VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Диагностика кризисного состояния предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000232
Тема: Диагностика кризисного состояния предприятия
Содержание
1 Теоретические аспекты диагностики кризисного состояния предприятия
1.1 Диагностика кризисного состояния предприятия, как элемент антикризисного управления

    Процесс диагностики – исследовательский, поисковый, познавательный процесс. Наиболее полезное применение диагностики для определения реального состояния процессов управления. Прежде чем подробнее остановиться на процессе, необходимо определить, что может быть объектом диагностирования, цели и задачи диагноза, базовые параметры и другие сопутствующие исследованию понятия.
    Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности), так и любой элемент этих систем (внутреннюю среду организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость).
    В основе управления объектом диагноза лежат конкретные управленческие процедуры.
    Цель диагностики – установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу. Осуществив цель на основании данных диагноза, можно будет выработать правильную и грамотную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику.
    Задачи диагностики заключаются в определении мер, направленных на налаживание работы всех составных элементов системы, и способов их реализации. Нельзя осуществлять управление на любом хозяйственном и управленческом уровне, не имея четкого представления о его состоянии. Задачи диагностики тесно переплетаются с двумя другими задачами - прогнозом и анализом происхождения.
    В экономической диагностике очень часто прогноз позволяет уточнить диагноз. Исследование процесса развития объекта также помогает лучше осознать его текущее состояние. В то же время диагностика является исходным пунктом прогноза, поскольку без четкой и достоверной констатации сложившегося положения невозможно оценить альтернативы развития объекта. Отсюда можно сделать вывод, что проведение диагностических исследований необходимо во всех структурах и на всех уровнях управления. Как уже отмечалось, диагностирование – это исследовательский процесс, а значит, на него автоматически переносятся все основные требования, предъявляемые к любому исследования. 
    Во-первых, оно должно быть подлинным, то есть основанным на первоисточник (на первичной достоверной информации любого вида и любой формы представления).
    Во-вторых, объективным. Это значит, что перед тем, как начать процесс диагностирования, его участникам необходимо выработать процедуру оценки и составить программу исследования объекта. Эта процедура должна учитывать три обязательных условия: кто проводит исследования, где оно проводится и четкое определение базовых параметров, по которым проводится исследование. Это позволит минимизировать влияние фактора субъективизму при постановке диагноза, и, значит, повысятся его объективность и точность.
    Точность – это третье требование к правильности диагноза. Цель, задачи и соответствие требованиям, предъявляемым к процессу диагностирования, осуществление, если все исследования планируется, организуется и контролируется в соответствии с логикой диагноза.
    Для того чтобы правильно оценить состояние объекта диагноза, необходима система критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта с учетом факторов, влияющих на него в тот или иной период времени. Это, прежде всего, построение системы показателей для оценки состояния объектов, разработка качественных и количественных характеристик, шкал для измерения определенных значений этих характеристик и показателей. 
    Диагностика также предусматривает классификацию возможных отклонений основных параметров изучаемых явлений, объектов, их проявлений, процедуры сбора и обработки диагностической информации. В общем виде проведение диагностических исследований обычно допускает сравнение состояния выбранного объекта с какой-либо нормой или эталоном для того, чтобы выявить наличие отклонений и определить их характер – положительный или отрицательный.
    Центральное вопросы в диагностировании сложной проблемы – осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде. Это способствует также сокращению числа факторов, которые следует учитывать применительно к управлению. Целесообразно избегать немедленного действия для устранения симптома.
    Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать внешнюю и внутреннюю информацию исследуемого объекта. Такую информацию можно собирать на основе формальных методов анализа рынка, анализа финансовых отчетов, интервьюирование, приглашение консультантов по управлению или опросы работников. Информацию можно собирать и неформально. В ходе наблюдений важно видеть различия между релевантной и неуместным информацией, и уметь отделять одну от другой. 
    Когда диагностируют проблему, необходимо отчитываться перед собой в том, что именно можно с ней сделать. Для оперативного управления кризисами необходимо владеть их четкой классификации. При этом исходят из разных критериев классификации кризисов. К ним можно отнести следующие: тип или вид; сфера влияния или возникновения кризиса; метод определения кризиса; степень развития кризиса; распределение кризиса во времени; характер учета кризиса; возможность регулирования кризиса.
    Выводы о состоянии диагностированы объекта могут быть представлены в форме текста и дополняться графиками, таблицами, диаграммами и другим иллюстративным материалом. Все стадии диагностики тесно связаны между собой, недостатки, возникающие в одной из них, сказываются на всем исследовании.
    Результаты диагностики излагаются в следующей последовательности.
    Определение общей тенденции экономического (социального, политического) развития объекта. Распределение процесса развития диагностированы объекта на стадии и определения, на какой из них находится объект.
    Кризисная ситуация – переломный момент в функционировании любой системы, в процессе которого она подвергается воздействию извне и изнутри, что требует качественно нового реагирования со стороны этой системы. Возможность кризиса определяется рискованным развитием, что проявляется в вероятности возникновения кризиса, опасности кризисных ситуаций. Кризис характеризует резкий перелом в чем-либо, тяжелое переходное  состояние. Состояние кризиса является нетипично, временным. В экономическом механизме кризис для предприятия может иметь локальное проявление, например, задержка поставок комплектующих деталей, срывы планового графика выпуска продукции, отключение электроснабжения и т.д. Гораздо более опасна для предприятия его общая кризис, последствия которого могут быть трудно предсказуемы. Основной особенностью кризисной ситуации является то, что она содержит в себе опасность, угрозу разрушения производственной системы.
    Возникающие в практике управления задачи по своей сути являются либо функциональными, или ситуационный. Функциональные (стабильные) задачи определяются сформированным разделением труда в производстве и управлении. Ситуационные задачи являются следствием нарушений взаимодействия специализированных структурных подсистем и элементов организации под воздействием дестабилизирующих факторов производства. Главным является то обстоятельство, что организация, которая динамично развивается целенаправленной системой, невозможно эффективно управлять, если она имеет лишь жестко организованную структуру, функции и повторяющиеся процессы управления. Необходима гибкая, адаптационные дополнительная подсистема ситуационного типа, что обеспечивает целенаправленное развитие компании, которая имела бы возможность и способность решать комплекс возникающих проблем стратегического и тактического оперативного характера. 
    Известно, что любая целенаправленная система должна в процессе своего функционирования выполнять поставленные перед ней задачи. В силу несогласованности начального или текущего состояния системы, которая задается (или желаемого), возникает необходимость в принятии решений, т.е. в управлении. Функции выработки необходимых в каждой конкретной ситуации управленческих решений призвана выполнять система управления. Система управления (СУ) – это система, задачей которой является выработка и реализация управленческих воздействий или решений для формирования необходимой поведения управляемой системы или объекта управления) в условиях различных воздействий окружающей среды для достижения сформулированных целей.
    Прогнозирование, как известно, является одной из функций управления, что позволяет предусматривать возможность появления неблагоприятных производственных ситуаций. Особенностью появления проблемной ситуации является то обстоятельство, что она несет в себе опасность, угрозу разрушения производственной системы. В связи с этим успех или неудача ситуационного менеджмента определяются степенью готовности руководителя фирмы до потенциальных угроз и кризисных их проявлений, наличием резервов, степени дублирования, уровнем компетенции и опыта лидеров, качеством профилактических мероприятий, эффективностью применяемых методов управления и качеству реализаций функций менеджмента. С одной стороны, прогнозирование позволяет предусмотреть возможность появления проблемных ситуаций и предпринять превентивные меры, а с другой, с появлением нежелательных событий, идентифицировать их и выявить степень и глубину развития кризиса с целью выработки решения по его ликвидации. 
    Учитывая, что в условиях глубокого экономического кризиса вопрос привлечения существенных объемов инвестиций для технического перевооружения и обновления производства не может быть осуществлено в кратчайшие сроки, главное внимание исследователей и практиков должна быть направлена на решение организационно-экономических проблем устойчивости, конкурентоспособности и адаптованости предприятий. Организации должны адаптироваться к тем условиям, которые создаются факторами внешней среды, а внутри системы управляемые факторы должны определять как саму возможность адаптации фирмы и системы управления, так и эффективность процесса адаптации. Более того, внутренние переменные должны в наибольшей степени противостоять внешним воздействиям, превышать их и, тем самым, повышать адаптационные устойчивость организации.
    Планирование – одна из наиболее важных функций управления, что представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем для использования ресурсов и получения доходов. Как элемент системы менеджмента, планирование представляет собой относительно самостоятельную подсистему, которая включает совокупность специфических инструментов, правил, структурных органов, информации и процессов, направленных на подготовку и обеспечение выполнения планов. На базе выполненного прогноза руководство предприятием решает вопрос о направленность производственных планов, задачей которы? является выбор и обоснование целей развития предприятия и подготовка решений по обеспечению и достижению запланированных результатов.
    В системе управления на основе разработанных планов и бюджетов осуществляется координация различных видов деятельности предприятия, согласование деятельности всех его подразделений, контроль и оценка эффективности. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план или стандарт, который формализует ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других финансовых операций в следующем периоде. В конце отчетного периода бюджет играет роль измерителя, что позволяет менеджерам управлять с отклонениями: сравнивать полученные результаты с запланированными величинами и корректировать дальнейшую деятельность. Если разработка бюджетов и прогнозов основана на том же комплексе исходных данных и предположениях о поступления, выплаты, величину товарно-материальных запасов, уровни деловой активности, то они будут соответствовать друг другу и образуют взаимосвязанные систему. 
    В практике планирования говорится в частности о стимулировании напряженности планов. При этом следует помнить, что максимальной надежности плана отвечает минимальный риск (напряженность), и наоборот. Принятие планового решения в условиях неопределенности предусматривает:
    - принятие плана с максимальной или достаточной надежностью его выполнения. При этом надежность плана характеризует степень определенности в выполнении решений, которые в нем содержатся.
    - наличие количественной оценки надежности и риска как оценок степени отклонения фактических значений тех или иных показателей от запроектирован.
    - выявление средств и способов обеспечения необходимого уровня риска через соответствующий уровень надежности и адаптивности развития систем, которые в свою очередь проявляется через допустимые варианты экономического маневрирования в этой системе.
    Непосредственное влияние на ход производства, его локальные процессы, отклонения и возмущения, способность к превентивного регулирования – обусловливает исключительное значение оперативного управления в деле формирования конечного экономического результата. Цель оперативного управления заключается в постоянном поддержании устойчивости функционирования производственной системы для эффективного достижения запланированных результатов. Для достижения цели оперативного управления необходимо создать определенные технические, организационные и экономические условия и предпосылки, которые способствовали бы поддержанию работоспособности и устойчивости ключевых объектов управления и системы производства в целом. Этого можно достичь только при хорошо слаженном менеджменте на основе компетентных и своевременных управленческих решений, способных делать быстрые воздействия на управляемые объекты при использовании всех десяти функций менеджмента. 
    Важным обстоятельством для менеджмента являются знания о кризисе, ее характер, возможны проявления в жизнедеятельности системы, что является основой для разработки мер по предотвращению или смягчению негативных и усилению позитивных последствий. Для этого необходимо (рассмотрение антикризисного управления производится в технологических категориях) знание о том, на каком этапе жизненного цикла находится система, какой вид переходного периода ожидается (может быть в отдельных случаях совокупность видов) и какой глубины процессы прогнозируются. Все это определяет использование циклических моделей жизнедеятельности исследуемых систем, а производственная система (организация, фирма, предприятие и т.д.), как и система любой другой природы и назначения, подчиняется циклическим законам жизнедеятельности. 
    Любое управление представляет собой процесс, т.е. последовательность операций, приемов, методов формирования и осуществления воздействия на управляемый объект. Этот процесс имеет естественный закономерный содержание, которое определяется сутью управления: анализ и оценка ситуации, постановка цели, принятие и реализация управленческого решения в определенной последовательности, параллельности комбинации операций и действий. Но в рамках этого общего содержания процесса управления возможны различные варианты формирования воздействия, отражающих особенности субъекта и объекта управления, конкретные обстоятельства, опыт и компетенцию менеджера и персонала управления и другие характеристики практических условий управленческой деятельности, в соответствии с этим процесс управления сознательно выстраивается по критериям рациональности, экономии времени, использования ресурсов, максимальной эффективности.
