- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Действия российских властей по восстановлению порядка в чеченской республике (1994–2009 гг
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011551 |
Тема: | Действия российских властей по восстановлению порядка в чеченской республике (1994–2009 гг |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «КубГУ») Кафедра истории, обществознания и педагогических технологий ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК Заведующий кафедрой канд. ист. наук, доцент ___________ А. Н. Рябиков (подпись) (инициалы, фамилия) __________________2018 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА Действия российских властей по восстановлению порядка в чеченской республике (1994–2009 гг.) Работу выполнил _____________________________ (подпись, дата) (инициалы, фамилия) Филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки – История, Право) Научный руководитель заведующий кафедрой, канд. ист. наук доцент __________________________ А. Н. Рябиков (подпись, дата) (инициалы, фамилия) Нормоконтролер доцент кафедры, канд. ист. наук _________________________________ Д. Н. Гречишко (подпись, дата) (инициалы, фамилия) Краснодар 2018 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………….. 3 1 Первая Чеченская война……………………………………...…………... 9 1.1 Истоки конфликта 1989–1994 гг.…………………………………..... 9 1.2 Боевые действия на территории Чеченской республики в 1994–1996 гг……………………………………………………………………... 13 1.3 Террористическая деятельность в Чечне……………………………. 16 1.4 Хасавюртовские соглашения ………………………………………... 18 2 Вторая Чеченская война (1999–2000 гг.)………………………………... 22 2.1 Вторжение ваххабитов в Дагестан …….............................................. 22 2.2 Террористические акты в 1999 г ……………………………………. 24 3 Действия федеральных властей по восстановлению порядка в Чечне (2001–2009 гг.)……………………………………………………….….... 3.1 Крупнейшие теракты на рубеже ХХ–XXI веков…………………… 29 3.2 Политика российских властей на территории Чеченской Республики в 2001–2009 гг………………………………………………. 35 4 Методическая разработка урока по теме «Политика российских властей в период Первой Чеченской войны.»…………………………... 42 Заключение…………………………………………………..………………… 45 Список использованных источников……………………….………………... 47 ВВЕДЕНИЕ В законченном виде концепция социальной безопасности, пожалуй, и не существует. Пока есть только соединение отдельных высказываний, мнений, цитат и тем. Она не дает четкого представления, но направление уже задано – грядущее «столкновение цивилизаций». Указанное направление угадывается и в том специфическом видении безопасности, которое популярно сейчас в бывших социалистических странах Восточной Европы, вступивших или желающих вступить в НАТО, где все члены находятся в сильной взаимозависимости от единого «сообщества безопасности». Безопасность, обеспечиваемая НАТО, более надежна, чем безопасность, обеспечиваемая структурами типа ОБСЕ или ООН. Члены НАТО выбирают «безопасность обязательств», что влечет за собой их «преимущественную ответственность» за часть мира, охваченную системой обязательств. Таким образом, они защищают пространство безопасности от остального, небезопасного мира. Действует так называемый принцип вмешательства, применяемый избирательно, в зависимости от того, входит государство в общее пространство безопасности или нет, и это является главным недостатком данной концепции. Терроризм превратился в одну из серьезнейших проблем безопасности, с которой человечество вошло в ХХI столетие. Терроризм и экстремизм в любых формах их проявления все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой весьма существенные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое воздействие на большие массы населения, уносят жизни ни в чем не повинных людей. Важность исследования темы так же объясняется тем, что события 1990-х годов 20 века проходившие на территории Чеченской республики рассматриваются в новейшей истории как внутригосударственный военный конфликт с остро выраженным политическим характером. Историография: К числу работ использованных в исследовании относятся как труды отечественных так и взгляды зарубежных ученых, доклады с конференций и высказывания политических деятелей. Особый интерес вызывают работы Х. М. Ахмадова, Д. Фурмана, Я. Чеснова. Достаточно большой объем информации находится в трудах X. М. Ахмадова, где, имеют место представляющее огромное значение информация о различных политических и также военных. Так, например исследователь X. М. Ахмадов говорит о том, что от продолжительности войны зависит разобщение между чеченцами и русскими, конечно, после любой войны народ не меняется кардинально в сторону честности и добра. Ситуация в Чечне не произошла стихийно, а наоборот к ней готовились очень длительное время шовинисты, при этом чеченцам обещали, что они получат независимость, а в результате их обманули. Кроме прочего в основе работы лежат труды таких ученых как Д. Фурмана, Я. Чеснова, Д. Гакаева. Так например профессор Д. Фурман, указывает на то, что историческая сущность Чечни из-за ограниченного количества источников, тех ужасных последствий которые относятся непосредственно к культуре Чечни именуемые депортацией, и конечно война, отсутствие запрета на знакомство с особенностями чеченской истории в советский период изучена была недостаточно. Профессор Д. Гакаев, являлся непосредственным участником событий 90-х годов XX века, акцентирует свое внимание на том, что: после распада СССР на территории Чеченской Республики, образуются неформальные общественные организации, образование митингов, острая ситуация с миграцией, происходит бегство населения с другими языками за пределы республики, происходит захват власти Дудаевым, а также введение российским руководством чрезвычайного положения с целью укрепления позиции Дудаева. Отдельное место в исследуемой проблеме занимают материалы Международной научно-практической конференции «Чечня: от конфликта к согласию» проходившая 28–29 ноября 2000 г. в г. Москве. Не меньшее значение представляют собой труды зарубежного профессора Д. Смита по его исследованию вооруженных конфликтов в Чечне, который указывал на то, что на протяжении 10 лет в данной республики после подписания мирных соглашений о прекращении огня, вновь начинается новая война и с еще большими масштабами. Таким образом, комплексные исследования, всесторонне освещающие Действия российских властей по восстановлению порядка в Чеченской республике отсутствуют. Объектом исследования является история России в 90-x гг. XX в. – начале XXI в. Предметом исследования выступают действия российских властей по восстановлению порядка в Чеченской республике. Хронологические рамки: исследования включают в себя изучение политических процессов и событий по дестабилизации политического режима на территории Чеченской республики в период: с 1991 по 2009 гг. Географические рамки охватывают современную территорию Чеченской, Ингушской республик, а также южной части Ставропольского края и других соседствующих регионов. Целью работы является комплексное исследование проблем политики России в отношении Чеченской Республики в конце 90-x гг. XX в. – начале XXI в. Достижению цели работы способствует решение следующих задач: - изучить зарождение конфликта в начале 90-х годов. - провести анализ боевых процессов проходящих на территории Чеченской республики в 1994–1996 гг. включая террористическую деятельность и Хасавюртовские соглашения - исследовать особенности вторжения ваххабитов в Дагестан, а также протекание террористические акты в 1999 г - ознакомиться с политикой российских властей на территории Чеченской республики в 2001–2009 гг. - подготовить методическую разработку урока по теме «Действия российских властей по восстановлению порядка в Чеченской республике с 1994 по 2009 гг.» Методологическую основу исследования составили принципы объективности и историзма, позволившие научно, без искажения фактов, подойти к изучаемой проблематике и дать оценку развития политического курса российских властей по восстановлению порядка в Чеченской республике. В работе применялись также специальные исторические методы познания, такие как проблемно-хронологический, историко-сравнительный и историко-генетический. Проблемно-хронологический метод позволил выявить этапы в развитии отношений российских властей и Чеченской республике в период с 1994 по 2009 гг. Историко-сравнительный метод способствовал проведению анализа степени эффективности политического диалога и экономического анализа Чеченской республики. Историко-генетический метод позволил показать эволюцию политического взаимодействия России с Чеченской республикой с 1994 по 2009 гг. Практическая значимость. Материалы данного исследования могут быть использованы при разработке уроков в рамках школьного курса «История» в средних общеобразовательных школах. В работе приводится методическая разработка факультативного занятия по истории на тему: «Политика российских властей в период Первой Чеченской войны». Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников. 1 Первая Чеченская война 1.1 Истоки конфликта 1989–1994 гг. Русские офицеры – участники Кавказской войны ХIХ века в своих мемуарах единодушно отмечали, что горцы ненавидят «белого царя» и при первой же возможности обязательно попытаются вырваться из-под его владычества. Новый век подтвердил справедливость данного суждения. Как только мощное государство по каким-либо причинам ослабляло вожжи управления Северным Кавказом, он, как необъезженный конь, сразу же вставал на дыбы. Непосредственные причины современного чеченского конфликта следует искать в процессах, связанных с распадом СССР. Первый сигнал прозвучал еще в конце августа 1991 г. когда в Чечено-Ингушской республике прошли массовые митинги с требованием отставки Верховного Совета. 6 сентября он был насильственно распущен. Власть перешла к Общественному конгрессу чеченского народа под председательством генерала авиации Д. Дудаева. Взяв на вооружение лозунг национальной независимости, он стал самым популярным в ЧИР политическим лидером и в обход всех норм и процедур выдвинул свою кандидатуру на пост ее президента. Попытки Центра одернуть строптивого генерала были восприняты в ЧИР как вмешательство в ее внутренние дела. В октябре 1991 г. в результате выборов первым президентом независимой Чечни стал Д. Дудаев. Оставаясь в рамках РФ, в самостоятельную республику выделилась Ингушетия. На эти события Центр откликнулся Указом российского президента о введении в Чечне «чрезвычайного положения», но бурная реакция ее населения, едва не вылившаяся в вооруженные столкновения, заставила Б. Ельцина вскоре отменить свой указ [3, с. 402]. Для стабилизации положения одной независимости оказалось недостаточно. Тогда Д. Дудаев попытался использовать такие рычаги, как патриархальные обычаи и исламские традиции чеченского общества. К участию в управлении он призвал представителей интеллектуальной элиты. Замыслы президента были велики, но механизм проведения их в жизнь практически отсутствовал. В республике господствовал «беспредел». По оперативным данным МВД РФ в 1992–1993 гг. на территории Чечни ежегодно совершалось до 600 умышленных убийств, что в 7 раз превышало показатели 1990 г. В условиях кризисного состояния экономики, коррупции аппарата и роста преступности дудаевская «демократия» быстро обернулась личной диктатурой [3, с. 451]. Уже через год после провозглашения независимости почти вся грозненская интеллигенция отказалась от поддержки режима Дудаева. Однако общая политическая ситуация в республике в 1992–1993 гг. характеризовалась относительным спокойствием. Безуспешность попыток урегулировать конфликт мирным путем заставила Центр сделать ставку именно на оппозицию. Получив поддержку Москвы, она летом и осенью 1994 г. перешла в наступление, которое было сравнительно легко отбито дудаевскими гвардейцами. Отряды Дудаева уверенно контролировали чеченскую столицу и большую часть районов республики. Центральные СМИ наперебой заговорили о неизбежности военного вмешательства. Решение о введении федеральных войск в мятежную республику было принято на высшем уровне (Президент РФ, Совет безопасности РФ) 29 ноября 1994 г., секретный Указ Президента № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики» появился 30 ноября, а сама операция началась 1 декабря. Однако наскоро подготовленный план кампании оказался скомканным [9, с. 95]. 1.2 Боевые действия на территории Чеченской республики в 1994–1996 гг. За последние тридцать семь лет Вооруженные Силы Советского Союза и Российской Федерации принимали участие во многих локальных войнах и вооруженных конфликтах (Афганистан, Чеченская Республика и др.), в которых успех боевых действий во многом зависел от эффективности функционирования систем технического и тылового обеспечения. Действительно, по статистике до 80 % материальных средств расходуется на подготовку войск (сил) к проведению операции, что подтверждают результаты исследований боевых действий армии США в Ираке (1991 г.) [33, с. 40]. Характер и особенности организации операции по локализации конфликта в Чеченской Республике наложили свой отпечаток на организацию управления техническим обеспечением (далее по тексту – ТО) войск (сил). Особенностью управления ТО по опыту подготовки операции в Чеченской Республике явилось формирование единого органа управления ТО. Так, для организации ТО была создана оперативная группа Центра, основу которой составил штаб вооружения Сухопутных войск (далее по тексту – СВ), представители главных управлений Министерства обороны со своими органами материально-технического обеспечения. В оперативную группу Центра были включены представители органов управлений вооружением МО, ВВ МВД и ФПС. Непосредственное управление силами (средствами) ТО Объединенной группировки войск осуществлялось управлением вооружения военного округа, а на направлениях боевых действий – средствами армейских корпусов. Конечно после проведенного государственного переворота 4 июня 1993 г., в северных районах Чечни, неподконтрольных правительству сепаратистов в Грозном, происходит формирование вооружённой антидудаевской оппозиции, которая проводит вооружённое сопротивление против диктатуры Дудаева. Распад великой державы преодолевался тяжело. Войны, которые происходили на постсоветском пространстве, унесли, по оценкам разных источников, до 100 тыс. жизней людей. Но конфликт федеральных органов власти с мятежной Чеченской Республикой был наиболее затяжным и кровопролитным, он потребовал применения мощной военной группировки, состоявшей из регулярных воинских формирований, подразделений внутренних войск МВД, в ходе чеченской войны применялась авиация и другая военная техника. Республика, возглавляемая бывшим генерал-майором Д. Дудаевым, успешно использовала отсутствие у руководства Российской Федерации ясной и последовательной политики по отношению к событиям в Чечне. Представители разных политических сил предлагали противоположные решения по усмирению кавказской республики. Одни были сторонниками силового решения проблемы, другие – советовали вести переговоры с Д. Дудаевым и его окружением, играя на противоречиях, имевшихся у различных чеченских кланов. Третьи – советовали вести долгую и кропотливую работу, помогая Чечне экономически и постепенно устраняя противоречия между центральной властью и органами власти самопровозглашенной республики. Такими же неопределенными были и настроения в российском обществе. За ходом событий на Кавказе следила вся страна, поскольку средства массовой информации широко их освещали. Причем в районе боевых действий побывали не только представители общенациональных масс-медиа, но и журналисты провинциальных СМИ. Автор монографии отмечает три наиболее ярких позиции общественного восприятия первой чеченской войны: официальную, либерально-антивоенную и лево-патриотическую. Официальная точка зрения основывалась на том, что режим Д. Дудаева является нелегитимным и переговоры с ним невозможны, что давало повод для ввода в республику регулярных войск и разоружения формирований боевиков. Последующие события показали, что Кремль недооценивал возможности руководства Чечни, сумевшего за короткий срок подготовиться к ведению войны партизанскими методами, накопив огромные запасы оружия, боевой техники, набрав и обучив немалое количество боевиков. После ввода федеральных войск в декабре 1994 года и последующего разгрома их в Грозном в новогоднюю ночь стало быстро понятно, что война будет кровопролитной, затяжной, что в короткие сроки сделало ее непопулярной в общественном сознании российского общества [31, с. 528]. Представители либерально-антивоенного крыла указывали на просчеты политического руководства России, ошибки военачальников, на неготовность войск к ведению такого рода операций, недостаток техники, использование в боевых операциях плохо обученных солдат срочной службы, массовую гибель гражданского населения и т.д. Такая позиция была довольно популярна в обществе и поддерживалась значительной частью населения. Либеральную прессу раздражала эта война, происходившая в то время, когда страна находилась в очень тяжелом экономическом состоянии, а население испытывало последствия затяжного экономического кризиса, едва сводя концы с концами. Левые и национал-патриотические силы вообще не имели четко сформулированной позиции по поводу войны в Чечне, одновременно и поддерживая действия руководства страны, и критикуя его за просчеты. Первая чеченская кампания (1994–1996 гг.) оставила в общественном сознании разные оценки. К примеру, военврач В. Федоров, выражая настроения российских военных, отозвался о ней так: «армия так и осталась оплеванной и с набитой мордой». А вот оценка итогов той войны одним из представителей стороны сепаратистов: «мы дали России понять – наших воинов нужно ценить и уважать». После этих слов хочется воскликнуть, а стоил ли этот результат тех жертв, которые принесла та война, ведь согласно только официальным сведениям, урон объединенной группировки войск в Чечне составил 5 552 военнослужащих убитыми, пленными и пропавшими без вести, а также 35 289 человек заболевшими, 16 098 ранеными и контуженными. Потери боевиков остаются неизвестными и по сей день. Российское командование оценивает потери боевиков в 17 391 человека убитыми и пленными, официальные лица самопровозглашенной Ичкерии утверждали о гибели лишь примерно 2–3 тыс. боевиков, а независимые источники полагали убитыми 5–6 тыс. чеченских сепаратистов. Нельзя не отметить и огромные жертвы среди мирных жителей. Изучив разные источники, называет следующие цифры: по подсчетам российских правозащитников и силовых ведомств, в Чечне погибло примерно 30–35 тыс. жителей Чечни. В то же время в периодической печати, публицистике и исследовательской литературе нередко приводились альтернативные данные о числе убитых мирных граждан: 50, 70, 80, 100 и даже 120 тыс. человек. Эта кампания закончилась Хасавюртовскими соглашениями, которые предоставили лишь некоторую передышку двум противоборствующим сторонам [41, с. 215–220]. 1.3 Террористическая деятельность в Чечне Террористический акт в Будённовске 14 июня 1995 г. группа чеченских боевиков, численностью 195 человек, во главе с полевым командиром Шамилем Басаевым на грузовиках въехала на территорию Ставропольского края и остановилась в городе Будённовске. Первым объектом атаки стало здание ГОВД, затем террористы заняли городскую больницу и согнали в неё захваченных мирных жителей. Всего в руках террористов находилось около 2 000 заложников. Басаев выдвинул требования к российским властям – прекращение боевых действий и вывод российских войск из Чечни, ведение переговоров с Дудаевым при посредничестве представителей ООН в обмен на освобождение заложников. В этих условиях власти решили пойти на штурм здания больницы. Из-за утечки информации террористы успели подготовиться к отражению штурма, продолжавшегося четыре часа; в итоге спецназ отбил все корпуса (кроме главного), освободив 95 заложников. Потери спецназа составили три человека убитыми. В этот же день была предпринята неудачная вторая попытка штурма [40, с. 219]. После провала силовых действий по освобождению заложников начались переговоры между возглавлявшим тогда правительство РФ Виктором Черномырдиным и полевым командиром Шамилем Басаевым. Террористам были предоставлены автобусы, на которых они вместе со 120 заложниками прибыли в чеченское село Зандак, где заложники были отпущены. Общие потери российской стороны, по официальным данным, составили 143 человека (из которых 46 являлись сотрудниками силовых структур) и 415 раненых, потери террористов – 19 убитыми и 20 ранеными [40, с. 332]. Террористический акт в Кизляре (9–18 января 1996 г.) 9 января 1996 года отряд боевиков численностью 256 человек под командованием полевых командиров Салмана Радуева, Турпал-Али Атгериева и Хункар-Паши Исрапилова совершил рейд на город Кизляр. Первоначально целью боевиков являлась российская вертолётная база и оружейный склад. Террористы уничтожили два транспортных вертолёта «Ми-8» и взяли несколько заложников из числа охранявших базу военнослужащих. К городу стали подтягиваться российские военные и правоохранительные органы, поэтому террористы захватили больницу и родильный дом, согнав туда ещё около 3 000 мирных жителей. В этот раз российские власти не стали отдавать приказ на штурм больницы, чтобы не усиливать антироссийские настроения в Дагестане. В ходе переговоров удалось договориться о предоставлении боевикам автобусов до границы с Чечнёй взамен на освобождение заложников, которых предполагалось высадить у самой границы. 10 января колонна с боевиками и заложниками двинулась к границе. Когда стало ясно, что террористы уйдут в Чечню, автобусная колонна была остановлена предупредительными выстрелами. Воспользовавшись замешательством российского руководства, боевики захватили село Первомайское, разоружив находившийся там милицейский блокпост. С 11 по 14 января проходили переговоры, 15–18 января состоялся неудачный штурм села. Параллельно со штурмом Первомайского, 16 января в турецком порту Трабзон группа террористов захватила пассажирский теплоход «Авразия» с угрозами расстреливать заложников-россиян, если штурм не будет прекращён. После двухдневных переговоров террористы сдались турецким властям. 18 января под покровом ночи боевики прорвали окружение и ушли в Чечню. Потери российской стороны, по официальным данным, составили 78 человек погибшими и несколько сотен ранеными [40, с. 340]. 1.4 Хасавюртовские соглашения С самого начала войны информация с театра боевых действий имела до странного противоречивый характер. Разноголосица царила в оценках численности пленных, военных потерь и жертв среди гражданского населения. Война в Чечне вызвала в стране настоящую политическую бурю. Последовательные сторонники президента – демократы из «Выбора России» – резко осудили его действия, квалифицировав их как авантюру и грубейшее нарушение Конституции под флагом сохранения государственного единства. Оппозиционеры- «державники», напротив, поддержали Б. Ельцина и выдвинули лозунг «Родина – выше политики!». Но предложить реальный план урегулирования конфликта тогда так никто и не смог. В обществе росли антиармейские настроения, подогреваемые демократическими СМИ. Так армия оказалась заложницей «топорных» действий политиков и кабинетных генералов. В армейской среде широкое хождение получило мнение, что сопротивление «дудаевцев» неизбежно приобретет форму классической партизанской войны, причем в сложнейших горных условиях. К этому мрачному прогнозу подталкивал весь ход боевых действий [9, с. 109]. Правда вспоминали тогда главным образом Афганистан и значительно реже Большую Кавказскую войну прошлого века; о ее печальном опыте заговорят позже. Как показали события последующих месяцев, сопротивление «дудаевцев» на равнине продержалось до весны и с открытием перевалов переместилось в горные районы. Сам Дудаев, скрывшийся из Грозного, продолжал контролировать своих сторонников. Таким образом, война принимала затяжной характер, а полная победа России становилась проблематичной. Противники заявляли о своей готовности к переговорам, но выдвигали заведомо неприемлемые друг для друга требования. Д. Дудаев настаивал на выводе всех российских войск с территории республики и признании Россией ее независимости, Москва – на аресте Дудаева и полном разоружении его формирований [9, с. 75]. В середине июня Россия была потрясена ужасными событиями в Буденновске – райцентре Ставропольского края. 14 июня тяжеловооруженный отряд чеченских боевиков во главе с «полевым командиром» Ш. Басаевым после рейда по контролируемой российскими войсками территории захватил город. Потребовалось 5 страшных дней Буденновска, чтобы стороны перешли от взаимного кровопролития к переговорному процессу. Переговоры начались 19 июня 1995 г. в Грозном в миссии ОБСЕ и при ее активном посредничестве. Неожиданно быстро были согласованы военные вопросы: федеральные войска выводятся из Чечни, где остаются только части МВД; чеченские отряды сдают оружие, обе стороны отказываются от мести и производят обмен военнопленными по схеме «всех на всех». Куда сложнее обстояло дело с политическим блоком вопросов. Решительно отклонив проект создания коалиционного правительства, чеченская сторона вновь поставила на обсуждение идею признания Москвой режима Дудаева и его правительства. В конце концов стороны заявили, что решение проблемы статуса Чечни будет отложено до проведения выборов, которые должны были состояться не позднее ноября 1995 г. Подготовку к ним будет осуществлять Временная общественная палата. Как выяснилось позже, за время ведения переговоров дудаевская армия успела перегруппироваться и пополнить свои ряды. В конце августа Москва заявила, что российские войска из Чечни выведены не будут «до полного разоружения бандформирований». Ответ боевиков последовал немедленно – это «новое объявление войны». Конфликт вспыхнул с новой силой. В конце 1995 г. и первой половине 1996 г. ситуация в республике продолжала оставаться крайне напряженной. Между тем в России приближались президентские выборы, верхам требовалось любой ценой переизбрать утратившего авторитет Б. Ельцина, а для этого нужен был мир в Чечне. Благоприятные условия для завершения войны создавала и ликвидация 21 апреля Д. Дудаева, осуществленная путем проведения спец-мероприятий в районе села Гехи-Чу6. Руководство чеченскими вооруженными формированиями перешло к А. Масхадову. Обязанности президента Чечни стал исполнять З. Яндарбиев. В рамках предвыборной кампании Б. Ельцин посетил Чечню, где на аэродроме в Ханкале перед строем солдат и офицеров заявил: «Вы победили! Банды разгромлены, война закончена!» [9, с. 140]. В это время в штабах бандформирований разрабатывались планы штурма Грозного, а жизнь самого президента находилась под угрозой. 31 августа 1996 г. в дагестанском городке Хасавюрт секретарь Совета безопасности РФ А. Лебедь и чеченский лидер А. Масхадов подписали соглашения о принципах определения основ взаимоотношений между РФ и Чеченской Республикой и заявление о прекращении боевых действий. Анализ документов соглашений показывает, что мирный договор, заключенный в Хасавюрте, был капитуляцией России да еще с контрибуцией «на восстановление Чечни» [12, с. 80]. Тем не менее разоренная, заполненная оружием и вооруженными людьми Чечня не могла быть гарантирована ни от вспышки внутренней междоусобицы, ни от продолжения конфликта с Россией. События последующих лет подтвердили этот очевидный прогноз. После победы Б. Ельцина на выборах 1996 г. проблема Чечни во внутренней политике России в очередной раз отошла на второй план. Тем временем вооруженное противостояние на территории Чеченской Республики не прекращалось, а с середины 1996 г. началась его новая эскалация, которая завершилась захватом Грозного отрядами сепаратистов в августе 1996 г., когда все население столицы в очередной раз фактически оказалось в роли заложников. Вскоре после этого были подписаны т.н. Хасавюртовские соглашения, официально закрепившие военно-политическое поражение России в Чечне, что, правда, носило условный характер. Подписание этих соглашений вызвало резкую критику, как в военных кругах, так и среди известных российских политиков [9, с. 320]. Помощник Президента РФ по национальной безопасности и Секретарь Совета Безопасности РФ генерал А. Лебедь, на которого в результате возложили всю ответственность за провал политики федерального руководства в Чечне, был обвинен в предательстве национальных интересов и вскоре отстранен от занимаемых должностей. Как справедливо отмечает чеченский историк Я. Ахмадов, «поход на Чечню лоббировала в Кремле одна группа, а поражение российской армии заказывала другая». После Хасавюрта Москва не предпринимала активных шагов по политическому решению проблемы мятежной территории. В то же время ни одно из положений подписанных договоренностей не интерпретировало статус Чечни как суверенного государства, это было всего лишь соглашение о мире, а точнее о временной передышке в конфликте. 12 мая 1997 г. Б. Ельцин и А. Масхадов подписали в Москве «Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой – Ичкерия», а в пакете с ним два соглашения. Первое – об экономическом сотрудничестве и второе – об особенностях организации денежного обращения и безналичных расчетов. Подписанием этих документов, по сути, декларировалось единое экономическое и финансовое пространство России и Чечни, но при этом никак не менялся статус республики, не признавалась ее международная правосубъектность. Договоренность между Москвой и Грозным об «отложенном статусе Чечни до 31 декабря 2001 года», очевидно, использовалась центральной властью как формальный предлог избавления от чеченских проблем на ближайшие четыре года. Но в Кремле постепенно все же пришли к выводу о невозможности дальнейшего сохранения в Чечне режима, выступавшего с постоянными угрозами нанесения превентивных ударов по России, ратовавшего за «деколонизацию единого и неделимого Кавказа» и фактически превратившего республику в базу криминалитета и международного терроризма. В те годы в Чечне постоянно происходили захват заложников, массовые похищения людей, контрабанда наркотиков, распространение фальшивых денег на территории соседних регионов. Осенью 1999 г. началась контртеррористическая операция федеральных сил в Чечне (КТО), которую в СМИ окрестили «второй чеченской войной». Второй фазе конфликта предшествовал рейд боевиков Ш. Басаева и Хаттаба в высокогорные районы соседнего с Чечней Дагестана. По некоторым оценкам, этнических чеченцев в этих отрядах было не более 1/4, а основу боевых подразделений составляли дагестанцы. Распространение получила также версия, что события с вторжением боевиков в Дагестан были подготовлены некими спецслужбами, которые вначале сумели заманить в Дагестан боевиков, а затем не препятствовали их последующему отходу назад, на территорию Чечни. Вслед за этим в центральной прессе стали широко озвучиваться требования о необходимости «добить террористов на их территории». Боевые действия российских войск против «ичкерийских» сепаратистов начались 2 октября 1999 г., в соответствии с указом Б. Ельцина № 1155 от 23.09.1999 г. Между тем в тот период на федеральном уровне не было ни одного юридически обязательного документа, который бы разрешал использование регулярной армии на собственной территории [9, с. 349]. Чтобы восполнить этот правовой пробел, президентский указ давал поручение правительству РФ подготовить соответствующее постановление, регламентирующее юридические нормы подобной операции. Все более или менее встало на свои места, когда на правительственном уровне было заявлено, что «в Чечне мы имеем дело с международным терроризмом». Новое широкомасштабное военное противостояние в Чечне в очередной раз совпало с подготовкой к президентским выборам в России. Безусловно, это обстоятельство также учитывалось политическим и военным руководством РФ, которое не могло допустить нового поражения в войне на Северном Кавказе. Главным аргументом Москвы в полемике с критиками ее чеченской политики было следующее: Чечня – субъект РФ, поэтому на ее территории могут наводить порядок силы Министерства обороны и МВД РФ. Характерны также смысловые разночтения в оценке российских госчиновников начавшейся военной операции, которая именовалась по-разному: то «подавление мятежа», то «наведение порядка и конституционного лада», то «уничтожение бандформирований» [12, с. 80]. Тем не менее разоренная, заполненная оружием и вооруженными людьми Чечня не могла быть гарантирована ни от вспышки внутренней междоусобицы, ни от продолжения конфликта с Россией. События последующих лет подтвердили этот очевидный прогноз. 2 Вторая Чеченская война (1999–2009 гг.) 2.1 Вторжение ваххабитов в Дагестан После подписания в 1996 г. Хасавюртовских соглашений и вывода российских войск из Чечни ислам салафитского толка (ваххабизм) стремительно превращался в республике в заметную военно-политическую силу. Этому способствовал курс президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева на ускоренную исламизацию чеченского государства. Вторая чеченская кампания не могла не начаться, поскольку итоги соглашений не устраивали ни федеральную власть, ни боевиков Чечни. Первую не устраивало то, что республика стала почти независимой и совершенно не подчинявшейся Центру. Кремль надеялся после заключения мира постепенно вернуть контроль над мятежным регионом, правда, внятного рецепта, как этого можно было добиться, у руководства страны не было. Кроме того, Чечня с каждым днем доставляла все больше и больше хлопот центральной власти, поскольку становилась оплотом преступности и терроризма, к тому же существование такого образования могло в будущем инициировать распад Российского государства, поскольку демонстрировало его слабость. Не устраивали итоги первой войны и руководство непризнанной республики, оно хотело полного отделения от России и, даже более того, намерено было расширять постепенно территорию за счет других северокавказских республик, создав единое исламское государство. В августе 1999 года два отряда....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: