- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Условия формирования познавательных общеучебныхуниверсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013147 |
Тема: | Условия формирования познавательных общеучебныхуниверсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики |
Содержание
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина») Институт педагогики и психологии Кафедра начального и дошкольного образования ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ заведующий кафедрой начального образования к.п.н., доцент С.Н. Терентьева _________________________ «__» ________________2018 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Условия формирования познавательных общеучебныхуниверсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики Направление 44.03.01 Педагогическое образование Профиль Начальное образование Исполнитель: обучающаяся 6415 группы Растворова Татьяна Алексеевна Научный руководитель: доцент, кандидат педагогических наук, Габова Марина Анатольевна Сыктывкар 2018 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ I.I.ПОНЯТИЕ «ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ» В ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ I.II.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХОБЩЕУЧЕБНЫХ УУД I.III. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УЧЕБНИКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ 3 КЛАССОВ УМК «ШКОЛА РОССИИ» И «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» I.IV. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ГЛАВАII.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ II.I.ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3»А» КЛАССА МАОУ «СОШ №»25» II.II. ПРОГРАММА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕУЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ II.III. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕУЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования:Федеральный государственный стандарт образования (ФГОС) определяет основным приоритетом обучения формирование у школьников не просто системы знаний, умений и навыков в конкретных образовательных областях, но универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса [16]. При этом в федеральном стандарте начального общего образования указано, что этап начальной школы является крайне важным этапом в обучении и развитии ребенка, и что от успешности освоения метапредметных умений и навыков в первые четыре года школьного обучения во многом зависит дальнейшая учебная активность и личностный рост школьников. Формирование общеучебных умений происходит именно в начальной школе. Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) находит свое практическое подтверждение мысль о том, что «в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение, учение, направленное на решение проблем (задач), проектные формы организации обучения» [26]. Предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных УУД, так как у младших школьников активно развиваются мыслительные операции, осуществляется планирование собственной деятельности. Сегодня, идя на урок математики, учитель начальных классов не ставит под сомнение важность и актуальность формирования и развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников как реального итогового продукта, с которым каждый учащийся должен уйти с урока. Между тем, практические вопросы формирования общеучебных действий на уровне начального общего образования остаются недостаточно методически проработанными. В результате учителя начальных классов имеют указание «формировать универсальные учебные действия» учащихся, но не имеют достаточного количества методической и технологической поддержки в данном процессе. Следует отметить, что огромный обучающий и развивающий потенциал уроков математики в начальной школе сегодня используется учителями начальных классов для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников незначительно. Таким образом, следует выделить наличие противоречиямежду научно-обоснованной методической литературой по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики и недостатком четко представленных оптимальных условий позволяющих получить образовательный результат. Проблема:заключается в выявлении необходимых условий и работы на уроках математики, направленных на формирование познавательных (общеучебных)универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте. Это обусловило выбор темы исследования «Условия формирования познавательных (общеучебных) УУД». Ученые, методистыработающие в этой области.В последнее время особое внимание педагогов и психологов уделяется вопросам развития универсальных учебных действий. В исследованиях АсмоловаА.Г., БурменскойГ.В., ВолодарскойИ.А., КарабановойО.А., СалминойН.Г. Формирование универсальных учебных действий рассматривается вкачестве основной образовательной задачи. КарабановойО.А., АсмоловымА.Г., БурменскойГ.В. определены основные критерии проверки эффективности формирования универсальных учебных действий, в работахБитяновойМ.