VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Дивидендная политика банков и ее тенденции на современном этапе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015333
Тема: Дивидендная политика банков и ее тенденции на современном этапе
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ 
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИ ТГУ) 

Институт экономики и менеджмента



ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК

Зав. каф. ФиУ
д-р эконом. наук, профессор
_______________ А.А. Земцов
«_____»__________2018 г. 





МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА БАНКОВ И ЕЕ ТЕНДЕНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

по основной образовательной программе подготовки магистров
направление подготовки
38.03.01 – Экономика

Воропаева Ульяна Дмитриевна




Научный руководитель ВКР
доцент, к.э.н.
________________ Т.В. Счатсная
               подпись
«_____»________________ 2018 г.

Автор работы
студентка группы № __________
________________ У.Д. Воропаева
               подпись






Томск – 2018
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
3
1 Теоретические основы дивидендной политики
5
1.1 Понятие, характеристика и сущность дивидендной политики
5
1.2Теории дивидендной политики
18
1.3Факторы, определяющие дивидендную политику
27
1.4 Зарубежный опыт формирования дивидендной политики
37
2Типы дивидендной политики
46
2.1Типы дивидендной политики и методика дивидендных выплат
46
2.2 Проблемы выбора типа дивидендной политики
51
2.3 Нормативно-правовое регулирование дивидендной политики
60
3 Дивидендные политики банков сравнение
66
3.1 Сбербанк
66
3.2 ВТБ
70
Заключение
74
Список использованной литературы
77
Приложение А 
83
Приложение Б
















      ВВЕДЕНИЕ
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

















1 Теоретические основы дивидендной политики
1.1 Понятие, характеристика и сущность дивидендной политики

      В условиях современной развивающейся рыночной экономики формирование эффективной дивидендной политики является основополагающим фактором для любого коммерческого банка. Дивидендная политика оказывает влияние на управление финансами, поскольку взаимосвязана со структурой капитала, с движением денежных и финансовых средств, ликвидностью, а также с ценами акций и с рыночной ценой компании. Для достижения успеха на рынке компаниям необходим постоянный приток инвестиций, направляемый на дальнейшее развитие, освоение новых технологий, расширение производства. Приток инвестиций в достаточном объеме является результатом слаженной и усердной работы компании над повышением своей инвестиционной привлекательности. Оптимизация дивидендной политики играет одну из главных ролей в достижении этой цели: без грамотно построенной дивидендной политики не может существовать целесообразная инвестиционная политика, поскольку инвестор всегда выбирает ту компанию, где помимо дохода от прироста капитала за счет курсовых разниц акций он получит стабильный дополнительный доход в виде дивидендов.
      Дивидендом является часть чистой прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами в соответствии с количеством и видом акций, находящихся в их владении.Дивиденды выплачиваются в виде акций, денежной наличностью, сертификатов на участие в подписке, а в редких случаях – продукцией компании или ее собственностью. Величина и порядок выплаты дивидендов определяются собранием акционеров и уставом акционерного общества. Чем больше доходность и прибыльность организации, тем чаще будет происходить выплата дивидендов1.
      «Налоговый кодекс Российской Федерации признает дивидендом любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном капитале этой организации. К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.
      В налоговом кодексе Российской Федерации не признаются дивидендами:
      1. выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации;
      2. выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;
      3. выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации» 2.
      Понятие «дивидендная политика» (dividendpolicy) пришло из экономической науки США в Россию в 90-х годах двадцатого века вместе с основополагающими элементами финансового менеджмента. Именно в США произошло формирование дивидендной политики и развитие данной категории. Основой для изучения дивидендной политики послужило исследование, опубликованное Джоном Линтнером в 1956 году. В основе его исследования были проанализированы 28 фирм США в период с 1947 по 1953 года. По результатам проделанной работы автор увидел, что относительно стабильная доля прибыли предприятия направляется на выплату дивидендов. Он пришел к выводу, что большую склонность к выплате дивидендов имеют крупные компании. Они регулярно платят дивиденды, причем их величина корректируется каждый год незначительно.
      Джона Линтнера волновал актуальный и по сей день вопрос, что влияет на выбор менеджерами корпорации размера, формы и периодичности дивидендных выплат. Другими словами, можно сказать, какие именно факторы влияют на решение акционерных обществ о выплате дивидендов, по каким параметрам построить дивидендную политику, чтобы это пагубно не повлияло на рыночную капитализацию компании. По мнению экономиста Джона Линтнера, сформировать успешную дивидендную политику без углубленного изучения факторов, влияющих на нее, можно только в том случае, если акционерное общество будет в течении длительного периода времени придерживаться благоприятных тенденция, складывающихся в той или иной стране. Например, в США с 1978 год по 1999 год доля эмитентов акций, практиковавших выплату дивидендов, постоянно снижалась с 66,5 до 20,5%. В конечном итоге некоторые американские корпорации приняли решение отказаться от дивидендных выплат, что не оказало существенного влияния на их рыночную капитализацию. Например, компания Microsoftв 2003 году впервые за 27 лет своего существования распределила часть прибыли в виде дивидендов3.
      Практика выплаты дивидендов акционерам в расчете на их интересы и приоритеты самой компании насчитывает в России немногим более десяти лет. Дивидендная политика крупнейших российских акционерных обществ в настоящее время находится в стадии своего формирования, и многие вопросы, включая саму возможность выплаты дивидендов, пока еще не определены как для самих акционерных обществ, так и для инвесторов. Изучение природы выплаты дивидендов в российской финансовой науке практически отсутствует. Исключение составляют труды Е. Федоровой, Н. Волковой, И. Лукасевича, Н. Пирогова4.
      На протяжении длительного периода времени многие аналитики пытаются раскрыть логику дивидендных выплат и по настоящее время не нашли исчерпывающего объяснения. Появились даже такие термины, как «загадка дивидендов» или «дивидендный пазл», которые характеризуют большое разнообразие факторов, учитываемых компаниями, чтобы соблюсти два названных выше условия. Загадка дивидендов связана с тем, что компании продолжают выплачивать дивиденды несмотря на невыгодность по налогообложению дивидендного дохода для акционера, а также при значительном снижении прибыли компании. Только в крайнем случае они начинают снижать дивиденды.
     Согласно ст. 42 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» решение о выплате (объявлении) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и девяти месяцев отчетного года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода. Источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения. Решение о выплате дивидендов принимается общим собранием акционеров. Указанным решением должны быть определены размер дивидендов по акциям каждой категории (типа), форма их выплаты, порядок выплаты дивидендов в неденежной форме, дата, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов. При этом решение в части установления даты, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов, принимается только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества. Если дивиденд объявлен общим собранием, то его выплата является обязательной.Размер дивидендов не может быть больше размера дивидендов, рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) общества5.
      Виды дивидендов различаются по разным признакам: временному признаку; размеру; порядку выплат; признаку существования АО; виду акций; признаку кумулятивности (табл. 1).
      
Таблица 1 – Виды дивидендов по признакам6
Виды дивидендов
Классификация
По временному признаку
Сравнительно короткий промежуток времени между выплатами дивидендов может объясняться разными причинами, в частности, это:
- позволяет рассматривать дивиденды как источник регулярных дополнительных доходов наряду с ежемесячной оплатой труда;
- способствует привлекательности акций как средства сохранения и увеличения сбережений широких слоев населения на условиях, часто более привлекательных, чем трехмесячные банковские депозиты;
- облегчает участникам рынка процесс рыночного ценообразования акций, так как наличие ежеквартальных результатов работы акционерных обществ, прежде всего, в форме объявленной прибыли и выплачиваемых дивидендов, позволяет более точно и оперативно оценивать перспективы роста капитала акционерного общества.
По размеру
Делятся на:
- годовые, выплачиваемые по итогам года работы АО за год с учетом ранее выплаченных промежуточных дивидендов;
- промежуточные, выплачиваемые до принятия решения об их размере по итогам года.
Виды дивидендов
Классификация
По порядку выплат
Бывают такие, как:
- дополнительные, выплачиваемые дополнительно к регулярным дивидендам;
- регулярные, выплачиваемые ежеквартально в установленных АО размерах;
- разовые (особые дивиденды), выплачиваемые в связи с какими-либо обстоятельствами, произошедшими в данном году, вероятность их повторения незначительная.
По признаку существования АО
По отношению к факту существования АО различают дивиденды:
- обычные, выплачиваемые на протяжении существования АО;
- ликвидационные, представляющие собой остаточную стоимость капитала акционерного общества, выплачиваемую акционерам при его ликвидации.
По виду акций
Подразделяются на:
- фиксированные, выплачиваемые по привилегированным акциям в размере, установленном при их выпуске;
- нефиксированные, выплачиваемые по обыкновенным акциям в размере, окончательно не известном до решения общего собрания акционеров.
По признаку кумулятивности
Дивиденды могут быть:
- кумулятивные – начисляются ежегодно, но не выплачиваются в том же году, а накапливаются и выплачиваются через определенное количество лет;
- некумулятивные – начисленные дивиденды, которые при их невыплате в установленный срок не могут накапливаться в качестве обязательства АО перед акционерами.

     С финансовой точки зрения возможны две формы выгод, получаемых акционером от владения пакетом акций, это дивиденды и прирост капитала. Прирост капитала образуется за счет повышения цены акции. Дивиденды, принимая различные формы, в виде денежных средств, либо ценных бумаг, являются текущими выгодами акционера. Владелец пакета акций может получать и третью форму выгод от контроля за денежными потоками компании, если он имеет право непосредственно принимать стратегические и операционные решения (например, совмещение собственника и менеджера). Такой выгодой является приватизация части стоимости через заключение выгодных для себя контрактов (например, при приеме на работу сотрудников) и через оплату представительских расходов за счет средств компании.
     Основной формой выплаты дивидендов является денежная форма. Также дивиденды могут выплачиваться акциями или другим имуществом компании. Так, например, ArcherDanielsMidland уже более двадцати лет ежегодно выплачивает дивиденды акциями в размере 5%. Это означает, что компания дает каждому акционеру пять дополнительных акций на каждые 100 имеющихся у него. Можно заметить, что распределение дивидендов в форме акций напоминает дробление акций. Компания ArcherDanielsMidland могла бы пропустить одну годовую выплату дивидендов и вместо этого провести дробление, обратив каждые 100 акций в 105. И в том, и в другом случае увеличивается количество акций, но активы, совокупная стоимость и прибыль компании не изменяются. Различие между данными приёмами заключается лишь в технике исполнения. Дивиденды в форме акций отражаются на бухгалтерских счетах как перечисление из нераспределенной прибыли в акционерный капитал, а дробление – как снижение номинальной стоимости каждой акции7.
     Выплата дивидендов осуществляется в несколько этапов, определяемых рядом дат (рис. 1):
       Дата объявления – совет директоров объявляет о намерении выплатить дивиденды в соответствующем объеме (сумме) и определяет дату начала платежей. Объявляется величина регулярного дивиденда. В случае составления баланса статья «Нераспределенная прибыль» будет уменьшена на сумму выплачиваемых дивидендов, а сами обязательства будут числиться в разделе «Текущие обязательства».
       Определяется дата регистрации – дата по наступлении которой владелец акций должен официально владеть акциями, чтобы иметь право на получение дивидендов. Например, 1 ноября совет директоров объявляет, что 1 декабря фирма выплатит дивиденды акционерам, зарегистрированным на 15 ноября. После даты регистрации считается, что акции реализуются «без дивидендов».
       Экс-дивидендная дата либо дата закрытия реестра – момент времени, до которого необходимо владеть акцией, чтобы иметь право на получение дивидендов. В этот день курс акций обычно снижается на величину, равную или близкую к объявленному дивиденду.
       Дата выплаты дивидендов – дата, на которую компания распределяет начисленные дивиденды между акционерами.
      
      
      
      


      
      
      
      
      
      
      Рисунок 1 – Примерная последовательность выплаты дивидендов
      
      Дивиденды представляют собой текущий доход акционеров и в определенной степени показывают, насколько успешно работает компания, в которую вложили свои средства акционеры. Решение о размере и порядке выплаты дивидендов является решением об объемах и источникам финансирования деятельности компании и влияет на размер привлекаемых внешних источников капитала. Возможные механизмы выстраивания финансовых отношений с собственниками представлены на рис. 2.	
     
     

     
     
     
     
     Рисунок 2 – Формы расчетов компании с собственниками 8
     
      Понятие «дивидендная политика» подразумевает устойчивые и слаженные финансовые взаимоотношения между компанией и ее собственниками. Финансовая стратегия компании подразумевает формирование распределительной политики, как политики по распределению заработанной прибыли, и дивидендной политики, как политики направления денежных средств или иных активов собственникам. Следует заметить, что компания направляет собственникам и заработанные средства в отчетном году, и накопленные ранее, например, нераспределённая прибыль9.
      Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость компании и обеспечивающим стратегическое ее развитие.
      Исходя из выявленной цели, можно сказать, что дивидендная политика представляет собой часть общей политики управления прибылью компании, заключающаяся в установлении оптимальной пропорциональности между потребляемой и реинвестируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости организации и благосостояния собственников.
      Дивидендная политика, как часть финансовой политики компании, включает в себя выработку концепции распределения чистой прибыли и формирования доли собственника в ней в соответствии с его вкладом, а также определение конкретных мер, направленных на увеличение рыночной стоимости акции.
      Существуют различные виды дивидендной политики: политика стабильных выплат дивидендов в расчете на одну акцию; политика постоянного отношения дивидендов к прибыли в расчете на одну акцию; политика компромисса; политика остаточных дивидендов (табл. 2).
      
      Таблица 2 – Виды дивидендной политики10
Вид дивидендной политики
Значение
Политика стабильных выплат дивидендов в расчете на одну акцию (stable dividend-per-share policy)
Политика является благоприятной для инвесторов, поэтому ее используют многие компании. Дивидендная стабильность означает некую степень риска для предприятия, поскольку компания должна платить дивиденды даже в те годы, когда у нее убыток, чтобы не упустить своих инвесторов. Этим она пытается показать, что убытки временные. Политика стабильных выплат также необходима для компании, желающей получить инвестиции от главных финансовых институтов (пенсионные фонды, страховые компании и т.д.). Это обеспечивает высокую рыночность акций.
Вид дивидендной политики
Значение
Политика постоянного отношения дивидендов к прибыли в расчете на одну акцию (constant dividend-payout ratio)
Предприятия, которые выбирают такую политику, выплачивают по дивидендам постоянные проценты от дохода. Поскольку чистый доход колеблется, то дивиденды тоже различаются. Если доходы компании резко сократятся, то дивиденды также сократятся или пропадут вовсе. Это является проблемой данной политики. Такая политика не ведет к увеличению рыночной стоимости акции, так как большинство акционеров не одобряют такие колебания в дивидендах. 
Политика компромисса (compromisepolicy)
Политика основана на компромиссе между стабильными выплатами дивидендов и возможными дополнительными прибавками к ним в зависимости от конечных результатов деятельности компании. С одной стороны, такая политика является гибкой, а с другой, создает неопределенность для инвесторов, что чаще всего им не нравится. Такая политика может быть приемлема, если доходы компании значительно колеблются из года в год. В противном случае может произойти эффект закрепления надбавки к основной сумме дивидендов и потеряется ее экономический смысл.
Политика остаточных дивидендов (residual-dividendpolicy)
Компания выплачивает дивиденды только в том случае, если полученная прибыль больше, чем сумма средств, необходимых для финансирования бюджета капиталовложений. Величина дивидендов при данной политики может как расти, так и уменьшатся. Это связано с тем, что инвестиционные возможности компании и ее прибыль чаще всего нестабильны. Когда инвестиционные возможности высоки, а прибыль нет, то дивиденды могут не выплачиваться вообще, и наоборот. Однако изменчивость дивидендов это скорее всего минус, поскольку их часто меняющаяся величина может подорвать доверие инвесторов и привести их к мысли, что финансовое состояние компании находится в критическом положении.

      Дивидендная политика (dividendpolicy) определяется как процесс принятия решения о пропорциях распределения прибыли на цели выплаты дивидендов акционерам и реинвестирования в активы компании. Реинвестирование прибыли с точки зрения финансового менеджера является самым доступным, дешевым и не требующим дополнительных затрат источником вложений в активы компании. Но помимо этого, планы реинвестирования прибыли позволяют менеджерам накапливать капитал длительное время путем инвестирования фиксированной суммы через регулярные промежутки времени. Однако акционеры все же предпочитают текущие дивиденды, поскольку есть вероятность того, что процесс реинвестирования может понести потери и не получить доход.
      Поэтому при определении дивидендной политики каждый финансовый менеджер компании должен учитывать, что она влияет на:
      1. финансовую программу и общий бюджет компании;
      2. капитал акционеров (снижает его, поскольку дивиденды выплачиваются из остатков прибыли, что приводит к увеличению заемных средств);
      3. на отношение инвесторов к компании. Уменьшение выплат по дивидендам акционеры воспринимают, как возникновение финансовых трудностей у компании. При установлении дивидендной политики финансовый менеджер должен определить и выполнить цели владельцев компании, но с другой стороны, акционеры могут продать свои акции, что приведет к снижению их рыночной стоимости. Недовольство акционеров увеличивает возможность замены менеджеров компании;
      4. денежные потоки компании. Организации с низкой ликвидностью могут столкнуться с необходимостью сокращения дивидендов.
     Если компания имеет нестабильные денежные потоки, то в таком случае следует не завышать дивиденды, а устанавливать их на невысоком уровне, поскольку лучше выплачивать стабильные маленькие дивиденды, чем не выплачивать их вообще11.
     Согласно отечественному законодательству в уставе акционерного общества должен быть определен минимальный размер дивиденда по привилегированным акциям. Дивиденды по обыкновенным акциям выплачиваются только после покрытия всех затрат, уплаты процентов по выпущенным облигациям, взятым кредитам, налогов и дивидендов по привилегированным акциям. Таким образом, права владельцев обыкновенных акций на получение части дохода от деятельности общества удовлетворяются в последнюю очередь.
     Решения о порядке и размере выплаты дивидендов является решение о финансирование деятельности предприятия и влияет на размер привлекаемых источников капитала.
     Чем больше ожидаемые дивиденды и темпы их прироста, тем больше теоретическая стоимость акций и благосостояния акционеров в краткосрочной перспективе, но меньше инвестиционные возможности предприятия.Также и обратно, чем меньше дивиденды, тем больше инвестиционная привлекательность предприятия. Однако выплаты дивидендов уменьшает возможность рефинансирования прибыли в долгосрочной перспективе, что может отрицательно сказаться на доходах и благосостоянии собственников.
     При выборе дивидендной политики менеджмент компании должен учитывать различия в ценностях своих акционеров. Если основной состав акционеров заинтересован в получении дивидендов, то менеджменту предприятия необходимо принимать решение о выплате дивидендов и соответствующим образом формировать дивидендную политику. При этом меньшинство акционеров, не согласных с принятой в компании практикой выплаты дивидендов, реинвестируют свой капитал в другие компании, а состав акционеров станет однородным.
     Этапы формирования дивидендной политики:
     1 этап. Оценка факторов, определяющих формирование дивидендной политики.
     2 этап. Выбор типа дивидендной политики и методики выплаты дивидендов.
     3 этап. Разработка механизма распределения прибыли, в соответствии с избранной методикой выплаты дивидендов.
     4 этап. Определение уровня дивидендов на одну акцию.
     5 этап. Оценка эффективности проводимой дивидендной политики 12.
     Утвержденная дивидендная политика – это свод правил, регламентов, положений, в соответствии с которыми компания выстраивает финансовые взаимоотношения с владельцами собственного капитала.
     Главная задача финансовой службы компании – оценить приемлемый уровень «изъятия денежных средств» из компании. Для проведения такой оценки необходимо правильно проанализировать прибыль отчетного года и прошлых лет, взвесить доступные инвестиционные решения, способность компании рассчитываться по привлеченным внешним источникам финансирования, желание собственников получать текущие выгоды, а также как политика распределения прибыли повлияет ли на стоимость денег для компании и ее рыночную стоимость.
      При распределении прибыли и выборе оптимальной дивидендной политики решаются две взаимосвязанные задачи: 
       финансирование деятельности компании, обеспечивающее эффективное функционирование и расширенное воспроизводство;
       максимизация совокупного состояния акционеров.
      Компания не вправе волевым образом решать проблемы дивидендной политики. Есть определенные ограничения, так, финансовые обязательства предприятия в области выплаты дивидендов определяются законодательно.
      Акционерное общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов, если:
       Не полностью оплачен уставный капитал общества.
       Стоимость чистых активов меньше уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимости, определенной уставом ликвидной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов, и некоторые другие ограничения.
       На момент выплаты дивидендов акционерное общество отвечает признакам несостоятельности либо эти признаки появятся после их выплаты.
