играет в процессе реализации в первую очередь внутренних интересов предприятия.

Существует большая связь между такими показателями, как объем реализации (дохода предприятия) и суммы прибыли от этой реализации, поскольку получение прибыли возможно тогда и только тогда, когда предприятие реализовало свою продукцию, удовлетворив тем самым рыночные потребности.

Для предприятия первоочередная цель стоит в удовлетворении потребностей рынка в произведенных им и реализованных товарах, а уже следствие от данных манипуляций становится получение прибыли, которая необходима для дальнейшего существования данного предприятия.

Учитывая выше изложенное, необходимо сделать следующие выводы. Итак, производственная программа дает возможность не только устанавливать объем выпуска конечной продукции, но и является фундаментом, базой для расчета производственных планов подразделений, которые входят в структуру предприятия.

Для любого предприятия во главе угла должна стоять фундаментальная задача: определить тот объем производства, который обеспечит ему максимальную прибыль, высокую рентабельность и максимальные объемы продаж. 

Для решения такой задачи и нужна разработка производственной программы, включающая в себя наименование продукции, работ и услуг по заказам и договорам потребителей.

Три раздела составляют фундамент производственной программы:

плана производства продукции (услуг) в натуральном выражении;

плана производства продукции (услуг) в стоимостном выражении;

плана поставок.

Безусловно, что план производства продукции (услуг) в натуральном выражении выдвигается на первое место.

Данный раздел является крайне важным, поскольку в рамках рыночных отношений потребителям необходима не продукция вообще и в неограниченном количестве, а продукция совершенно определенного вида, типа, в определенном объеме.

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры, условно-натуральные и т.д.) характеризуют производственную специализацию предприятия, долю на рынке и необходимы для сбалансированности предприятия.

Определить потребность в производственной мощности и ее использование нельзя без натуральных измерителей, которые полно и правильно определяют рост производительности труда, но применимы только для продукции однородного назначения.

Базовыми показателями производственной программы в натуральном выражении являются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции.

Номенклатурой признается укрупненный перечень видов продукции, производимой предприятием (например, нефтепродукты, стекловолокно, кондитерские, хлебобулочные изделия).

Ассортимент детализирует различные виды продукции по сортам, маркам, рисункам и т.п.

Важными составляющим при определении производственной программы является правильный выбор единиц измерения, при этом должны использоваться те единицы, которые главным образом отражают более важные для покупателей свойства товара.

Производственная программа (план производства и реализации продукции), является одним из определяющих разделов плана социально-экономического развития предприятия и связана с другими его разделами (планом по труду, планом материально-технического обеспечения, планом по себестоимости и т.п.).

Базой для формирования производственной программы служат такие элементы, как:

госзаказ;

заказов потребителей;

потребительский спрос.

Затем формируется портфель заказов, т.е. объем производства для оптовых поставок:

Qn= Qc–Qd) х Кп  (10), где

Qс- величина спроса на товар;

Qd- объем заключенных договоров с другими поставщиками;

Кп- коэффициент платежеспособности;

N - количество рыночных секторов.

Оптимальной будет ситуация тогда, когда объем рыночного спроса и   количество заключенных договоров будут равны.

Для расширения своего влияния на рынке предприятию необходимо разработать новую стратегию и тактику в своей конкурентной борьбе на рынке.

Стоимостной план производства продукции позволяет определить объем производства продукции различных видов, темпы и структуру роста, но и рассчитать фонд оплаты труда, как части стоимости, фондоотдачу и другие показатели эффективности производства.

Единица измерения этих показателей – национальная валюта. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран, например, доллар США.

При расчете планов производства структурных подразделений (цехов, корпусов, производств, участков, поточных линий), помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения межцеховых и внутрицеховых заделов незавершенной производственным процессом продукции.

Производственная программа хозяйственной деятельности предприятия является годовой и, следовательно, все показатели также рассчитываются на год, но с разбивкой по кварталам, а уже квартальные по месяцам.

Боле короткие планы присуще структурным подразделения  и следовательно задания производственной программы тоже имеют боле короткие периоды........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%