    Экономическая сущность понятия «антикризисное управление» непосредственно связана с пониманием кризиса компании. В научном мире еще не установилось общепризнанного представления о кризисах социально-экономической системы и отдельных компаний.  На практике довольно часто проявление макроэкономических кризисов рассматривается лишь как систематическое невыполнение государством, финансовыми институтами и реальным сектором экономики своих обязательств. 
    Кризисная ситуация в отдельных компаниях нередко воспринимается только как финансовая несостоятельность, а под мерами антикризисного управления понимаются только внешняя санация и ликвидационные мероприятия. Такая узкая трактовка понятия кризиса не позволяет комплексно выявить причины кризисов и меры по их устранению. Без внимания остаются возможности предупреждения и предотвращения кризисов на ранней стадии их возникновения, проведение определенных корректирующих мероприятий, позволяющие стабилизировать ситуацию. Кроме того, при узком понимании кризиса исключается возможность использования позитивных аспектов этого процесса, который можно рассматривать как переход компании в другое состояние. 
    В развитии любой компании существует вероятность наступления кризиса. В соответствии с диалектикой развития любая компания зарождается, развивается, добивается успехов, ослабевает и прекращает свое существование либо переходит на новую ступень развития. В целях прогнозировании дальнейшего поведения компании менеджмент должен знать, на какой ступени развития она находится. Именно поэтому все большее внимание уделяется понятию жизненного цикла компании как предсказуемого ее изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. При этом сама компания представляется как совокупность входящих в него технологических систем. 
    Жизненный цикл компании разбивается на отдельные стадии и фазы. В настоящее время отсутствует единая классификация такого разделения. Так, ряд авторов выделяют такие стадии жизненного цикла компании, как рождение, развитие, зрелость, старение. На каждой стадии жизненного цикла выделяются факторы, способствующие развитию кризисного состояния компании. И, соответственно, важной задачей является своевременное выявление начальных признаков изменения существующего состояния компании. Другие исследователи выделяют четыре фазы в развитии компании. Нулевая фаза – регистрация компании, становление нового продукта, услуги, технологии. Первая фаза – рост производства продукции, выручки от продаж, прибыли, рост самой компании. Вторая фаза – стабилизация  производственного процесса и процесса управления. Третья фаза – кризис компании, выражающийся в снижении объемов производства, сокращение выручки, росте издержек, снижение и отсутствие прибыли. При дальнейшем развитии компании происходит повторение вышеуказанных фраз. Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии жизненного цикла предприятия. Но в любом случае кризис в компании созревает длительный период времени и проходит ряд этапов, прежде чем она станет банкротом. Кризисную ситуацию можно охарактеризовать как недостаточно эффективное управление активами и кредиторской задолженностью компании, что обуславливает отток денежных средств от собственников и в конечном итоге приводит к неполному удовлетворению требований кредиторов. 
    Инструментом преодоления кризиса компании является антикризисное управление. Под антикризисным управлением компанией понимается предвидение опасности кризиса анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса, как управление компании в преддверии банкротства или в рамках судебных процедур банкротства. Некоторые исследователи считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение компании на рынке резко ухудшается, а перспектива банкротства становится реальной, причем объектом антикризисного управления становится компания-должник. 
    Для оценки кризисной ситуации и прогнозирования банкротства компании необходим соответствующий инструментарий. В России попытки использования западных подходов к анализу и прогнозированию банкротства компаний относятся к началу перевода российской экономики на рыночные основы. Они состояли в использовании западных моделей как и в их оригинальном варианте, так и в их адаптации путем корректировки финансовых коэффициентов. 
    Для диагностики кризисного состояния компаний целесообразно провести анализ показателей ликвидности, финансовой устойчивости и нормативных значений следующих финансовых показателей: рентабельности собственного капитала, рентабельность совокупных активов, коэффициента оборачиваемости собственного капитала, коэффициента оборачиваемости  оборотных активов. Эти показатели дают обобщенную характеристику финансового состояния компании с точки зрения платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и доходности компаний.
    Расчет нормативных значений для каждой компании должен осуществляться по плановым данным и отражает отраслевую принадлежность, индивидуальную структуру пассивов и активов компании.
    Постоянный мониторинг предлагаемых показателей позволит анализировать динамику этих показателей. Соответственно, резкие отклонения предлагаемых показателей от их нормативных значений будут сигнализировать о кризисной ситуации в компании и необходимости принятия антикризисных мер.
    Банкротство является результатом развития кризисного финансового состояния, когда предприятие проходит путь от эпизодической до устойчивой неспособности удовлетворять требования кредиторов. 
    В строго юридическом смысле банкротство наступает по решению суда либо после официального объявления должника о своем банкротстве при его добровольной ликвидации. До этого можно говорить о неплатежеспособности, несостоятельности, предбанкротном или кризисном состоянии. Таким образом, кризисное состояние организации отождествляется с ее неплатежеспособностью. Рассматривая различные причины возникновения кризисных ситуаций, можно разделить их на внешние и внутренние, при этом значительная часть внутренних причин может быть определена как снижение качества управленческих решений, а значительная часть внешних причин – как ухудшение условий предпринимательства. 
    Специфическим атрибутом процесса антикризисного управления С. Беляев и В. Кошкин считают систему контроля и ранней диагностики признаков предстоящей кризисной ситуации. Но более подробно данные авторы описывают лишь диагностику кризисных ситуаций на основе финансовых показателей, и, в частности, выделяют несколько стадий кризисного финансового состояния организаций:
1. Скрытая стадия кризиса, на которой происходит постепенное снижение прибыльности предприятия или увеличение средней стоимости его обязательств.
2. Стадия финансовой неустойчивости, на которой проявляются ранние признаки банкротства, то есть возникают трудности с наличностью, резко увеличивается дебиторская или кредиторская задолженность, снижаются объемы продаж.
3. Стадия явного банкротства, на которой предприятия не в состоянии оплачивать свои долги, и банкротство становится юридически очевидным.
    Проблемы диагностики кризисных состояний коммерческих организаций Э.М. Коротков и другие считают одной из основных задач антикризисного управления. Диагностика позволяет своевременно распознать наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, а также определить его характер, от чего зависит успешность мер по предотвращению кризиса. 
    Своевременная и качественная диагностика и профилактическая работа – главная задача управления предприятием вообще и кризисного, в частности. Основой системы раннего обнаружения кризисных ситуаций авторы считают методы финансового анализа, в частности методику Э. Альтмана, прогнозирования будущей цен предприятия и определение стадии банкротства. Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации. Появление идеи, проектирование, планирование, строительство, освоение производственных мощностей, функционирование, развитие, упадок, закрытие или реорганизация – вот перечень этапов циклического развития организации. Она может пройти их полностью, а может и остановиться в своем развитии, не достигнув ощутимых результатов, прекратить свое существование.
    В тот момент, когда организация начинает свою деятельность, на рынке, как правило, уже действует значительное число фирм-конкурентов. Занять определенную нишу на рынке, позиционировать свою торговую марку непросто. Многие организации разоряются, не выдержав конкуренции. Поэтому во многих странах с развитой рыночной экономикой разработана система мер поддержки малого бизнеса, которая заключается в выдаче льготных кредитов, временном освобождении от налогообложения, передаче на выгодных условиях патентов и технологий. При такой поддержке организации проще пройти этап количественного и качественного роста, добиться устойчивости позитивных тенденций в развитии. Кризисы часто возникают и в зрелых организациях, которые утрачивают свою положительную динамику, и способность добиваться соразмерной прибыли.
    Кризисы в организации могут проявляться: в форме ужесточения конфликтов, которые способны даже привести фирму к развалу. Моральное устаревание используемых технологий и потеря конкурентных преимуществ, а также значительный отток ресурсов при увеличении числа банкротств – также являются симптомами нарастающей кризисной ситуации. Любые острые противоречия, возникшие в организации, связаны с ее финансово-хозяйственной деятельностью. Поэтому диагностика кризисного состояния фирмы, прежде всего, направлено на устранение и недопущение пробелов в системе распределения ресурсов и оптимизацию хозяйственной деятельности. 
    Кризисное финансовое состояние компании требует от менеджеров проведения ряда нетрадиционных мероприятий, использования в управлении методов и подходов, которые значительно отличаются от руководства в обычных, стабильных, условиях. Экономический кризис в организации отражает ее тяжелое финансовое положение, которое характеризуется неудовлетворительным значением целого ряда показателей, и первым признаком является отрицательный финансовый результат – валовой убыток от деятельности, снижение уровня рентабельности или стремительное сокращение размера прибыли по периодам.
    Диагностика кризисов в организации – это совокупность методов, направленных на выявление проблем, слабых и "узких" мест в системе управления, которые являются причинами неблагополучного финансового состояния и других негативных показателей деятельности. Диагностику можно понимать и как оценку деятельности компании с точки зрения получения общего управленческого эффекта, и как определение отклонений, существующих параметров системы от первоначально заданных, и как оценку функционирования организации в подвижной, изменяющейся внешней среде с целью предупреждения кризисов.
    В задачу системы диагностики предприятия входит не только распознавание кризиса. Система диагностики осуществляет непрерывное наблюдение – мониторинг деятельности предприятия и следит за ее основной тенденцией. При увеличении степени близости предприятия к кризисному состоянию, выраженной в тенденции спада, руководство должно начинать разрабатывать контрмеры, которые должны предупредить и ослабить негативные влияния на ранней стадии их возникновения. Поэтому система диагностики состояния предприятия должна реально приближать предприятие к достижению своих целей – это главный критерий ее эффективности в конечном итоге.
    
1.2 Методы диагностики кризисного состояния предприятия

    Диагностика кризисов в организации – это совокупность методов, направленных на выявление проблем, слабых и "узких" мест в системе управления, которые являются причинами неблагополучного финансового состояния и других негативных показателей деятельности. Диагностику можно понимать и как оценку деятельности компании с точки зрения получения общего управленческого эффекта, и как определение отклонений, существующих параметров системы от первоначально заданных, и как оценку функционирования организации в подвижной, изменяющейся внешней среды с целью предупреждения кризисов.
    Методы диагностики кризиса в организации включают: мониторинг внешней среды и системный анализ сигналов о возможных изменениях состояния и конкурентного статуса фирмы, аудит финансового состояния, анализ кредитной политики и задолженности компании, определение рисков, оценку текущего состояния организации и прогнозирование ее возможных состояний в будущем.
    В настоящее время наиболее убедительные и достоверные результаты при анализе различных сфер деятельности предприятия дает диагностика финансового состояния предприятия.
    Для диагностики вероятности кризиса используется несколько подходов:
    а) диагностика кризисного состояния при помощи индикаторов;
    б) экспресс-диагностика финансового состояния;
    в) интегральных показателей;
    г) рейтинговых оценок на базе рыночных критериев финансовой устойчивости предприятий и др.;
    Следует отметить, что методы анализа финансовой отчетности и бухгалтерского баланса являются и самыми распространенными в практике бизнеса повсеместно, причем как для крупного бизнеса, так и для мелких средних фирм. Финансовое состояние – это широкое понятие, обобщающее итог деятельности всех функциональных подразделений предприятия в комплексе. Банкротство (несостоятельность) – это показатель финансового состояния предприятия, свидетельствующий не только о потере платежеспособности предприятия, но и о неудовлетворенном итоге работы всех организационных блоков совместно. 
    Общепринятым является мнение, что кризис и банкротство на предприятии – понятия синонимичные; банкротство, собственно, и рассматривается как крайнее проявление кризиса. В действительности же дело обстоит иначе – предприятие подвержено различным видам кризисов (экономическим, финансовым, управленческим) и банкротство – лишь один из них. Во всем мире под банкротством принято понимать финансовый кризис, то есть неспособность фирмы выполнять свои текущие обязательства. Помимо этого, фирма может испытывать экономический кризис (ситуация, когда материальные ресурсы компании используются неэффективно) и кризис управления (неэффективное использование человеческих ресурсов, что часто означает также низкую компетентность руководства и, следовательно, неадекватность управленческих решений требованиям окружающей среды). Соответственно, различные методики предсказания банкротства, как принято называть их в отечественной практике, на самом деле, предсказывают различные виды кризисов. Именно поэтому оценки, получаемые при их помощи, нередко столь сильно различаются. Выбор конкретных методик, очевидно, должен диктоваться особенностями отрасли, в которой работает предприятие. Более того, даже сами методики могут и должны подвергаться корректировке с учетом специфики отраслей.
    а) Диагностика кризисного состояния предприятия при помощи финансово – экономических индикаторов
    При диагностике кризисного состояния проводим структурирование активной и пассивной части баланса, и находим индикаторы финансово-экономической устойчивости предприятия, индикатор абсолютной платежеспособности и индикатор финансовой безопасности.
    Индикатор – это величина превышения собственного капитала предприятия над определенной частью активов.
    Различают три вида индикатора:
    1. Индикатор финансово – экономической устойчивости (И) - характеризует запас устойчивости предприятия. Подразумевается покрытие всего комплекса обязательств исключительно за счет финансовых ресурсов предприятия.
     
                                    Ик = СК-НА                                             (1)
    
    Причем, если И < 0 , то Ик = - И,
    где Ик - контр индикатор;
    СК - собственный капитал;
    НА - нефинансовые активы.
     
    2. Индикатор платежеспособности (И') - характеризует количество мобильных финансовых активов в структуре собственного капитала. Абсолютное по платежеспособности предприятие считают такое, которое в состоянии покрыть свои обязательства, не прибегая к использованию немобильных источников. Данное состояние является самым эффективным в платежеспособности, но из-за завышенного уровня финансовой устойчивости оно не в состоянии обеспечить необходимый эффект использования собственного капитала, поэтому являясь бескризисным с позиции структуры капитала оно зачастую имеет низкое значение показателя рентабельности.
    
                                   И' = СК – НМА                                            (2)
    
    3. Индикатор безопасности (И'') - определяет количество ликвидных активов в структуре собственного капитала. Характеризует возможность покрытия обязательств, не прибегая к реализации внеоборотных активов.
    
                                    И'' = СК – НЛНА                                          (3)
    
    Каждый вид индикаторов при этом характеризуется одним из четырех групп состояния предприятия, которые будут рассмотрены во второй части курсовой работы.
    Процесс экспресс – диагностики формальная оценка близости состояния предприятия к банкротству на основе регулярного вычисления соответствующих коэффициентов и данных баланса.
    Анализ финансовых коэффициентов предполагает расчет и оценку соотношений различных видов средств и источников, показателей эффективности использования ресурсов организации. Значение коэффициентов зависит от отраслевых особенностей и размеров предприятий. Оценка финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов может проводиться по следующим группам: анализ платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности, ликвидности.
    б) Диагностика текущей платежеспособности
    Для анализа ликвидности по данному методу рассчитываются коэффициенты ликвидности, и проводится анализ их значений, а также абсолютное изменение коэффициента за период.
1) Коэффициент текущей (общей) ликвидности (Кт.л.):

                                Кт.л. = ОбС / КО                                                (4)
    
    где ОбС – сумма оборотных средств предприятия;
    КО – сумма краткосрочных обязательств.
    В целом, чем выше отношение оборотных активов к сумме предстоящих краткосрочных платежей, тем выше способность фирмы платить по своим счетам. "Нормальной", или ликвидной, задолженностью можно считать такую, которая погашается в срок или с минимальной задержкой. Однако нельзя стремиться к постоянному увеличению показателя общей ликвидности. 
    Низкое значение коэффициента общей ликвидности свидетельствует о рискованной финансовой ситуации. Если имеет место тенденция роста показателя, необходимо выяснить ее причины. Возможно, фирма страхует себя, поступаясь частью прибыли в пользу большей ликвидности на случай финансовых трудностей. Если Кт.л. высокий, это может свидетельствовать, что предприятие имеет больше денег, чем оно может эффективно использовать. Следова.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44