      В настоящее время в России стихийно складываются два основных варианта развития дивидендной политики компании. Первый вариант предусматривает обязательное выделение части прибыли на выплату дивидендов в условиях сложного финансово-экономического положения, что позволяет обеспечить: сохранение контрольного пакета акций компании, сохранение работников предприятия, обеспечивающих его развитие, а также позволяет создать хороший имидж компании на рынке.
      Второй вариант дивидендной политики ориентирован на уменьшение выплат дивидендов по всем акциям, в том числе и по привилегированным. Общее собрание акционеров может вносить изменения в устав в части правил расчета объема дивидендных выплат по привилегированным акциям, что позволяет увеличить массу прибыли, идущую на другие цели.
      В бухгалтерской отчетности сведения о дивидендной политике компании находят свое отражение в «Отчете об изменениях капитала»13.
      Как известно, доход акционера от владения акциями состоит из процентного дохода (дивидендов) и дохода от прироста курсовой стоимости (разница между ценой продажи и ценой покупки акции). Исходя из этого, благосостояние акционеров может повышаться:
       С одной стороны, с увеличением размера дивидендов (рост дивидендов способствует росту курсовой стоимости акций и является для всех акционеров индикатором, свидетельствующим об успешной деятельности и нормальном финансовом состоянии предприятия).
       С другой стороны, с повышением курсовой стоимости акций (акционер при продаже акции, выросшей в цене, получит сумму большую ранее вложенной).
      При составлении дивидендной политики следует учитывать интересы, как акционеров, так и самой компании.
      Предпочтения акционеров. Предположим, что:
       Инвесторы и собственники компании одинаково воспринимают решения о выплате дивидендов.
       Решения о капитализации с последующем реинвестированием являются приоритетными, а дивиденды рассматриваются как пассивный остаток, выплата и величина которых зависят только от перспективных инвестиционных проектов.
      Исходя из поставленных предпосылок, предпочтения инвесторов будут распределяться следующим образом:
       Если прогнозный уровень рентабельности проектов ниже среднего, то инвесторы готовы отдать предпочтения выплате дивидендов.
       Если прогнозный уровень рентабельности инвестиционных проектов равен среднему уровню, то выплата дивидендов и капитализация находятся в одинаковом предпочтении.
       Если прогнозный уровень рентабельности проектов превышает средний, то инвесторы отдадут свои предпочтения капитализации.
      Теперь рассмотрим со стороны предпочтений компании. Выплата дивидендов означает отток денежных средств, поэтому при формировании дивидендной политики необходимо учитывать, как повлияет выплата дивидендов на финансово-экономическое состояние компании. Исходя из этого, необходимо решить:
       стоит ли выплачивать дивиденды;
       если стоит, то нужно определить их оптимальную величину;
       затем уже выбрать источники финансирования: инвестиционных решений, если выплата дивидендов существенно снижает инвестиционные возможности предприятия, и выплаты самих дивидендов, если предприятие не располагает необходимыми для этого средствами14.
      В основе решения вопроса о дивидендной политике акционерного общества лежит решение главной проблемы: платить или не платить дивиденды. Существует мнение, что акционерный мир поделился на два лагеря: у одного лагеря целью являются высокие и стабильные дивиденды, у другого – экономический рост, использование прибыли на развитие производства. Доводы сторонников каждого из лагерей достаточно убедительные.
      Сторонники дивидендов утверждают следующее:
       большинство акционеров лишено настоящей власти в акционерном обществе и им безразличен его экономический рост;
       выплата дивидендов акционерам – это расчеты с теми, кто оказывает доверие АО, уменьшение дивидендов – снижение доверия;
       выплата дивидендов – это возможность оценить качество управления, проявляющееся в стабильности выплаты дивидендов;
       прибыль акционерного общества юридически принадлежит акционерам, которые обычно отдают свои предпочтения выплате дивидендов;
       главным видом протеста акционеров является продажа ими акций, где массовая продажа приводит к падению курса акций, что приводит к затруднению развития производства.
      У сторонников использования прибыли на развитие производства не менее убедительные аргументы, такие как:
       если фирма платит большие дивиденды в течение нескольких лет, то она вынуждена выпускать значительное количество дополнительных акций, что не всегда хорошо;
       акционеры ничего не теряют, не получая дивиденды, поскольку деньги к ним поступают в виде увеличенной стоимости их акций;
       недостаточность свободных средств и выплата дивидендов в перспективе может отрицательно отразиться на прибыли компании;
       при использовании в обороте акционерного общества кредитов и займов отдельные кредиторы требуют в договоре, чтобы в период использования заемных средств дивиденды не выплачивались;
       при использовании прибыли в целях самофинансирования старые акционеры сохраняют контрольный пакет акций, а каждый акционер свою долю, так как в этом случае количество акционеров не увеличивается;
       дивиденды являются сигналами рынку не всегда, а только при непредвиденных обстоятельствах, и в основном только при сокращении их размера15.
      При распределении чистой прибыли акционерного общества можно выделить следующие направления ее использования (табл. 2): развитие производства, выплата дивидендов, финансовые вложения вне предприятия (краткосрочные и долгосрочные), прочие цели (резервы, штрафы, фонд потребления и др.). 
      
