VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Деятельность прокуратуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010044
Тема: Деятельность прокуратуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина
Содержание
     ОГЛАВЛЕНИЕ
     
Введение………………………………………………………………………..….. 3
Глава 1. Институт прокуратуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………………….5
      1.1.  Прокуратура и ее роль в системе защиты прав и свобод человека и 
      гражданина ……………………………………………………………………...5
     1.2. Механизмы  взаимодействия прокуратуры  с другими государственными  
     органами по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина…....8
Глава 2. Деятельность прокуратуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………………….13
     2.1. Полномочия прокурора в системе  надзора по защите прав и свобод 
     человека и гражданина………………………………………………………….13
     2.2. Направления прокуроры в системе  надзора по защите прав и свобод 
     человека и гражданина………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………..…..26
Список использованных источников…………………………………………….29
     
     	
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ВВЕДЕНИЕ
     
     В Российской Федерации, как и в любом другом правовом демократическом государстве, устанавливается система государственной защиты прав и свобод граждан. Она включает в себя перечень государственных органов, обладающих определенной законом компетенцией по защите прав и свобод граждан. Согласно ст. 45 Конституции РФ и Федерального закона о «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. защита прав и свобод человека и гражданина традиционно провозглашается одной из основных задач прокуратуры во главе с Генеральным прокурором РФ. Она осуществляется как самостоятельное направление деятельности прокуратуры в виде надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Возложение на прокуратуру надзора за соблюдением требований Конституции РФ усиливает ее правозащитную функцию, создает, с одной стороны, реальные гарантии прав и свобод граждан, с другой - обеспечивает возможность воздействия на неправомерные действия органов власти и должностных лиц. Соблюдение прав и свобод человека играет основополагающую роль в обеспечении правовой защищенности личности, защите ее от произвола и беззакония.
     Естественно, что выполнение прокурорами функции по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина невозможно без наделения их соответствующими полномочиями.
     Актуальность данной работы обусловлена тем, что на сегодня реальная защита прав и свобод человека и гражданина  задача огромной политической значимости. В настоящее время весьма важным и значимым для науки имеет определение статуса и роли прокуратуры в государственном механизме защиты прав граждан, поскольку права и свободы человека и гражданина на конституционном уровне признаны высшей ценностью. На прокуратуру возлагается надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами надзора, полномочия прокуроров в этой жизненно важной сфере, средства и формы прокурорского реагирования на нарушения личной неприкосновенности, политических, социально-экономических прав и свобод граждан.
     Объектом исследования в работе являются прокуратура и ее роль в системе защиты прав и свобод человека и гражданина. 
     Предметом исследования выступает деятельность прокуратуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина.
     Целью работы является изучение места прокуратуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина.
     Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
         - описать понятие прокуратуры и ее роль в системе защиты прав и свобод человека и гражданина; 
         - рассмотрение форм взаимодействия прокуратуры  с другими государственными органами по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина;
         - описание полномочий прокурора в системе  надзора по защите прав и свобод человека и гражданина;
         - изучение направления прокуроры в системе  надзора по защите прав и свобод человека и гражданина.
     Теоретическую основу исследования составили работы таких ученых, как Бессарабова В.Г., Ванькаева А.Н., Гошуляка В.В., Кобзарева Ф.М., Кошлевского В.Д., Мельникова Н.В., Мурашина Г.А., Рохлина В.И. , Савюка Л.К., Шалумова М.С. и других.
     Структура курсовой работы обусловлена целью и задачам исследования и состоит из введения, двух глав,  заключения, списка использованных источников.
     


     ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 
     
     1.1.  Прокуратура и ее роль в системе защиты прав и свобод человека и гражданина
     
     Проблема защиты прав и свобод человека приобретает особую значимость в период реформирования российского общества, поскольку состояние их обеспечения становится основным критерием демократичности государства, его приверженности правовым началам и общечеловеческим ценностям. Для решения этой проблемы государство должно располагать определёнными властными структурами и механизмами, которые бы осуществляли постоянный надзор за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, а также за соблюдением Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов Федерации. Среди таковых заметное место отводится органам прокуратуры. Прокуратура РФ относится к числу именно тех правоохранительных органов, которые непосредственно выполняют обязанность государства по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
     Усиление судебной формы защиты прав и свобод граждан, проявившееся в том числе в изменениях российской пра­вовой системы, не означает умаления альтернативных форм защиты прав и свобод граждан, самой распространенной из которых является деятельность органов прокуратуры. Граждане по-прежнему предпочитают приходить за защитой своих прав не в суд, адвокатуру или к уполномоченному по правам человека, а в прокуратуру, где их обращения рассматриваются, как правило, относительно быстро, а самое главное, бесплатно. Поэтому правозащитная функция прокуратуры необходима, прежде всего, для самих граждан, она служит дополнительным средством обеспечения, защиты личных, социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан [7].
     К числу приоритетных направлений прокурорского надзора следует отнести исполнение законодательства о: гражданстве, пенсионном и социальном обеспечении, материнстве и детстве, несовершеннолетних, ветеранах, борьбе с наркоманией. При наличии сведений о нарушении этого законодательства прокурорские проверки следует проводить в первоочередном порядке либо поручать проведение проверок другим органам.
     Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора пронизывает всю многогранную деятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал прокурор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор - его, в первую очередь, интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина. И если они не соблюдаются, прокурор принимает меры, предусмотренные законом к восстановлению на­рушенных прав и свобод граждан.
     Обеспечивая гражданам судебную  защиту их прав и свобод, государство,  которое взяло на себя соблюдение  защиту прав и свобод, возложило  надзор за соблюдением прав  и свобод граждан на специальный  орган, основной функцией которого  является надзор от имени Российской  Федерации за соблюдением Конституции  Российской Федерации и исполнением  законов действующих на ее  территории. Этим органом является  прокуратура.
     Такое закрепление за прокуратурой  функции надзора за соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина не случайно, ибо только  при неуклонном соблюдении данных  прав можно обеспечить верховенство  закона, единство и укрепление  законности. Только при соблюдении  прав и свобод каждого человека  и гражданина возможно обеспечение  соблюдения законных интересов  общества и государства.
     Выделение в Федеральном законе  «О прокуратуре» надзора за  соблюдением прав и свобод  человека и гражданина в качестве  самостоятельного направления деятельности  прокуратуры – наглядное подтверждение  существенного усиления в современных  условиях ее правозащитной роли. Нормы Закона в этой части  обеспечивают развитие и подкрепление  Конституции Российской Федерации,  норм и принципов международного  права, закрепивших значение соблюдения  прав и свобод человека и  гражданина как фундаментальной  основы жизни демократического  правового государства [22].
     Уровень решения в Федеральном  законе вопросов о роли и  организации деятельности прокуратуры  по соблюдению прав и свобод  человека и гражданина позволяет  характеризовать его как акт,  полностью соответствующий международным  стандартам.
     Не являясь и не входя ни  в одну из ветвей государственной  власти, прокуратура в силу своего  положения как механизма сдерживания  и противовесов, в силу независимости  и единства, подчинения и подотчетности  высшим органам Федерации, наиболее  подготовлена к выполнению названной  функции.
     Необходимо отметить, что такое  положение было изначально присуще  органам российской прокуратуры.  Возложив на органы прокуратуры  надзор за соблюдением законов,  назвав ее «оком государевым»  Петр I, возложил на нее надзор, в том числе и за соблюдением,  изданного им почти Указа «О  хранении прав гражданских», в  котором он писал: «... всуе законы  писать, когда их не хранить». Екатерина II в Уложении «Учреждение  о губерниях» указала, что прокуроры  «...наблюдают, чтоб запрещенных  сборов с народа никто не  собирал и долг имеют истреблять  зловредные взятки» [25].
     В первом законе «О прокуратуре  Российской Федерации» от 17 января 1992 года также подчеркивалось  именно это направление, роль  прокуратуры как органа, одной  из важнейших задач которого  является защита прав и свобод  граждан [8].
     Правозащитная деятельность прокуратуры  значительно возросла, так как  осуществление конституционных  прав и свобод невозможно без  строгого и неуклонного исполнения  законов, а деятельность прокуратуры,  и прежде всего прокурорский  надзор, это одна из гарантий  соблюдения прав и свобод человека.
     При осуществлении надзора за  соблюдением прав и свобод  человека и гражданина органы  прокуратуры не вмешиваются в  деятельное правосудия, а, наоборот, в тех случаях, когда вопрос  должен быть разрешен судом,  прокурор обращается именно туда. Такова роль и положение прокуратуры  в деле зашиты прав и свобод  человека и гражданина.

     1.2. Механизмы взаимодействия прокуратуры  с другими государственными органами по вопросам защиты прав и свобод человека и 
     гражданина
     
     Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.
     Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
     Правозащитная деятельность прокуратуры Российской Федерации определяется как осуществляемая органами прокуратуры на основе российского законодательства система мер, направленная на выявление, предотвращение, пресечение и устранение фактов нарушения прав, свобод и законных интересов человека, а также на восстановление нарушенных прав и возмещение причиненного вреда. 
     Представляется возможным различать в общей структуре данного механизма такие основные функциональные элементы. 
     Субъекты правозащитной деятельности ? органы, учреждения и должностные лица прокуратуры Российской Федерации.
     
     Объекты правозащитной деятельности прокуратуры – те социальные блага, которые требуют защиты. В этом качестве выступают юридически установленные права и свободы человека и гражданина, а также законные интересы.
     Основания правозащитной деятельности прокуратуры ? это обстоятельства, в силу которых становится возможным и необходимым прокурорское реагирование в связи с ненадлежащим обеспечением прав и свобод человека. 
     Юридическими основаниями выступают правовые нормы, в соответствии с которыми прокуратура может или обязана в конкретном случае принять меры по защите прав и свобод человека: 
     1) «компетенционные нормы», т.е. положения, определяющие полномочия самих органов прокуратуры в сфере защиты прав человек; 
     2) нормы, устанавливающие содержание и гарантии самих прав человека, соблюдение которых является предметом проверки и надзора со стороны органов прокуратуры [17].
     Фактическим основанием правозащитной деятельности является поступившая в органы прокуратуры информация о нарушениях или недостаточной обеспеченности конкретных прав и свобод человека.
     Угрозы как элемент правозащитного механизма – это те факторы и субъекты, которые порождают ситуацию нарушения или необеспеченности прав человека и которым противодействуют органы прокуратуры. 
     Источники (субъекты) нарушения прав человека, которым может противостоять прокуратура, достаточно четко указаны в ч.2 ст.1 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации»: 
     - федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации; 
     - органы местного самоуправления;
     -  органы военного управления; 
     - органы контроля; 
     - органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций и др. [16]
     К субъектам, выведенным из-под правозащитной юрисдикции прокуратуры, относятся, в частности: 
     - Президент Российской Федерации, 
     - Федеральное Собрание РФ, 
     - все органы судебной власти, а также граждане [18]. 
     Средства правозащитной деятельности прокуратуры – конкретные юридические меры, которые она правомочна применять в случае: 
     - выявления нарушений прав человека:
     - прокурорский протест; 
     - требование о предоставлении материалов; 
     - возбуждение уголовного дела или производства об административном правонарушении;
     -  представление; 
     - предостережение; 
     - участие в рассмотрении дел судами; 
     - представление о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики (полномочие Генерального прокурора РФ); 
     - внесение предложений об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов; 
     - издание приказов, указаний, распоряжений внутриорганизационного характера и др. [21]
     Фундаментальные ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная, олицетворяющие собой единую государственную власть и ее разделение, вовсе не исключают возможность существования иных функционально самостоятельных правовых институтов. Их наличие определяется реальными потребностями государственно-правовой жизни, необходимостью демократического контроля и «сдерживания» любой из, основных ветвей власти [24].
     В соответствии со ст. 72 Конституции РФ органы власти субъектов РФ вместе с органами федеральной власти обеспечивают на своей территории защиту прав и свобод человека и гражданина, законность, правопорядок, общественную безопасность. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ, образуя с федеральными органами исполнительной власти единую систему исполнительной власти государства, обеспечивают охрану собственности и общественного порядка, организуют борьбу с преступностью. 
     Соответственно и органы местного самоуправления, самостоятельно решая вопросы местного значения в пределах своей компетенции, также обеспечивают на своих территориях соблюдение прав и свобод граждан, охрану муниципальной собственности, общественного порядка, принимают меры по предупреждению преступлений и правонарушений.
     Действенным способом защиты прав и свобод является обращение за их судебной защитой. Все действия и решения органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, могут быть обжалованы в суд. Поскольку судебные органы входят в систему государственной власти, следует отметить, что судебная защита является одной из разновидностей государственной защиты прав и свобод граждан. В то же время в правовом государстве судебная защита играет основную роль как средство защиты прав граждан, что подчеркивает выделением норм о ней в Конституции РФ в отдельные статьи: ст. 45 – государственная защита, ст. 46 – судебная защита. В том случае, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, лицо вправе обратиться за защитой своих прав и свобод в межгосударственные органы защиты прав и свобод человека в соответствии с международными договорами нашего государства (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Конституция РФ ограничивает право обращаться в межгосударственные органы двумя условиями: соответствием этих действий международным договорам России и исчерпыванием внутригосударственных средств правовой защиты [12].
     Таким образом, правозащитная деятельность прокуратуры Российской Федерации – это осуществляемая органами прокуратуры на основе российского законодательства система мер, направленная на выявление, предотвращение, пресечение и устранение фактов нарушения прав, свобод и законных интересов человека, а также на восстановление нарушенных прав и возмещение причиненного вреда. В механизме защиты личных прав и свобод человека и гражданина прокуратура занимает самое важное место, так как правозащита является для нее особой задачей. Конечно, в интересах личности действуют и другие государственные органы, которые осуществляют правоохранительную деятельность. Но в государственном механизме России именно органы прокуратуры - гарант реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина, так как они являются наиболее действенными органами в защите всех прав граждан, представляют собой единую централизованную систему, владеющую целым рядом специфических правовых средств и различными формами прокурорского реагирования.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И 
     
     2.1. Полномочия прокурора в системе  надзора по защите прав и свобод человека и гражданина

     В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре» предметом надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При этом органы прокуратуры постоянно должны видеть ту грань, которая отделяет их деятельность от деятельности других органов, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и не переходить ее. Они не должны подменять другие государственные органы, а лишь осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица  выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которые распространяется их компетенция [11].
     При осуществлении возложенных на прокурора функций он: 
     - рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
     - разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
     - принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина;
     - привлекает к ответственности лиц, нарушивших закон;
     - содействует возмещению причиненного ущерба;
     - использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона [4].
     При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело. Он принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
     В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении. Или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в органы или должностному лицу, которое имеет полномочия рассматривать дела об административных правонарушениях.
     В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемого в порядке гражданского судопроизводства и являющимся пострадавшим, но по состоянию здоровья, возрасту, или иным причинам не может лично отстаивать в суде (арбитражном суде) свои права и свободы, прокурор представляет его интересы. А так же когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение - прокурор предъявляет и поддерживает в суде (арбитражном суде) иск в интересах пострадавших. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина во многом идентичны полномочиям прокурора по надзору за исполнением законов. Вместе с этим они имеют определенные отличия. Специфическим для данного направления прокурорского надзора является право рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека. Заявления и жалобы служат той отправной точкой, которой определяется необходимость прокурорского вмешательства. Заявителями выступают в основной своей массе лица, права и свободы которых нарушены, хотя заявления и жалобы могут поступать и от других категорий граждан, а также государственных органов, различных организаций. Рассмотрение сообщений о нарушении прав и свобод позволяет прокурору уяснить суть поступившего к нему обращения, сформировать мнение о характере реагирования на него. В тех случаях, когда заявления, жалобы, иные сообщения не содержат всех необходимых для принятия решения данных, либо когда представленные доказательства вызывают сомнение, прокурор проводит проверку. Указанные сообщения выступают поводом для проведения проверок. Помимо поводов должны быть также и основания для их проведения. Проверка может проводиться лишь при наличии в поступившей к прокурору информации данных, указывающих на нарушение прав и свобод человека и гражданина [13]. 
     В ходе проверки обычно устанавливаются следующие обстоятельства:
     - имело ли место нарушение прав и свобод человека и гражданина;
     - в чем выразилось конкретное нарушение прав и свобод: какие правовые нормы при этом были нарушены, каким органом, организацией и конкретно кем из их руководителей было допущено нарушение прав и свобод человека;
     - какие обстоятельства способствовали их нарушению [20].
     Характерным для данной сферы надзора является полномочие прокурора, выражающееся в разъяснении пострадавшим ряда защиты их прав и свобод. Потребность в этом возникает в основном тогда, когда требуется, во-первых, личное обращение пострадавшего за защитой своих прав в компетентный орган и во-вторых, когда иные варианты восстановления нарушенных прав и свобод могут привести к более длительным срокам принятия решения по данному вопросу. 
     Прежде всего, прокурору надлежит указать конкретный орган, правомочный восстановить нарушенные права и свободы в который может обратиться пострадавший, и форму обращения в данный орган. Конституцией Российской Федерации установлен всеобщий порядок судебной защиты прав и свобод (ст. 46). Вместе с тем сохраняются и альтернативные способы защиты нарушенных прав, о чем также сообщается пострадавшему. 
     Кроме того прокурор может разъяснить содержание закона, в соответствии с которым должен разрешаться спор о восстановлении нарушенного права. Прокурор не должен подменять органы, в обязанности которых входит оказание юридической помощи населению. По смыслу закона круг лиц, которым прокурор разъясняет порядок защиты прав и свобод, ограничивается только пострадавшими, т.е. теми, кому непосредственно причинен вред нарушениям их прав и свобод Жалобы в различные инстанции, исковые заявления, иные документы от имени пострадавшего прокурором не составляются. Выполнение такого рода работы в его обязанности не входит. Закон обязывает прокурора не только рассматривать и проводить проверку на жалобы, заявления и иные сообщения о нарушении прав и свобод, но и вести активную работу по их предупреждению, пресечению, и привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, а так же возмещению причиненного ущерба [15]. 
     Соответствующие меры принимаются как по результатам рассмотрения конкретных сообщений, так и по материалам обобщения надзорной практики. В тех случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина принимает наиболее общественно опасные - преступные формы, к нарушителям должны применяться меры уголовно-правового воздействия. Исполнение данного требования приобрело высокую актуальность в условиях, когда нарушения прав личности получили распространенность. Опасность нарушений прав и свобод человека и гражданина не всегда получает принципиальную оценку со стороны правоохранительных органов. 
     Уголовный закон пока еще явно в недостаточной степени используется в целях борьбы с грубейшими посягательствами на права и свободы граждан. При рассматривании конкретных материалов прокурору следует обращать особое внимание на выявление признаков преступлений. Которые могут содержаться в действиях должностных лиц, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций и предприятий, нарушивших права и свободы человека и гражданина. Особенно тщательно в этом плане должны анализироваться данные о нарушениях имущественных, жилищных, трудовых, экологических прав граждан. При установлении оснований для возбуждения уголовного дела - оно должно немедленно возбуждаться. 
     Возбудив уголовное дело, прокурор должен принять реальные меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В этой связи целесообразно, чтобы на момент принятия решения о возбуждении уголовного дела прокурор располагал достаточной для реализации уголовного преследования информацией об обстоятельствах конкретных нарушений прав и свобод человека и гражданина, лицах, допустивших данные нарушения. Сказанное не означает, что он должен обеспечить сбор всех данных, характеризующих состав преступления. В таком случае проверка прокурора представляла бы суррогат следствия, что в последующем оказало - бы, несомненно, отрицательное воздействие на результаты подлинного, осуществленного на законной процессуальной основе расследования. Речь в данном случае идет о том, чтобы прокурорские материалы создали необходимые предпосылки для обеспечения оптимальной направленности на ход расследования преступления [9]. 
     Преобразования, проходящие в России в настоящее время повышают приоритет личности, создают предпосылки для повышения роли прокуратуры, как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране. В настоящее время правозащитная деятельность прокуратуры выходит на первый план, и здесь у нее огромное поле для деятельности. Выделенное в Федеральном законе «О прокуратуре РФ» надзора как самостоятельное направление деятельности прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - является наглядным подтверждением существенного усиления в современных условиях ее правозащитной роли. Нормы Закона в этой части, обеспечивают развитие и подкрепление Конституции Российской Федерации. Соблюдение норм и принципов международного права, закрепивших соблюдения прав и свобод человека и гражданина, как фундаментальной основы жизни демократического правового государства, каким ныне провозглашена Россия. Уровень решений на основании Федерального закона по вопросам деятельности прокуратуры, отражает соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Это позволяет характеризовать его, как акт, полностью соответствующий международным стандартам, в том числе стандартам Совета Европы [3]. 
     Впервые, по вопросам надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Законе посвящена специальная глава. В ней четко определены предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, полномочия прокурора в этой жизненно важной сфере, средства и формы прокурорского реагирования на нарушение личной неприкосновенности, политических, социально-экономических прав и свобод граждан. На прокуратуру возлагается надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Как за федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными), так и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, так и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, что особенно актуально в настоящее время. 
     Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора пронизывает всю многогранную деятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал прокурор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор – его в первую очередь интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина. И сели они не соблюдаются, прокурор принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В связи с этим прокурор выступает одной из гарантий реального поведения прав и свобод человека и гражданина. Не может быть исключением и деятельность прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, которая имеет также правозащитный аспект. Именно в целях обеспечения законности, правосудия, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства прокурор участвует в рассмотрении уголовных дел судами. Прокурор идет в суд, чтобы способствовать справедливому наказанию виновного и не допустить неоправданного осуждения подсудимого. Как государственный обвинитель, прокурор является именно тем должностным лицом, которое способно надлежащим исполнением возложенных на него уголовно-процессуальным законом полномочий непосредственно обеспечить законные права и свободы человека и гражданина [6]. 
     Правозащитная функция прокуратуры в ее полном объеме выделилась сравнительно недавно. И многое на этом направлении прокурорского надзора нуждается в дальнейшем осмыслении, анализе, изучении, научном обосновании. Возможны и разумные корректировки, связанные с совершенствованием самого предмета надзора. Прокурорский надзор и вся многогранная правоохранительная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан. Поэтому государство и общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка. Прокурору следует установить действенный надзор за законностью процессуальных решений следователя по делу с тем, чтобы исключить возможность его незаконного или необоснованного прекращения. 
     Существенное значение для реализации функции уголовного преследования, вынесения обоснованного и законного приговора по делу имеет участие прокурора в рассмотрении дела судом. Реагирование прокурора на нарушение прав и свобод человека и гражданина, имеет характер административного правонарушения. В части возбуждения производства по административным правонарушениям он должен основываться на правилах, изложенных в ст. 22, п. 2 и ст. 25. п. 2 Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации". Должны учитываться изменения от: 17 ноября 1995 г. ; 10 февраля, 19 ноября 1999 г.; 2 января, 27 декабря 2000 г.; 29, 30 декабря 2001 г.; 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г.; 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.; 15 июля, 4 ноября 2005 г.; 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г.; 25 декабря 2008 г.; 17 июля, 28 ноября 2009 г.; 1 июля, 28 декабря 2010 г.; 7 февраля, 6, 8 ноября, 21 ноября 2011 г. Прокурор возбуждает производство об административном правонарушении [19]. 
     Прокурор осуществляет возложенные на него функции по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Он наделен правом передачи сообщения о правонарушении, материалов проверки в орган или должностному лицу, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях. Решение о возбуждении производства об административном правонарушении или передаче материалов полномочным органам принимается исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Личности правонарушителей, оценки условий реального устранения нарушения и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина. В последнем случае принимаются во внимание также соображения о возможности оперативного рассмотрения сообщений и материалов органами, которым принадлежит право принятия решений по делам об административных правонарушениях. Сообщения и материалы проверок передаются прокурорам незамедлительно: сообщения - в день поступления, материалы проверок - сразу же после их завершения. В предоставленном прокурору праве активно использовать для защиты прав и свобод лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, обращения в суд наиболее наглядно проявляется правозащитная роль прокуратуры. 
     Ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, либо обладают особым характером нарушения, вследствие чего приобретают особое общественное значение, либо связаны с защитой, так называемого безгласного интереса, либо с защитой не персонифицированного интереса. Иски предъявляются в интересах пострадавших в суд или арбитражный суд. Прокурор поддерживает заявленный иск в суде. При предъявлении исков принимаются также меры по обеспечению возмещения причиненного правонарушениями вреда. Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. 
     Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, являющемся полномочными устранить допущенное нарушение. Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона. Настоящая статья по своему содержанию повторяет основные положения ст. 23 и 24 Закона. Изложенные в комментарии к указанным статьям рекомендации могут найти применение в практике надзора за соблюдением прав и свобод человека .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44