VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Частицы как средство выражения субъективной модальности в прозе А.П. Чехова.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016858
Тема: Частицы как средство выражения субъективной модальности в прозе А.П. Чехова.
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГОУ)
Кафедра Современного русского языка

НАУЧНЫЙ ДОКЛАД
по итогам выполненной научно-квалификационной работы (диссертации)
Частицы как средство выражения субъективной модальности в прозе А.П. Чехова

Долгова Наталья Георгиевна

Направление подготовки            45.06.01. – Языкознание и литературоведение
(шифр и наименование направления)

Направленность                                                               10.02.01. – русский язык
(наименование направленности)



Аспирант                        ________________          Н.Г. Долгова
                                                                 (подпись, дата)
Научный руководитель ________________          А.В. Канафьева
                                                                  (подпись, дата)
Зав. кафедрой                 ________________           Н.Б. Самсонов
                                                                  (подпись, дата)
  Изучение частиц как отдельной части речи получило распространение в середине XXвека, и с тех пор привлекает всё новых учёных. В результате данная область является одной из самых исследованных в отечественном языкознании: на сегодняшний день есть исследования, посвященные частицам в синхроническом и диахроническом аспектах: [Каламова, 1954], описаны функции отдельных классов частиц – усилительных [Булатникова, 1973], ограничительно-выделительных [Стародумова, 1987; Перцевая, 2011], модальных [Степенкова, 1982; Буглак, 1987]. Некоторые исследования посвящены функционированию частиц внутри предложения – их сочетаемости со знаменательными словами, функциям внутри сложного предложения и др. Наиболее разработано учение об акцентирующих частицах: исследователи рассматривают как весь объем частиц этого класса, так и отдельные единицы – частицы ведь, и, то и др.: [Знаменская, 1985; Уздинская, 1996]. Изучаются вопросы функционирования частиц в произведениях отдельных авторов: Ф.М. Достоевского, С.Д. Довлатова [Бирюкова, 2007;Муминов, 2009].
  Упомянутые исследования о модальных функциях частиц рассматривают частицы, имеющие значение степени достоверности, т.е. персуазивные. Это соотносится с узким пониманием категории субъективной модальности; существует более широкое понимание этой категории, где выделяются не только персуазивные, но и эвиденциальные, эмоционально-оценочные, контактоустанавливающие и др. значения. В связи с этим видится уместным рассмотрение модальных частиц с данной точки зрения. 
  Актуальность выбранной темы определяется несколькими факторами. Во-первых, в связи с широким пониманием понятия субъективной модальности требуется рассмотрение большего объема частиц с различными субъективно-модальными функциями. Во-вторых, субъективно-модальные функции частиц в прозе А.П. Чехова не рассмотрены достаточно полно и требуют более пристального рассмотрения.
  Таким образом, в данной научно-квалификационной работе рассматривается проблема функционирования частиц внутри языка А.П. Чехова, с другой – изучаются их субъективно-модальные функции.
  Объектом нашего исследования являются частицы, использованные А.П. Чеховым в прозаических произведениях.
  Предметомисследования стали субъективно-модальные функции, представленные рядом частиц.
  Целью работы является установление спектра субъективно-модальных значений, выражаемых частицами в прозе А.П. Чехова.
  Для осуществления поставленной цели решается ряд задач:
  1. Определение критериев отграничения частиц от других частей речи;
  2. Определение функций, выполняемых частицами в высказывании;
  3. Определение спектра субъективно-модальных значений русского языка;
  4. Определение роли частиц в реализации субъективно-модальных значений;
  5. Выявление специфических особенностей в использовании частиц А.П. Чеховым.
  Для достижения поставленной цели в данной научно-квалификационной работе применены следующие методы исследования:
  1. Описательный: осуществляется наблюдение над употреблениями частиц в прозе А.П. Чехова в монологической и диалогической речи.
  2. Классификационный: корпус рассматриваемых частиц классифицируется в зависимости от их субъективно-модального значения.
  Экспериментальную базу исследования составляют примеры из рассказов А.П. Чехова в количестве 3000 случаев словоупотребления.
  Методологической основой настоящего исследования в области грамматики явились труды А.М. Пешковского, А.А. Шахматова,                    В.В. Виноградова, П.А. Леканта, Т.М. Николаевой, Е.А. Стародумовой и др.
  Научная новизна работы заключается в том, что круг рассматриваемых субъективно-модальных значений, выражаемых частицами, расширен. По сравнению с предыдущими исследованиями, увеличен и объём рассматриваемых частиц, выражающих субъективно-модальные функции в прозе А.П. Чехова.
  На защиту выносятся следующие положения:
1. Частицы способны выражать ряд субъективно-модальных значений, среди которых основными являются персуазивное, эвиденциальное, контактоустанавливающее, эмоционально-оценочное, модально-волевое;
2. Основным субъективно-модальным значением частиц, выделенных в творчестве А.П. Чехова, является эмоционально-оценочное значение; 
3. Интенсификатором субъективно-модальных значений может выступать «наложение» частиц со схожей семантикой. Данное объединение частиц легко соединяется и распадается в зависимости от интенции говорящего.
  Теоретическая значимость диссертации состоит в выявлении спектра субъективно-модальных значений, выражаемых частицами в прозе А.П. Чехова.
  Практическая значимость диссертации состоит в том, что представленные результаты изучения субъективно-модальных значений частиц в прозе А.П. Чехова могут быть использованы при изучении языка художественной литературы (в частности – языка автора). Материалы исследования могут послужить основой для спецкурса и спецсеминара по указанной теме.
     Апробация исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования изложены в виде докладов и сообщений на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей, аспирантов и студентов МГОУ «Актуальные вопросы филологии» (2015, 2016), на Международной научной конференции «Рациональное и эмоциональное в русском языке» (г. Москва, 2015 г., 2017 г.), на VII Международной научной конференции «Семантика и функционирование языковых единиц в разных типах речи» (г. Ярославль, 2016 г.), на Международной научной конференции «Русский язык в славянской межкультурной коммуникации» (г. Москва,    2017 г.), на аспирантском семинаре «Актуальные проблемы русского языка» МГОУ. 
  
  Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
  Во Введении обосновывается актуальность работы, её научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяются объект, предмет, цель, задача и методы исследования.
  В Главе 1 – «Проблемы изучения частиц как части речи» –  рассматривается история изучения понятия «Частица», освещаются вопросы классификации частиц в зависимости от основания: рассмотрены классификации по происхождению, составу и функциям частиц.
  Термин «частица» в отечественном языкознании претерпел серьезные изменения: понимаемый изначально как обозначение совокупности служебных слов русского языка, в последствии он сузил свое значение и стал подразумевать под собой особый класс служебных слов, противопоставленный союзам, предлогам и связкам.  Мы полагаем, что частицы – это служебная часть речи, которая передает ряд дополнительных смысловых оттенков значений в предложении, среди которых можно назвать модальные, логические, коммуникативные.
  С увеличением исследований, посвященных этой части речи, изменялось и её общекатегориальное значение: от «оттеняющей» и «усиливающей» сначала к вносящей дополнительные оттенки или служащей для выражения разного рода грамматических отношений, а затем и к носящей пресуппозиционные смыслы.
  Увеличение объема слов, относимых к частицам, а также неоднородность их функций побуждают разобраться в составе частиц. В зависимости от основания выделения традиционно рассматривают три классификации частиц: по происхождению, по составу, по функциям.
  По происхождению все частицы поделены на первообразные и непервообразные; к последним примыкают так называемые «частицеподобныеслова», выполняющие функции частиц, однако сохранившие живые связи с теми словами, от которых они произошли.
  По составу все частицы делятся на простые и составные. Внутри составных частиц в зависимости от степени связанности элементов внутри единицы можно выделить фразеочастицы, сложные частицы-реплики, аналитические сочетания частиц, «накладывающиеся» частицы с семантикой повтора.
  Внутри функциональной классификации принято выделять модальные, коммуникативные и формообразующие частицы. Формообразующие, как это следует из названия, участвуют в образовании форм наклонения глагола, коммуникативные служат для выделения, уточнения или усиления компонентов высказывания. Модальные частицы служат для выражения модальных значений степени достоверности, эмоциональной оценки, волеизъявления, отрицания. Модальные значения частиц более подробно рассматриваются в главе 2. 
  
  Глава 2 – «Субъективно-модальные функции частиц в творчестве А.П. Чехова» носит теоретико-исследовательский характер. Рассмотрены проблемы изучения субъективной модальности, выявлен статус авторской модальности как частного проявления субъективной модальности. Исследовательская часть содержит классификацию субъективно-модальных значений, выражаемых частицами, а также функционирование частиц внутри этих классов.
  Изучение категории модальности является актуальным на протяжении долгого времени: лингвистический аспект данного явления изучается по сей день. Генезис данного понятия повлиял на двойственность восприятия термина в языковедении. В связи с тем, что понятие модальности было взято в свое время из логико-философского аппарата, существует взгляд на модальность как взаимодействие языковых категорий действительности-возможности – необходимости. Однако наиболее распространен широкий взгляд на категорию модальности, согласно которому она рассматривается как отношение говорящего к высказываемому или сообщаемого к действительности.
  Существуют разные точки зрения и на природу модальности. Исследователи соглашаются с тем, что модальность – неоднородная категория, однако различение модальных значений у разных исследователей неодинаково. В данной работе принято разделение категории модальности на предикатную, объективную, субъективную и текстовую. 
  Предикатная модальность – это вид модальности, выражаемый лексикой с модальным значением и входящей в предикат;  объективная модальность – это оценка высказывания с точки зрения реальности/ ирреальности; субъективная модальность – это оценка говорящим сообщаемого; в отличие от объективной модальности, субъективная присутствует в предложении не всегда. Объективная и субъективная модальность часто взаимодополняют друг друга в предложении: Все стали как будто бы лучше. Уроды стали красавцами, злые добрыми, гордые смиренными, мизантропы филантропами. – в первом предложении комплекс частиц как будто бы, имеющий значение неуверенности, мнимости происходящего, влияет на объективную составляющую модальности, делая предложение ирреальным; Ишь, дура! Испугалась, значит... Что ж, ты вывел ее на дорогу? – в предложении эмоционально-оценочные частица ишь несет только эмоциональную оценку характеристики человека (в данном примере – заблудившейся женщины), а комплекс что ж, вносит вместе с вопросительностью в предложение значение ирреальности.
В последнее время исследователи выделяют так называемую текстовую модальность, а также её частное проявление – авторскую модальность. Также, как и субъективная модальность, они вносят отношение говорящего к высказываемому, но не на уровне предложения, а на уровне текста. В нашем исследовании необходимо рассмотрение авторской модальности А.П. Чехова, поскольку она является определяющей для частных субъективно-модальных значений в отдельных предложениях. Для автора на протяжении творческого пути одной из задач была разработка метода оценки происходящего, эволюционирующая от рассказчика-балагура до исчезновения образа рассказчика и передачи оценочной функции персонажам произведений. Оценочность повествования часто сопровождается автором эмотивным компонентом.
Среди субъективно-модальных значений, выражаемых частицами, мы выделяем эмоционально-оценочные, персуазивные, эвиденциальные.Модально-волевые частицы, как носители сложного субъективно-объективного модального значения, примыкают к вышеперечисленным разрядам.
Основной массив иссследованных частиц выражает различные оттенки эмоционально-оценочных значений. В исследовании выделяются эмоциональные и экспрессивные частицы как носители эмоционально-оценочных значений. При анализе примеров предложений с эмоционально-оценочными частицами наблюдаем преобладание значений негодования, возмущения, досады, выражаемые частицами ишь, это, же, так, ведь, разве, нешто, уж: Я и так уже многое выстрадал... Сейчас же пойду с ним переговорю... Сию минуту! Что он, в самом деле? Ишь ведь он какой! Ну, нет-с... –Да вы чтожеэто? –проговорил Блистанов и нахмурился. –Сплетничать сюда пришли, что ли?
  Среди ядерных значений мы также можем выделить значение сожаления, сочувствия и угрызения. Данные значения часто выражаются с помощью частиц уж и ведь. Частица уж при выражении сожаления как правило акцентирует наречие меры и степени так:и к тому же... он нетак уж виноват, как кажется... Изменил как-то странно, сам того не желая: пришел домой ночью навеселе, хочется приласкать кого-нибудь, а жена в интересном положении...;
  Наименее характерными оказались значения положительной оценки: удовольствия, восторга, радости, благосклонности и др. Данные значения реализуется с помощью частиц ну, даже, вот, вот и, только и -ка: Ну, спасибо! – говорит он. – За то, что ты такой хороший человек, давай еще выпьем - 
    Огромным потенциалом в выражении данных значений обладают вопросительные частицы, участвующие в создании риторического высказывания.  В его создании участвуют частицы разве, неужели, нешто, ли: Около стола стоит гимназист первого класса Коля и плачет. Ему хочется поиграть в лото, а его не пускают за стол. Разве он виноват, что он маленький и что у него нет копейки? – С помощью частицы разве в предложениях реализуется значение невозможности действия, к которому добавляются оттенки сожаления, печали.
  С помощью частицы неужели автор показывает удивление говорящего, его нежелание верить во что-либо: Неужели вы говорите всё это искренно? ?  спросила она, почему-то млея от ужаса;
   Риторическое высказывание реализуется также с помощью просторечной частицы нешто, которая по своему значению часто синонимична разве:   Что с тобой, Степан? ? Ничего... Нешто нам можно сердиться? Нам нельзя сердиться... – как и в случае с разве, частица выражает значение невозможности действия, подкрепленное эмоциональным оттенком сожаления, однако здесь мы также можем выделить значение неудовольствия, едкой иронии.
  
  Вне риторического высказывания вопросительные частицы включаются в состав частиц, выражающих степень уверенности. Данная группа значений градуирована: выделяются значения мнимости, неуверенности, предположения и др. 
  Наиболее широко представлены персуазивные сравнительно-предположительные частицы, семантика которых сближена с омонимичными союзами. Основное значение их – значение кажимости: Показывал твое письмо всем соседям. Прочитавши его, сочли тебя как бы сочинителем, так что даже сын отца Григория, Владимир, переписал его с тем, чтобы послать в газету.
  Значения предположения реализуются с помощью частиц небось, чай: - Не видать казака… сказал он. – Экий сердяга, вздумал на дороге хворать! Нет хуже напасти: ехать надо, а мочи нет… Чего доброго, помрет в дороге… Не дали мы ему, Лизавета, паски, а небось и ему надо было дать. Небось и ему разговеться хочется; Частица небось используется автором для выражения низкой степени уверенности;  – Знатный налим! – лепечет Ефим, почесывая под ключицами. – Чай, фунтов десять будет... – частица чай используется для выражения высокой степени уверенности.
  В текстах рассказов А. П. Чехов использует прием наложения частиц сходной семантики в речи персонажей; чаще всего это реплики персонажей, приближенные к монологическим. С помощью данного приема автор добивается усиления значения мнимости, характерного для данного типа частиц: А водки как выпил, разговлямшись, так и совсем шальной стал. Голоса стал слышать. Слышно мне, как какой-то тоненький, словно как будтоандельский, голосочек звенит тебе в ухе и рассказывает: поди, Пашка, постреляй! Наваждение!; Помолчав неделю, Вывертов как будто бы заговорил. 
  В отдельную группу выделяются частицы с эвиденциальным значением. По своему значению оно близко к значениям уверенности-неуверенности, поскольку выражает низкую степень уверенности, однако мы выделяем эвиденциальное значение в отдельную группу, так как в его значении имеется отсылка к третьему лицу, что не характерно для значений степеней уверенности. В основном для указания на чьи-либо слова используется частица мол. Особенность ее употребления в текстах Чехова заключается в том, что персонажи, как правило, используют ее для передачи собственных мыслей, а ссылка на слова третьего человека оказывается часто ложной: Пошлите ему, ваше превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так... у раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. Функцию же отсылки к словам третьего лица исполняет разговорная постпозитивная частица –де: Предание говорит, что в зеркале сидит черт и что у прабабушки-де была слабость к чертям и т. д. 
  Модально-волевые частицы в текстах А.П. Чехова участвуют в выражении широкого спектра субъективно-модальных значений: желательности, пожелания; угрозы, примирения с происходящим; интенсивности какого-либо действия, сопровождающегося эмоциональной оценкой. 
  В Заключении содержится обобщение полученных материалов по рассматриваемой теме. Так, наиболее ярко в прозе А.П. Чехова отражены эмоционально-оценочные субъективно-модальные значения; эвиденциальные значения и значения уверенности-неуверенности представлены менее ярко. Модально-волевые значения, также включаемые в круг субъективно-модальных, также имеют довольно широкий спектр.
     Основные научные результаты, содержащиеся в научно-квалификационной работе, отражены в следующих публикациях:
1.  «Значения модально-волевых частиц в прозе А.П. Чехова» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2016. № 5. С. 28–34.
2. «О сочетании синонимичных персуазивных модальных частиц в высказывании (в прозе А.П. Чехова)». // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2017. № 2. С. 16–21.
3. «Квалификативные функции указательных частиц в прозе А.П. Чехова» // Рациональное и эмоциональное в русском языке: сборник трудов Международной научной конференции (г. Москва, 20 – 21 ноября 2015 г.) / Ред. колл.: П.А. Лекант (отв. ред.), Н.Б. Самсонов (зам. отв. ред.), Н.А. Герасименко и др. – М. : ИИУ МГОУ, 2015. – С. 11-13.
4. «Частицы в детской речи на примере рассказов А.П. Чехова» // Рациональное и эмоциональное в русском языке: сборник трудов Международной научной конференции, посвящённой 85-летию Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, Почётного профессора Московского государственного областного университета, доктора филологических наук, профессора  Павла Александровича Леканта (г. Москва, 24 – 25 ноября 2017 г.) / Ред. колл.: Н.Б. Самсонов (отв. ред.), М.В. Головня (зам. отв. ред.)П.А. Лекант  и др. – М. : ИИУ МГОУ, 2017. – С. 41 – 44.
5. «Частицы, участвующие в создании риторического высказывания, в прозе А.П. Чехова» // Семантика и функционирование языковых единиц в разных типах речи: сборник статей по материалам международной научной конференции. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. – с. 88 – 94.
6. «Выражение частицами эмоционально-оценочного отношения в рассказах А.П. Чехова» // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: история и современность : сборник научных трудов по итогам международной научной конференции, посвящённой памяти д.ф.н., профессора Войловой К.А. (г. Москва, 27 февраля 2017 г.) / отв. ред. О.В. Шаталова; ред. колл.:  В.В. Леденёва, Т.М. Фадеева, Е.Д. Звукова. – М : ИИУ МГОУ, 2017. - 

2


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44