Таблица 2 – Анализ направлений использования прибыли акционерного общества16
Направление использования прибыли
Цели и задачи
Проблемы
1.Развитие производства
Увеличение прибыли
Повышение эффективности производства, производительности труда, снижение затрат
Увеличение стоимости имущества и стоимости одной акции соответственно
Завоевание рынков
По сравнению с выплатой дивидендов все это произойдет через определенный период времени после распределения прибыли и, кроме того, связано с риском
2. Выплата дивидендов
Удовлетворение материальных предпочтений и ожиданий акционеров – инвесторов АО
Психологическое воздействие на них
Стабильные выплаты дивидендов способствуют стабильности и повышению
Создает финансовые трудности, снижает ликвидность и платежеспособность, увеличивает риск банкротства
Тормозит самофинансирование и развитие производства
Направление использования прибыли
Цели и задачи
Проблемы

курса акций
Избавление от риска неполучения денег в будущем
Ведет к неопределенности прибыли в будущем
При необходимости использования заемных средств в большем объеме, чем обычно, удорожает производство и его развитие
3. Финансовые вложения вне предприятия (инвестиции)
Вложения свободных денег
Получение более высокой и стабильной прибыли, чем в своей деятельности
Акционеры требуют убедительных доказательств выгодности этого направления

      Дивидендная политика компаний является предметом исследовательского и учебного интереса по нескольким вопросам:
       Что является источником для выплаты дивидендов – чистая прибыль или выпуск новых акций и продажа их «новым» акционерам.
       Влияет ли выбор дивидендной политики на стоимость компании и на биржевые цены ее акций.
       Как компании разных рынков капитала, организационно-правовых форм строят взаимоотношения с владельцами капитала.
       Можно ли построить инвестиционные стратегии с получением систематической сверхдоходности на дивидендных акциях.
       Какие факторы влияют на выбор дивидендной политики, которой компании придерживаются на длительном временном горизонте, и чем может быть продиктован отказ от выплаты дивидендов или другие существенные подвижки в политике; когда компании начинают инициировать дивиденды и можно ли предсказать начало выплат17.
      Дивидендная политика российских компаний имеет следующие особенности:
       Специфическая структура собственности российских компаний. Около 68% акций принадлежит прямым инвесторам, остальные 32% находятся в свободном обращении. Значительность государственного присутствия в экономике: 150 компаний являются полностью государственными, в 500 компаниях государство является мажоритарным акционером, в более чем 1000 компаний государству принадлежит блокирующий пакет акций, в 1750 компаниях государство является миноритарным акционером.
       Неравномерное развитие отраслей экономики.  Большое преобладание на фондовой бирже нефтегазовых, металлургических и телекоммуникационных компаний. Более 80% дивидендных выплат осуществляются компаниями, связанными с нефтегазовой отраслью, благодаря высоким ценам на углеводороды, привлечения средств для реализации инвестиционных проектов – создает возможность для привлечения широкого круга инвесторов, что в дальнейшем приведет к прозрачной дивидендной политике. В составе акционеров присутствует большое количество иностранных инвесторов, что оказывает положительной влияние на дивидендную политику отраслей этих компаний.
       В докризисные годы «растущие» российские компании функционировали в «зрелых» отраслях. Однако высокие темпы роста позволяли им сосредоточиться на реализации имевшегося потенциала, не обращая большого внимания на выплату дивидендов. В последние годы среди российских компаний увиделась тенденция сокращения инвестиционных программ и наращения свободных денежных средств, направляемых на выплату дивидендов.
       Недостаточно развитое законодательство, связанное с механизмом выплаты дивидендов и незащищенностью миноритарных акционеров. 
      Исходя из перечисленных особенностей, можно сделать вывод, что дивидендная политика российских компаний находится в процессе .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44