VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Бюджетная политика России на современном этапе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008604
Тема: Бюджетная политика России на современном этапе
Содержание
Содержание



Введение	3
Глава 1. Теоретические положения бюджетной политики	6
1.1.	Понятие и сущность бюджетной политики	6
1.2. Классификация видов бюджетной политики	8
1.3. Взаимосвязь бюджетной политики и бюджетной системы	9
Глава 2. Анализ реализации бюджетной политики в РФ на современном этапе	16
2.1 Бюджетная политика в документах РФ	16
2.2 Анализ современной бюджетной политики в области доходов	18
2.3 Бюджетная политика РФ в области расходов	21
Глава 3. Перспективы развития бюджетной политики РФ в очередном финансовом году и плановом периоде	30
Заключение	40
Список литературы	42





Введение
     
     В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большой ролью служит государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Бюджетное устройство имеет особую значимость для России и в силу концентрированного отражения принципа федерализма в государственном устройстве, поскольку показывает состав бюджетной системы, основополагающие начала ее построения, правовое положение бюджетов каждого уровня системы [20, c.154].
     Бюджет - это публичные экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования определенного государственно-территориального или муниципального образования централизованного денежного фонда, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом.
     С практической стороны один с ключевых условий эффективной реализации бюджетной политики считается включенность какого-либо конкретного бюджета в бюджетную систему с целью распределения доходных и расходных источников, что является актуальным вопросом в рассмотрении  бюджетного устройства Российской Федерации.
     Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.) [10, c. 59].
     Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны, достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а также отчисления во внебюджетные социальные фонды.
     Таким образом,  достаток бюджетных средств дает возможность государству принимать активное участие в жизни государства. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования. Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов служит важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания [21, c. 198].
     Цель работы – рассмотреть бюджетную политику России на современном этапе.
     Задачи работы: выявить социально-экономическую значимость бюджета и бюджетной политики, провести анализ бюджетной политики на современном этапе, предложить меры по совершенствованию бюджетной политики.
     Объектом работы выступает бюджетная политика, а предметом бюджет.
     Теоретической основой исследования выступают труды ведущих российских и зарубежных ученых в соответствующей отрасли знания. Методологической основой курсовой работы служит общенаучный диалектический метод познания, позволяющий рассматривать финансовую систему как динамическую категорию, зависящую от различных условий. Также в работе были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, сравнительно-правовой и формально-логический методы.
     Информационная база исследования состоит из законодательных актов Российской Федерации, нормативно-правовых документов, статистических данных Госкомстата Российской Федерации.
     Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
     В первой главе приводится теоретическое изучение и оценка анализируемой проблеме, рассматривается сущность бюджета, бюджетного устройства в России. Вторая глава посвящена анализу показателей деятельности бюджетной системы РФ на современном этапе. Третья глава призвана отобразить проблемы становления и развития эффективной бюджетной системы, а также направления по преодолению данных проблем.

Глава 1. Теоретические положения бюджетной политики
1.1. Понятие и сущность бюджетной политики

     Бюджетная политика служит неотъемлемой частью финансовой политики в определении государством источников формирования доходов бюджета, важных направлений расходов,  возможные в пределах разбалансированности, источники  формирования бюджетного дефицита и правила взаимоотношений между  звеньями бюджетной системы.
     В составе бюджетной политики относительную самостоятельность приобретают налоговая, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом, политика бюджетного федерализма. 
     Налоговая политика обозначает выбор состава налогов, размер ставок, льготы и санкции по каждому виду налогов, устанавливает меры стимулирующей или конфискационной направленности как налоговой системы в целом, так и отдельных видов налогов. 
     В соответствии с Бюджетным посланием Президента Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике» формулируются основные направления бюджетной и налоговой политики. 
     К основным направлениям бюджетной политики относятся: [19, c. 125]:
     1. Создание условий для обеспечения сбалансированности бюджетной системы в долгосрочном периоде.
     2. Аккумулирование конъюнктурных доходов в Стабилизационном фонде с расширением его функцией в качестве «фонда будущих поколений».
     3. Повышение результативности бюджетных расходов, недопущение роста принимаемых обязательств, препятствующих выбору более действенных направлений применения бюджетных средств.
     4. Усиление роли среднесрочного финансового планирования. 
     5. Расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, аудит финансовой дисциплины.
     6. Повышение качества «человеческого капитала».
        7.  Обеспечение прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд методом проведения совместных торгов государственными муниципальными заказчиками.
     8. Улучшение управления государственной собственностью с поэтапным сокращением избыточной части государственного имущества, не обеспечивающего выполнение государственных функций и не соответствующих управленческим возможностям. В федеральной собственности останется имущество, запрещенное к приватизации, стратегические предприятия и акционерные общества по выпуску продукции для национальной безопасности и социальных нужд.
     9. Участие России в мировом сообществе по облегчению долгового бремени беднейших стран.
     10. Реорганизация и увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов для поддержки экспорта товаров и импорта технологий, финансирование крупных инвестиционных проектов.
     Бюджетная политика проявляется в процессе реализации работ по мобилизации денежных ресурсов в бюджеты и их использовании в ходе бюджетного процесса. На территориальном уровне бюджетная политика основывается решениями глав администраций и президентами территориальных образований [15, c. 201].
     Бюджетная политика реализуется в результате деятельности экономических, налоговых, кредитно-счетных органов, определенных структур органов власти абсолютно всех структур бюджетной системы, к которым прилагается:
1. органы представительной и исполнительной власти; 
2. финансовые и налоговые органы; 
3. органы денежно-кредитного регулирования и органы финансового контроля;
4.  главные распорядители и распорядители бюджетных средств; 
5. государственные целевые внебюджетные фонды.

         Утверждение и регулирование проектов бюджетов и отчетов об их исполнении рассматривают представительные органы всех уровней власти.
     Контроль за исполнением бюджетов в соответствии с функциональной и ведомственной бюджетной систематизацией, анализ, реализация бюджетов, формирование проектов бюджетов и внесение их на рассмотрение уполномоченных органов власти и бюджетное планирование реализуют исполнительные органы власти. 
     Правительство РФ объединено с Центральным Банком РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думе РФ основные направления бюджетной политики, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.[17, c. 78]
     Главным распорядителем бюджетных средств является их первый получатель, который имеет преимущество  распределять, подготавливать роспись бюджетных расходов по распорядителям и получателям, утверждает им сметы доходов и расходов, модифицирует  в случае необходимости средства между статьями утвержденной сметы, осуществляет контроль за целевым внедрением бюджетных средств.
     За контроль целевого использования бюджетных средств получателями, утверждение сметы доходов и расходов  отвечает орган исполнительной власти, который  в свою очередь служит распределителем бюджетных средств,  разграничивает средства между получателями. 
         Бюджетная организация или учреждение, финансируемое в сметном порядке из бюджета  или внебюджетного фонда является бюджетополучателем.
     К контрольно-счетным органам относятся Счетная Палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований. Контрольно-счетные органы осуществляют контроль за исполнением бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов использования средств бюджетов и внебюджетных фондов.
     Сбалансированность бюджетов, внебюджетных и бюджетных фондов может быть достигнута за счет эффективности сбора налогов со всех налогоплательщиков, сокращения расходов, расширения эмиссионных и неэмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита, повышения доли неналоговых видов доходов, сокращения внешних и внутренних заимствований [14, c. 122].

1.2. Классификация видов бюджетной политики
     Виды и формы реализации: [26, c. 125]:
     1.По масштабности и долговременности целей и задач различают стратегическую долговременную (от 3 и более лет) и тактическую бюджетную политику;
     2.В зависимости от приоритетов бюджетной политики выделяют следующие типы:
     -доходный тип.
      Характеризуется тем, что планирование, исполнение и организация бюджетов ведутся от доходов, под их объем подстраиваются бюджетные расходы и основные задачи.
     -расходный тип.
      Основан на подчинении доходов бюджета его расходам.
     -контрольно-регулирующий тип.
      Характерными чертами этого типа политики значится чрезмерное регулирование экономики, государственных заказов, налоговыми льготами, рост  государственной собственности на сферы деятельности, обычно занимаемые частным сектором.
     -комбинированный тип направлен на обеспечение равновесного соотношения всех функций бюджета, интересов государства, налогоплательщиков, пользователей государственными услугами и общества в целом.
     Доходный тип бюджетной политики характеризуется тем, что в управлении бюджетным процессом и в бюджетном механизме его реализации во главу угла ставится доходная часть бюджетной системы.
     Расходный тип бюджетной политики основан на подчинении доходов бюджета его расходам. Стратегия и тактика бюджетного планирования, регулирования и контроля сконцентрированы на расходной части бюджетов.
     Контрольно-регулирующий тип бюджетной политики строится на высоком уровне  возможности использовании государством контрольно-регулирующих свойств бюджета, государственных расходов и заказов, налогов и налоговых методов (льгот, санкций и т.д.), часто в ущерб основному предназначению бюджета и цели бюджетной политики — повышенному (на конкретном этапе) обеспечению общества коллективными услугами высокого качества на основе поступательного развития рыночной экономики [13, c. 100].
     Комбинированная бюджетная политика сориентирована на создание нужных и достаточных условий для развития рыночной экономики, на повышение количества и качества предоставляемых государством услуг, на снабжение органов власти всех уровней достаточными и постоянными личными доходами на основе роста легальных объемов производства, потребления и доходов субъектов, активизации инвестиционной деятельности и роста контрольно-регулирующей эффективности бюджетного механизма.
     3.Между этими субъектами бюджетной политики сложно провести четкие границы. На практике проводимая государством бюджетная политика носит комбинированный, но не всегда равновесный характер.
     4.В зависимости от стратегической направленности бюджетного регулирования различают стимулирующую и сдерживающую бюджетную политику.
     5.По территориальному признаку можно отметить федеральную, региональную и местную бюджетную политику. Однако это деление является весьма условным, поскольку региональные и местные органы власти в России не наделены такими бюджетно-налоговыми полномочиями, позволяющие в полной мере проводить независимую бюджетную политику.
     6.По признаку предметной специализации можно отметить налоговую, социальную, инвестиционную и другие виды бюджетной политики.
     Эффективной можно считать бюджетную политику, ее концепция снабжает наибольше возможное на данном этапе достижение цели государственного финансового хозяйства и обеспечение бюджетного равновесия на основе наиболее полной осуществляемых функциональных функций бюджета. [19, c. 174].
     Эффективность доходной политики выражается в наиболее полном обеспечении органов власти достаточным объемом доходных источников, чтобы осуществлять намеченные расходы, не отяжеляя финансовое положение субъектов. Эффективная расходная политика предполагает достижение предельно возможного результата расходования бюджетных средств, выражающегося в реальном приросте предоставляемых общественных благ при имеющихся доходах и запланированных расходах.
     
1.3. Взаимосвязь бюджетной политики и бюджетной системы
     
     Бюджет представляет как центральное звено государственных финансов, а также финансовой системы в общем.
     Экономическая сущность бюджета и бюджетной политики предназначены природой и функциями, возложенными на государство. Государство всегда нуждается в централизованных денежных ресурсах для снабжения бесперебойного финансирования всех его задач – экономического, политического, социального и т.д. характера, в рамках должной экономической системы.
     Близкая взаимная обусловленность функций государства и бюджета обозначает специфику бюджетной политики в общей совокупности финансовых отношений, которые начинаются в перераспределительных процессах в обществе [15, c. 251].
     В первую очередь, бюджетная политика тесно взаимосвязаны с обособлением части стоимости совокупного общественного продукта (национальный доход) и концентрации ее в расположении государства.
     С помощью бюджетной политики происходит установление экономических (денежных) связей государства со всеми участниками общественного производства, среди которых предприятия, организация, население. Свойственной чертой этих взаимоотношений, которые возникают в перераспределительных процессах, выступает общее участие государства, физических и юридических лиц в создании фондов денежных ресурсов которые находятся в распоряжении соответственных органов государственной власти и органов местного самоуправления и предопределенных для удовлетворения потребностей общества в границах возложенных на эти органы функции и задач [25, c. 78].
     Во-вторых, посредством бюджетной политики осуществляется процесс перераспределения, направленных в бюджетном фонде, ресурсов между отраслями, сферами общественной деятельности и т.д. в рамках экономической системы.
     Так, бюджет принимает прямое участие в межотраслевом перераспределении денежных средств. В любой экономической системе всегда есть отрасли с постоянно низкой совокупной доходностью (энергетика, транспорт, связь и т.д.), продукция и услуги которых, тем не менее, очень важны и необходимы для общества. Посредством бюджетных отношений доходы высокорентабельных отраслей (обезличенные в центральном денежном фонде) перераспределяются в отрасли с низкой доходностью, снабжая тем самым экономическое равновесие в обществе. В равной степени, таким же образом, поддерживается достойное существование малообеспеченных слоев населения – пенсионеров, студентов, безработных и т.п. Кроме того, посредством бюджетных отношений национальный доход перераспределяется из производственной сферы в непроизводственную, для чего за счёт бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования. Механизм бюджетных отношений служит основой межтерриториального перераспределения бюджетных ресурсов. Такой вид перераспределения средств трактуется  термином – бюджетный федерализм [9, c. 165].
     На территории Российской Федерации любой орган государственной власти имеет надлежащий бюджет. В рамках бюджетного федерализма устанавливаются  взаимоотношения между бюджетами различных уровней. Главная проблема– выявление оптимальной  величины финансовых ресурсов, направляемых в бюджете и бюджетах регионов.
     Таким образом, все важнейшие формы перераспределения реализовываются через бюджет, а механизм бюджетного финансирования, его пропорции и формы определяются государством в зависимости от определенных задач, стоящих перед обществом на определенном историческом этапе формирования.
     В-третьих, через бюджет осуществляются не только перераспределительные процессы, но и проводится большинство мероприятий по государственному финансовому регулированию экономики.
     Регулирующая роль бюджета заключается в его возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики [22, c. 174].
     С помощью системы налоговых ставок, системы государственных расходов и т.п. государство активно влияет на совокупные экономические процессы в обществе. В этом плане бюджет служит действенным инструментом финансовой политики государства.
     В-четвертых, поскольку в бюджете отражаются все экономические процессы в обществе, а также находят свое концентрированное выражение все основные финансовые инструменты – налоги, государственные расходы, государственные займы и т.д., то бюджет можно охарактеризовать как основной финансовый план государства.
     Бюджет функционирует через особые экономические формы – доходы и расходы. С помощью доходов государство обеспечивается необходимыми денежными средствами, при их расходовании распределяются сконцентрированные в бюджетном фонде ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.
     Доходы бюджета в стоимостном измерении составляют более одной трети валового национального продукта. Формирование доходов происходит, главным образом в виде налогов.
     Расходы бюджета подразделяются на две основные части: ассигнования, включаемые в бюджет текущих расходов, и бюджет развития.
     Необходимым условием эффективной налогово-бюджетной политики  является сбалансированность бюджета. Если в процессе исполнения бюджета превышается предельный уровень дефицита, то вводится механизм секвестра расходов.
     Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов по всем направлениям.
     Таким образом, учитывая многогранное значение бюджета, его необходимо рассматривать в следующей совокупности [13, c. 184]:
     * как объективную экономическую категорию; являясь экономической формой существования реальных, объективно обусловленных перераспределительных отношений, бюджет выполняет специфическое общественное назначение. Как экономическая категория бюджет имеет соответствующее материальное воплощение. Бюджетные отношения материализируются в централизованном фонде денежных средств государства, формирование и использование которого выражается через движение стоимости в связи с ее перераспределением. Этот процесс представляется в виде потоков мобилизуемых и потребляемых государством денежных ресурсов;
     * как систему денежных отношений, выражающих перераспределение различных частей стоимости совокупного общественного продукта (главным образом, национального дохода), формирование и использование на этой основе бюджетных фондов с целью обеспечения потребностей общества;
     * как основной финансовый план государства;
     * как важнейший финансовый регулятор (стабилизатор), инструмент государственной финансовой политики, который через систему налоговых ставок, объем, структуру и направление государственных расходов и т.д. обеспечивает целенаправленное воздействие на все социально-экономические процессы в обществе, формируя конечные показатели развития экономической системы. 
     Таким образом, бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [19, c. 87].
     Значение бюджета наиболее полно проявляется в его функциях, важнейшими из которых являются: перераспределение стоимости совокупного общественного продукта (национального дохода); конструктивное вмешательство в процесс общественного воспроизводства с целью обеспечения его оптимальной структуры; осуществление государственной финансовой политики; контроль за движением бюджетных ресурсов, а на этой основе – за динамикой экономического развития и ходом социально-экономических процессов в целом.
     Государство, взимая налоги и планируя расходы, устанавливает величину бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит — это превышение расходов над доходами. 
     Можно назвать четыре главных способа решения проблемы дефицита государственного бюджета; сокращение расходов; увеличение доходов; денежная эмиссия; государственные займы [16, c. 128].
     Государственные займы как источник формирования финансовых ресурсов государства — второй после доходов источник финансовых ресурсов бюджета любого уровня. Роль займов в формировании ресурсной базы бюджета зависит от соотношения доходов и расходов бюджета и величины государственного долга. Эффективность заимствований устанавливается так же, как и эффективность всей финансовой политики государства, по воздействию на темпы экономического роста и благосостояния населения [9, c. 111]. 
     Бюджетный Кодек РФ дает определение государственному долгу: государственным долгом РФ выступают долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, которые предоставлены РФ (ст. 97). Государственный долг России целиком и без каких-либо исключений обеспечивается всем имеющимся в федеральной собственности имуществом, которое составляет государственную казну.
     Долговые обязательства России могут существовать в разных формах [12, c. 163]:
     кредитные соглашения и договора, которые заключены от имени России как заемщика с кредитными компаниями, иностранными и международными финансовыми учреждениями;
     государственные займы, которые осуществляются посредством выпуска ценных бумаг от имени России;
     договора и соглашения о получении России бюджетных кредитов от бюджетов прочих уровней бюджетной системы России;
     договора о предоставлении России государственных гарантий;
     соглашения и договора, включая международные, которые заключены от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России предыдущих лет.
     Выполняя выбор источников, органы государственной власти анализируют большое количество факторов, среди которых можно выделить: доступность кредитного источника для займа; стоимость займа; влияние займа на темпы экономического роста, уровень цен (инфляции), состояние финансового рынка; возможность политического или экономического давления при заимствовании и прочее.
     Можно выделить внутренние и внешние государственные заимствования. Под государственными внутренними заимствованиями понимают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения обязательств другими заемщиками перед резидентами (юридическими и физическими лицами) или нерезидентами, которые выраженными в валюте РФ.
     Согласно Бюджетному кодексу РФ внешний государственный долг — это долговые обязательства России как заемщика или гаранта погашения займов остальными заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми учреждениями, которые выражены в иностранной валюте.
     Таким образом, в России главным критерием классификации долга на внутренний и внешний выступает валюта, в которой номинированы долговые обязательства. 
     
     Вывод по главе
     
     Одной из главных составных частей финансовой политики, во многом определяющей экономический курс развития государства, является бюджетная политика. Именно бюджетная политика, в которой отражаются интересы государства, функции государства, требующие для решения поставленных задач бюджетных средств, занимает ведущее место в экономической политике государства, ее концепция формирует и налоговую, и инвестиционную политику.
     Бюджетная политика включает в себя объективные (базисные) и субъективные (надстроечные) начала, что и характеризует ее как организационно-финансовую категорию. Объективное начало, на котором базируется бюджетная политика — это экономические отношения, возникающие в процессе общественного воспроизводства (производства, обмена, распределения и потребления национального продукта), финансовые (денежные) отношения, составляющие содержание экономической категории финансов, бюджетные отношения, возникающие в процессе функционирования частной финансовой категории бюджета, и формы проявления сущности последней в виде функций образования и использования централизованных фондов денежных доходов и контрольной.
     
     
     


Глава 2. Анализ реализации бюджетной политики в РФ на современном этапе

2.1 Бюджетная политика в документах РФ
     
     Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы значится бюджет. Потребность создания экономных ресурсов напрямую следует с реализации страной специфичных функций. Имеется в виду потребность финансирования затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной сферы и объектов ее инфраструктуры.
     Общие положения функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 17 июля 1998 г. и утвержденный Федеральным Законом № 145 ФЗ 31 июля 1998 г. [13, c. 184]
     Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления. 
     Бюджетная политика в России формируется и реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса, который охватывает все этапы, связанные с составлением, рассмотрением, принятием и исполнением бюджета государства.
     Правовая основа местных бюджетов представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих основ организации местных финансов, источники формирования и направления финансовых ресурсов местных бюджетов.
     Местные бюджеты в Российской Федерации функционируют на основе целой системы нормативно-правовых актов, разработанных на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации и на местном уровне. К нормативно-правовым актам федерального уровня относятся Конституция Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Налоговый кодекс. Правовую основу местных бюджетов можно представить в виде следующей схемы [16, c. 145].
     
     Рис. 2.1 - Иерархия нормативно – правовых актов, регулирующих местный бюджет
     
     Основные направления бюджетной и налоговой политики в нашей стране на очередной финансовый год излагаются в ежегодном Бюджетном послании Президента Российской Федерации до 2014 года и Послании Президента об основных направлениях бюджетной политики с 2014 года, ежегодный документ Правительства "Об основных направления бюджетной политик". Согласно Бюджетному кодексу РФ, “бюджетное” послание служит неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. “Бюджетное” послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.
     “Бюджетное” послание, имеет рекомендательный характер и направляется в органы центральной исполнительной и законодательной власти и в регионы страны, как правило, за десять месяцев до начала нового финансового года. Руководители регионов на основании “бюджетного” послания Президента РФ издают на очередной финансовый год соответствующие послания по регионам. В областях — это бюджетные послания губернаторов об основных направлениях бюджетной и налоговой политики области на новый год. Главная задача бюджетных посланий руководителей регионов — соблюдение и развитие основных направлений Бюджетного послания Президента страны применительно к региону, определение общей концепции бюджетной и налоговой политики региона при разработке бюджета на очередной финансовый год [13, c. 144].

2.2 Анализ современной бюджетной политики в области доходов

      В 2013 – 2015 годах решение проблем социального и экономического развития осуществлялось в рамках преемственности направленности бюджетной политики на поддержание макроэкономического постоянства, долгосрочного баланса и стабильности бюджетной системы, сокращение зависимости бюджетов от внешних факторов.
      Согласно бюджетной политики до 2018 года будет продолжаться осуществление возможности роста результативности бюджетных расходов, что заложено в Программу Правительства РФ по росту результативности бюджетных расходов на временной промежуток вплоть до 2019 года.
    Фактическое исполнение федерального бюджета за 2013-2015 годы по главным источникам доходов отражено на диаграмме 2.1.

 
 

     
     Рис. 2.2 -  Фактическое исполнение доходов федерального бюджета за 2013-2015 годы по главным источникам пополнения1
     Большая доля доходов (более 90%) согласно представленным данным обеспечивалась за счет поступления по налогу на добавленную стоимость (33-35%), таможенных пошлин (32-33%), налога на добычу полезных ископаемых (18%) и акцизов (5-6%).
    Динамику доходов федерального бюджета можно охарактеризовать следующими аналитическими выводами.
    С 2015 г. началось сокращение объема налоговых поступлений (включая таможенные пошлины) федерального бюджета, их величина опустилась до отметки 14,7% ВВП против 17,2% ВВП в 2014 г. В 2016 г., согласно предварительным оценкам Минфина России, планируется дальнейшее падение объема налоговых доходов до 13,5% ВВП. В дальнейшем бюджетными проектировками на 2017–2019 гг. запланирована стабилизация объема налоговых поступлений на уровне 13,8–14% ВВП.
     Основным фактором снижения налоговых доходов в последние годы значится сокращение поступлений от экспортных пошлин. Учитывая, что порядка 88–89% поступлений экспортных пошлин обеспечиваются пошлинами на экспорт нефти и нефтепродуктов и почти 10% – пошлинами на экспорт газа, падение цен на нефть и начавшееся с 2015 г. снижение предельных ставок (коэффициента в формуле) вывозных таможенных пошлин на нефть в рамках реализации «налогового маневра» оказали существенное влияние на динамику доходов от экспортных пошлин. В результате доходы от экспортных пошлин снизились с 6,1% ВВП в 2014 г. до 3,4–2,4% в 2015–2016 гг. В 2017–2019 гг. ожидается дальнейшее снижение объема доходов от экспортных пошлин до 2,1–1,9% ВВП. При этом рост поступлений НДПИ в результате повышения ставки по НДПИ на добычу нефти оказался сравнительно небольшим: увеличение с 3,7% ВВП в 2014 г. до 3,9% ВВП в 2015 г., с ожидаемым падением в 2016 г. до отметки в 3,4% ВВП (основной фактор – падение цен на нефть). В среднесрочной перспективе в 2018–2019 гг. запланирована стабилизация поступлений по НДПИ на уровне 3,7–3,8% ВВП.
     Также можно отметить прогнозируемый рост поступлений по НДС с 5,5% ВВП в 2016 г. до 5,9% ВВП в 2017–2019 гг. за счет увеличения доходов от «внутреннего» НДС. При том, что поступления от НДС обеспечивают около 40% общей суммы налоговых доходов федерального бюджета, рост объема НДС в федеральном бюджете в соответствии с бюджетными проектировками должен оказать определенное стабилизирующее влияние в условиях сохранения нефтегазовых доходов на низком уровне и даже их дальнейшего снижения к 2019 г
     
2.3 Бюджетная политика РФ в области расходов
     
     Размер расходов федерального бюджета за 2015 год в сравнении с 2012  годом в номинальном исчислении увеличился на 2808,5 млрд. руб., или на 21,9%, при динамике к уменьшению их удельного веса в ВВП с 20,9% в 2012 году до 18,8% в 2015 году. В реальном исчислении суммарный объем расходов в сравнении с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44