VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Действие международно-правовых норм в области защиты прав человека в российской правовой системе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007742
Тема: Действие международно-правовых норм в области защиты прав человека в российской правовой системе
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)



ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ





Кафедра Международного права и внешнеэкономической деятельности

 





 



Манохин

Виталий Сергеевич





КУРСОВАЯ   РАБОТА

по Международному праву

 

Тема: «Действие международно-правовых норм в области защиты прав человека в российской правовой системе»

 

 





 

Выполнил:

Студент 2 курса  

группы Ю -115

очной формы обучения





Руководитель: 

кандидат юридических наук, доцент

Абрамова Ольга Кузьминична

 

 













Владимир  2016



Содержание

Введение

Глава 1. Права человека как институт международного права

§1. Историко – правовые предпосылки формирования института

§2. Характеристика источников международного права в сфере прав человека

§3. Причины включения прав человека в общепризнанные принципы

Глава 2. Человек как высшая ценность в РФ

§1. Конституционное закрепление принципа и его причина

§2. Реализация и обеспечение прав человека в российском законодательстве

§3. Способы и гарантии защиты прав человека в РФ

Глава 3. Порядок и принципы признания международных стандартов о правах человека в РФ

§1. Декларация прав человека как база признания норм международного права

§2. Возможности и причины отказа от признания норм международного права в области прав человека

§3. Проблемы фактической реализации действия международных норм в области прав человека в РФ

Заключение

Список литературы















Глава 1. Права человека как институт международного права.

§1. Историко – правовые предпосылки формирования института.

В "доверсальской" системе международных отношений права человека регулировались главным образом внутригосударственным правом. Международное право, рассматривая взаимоотношения между государством и его собственными гражданами как входящие в его внутреннюю юрисдикцию, допускало лишь некоторые исключения.

Так, считалось правомерным применением вооруженной силы для защиты жизни и имущества своих граждан, находящихся на территории иностранного государства, на основе доктрины гуманитарной интервенции.

Эта доктрина в действительности служила одним из многочисленных оснований для порабощения "нецивилизованных" народов. Кроме того, во имя "гуманных" целей и под предлогом защиты национальных и религиозных меньшинств проходила борьба европейских держав за раздел и передел мира. Право на гуманитарное вмешательство официально закреплялось во многих международных договорах и соглашениях того времени.

Тем не менее, в тот же исторический период были предприняты некоторые усилия, направленные на запрещение работорговли, на защиту прав рабочих, прав женщин, прав жертв вооруженных конфликтов.

Так, торговля рабами впервые осуждена на международном уровне в дополнительных статьях к Парижскому договору между Францией и Британией от 1814 г. В 1885 г. был принят акт Берлинской конференции по Центральной Африке, который провозгласил, что "торговля рабами запрещена в соответствии с принципами международного права".

Жалобы с требованием запретить рабство в 19-м столетии стали поводом к обращению внимания на права женщин.

После конференции против рабства, проходившей в Лондоне в 1840 г., две женщины - Элизабет Кэди Стентон и Лукреция Мотт начали международную борьбу за права женщин, которая привела к принятию в 1848 г. Конвенции в защиту прав женщин.

Еще одно важнейшее событие: образованный Женевской конференцией Международный комитет Красного Креста (МККК) подготовил первоначальный проект того акта, который впоследствии стал первым многосторонним договором, защищающим права жертв вооруженных конфликтов, - Женевской конвенции 1864 г. "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях". Женевская конвенция 1864 г. была направлена на защиту военных госпиталей и обеспечение равного медицинского лечения для обеих сражающихся сторон.

В дальнейшем 13 Гаагских конвенций, принятых с 1899 по 1907 г., установили ограничения в методах и средствах ведения войны.

В целом уровень международного признания прав человека в "доверсальской" системе соответствовал общей ее характеристике, которая известным российским юристом-международником П. Казанским дана следующим образом: "Главной формой международного процесса является доселе, действительно, не суд, а самосуд, преимущественно война" <1>.

Ситуация стала изменяться под влиянием результатов Первой мировой войны.

Первая мировая война (28 июля 1914 - 11 ноября 1918) - первый военный конфликт мирового масштаба, в который было вовлечено 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. Около 73,5 млн. человек были мобилизованы; из них убиты и умерли от ран - 9,5 млн., более 20 млн. - ранены, 3,5 млн. - остались калеками.

