VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Педагогические аспекты приобщения детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003116
Тема: Педагогические аспекты приобщения детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Выпускная квалификационная работа
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ


Работу выполнила:
студентка 541 группы 
направления подготовки 
44.03.01Педагогическое образование, 
профиль «Дошкольное образование»
 Селезнева Гульнара Габдулфартовна
________________________________
                                                           подпись

«Допущена к защите ГЭК»                       Руководитель:
Зав. кафедрой Л.В. Коломийченко          доцент, кандидат педагогических наук
_____________________________            Григорьева Юлия Сергеевна

 «__»__________________2017                 ___________________________________   
                                                                      подпись



            
ПЕРМЬ

2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…...………………………………………………………….………….3
ГЛАВА 	1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ 	ОБОСНОВАНИЕ 	ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Педагогические аспекты приобщения детей младшего  дошкольного возраста к русской народной культуре ............................
1.2. Возможности использования художественной литературы как средства приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной культуре……………………………………………………………………
1.3. Особенности усвоения детьми младшего дошкольного возраста элементов народной культуры…………………………………….
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО   ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ 	ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….....................
2.1. Проведение и результаты  начальной диагностики знаний детей младшего  дошкольного возраста о русской народной культуре…………………………………………………………………………..
2.2. Организация  работы с детьми по формированию представлений о народной культуре  посредством художественной литературы
2.3 Определение эффективности проведенной работы ...................................... 
Выводы по 2 главе .......................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...............................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................. 


ВВЕДЕНИЕ
     Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к «прекрасному», научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
      Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
     Познание человеком достижений народной культуры, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях. Работая над данной темой, мы стараемся формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов народных умельцев, интерес к красоте поэтического слова. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка. Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
      Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство - это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Как отмечали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой: познание человеком достижений народной культуры, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).
     Художественная литература – как действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. 
     Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Однако именно в младшем возрасте важно приобщить ребенка к миру художественной литературы, которая может стать мощным средством социализации его в современном обществе.
     Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
     В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
     
     Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей работы.
     Работая над данной темой, мы стараемся формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов народных умельцев, интерес к красоте поэтического слова.  Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.
	Были разработаны анкеты, в «котором» участвовало 20 воспитателей, показало, что 100% респондентов считаю необходимым приобщать детей к русской народной культуре. Из них все ведут работу по приобщению детей к русской народной культуре. 80% опрашиваемых считают, что работу по приобщению необходимо начинать с раннего возраста, 20% - с дошкольного. 75% считают, что методической литературы, пособий для приобщения детей к русской народной культуре недостаточно. В средствах по приобщению детей к русской народной культуре опрашиваемые отразили художественную литературу, пение, песни, народные игры, потешки (фольклор), аудиозаписи. На вопрос «Можно ли и нужно ли использовать художественную литературу,  как средство приобщения к русской народной культуре? » все респонденты ответили положительно. Песни, сказы, былины были самими частыми ответами на вопрос: «Какие жанры фольклора предпочтительнее использовать в работе по приобщению детей к русской народной культуре?». Бланк анкеты представлен в приложении №1.
 	В статье 64 Закона «Об образовании в РФ» сказано, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
     В основных принципах дошкольного образования ФГОС утвердил пункт о приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Образовательная область «»Социально – коммуникативное развитие «включает  коммуникативное развитие» включает в себя формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.


     В рамках выявленной проблемы была сформулирована тема: художественная литература как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста  к народной культуре.
     Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы исследования и экспериментальная проверка возможностей  художественной литературы как средства приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной культуре
     Объект исследования – приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре.
     Предмет исследования – художественная литература как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной культуре
     Контингент – дети 3-4 лет.
     Гипотеза исследования: художественная литература может являться эффективным средством приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной культуре при соблюдении следующих условий:
     - отражения в содержании используемых литературных произведений элементов народной культуры,  доступных возрасту детей;
     - учета особенностей развития познавательной деятельности детей в данный возрастной период.
     Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
     1. обосновать актуальность проблемы исследования
     2. раскрыть теоретические  аспекты приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной культуре посредством произведений художественной литературы
     3. определить уровень знаний элементов русской народной культуры у детей младшего дошкольного возраста
     4. разработать и реализовать план формирования знаний детей младшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством художественной литературы.
     5. определить  эффективность проведенной работы
     6. обобщить результаты исследования и подготовить их к презентации
     Методологические основы
     - обосновывая  педагогические  аспекты приобщения детей младшего  дошкольного возраста к русской народной культуре, мы опирались на труды Д.С. Лихачева, Н.М. Карамзина, В.А. Сухомлинского, Е.И. Тихеевой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, О.Л. Князевой, Т.С. Комаровой, М.Д. Маханевой, А.П. Усовой.
     - раскрывая возможности использования художественной литературы,   как средства приобщения детей младшего   дошкольного возраста к русской народной культуре мы руководствовались идеями Н.В. Асафьева, А.В. Запорожца, М.М. Бахтиной, В.Е. Гусевой, А.С. Каргиной, В.Н. Топоровой, Н.А. Хреновой, А.Ф. Крыловой, Т.Я. Шпикаловой, З. Косовой, Уильяма Томсона, В.А. Сухомлинского, Е.И. Тихеевой, Е.Н. Водовозовой, Е.А. Флериной, А.П. Усовой, М.М. Кониной, А.С. Пушкина.
     Методы исследования: анализ нормативных документов, психолого-педагогической литературы, состояния практики, беседа с детьми, анкетирование педагогов, эксперимент.
     База исследования: МАДОУ детский сад №63 г Перми
     
     
     
     


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1.  Педагогические аспекты приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной культуре
     Проблема приобщения к народной культуре всегда была актуальной в педагогической среде. К настоящему времени сформировалось даже понятие, раскрывающее систему воспитания, развития и обучения детей в рамках традиций и обычаев культуры того или иного народа, - «народная педагогика». Но обратимся же к истокам вопроса и назовем труды тех, чей опыт послужил основой для раскрытия нами темы исследования.
     Д. С. Лихачев говорил, что русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохраняются и в 21веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.
     Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.
     Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре. 
     Наиболее эффективным способом включения традиционной народной культуры в образовательный процесс является метод целенаправленного постепенного, поэтапного приобщения детей к традиционной культуре путем погружения в различные формы деятельности, согласно индивидуальным и возрастным особенностям личности ребенка.
     Да, необходимо знакомить детей с образцами национальной культуры своего народа. В нашей жизни надо заботиться о том культурном наследии, которое создали предки. Оно кажется не важным, но на самом деле имеет очень большую ценность. Каждый ребенок должен знать свою национальную культуру. 
     Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» включает в себя формирование  представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
     В статье 64 Закона «Об образовании в РФ» сказано, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
     В основных принципах дошкольного образования ФГОС утвердил пункт о приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Такая образовательная область как социально-коммуникативное развитие включает в себя формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. 
     Мы проанализировали основные образовательные программы: «Радуга», «Истоки», «Детство», для более глубокого изучения нашей проблемы.
В программе  «Радуга» содержательно раскрываются  пути практической реализации в конкретной образовательной деятельности организации, обозначенного ФГОС принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 
     Авторы программы предлагает включать в часть основной образовательной программы, реализуемую участниками образовательных отношений, разработанную на основе региональных исследований методику приобщения детей к национальным культурам.
     Программа «Детство» решает задачу развития и воспитания ребенка, приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам. Эта программа соответствует принципу приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
     В программе «Истоки» в содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка с взрослыми и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей: уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых; национальных традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания.
     Целью программы "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" является ознакомление дошкольников с основами отечественной культуры, приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям.
     Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
     Цель программы «Дорогою добра»— своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социальное развитие дошкольников. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста Л. В. Коломийченко так же были нами проанализированы.
     Ее содержание ориентировано как на общечеловеческую культуру, так и на российские культурные традиции, включает региональные аспекты культуры Прикамья. Программа нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных способностей. В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, его интеллектуальное развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям.
     К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. 
     В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева, А.П. Усова.
     Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционных для практики дошкольного образования.
     Так, на втором году жизни от короткой пестушки и потешки, где слово в единстве с движением выполняет игровую функцию, взрослый постепенно подводит ребёнка к встрече с детской книгой, где слово, воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают художественный образ детской литературы.
     На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.
     Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей: иногда – это целая система образов; сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры; стиль, язык, звуковая организация высоко поэтичны, содержание более значительно.
     Начиная с раннего возраста приобщение ребенка к культуре своего народа, служит цели возрождения генетической и культурной памяти детей, утверждению в создании моста своего «я» в системе «семья» - «род» - «народ» - «человечество».
     Большое разнообразие методик, разбросанность материала по русской народной культуре в дошкольных учреждениях не позволяет воспитателям и педагогам более глубоко и целенаправленно знакомить детей с родной культурой, воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.
     В настоящее время знания, умения и навыки по русской народной культуре не оставляют целостного следа в памяти ребенка и угасают при дальнейшем обучении детей в школе, что очень печально, ведь приобщение детей к русской народной культуре открывает им удивительный, прекрасный мир, что стимулирует активно-познавательное и эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.
     Русский народный фольклор — это живой родник чистой и светлой воды. Он помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях.
     Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с народной культурой, с произведениями устного народного творчества, родной речью, жизнью и бытом русского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за ее пределами.
     
     Формы работы с детьми младшего дошкольного возраста с народной культурой
     Методы использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста:
1. Наглядный 
2. Словесный 
3. Игровой метод
4. Практический метод
     Формы  работы приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной культуре:
1. Использование фольклора в организованной образовательной деятельности, в познавательно-речевых, игровых и продуктивных ее видах.
     Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например, на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству (выполняем упражнения под потешки), также при умывании, когда просыпаемся и при выполнении многих других ежедневных действий. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, напевность и музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
2. Рассматривание народных игрушек.
     Большое значение в формировании интереса к окружающему миру оказывает знакомство с народными игрушками, предметами народных мастеров. В младшем дошкольном возрасте мы знакомим детей с матрёшкой и Богородской игрушкой. Это могут быть мини-занятия, предметно-манипулятивные игры, используются игрушки и в организованной деятельности.
3. Театрализованная деятельность.
     Большую роль в приобщении детей младшего дошкольного возраста к народной культуре играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр учим воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения.
4. Игра.
     Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как «к» дидактической, так и к народной. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, пальчиковые игры, подвижные народные игры. Продолжительность игры небольшая.
5. Развлечения, праздники.
     Одной из главных форм приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной культуре являются праздники и развлечения. Песенки, заклички, игры, театрализованные представления стимулируют интерес детей, усиливают их впечатление и переживание, обогащают художественное и эстетическое восприятие.
     Как правило, все формы работы проводятся в комплексе: показ театрализованных представлений сопровождается чтением потешек, пением песенок, пальчиковыми играми; в познавательно-речевых занятиях используются предметно-манипулятивные действия с игрушками, игры-показы, чтение сказок, потешек, подвижные игры.
     
     
     
     


     
1.2. Возможности использования художественной литературы как средства приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной культуре
     Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемой. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
     Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными урбанистическими «идеалами»: потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством». В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе теорий дошкольного детства. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам культуры.
      С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.
     Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
     Именно в младшем дошкольном возрасте важно приобщить ребенка к миру художественной литературы, которая может стать мощным средством социализации его в современном обществе. В этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дошкольное детство - время первоначального становления личности и то, какова будет эта личность, в немалой степени зависит и от педагогов. В дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.
      В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
     Художественная литература ценна тем, что естественно погружает юного читателя в круг близких ему интересов и впечатлений. Именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей. Ребенок легко учиться понимать внутренний мир героев, верить в силы добра, приобретает уверенность в них и в себе. Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность.
     Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Детская художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них, что помогает преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления,  Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.  Е.А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом - силой воздействия художественного образа, Запорожца А.В., эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы. Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство " чувствующего" и "мыслящего". В методике обучение восприятия художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, "мысленным" действием с эффектом личного участия. [1,12,19]
     Наиболее интересными формами работы по приобщению малышей к народной культуре мы считаем: Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: в познавательно - речевой деятельности, игровой, продуктивной. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
     К. Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
     Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с малышами и детей друг с другом, запечатленные в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечают его возможностям и потребностям.
     В настоящее время в нашем крае фольклору отводится важное место в патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Приобщение детей к основам родной культуры, традициям и обычаям наших предков, казаков, дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие человеческие качества. Через различные фольклорные жанры дается образец морально-нравственным ценностям – доброго отношения к людям и окружающей природе, любви к своей стране, краю, малой Родине, к своему народу, уважения к старшим, трудолюбия, честности, справедливости, смелости, товарищества, ответственности за свои поступки и др.
     Литература занимает в жизни детей дошкольного возраста важное место, поскольку книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности. Приобщение ребенка книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры и потому рассматривается как одна из основных задач художественно - эстетического воспитания ребенка. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно – речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать в том, что числе и героям книг. Важно заметить, что задачи, решаемые на занятиях по введению в художественную литературу, требуют от педагога организации совместной с детьми художественно – речевой деятельности, ведь чтение для дошкольника – это, прежде всего общение. В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви, интереса к книге и приобщение к народной культуре.
     Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, т.е. с художественной литературой. [12,14,25].
     Методические приемы ознакомления с литературными произведениями детей младшего дошкольного возраста
     Повторное чтение художественных произведений и их отдельных частей.
Небольшое по размеру художественное произведение воспитатель читает на данном занятии несколько раз подряд, в порядке:
Выразительно читается текст произведения;
Детям дается время ? или ? минуты на то, чтобы пережить эстетическое удово.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%