VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Эффективность системы пособий по безработице в России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007961
Тема: Эффективность системы пособий по безработице в России
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждения
Высшего профессионального образования «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.К.АММОСОВ»
Финансово-Экономический институт
Кафедра: Экономика труда





РЕФЕРАТ
На тему: 
Эффективность системы пособий по безработице в России



Выполнил: 
Студент группы ЭТ-15
Захарова Татьяна Кимовна





Якутск
2016г.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Характеристика пособий по безработице в Российской Федерации…………4
2. Система пособий по безработице как элемент регулирования рынка труда...9
Заключение………………………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………………….17






















Введение
     
     В настоящее время занятость является одной из наиболее острым социально-экономическим вопросом, волнующим как государство и общество, так и отдельных граждан. 
     Обеспечение работой трудоспособного населения, дающей возможность обеспечить достойный уровень жизни своих граждан является одной основных задач государства. 
     Наиболее острой проблемой для органов государственного управления является сложность решения проблем выявления причин безработицы, а также необходимых мер по ее снижению.
     Так, в частности одной из причин является несовершенство системы пособий по безработице, которая подталкивает трудоспособное население на получение и сохранение статуса безработного. В связи с чем безработный заинтересован в сохранении этого статуса, и не стремится занять предлагаемые вакансии. Также имеются психологические причины в самих людях, а именно, в снижении мотивации к труду, и завышенные притязания к оплате труда самих безработных. 
     Учитывая все эти обстоятельства, перед политиками и экономистами встали проблемы построения системы материальной поддержки безработных лиц и выработки новой национальной политики содействия занятости населения, которые имели бы своими основными целями активизирование внутренних стимулов и создание условий мотивации самого безработного на скорый и эффективный поиск работы.
     Цель работы – изучить эффективность системы пособий по безработице в России. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
     1. Дать характеристику пособий по безработице в РФ;
     2. Рассмотреть действующую систему пособий по безработице как элемент регулирования рынка труда.
1. Характеристика пособий по безработице в Российской Федерации
     
     Пособие по безработице – это возмещение утраты заработка в связи с вынужденной временной потерей на период поиска нового рабочего места. 
     Согласно п. 4 ст. 31 Закона о занятости выплата пособия по безработице не может превышать одного года. В тоже время, для определенных категорий граждан период обеспечения пособием по безработице не может превышать шесть.
     Лица, имеющие статус безработного и не обеспеченные работой по истечении первого периода получения пособия по безработице, имеют право на повторные выплаты пособий по безработице, 
     Пособие лицам, имеющим статус безработного, выплачивается регулярно каждый месяц в случае подтверждения своего статуса безработным в сроки установленные органами службы занятости, но не более двух раз в месяц1.
     Следует отметить, что законом установлен предельный период выплаты пособия по безработице и он ограничен двадцатью четырьмя месяцами в суммарном исчислении в течение трех лет.
     Статьей 30 Закона о занятости населения установлен порядок расчета размера пособия по безработице. Так, на основании п. 1 ст. 30 указанного Закона пособие по безработице назначается и выплачивается лицам потерявшим работу, за исключением лиц названных в п. 2 ст. 30 Закона о занятости, и назначается процент от среднего заработка, рассчитанного за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение одного года предшествовавших получения статуса безработного, имели оплачиваемую работу за последние шесть месяцев на условиях полной занятости или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) .
     Во всех иных случаях пособие по безработице выплачивается в соответствии с п. 2 ст. 30 Закона о занятости, в том числе лицам:
      * которые ранее не работали и впервые ищущим работу;
      * которые изъявили желание возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, а именно более одного года;
      * уволенным за нарушения трудовой дисциплины, а также по иным основаниям за виновные действия, установленные законодательством Российской Федерации;
      * лицам, уволенным по любым основаниям в течение одного года предшествовавших получению статуса безработного если они были трудоустроены в течении шести месяцев;
      * лицам, направленным службой занятости на обучение и отчисленным за виновные действия. 
     Вышеуказанным лицам, имеющим статус безработного, пособие по безработице устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице.
     Минимальный и максимальный размеры пособия по безработице утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.11.2015 N 1223 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год».2
     Как и ранее, минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 рублей, максимальная - в размере 4900 рублей, в связи с чем следует отметить, что предельная величина пособия не изменялись с 2009 года.
     Размеры пособия по безработице установлены ст. 33 Закона о занятости.
     Так, гражданам, уволенным из предприятий и организаций по любым основаниям в течение одного календарного года, предшествовавших получению статуса безработного и трудоустроенных не менее шести месяцев на условиях полной занятости или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) и , пособие начисляется в следующем порядке.
     В первом периоде, то есть в течении одного года выплаты устанавливаются следующим образом3:
     в первые три месяца – выплата составляет 75% их средней заработной платы рассчитанной за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
     в последующие четыре месяца – выплата составляет 60%;
     в дальнейшем – выплата составляет 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, а именно 4900 руб. и 850 руб. соответственно, увеличенных на размер районного коэффициента.
     Во втором периоде, то есть в течении второго года лицам, подтвердившим статус безработного, выплаты производятся в размере минимальной величины пособия по безработице, а именно 850 руб. увеличенной на размер районного коэффициента.
     Во всех иных случаях гражданам, получившим статус безработного, пособие по безработице устанавливается в соответствии со ст. 34 Закона о занятости:
     за первые шесть месяцев выплаты устанавливаются в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;
     за вторые шесть месяцев выплаты – устанавливаются в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
     Следует отметить, что выплата пособия по безработице может быть прекращена и приостановлена, а также размер пособия по безработице может быть сокращен службой занятости. 
     Основанием прекращения выплаты пособия по безработице и одновременным снятием с учета лица имеющего статус безработного является4:
      * Признание гражданина занятым.
      * Прохождение профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии. 
      * Неявка безработного в органы службы занятости без уважительных причин превышающая один месяц.
      * Переезд безработного в другую местность. 
      * Попытка получения либо получение пособия по безработице в результате предоставления подложных документов, то есть обманным путем.
      * Назначение пенсии, предусмотренной п. 2 ст. 32 Закона о занятости, либо назначение трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии, либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
      * Отказ от предоставляемых услуг по при наличии письменного заявления гражданина.
     Основаниями приостановления на срок до трех месяцев выплаты пособия по безработице являются:
     * отказ от двух вариантов подходящей работы лица имеющего статус безработного;
     * отказ лица имеющее статус безработного от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан по истечении трехмесячного периода безработицы; 
     * явка лица, имеющее статус безработного, на перерегистрацию в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или вызванного употреблением других одурманивающих веществ;
     * увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
     * нарушения лицом, имеющим статус безработного, без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. В данном случае приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
     * в результате самовольного прекращения гражданином обучения по направлению службы занятости.
     Следует отметить, что период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.
     Также выплата пособия по безработице не производится в период:
     * отпусков по беременности и родам;
     * выезда лица, имеющего статус безработного, из места постоянного проживания на обучение в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
     * призыва лица, имеющего статус безработного, на военные сборы, а также в случае их участия в мероприятиях, связанных с подготовкой к прохождению военной службы и с исполнением государственных обязанностей.
     Выше указанные периоды исключаются из общего периода выплат пособия по безработице и на основании решения службы занятости продлеваются на срок приостановки выплат пособия по безработице.
     Основаниями сокращения размера пособия по безработице на 25% на срок до одного являются:
      * неявка без уважительных причин в течение трех дней по направлению службы занятости на переговоры о трудоустройстве с работодателем со дня выдачи направления.
      * отказ без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу (учебу).
     В случае если служба занятости принимает решение о прекращении либо приостановке выплат пособия по безработице или снижения его размера она (служба занятости) обязана уведомить лицо имеющее статус безработного.

2. Система пособий по безработице как элемент регулирования рынка труда

     Как известно, безработица рассматривается как вынужденная незанятость, обусловленная нарушением равновесия на рынке труда, в связи с чем государство через систему пособий по безработице оказывает влияние на занятость. 
     В связи с чем можно сказать, что выплата пособий по безработице направлена на стабилизацию потребления и стабилизацию занятости населения. 
     Также эффективная система пособий по безработице должна повышать трудовую мотивацию и степень активности безработных на рынке труда.
     Таким образом, можно предположить, что система пособий по безработице может облегчить трудоустройство. 
     Исходя из выше сказанного следует, что основные цели системы пособий это и одновременно критерий ее эффективности, а именно повышение вероятности выхода трудоспособного населения из состояния безработицы и их социальная защита.
     При разработке системы пособий по безработице законодателем всегда ставится правомерный вопрос о том, будет ли пособие по безработице играть мотивирующую или дестимулирующую роль в поисках работы.
     Как показывает практика, если работник, получив статус безработного, теряет лишь небольшую часть своего дохода, то он может не торопится с поиском новой работы ожидая окончания срока выплат пособия. 
     В тоже время демотивируюшим фактором является то, что если уровень пособия по безработице достаточно высок, то соответственно у безработного возрастают требования к заработной плате на новом рабочем месте, что также затрудняет устройство на работу.
     По мнению Павловской5 «проблема построения оптимальной рыночной политики занятости разбивается на две составные части: 
     1) разработка системы материальной поддержки лиц, признанных безработными, которая бы помимо выполнения своей основной функции — компенсирующей, что означает покрытие непредвиденного риска потери работы,— создавала бы внутреннюю мотивацию безработного лица к поиску работы или иного доходного занятия; 2) создание активной политики занятости, при которой безработный был бы вовлечен в активные трудовые рыночные программы, поиск работы, программы профессионального обучения, которые позволили бы не только вовлечь безработного в процесс поиска работы, но и способствовали на период безработицы сохранению на должном уровне его квалификации и навыков работы.»
     Как пишет Ф.А. Прокопов6 «двойственная (социальная и экономическая) роль пособий порождает проблему: человек, получающий пособие, удовлетворяется им и не будет искать постоянную работу, либо интенсивность поиска будет недостаточной.»
     С данной проблемой столкнулись и в России. Ее суть заключается в том, что в сочетании с системой выплат пособий по безработице и отсутствием системы эффективных мер активной рыночной политики занятости возросшая по масштабам длительная безработица породила иждивенческие настроения среди безработных, что в итоге привело к появлению прослойки так называемых «недобросовестных безработных», целью которых является продление периода получения пособия по безработице без предприятия при этом каких-либо определенных действий по поиску работу. 
     Риск недобросовестности безработных — это вероятность того, что безработное лицо при получении пособия по безработице и, соответственно, сокращении его личных затрат на свое содержание при статусе безработного будет стремиться сохранить этот статус как можно дольше. При достаточной величине пособия по безработице это убеждает безработного продлить период своей безработицы для возможности тщательного поиска наиболее выгодной для него работы или просто для отдыха7. 
     Для предотвращения такого рода мотивации возникает проблема, какого размера должно быть пособие по безработице, для того чтобы оно в полной мере выполняло бы возложенные на него функции, и как заставить безработного ощутить и оценить те затраты, которые несет общество по его содержанию. 
     Таким образом, активность на рынке труда самих безработных в поиске новых рабочих мест необходимое условие решения проблемы. 
     Как отмечает, Т.Я. Четвернина8 причиной безработицы отсутствие вакансий жители села называют в три раза чаще по сравнению с городскими безработными. В тоже время жители города нежелание устраиваться на работу объясняют низкой заработной платой что объясняется, очевидно, гораздо большими возможностями трудоустройства, большой разницей зарплат на городском рынке труда и соответственно – повышенными притязаниями безработных проживающих в городе.
     Следует отметить, что безработные с более высоким уровнем образования в качестве причин отсутствия постоянного рабочего места указывают не столько объективную ситуацию, сколько несоответствие субъективным ожиданиям (недостаточно высокая зарплата, работа не по специальности, отсутствие перспектив и т.д.) 
     В качестве главной положительной черты статуса безработного отмечают что «статус безработного дает хоть какие-то средства к существованию», а отрицательной стороной статуса безработного отмечают низкий уровень пособий по безработице который не позволяет обеспечить возможность нормального существования. 
     Таким образом, существующая система пособий по безработице в результате не мотивирует безработных к поиску новых рабочих мест, так как пособие по безработице дает необходимую материальную и социальную основу для теневой трудовой деятельности. 
     Таким образом, система пособий по безработице в России не выполняет поставленные перед ней цели. 
     В силу того, что размер пособий очень мал то невозможно говорить о том, что достигаются цели социальной защиты. 
     Главной причиной столь низкого уровня пособия по безработице является намерение мотивировать людей оставаться занятыми. При этом очень долго время низкий уровень официальной безработицы не вызывал причин для обсуждения возможности реформирования системы социальной защиты и введения системы страхования по безработице. Однако негативные тенденции, наблюдающиеся в 2015-2016 годах стали причиной возврата к обсуждению вопроса повышения размера пособия до уровня прожиточного минимума и формирования условий для внедрения системы страхования по безработице. 
     Существующая система защиты безработных основывается на отсутствии динамического рынка труда и не способна обеспечить достойное существование на время поиска нового места трудоустройства. 
     Один из основных вопросов, который поднимается при рассмотрении систем пособий по безработице связан с тем, что возможность получения пособия способна оказывать демотивирующий эффект на получателя и снижать его заинтересованность в поиске нового места работы. Таким образом, есть риск существования проблемы моральной недобросовестности.
     По мнению А.П. Макаровой9 основным предположением теоретических моделей, нацеленных на оценивание эффекта страховых выплат на безработицу, является существование прямой положительной зависимости между ними. Относительно высокий размер пособия может побуждать к тому, что получатель будет, по крайней мере, стараться по максимуму продлить период получения пособия. Это следует из обычных моделей поиска работы.
     Минимальный уровень заработный платы растет вместе с ростом уровня выплат по безработице, что повышает требования к месту работы. Одновременно с этим, запрашиваемый минимальный уровень заработной платы снижается по мере приближения срока окончания выплаты пособия. 
     Так, например исследования10 связи между системой пособий и безработицей позволяют сделать вывод, что и размер, и длительность производимых выплат оказывают существенное воздействие на длительность пребывания в статусе безработного. 
     Но как показали выше указанные исследования люди намного сильнее реагируют на увеличение продолжительности и эти изменения в поведении служат главным фактором, вызывающим дополнительные расходы от изменения социальной политики. Изменения в размере пособий являются менее значимым и более слабым инструментом мотивации населения к поиску работу. Эти результаты объясняют современную предрасположенность социальной политики государств в фокусировании на продолжительности выплаты пособий по безработице, чем на ставке замещения утраченного дохода.
     
     
























Заключение

     Безработица оказывает отрицательные влияние как на население, так и на государство. Из-за большой численности нетрудоустроенных граждан, фактическое ВВП государства отклоняется в меньшую сторону от потенциального по причине неполного использования потенциальной рабочей силы. А также возникает угроза возникновения бюджетного дефицита из за недоотчислений и увеличения социальных выплат.
     В качестве социальной поддержки государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности, а также выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.
     Размер указанных выплат, период их выплат, условия продления сроков выплаты, а также прекращение, приостановка выплаты или снижение размера выплат регламентированы гл. VI Закона о занятости. При этом ст. 33 Закона о занятости установлено, что размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ.
     Пособие выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
     В связи с этим основной рекомендацией в целях минимизации негативных последствий в перспективе необходимо повышение качества защиты по безработице. Это включает в себя существенное упрощение системы регистрации по безработице, упразднение обязательных общественных работ. Повышение уровня пособия до минимального прожиточного минимума при максимальном периоде выплат равном 6 месяцам. Что касается более далекой перспективы, то рекомендации включают в себя формирование эффективной системы страхования по безработице в целях стимулирования мобильности рабочей силы и оказания адекватного уровня защиты. Одновременно с этим отмечается необходимость в повышении качества профессиональных навыков рабочей силы и активное содействие частному сектору в создании рабочих мест.
     
























Список использованной литературы

1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016, с изм. от 11.10.2016) «О занятости населения в Российской Федерации»
2. Постановление Правительства РФ от 12.11.2015 N 1223 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год»
3. Богаченко Е.Д., Колколова Е.В. Занятость в инновационной сфере российской экономики с позиции концепции достойного труда // Бизнес. Образование. Право. 2014. № 2. 
4. Гордиенко А.А. Пошевнев Г.С., Плюснин Ю.М. Структура поведения безработных // Социологические исследования. 2006. № 11. 
5. Мартынова А.П., Рощин С.Ю. Оценка эффективности и спрос на оценку эффективности государственных программ на рынке труда // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. №4. 
6. Павловская О.Ю. Материальная поддержка самозанятости безработных граждан: алгоритм и аспекты правоприменения // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 1.
7. Прокопов Ф. А. Эффективность системы пособий по безработице // Человек и труд. 1998. №3. 
8. Семенихин В.В. Пособие по безработице: порядок и размеры выплат // Аудиторские ведомости. 2015. № 8. 
9. Титова Г А.. Гарантии в сфере занятости населения // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2015. № 3. 
10. Четвернина Т.Я. Становление системы защиты от безработицы в современной России. – М., 2004. 

1 Семенихин В.В. Пособие по безработице: порядок и размеры выплат // Аудиторские ведомости. 2015. № 8. С. 36.
2 Собрание законодательства РФ, 2015, № 47, ст. 6588.
3 Титова Г А.. Гарантии в сфере занятости населения // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2015. № 3. С. 5.
4 Семенихин В.В. Пособие по безработице: порядок и размеры выплат // Аудиторские ведомости. 2015. № 8. С. 36.
5 Павловская О.Ю. Материальная поддержка самозанятости безработных граждан: алгоритм и аспекты правоприменения // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 1.
6 Прокопов Ф. А. Эффективность системы пособий по безработице // Человек и труд. 1998. №3. С. 31-36
7 Гордиенко А.А. Пошевнев Г.С., Плюснин Ю.М. Структура поведения безработных // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 101.
8 Четвернина Т.Я. Становление системы защиты от безработицы в современной России. – М., 2004. С. 251-296.
9 Мартынова А.П., Рощин С.Ю. Оценка эффективности и спрос на оценку эффективности государственных программ на рынке труда // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. №4. С. 27-47. 
10 Богаченко Е.Д., Колколова Е.В. Занятость в инновационной сфере российской экономики с позиции концепции достойного труда // Бизнес. Образование. Право. 2014. № 2. С. 217-222. 
---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

13


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.