Это ужасный результат, который не мог не повлиять на правосознание политических лидеров того времени.

В 1918 г. президент США В. Вильсон представил сенату свои "Четырнадцать пунктов" - программу окончания войны и создания мира, основанного на правосудии и справедливых международных отношениях. Среди прочего он призвал к признанию права на самоопределение для национальностей, стремящихся к независимости.

Хотя сенат отверг эту программу <1>, во время переговоров на Парижской мирной конференции влияние Вильсона на ход состоявшихся там дебатов было неоспоримым.

Война завершилась подписанием 28 июня 1919 г. Версальского мирного договора с Германией. Согласно этому Договору создавались Лига Наций и Международная организация труда.

Этот Договор, будучи выдающимся политическим достижением того времени, может быть одновременно охарактеризован в качестве одного из актов всемирно-исторического значения на пути к международному признанию прав человека.

Во-первых, впервые в истории человечества право государств использовать вооруженную силу в качестве средства решения международных споров было ограничено. В соответствии со ст. 12 Договора, все члены Лиги согласились, что если между ними возникнет спор, "могущий повлечь за собой разрыв", то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо рассмотрению Совета Лиги Наций. Они согласились и с тем, что ни в каком случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или доклада Совета.

Ограничение в использовании вооруженной силы - важнейшее политическое решение, нацеленное на гуманизацию всей системы международных отношений.

Во-вторых, Договором (ст. ст. 227 - 230) были созданы основы института международной уголовной ответственности за грубейшие и массовые нарушения прав человека.

В соответствии со ст. 227 к международной уголовной ответственности должен быть привлечен кайзер Германии Вильгельм II за преступление против международной морали и святости договоров. Для этой цели предполагалось учредить международный трибунал, решения которого должны соответствовать "высшим интересам международной политики с целью доказывания международно-признанных обязательств и законности международной этики".

Заметим, без этих положений Версальского договора были бы вряд ли возможны обвинительные приговоры Нюрнбергского международного трибунала и Военного трибунала для Дальнего Востока.

В-третьих, Договором провозглашалась Международная хартия труда и учреждалась Международная организация труда. Тем самым был сделан шаг в сторону кодификации тех прав, которые впоследствии будут названы правами человека "третьего поколения" (ст. ст. 387 - 427 Договора).

По содержанию соответствующие статьи распадаются на две неравные части.

Первая, включающая в себя 40 статей (ст. ст. 387 - 426), излагает строение и порядок функционирования международной организации по охране труда; вторая же, состоящая из одной 427 статьи, провозглашает основные принципы международного рабочего права.

Статьям предпослано введение, в котором, в частности, говорилось о том, что, с одной стороны, Лига Наций имеет целью установление всеобщего мира, но, с другой стороны, констатировалось, что такой мир может быть утвержден только на основе социальной справедливости. Следовательно, тем самым, хотя и косвенным образом, права человека были поставлены во взаимосвязь с решением проблем международной безопасности (эта идея в дальнейшем была воспринята создателями Устава Организации Объединенных Наций).

В схеме, создаваемой на основании ч. XIII Договора, новая организация по составу ее участников являлась шире самой Лиги Наций, частью которой она в то же время была. Все члены Лиги Наций обязательно входили в Международный союз по охране труда, но доступ в него был широко открыт и тем государствам побежденной коалиции (Германия, Австрия и др.), для которых вступление в Лигу было обставлено рядом труднопреодолимых препятствий.

Конкретные права человека в договоре не были четко обозначены, однако они не игнорировались Лигой Наций.

Так, право на самоопределение стало базовым компонентом соглашений, которые Лига Наций реализовывала в таких странах и регионах, как Австрия, Болгария, Чехословакия, Греция, Венгрия, Турция и Югославия. Известные как договоры о меньшинствах, они были направлены на то, чтобы гарантировать защиту жизни и свободы всех жителей стран и регионов, являющихся участниками договора, а также обеспечивать равенство наций перед законом в использовании гражданских и политических прав. Лига потребовала, чтобы Албания, Финляндия, Латвия и Литва до вступления в Лигу пообещали защиту прав меньшинств.

Эти соглашения являются важными не только потому, что они кодифицировали такие положения, как запрет дискриминации, свобода религии, право на язык, но и потому, что санкционировали принцип законности международных отношений с другими государствами по поводу обращения со своими собственными гражданами.

Лигой была создана система мандатов с целью защиты свободы совести и религии в бывших колониях Германии и Турции. Правительства, контролирующие эти территории на основании мандатов, обещали обеспечивать материальное и моральное благополучие, а также социальный прогресс их жителей. Целью всего этого была подготовка колоний к самостоятельной государственности. Такие территории могли стать независимыми только в случае их готовности гарантировать защиту религиозных, языковых и этнических меньшинств, а также права иностранцев и свободу совести. Они включали Палестину и Иорданию, управляемые Британией; Сирию и Ливан, управляемые Францией; Камерун и Тоголэнд, управляемые Британией и Францией; Руанду, управляемую Бельгией. Впоследствии система мандатов эволюционировала в систему опеки ООН.

Начавшаяся Вторая мировая война положила конец деятельности Лиги Наций.

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Итоги этой всемирной катастрофы, кроме того, выявили неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека - с другой.

Создание Организации Объединенных Наций и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области.

Устав ООН стал первым в истории международных отношений многосторонним договором универсального характера, который заложил основу широкого развития сотрудничества государств по кодификации гуманитарных стандартов и созданию систем защиты прав человека.



§2. Характеристика источников международного права в сфере прав человека

Формой юридического закрепления норм о правах человека в международном праве является преимущественно международный договор как основной источник международного права. Однако было бы неверно утверждать, что этот источник является единственным. Многие международно-правовые акты рекомендательного характера содержат положения о правах человека, и некоторые из этих положений, получив всеобщее признание, приобрели качество международно-правовых обычаев.

Становление юридических норм о правах человека происходило на протяжении длительного периода времени, в течение которого был принят ряд документов, вошедших в историю и предвосхитивших содержание современных источников международного права в этой области. Наиболее широко известные среди них - британские Великая хартия вольностей 1215 г., Билль о правах 1689 г., американская Декларация независимости 1776 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Несмотря на то, что указанные документы принимались как акты внутригосударственного права, их международно-правовое значение неоспоримо. Провозглашенные ими цели нашли отражение во внешнеполитической позиции соответствующих государств, а содержание в ряде случаев послужило основой и моделью при принятии международно-правовых документов. Так, многие положения Декларации прав человека и гражданина через 150 лет после Великой французской революции были включены во Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Тексты двух деклараций в отдельных статьях практически идентичны. Сравним ст. 1 французской Декларации ("Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах") и ст. 2 ("Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению") с положениями Всеобщей декларации прав человека": "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства" (ст. 1) и "Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность" (ст. 3). Сходство данных статей говорит о том, что материальными источниками международно-правовых норм о правах человека являются не только общественные устремления, но и состоявшееся объективное право. Очевидно также, что на формирование соответствующей отрасли международного права существенное влияние оказало внутреннее право отдельных государств.

Среди формальных международно-правовых источников прав человека следует в первую очередь назвать Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. Это обосновано хронологически, поскольку данный документ впервые на универсальном уровне провозгласил целью международного сообщества уважение прав человека. Кроме того, было определено содержание межгосударственного взаимодействия в указанной области: в преамбуле к Уставу ООН говорится об утверждении веры "в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций"; в п. 3 ст. 1 - о необходимости осуществления международного сотрудничества "в разрешении международных проблем гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии"; в ст. 55 (c) - о задаче ООН в данной сфере. Таким образом, Устав ООН положил начало юридическому закреплению обязанностей государств по защите прав человека как основному принципу международного права.

Вслед за этим в 1948 г. был принят первый специальный международно-правовой документ - Всеобщая декларация прав человека. Ее назначением было и остается служить "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства". И хотя Декларация по своей природе носит рекомендательный характер, она нашла почти всеобщее признание и пользуется высочайшим авторитетом. На нее ссылаются в главных органах ООН, во многих международно-правовых документах и даже в национальных конституциях, законах, цитируют в национальных судах. С каждым годом положения Декларации все более утверждаются в качестве юридически обязательных норм - международно-правовых обычаев, и не случайно 10 декабря - день ее принятия - отмечается в мире как День прав человека.

Всеобщая декларация прав человека является предшественницей двух универсальных комплексных международно-правовых источников прав человека - Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах, оба - 1966 г. Эти документы были приняты в виде международных договоров и являются обязательными для исполнения всеми участниками. В первом получили признание право на труд и свободный выбор занятия, на справедливую заработную плату, на создание профессиональных союзов и вступление в них, на социальное обеспечение, на достаточный жизненный уровень, свободу от голода, на здоровье и образование. Во втором - право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право не подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению; на свободу от рабства; на защиту от произвольного ареста; на справедливый суд; на признание правосубъектности, на свободу мысли, совести и религии; на свободу мнений и выражения собственного мнения; на свободу передвижения, включая право на эмиграцию; на мирные собрания и свободу ассоциации.

К Международному пакту о гражданских и политических правах были приняты два факультативных протокола, имеющих самостоятельное нормативное значение. В соответствии с Первым факультативным протоколом, который был принят одновременно с пактами, граждане участвующих в нем государств могут подавать жалобы в связи с нарушениями их прав в Комитет по правам человека. СССР стал участником данного Протокола в 1991 г., а для Российской Федерации он вступил в силу 1 января 1992 г. Второй факультативный протокол был принят 15 декабря 1989 г. Его участники должны принять все необходимые меры для отмены смертной казни. (Как и многие другие государства, Россия в данном Протоколе не участвует.)

Решающую роль в утверждении международно-правового принципа защиты прав человека сыграло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в июле 1975 г. в Хельсинки. Среди наиболее важных вопросов повестки этого форума отдельный блок - "третья корзина" - был посвящен правам человека. В результате его обсуждения в Заключительный акт совещания была включена развернутая формула принципа уважения прав и основных свобод человека, и благодаря тому, что участниками Совещания Заключительный акт был признан как документ, обладающий юридической силой, данный принцип получил окончательное закрепление в международном праве.

Комплексные международные акты по правам человека были приняты и на региональном уровне. К их числу относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., Хартия основных прав Европейского союза 2000 г. Особый интерес среди них в связи с участием в этом акте Российской Федерации представляют Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека.

Вместе с 13 дополнительными протоколами Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод представляет собой наиболее эффективную нормативную систему защиты прав человека. Ее участниками являются государства - члены Совета Европы, ответственность которых за соблюдение предусмотренных Конвенцией прав и свобод обеспечивается судебным механизмом. Присоединение России к Европейской конвенции открыло возможность для граждан РФ обращаться в Европейский суд по правам человека с жалобами на государственные органы, нарушающие права и свободы, предусмотренные Конвенцией.

Наряду с комплексными международно-правовыми актами, устанавливающими права и свободы человека и охватывающими все их виды, существуют договоры о защите отдельных прав и договоры, регламентирующие статус определенных лиц. Как и комплексные, они бывают универсальные и региональные.

К универсальным актам первой категории относятся прежде всего акты, направленные на предупреждение и пресечение посягательств на жизненно важные интересы как больших групп людей, так и отдельной личности:

- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;

- две конвенции об упразднении рабства и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1926 и 1956 гг.;

- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;

- Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;

- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.

Во второй категории договоров о правах человека всеобщий интерес представляет регламентация труда и условий трудовой деятельности. Этим вопросам посвящены многочисленные акты, принятые в рамках Международной организации труда (МОТ). Среди них можно выделить такие как:

- Конвенция об инспекции труда 1947 г. и Протокол к ней 1995 г.;

- Конвенция об охране заработной платы 1949 г.;

- Конвенция об упразднении принудительного труда 1957 г.;

- Конвенция о регулировании вопросов труда 1978 г.;

- Конвенция о безопасности и гигиене труда в производственной сфере 1981 г.

В группе международных договоров данной категории большое внимание уделяется защите прав женщин в сфере как общественной, так и личной жизни:

- Конвенция о политических правах женщин 1953 г.;

- Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.;

- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1980 г.

Настоятельная потребность в защите прав детей обусловила заключение международных договоров, специально посвященных несовершеннолетним:

- Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу 1973 г.;

- Конвенция о правах ребенка 1989 г.;

- Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г.;

- Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 г.

Примером международных договоров, регламентирующих правовой статус отдельных категорий лиц и предусматривающих их защиту, могут служить:

- Конвенция о статусе беженцев 1951 г.;

- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.;

- Конвенция о коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах 1989 г.;

- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.

Что касается международных договоров о правах человека, принимаемых на региональном уровне, то наиболее активно специальные акты разрабатываются и принимаются в рамках Совета Европы. Членом этой организации с 1996 г. является Российская Федерация, которая при вступлении в нее уже присоединилась к некоторым европейским конвенциям, и в будущем в связи с политикой интеграции в Европейское пространство процесс присоединения будет продолжен.

Столь значительное и все возрастающее число источников международного права защиты прав человека свидетельствует о непрерывном процессе гуманизации общественных отношений, в которых личность, человеческая жизнь становятся высочайшей ценностью.



§3. Причины включения прав человека в общепризнанные принципы

По вопросу о том, что представляют собой права человека, сложилось в целом единодушное представление, а именно: права человека - это такие права, которые имеет или должен иметь человек. Они представляют для всех абсолютную ценность, она безусловна. С другой стороны, потребности и интересы и связанные с ними права и свободы, их содержание изменяются от одного периода развития общества к другому. Таким образом, права человека носят абсолютный и одновременно исторический характер.

Права человека - это права, которыми человек наделен в силу принадлежности к человеческому роду. Они представляют собой жизненную потребность самовыражения личности. Только обладание правами делает человека субъектом исторического творчества, уникальной личностью. В то же время они обусловливаются социально-экономическими условиями жизни, политическим режимом, природой государства. Иначе говоря, права человека - основные права и свободы, которые заключены в самой сущности человека как человека по его определению и понятию.

Из сказанного следует, что права человека представляют собой атрибутивное, неотъемлемое свойство личности, формирующееся в контексте социального бытия. Среди этих свойств выделяют, во-первых, разумность и способность человека к членораздельной речи и, во-вторых, способность к общению, совместной целесообразной деятельности. Третьим важнейшим свойством человека являются его основные права и свободы . Их нельзя передать другому человеку или государству. Только обладая этим атрибутивным свойством, человек может эффективно, самостоятельно использовать все свои другие свойства и развивать созидательные способности.

Данный подход к пониманию проблемы сущности прав человека разделяется многими философами, правоведами, политологами. К примеру, ученый-юрист Л.С. Явич пишет, что "права человека - это социальный феномен, отражающий важные черты, свойства, качества человеческой личности, обусловленные данной ступенью исторического развития общества" 

Современная концепция прав человека исходит из того, что человек - это часть общества, но он вступает в определенные общественные отношения как самоценная личность. От признания и реализации ее прав и свобод непосредственно зависит характер этих социальных отношений. В этом отражается гуманистическая направленность теории прав .

Права человека характеризуются рядом признаков:

- они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

- складываются объективно и не зависят от государственного признания;

- принадлежат индивиду от рождения;

- имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.д.);

- признаются высшей социальной ценностью, выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его содержания;

- представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага. Их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Когда речь идет о правах человека, имеются в виду права "другого", ибо в обществе, где не признаются права любого человека, никаких прав быть не может. Это своего рода общественный договор, соглашение о взаимном уважении неотъемлемых прав каждого. Это и выражается в отношениях между людьми, человеком, обществом и государством по поводу признания у каждого человека естественных, присущих ему как человеческому существу жизненно важных свойств, потребностей и интересов.

Права человека не есть нечто даруемое. Они как базовые моральные ценности существуют независимо от социально-классовой структуры и политического строя общества или закрепления в юридических нормах. Государство может либо уважать и гарантировать их либо нарушать и подавлять, но отнять у человека присущие от рождения основные права и свободы оно не может. Они при любых условиях будут существовать.


Глава 2. Человек как высшая ценность в РФ.

§1. Конституционное закрепление принципа и его причина.

По вопросу о том, что представляют собой права человека, сложилось в целом единодушное представление, а именно: права человека - это такие права, которые имеет или должен иметь человек. Они представляют для всех абсолютную ценность, она безусловна. С другой стороны, потребности и интересы и связанные с ними права и свободы, их содержание изменяются от одного периода развития общества к другому. Таким образом, права человека носят абсолютный и одновременно исторический характер.

Права человека - это права, которыми человек наделен в силу принадлежности к человеческому роду. Они представляют собой жизненную потребность самовыражения личности. Только обладание правами делает человека субъектом исторического творчества, уникальной личностью. В то же время они обусловливаются социально-экономическими условиями жизни, политическим режимом, природой государства. Иначе говоря, права человека - основные права и свободы, которые заключены в самой сущности человека как человека по его определению и понятию.

Из сказанного следует, что права человека представляют собой атрибутивное, неотъемлемое свойство личности, формирующееся в контексте социального бытия. Они (права) обусловлены природой человека, под которой обычно подразумеваются стойкие, неизменные черты и свойства, которые присущи homo sapiens во все времена. Среди этих свойств выделяют, во-первых, разумность и способность человека к членораздельной речи и, во-вторых, способность к общению, совместной целесообразной деятельности. Третьим важнейшим свойством человека являются его основные права и свободы. Их нельзя передать другому человеку или государству. Только обладая этим атрибутивным свойством, человек может эффективно, самостоятельно использовать все свои другие свойства и развивать созидательные способности. Современная концепция прав человека исходит из того, что человек - это часть общества, но он вступает в определенные общественные отношения как самоценная личность. От признания и реализации ее прав и свобод непосредственно зависит характер этих социальных отношений. В этом отражается гуманистическая направленность прав человека.



§2. Реализация и обеспечение прав человека в российском законодательстве.

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века, для того чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством. Общество и государство обязаны признавать и защищать права и свободы человека и содействовать их реализации. Они закреплены в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, конституционных федеральных законах РФ.

Правовой статус человека и гражданина состоит из всех прав и свобод, установленных действующим законодательством РФ. Основные права и свободы составляют ядро правового статуса человека и гражданина. Они закреплены в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, конституционных федеральных законах РФ.

Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы:

1) личные (гражданские) права и свободы; 2) политические права и свободы; 3) экономические, социальные, культурные права и свободы. Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции РФ такое разделение на группы прямо не делается, но в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной степени может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права взаимосвязаны.



§3. Способы и гарантии защиты прав человека в РФ

Судебная защита прав и свобод человека и гражданина - это самостоятельная государственная функция, в чем убеждает нас содержание ряда статей Конституции Российской Федерации. Так, объявив Россию демократическим правовым государством (ч. 1 ст. 1), Основной Закон провозгласил права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием (ст. 18), и возложил на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Реализация этих положений обеспечивается гарантированностью государственной (ч. 1 ст. 45), в том числе и судебной (ч. 1 ст. 46), защиты прав и свобод человека и гражданина. Каждому предоставлено право защищать свои интересы всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45), обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46), обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).

Таким образом, приведенный постатейный перечень свидетельствует о том, что Российская Федерация не только признает основные права и свободы человека и гражданина, но и считает защиту прав и свобод своих граждан одной из основных функций государства.

Выделение судебной защиты в самостоятельную функцию государства обусловлено необходимостью реального и эффективного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а судебный порядок вполне справедливо и обоснованно рассматривается как наиболее совершенный из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности.

Повышение роли правосудия, в том числе и как средства защиты прав и свобод человека и гражданина против произвола власти, выступает важнейшим условием самоограничения власти. В этом заинтересовано и само демократическое правовое государство, учреждая институты, ограничивающие ее возможности по отношению к личности. Велика роль среди них и института судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в современной России. Судебную защиту прав и свобод человека и гражданина осуществляют суды, образованные в соответствии с требованиями, указанными в ч. 3 ст. 128 Конституции РФ, к которым относятся:

- суды общей юрисдикции - от районного суда до Верховного Суда РФ, - несущие наибольшее бремя по защите прав и свобод человека и гражданина, рассматривая подавляющее большинство спорных дел в этой сфере;

- арбитражные суды (арбитражные суды субъектов Федерации, федеральные арбитражные суды округов, Высший Арбитражный Суд РФ), рассматривая соответствующие их подсудности дела, обеспечивают защиту прав и свобод в сфере предпринимательской деятельности;

- конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяют конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле в соответствии со своей компетенцией.

Совершенно новым в отечественном конституционализме является положение ч. 3 ст. 46 Основного Закона РФ об обращении в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, устанавливающее дополнительные международные гарантии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, т.е. каждого лица, находящегося под юрисдикцией Российской Федерации. Право каждого на обращение за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека обусловлено, исходя из содержания указанной нормы, двумя факторами: наличием соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпанием всех имеющихся внутригосударственных средств .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.