Р., БунеевойЕ.В., ВахрушеваА.А., АсмоловаА. Г., БегловойТ.В., ПетерсонЛ.Г. разработаны метапредметные тесты для диагностикиуниверсальных учебных действий, АсмоловымА.Г., КарабановойО.А. перечислены и обоснованы психологические требования к развитию универсальных учебных действий на всех этапах обучения. Цель исследования:определить и обосновать условия формирования общеучебных познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики. Объект исследования:процесс обучения математике в начальной школе средство формирования общеучебных познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Предмет исследования:условия формирования общеучебных познавательных УУД у младших школьников на уроках математики. Гипотеза исследования состоит в том, что формирование общеучебных познавательных универсальных учебных действий у младших школьников будет более эффективным, если: -включать диагностический компонент в учебный процесс с периодичностью 1 раз в полугодие -применять индивидуально – дифференцированный подход посредством разноуровневых заданий Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательных (общеучебных) универсальных учебных действий у младших школьников; 2. Рассмотреть особенности формирования познавательных (общеучебных) универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики у младших школьников; 3. Провести анализ учебников с целью выявления заданий направленных на формирования познавательных (общеучебных) универсальных учебных действий; 4.Выявить условия формированияпознавательных (общеучебных) универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики у младших школьников 5.Провести диагностику уровня сформированностипознавательных (общеучебных) универсальных учебных действий у младших школьников 6.Разработать комплексные задания для формирования познавательных (общеучебных) универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики; 7.Выявить эффективность разработанных заданий. Методы исследования: ?теоретические (изучение философской, педагогической, психологической, учебной и методической литературы по теме исследования; педагогическое проектирование; анализ, синтез, обобщение); ?эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование,педагогический эксперимент); ?математические (количественный и качественный анализ экспериментальных данных) База исследования: МАОУ СОШ №25, учащиеся 3 «а» класса (28 человек). Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (40 источников), приложений. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ I. I. ПОНЯТИЕ «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ» В ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Концепция УУД, созданная коллективом авторов (АсмоловА.Г., БурменскаяГ.В., Володарская И.В. и др.), представляет классификацию универсальных учебных действий, включающую четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. Познавательные универсальные учебные действия, согласно представлениям авторов Концепции – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [2]. «Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации» [29; с. 38]. Елисеева Д.С. определяет эту группу УУД как «универсальные действия, обеспечивающие организацию учебно-познавательной деятельности и направленные на познавательное развитие личности младшего школьника» [17; с. 17]. При этом под познавательным развитием личности в данном случае понимается формирование у учащихся научной картины мира, овладение самостоятельными способами познания. Кроме того сюда включается развитие способности управлять своей познавательной и умственной деятельностью, продуктивного воображения, логического и творческого мышления, случайности познавательных процессов, изменение мыслительных операций, а также рефлексии личной деятельности. Таким образом, познавательные УУД младшего школьника направлены на обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области, определенной программой начального общего образования, на обеспечение всех этапов усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей младших школьников [17; С. 16–26]. В блоке познавательных универсальных учебных действий АсмоловА. Г. выделяет общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы (рис. 1). Рисунок 1 Познавательные действия Как пишут Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др., для успешного обучения в начальной школе и далее должны быть сформированы общеучебные действия, логические и действия постановки и решения проблем. Они обеспечивают развитие способности к самостоятельному познанию окружающего мира. Это означает, что младший школьник должен быть готов к самостоятельному и целенаправленному поиску необходимой информации, её обработке, анализу и использованию в своей учебной и практической деятельности [18]. Елисеева Д.С. отмечает, что, в отличие от предметных умений, «общеучебные действия – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний» [17;с.18]. В то время как предметные являются специфическими для того или иного учебного предмета. По классификации АсмоловаА.Г. к общеучебным универсальным действиям относятся умения: * самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и задачи; * осуществлять поиск и выделение необходимой информации в различных источниках; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; * знаково-символические моделирование, то есть преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели. Кроме того, сюда относится умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, а также постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия. Это: ? моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); ? преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Асмолов А.Г. и соавторы считают, что к общеучебным универсальным действиям относятся универсальные способы «добывания» знаний, например, самостоятельный поиск информации в любых источниках, формулирование проблемы и её самостоятельное решение и др. Учебный предмет «Математика» может обеспечить формирование познавательных УУД, а именно поиск и выделение информации, так как искать и выделять информацию можно в ходе работы не только с текстами, но и с таблицами, диаграммами, графами, извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и на компьютере) осуществляется непосредственно именно на этом учебном предмете. Правильно организованный процесс информационного поиска помогает усваивать математические знания, расширяет кругозор учеников, развивает их познавательные интересы. Проделывая поисковую работу, ученики осваивают различные способы ориентировки: поиск по оглавлению, условным обозначениям, символам ориентировки, фиксирующим новый материал (название тем, выделения, рамки и т.п.), обращение к справочнику, данному в конце учебника или материалам форзацах. Во многих учебниках математики подобраны небольшие тексты познавательного характера, из которых младшие школьники также извлекают необходимые числовые данные и используют их для выполнения математических действий. С целью повторения изученного материала ученики ищут в учебнике формулировки правил, определений, свойств арифметических действий. Учащиеся 3 – 4-х классов могут подбирать материал для самоконтроля, например, составить проверочную работу в тестовой форме по изученной теме. Для этого используются сборники или тетради на печатной основе с тестами и проверочными работами. Такие задания помогают младшим школьникам не только находить информацию, но и осмысливать свою деятельность, ориентироваться в том, что они изучают и усваивают, а это спиливает рефлексивную направленность процесса обучения [13; с. 40]. Денисова Т.А. отмечает, что на уроках математики общеучебнымипознавательными УУД в первую очередь являются моделирование и выбор наиболее эффективных способов решения задач. Таким образом, на данных уроках формируются специфические для учебного предмета «Математика» УУД: 1. овладение общим приёмом решения задач разного типа; 2. моделирование; 3. использование знаково-символической записи математического понятия [13; С. 67–72.]. Мы проанализировали проблему формирования общеучебных познавательных УУД у младших школьников на уроках математики, рассмотрели компоненты данных умений, которые необходимо развивать у учащихся. Проанализировав литературу можно сделать следующие выводы: * для успешного формирования общеучебных УУД необходимо тщательно работать над каждым этапом решения задачи; при решении задач необходимо использовать опорные схемы, которые ученики должны уметь понимать и анализировать; * для лучшего усвоения общего приёма решения задач учащимся необходимо овладеть действием моделирования, при обучении математике необходимо использовать разные модели; * усвоение общего приёма решения задач необходимо без развития логических действий, поэтому необходимо включать в уроки по математике логические задания. В заключение отметим, что формирование познавательных общеучебных универсальных действий, а именно: поиск, выделение и извлечение необходимой информации, применение методов информационного поиска, возможно формировать у младших школьников на всех уроках математики (урок «Открытие нового знания», рефлексии и др.). Далее рассмотрим возрастные особенности детей младшего школьного возраста. I.II.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД Приход ребенка в школу обозначает начало важного этапа возрастного развития человека. Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы школы). Данный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах. БожовичЛ.И.,ДавыдоваВ.В, ДусавицкогоА.К., ЗанковаА.К., КравцовойЕ.Е., МарковаА.К., ПолуяноваЮ.А., РепкинаВ.В., СлавинойИ.С., ЦукерманГ.А., ЭльконинаД.Б. и др. Ведущим видом деятельности для младшего школьника является учебная деятельность. В первую очередь, у ребенка в этом возрасте происходят изменения в познавательной сфере. Выготский Л.С.[11]выделял главным новообразованием мышление, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий, в этом процессе должна быть задействована не только память, от ребенка требуется развитие мыслительных операций. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций В данном возрасте также происходит становление воли, которая обусловливает дальнейшее развитие всех психических функций. В дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, т. к. всегда необходимо сознательно регулировать свое поведение и действия. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задачи. В этом же возрасте появляются зачатки самосознания, что проявляется в развитии рефлексии, вследствие чего ребенок становится способным осознавать свои собственные изменения и изменения другихлюдей [40]. Долгое время психологи и педагоги недооценивали познавательные возможности младших школьников, излишне регламентируя их учебно-познавательную деятельность [20; с. 426]. Но именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий. Во-первых, в младшем школьном возрасте наблюдается положительная динамика в развитии важнейших познавательных процессов. Заметим, что формирование познавательных универсальных учебных действий требует развития высших психических функций — произвольности памяти, внимания, воображения. Именно в этом возрасте данные познавательные процессы приобретают самостоятельность. Младший школьник учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сохранять в памяти увиденное или услышанное, представлять себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Так внимание младшего школьника отличается большей устойчивостью и произвольностью по сравнению с дошкольным периодом. Более того, В. С. Мухина отмечает, что младший школьник может сам планировать свою деятельность. Это в свою очередь организует внимание школьника. В младшем школьном возрасте произвольная память также становится функцией, на которую опирается формирование познавательных универсальных учебных действий. Ведущая роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит ребенка к пониманию необходимости развивать свою память, овладевая возможностью её регулирования и сознательного управления. В результате усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания. В младшем школьном возрасте также продолжается развитие воображения. В возрасте 7–10 лет ребенок в своем возрасте может создавать разнообразные ситуации, что делает возможным переход воображения в другие виды деятельности. Для младшего школьника воображение является способом выйти за пределы личного практического опыта и важнейшим условием развития креативности и творческих способностей. Формирование познавательных универсальных учебных действий невозможно без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным. Другими особенностями мышления младшего школьника являются обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, способность делать логические выводы и умозаключения, поиск причинно-следственных связей. Однако главное новообразование рассматриваемого периода — формирование наглядно — образного мышления, которое дает ребенку возможность решать задачи в «результате внутренних действий с образами». Более того, в младшем школьном возрасте дети развивают метакогнитивную способность, которой пользуются при планировании своих действий, принятии решения и выборе эффективных стратегий памяти. Однако в период младшего школьного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, также как и формирование учебно-познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на данном этапе развития ребенка. Именно учебная деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития в младшем школьном возрасте, а именно формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, а также развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться». Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка начинают формироваться научные понятия, в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения. Несмотря на смену ведущего вида деятельности, игра в младшем школьном возрасте по-прежнему занимает особое место и оказывает положительное влияние на формирование и развитие не только креативности, но и учебно-познавательной компетентности в целом. Рождественская Н. В. и ТолшинА. В., рассматривая возрастные особенности психологического феномена креативности, отмечают, что в игре и детском творчестве развиваются соподчинение мотивов, целенаправленность действий, соподчинение целей, связь между отдаленными и близкими целями. Так в игровой деятельности закладываются основы учебно-познавательной компетентности. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий. Более подробно возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника представлены в Таблице 1.[16]. Таблица 1. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника (по материалам Матюхиной М. В.). Познавательные процессы Классы 1 2 3-4 Внимание Преобладает непроизвольное внимание, однако появляются элементы произвольности. Внимание неустойчиво. Учащиеся сосредотачиваются в первую очередь на несущественных признаках объекта. Для учащихся важна внешняя привлекательность объекта. Внимание распределяется слабо. Привлекает только то, что понятно. Нет предварительной готовности к работе на уроке. Продолжается нарастание элементов произвольности внимания. Однако познавательная цель по-прежнему ставится взрослыми. Для полноценной работы на уроке необходима разминка. Преобладают элементы произвольности в связи с появлением у учащихся ответственности за усвоение знаний. Внимание более устойчиво. Учащиеся обращают внимание в первую очередь на существенные признаки объекта. Учащиеся сами ставят цель. Учащиеся способны распределять внимание, умственно активны и готовы к деятельности с самого начала урока. Память Начинает развиваться произвольная память, но это умение несовершенно. Преобладает механическое непроизвольное запоминание, которое срабатывает только в случае сильного воздействия на эмоциональную сферу учащихся. Ведущая роль принадлежит механическому запоминанию. Воспроизведение учебного материала дается нелегко, так как учащиеся не владеют приемами рационального запоминания. Распространено явление забывания. Необходима опора на наглядность. Конкретно-образный характер памяти. Учащиеся способны воспроизводить учебный материал без опоры на наглядность. Однако наличие наглядности на уроке создает ситуацию успеха. Учащиеся начинают овладевать приемами осмысленного запоминания. Произвольное запоминание становится более продуктивным и осмысленным. Начинается развитие логической памяти. Активно используются приемы осмысленного запоминания. Начинается активное применение рациональных приемов заучивания наизусть. Увеличиваются объем памяти и её долгосрочность. Мышление Нагладно-образное мышление, переход к словесному мышлению. Словесно-логическое мышление с опорой на наглядность. Развитие абстрактного мышления. Начало развития формально-логического мышления. Воображение Незначительная переработка имеющихся представлений. Опора на конкретные предметы. Изображение людей и предметов отличается бедностью, нерасчлененностью. Образы непроизвольны и расплывчаты, носят схематичный характер. Развитие творческой переработки представлений на основе словесной наглядности. Образы полнее, включают на 1–2 признака больше, чем образы первоклассника. Отсутствие вымышленных дополнительных деталей. Образ более точный и определенный. Усиление дифференциации воображения. Творческая переработка представлений. Увеличение количества деталей. Воссоздание целостного правильного образа. Воображение дифференцировано и управляемо. I.III. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УЧЕБНИКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ 3 КЛАССОВ УМК «ШКОЛА РОССИИ» И «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» Рассмотрим возможности системы учебников математики «Школа России» (МороМ.И.) [23] и «Планеты Знаний» (БашмаковаМ.И., НефедоваМ.Г.) [6] 3-х классов при формирования познавательных общеучебных универсальных учебных действий. Для анализа выделим следующие критерии поиска: «поиск и выделение необходимой информации», «структурирование знаний», «способ решения задачи» и «моделирование».Результаты поиска занесем в таблицу (ПРИЛОЖЕНИЕ ?) В учебнике для 3х классов выявлено больше заданий для формирования умений «поиск и выделение необходимой информации», причем в учебнике М.И. Башмакова, М.Г. Нефедова их выявлено больше, чем в учебнике М.И. Моро. В учебнике «Планета Знаний» задания на поиск информации отмечены специальным условным обозначение. Задания для формирования умений «структурирования знаний», «моделирования», «эффективный способ решения задач» представлены больше в учебниках «Школа России». Количество данных заданий отличается на 1-2. Сжато представленный анализ можно представить в таблице 2. Таблица 2 Количество заданий для формирования познавательных общеучебных УУД вучебниках математики 3 класса «Школа России» Действия «Планета Знаний» 8 Поиск и выделение информации 12 4 Структурированиезнаний 3 5 Моделирование 4 5 Эффективных способов решения задач в зависимостиот конкретных условий; 4 Таким образом, проанализировав содержимое таблицы 2, можно сделать вывод, что заданий по умениям «Поиск и выделение необходимой информации», «Структурирование знаний», «Моделирование» и «Способ решения задачи» в учебниках для 3-х классов УМК «Планета Знаний» больше, чем в УМК«Школа России». Следовательно, можно предположить, что общеучебные познавательные УУД будут формироваться по этим умениям более эффективно при обучении младших школьников по учебникам УМК «Планета Знаний» . В учебниках для 3х классов УМК «Школа России» авторов М.И. Моро задания на все рассматриваемые умения присутствуют, однако в меньшем количестве, чем это было найдено в учебниках авт. М.И. Башмакова, М.Г. Нефедова, а значит, следует дополнить эти учебники заданиями на формирование всех рассматриваемых умений. Соглашаясь с мнение БашмаковаМ.И., отметим, что положительная оценка эффективности обучения по большинству качественных параметров должна быть основана не на измерении конечного результата, а на анализе процесса обучения. Сквозные линии заданий в учебниках «Математика» УМК «Планета Знаний» направлены на системное обучение моделированию условий текстовых задач и усвоение общих способов их решения; установление аналогий и обобщенных способов действий при организации вычислений, решении текстовых задач, нахождении неизвестных компонентов арифметических действий, а также на формирование умения выполнять вычисления и решать задачи разными способами и выбирать наиболее эффективный способ вычислений, что активно развивает познавательный блок УУД. Анализ учебной литературы показал, что в учебниках по математике УМК «Планета знаний» заданий на формирование выбранных общеучебныхдействий больше, чем в учебниках по математике УМК «Школа России». По мимо этого, в учебнике авторовБашмакова М.И. и Нефедова М.Г. представлены отдельные разделы, где представлены темы для самостоятельных исследований («Какие часы точнее», «Какие предметы сильнее притягиваются к Земле»). В этом учебнике задания на поиск информации отмечены специальным условным обозначение. I. IV.УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Выделяя педагогические условия, мы исходили из того, что эффективность процесса формирования познавательных учебных действий младших школьников может быть достигнута только в том случае, если выполняется комплекс условий. Случайные, разрозненные условия не способны решить обозначенную задачу эффективно. Это объясняется сложностью процесса формирования познавательных учебных действий младших школьников, сложностью решаемых задач, необходимостью разностороннего (личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного) формирования познавательных учебных действий младших школьников. Попова Е.В. пишет, что для формирования у учащихся познавательных УУД необходимо спроектировать на уроке следующие этапы: 1.Формирование первичного опыта выполнения действия и мотивацию. 2.Основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД. 3.Сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию. 4.Организовать контроль уровня сформированности данного УУД[]. Носикова Я.Н. связывает формирование общеучебных УУД с понятием познавательной самостоятельности. Под познавательной самостоятельностью понимается интегративное качество личности, которое выражается в единстве интеллектуальных, мотивационных, эмоционально-волевых характеристик, проявляющихся в стремлении к самообразованию, поиску новых знаний и способностях оперировать ими на практике; в умении сознательно ставить перед собой цели и задачи, обеспечивая их качественное выполнение; в признании самостоятельного познания высшей формой творческой мыслительной деятельности.Таким образом, формирование общеучебныхдействий будет проходить успешно, если давать учащимся работать самостоятельно [Носикова, Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС / Я.Н. Носикова // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – № 2. – С. 24–28]. Мазитова Ф. Г. пишет, что в достижении личностных и метапредметных результатов огромна роль образовательных технологий деятельностного типа, к которым относятся проблемно-диалогическая, технология продуктивного чтения, проектно-исследовательская, огромна. По её мнению, эти технологии дают развёрнутый ответ на вопрос, как научить школьников ставить и решать проблемы. В соответствии с данными технологиями на уроках в ходе специально выстроенного учителем диалога организуются постановка учебной проблемы и поиск её решения. Эти технологии способствуют формированию регулятивных УУД, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать определённую информацию, делать логические выводы – познавательных [Мазитова, Ф.Г. Комплекс технологий как средство формирования УУД / Ф.Г. Мазитова // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 8. – С. 73., с. 73]. При проектировании и проведении урока, направленного на формирование УУД, учитель может использовать различные методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, различные педагогические технологии. Это может быть постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации, проектная деятельность, уроки взаимообучения, дидактические игры, средства ИКТ. Разработка и внедрение программы формирования познавательных универсальных учебных действий младшихшкольников, реализующей организационные и методические направления работы по достижению предметных и метапредметных результатов образования.условие позволяет более полно решить проблему эффективного формирования познавательных универсальных учебныхдействий обучающихся. Элементы новизны проявляются в использовании разработанной нами авторской программы с развивающими заданиями, ориентированных на познавательные универсальные учебные действия; специал....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Условия формирования общеучебных познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
- Условия формирования познавательных общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
- Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения математики.