VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Бюджетный процесс в РФ, его задачи и особенности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008965
Тема: Бюджетный процесс в РФ, его задачи и особенности
Содержание

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Финансово-юридический факультет
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: финансы
на тему: Бюджетный процесс в РФ, его задачи и особенности.
  
Автор работы:
                                                                                      ______________________
                                                                                                    (подпись)
Научный руководитель:
                                                                                      ________________________
                                                                    (подпись)



                                                                                                         Дата сдачи:
                                                                                                     «__________» ______________________2017г
                                                                                            Дата защиты:
 	                                                                                      «__________» ______________________2017г
                                              	Оценка:______________________________
                                
               
Содержание
     
     Введение……...……………………………………………………………..3
     Глава 1. Теоретические особенности изучения бюджетного процесса.5
     1.1.Понятие и структура государственного бюджета………………….5
     1.2.Бюджетный процесс и его участники…………………………………7
     1.3.Принципы бюджетного процесса и его стадии………………………9
     Глава 2. Анализ бюджетного процесса: отечественный и зарубежный опыт……………………………………………………………………………….11
     2.1.Анализ особенностей бюджетного процесса в РФ…….…………..11
     2.2.Анализ бюджета РФ за 2013-2015 годы…………………….……..15
     2.2.Анализ бюджетного процесса в зарубежных странах ……………18
     Глава 3 Проблемы и перспективы развития бюджетного процесса в РФ………………………………………………………………………………...22
     Заключение……………………………………………………………….26
     Список используемой литературы ………………………………….….28
     











      Введение
      
      Актуальность работы обусловлена тем, что вопросы формирования бюджета и бюджетного процесса являются предметом споров и дискуссий многих ученых-экономистов. По данной тематике написано достаточно большое количество научно-практических работ и монографий. Именно поэтому, тематика данной работы актуальна и вызывает интерес у окружающих.
      Федеральный бюджет и структура его доходной и расходной части исследуются многими учеными-экономистами в научных трудах и диссертациях. Ведь Федеральный бюджет основа финансовой деятельности любого государства и от того, насколько эффективно он будет формироваться и рационально использоваться зависит экономическое развитие государства. 
      На сегодняшний день, на формирование Федерального бюджета РФ оказывают существенное влияние внешние факторы, а именно введенные экономические санкции. Часть экспертов придерживается точки зрения, что падение цен на энергоносители является одним из вариантов давления на российскую экономику, другие говорят об объективных причинах данного снижения, которые вызваны замедлением мировой экономики, в частности, снижением темпов роста Китая, увеличением производства сланцевой нефти в США, попытками Саудовской Аравии убрать с рынка конкурентную сланцевую нефть в результате ценовой войны, а также демпинговыми ценами, по которым на рынок продается нефть террористическим Исламским государством. 
      Так или иначе, но оба этих фактора нанесли сильный удар по российской экономике, обнажив ее фундаментальные проблемы. Второй группой причин экономического роста является структурный дисбаланс в экономике страны и исчерпание прежней модели развития. 
      Объектом  исследования в работе выступает государственный бюджет.  Предмет исследования – изучение особенностей бюджетного процесса. Цель данной работы –  исследование текущего состояния и перспектив развития бюджетного процесса. 
      1.Рассмотреть теоретические особенности изучения бюджетного процесса;
      2.Провести анализ отечественного и зарубежного бюджетного процесса;
      3.Выяснить проблемы и перспективы развития бюджетного процесса в РФ.
      В работе были применены следующие методы исследования: теоретические методы, необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов, и системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы. 
      Научную основу работы составили нормативно-правовые акты, федеральные законы, бюджетный кодекс, а также труды и работы отечественных и зарубежных авторов. 
      Структура работы: работа содержит в себе введение, в котором раскрывается предмет, объект, цели и задачи работы, трех глав, отражающих специфику работы, заключения  и списка использованной литературы.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      Глава 1. Теоретические особенности изучения бюджетного процесса
      1.1.Понятие и структура государственного бюджета
      
      Государственный бюджет является основой финансовой системы любого государства вне зависимости от того, к какой форме правления оно относится и какая форма государственного устройства у того или иного государства. Государственный бюджет представляет собой совокупность бюджетных отношений, возникающих внутри государства, в процессе которого государства получает доходы в виде налоговых и неналоговых поступлений и выполняет свои обязательства перед населением, расходуя денежные средства по различным статьям.1
      Как уже было сказано раннее, структура государственного бюджета представлена доходной и расходной частями бюджета. Схематично, структура государственного бюджета и ее состав отражен на рисунке 1.1.
      
      
      
      




Рис 1.1. Структура государственного бюджета
     Как можно заметить из рисунка 1.1., структура государственного бюджета подразделяется на доходную и расходную части. 
     Доходная часть показывают, откуда поступают денежные средства. Расходная часть показывает направления использования средств бюджета
      Бюджет государства является самостоятельной финансовой единицей. 
      Финансы являются неотъемлемой частью всей финансовой системы хозяйствующих субъектов. Будь то предприятие или государство. Именно финансы служат основой для реализации всех мероприятий и целевых ориентиров, которые были в планах и которые должны быть реализованы при помощи финансовых ресурсов.4
      Для того, чтобы все финансовые операции и программы были успешно реализованы, необходимо планировать финансовые расходы по средствам составления планового бюджета в зависимости от срока его реализации. В основном, все финансовые планы строятся на основе нескольких видов планирования: краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного.
      Государственный бюджет выполняет определенный перечень функций, среди которых: 
      1.Распределительная
      2.Регулирующая
      3.Стимулирующая
      4.Социальная
      5.Контрольная
      6.Организационная
      7.Перераспределительная и тд.
      Перечень функций государственного бюджета достаточно обширен. Однако, в случае превышения доходов федерального бюджета над расходами возникает профицит бюджета, а в случае превышения расходов бюджета над его доходами наступает бюджетный дефицит
      Государственный бюджет государства наиболее эффективен в том, случае, когда он сбалансирован. Если же в государственном бюджете государства наблюдается превышение доходов над расходами, то такое явление имеют как профицит бюджета, если же наоборот, то такая ситуация называется дефицит бюджета.
      
      1.2.Бюджетный процесс и его участники
      
      Безусловно, бюджет любого государства необходимо рассматривать, анализировать данные с прошлым годом, взвешивать условия современной экономической ситуации и только потом принимать решения и планировать бюджет на будущий год.
      Зачастую, во многих государствах, основным правовым актом, в котором провозглашены и регулируются бюджетные действия любого государства, принято считать Бюджетный Кодекс. РФ не является исключением, и все вопросы, связанные с принятием, реализацией бюджета регулирует Бюджетный Кодекс РФ.1
      Для того, чтобы принять и рассмотреть особенности бюджета на ближайший год принято проводить специальный процесс, именуемый бюджетным процессом. Бюджетный процесс представляет собой деятельность органов власти и участников бюджетного процесса; процесс разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а так же контроль за их исполнением.5
      Как можно заметить из данного определения, в механизме бюджетного процесса, важнейшая роль отводится участникам бюджетного процесса. Схематично, состав и структура участников бюджетного процесса отображена на рисунке1.2.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

      Рис 1.2. Участники бюджетного процесса
      
      Согласно ст.152 БК РФ, к участникам бюджетного процесса приято относить следующую категорию субъектов бюджетного процесса: 
1. Президент Российской Федерации;
2. органы законодательной власти и представительные органы местного самоуправления;
3. органы исполнительной власти
4. Центральный банк Российской Федерации;
5. органы государственного(муниципального) финансового контроля;
6. органы управления государственными внебюджетными фондами;
7. главные распорядители(распорядители) бюджетных средств;
8. главные администраторы(администраторы) доходов бюджета;
9. главные администраторы(администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
10. получатели бюджетных средств.
      Органы, обладающие бюджетными полномочиями:
1. финансовые органы (МинФин, Федеральное Казначейство и др.);
2. органы денежно-кредитного регулирования;
3. органы финансового контроля
                
      1.3.Принципы бюджетного процесса и его стадии
      
      Бюджетный процесс принято считать системным и структурным явлением, так в его деятельности принимают участие субъекты бюджетного процесса, и вся процедура бюджетного процесса перед итоговым принятием и опубликованием проходит определенную процедуру. Часто, данная процедура принятия бюджета во многих странах подразделяется на несколько этапов, именуемых стадиями бюджетного процесса.
      Бюджетный процесс проходит несколько важнейших стадий:7
      1.Составление проекта бюджета. На данной стадии на основе исследования текущего положения дел и проведя подготовительный финансовый отчет предлагается проект бюджета на будущий год
      2.Рассмотрение, согласование и утверждение бюджета. Здесь проводится исследование статей бюджета и проводятся дискуссии относительно правильности и рациональности бюджета.
      3.Исполнение бюджета. На данном этапе производится одобрение участников бюджетного процесса предлагаемого проекта и в случае необходимости вносятся поправки
      4. Составление отчета об его исполнении и утверждение бюджета. На данном этапе обобщаются все результаты и проект бюджета подлежит опубликованию и обнародованию.8
      Таким образом, на основании исследования основных стадий бюджетного процесса, можно сказать о том, что для бюджетного процесса характерен определенный набор принципов.
      К принципам бюджетного процесса относят:
      1.Гласность и публичность
      2.Законность
      3.Единство и полнота всех доходов и расходов
      4.Специализация показателей бюджета и тд.
      Подведем итог по первой главе: в ней были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с изучением понятия и структуры государственного бюджета, рассмотрен бюджетный процесс и его участники, а также изучены принципы бюджетного процесса и его стадии

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      Глава 2. Анализ бюджетного процесса: отечественный и зарубежный опыт
      2.1.Анализ особенностей бюджетного процесса в РФ
      
      Процесс формирования федерального бюджета начинается с указа Президента РФ "О формировании федерального бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации на очередной финансовый год", в котором регламентируются принципиальные положения финансово-бюджетной политики; особенности структуры бюджета на очередной год. Следующий документ - постановление Правительства РФ "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год".
      Формирование федерального бюджета организуется и осуществляется Правительством РФ в лице Министерства финансов, Министерства экономики РФ с привлечением других министерств и ведомств.9
      На завершающем этапе формирования федерального бюджета Министерство финансов РФ представляет в Правительство РФ:
1. проект федерального бюджета на планируемый год;
2. проектировки основных расходов федерального бюджета;
3. прогнозы консолидированного бюджета Российской Федерации на планируемый год;
4. предварительные итоги исполнения федерального бюджета и консолидированного бюджетов Российской Федерации за первое полугодие текущего года и оценку их предполагаемого исполнения за текущий год;
5. отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджетов Российской Федерации за предшествующий год;
      В течении всего периода формирования федерального бюджета и опорных показателей для формирования бюджетов субъектов РФ на очередной год, осуществляется согласование и уточнение бюджетных заявок министерств, ведомств, других структур с возможностями федерального бюджета, на основе анализа изыскиваются возможности увеличения его доходов. Министерство экономики РФ к 1 октября года, предшествующему планируемому, доводит до федеральных органов исполнительной власти субъектов Федерации условия функционирования экономики в планируемом году; предварительный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на планируемый год; проектировки бюджетных ассигнований по федеральным целевым и инвестиционным программам.
      Органы исполнительной власти, другие государственные заказчики федеральных целевых программ до 1 ноября года, предшествующего планируемому:
1. представляют в Министерство экономики РФ прогнозы социально-экономического развития субъектов Федерации в планируемом году.
2. уточняют расходы на реализацию федеральных целевых программ, исходя из объемов их финансирования, предусмотренных в федеральном бюджете на планируемый год.
      Для финансирования неотложных расходов, которые не могут быть учтены при составлении проектов бюджетов, предусматриваются ассигнования на образование резервного фонда Президента РФ, Правительства РФ, соответствующих резервных фондов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.10
      Такова организация работы по формированию доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.
      Следующая стадия бюджетного процесса - рассмотрение и утверждение федерального бюджета. Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года с приложениями необходимых документов и материалов 
      Проект федерального закона "О федеральном бюджете на … год" в течении трех дней со дня внесения направляется Советом Государственной Думы, а в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы:
1. Президенту РФ;
2. в Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
3. другим субъектам права законодательной инициативы;
4. в комитеты Государственной Думы для внесения предложений и замечаний;
5. в Счетную палату РФ для подготовки заключения.
      Государственная Дума рассматривает проект федерального закона "О федеральном бюджете на … год" в четырех чтениях.
      В течении 30 дней со дня внесения Правительством РФ в Государственную Думу проекта федерального закона "О федеральном бюджете на … год" он рассматривается в первом чтении.
      В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на … год" Государственная Дума может:
1. передать его в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета на … год;
2. вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;
3. поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
      Во втором чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального закона "О федеральном бюджете на … год" в течение 15 дней со дня принятия законопроекта в первом чтении. Утверждаются расходы по разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета в пределах общего объема расходов федерального бюджета, принято в первом чтении, а также размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
      В третьем чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального закона "О федеральном бюджете на … год" в течение 25 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении. При этом рассматривается следующие показатели федерального бюджета:
1. распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета и уровнями ведомственной классификации;
2. распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по Субъектам РФ;
3. расходы на федеральные целевые программы;
4. перечень защищенных текущих расходов федерального бюджета и тд.
      В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального закона "О федеральном бюджете на … год" в течении 15 дней со дня принятия законопроекта в третьем чтении. В четвертом чтении текст законопроекта рассматривается в целом.
      Принятый Государственной Думой Федеральный закон "О федеральном бюджете на … год" в соответствии со ст. 105 Конституции РФ в течении 5 дней со дня его принятия передается Совету Федерации, где рассматривается в порядке, предусмотренном Конституцией РФ.
      В случае, если Федеральный закон "О федеральном бюджете на … год" не вступил в силу до 1 января планируемого года, Правительство РФ имеет право производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации расходов федерального бюджета ежемесячно в размере одной двенадцатой от сумм фактически произведенных текущих расходов за предыдущий год
      
      
      2.2.Анализ бюджета РФ за 2013-2015 годы
      
     На основании данных,  представленных  в  документе   «Основные  направления  бюджетной  политики  на  2015  год  и  на  плановый  период  2016 и 2017  годов»  мы  можем  проанализировать  и  сделать  определенные  выводы о динамике доходов и расходов государственного бюджета за период 2013-2015 гг
     
     Таблица 1. Структура государственного бюджета РФ за 2013-2015 годы
Год
Объем ВВП, млрд руб.
Доходы, млрд руб.
Расходы, млрд руб.
Дефицит, млрд руб.
Дефицит, % к ВВП
Верхний предел внешнего госдолга, млрд $
Верхний предел внутреннего госдолга, млрд руб.
2013
66515
12866
13387
521,4
0,8
66,2
6601
2014
73933
14063
14207
143,6
0,19
75,8
7590
2015
82937
15615
15626
10,8
0,01
83,8
8314

     Доходами бюджета принято считать установленные законодательством и решениями органов представительной власти обязательные поступления средств в распоряжение государства и органов местного самоуправления в виде налогов, сборов и других платежей. Динамика доходов бюджета РФ за последние годы выросла, о чем свидетельствуют данные рисунка 2.1.
      
Рис 2.1. Динамика доходов бюджета РФ в млрд.руб
     Если же рассматривать структуру доходных поступлений в бюджет РФ, то ее можно отобразить на рисунке 2.2.
      
     Рис 2.2. Структура доходов бюджета РФ
     
     Рассмотрев структуру доходов федерального бюджета, можно сказать, что наибольший удельный вес занимают налоговые поступления, в частности, это: 
     1.налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; 
     2.налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; 
     3.налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, а также доходы от внешнеэкономической деятельности
     Помимо доходной части бюджета РФ, за анализируемый период выросли и расходы бюджета РФ. В общем виде, динамика расходов бюджета РФ отображена на рисунке 2.3.
      
Рис 2.3.Динамика расходов бюджета РФ в млрд.руб

     Если же рассматривать расходы бюджета РФ за анализируемый период, то в общем виде их можно отобразить в таблице 2.
     
     Таблица 2. Статьи расходов бюджета РФ и их динамика за 2013-2015 годы
Статья расходов
Расходы-2013, млрд руб.
Расходы-2014, млрд руб.
Расходы-2015, млрд руб.
Социальная политика
3 963,2
4 116,8
4 563,4
Национальная оборона
2 141,2
2 501,4
3 078
Национальная безопасность
2 029,8
2 110,5
2 129,2
Национальная экономика
1 740,8
1 751,8
1 767,2
Общегосударственные вопросы
914,7
880,9
907,8
Обслуживание долга
425,3
476
508
Образование
627,1
569,3
591,9
Здравоохранение
506,5
457,4
373,1
Межбюджетные трансферты
634,1
624,3
598,8
ЖКХ
157,6
145,1
118
Культура, кинематография
97,4
95,6
99,3
СМИ
72,5
65,6
50,9
Физкультура и спорт
52,3
30,9
33
Охрана окружающей среды
24,9
26,2
26,4

     Уменьшение  в  2015  и  2016  гг.  расходов  по  таким  направлениям  как Здравоохранение,  Образование,  Жилищно-коммунальное  хозяйство,  Физическая  культура  и  спорт  связано,  в  первую  очередь,  с  завершением  ряда проектов  и  социальных  программ,  проводимых  государством  в  этих  областях.
      
      2.3.Анализ бюджетного процесса в зарубежных странах
      
      Бюджетный процесс – это процесс составления, рассмотрения, утверждения, выполнения бюджетов, составления отчетов об их выполнении и осуществления контроля над соблюдением бюджетного законодательства. Сторонники концепции «здоровых финансов» выступают за сбалансированность доходов и расходов бюджета. При использовании в бюджетной практике «золотого правила» государственных финансов бюджетный дефицит не должен превышать размер бюджетных инвестиций. Такая экономическая стратегия увеличивает отечественный капитал в национальной экономике и обеспечивает погашение государственного долга. 
      Концепция дефицитного финансирования (наращивание совокупного спроса с помощью увеличения расходов бюджета) является недостаточно эффективной из-за особенностей функционирования плавающих валютных курсов и транснациональной мобильности факторов производства. В мировой практике известна концепция циклического сбалансирования бюджета, которая предусматривает согласование бюджета с фазами экономического цикла и достижение роста экономики. Актуальной является концепция структурного бюджетного запаса – формирование и использование стабилизационного фонда. 
      В ЕС внедряется идея циклически нейтрального бюджета. Это означает, что бюджетная политика не должна быть проциклической и приоритетное место в ней занимает использование показателя циклически скорректированного бюджетного баланса. Принимая во внимание различные концептуальные теории в финансовом секторе экономики, в зарубежных странах используются вариативные модели формирования и развития бюджетной системы. 
      В США бюджетный процесс состоит из трех взаимосвязанных этапов: разработка президентского варианта проекта государственного бюджета, рассмотрение бюджета конгрессом, выполнение бюджета. В британском государстве бюджет не существует в форме единого законодательного акта, а принимается закон об ассигновании и о финансах. Два концептуально обоснованных с научной точки зрения финансовых закона, регулируют доходы и расходы бюджета. В стране бюджетная инициатива исходит от английской королевы, правительство вносит законодательные предложения по расходам денежных средств, а контроль осуществляет палата общин. Процедура принятия бюджета предусматривает обсуждение и принятие законопроектов отдельно.12
       В Германии с целью обеспечения экономической стабильности бюджетное законодательство базируется на изложенном в законе доминирующем принципе автономности и независимости земель в финансовых вопросах как субъектов государства. Управление бюджетом базируется на финансовом плане, который охватывает пятилетний период. Обобщенные бюджетные показатели ежегодно пересматриваются с целью адаптации их динамике экономического развития страны. 
      Координирует финансово-бюджетные планы и разрабатывает единые принципы и приоритеты бюджетной политики совет по финансовому планированию. Контроль за эффективность управления бюджетными средствами осуществляет законодательная и исполнительная власть. Во многих странах мира государственный бюджет и бюджеты местных органов власти функционируют в пределах единой бюджетной системы на основе законодательно установленного распределения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. 
      Зарубежный опыт свидетельствует, что модели многоуровневых бюджетных систем существенно отличаются за уровнем доходов и расходов местных бюджетов при условии их самостоятельности и тесной взаимосвязи с центральным бюджетом. Так, в Швеции очень высокий уровень доходов местных бюджетов (21,4% ВВП), в Турции - очень низкий (3% ВВП), в Ирландии местные бюджеты формируются за счет трансфертов (74,3%). Проблемой во многих странах мира является определение оптимальных форм и методов перераспределения бюджетных ресурсов, сбалансирование государственных и территориальных интересов в бюджетном процессе, их финансовое обеспечение с целью модернизации экономического развития страны. 
      В Украине центральное место в бюджетной системе занимает государственный бюджет, а местные бюджеты не играют существенной роли и занимают второстепенное значение. Для такой модели бюджетной системы характерна высокая ступень централизации бюджетных ресурсов, сосредоточение основных полномочий на центральном уровне власти, неразвитость местного самоуправления и слабость его финансовой основы – местных бюджетов. Несмотря на попытки укрепления финансовой независимости органов местного самоуправления, централизация бюджетной системы продолжает усиливаться. Поэтому изучение опыта бюджетного процесса в зарубежных странах имеет научное и практическое значение для Украины. 
      Таким образом, в странах мирового сообщества существуют различные модели бюджетных систем, используются вариативные концепции реализации бюджетного процесса при определении тенденций и приоритетов экономического развития и обеспечения финансовой стабильности государств. Это играет важную роль в модернизации финансового сектора экономики.
      Подведем итог по второй главе: в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением бюджетного процесса в РФ, исследован бюджет РФ за 2013-2015 годы, а также выяснены особенности бюджетного процесса в зарубежных странах.
      
      
      























      Глава 3 Проблемы и перспективы развития бюджетного процесса в РФ
      
      Принятие проекта федерального бюджета на 2016 г. проходило в сложных макроэкономических условиях: развитие инфляции, падение ВВП, сокращение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, увеличение просроченной задолженности по заработной плате, уменьшение реальных доходов населения и, как следствие, снижение внутреннего спроса.
       Низкая эффективность бюджетного процесса в Российской Федерации во многом обусловлена следующими факторами:
1. сохранение материальной и процессуальной зависимости субъектов РФ от федерального правительства, муниципальных образований от субъектов РФ при составлении и исполнении, соответственно, региональных или местных бюджетов; 
2. принятие финансовых решений за рамками бюджетного процесса; 
3. отсутствие четких процедур и механизма планирования и исполнения федерального и территориальных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов; 
4. несоблюдение ресурсных ограничений на всех стадиях бюджетного процесса; 
5. отсутствие прямой увязки и координации макроэкономических и бюджетных показателей на всех стадиях бюджетного процесса; 
6. неполное осознание финансовых последствий принимаемых решений. 
      При прогнозировании развития были рассмотрены три основные варианта: базовый, целевой и консервативный (рисунок 3.1.). Базовый вариант развития основан на сохранении тенденций развития экономики на макро- и гипермакроэкономических уровнях, консервативной политике государства. Консервативный вариант прогноза может реализоваться при установлении более низких цен на углеводороды. Целевой вариант нацелен на переход к новой модели развития и требует оптимизации бюджетной политики государства. 19
      Проект федерального бюджета на 2016 г. был разработан на основе базового варианта развития. Последний основан на сохранении санкций со стороны ЕС и США и предполагает постепенное оживление экономики (на 0,7; 1,9 и 2,4 % в 2016-2018 гг. соответственно), снижение темпов инфляции (до 6,3 % в 2016 г., 6 % в 2017 г. и 5,1 % в 2018 г.), рост цен на нефть (до 55 долл. США за баррель в 2018 г.), снижение курса национальной валюты в 2016 г. с постепенным ее укреплением в 2017-2018 гг
      Ключевым фактором, определяющим доходы федерального бюджета, является цена на нефть. На прогнозный период планируется ее увеличение. Однако данный сценарий развития может на практике не реализоваться, так как активно действуют факторы, способствующие снижению цен на нефть: рост сланцевой добычи, снижение темпов роста мировой экономики, уменьшение спроса на нефть в Китае, возможное снятие санкций с Ирака и возвращение его на нефтяной рынок. Кроме этого, прогнозируемого роста российской экономики может и не произойти из-за сложившихся макроэкономических факторов и условий. Прогнозы Мирового банка и Международного валютного фонда (МВФ) на 2016 г. содержат небольшое снижение реального ВВП (на 0,6 %). Прогноз развития основан и на снижении темпов инфляции. Особенно оно существенно в 2016 г. (практически в два раза – с 12,2 до 6,4 %).  
      Можно выделить несколько факторов, которые способствуют инфляционному развитию: рост тарифов на услуги ЖКХ, слабая антиинфляционная политика государства, отсутствие должного контроля за деятельностью торгово-посреднических структур, фактор инфляционных ожиданий. 
      Немаловажную роль в развитии инфляции играют волантильность курса рубля (его ослабление по отношению к доллару приводит к росту цен на импортные товары), ограничение ввоза продовольственных товаров (это приводит к сокращению конкуренции на внутреннем рынке). Поэтому первоочередной задачей является развитие импортозамещения. В условиях неблагоприятной макроэкономической ситуации снижается уровень деловой активности хозяйствующих субъектов, сворачиваются глобальные проекты развития, так как риски по их осуществлению существенно увеличиваются.
      Вместе с тем, производство аналогов зарубежной продукции может столкнуться с рядом трудностей. В отсутствии должного опыта и знаний производителей товары-аналоги могут существенно отличаться от оригинальной продукции и быть невостребованными со стороны потребителей. Если этого не произойдет, то производители могут столкнуться с проблемой сбыта из-за снижения внутреннего спроса в результате падения реальных доходов населения. Высокая доля импорта в оборудовании, технологии, сырье может привести к высоким издержкам и относительно высоким ценам продукции. Развитие инфляции может вынудить государство проводить жесткую денежно- кредитную политику, что ограничит возможности экономического роста в стране 20
      
      Таблица 3 Мероприятия по повышению эффективности бюджетного процесса в России
       Элементы
       Проблемные блоки
       Мероприятия
       1. Полномочия законодательных и исполнительных органов власти
       Слабое правое обеспечение бюджетных правоотношений, отсутствие четкой законодательной регламентации разграничения полномочий между законодательными и исполнительными органами власти в рамках бюджетного процесса, необоснованно широкие полномочия как законодательных, так и исполнительных органов власти
       1) Однозначное законодательное определение полномочий законодательных и исполнительных органов власти на всех стадиях бюджетного процесса;
2) Ограничение прав законодательных органов по вопросам бюджетного планирования, а органов исполнительной власти - при исполнении бюджета
3) Законодательное определение ответственности всех ветвей власти за нарушение бюджетного законодательства
       2. Формирование показателей бюджетов разного уровня и бюджетов внебюджетных фондов
       Принятие решений вне рамок бюджетного процесса, отсутствие механизма и мероприятий по увязке доходов и расходов
       1) Уточнение процедур и содержания этапов бюджетного процесса;
2) Совершенствование методики составления бюджета;
3) Разработка методики количественной оценки обоснованности и эффективности расходов бюджетов
       3. Финансовые последствия принимаемых решений
       Отсутствие оценки принимаемых политических решений
       Ужесточение процедур планирования, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов разного уровня и бюджетов внебюджетных фондов
       
  Реализация прогноза макроэкономического развития будет во многом определяться как внешними факторами (геополитической ситуацией, санкционными действиями государств, динамикой мировых цен на углеводороды), так и внутренними факторами (динамикой внутреннего спроса, инвестиционной активностью, реализацией планов импортозамещения
      
      
      
      
      


Заключение
      В завершении работы подведем итоги и сделаем выводы:
      Государственный бюджет представляет собой совокупность бюджетных отношений, возникающих внутри государства, в процессе которого государства получает доходы в виде налоговых и неналоговых поступлений и выполняет свои обязательства перед населением, расходуя денежные средства по различным статьям.
      Государственный бюджет государства наиболее эффективен в том, случае, когда он сбалансирован. Если же в государственном бюджете государства наблюдается превышение доходов над расходами, то такое явление имеют как профицит бюджета, если же наоборот, то такая ситуация называется дефицит бюджета.
      Основным правовым актом, в котором провозглашены и регулируются бюджетные действия любого государства, принято считать Бюджетный Кодекс. РФ не является исключением, и все вопросы, связанные с принятием, реализацией бюджета регулирует Бюджетный Кодекс РФ.
      Для того, чтобы принять и рассмотреть особенности бюджета на ближайший год принято проводить специальный процесс, именуемый бюджетным процессом. Бюджетный процесс представляет собой деятельность органов власти и участников бюджетного процесса; процесс разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а так же контроль за их исполнением.
      Согласно ст.152 БК РФ, к участникам бю.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44