VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Бюджетный процесс в Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011413
Тема: Бюджетный процесс в Российской Федерации
Содержание
7





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ФГБОУ ВО  «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ  (РИНХ)»



КАФЕДРА «ФИНАНСЫ»





ДОПУСКАЕТСЯ   К  ЗАЩИТЕ:

Зав.  кафедрой          «Финансы»    

д.э.н., профессор Романова Т.Ф.

 «___»_________________2016 г.

		

	

	

	

	

	

	ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

	на тему:

«Бюджетный процесс в Российской Федерации»



Выполнил:

	Студентка гр. ЭК-543

	Направление «Экономика»

	Профиль «Финансы и кредит»                                                    Бородина Г.В.

	

	Научный руководитель:

	к.э.н., доцент                                                                                       Терентьева В.В.

	

	Рецензент: 

	к.э.н., доцент кафедры                                   

	«Финансового  мониторинга и

	финансовых рынков» РГЭУ (РИНХ)                                                 Евлахова Ю.С.

	

	

	

	

	

	

	

	

	Ростов-на-Дону

	2017

	Содержание

											

Введение

    3

Глава

1.

Теоретические основы организации бюджетного процесса

7



1.1.

Экономическое содержание бюджетного процесса

7



1.2.

Полномочия участников бюджетного процесса

17

Глава2.

Организация  бюджетного процесса    федерального

бюджета

34



2.1

Особенности составления проекта федерального бюджета

34



2.2.

Рассмотрение  и утверждение проекта федерального бюджета

52



2.3

Особенности кассового исполнения федерального бюджета

62

Глава

3.

Пути реформирования бюджетного процесса 

в Российской Федерации



76

Заключение										

Список использованной литературы						



89

92















Введение



Современный этап реформирования Российской Федерации характеризуется конструктивными изменениями в системе отношений собственности, резким усилением роли финансовой деятельности, особенно в сфере государственных денежных фондов. В любом государстве бюджет - это более точная форма выражения существа государственной власти.

 Политические силы, представленные в Правительстве РФ, Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, каждый год имеют вероятность существенным образом воздействовать на общую государственную социально-экономическую политику при помощи принятия того или другого варианта закона о бюджете. 

В течение длительного времени в прошлом являлось, что государство через налогово-бюджетную политику определяет, в какомсоотношении объем производства государства должен быть определен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить между населением. Лишьвпоследствии разработки кейнсианской макроэкономической теории была выявлена неожиданная закономерность: налогово-бюджетная политика правительства оказывает огромное влияние на краткосрочную динамику выпуска, занятости населения и изменения цен.

Бесспорно, бюджет на всех его уровнях играет большую роль в развитии и процветании страны, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), становлении экономики (особенно не доходных, но социально-значимых секторов экономики при помощи инвестирования, дотаций и т.д.). Бюджет служит статьей доходов и расходов страны, в большей или женаименьшей степени волнующей каждого гражданина, которая оказывает воздействие на благосостояние каждого. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается истинная борьба за бюджетные дотации и финансирование. Бюджетная система представляет собой центральное звено финансовой системы государства. 

Таким образом, бюджет, его составление и статьи расходов, служит важныммоментом в функционировании экономики любого государства.

Все вышеупомянутое говорит о том, что исследование бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особенную актуальность.

Актуальность  представленной работы ориентируется требованиями новых подходов к бюджетному процессу, что обусловлено процессами всемирной глобализации, оказывающееконкретное воздействие на формирование современного российского государства.

До недавнего времени обеспечению прозрачности деятельности исполнительной власти при составлении проекта бюджета уделялось мало внимания: правовым регулированием затрагивались только процедурные стороны организации документооборота при составлении проекта бюджета, тогда как методология расчета сумм доходов, определения объемов привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета и распределения бюджетных ассигнований оставалась за рамками правового поля. Зачастуюданные работы велисьметодом итерационного балансирования расходных потребностей и доходных вероятностей в рамках деятельности межведомственных коллегиальных органов. При этом главным становился вопрос «сколько» и «на приобретение/оплату чего», а не вопрос «зачем, с какой целью». 

В последние годы благодаря проведению реформы бюджетного процесса внимание к увеличению прозрачности формирования проекта бюджета в значительной степени возрос. Не считаяэтого, Правительством Российской Федерации в рамках Концепции реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 годах была заявлена необходимость перехода к модели бюджетирования, нацеленного на результат. Регулирование составления проекта бюджета на базе современных подходов получило закрепление в Бюджетном кодексе Российской Федерации и целой серии законов (решений) и подзаконных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней. 

Таким образом, стадия формирования проекта бюджета обязана не только создавать достоверные предпосылки для стабильного выполнения бюджета строго в соответствии с требованиями целевого использования бюджетных средств, но также гарантировать результативность расходования бюджетных средств и прозрачность для общества бюджетной деятельности публично-правового образования. Накопленный за последние десятилетия опыт работы по реализации заявленных в рамках бюджетной реформы идей выделяет основания для корректировки путей, механизмов, имеющего правового регулирования и обоснования последующих направлений развития стадий бюджетного процесса. 

Изучение теоретических основ бюджетного процесса обусловило необходимость обращения к работам по теории государства и права, конституционного и административного права, в частности: С.С. Алексеева, А.С. Ангелова, Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило, Н.В. Витрука, В.Г. Вишнякова, В.М. Горшенева, В.Ф. Воловича, А.И. Кима, Ю.М. Козлова, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, А.Е. Лунева, В.О. Лучина, В.М. Манохина, П.Е. Недбайло, В.С. Основина, Г.И. Петрова, А.С. Пиголкина, Н.Г. Салищевой, И.С. Самощенко, В.Д. Сорокина, М.С. Строговича, М.С. Студеникиной, Ю.А. Тихомирова, Р.О. Халфиной, Б.Б. Хангельдыева, А.Ф. Шебанова, Ц.А. Ямпольской и других.

В связи с изложенным теоретическая разработка вопросов составления, рассмотрения и утверждения, а также исполнения  бюджета представляется своевременной и актуальной. 

Цель написания выпускной квалификационной работы – изучить основные этапы организации бюджетного процесса в условия проводимой бюджетной реформы.

На основании уставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучитьтеоретическиеосновы формирования бюджетного процесса;

рассмотреть организацию бюджетногопроцесса федерального бюджета;

наметить пути реформирования бюджетного процесса  Российской Федерации.

Объектом исследования в работе служат экономические отношения, которые складываются в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета.

В ходе написания выпускной квалификационной работы использовались: диалектический метод, предопределяющий исследование экономических явлений и процессов (в том числе бюджетных) в их неизменном развитии, взаимосвязи; методы логического, структурированного, статистического, экономического, системного анализа, а также сравнение, абстрагирование, экспертные оценки, которые позволяют уточнить и углубить представления о реформировании межбюджетных отношений.

В процессе изучения исследованы труды известных ученых и практиков, приуроченные вопросам государственного финансового регулирования региональной экономики и организации бюджетного процесса; законодательные акты и нормативные документы по бюджетному и налоговому законодательству Российской Федерации, материалы Минфина РФ и Минэкономразвития РФ.

Цель и задачи исследования обозначили структуру и логику выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.















Глава 1. Теоретические основы организации бюджетного процесса

1.1. Экономическое содержание бюджетного процесса



«В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет».

«Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Государственная власть благодаря государственному бюджету получает финансовые ресурсы для обеспечения государственного аппарата, армейских войск, проведенияобщественных мероприятий, выполнения экономических задач, т. е. для реализации возложенных на правительство функций.

Являясь ключевым финансовым документом страны, государственный бюджет дает реальную экономическую возможность органам власти осуществлять свои полномочия. Отражаются размеры необходимых государству финансовых ресурсов в бюджете, что определяет налоговую политику страны. Бюджет определяет конкретные направления расходования бюджетных средств, перераспределение ВВП и национального дохода, всё это предоставляет ему право выступать как эффективный регулятор экономики.

Бюджетным процессом называется процесс разработки, принятия, исполнения и контроля за исполнением бюджета.

«Бюджетный процесс–это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за исполнением бюджетов, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности».

Бюджетный процесс с экономической точки зрения  - это процесс, во-первых, установление бюджетных доходов и расходов и достижения их сбалансированности, а во-вторых, привлечение доходов и исполнения расходов.

«Признаками бюджетного процесса являются целенаправленность, юридическая результативность, стадийность» и др., изображенные на рисунке 1.





Юридическая результативность

Цикличность, стадийность,

 непрерывность

Формализация процедур, которая состоит из нормирования процессуальных сроков,закрепления полномочий участников, преобладания процессуальных норм, обеспечивающие соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками

Признаки бюджетного процесса

Целенаправленность















	Рисунок 1 – Признаки бюджетного процесса

	

Ведущими задачами бюджетного процесса считаются:

установление финансовых и материальных резервов страны;

максимально верный расчёт доходов и расходов бюджетов;

обеспечение наибольшей сбалансированности бюджетов;

	согласование бюджетов с проводимой экономической политикой;

	осуществление бюджетного регулирования, цель которого является перераспределение источников доходов среди бюджетов различных уровней, экономических регионов, отраслей хозяйства и т.д.

Организация бюджетного процесса в РФ исполняется согласно установленными в статьях 10 и 12 Конституции РФ  принципами целостности государственной власти в РФ, деления предметов ведения и полномочий среди органов государственной власти РФ и органов власти субъектов РФ, независимости местного самоуправления, разграничение государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную (органы государственной власти считаются самостоятельными). Система бюджетного процесса образуется исходя из государственного и бюджетного устройства РФ и бюджетных правнадлежащих органов государственной власти и местного самоуправления. 

«Бюджетное законодательство Российской Федерации закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его».«Главные законодательные акты, координирующие все стадии бюджетного процесса, это: Конституция РФ и Бюджетный кодекс РФ, другие законодательные акты федерального уровня, контролирующие определенные аспекты организации бюджетного процесса, законодательные акты органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, устанавливающие ход бюджетного процесса в отдельных субъектах РФ».

Бюджетный кодекс РФ в ст. 7 называет следующие полномочия федеральных органов государственной власти:

«установление основ разработки и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, их утверждения и исполнения, а также составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением, составления, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации».

Бюджетными полномочиями субъектов Российской Федерации принимают:

«установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти».

Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса РФ  и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» гарантируют: 

«установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; 

составление и рассмотрение проектов местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении местного бюджета;

составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района (осуществляется исключительно органами местного самоуправления муниципального района); 

установление порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов и иных территорий, не являющихся муниципальными образованиями и входящих в состав муниципального образования». 

«Организация бюджетного процесса в РФ происходит, учитывая определенные принципы,установленные Бюджетным кодексом РФ, следование которым позволяет грамотно составить, утвердить и исполнить бюджет с целью максимизации эффективности и рациональности использования финансовых средств страны с максимальной пользой для развития общества». В настоящее время для всей бюджетной системы Российской Федерации учтены общие принципы:

единство бюджетной системы;

сбалансированность бюджетов;

полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета;

самостоятельность бюджетов;

общее покрытие расходов бюджетов;

целевой характер и адресность средств бюджета;

прозрачность (открытость);

достоверность бюджета;

результативность и эффективность использования бюджетных средств;

подведомственность расходов бюджетов;

единство кассы.

Все эти принципы в какой-то мере свойственны и для бюджетного процесса. Некоторые из них в бюджетном процессе обладают собственной интерпретацией. Кроме этого, бюджетному процессу присущи также и собственные отдельные принципы, которые отражены на рис.2.

	

Принципы организации бюджетного процесса

Принцип специализации бюджетных показателей	





Принцип своевременного принятия бюджета





Принцип очередности введения в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти



Принцип публичности и гласности



Рисунок 2 – Принципы организации бюджетного процесса

К примеру, в основе бюджетного процесса стоит принцип очередности введения в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти, при котором проект бюджета в обязательном порядке составляется исполнительными органами, закон или же решение о бюджете принимает представительный орган, а исполнение бюджетов различных уровней исполняется органами исполнительной власти.

«Для бюджетного процесса характерно нормативное установление строго определенных промежутков времени для осуществления тех или иных действий с бюджетом». Особый смысл имеет принцип своевременного принятия бюджета, включающий в себя такое основополагающее требование, как неотъемлемое принятие бюджета до начала планируемого года. Следование данному правилу делает бюджетную деятельность наиболее открытой и гарантирует более эффективную вероятность проводить бюджетный контроль за всеми потоками бюджетных средств. Также соблюдение данного принципа дает вероятность более внятно раскрыть тенденции рыночного развития, более детально рассмотреть происходящие изменения в темпах роста производства, национального дохода, внутреннего валового продукта, курса рубля и т. д. 

В бюджетном процессе подобающего интереса заслуживает принцип публичности и гласности, который предусматривает, что проект бюджета до его принятия рассматривается не только представительными органами, но и общественностью. Общепринятый бюджет непременно должен публиковаться в печати. Широкое обсуждение проектов бюджетов, неотъемлемое опубликование принятого бюджета, отчётность исполнительных органов перед представительными органами власти об исполнении бюджета способствуют обеспечению открытости бюджетной деятельности в стране и более действенному исполнению бюджета. Отклонение бюджета также надлежит быть гласным. В случае, если принимается решение об отклонении проекта бюджета, в СМИобязаны быть размещены целесообразные сведения о причинах принятия данного решения. Органы представительной и исполнительной власти также систематически представляют информацию для всего населения о процессе исполнения бюджета. 

Необходимым для бюджетного процесса считается принцип специализации бюджетных показателей, заключающийся в том, что в основе составления и исполнения бюджета лежит бюджетная классификация, допускающая группировку всех доходов бюджетов различных уровней по источнику формирования, а расходов по целевому распределению и по направлениям деятельности. «Руководствуясь бюджетной классификацией, можно сопоставить, средства какого характера и в каком объеме поступают в различные бюджеты, какие расходы производятся. Использование стабильных показателей, предусмотренных бюджетной классификацией, имеет организующее значение для бюджетного процесса, делает его стадии более четкими и прозрачными».Принцип специализации показателей бюджета соблюдается на всех стадиях бюджетного процесса. 



Стадии бюджетного процессаВ Российской Федерации бюджетный процесс реализуется шаг за шагом. Представим основные его стадии: разработка проекта бюджета, рассмотрение и утверждение проекта бюджета, исполнение бюджета, а также подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета (Рис.3). «Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки».





Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об

исполнении бюджета

Исполнение бюджета

Рассмотрение и утверждение проекта бюджета

Разработка проекта бюджета







Бюджетный год





Бюджетный период



	Рисунок 3 - Стадии бюджетного процесса

«Составление проектов бюджетов - подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета». На данной стадии производится сбор различныхсведений о социально-экономическом положении территории (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) и еепотенциале, о нуждах субъектов общедоступного права в финансировании, о принятых расходных обязательствах государства. Базируясь на собранной информации прогнозируются способности аккумулирования денежных средств, необходимости в распределении и использовании данных средств. 

«На стадии рассмотрения и утверждения закона о бюджете план аккумулирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований приобретает юридическую силу, становится обязательным для всех, кому он адресован». Согласуются позиции различных политических групп при рассмотрении проектов бюджетов , всячески видящихпреимущества государственного и муниципального развития и объемы финансирования, которые соответствуют данным преимуществам. Утвержденный закон о бюджете считается результатом согласования этих позиций. 

«Исполнение бюджетапредусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов».На данном этапе реализуются главные финансовые планы государства, собираются и расходуются доходы на цели, поставленные в законе о бюджете. В РФ осуществляется казначейское исполнение бюджетов.

Бюджетная отчетность отображает итоги исполнения законов о бюджете. Она необходима для контроля за корректностью образования, целевым характером и эффективностью использования средств бюджета. «При этом приоритетное направление контроля над исполнением бюджета – определение результативности расходования бюджетных средств. В качестве такого результата выступает достижение получателями средств бюджетов общественно значимых целей, на которые были выделены средства».

Организация бюджетного процесса осуществляется в конкретные сроки, строго урегулированные бюджетным законодательством. Так, время, в течение которого протекают все стадии бюджетного процесса, именуется бюджетным периодом. Бюджетный период – более обширное понятие. Согласно Бюджетному кодексу РФ, он длится 3,5 года. Более коротким сроком считается бюджетный год. Бюджетный год – период времени, в течении которого осуществляется исполнение принятого бюджета. «В РФ финансовый (бюджетный) год совпадает с календарным и длится с 1 января по 31 декабря включительно». 

«Стадии бюджетного процесса происходят строго друг за другом, и такой порядок не подлежит изменениям». В это же время работа с новым бюджетом каждый год начинается снова, в следствие того, что ежегодно изменяется объём национального дохода, по-различному перераспределяются средства государства, в зависимости от задач, решаемых государством в текущее время. Также каждый год меняются потребности субъектов РФ и органов местного самоуправления в денежных средствах, в зависимости от становления хозяйства и общественной сферы данной территории в будущем году. Несмотря на это, порядок, предусматривающий очередность стадий составления, рассмотрения и утверждения бюджета, его исполнения, а также составление, рассмотрение и утверждение отчёта об исполнении бюджета остаётся неизменным.

Таким образом, бюджетный процесс - совокупность стадий разработки и исполнения бюджета, следующих друг за другом, начиная с этапа его составления до этапа утверждения отчета об исполнении, которым подчинены цели образования централизованного фонда денежных средств и действенного его применения для обеспечения функций РФ.

Бюджетный процесс регламентируется нормами права, которые предписывают порядок и критерии его проведения.

В основе организации бюджетного процесса стоят определенные принципы, соблюдая которые предоставляется вероятностьверно и в поставленные законодательством сроки разработать, утвердить и исполнить бюджет.

1.2 Полномочия участников бюджетного процесса





Институциональное содержание бюджетного процесса осуществляется через взаимодействие самих членов бюджетных отношений, которое осуществляется в границах правового поля, регулируемого законодательно, через исполнение бюджетныхпроцедур, законодательно поставленных и построенных в определенной закономерной очередности. Оно регламентируется колоссальным массивом законодательства, который в свою очередь характеризуется большой динамикой, что иллюстрируется потребностью  своевременной адаптации бюджетного механизма к внешним условиям, безостановочно терпящим изменения.

Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) устанавливает систему органов, являющихся участниками бюджетного процесса и обладающих бюджетными полномочиями.

«Бюджетные полномочия- установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственнойвласти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса порегулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетногопроцесса».

Участники бюджетного процесса– органы государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, которые реализовывают формирование и рассмотрение проектов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, контроль за выполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, также производят формирование, внешнюю проверку, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Рассмотрим участников бюджетного процесса и осуществляемые ими полномочия на государственном уровне и проведем сравнительный анализ осуществляемых полномочий.

Таким образом, «участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются: Президент РФ;Государственная Дума Федерального Собрания РФ; Совет Федерации Федерального Собрания РФ; Правительство РФ;Министерство финансов РФ;Федеральное казначейство; Центральный банк РФ; Счетная палата РФ;Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета;главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации».

Компетенции участников бюджетного процесса на федеральном уровне устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами такими, как, например, Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 №2 - ФКЗ «О Правительстве РФ», Бюджетным кодексом РФ и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, такими как Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ», Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О федеральномказначействе, правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и др.

К участникам бюджетного процесса на региональном и местном уровнях  бюджетной системы Российской Федерации можно отнести:

«законодательные органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления;

высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;

органы государственного и муниципального финансового контроля;

высшие должностные лица муниципальных образований и местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

органы управления бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов;

главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств субъектов РФ и местных бюджетов».

Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса в субъекте РФопределяются Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, конституцией (уставом) субъекта РФ, законами и другими нормативными правовыми актами субъекта РФ. Нормативные правовые акты субъекта РФ, регламентирующие организацию бюджетного процесса в субъекте РФ, утверждаются органами государственной власти субъекта РФ в соотношении с конституцией (уставом) субъекта РФ и не могут противоречить Конституции РФ, Бюджетному кодексу РФ и другим федеральным нормативным правовым актам, регламентирующим бюджетные правоотношения. 

Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса на местном уровне регламентируются Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и другими федеральными законами, другими нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативным правовыми актами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, решениями представительных органов местного самоуправления, другими муниципальными правовыми актами. Муниципальные правовые акты, регламентирующиеустройство бюджетного процесса в муниципальном образовании, принимаются органами местного самоуправления в аналогии с уставом муниципального образования и не должны противоречить Конституции РФ, Бюджетному кодексу Российской Федерации, а также иным федеральным нормативным правовым актам и актам субъектов Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения. 

Из этого следует, что каждый из членов бюджетного процесса в РФ обладает собственным перечнем бюджетных полномочий, которые регламентируются нормами права, вытекающими из его статуса и обеспечивающие исполнение функций, возложенных на участников бюджетного процесса.

Полномочия Президента Российской Федерации как члена бюджетного процесса сводятся к ежегодному обращению Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации в форме Послания Президента Российской Федерации, которое является программным политико-правовым документом, выражающим видение главой государства стратегических направлений становления страны на ближайшую перспективу. «Включает в себя как положения политического, экономического, идеологического характера, так и конкретные предложения, касающиеся законотворческой работы парламента».Законодательные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления обеспечивают рассмотрение и утверждение надлежащих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, рассмотрение и утверждение отчетов овыполнении бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. «Законодательные органы не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнениюбюджетов (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов)».

Наряду с этим, исполнительные органы государственной власти выполняют: разработку проекта бюджета, представление проекта бюджета на рассмотрение и утверждение законодательного органа государственной власти, исполнение бюджета, внутренний контроль за исполнением бюджета, разработку и представление отчета об исполнении бюджета для утверждения законодательного органа государственной власти, иные полномочия, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации. 

Значимый участник бюджетного процесса, обеспечивающий управление бюджетами, - финансовые органы (См. Рис.4). Финансовые органы включают в себя Министерство финансов РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, производящие формирование и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ (финансовые органы субъектов РФ).

Министерство финансов РФ- это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий действия по разработке государственной политики и нормативно-правовому регламентированию в области бюджетной, налоговой, валютной, страховой, аудиторской, банковской деятельности, государственного долга, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и др. «В ведении Министерства финансов Российской Федерации располагаются Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство». С 2016 года Федеральная служба финансово-бюджетного надзора прекращает функционировать как независимая федеральная служба. Ее функции доверено выполнять Федеральному каз.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44