- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Действия российских властей по восстановлению порядка в Чеченской республике с 1994 по 2009 гг
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013021 |
Тема: | Действия российских властей по восстановлению порядка в Чеченской республике с 1994 по 2009 гг |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………….. 3 1 Первая Чеченская война……………………………………...…………... 7 1.1 Истоки конфликта 1989–1994 гг.…………………………...……….. 7 1.2 Боевые действия на территории Чеченской республики в 1994–1996 гг……………………………………………..…………………... 8 1.3 Террористическая деятельность в Чечне……………………………. 11 1.4 Хасавюртовские соглашения ………………………………………... 12 2 Вторая Чеченская война (1999–2000 гг.)………………………………... 19 2.1 Вторжение ваххабитов в Дагестан …….............................................. 19 2.2 Террористические акты в 1999 г ……………………………………. 25 3 Действия федеральных властей по восстановлению порядка в Чечне (2001–2009 гг.)…………..……………………...……………………….... 30 3.1 Крупнейшие теракты на рубеже ХХ–XXI вв….………………….… 30 3.2 Политика российских властей на территории Чеченской Республики в 2001–2009 гг………………..…………..………….…. 36 4 Методическая разработка урока по теме «Политика российских властей в период Первой Чеченской войны.»……..……………..…….. 46 Заключение…………………………………………………..………………… 52 Список использованных источников……………………….………………... 55 ВВЕДЕНИЕ Конечно, проходившие на территории Чеченской республике события представляли крупномасштабную проблему, как для России, так и для мирового сообщества. На современном этапе противоречия в Чеченской республике способствовали продолжению бурного распространиния международных террористических формирований. В связи с этим изучение этого вопроса совершенной исторической наукой представляет особое значение как для разрешения внутриполитических проблем российского государства, а также и для решения проблемы международного терроризма. Терроризм выглядел в числе важнейших угроз для безопасности человечества в ХХI в. Степень научной разработанности проблемы. В отечественной историографии довольно много трудов посвящённых истории изучения чеченского конфликта. Однако вопрос о взаимоотношениях чеченцев и государственной власти, долгое время в научных трудах не поднимался и привлек исследовательский интерес только на современном этапе развития исторической науки. Историография: К числу работ, использованных в исследовании относятся как труды отечественных так и взгляды зарубежных ученых, доклады с конференций и высказывания политических деятелей. Особый интерес вызывают работы Х. М. Ахмадова, Д. Фурмана, Я. Чеснова. Достаточно большой объем информации находится в трудах X. М. Ахмадова, где, имеют место представляющее огромное значение информация о различных политических и также военных. Так, например, исследователь X. М. Ахмадов говорит о том, что от продолжительности войны зависит разобщение между чеченцами и русскими, конечно, после любой войны народ не меняется кардинально в сторону честности и добра. Ситуация в Чечне не произошла стихийно, а наоборот к ней готовились очень длительное время шовинисты, при этом чеченцам обещали, что они получат независимость, а в результате их обманули. Кроме прочего в основе работы лежат труды таких ученых как Д. Фурмана, Я. Чеснова, Д. Гакаева. Так например, профессор Д. Фурман, указывает на то, что историческая сущность Чечни из-за ограниченного количества источников, тех ужасных последствий которые относятся непосредственно к культуре Чечни именуемые депортацией, и конечно война, отсутствие запрета на знакомство с особенностями чеченской истории в советский период изучена была недостаточно. Профессор Д. Гакаев, являлся непосредственным участником событий 90-х годов XX в., акцентирует свое внимание на том, что: после распада СССР на территории Чеченской Республики, образуются неформальные общественные организации, образование митингов, острая ситуация с миграцией, происходит бегство населения с другими языками за пределы республики, происходит захват власти Дудаевым, а также введение российским руководством чрезвычайного положения с целью укрепления позиции Дудаева. Отдельное место в исследуемой проблеме занимают материалы Международной научно-практической конференции «Чечня: от конфликта к согласию» проходившая 28–29 ноября 2000 г. в г. Москве. Не меньшее значение представляют собой труды зарубежного профессора Д. Смита по его исследованию вооруженных конфликтов в Чечне, который указывал на то, что на протяжении 10 лет в данной республики после подписания мирных соглашений о прекращении огня, вновь начинается новая война и с еще большими масштабами. Таким образом, комплексные исследования, всесторонне освещающие Действия российских властей по восстановлению порядка в Чеченской республике отсутствуют. Объектом исследования является история России в 90-x гг. XX в. – начале XXI в. Предметом исследования выступают действия российских властей по восстановлению порядка в Чеченской республике. Хронологические рамки: исследования включают в себя изучение политических процессов и событий по дестабилизации политического режима на территории Чеченской республики в период: с 1991 по 2009 гг. Географические рамки охватывают современную территорию Чеченской, Ингушской республик, а также южной части Ставропольского края и других соседствующих регионов. Целью работы является комплексное исследование проблем политики России в отношении Чеченской Республики в конце 90-x гг. XX в. – начале XXI в. Достижению цели работы способствует решение следующих задач: - изучить зарождение конфликта в начале 90-х гг. - провести анализ боевых процессов, проходящих на территории Чеченской республики в 1994–1996 гг. включая террористическую деятельность и Хасавюртовские соглашения - исследовать особенности вторжения ваххабитов в Дагестан, а также протекание террористические акты в 1999 г - ознакомиться с политикой российских властей на территории Чеченской республики в 2001–2009 гг. - подготовить методическую разработку урока по теме «Действия российских властей по восстановлению порядка в Чеченской республике с 1994 по 2009 гг.» Методологическую основу исследования составили принципы объективности и историзма, позволившие научно, без искажения фактов, подойти к изучаемой проблематике и дать оценку развития политического курса российских властей по восстановлению порядка в Чеченской республике. В работе применялись также специальные исторические методы познания, такие как проблемно-хронологический, историко-сравнительный и историко-генетический. Проблемно-хронологический метод позволил выявить этапы в развитии отношений российских властей и Чеченской республике в период с 1994 по 2009 гг. Историко-сравнительный метод способствовал проведению анализа степени эффективности политического диалога и экономического анализа Чеченской республики. Историко-генетический метод позволил показать эволюцию политического взаимодействия России с Чеченской республикой с 1994 по 2009 гг. Источниковая база исследования. В работе использовались различные опубликованные источники. В их числе А. Б. Алиева. Опыт административно-территориальных реформ на Северном Кавказе в ХХ – начале XXI века; Н. Богунов, Чеченские будни военных контрразведчиков; Г. В. Грачев, Информационные технологии политической борьбы в российских условиях; В. П. Журавель, Лики чеченской войны (к 10-летию ввода федеральных войск в Чечню); Ф. Лич, Конфликт в Чечне: анализ практики Европейского Суда по правам человека; О максимальном сроке непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территории Чеченской республики. Практическая значимость. Материалы данного исследования могут быть использованы при разработке уроков в рамках школьного курса «История» в средних общеобразовательных школах. В работе приводится методическая разработка факультативного занятия по истории на тему: «Политика российских властей в период Первой Чеченской войны». Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников. 1 Первая Чеченская война 1.1 Истоки конфликта 1989–1994 гг. Как известно из ряда исторических источников в периоды ослабления управлением Северным Кавказом, он сразу начинал противиться власти центра и диктовать свои условия. Основой для чеченского конфликта нужно отметить в ситуациях, имеющих непосредственное отношение к распаду СССР. Первый сигнал прозвучал еще в конце августа 1991 г., когда в Чечено-Ингушской республике проходило большое количество митингов, на которых основными требованиями являлись отставка Верховного Совета. 6 сентября он был насильственно распущен. Управление осуществлял Общественный конгресс чеченского народа, которым руководил генерал авиации Д. Дудаев. Основным лозунгом которого являлась национальная независимость. Москва как не пыталась остепенить своенравного генерала ничего не помогало и более того было воспринято со стороны Чеченскго народа как вмешательство в политический режим. Уже в октябре 1991 г. после проведенных выборов первым президентом Чеченской республики стал Д. Дудаев. В связи со всеми этими событиями республика Ингушетия отделилась в самостоятельный субъект. В этот приод Д. Дудаев старался применять такие рычаги, как исламские традиции. Ориентируясь на сообщения МВД РФ в 1992–1993 гг. в Чеченской республике каждый год проходило до 600 умышленных убийств и это в 7 раз выше данных за 1990 г. При слабой экономики, а также царившей коррупции и продолжавшую набирать свои обороты преступная деятельность дудаевского периода переросло в диктатуру [3, с. 451]. Так практически через год от независимости практически вся интеллигенция столицы Чеченской республики отказалась от правления Дудаева. Хотя основная политическая ситуация в республике в 1992–1993 гг. считалась гарантом спокойствия. Неудачные способы разрешения противоречий спомощью мира предприняла действия отношение того, чтобы органы государственной власти приняли сторону оппозицию. После одобрения Москвы, наступление было достаточно беспрепятственно разбито дудаевскими гвардейцами. Сторонники Дудаева смело диктовали свои условия на территории Грозного и в основных районах региона. Московские средства массовой информации увлеченно информировали о безисходности участия военных. Решение о введении федеральных войск в мятежную республику принимале на самом высоком уровне (Президент РФ, Совет безопасности РФ) 29 ноября 1994 г., секретный Указ Президента № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики» опубликован 30 ноября, а непосредственные действия проходили 1 декабря. Хотя быстро составленный план военных действий выглядел не полноценным [9, с. 95]. 1.2 Боевые действия на территории Чеченской республики в 1994–1996 гг. Опубликованное заявление в «Российской Газете» от 11 февраля 1995 г., о том, что Президент Российской Федерации Ельцин сделал вывод о войне в Чеченской республике. Так он утверждал о том, что поставленные задачи выполнены в плном объеме, а именно восстановлен конституционный строй в регионе». Таким образом, удалось вернуть Чеченскую республику в состав государства свергнув Д. Дудаева. Хотя ситуация в действительности очень отличалась от той, которую нарисовал Президент РФ. Делая вывод относительно проведенных военных операций нужно сообщить о том, что военные действия стали носить партизанский характер, что усложняло и оттягивало возможность по установлению порядка на данной территории силами федеральных военных частей. Руководители партизанских формирований являлись самыми крупными по количеству потерь и объемам разрушения домов в новейшей истории России. Проведя подсчет человеческим потерям по информации, из открытых источников: Общие потери на 3 января 1995 г. в 131-й бригаде: убитыми потеряно 142 человека. Таким образом, из 446 человек в строю осталось 289, или 65 %. Хочется сказать о том, что данные потери относятся к 31 декабря 1994 г. Фактически, боевые действия на территории Чечни начались еще в ноябре 1994 года. Тогда Кремлем была сформирована «чеченская оппозиция», состоявшая, в основном, из русских солдат-срочников. Наплевательский подход к организации данной оппозиции, проведенный «на скорую руку», привел к тому, что около 70 человек попали в плен. Комментарий СМИ по этому поводу от 29 ноября 1994 года: «Вчера Грозный выступил с заявлением, что 70 российских военнослужащих, захваченных в плен в субботу, будут во вторник расстреляны, если Россия не признает факт их участия в войне против Чечни. Даже если это всего лишь очередная попытка шантажа, и речь идет о десятке наемников из России, Кремль очутился в сложном положении. …Кстати, министр обороны России Павел Грачев, который в случае военного вмешательства имеет шанс стать очередным «главным специалистом по Чечне», заявил вчера, что если бы в Чечне действительно воевали российские десантники, то все проблемы были бы решены в течение двух часов. Но о том, когда начнется – и начнется ли вообще – отсчет этих двух часов, пока, по-видимому, в Москве не знает никто[11; с.45]. То есть, Кремль решил бросить данную оппозицию на территорию Чечни как пушечное мясо, чтобы «нащупать» силы и возможности противника для принятий дальнейших мер. Изначально планировалось провести «восстановление конституционного порядка» в Чечне в виде блицкрига, за две недели. Но халатное отношение Кремля в организации боевых операций привели не только к полному провалу всей военной кампании, но и к огромному количеству бессмысленных жертв среди русской армии, и особенно среди мирного населения Чеченской Республики Ичкерия (по различным данным, от 70-80 тыс. человек только мирного населения). Как один из примеров халатности и необдуманности действий Москвы можно привести тот факт, что первый же день проведения военной операции стал днем поражения и позора русской армии в данной кампании. 31 декабря 1994 г. русская армия вошла в г. Грозный. А вошла именно потому, что ее целенаправленно пропустили чеченцы, дабы после расстрелять из подготовленных позиций. Русские войска понесли огромные потери как в человеческом, так и в техническом планах. Проведение военных действий на территории Чеченской Республики Ичкерия было изначально абсолютно ошибочным действием. Нежелание Москвы идти на переговоры привело Россию к тяжелым последствиям (например, теракт в г. Буденновске Ставропольского края, где сторонником Дудаева, Шамилем Басаевым, была захвачена больница, в результате погибли около 120 мирных граждан). Б. Ельцин так яро стремился как можно скорее добиться восстановления конституционного порядка в Чечне, что максимально отрицал дипломатию как способ урегулирования конфликта. Уже сегодня, в 2018 году, ежедневные сводки новостей из пылающей Чечни больше не тревожат сердца людей. Сегодня Чеченская Республика является субъектом Российской Федерации, входит в Северо-Кавказский федеральный округ, имеет с Москвой дружественные отношения, следы былой ненависти двух народов друг к другу канули в лету. Хочется верить, что тот болезненный опыт, который получила Россия в ходе Первой Чеченской войны, будет использован в правильном русле, дабы не повторять столь роковых ошибок на столь высоком уровне, для сохранения в дальнейшем дружественных отношений со всеми братскими народами, которыми окружена Россия. 1.3 Террористическая деятельность в Чечне Северный Кавказ в плане социально-экономического развития значительно отстает от других регионов России, высокий уровень безработицы, коррупция, недостаточное развитие инфраструктуры, расхищение бюджетов, низкий уровень жизни характерны для экономики региона и являются, основой для возникновения у человека мысли встать на тропу террористической деятельности. Росту численности приверженцев незаконных вооруженных формирований в большей степени способствует вербование новых адептов, относящихся в основном к среднему и низкому социальным классам, нуждающихся в материальном обеспечении. Вербовщики применяют методы психологического воздействия, основанные на убеждении и гарантиях социальной справедливости, равенства, полного материального обеспечения, решения насущных проблем, выплаты долгов, погашения кредитов и т. д., но при условии полного подчинения радикальным группировкам, принятие соответствующей религии и безукоризненного выполнения поручений. Фанатично настроенная личность во имя навязанных идей и убеждений готова жертвовать собственной жизнью и становится потенциальным кандидатом для совершения террористических действий и соответственно средством для осуществления целей, назначенных идеологами экстремизма и терроризма, а именно: создание «исламского Халифата» (исламского государства), распространение идей радикального ислама по всему миру, а также создание условий, в которых социальные, экономические, этнические проблемы и противоречия любого государства будут решаться исключительно с использованием исламских норм, прописанных в шариате [12, с. 67]. Для того чтобы выявить степень вовлеченности населения Северного Кавказа в террористическую деятельности, необходимо провести сравнительную динамику численности приверженцев радикальных террористических организаций в Чечне. После распада СССР «Чеченским конфликтом» 1991–2009 гг. сопровождающимся усилением роста сепаратистских движений борющихся за суверенитет Чечено-Ингушской республики и выход ее из состава РФ, открытым противостоянием действующему законодательству, органам власти и силовым структурам. Также последствия вооруженного сопротивления, а именно социально-экономический кризис, упадок промышленного производства, инфраструктуры региона, высокий уровень безработицы до 70% способствовали активизации террористических и экстремистских банд-формирований и росту численности их приверженцев на территории Чеченской республики. 1.4 Хасавюртовские соглашения С самого начала войны, информация с театра боевых действий имела противоречивый характер. Разноголосица царила в оценках численности пленных, военных потерь и жертв среди гражданского населения. Война в Чечне вызвала в стране настоящую политическую бурю. Последовательные сторонники президента – демократы из «Выбора России» – резко осудили его действия, квалифицировав их как авантюру и грубейшее нарушение Конституции под флагом сохранения государственного единства. Оппозиционеры- «державники», напротив, поддержали Б. Ельцина и выдвинули лозунг «Родина – выше политики!». Но предложить реальный план урегулирования конфликта тогда так никто и не смог. В обществе росли антиармейские настроения, подогреваемые демократическими СМИ. Так армия оказалась заложницей «топорных» действий политиков и кабинетных генералов. В армейской среде широкое хождение получило мнение, что сопротивление «дудаевцев» неизбежно приобретет форму классической партизанской войны, причем в сложнейших горных условиях. К этому мрачному прогнозу подталкивал весь ход боевых действий [9, с. 109]. Правда вспоминали тогда главным образом Афганистан и значительно реже Большую Кавказскую войну прошлого века; о ее печальном опыте заговорят позже. Как показали события последующих месяцев, сопротивление «дудаевцев» на равнине продержалось до весны и с открытием перевалов переместилось в горные районы. Сам Дудаев, скрывшийся из Грозного, продолжал контролировать своих сторонников. Таким образом, война принимала затяжной характер, а полная победа России становилась проблематичной. Противники заявляли о своей готовности к переговорам, но выдвигали заведомо неприемлемые друг для друга требования. Д. Дудаев настаивал на выводе всех российских войск с территории республики и признании Россией ее независимости, Москва – на аресте Дудаева и полном разоружении его формирований [9, с. 75]. В середине июня Россия была потрясена ужасными событиями в Буденновске – райцентре Ставропольского края. 14 июня тяжеловооруженный отряд чеченских боевиков во главе с «полевым командиром» Ш. Басаевым после рейда по контролируемой российскими войсками территории захватил город. Потребовалось 5 страшных дней Буденновска, чтобы стороны перешли от взаимного кровопролития к переговорному процессу. Переговоры начались 19 июня 1995 г. в Грозном в миссии ОБСЕ и при ее активном посредничестве. Неожиданно быстро были согласованы военные вопросы: федеральные войска выводятся из Чечни, где остаются только части МВД; чеченские отряды сдают оружие, обе стороны отказываются от мести и производят обмен военнопленными по схеме «всех на всех». Куда сложнее обстояло дело с политическим блоком вопросов. Решительно отклонив проект создания коалиционного правительства, чеченская сторона вновь поставила на обсуждение идею признания Москвой режима Дудаева и его правительства. В конце концов стороны заявили, что решение проблемы статуса Чечни будет отложено до проведения выборов, которые должны были состояться не позднее ноября 1995 г. Подготовку к ним будет осуществлять Временная общественная палата. Как выяснилось позже, за время ведения переговоров дудаевская армия успела перегруппироваться и пополнить свои ряды. В конце августа Москва заявила, что российские войска из Чечни выведены не будут «до полного разоружения бандформирований». Ответ боевиков последовал немедленно – это «новое объявление войны». Конфликт вспыхнул с новой силой. В конце 1995 г. и первой половине 1996 г. ситуация в республике продолжала оставаться крайне напряженной. Между тем в России приближались президентские выборы, верхам требовалось любой ценой переизбрать утратившего авторитет Б. Ельцина, а для этого нужен был мир в Чечне. Благоприятные условия для завершения войны создавала и ликвидация 21 апреля Д. Дудаева, осуществленная путем проведения спец-мероприятий в районе села Гехи-Чу6. Руководство чеченскими вооруженными формированиями перешло к А. Масхадову. Обязанности президента Чечни стал исполнять З. Яндарбиев. В рамках предвыборной кампании Б. Ельцин посетил Чечню, где на аэродроме в Ханкале перед строем солдат и офицеров заявил: «Вы победили! Банды разгромлены, война закончена!» [9, с. 140]. В это время в штабах бандформирований разрабатывались планы штурма Грозного, а жизнь самого президента находилась под угрозой. 31 августа 1996 г. в дагестанском городке Хасавюрт секретарь Совета безопасности РФ А. Лебедь и чеченский лидер А. Масхадов подписали соглашения о принципах определения основ взаимоотношений между РФ и Чеченской Республикой и заявление о прекращении боевых действий. Анализ документов соглашений показывает, что мирный договор, заключенный в Хасавюрте, был капитуляцией России, да еще с контрибуцией «на восстановление Чечни» [12, с. 80]. Тем не менее разоренная, заполненная оружием и вооруженными людьми Чечня не могла быть гарантирована ни от вспышки внутренней междоусобицы, ни от продолжения конфликта с Россией. События последующих лет подтвердили этот очевидный прогноз. После победы Б. Ельцина на выборах 1996 г. проблема Чечни во внутренней политике России в очередной раз отошла на второй план. Тем временем вооруженное противостояние на территории Чеченской Республики не прекращалось, а с середины 1996 г. началась его новая эскалация, которая завершилась захватом Грозного отрядами сепаратистов в августе 1996 г., когда все население столицы в очередной раз фактически оказалось в роли заложников. Вскоре после этого были подписаны т.н. Хасавюртовские соглашения, официально закрепившие военно-политическое поражение России в Чечне, что, правда, носило условный характер. Подписание этих соглашений вызвало резкую критику, как в военных кругах, так и среди известных российских политиков [9, с. 320]. Помощник Президента РФ по национальной безопасности и Секретарь Совета Безопасности РФ генерал А. Лебедь, на которого в результате возложили всю ответственность за провал политики федерального руководства в Чечне, был обвинен в предательстве национальных интересов и вскоре отстранен от занимаемых должностей. Как справедливо отмечает чеченский историк Я. Ахмадов, «поход на Чечню лоббировала в Кремле одна группа, а поражение российской армии заказывала другая». После Хасавюрта Москва не предпринимала активных шагов по политическому решению проблемы мятежной территории. В то же время ни одно из положений подписанных договоренностей не интерпретировало статус Чечни как суверенного государства, это было всего лишь соглашение о мире, а точнее о временной передышке в конфликте. 12 мая 1997 г. Б. Ельцин и А. Масхадов подписали в Москве «Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой – Ичкерия», а в пакете с ним два соглашения. Первое – об экономическом сотрудничестве и второе – об особенностях организации денежного обращения и безналичных расчетов. Подписанием этих документов, по сути, декларировалось единое экономическое и финансовое пространство России и Чечни, но при этом никак не менялся статус республики, не признавалась ее международная правосубъектность. Договоренность между Москвой и Грозным об «отложенном статусе Чечни до 31 декабря 2001 г.», очевидно, использовалась центральной властью как формальный предлог избавления от чеченских проблем на ближайшие четыре года. Но в Кремле постепенно все же пришли к выводу о невозможности дальнейшего сохранения в Чечне режима, выступавшего с постоянными угрозами нанесения превентивных ударов по России, ратовавшего за «деколонизацию единого и неделимого Кавказа» и фактически превратившего республику в базу криминалитета и международного терроризма. В те годы в Чечне постоянно происходили захват заложников, массовые похищения людей, контрабанда наркотиков, распространение фальшивых денег на территории соседних регионов. Осенью 1999 г. началась контртеррористическая операция федеральных сил в Чечне (КТО), которую в СМИ окрестили «второй чеченской войной». Второй фазе конфликта предшествовал рейд боевиков Ш. Басаева и Хаттаба в высокогорные районы соседнего с Чечней Дагестана. По некоторым оценкам, этнических чеченцев в этих отрядах было не более 1/4, а основу боевых подразделений составляли дагестанцы. Распространение получила также версия, что события с вторжением боевиков в Дагестан были подготовлены некими спецслужбами, которые вначале сумели заманить в Дагестан боевиков, а затем не препятствовали их последующему отходу назад, на территорию Чечни. Вслед за этим в центральной прессе стали широко озвучиваться требования о необходимости «добить террористов на их территории». Боевые действия российских войск против «ичкерийских» сепаратистов начались 2 октября 1999 г., в соответствии с указом Б. Ельцина № 1155 от 23.09.1999 г. Между тем в тот период на федеральном уровне не было ни одного юридически обязательного документа, который бы разрешал использование регулярной армии на собственной территории [9, с. 349]. Чтобы восполнить этот правовой пробел, президентский указ давал поручение правительству РФ подготовить соответствующее постановление, регламентирующее юридические нормы подобной операции. Все более или менее встало на свои места, когда на правительственном уровне было заявлено, что «в Чечне мы имеем дело с международным терроризмом». Новое широкомасштабное военное противостояние в Чечне в очередной раз совпало с подготовкой к президентским выборам в России. Безусловно, это обстоятельство также учитывалось политическим и военным руководством РФ, которое не могло допустить нового поражения в войне на Северном Кавказе. Главным аргументом Москвы в полемике с критиками ее чеченской политики было следующее: Чечня – субъект РФ, поэтому на ее территории могут наводить порядок силы Министерства обороны и МВД РФ. Характерны также смысловые разночтения в оценке российских госчиновников начавшейся военной операции, которая именовалась по-разному: то «подавление мятежа», то «наведение порядка и конституционного лада», то «уничтожение бандформирований» [12, с. 80]. Тем не менее разоренная, заполненная оружием и вооруженными людьми Чечня не могла быть гарантирована ни от вспышки внутренней междоусобицы, ни от продолжения конфликта с Россией. События последующих лет подтвердили этот очевидный прогноз. Таким образом, политика государственной власти в начале 1990–х гг., а также ее нежелание уделить должное внимание «чеченскому вопросу» привело к развязыванию военных действий. Итогом войны стало подписание Хасавюртовских соглашений и вывод российских войск. Чечня вновь стала де-факто независимым, но «де-юре» непризнанным ни одной страной мира (в том числе Россией) государством. Разрушенные дома и сёла не восстанавливались, экономика – исключительно криминальная, впрочем, криминальная она была не только в Чечне, так, по утверждению бывшего депутата Константина Борового, откаты в строительном бизнесе по подрядам Министерства обороны, во время Первой чеченской войны, доходили до 80 % от суммы договора. Из-за этнических чисток и боевых действий Чечню покинуло (или было убито) практически всё нечеченское население. В республике начался межвоенный кризис и рост ваххабизма, в дальнейшем приведший ко вторжению в Дагестан, а затем и к началу Второй чеченской войны. 2 Вторая Чеченская война (1999–2009 гг.) 2.1 Вторжение ваххабитов в Дагестан После подписания в 1996 г., Хасавюртовских соглашений и вывода российских войск из Чечни ислам салафитского толка (ваххабизм) стремительно превращался в республике в заметную военно-политическую силу. Этому способствовал курс президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева на ускоренную исламизацию чеченского государства. Не все чеченские лидеры приветствовали этот курс. В частности, Аслан Масхадов, занимавший в период правления Яндарбиева пост премьер-министра, был против поспешного объявления ислама государственной религией. Однако в начале 1999 г. уже сам Масхадов, находясь на посту президента и стремясь укрепить свои позиции, ввел в Чечне «полное шариатское правление». В апреле 1998 г., в Грозном состоялся Конгресс народов Ичкерии и Дагестана (КНИД, организация признана в России террористической, ее деятельность запрещена судом – прим. «Кавказского узла»), председателем которого избрали известного чеченского полевого командира Шамиля Басаева. Целью создания организации было заявлено «освобождение мусульманского Кавказа от российского имперского ига». И именно под эгидой Конгресса (организация признана в России террористической, ее деятельность запрещена судом – прим. «Кавказского узла») были созданы вооруженные формирования, ставшие главной ударной силой при вторжении в Дагестан. В самом Дагестане попытки отмежеваться от России под исламистскими лозунгами предпринимались еще за год до рейда боевиков из Чечни. Весной 1998 г., была создана Исламская шура Дагестана. В нее вошли представители салафитских джамаатов, несколько алимов и имамов мечетей горного Дагестана, относящихся к сторонникам «традиционного» ислама. В августе 1998 г., местные салафиты в Карамахи, Чабанмахи и Кадаре (Буйнакский район) заявили, что эти селения объединяются в независимую общину, жизнь которой регулировалась шариатским судом и шурой. На дороге, ведущей в Чабанмахи, был установлен блокпост, а на одной из гор вывесили зеленый мусульманский флаг. Рядом был установлен щит со предупреждением. «На этой территории действуют шариатские законы». Таким образом, в Кадарском ущелье был создан ваххабитский автономный анклав, известный как Кадарская зона. Один из лидеров дагестанских исламистов Багаутдин Кебедов (Магомедов) высказывал мнение, что правительство Дагестана находится в состоянии «ширка» (язычества) и называл себя приверженцем исламского государства. Прототипом такого государства, с точки зрения «ваххабитов», стала отдельная исламская территория в Кадарской зоне. В сентябре 1998 г., глава МВД РФ Сергей Степашин провел переговоры с лидерами исламистов. Побывав в селе Карамахи, министр заявил: «Я бы предостерег всех от навешивания ярлыков «ваххабиты», «экстремисты». У нас свобода вероисповедания. Все мирно будем вам помогать, я вам даю честное слово. С мирным населением никто воевать не будет. Степашин пообещал не предпринимать в отношении общины силовых действий в обмен на сдачу имеющегося у них оружия. Оружие сдано не было, но до августа 1999 г. никаких мер по подавлению анклава власти не предпринимали. 1 августа 1999 г., за неделю до крупномасштабного вторжения из Чечни, было также объявлено о введении шариатского правления в селах Эчеда, Гакко, Гигатли и Агвали Цумадинского района. Вторая чеченская кампания не могла не начаться, поскольку итоги соглашений не устраивали ни федеральную власть, ни боевиков Чечни. Первую не устраивало то, что республика стала почти независимой и совершенно не подчинявшейся Центру. Кремль надеялся после заключения мира постепенно вернуть контроль над мятежным регионом, правда, внятного рецепта, как этого можно было добиться, у руководства страны не было. Кроме того, Чечня с каждым днем доставляла все больше и больше хлопот центральной власти, поскольку становилась оплотом преступности и терроризма, к тому же существование такого образования могло в будущем инициировать распад Российского государства, поскольку демонстрировало его слабость. Не устраивали итоги первой войны и руководство непризнанной республики, оно хотело полного отделения от России и, даже более того, намерено было расширять постепенно территорию за счет других северокавказских республик, создав единое исламское государство. В августе 1999 г., два отряда чеченских боевиков, возглавляемые Басаевым и Хаттабом, совершили нападение на приграничные села Дагестана. В это же самое время были совершены жестокие террористические акты, в Москве, Волгодонске и Буйнакске были взорваны жилые многоквартирные дома. Боевики надеялись на слабость российской власти и на то, что население Дагестана поддержит вторжение. Теракты в российских городах также должны были, по замыслу террористов, вызвать недовольство населения действиями органов власти, неспособной обеспечить безопасность граждан. Но боевики просчитались. Массовое проникновение чеченских боевиков в Дагестан началось 7 августа 1999 г. В этот день на территорию республики вошли более тысячи вооруженных бойцов из Чечни. Сразу были захвачены села Ансалта, Рахата, Шодрода и Годобери Ботлихского района, а в течение нескольких следующих дней – другие населенные пункты в Ботлихском и Цумадинском районах. Ядро группировки НВФ составляли иностранные наемники и бойцы «Исламской международной миротворческой бригады», созданной под эгидой КНИД (организация признана в России террористической, ее деятельность запрещена судом – прим. «Кавказского узла») и связанной с «Аль-Каидой» Во главе группировки стояли чеченский полевой командир Шамиль Басаев и исламистский военный лидер родом из Саудовской Аравии, известный под именем Хаттаб. 10 (Сам Хаттаб в середине 1990-х гг. некоторое время жил в селе Карамахи. Уроженка села, даргинка Фатима Бидагова была одной из его жен). Вытеснение боевиков в Чечню: 11 августа началась войсковая операция по оттеснению боевиков из Дагестана. П....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: