- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основы безопасности жизнедеятельности» как условие адаптации учащихся к экстремальным ситуациям.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016005 |
Тема: | Основы безопасности жизнедеятельности» как условие адаптации учащихся к экстремальным ситуациям. |
Содержание
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФГАОУ ВПО «Северо-Восточный Федеральный Университет им. М.К. Аммосова» Институт физической культуры и спорта Кафедра теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности «Основы безопасности жизнедеятельности» как условие адаптации учащихся к экстремальным ситуациям МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование Магистерская программа: Социальная безопасность Руководитель: К.п.н., доцент Баишев Иннокентий Игнатьевич ______________________________ Выполнил: магистр 2 курса Группы М-СБ-16 Дегтярев Игорь Сергеевич, Работа защищена: «____» ________________2018 г. протокол №__________________ с оценкой____________________ Якутск– 2018 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. 7 1.1Адаптация человека к экстремальным ситуациям 7 1.3 Практикоориентированный характер курса ОБЖ 21 1.3 Моделирование методической системы практикума по курсу ОБЖ 32 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРАКТИКУМА В КУРСЕ ОБЖ 39 2.1 Содержание и технология проведения практикума 39 2.2 Критерии и основные показатели адаптации учащихся к экстремальным ситуациям в процессе реализации практикума 58 2.3 Организация и этапы проведения педагогического эксперимента использования методической системы практикума 65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73 ВВЕДЕНИЕ Актуальность.Концепция «общества риска» в трактовке современных социальных теоретиков (У. Бек, Э.Гидденс, Н.Луман, С.Лэш и др.) представляет собой особый взгляд на социальные изменения нынешнего и будущего состояния общества. Ее смысл заключается в том, что риски — это не только аварии и катастрофы, как бы часто они ни случались, но имманентная сторона процесса общественного производства. Риск - это не исключительный случай, не «последствие» и не «побочный продукт» процессов общественной жизни. Риски постоянно производятся обществом, причем это производство легитимное, осуществляемое во всех сферах жизнедеятельности общества - экономической, политической, социальной. Риски - это неизбежные продукты работы той машины, которая называется «принятием решений». В более общем, мета теоретическом смысле, риск квалифицируется как «событие или ситуация, когда нечто ценное, включая жизнь самих людей, поставлено на карту, и их результат не определен» (Rosa, 1998). Следует отметить, что производство рисков порождает эффект бумеранга, в конечном счете поражая тех, кто наживался на производстве рисков или же считал себя застрахованным от них (У. Бек). В авторской концепции «общества всеобщего риска» О. Н. Яницкого, «всеобщность» трактуется прежде всего, как «...экстерриториальность производства рисков, то есть охват ими в равной мере индустриального мира, природных систем и повседневной жизни человека». В условиях российской действительности, характеризующейся не сформированностьюновых социальных институтов, ее менталитетом, «риск стал нормой повседневной жизни». Это мы наблюдаем ежедневно и почти ежечасно. Ключевым положением концепции «общества всеобщего риска «является тезис о «перемене знака»; если общество долго не реагирует напроизводство и накопление рисков, то последние начинают доминировать над производством общественных благ, социального богатства. В подобных условиях, процесс стабилизации возможен за счет ущемления «ресурса развития». Задачи сохранения безопасности начинают доминировать над перспективными целями социальной динамики, а истощение ресурсов общества, моральных и физических сил большинства населения порождает опасно высокий уровень «нормального» восприятия социальных рисков. Н. Н. Моисеев считает, что будущее планетарного общества и каждой страны решающим образом будет зависеть от распространения знаний, общей образованности, культуры. В свою очередь, система воспитания и образования должна строиться, исходя из концепции развития цивилизации в XXI веке, а не из сиюминутных потребностей. Б. С. Гершунский отмечает, что решение мировых задач, в том числе по глобальному выживанию человека, должно принадлежать сфере образования. Для этого государства должны уделять стратегически приоритетное внимание сфере образования, воспитанию нового Человека, способного жить и трудиться в принципиально новых жестких условиях рыночной экономики и конкуренции. Это требует повышенной ответственности человека за собственную судьбу, судьбу своих детей и близких, судьбу своей страны, ее будущее. Таким образом, можно говорить о приоритетной роли сферы образования в выживании человечества. На основе Федеральных Законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (1994), "О безопасности" (1992), "Об обороне" (1996), "О гражданской обороне" (1998), "О радиационной безопасности" (1995), "О пожарной безопасности" (1994), "О безопасности дорожного движения", "О воинской обязанности и военной службе" (1998), на основании Постановлений Правительства РФ "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (1995), "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (2003) и других актов Российской Федерации о безопасности и мерах защиты населения и окружающей среды Министерством образования разработан проект концепции образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". В концепции основные задачи обновления курса ОБЖ определяются исходя из условий обеспечения индивидуальной безопасности каждого жителя России, национальной безопасности страны, безопасности мирового сообщества в XXI веке. Курс ОБЖ внесен в число основных образовательных областей и базовых предметов, он должен стать «ведущей образовательной областью, систематизирующим, сквозным, интегрирующим предметом, имея как самостоятельную учебную дисциплину, так и свои неотъемлемые компоненты в других предметах, а также во внеурочной и внешкольной работе с учениками».Такое положение курса ОБЖ в общей системе образования определяется его чрезвычайно высоким предназначением, связанным с формированием у учащихся основ культуры безопасности, как части общей культуры, основывающейся на психологических установках предвидения опасных ситуаций и выхода из них с наименьшими потерями, воспитания личности не наносящей вреда себе, обществу, природе, способной к саморазвитию, самосохранению, самосовершенствованию в духовном и физическом плане. Ключевой составляющей курса служит практико-ориентированный компонент, проявляющийся в проведении системы практических занятий (практикума) по основным разделам курса ОБЖ. Таким образом, для самоорганизации человека, как системы, в экстремальной (опасной) ситуации вербальное обучение малоэффективно. Навыки "безопасного поведения" вырабатываются в процессе преодоления экстремальных ситуаций. Т.С. Назарова считает, что в основе преподавания курса ОБЖ должны быть положены "экстремальные педагогические технологии" практической направленности. Анализ развития и реализации школьного курса ОБЖ показывает его широкие возможности в формировании адаптационных механизмов к условиям резко меняющейся среды обитания. Однако эта социально — педагогическая функция курса ОБЖ недостаточно изучена в науке и практике. Актуальность исследования обусловлена противоречием между требованиями общества к обеспечению безопасной жизнедеятельностичеловека, требованиями педагогической практики к подготовке учащихся по основам безопасности жизнедеятельности и низким уровнем культуры безопасности у различных групп населения, включая учащихся общеобразовательных учреждений. Печальным примером можно привести страшнуютрагедию,произошедшуюв Кемерово 25 марта 2018 года, в котором в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» по официальным данным, погибли 64 человека, в том числе дети. Выше сказанное позволяет сформулировать цель данной магистерской диссертации, которая заключается в изучении процесса формирования адаптации учащихся к экстремальным ситуациям. Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи исследования: - изучить философскую, педагогическую, психологическую, методическую, социологическую литературы по проблемам безопасности жизнедеятельности личности и ее адаптации к экстремальным ситуациям. - рассмотреть учебные программы для общеобразовательных школ по курсу ОБЖ и определение роли практикума как необходимого компонента государственного образовательного стандарта. - - изучение передового педагогического опыта, наблюдение, опрос, собеседование, тестирование, анкетирование; - - педагогический эксперимент; - - статистические методы обработки данных и обобщение результатов эксперимента. Объектом исследования в данной магистерской диссертации являетсясистема школьного образования в области безопасности жизнедеятельности. Предмет исследования - практикум в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» как способ деятельности учащихся по адаптации к экстремальным ситуациям. Гипотеза диссертации состоит в том, что отпроведения практикума в курсе ОБЖ может стать способом усвоения практических умений и навыков учащихся по адаптации к экстремальным ситуациям. Степень научной разработанности темы исследования. Среди основных методологов безопасности жизнедеятельности можно выделить СВ. Алексеева, О.Н. Русака, В.А. Болотова, Н.В. Бордовскую, Г.А. Бордовского, Л.А. Вербицкую, В.В. Лаптева,О.Е. Лебедева, А.П. Тряпицыну, Н.Н. Александрову, Н.Д. Андрееву, А.К. Бродского, Г.Л. Грозовского, А.Н. Захлебного, Н.Е. Кузнецову, А.В. Ляпцева, Л.А. Михайлова, И.Н. Пономареву, В.В. Сапронова, В.В. Смирнову, А.В. Старостенко, И.Т. Суравегину, И.К. Топорова и др. Теоретической и методологической основой магистерской диссертации послужили работы зарубежных и отечественных социологов, рассмотревших вопросы организации и обеспечения жизнедеятельности человека, а также нормативные правовые акты Российской Федерации. Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: - изучение и теоретический анализ философской, психолого- педагогической, методической литературы; - анализ учебной, методической литературы и программ по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных школ, обобщение, сравнение; - изучение передового педагогического опыта, наблюдение, опрос, собеседование, тестирование, анкетирование; - педагогический эксперимент; - статистические методы обработки данных и обобщение результатов эксперимента. Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в работе материалы, выводы, рекомендации и предложения могут быть использованы преподавателями в курсе ОБЖ вобщеобразовательных учреждений. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. 1.1Адаптация человека к экстремальным ситуациям Стихийные бедствия, катастрофы, аварии, применение различных видов оружия создают ситуации, опасные для жизни, здоровья и благополучия, как отдельных людей, так и значительных групп населения. Эти воздействия становятся катастрофическими, когда они приводят к большому материальному ущербу, вызывают смерть, ранения и страдания большого числа людей. В настоящее время в области безопасности жизнедеятельности в соответствии с Федеральным Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.) введены понятия чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среды, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Аварии, катастрофы, опасные природные явления, стихийные бедствия определяются как опасные происшествия, которые «...могут при неблагоприятных условиях стать источником развития чрезвычайной ситуации». Д.В. Сочивко, исходит из утверждения, принятого им за аксиоматическое, что «неэкстремальных условий жизнедеятельности не существует, а существуют более или менее экстремальные условия жизнедеятельности». Толковый словарь русского языка определяет экстремальный (сущ. экстремальность) как крайний, необычный по трудности, сложности. Экстремальность условий жизнедеятельности является сложной личностной функциейфакторов условий жизнедеятельности, взятых в конкретной ситуации жизни конкретного человека, т. е. в одинаковых условиях жизнедеятельности люди ведут себя по разному, а, следовательно, экстремальность этих условий жизнедеятельности для каждого конкретного человека есть сложная многомерная индивидо - личностная функция факторов условий жизнедеятельности, определяющая его эмоциональное, волевое и когнитивное поведение. Таким образом, экстремальность условий жизнедеятельности человека зависит от масштабов и тяжести последствий опасных происшествий. Условия жизнедеятельности, вызывающие у человека стрессовое состояние, зависящее от масштабов и тяжести последствий опасных происшествий и природных явлений, аварий, катастроф, стихийных бедствий, в нашем исследовании будем называть экстремальными ситуациями. На людей, находящихся в экстремальных ситуациях, наряду сразличными поражающими факторами действуют психотравмирующиеобстоятельства, представляющие собой комплекс сверхсильныхраздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности.Возможность возникновения и характер психофизиологическихрасстройств, их частота, выраженность, динамика зависят от многихфакторов: характеристики экстремальной ситуации (ее интенсивности,внезапностивозникновения,продолжительностидействия); организованности и согласованности действий в экстремальных условиях; взаимовыручки; наличия наглядных примеров мужественного преодоления трудностей. Значительную роль в успешном преодолении экстремальных условий занимает готовность отдельных людей к деятельности в неблагоприятных условиях, определяемая их личностно-типологическими качествами, психологической устойчивостью, волевой и физическойзакалкой - готовностью адаптироваться к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Адаптация, несомненно, одно из фундаментальных качеств живой материи. В энциклопедическом словаре дается следующее объяснение понятия адаптация. Адаптация (от позднелат. adaptatio - приспособление), в биологии - это приспособление строения и функций организмов (и их групп) к условиям существования. В физиологии и медицине под адаптацией понимается процесс привыкания. Современный психологический словарь определяет адаптацию, как приспособление строения организма, его органов к условиям внешней среды. Адаптация человека подразделяется на биологическую и психологическую. З.Н. Каландаришвили выделяет элементы адаптации — самообладание, стрессоустойчивость, готовность к обоснованному риску. Адаптация представляет динамический процесс, благодаря которому системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе "организм - среда". Процесс адаптации реализуется, когда в системе "организм - среда" возникают значительные изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Л.В. Корель предлагает классификацию адаптации по 24 критериям. Не все критерии в данной классификации (основания классификации) равнозначны. Есть критерии, которые являются чрезвычайно важными для описания адаптивных процессов в современном трансформирующемся обществе. Есть второстепенные, несущие слабую познавательную нагрузку. Пространство критериев дифференциации адаптации (основания деления) и названия адаптации внутри каждого из них выглядят следующим образом: Таблица 1. Классификация адаптации (по Л.В. Корель) 1 АДЕКВАТНОСТЬ 1. Адекватные; 2. Неадекватные. 2 ВЕРТИВНОСТЬ 1. Внутренние; 2. Внешние. 3 ВИД 1. Ответ на инновации; 2. Ответ на трансформации. 4 ГЛУБИНА 1. Глубокие; 2. Поверхностные 5 ИМПЕРАТИВНОСТЬ 1. Добровольные; 2. Принудительные: - защитные; -мимикрические; - компенсаторные; - депривационные; - псевдо-актуалъные 6 КОНСТРУКТИВНОСТЬ 1. Конструктивные; 2. Деструктивные 7 МЕТАСТАТИЧНОСТЬ СВЯЗИ СО СРЕДОЙ 1. Ароадаптации(ароморфоз); 2. Аллоадаптации (алломорфоз); 3. Телеадаптации (телеморфоз); 4. Гиперадаптации (гиперморфоз); 5. Катаадаптации (катаморфоз) 8 МОРФОЛОГИЧНОСТЬ 1. Генеративные; 2. Идиоадаптивные; 3. Дегенеративные 9 ПРОГРЕССИВНОСТЬ 1. Прогрессивные; 2. Константные; 3. Регрессивные 10 ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 1. Кратковременные; 2. Среднесрочные; 3. Длительные 11 РЕАКТИВНОСТЬ 1. Активные; 2. Пассивные 12 СИСТЕМНОСТЬ 1. Локальные: - периферические; - ядерные (центральные); 2. Системные (суперадаптации) 13 СОДЕРЖАНИЕ 1. Демографические; 2. Культурологические; 3. Политические; 4. Психологические; 5. Религиозные; 6. Технико-технологические; 7. Экологические; 8. Экономические; 9. Этнические и др. 14 СТАТИЧНОСТЬ 1. Адаптации как процесс (динамические); 2. Адаптации как результат(статические) 15 СТРУКТУРНОСТЬ 1. Стабильные; 2. Структурные; 3. Катастрофические 16 СУБЪЕКТНОСТЬ 1. Институционные; 2. Организационные; 3. Групповые; 4. Индивидуальные 17 УСТОЙЧИВОСТЬ 1. Устойчивые (постоянные); 2. Неустойчивые (временные, проходящие) 18 ФАКУЛЬТАТИВНОСТЬ 1. «Наследуемые»; 2. Приобретенные (самостоятельные) 19 ФОРМА 1. Ассимиляция («поглощениеадаптанта средой»); 2. Аккомодация (псевдоадапт.): - принуждение; - компромисс; 3. Встречные адаптации (преобразование среды субъектом адаптации-адаптантом) - терпимость 20 ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ 1. Эволюционные; 2. Функциональные; 3. Патологические 21 ХАРАКТЕР 1. Инновационные; 2. Традиционные 22 ХРОНОЛОГИЯ 1. Прошлые; 2. Настоящие 23 МАСШТАБЫ (ШИРОТА) 1. Широкие адаптации 1-го пордка; 2. Широкие адаптации 2-го пордка; 3. Узкие адаптации 24 ЭТАПЫ (ФАЗЫ) 1. Преадаптация; 2.Инадаптация; 3. Постадаптация В рамках нашего исследования особый интерес представляют адаптации по основаниям 10, 11, 13, 14 (Таблица 1), а именно, адаптации к сравнительно быстро меняющимся условиям внешней среды, что характерно для условий экстремальных ситуаций, т. е. по продолжительности относительно кратковременные, по степени статичности - динамические, по содержанию - психологические, по реактивности - активные или пассивные. В эволюционно изменяющихся средах выбор того или иного вида адаптации также имеет важное значение для субъекта адаптации, однако не настолько, чтобы представлять угрозу для его существования. В бифуркационных, экстремальных средах важен выбор способа адаптационного реагирования. В поведенческой сфере важнейшей характеристикой преодоления трудностей является направленность изменений - активация или деактивация поведения в деятельности. Бегство или борьба — два основных варианта реагирования на ситуацию, опасную для человека. Данные медицины и социальной психологиисвидетельствуют о том, что достаточно сильное неблагоприятное воздействие невозможно пассивно выдерживать длительное время -наступает истощение адаптивных резервов. В то же время выбор активной модели адаптации так же сопряжен с риском и нередко представляет угрозу для самого существования адаптанта. Медики и психологи дают рекомендацию универсального характера: если экстремальное воздействие весьма продолжительно, его пассивно не переждать. Более рационально активно устранить экстремальный фактор за короткий срок. Если для этого нет эффективного способа, остается пассивно выжидать в надежде на адаптивный резерв, пока неблагоприятный фактор либо сам не исчезнет, либо по накоплению информации достаточной для принятия решении об активном способе его устранения. В зависимости от индивидуальных различий у одних адаптантов актуализируется активная, у других - пассивная защита. Такая активно-пассивная адаптивная деятельность разных групп населения, во-первых, предохраняет от паники и хаоса в случае одновременных активных действий каждого, во-вторых, накопленный опыт субъектов с активной стратегией поведения является полезным и помогает более пассивным субъектам, которые предпочитают заимствовать готовые формы поведения. Неопределенность будущего делает перспективно-полезными в текущий момент оба адаптивно-защитных состояния. Однако в рамках данного момента времени для субъекта адаптации более целесообразно активное реагирование. Построенное на концепте определенности, как бы понятности текущей ситуации, оно направлено на овладение этой ситуацией и является для субъекта источником благоприятных сигналов о его потенциальной успешности в данной области. Пассивное реагирование на стрессор не создает такой обратной информации к субъекту. Оно протекает на фоне негативных эмоций о неблагополучии. Л.В. Куликов указывает на три основные формы поведения в экстремальных ситуациях: нравственно-психологическая капитуляция, оборонительное и наступательное поведение. На основании многочисленных наблюдений и экспериментов было выявлено, что оборонительное поведение, особенно пассивное, является менее эффективной стратегией преодоления, как в плане успешности поведения, деятельности, так и в аспекте разнообразных социально-психологических последствий, сохранения нервно-психического и соматического здоровья. П.Я. Гальперин считает, что для приспособления к новым условиям нужна не пассивная, а активная психологическая ориентировка. Таким образом, мы приходим к предположению, что активная адаптация человека к изменениям внешней среды (в том числе, к неблагоприятным ситуациям) в виде разумной активной деятельности часто предпочтительнее пассивной адаптации. В эволюционных системах имеют место постепенные адаптации — слабо заметные изменения во внутренней структуре и поведении субъекта адаптации. К такому виду адаптации А.П. Расстигаев относит социальную адаптацию. В кризисных (экстремальных) ситуациях, таких как социальные перевороты, технические и природные катастрофы, носящие быстротекущий характер, требуют от субъекта адаптации более активного, более быстрого поведенческого реагирования на "вызов среды". Для успешной адаптации к меняющимся условиям среды важно чтобы исчез концепт невозможности, безысходности текущей ситуации и собственной беспомощности. С точки зрения системного подхода к проблеме адаптации В.П. Казначеев выделяет четыре состояния живых организмов относительно внешних условий: физиологическое, состояние напряжения, адаптация, патологическое. Недостаточность механизмов адаптации означает снижение надежности биосистемы, развитие новой формы жизнедеятельности, которая рассматривается как болезнь. Рассматривая вопросы физиологической адаптации человека В.П. Казначеев в основе ее классификации использует функционально-временной принцип. Организм, обладающий способностью мощных физических реакций с высокой степенью надежности в ответ на значительные, но кратковременные колебания во внешней среде, но способный поддерживать уровень относительно короткий срок, а также, мало приспособленный к длительным физиологическим перегрузкам со стороны внешних факторов, обладает стратегией адаптивного поведения типа "спринтер". Организм менее устойчивый к кратковременным значительным колебаниям среды, но выдерживающий продолжительное время физиологические перегрузки, обладает стратегией адаптивного поведения типа "стайер". Наиболее оптимальным типом стратегииочевидно является промежуточный вариант между указанными крайними типами. Возможно, что в процессе индивидуальной жизни, соответствующего воспитания и тренировки характер стратегий может меняться, однако наибольшее значение в их формировании, вероятно, принадлежит генетическим факторам. Таким образом, можно констатировать, что влияние обучения и воспитания на развитие физиологических адаптационных свойств индивида ограничено генетическими особенностями индивида. С другой стороны, наибольшее возможное воздействие на стратегию адаптивного поведения индивида можно оказать в период его интенсивного физического и психического развития, т. е. на этапе школьного обучения. Вышесказанное относится ко всем живым организмам. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум -среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психологическая адаптация. Решение проблемы психологической готовности человека к изменяющимся условиям жизнедеятельности непосредственным образом зависит от решения проблемы взаимосвязи индивидуально - и социально - психологического, личности и среды; от ситуации; от ответов на вопросы о том, какую роль играют личностные, а какую - средовые, ситуационные переменные в детерминации поведения человека. Начало в преодолении разрыва между внешним и внутренним миром индивида было положено Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, С.Л. Рубинштейном и их учениками и последователями на основе психологической теории деятельности. Согласно этой теории возникновение опосредованной структуры психологических процессов человека есть продукт его деятельности как общественного человека. Психические процессы порождаются деятельностью и становятся ее функциональными органами. На основе этой теории Ф.Е. Василюк исследовал с психологической точки зрения, что делает человек, когда он попадает в ситуацию невозможности реализации своих потребностей, установок, ценностей и т. д. Автор использует категорию переживания, как особую форму деятельности, направленную на восстановление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования. Специфика деятельности субъекта определяется в первую очередь особенностями жизненных ситуаций, ставящих его перед необходимостью переживания. Такие ситуации Ф.Е. Василюк называет критическими или ситуациями невозможности . Борьба против невозможности жить, реализовать внутренние необходимости своей жизни и есть переживание. Для преодоления критических ситуаций, таких как стресс, фрустрация, конфликт, кризис (в типологии Ф.Е. Василюка) человеку необходима воля. Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека. Особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. К основным факторам, обеспечивающим волевые качества личности можно отнести: семейное воспитание, систематическое преодоление трудностей в повседневной жизни, физическое воспитание. Особое значение в развитии воли принадлежит деятельности. От своеобразия нервно-психической деятельности, сочетания врожденных и приобретенных свойств, колеблющихся у разных людей в широких пределах, зависит образ мышления и действий, возможность выбора цели и путей ее достижения, последовательность в выполнении намеченного. Поэтому реакция каждого человека на одну и ту же ситуацию связана с состоянием нервной системы. Ученые на основании опытных данных выделили следующие основные типы нервной системы у человека: 1. тип сильный, уравновешенный и подвижный - здесь и раздражительный и тормозной процессы одинаково сильны, а их подвижность значительна; 2. тип сильный, уравновешенный, но инертный — отличается от первого недостаточной подвижностью; 3. тип сильный, неуравновешенный - раздражительный процесспреобладает над тормозным; 4. слабый тип - оба процесса снижены. Экспериментально доказано, что люди с сильным типом нервной системы обладают высокой работоспособностью, особенно если требуются большая выдержка и целенаправленность. Они не теряются в сложных ситуациях, инициативны и настойчивы, самостоятельны, не любят жаловаться на невзгоды. У них очень редки нервные срывы. Люди со слабым типом нервной системы обладают низкой работоспособностью, нерешительны, стараются избежать ответственности; они не умеют отстаивать своих убеждений. У них часты нервные срывы. На тип нервной системы, на формирование характера человека оказывают влияние образ жизни, специфика трудовой деятельности. Можно предположить, что для адаптации к экстремальным ситуациям необходимо формировать у учащихся сильный тип нервной системы, волю. Большие возможности в этом направлении имеет практикоориентированный курс ОБЖ. Обобщая имеющиеся теоретические разработки проблемы психологической адаптации и анализируя накопленный эмпирический материал было выявлено, что решающее значение для совокупности изменений в организме и психике при столкновении с трудностями имеет общий уровень личностной мобилизации. При недостаточной мобилизации (адаптация не полна без достаточной активности) происходит быстрое наступление стрессовой фазы истощения. Избыточная мобилизация (экстраактивность) также ослабляет адаптацию активным дезорганизованным характером поведения. В этом случае человек находится в стрессовой фазе мобилизации или тревоги. Адекватная мобилизация личности представляет адаптацию, укрепленную активностью, и выражает активное организованное поведение индивида, находящегося в стрессовой фазе резистентности. Очевидно, что адаптация необходима для психологической устойчивости, но и сама успешная адаптация невозможна без достаточной психологической устойчивости. У каждого человека существует некий абстрактный, строго индивидуальный барьер психической адаптации, позволяющий уравновешенно реагировать на окружающее. В нормальных условиях жизнедеятельности он обеспечивает своеобразный «оперативный покой», способствуя быстрому и оптимальному контакту со всеми природными и социальными факторами. Именно им определяется степень адаптивности каждого человека. Он позволяет человеку уравновешенно реагировать на окружающие явления и процессы. Активность этого барьера базируется на биологической и социально-психологической основах. Биологическая основа зависит в каждый конкретный момент времени от состояния систем организма. Все биологические механизмы адаптационного барьера определяются в первую очередь генетическим и конституционным «набором» человека. Они постепенно изменяются в течение его жизни, но основные их показатели (стереотип действия) формируются уже в раннем детстве и в дальнейшем, как правило, резко не меняются. Отсюда постоянство темперамента, эмоциональных реакций, многих черт характера. Социально-психологическая основа включает моральные и волевые качества, убежденность, приобретаемый опыт, которые увеличивают величину защитного барьера к психическим перегрузкам, к неблагоприятным, так называемым стрессовым ситуациям, позволяют принимать правильные решения в трудных обстоятельствах и активно им следовать. При этом люди становятся более собранными, в их действиях появляется четкость, стимулируются процессы мышления, ускоряются ответные реакции, улучшается память, концентрируется внимание. Благодаря психическому напряжению возрастает способность человека к преодолению препятствий и адаптации к новым условиям. В процессе исследования действий людей экстремальных профессий, Ю.А. Александровский делает вывод: различные жизненные ситуации, с которыми впервые сталкивается человек, всегда вызывают большее напряжение и вероятную опасность развития невроза. При преодолении защитного барьера, отделяющего обычные условия жизни от экстремальных, этап стартового психического напряжения сменяется этапом острых психических реакций входа. Постоянное присутствие угрозы для жизни, обусловливаемой повышенным фактором риска погибнуть в результате несчастного случая, аварии или катастрофы, может вызывать различные психические реакции -от состояния тревожности до развития неврозов и психоза. Аварии и катастрофы - это чрезвычайные происшествия, которые характеризуются внезапностью. Они требуют от человека исключительно быстрой перестройки психической деятельности на фоне возникшего эмоционального напряжения. Они предъявляют самые высокие требования к эмоционально-волевым качествам личности. Одним из условий переадаптации человека к обстановке, связанной с угрозой для жизни, является способность поддерживать высокую степень готовности к действиям при возникновении различных неожиданностей. Неспособность находиться в постоянной готовности к экстренным действиям имеет следствием неадекватные реакции, которые нередко приводят к авариям и катастрофам. По наблюдениям, у людей, чьи профессии связаны с опасностями, вследствие сознания угрозы для жизни (летчики,космонавты, военнослужащие, шахтеры, геологи и др.) присутствует постоянная готовность к действиям, сопровождаемая соответствующей психической напряженностью в адекватной форме. Психологический анализ поведения их в аварийных ситуациях с благоприятным исходом показал, что они не рассматривали аварийную ситуацию как нечто непоправимое, а относились к ней как к преодолимой случайности. Действия личности в трудных обстоятельствах жизни изучала Л.И. Анцыферова. Анализируя основные стретегии совладения с жизненными трудностями, она отмечает, что люди, еще не испытавшие тяжких травм и несчастий недооценивают вероятность стихийных бедствий, возможность попасть в катастрофу или стать жертвой преступления. Рис.1. Этапы психической адаптации и дезадаптации в измененных (экстремальных) условиях существования (по В.И. Лебедеву). Таким образом, адаптация является стержневой проблемой экстремальных условий. Психическаяпереадаптация в экстремальных условиях, дезадаптация и реадаптация к обычным условиям жизни - все эти виды адаптации подчиняются закономерному чередованию этапов, которые можно представить в виде схемы на рис. 1. На подготовительном этапе, в период угрозы, человек собирает сведения, позволяющие составить представление об экстремальных условиях. Чем ближе по времени человек приближается к психологическому барьеру, отделяющему обычные условия жизни от экстремальных (этап стартового напряжения), и к другому барьеру, который отделяет необычные условия существования от обычных условий жизни (этап завершающего психического напряжения), тем сильнее психическая напряженность. При преодолении барьеров возникают положительные эмоциональные переживания. Для нас важным является то положение, что при каждом повторном преодолении психологического барьера эмоциональные реакции сгла....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: