- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Бытовая коррупция в сфере образования, восприятие, практика и способы противодействия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013720 |
Тема: | Бытовая коррупция в сфере образования, восприятие, практика и способы противодействия |
Содержание
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет социальных наук образовательная программа «Прикладная политология» Департамент политической науки КУРСОВАЯ РАБОТА На тему «Бытовая коррупция в сфере образования: восприятие, практика и способы противодействия» Студент группы № МПП171 Лариной О. С. Научный руководитель Старший преподаватель Панфилова Е. А. Москва, 2018 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования коррупции как общественного явления 10 1.1 Понятия, сущность и история возникновения коррупции 10 1.2 Виды, типы и проявления коррупции в жизни общества 16 1.3 Бытовая коррупция в сфере образования как социально опасный вид коррупции 22 Глава 2. Практическое исследование бытовой коррупции в сфере образования 32 2.1 Виды коррупции в образовании 32 2.2 Коррупция в сфере образования в глазах населения (на основании результатов опроса) 35 2.3 Практические советы и пути борьбы с коррупцией в образовании 47 Заключение 52 Список использованных источников и литературы 54 Приложение 1 60 Введение Коррупция в течение многих лет поражает общества и государственные организации в разных странах мира. Было предпринято большое количество попыток борьбы с ней, но пока они не увенчались успехом. Коррупция продолжает распространяться и проникать во все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную. Она представляет одну из самых опасных угроз для функционирования государства, общественных институтов и оставляет неизгладимый след на жизни человека. Коррупция – это такая же глобальная проблема человечества, как и экологическая, продовольственная, проблема нехватка пресной воды. Эта глобальность заключается в том, что проявления коррупции присутствуют практически во всех государствах мира. Коррупция тормозит развитие страны, создает препятствия на пути к демократическому и правовому государству. Деловая коррупция мешает развитию конструктивного диалога между властью и бизнесом. Коррупция верховной власти нарушает работу политических структур, судов в демократических системах. Бытовая коррупция присуща взаимоотношениям обычных граждан и чиновников в медицинской, образовательной, судебной сферах. Она укореняется в сознании людей и общества в целом. Складывается стереотип, что коррупция – это этически приемлемая стратегия поведения. Люди начинают терпимее относится к проявлениям коррупции, происходит снижение уровня уважения правовых и общественных институтов. Доверие граждан к государственным и судебным учреждениям становится все ниже. Все сферы жизнедеятельности человека, в той или иной мере подверженные коррупции - важны, но одной из основных, которая готовит качественные квалифицированные кадры и поддерживает экономический, политический и культурный уровень страны, является образование. В данной работе основное внимание будет сосредоточено на исследовании бытовой коррупции именно в сфере образования, так как политиками, экономистами, инженерами и врачами люди не становятся при рождении, а получают знания в различных сферах во время обучения. В школе, а далее в колледже или университете, происходит социализация человека, формирование личности и становление ценностных ориентиров. Образование является одним из важнейших аспектов построения благополучного государства. Работы, которые посвящены исследованию бытовой коррупции в образовании, существуют, но в основном, авторы этих статьей акцентируют свое внимание на коррупции в рамках одного университета или города, либо изучают корни коррупции и ее влияние на систему образования. Новизна этой работы заключается в том, что в ней внимание концентрируется именно на восприятии коррупции выпускниками средней школы и ее влиянии на становление их ценностных ориентиров. В данном ключе эта тематика практически не рассматривалась. Исследование проводится в конкретных университетах и городах, благодаря чему можно выявить отношение к коррупции в них, а также привлечь внимание к острой проблеме существования коррупции в системе образования. В этом и заключается научная актуальность. Практическая актуальность исследования заключается в том, что эта работа может послужить основой для более крупного исследования, проведенного во всех регионах страны, а также может позволить открыть новые способы избавления современного общества от коррупции. Исследовательская проблема работы заключается в недостаточной изученности влияния практик бытовой коррупции в системе образования на процесс формирования гражданских и этических ценностей выпускников средней школы. Обзор литературы. Изучением коррупции в целом и определением ее видов занимались такие авторы, как В. И. Добреньков Н. Р., Исправникова1, Г. Н. Борзенкова2, В. В. Лунеев3. Ими были предложены различные варианты определения «коррупции». Историей возникновения и становления коррупции как своеобразного социального института занимались А. В. Мухоротов4, Н. Ф. Кузнецова5 и О. Логинов6. Они выявили основные вехи, на которые пришелся самый большой скачок коррупционных взаимоотношений, а также описали меры, которые принимались по борьбе с коррупцией, но так и не привели к долговременным результатам. Бытовая коррупция как социальное явление рассматривается в работах Г. А. Сатарова78. Он уделяет внимание бытовой коррупции во всех сферах жизни общества. Основные признаки бытовой коррупции рассматривает В. А. Селиванова9. Механизмы и причины появления бытовой коррупции описывают Г. В. Осипов и В. И. Глотов10. М. Ю. Вычужанина11 и В. Д. Селиванова12 в своих работах говорят о вреде, наносимом бытовой коррупцией отдельному человеку, семье и всему государству. Непосредственным изучением бытовой коррупции в сфере образования занимается небольшое количество исследователей. Гезалова А. М. анализирует мотивацию учеников и студентов вступать в коррупционные отношения13. О различных видах коррупции, уровнях ее распространения в образовании в своей статье говорит В. Римский14. Самые слабые места в образовании, которые подталкивают людей к взяткам, описывает К. Рид15. Патринос Г. Э. концентрирует свое внимание на таком проявлении коррупции в образовании, как невыход учителей на работу16. В процессе написания работы был поставлен исследовательский вопрос – как бытовая коррупция влияет на ценностные ориентиры и поведенческие практики выпускников? Объектом исследования в данной работе выступает феномен бытовой коррупции в современном российском обществе. Предметом исследования является личный опыт выпускников средней школы в области бытовой коррупции в сфере образования. Цель – выявить влияние практик бытовой коррупции на формирование гражданских и этических ориентиров современных российских выпускников, определить способы противодействия негативным аспектам этого явления. Для ее достижения были поставлены следующие задачи: – теоретически обосновать понятие, сущность и историю возникновения коррупции; – рассмотреть различные классификации коррупции в научной среде; – раскрыть сущность бытовой коррупции как одного из самых опасных видов коррупции; – изучить виды и проявления бытовой коррупции в сфере образования; – проанализировать восприятие бытовой коррупции в сфере образования выпускниками средней школы; – сформулировать практические советы и пути борьбы с коррупцией в образовании. Методологической основой данного исследования выступает социальный конструктивизм. Выбор данного подхода обусловлен тем, что именно он рассматривает процессы социально-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Знания, устанавливающие поведение людей в повседневной жизни17. В этой работе важно понять, как выпускник/студент воспринимает коррупцию в образовании и оказывает ли она какое-либо влияние на становление личности. Понять ответы на все эти вопросы помогает социальный конструктивизм. Социальная реальность представляет собой совокупность мыслей, идей ценностей, которые не сводятся к материальным условиям. Изучение общественной реальности схоже с ее конструированием. Знание, полученное в процессе социального конструирования не обязательно должно быть истинно, оно лишь не должно вступать в конфликт с опытом социальных взаимодействий. Оно заключается в социальных техниках и технологиях, в пределах которых осуществляется отбор форм личного поведения. Если перенести это на тему исследования, то становится понятно, что техники – это коррупционные практики, которые были получены в процессе образования и на основе этих практик, в дальнейшей жизни человек выстраивает тактику поведения в повседневных ситуациях. Главный метод исследования – опрос, проведенный в сети Интернет. Он был разработан для пилотного исследования. Пилотные данные были получены на основе опроса студентов первых/вторых курсов бакалавриата шести ВУЗов трех разных городов. Были выбраны города из разных федеральных округов, с различным количеством населения и экономическим положением. Это было сделано для того, чтобы проследить разницу отношения студентов к коррупции в регионах с разными характеристиками. Среди них: г. Москва (Центральный федеральный округ) как столица Российской Федерации, экономический центр и самый большой по численности населения город России – 12 506 468 чел18. В этом городе для опроса были выбраны два самых престижных вуза: МГУ им. М. В. Ломоносова и НИУ ВШЭ19. Город Санкт-Петербург (Северо-Западный федеральный округ) как культурная столица России, второй город по численности населения – 5 391 93520 и один из экономических центров страны. Для опроса были выбраны два вуза: СПбГУ – как один из самых престижных вузов России21, РГПУ им. А. И. Герцена – как один из ведущих педагогических вузов страны. Город Саранск, столица Республики Мордовия (Приволжский федеральный округ). Город по своему экономическому развитию и численности населения (314 789 человек), разительно отличающийся от предыдущих. Саранск является одним из научных, культурных и спортивных городов России. Опрос был проведен среди студентов двух ведущих вузов Саранска и РМ в целом: НИ МГУ им. Н. П. Огарева – как крупнейший вуз региона, МГПИ им. М. Е. Евсевьева – как центр педагогического образования РМ. Сначала были собраны данные по количеству студентов, обучающихся на первых-вторых курсах бакалавриата названных ВУЗов. Из этого следует, что единицей анализа в исследовании выступают студенты первого-второго курса бакалавриата. Затем, среди них была распространена ссылка на опрос «Коррупция в образовании» в Google Форме через группы в социальных сетях и через рассылку активистам учебных групп для распространения опроса. Опрос проводился анонимно, содержал 17 закрытых вопросов, часть из которых была с возможностью выбора нескольких вариантов ответов. Объем выборки был рассчитан при помощи «специального калькулятора», доступного онлайн22. Доверительная вероятность 85%, доверительный интервал +/– 5%, генеральная совокупность – 32 941 студент (данные взяты с официальных сайтов университетов: статистика поступления в 2016 и 2017 учебных годах, Приказы о зачислении). Требуемый размер выборки 206 респондентов. Географические рамки: Центральный федеральный округ – г. Москва (НИУ ВШЭ, МГУ им. Ломоносова), Северо-Западный федеральный округ – г. Санкт-Петербург (СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена), Приволжский федеральный округ – г. Саранск (НИ МГУ им. Н. П. Огарева, МГПИ им. М. Е. Евсевьева). Положения, выносимые на защиту: 1) Бытовая коррупция в сфере образования оказывает влияние на формирование ценностных ориентиров выпускников. 2) Практики бытовой коррупции в процессе обучения негативно отражаются на дальнейших взаимоотношениях выпускников. Опыт коррупционных отношений они переносят на свою взрослую жизнь. Глава 1. Теоретические основы исследования коррупции как общественного явления 1.1 Понятия, сущность и история возникновения коррупции Коррупция одно из самых сложных и многогранных явлений нашего мира. На протяжении многих лет ученые пытаются понять ее природу и вывести единое определение. Сложность заключается в том, что коррупция глубоко проникла во все сферы жизни общества. Со временем она приобретает разные масштабы и проявления. Существует большое количество научных работ, направленных на исследование данного феномена. Коррупция – «это социальное явление, характеризующееся подкупом либо продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных или узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей»23 утверждают в своей работе А. И. Долгова и С. В. Ванюшкин. Борзенкова Г. Н. утверждает, что коррупция это «разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в корыстных целях»24. «Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии. Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счёт госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т. д. являются завуалированными формами коррупции»25 такого мнения о коррупции в своей работе придерживается В. В. Лунеев. Очень яркое определение, которое выражает всю сущность коррупционного явления, приводит А. И. Кирпичников: «коррупция – это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции – своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества»26. Кабанов П. А., в свою очередь, считает, что «коррупция – социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом служебного положения для личного обогащения»27. Согласно Федеральному Закону РФ от 25.12.2008 №273 – ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается28: – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; – совершение перечисленных выше деяний от имени или в интересах юридического лица. В данной работе, проанализировав все изученные определения «коррупции», мы будем использовать свое определение, которое объединяет все ее важные аспекты: коррупция – это явление, которое носит, скорее, негативный характер и выражается в подкупе или взяточничестве и осуществляется разными категориями лиц, как физическими, так и юридическими в угоду частным интересам, нарушая интересы общества. Переходя к рассмотрению истории формирования коррупции, можно отметить, что она прошла долгий эволюционный путь и на протяжении своего становлении сильно затормаживала развитие государств. В течение многих веков, коррупция выступает глобальной проблемой всех стран и народов, ученые со всех уголков мира пытаются найти пути ее преодоления, но пока «лекарство от коррупции» не было изобретено. Свои корни коррупция ведет из далекой древности. Ее первые зачатки проявлялись в «подношении» жрецам, военным начальникам, которые делались безвозмездно за оказываемую им помощь. До наших дней дошли некоторые письменные источники, доказывающие наличие коррупционных актов в те времена. Одним из самых известных примеров являются клинописи города-государства Шумера, в которых говорится о царе Лагаше Урукагине – первом правителе, который пытался бороться с коррупцией. Он реформировал государственное управление с целью пресечения преступлений по превышению полномочий судьями и чиновниками29. Но, даже самые жесткие меры противостояния коррупции не принесли результатов. Этот случай указывает на то, что чиновники, даже за несколько тысячелетий до нашей эры, как и сейчас, пользовались своим должностным положением. В эпоху античности коррупция продолжала свое процветание в таких известных государствах как Рим, Вавилон, Египет. Самым коррумпированным, но в то же время, и самым богатым государством был Карфаген. Полибий, известный историк, так писал про это государство: «В Карфагене ничто не считается позорным, что ведет к прибыли… претенденты на государственные посты получают их путем открытой уплаты взяток»30. Главной причиной роста коррупции в этой стране было то, что вся власть находилась в руках олигархии, которую заботило только личное благополучие, а не процветание и независимость государства. Коррупция затронула и Европу. Особенно быстрыми темпами она начинается распространяться в эпоху Раннего Средневековья, когда начали развиваться товарно-денежные отношения и численно возрос государственный аппарат. Коррупция, жителями Европы, стала восприниматься как что-то грешное и несправедливое. Они понимали, что данное явление разрушает моральные устои и негативно сказывается на развитии государств. Коррупция процветала и в России, свои истоки это явление берет еще из древней Руси, когда был установлен институт «кормления», государственные чиновники стали жить, в основном, за счет подношений от тех, кто был заинтересован в их деятельности. «Кормления» были официально отменены в 1556 году, но уже традиция жить за счет подданных сохранилась в сознании служилого человека31. В царствование Петра I получение взятки стало рассматриваться как преступление, за которое предусматривалась самая суровая ответственность, начиная с битья батогами и заканчивая казнью. Но даже самые жесткие меры не приводили к желаемому результату32. Расцвет коррупции в России пришелся на время правления Николая I. Взятка стала нормой не только для чиновников, но и для солдат. Данная ситуация указывала на необходимость проведения реформ. Император предпринял некоторые меры по борьбе с взяточничеством: разрабатывались новые подходы по борьбе с мздоимством; было принято Уложение о уголовных и исправительных наказаниях; был принят ряд законов и указов. Но результат всех этих мер был неоднозначным. С одной стороны, вводились новые законы и указы, которые ужесточали наказание. С другой – разрастание государственного аппарата, на содержание которого требовались большие денежные средства, которых у государства было недостаточно. В ХХ веке коррупция также продолжает процветать. Понятие «коррупция» входит в Большую советскую энциклопедию в 1928 году, но в официальных документах оно не употребляется. Вместо него использовали словосочетание «злоупотребление должностным положением». На масштабное процветание коррупции также оказали свое влияние переломные моменты в истории государства, среди которых: русско-японская война, Первая мировая война. Беспредельное распространение взяточничества и казнокрадства в кругах чиновничьего аппарата привело к недоверию населения к государственным органам и царской власти, что стало одной из причин февральской революции и падения монархии. В новой, Советской России был предпринят ряд мер по борьбе с коррупцией. Был принят декрет Совета Народных Комиссаров от 8 мая 1918 года «О взяточничестве». Предусматривалась уголовная ответственность всех лиц, имеющих какое-либо отношение к взятке33. Уголовно-правовые нормы предупреждения и пресечения коррупционных отношений были недостаточно продуктивны. Причиной тому был низкий уровень подготовки, отбора и обучения государственных служащих, а также недостаточное количество денежных средств на их содержание. Военный коммунизм сменил нэп (новая экономическая полтика). Развитие частнособственнической деятельности, контролируемой государством, дало новый толчок к массовому распространению коррупции. Подкуп госслужащих стал одной из необходимых мер для обеспечения предпринимательской деятельности. Страну стали разворовывать. Коррупция достигла критического уровня, необходимо было вводить новые меры по борьбе с ней. В 20-30-ые годы были приняты постановления ВЦИК РСФСР от 7 июля 1923 года «Положение о дисциплинарных судах» и постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20 марта 1932 года «О дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности». Данные акты были созданы для укрепления дисциплины в государственном аппарате и на борьбу с должностными злоупотреблениями. Во время «хрущевской оттепели» уровень коррупционной деятельности в стране набирает новые обороты. Реакцией на это выступил Указ «Об усилении уголовной ответственности за взяточничество», принятый Президиумом Верховного Совета СССР от 20 февраля 1962 года. На ноябрьском Пленуме ЦК КПСС Хрущев С. Н. отметил, что «необходимо создать такую общественную атмосферу, при которой жуликам, ворам и взяточникам невозможно было бы совершать свои преступные махинации»34. В годы «перестройки» кризис также продолжался. Нестабильная ситуация во всех сферах жизни, рост недовольства населения и противоречия между властью и обществом. Все эти аспекты плюс слабость политической власти и нежелание граждан примириться с таким положением привели к развалу СССР. Таким образом, исторический опыт показывает, что коррупция в России была всегда. На это, по мнению Зубова В. И. есть свои объективные причины: обширная территория, большой объем государственных расходов и локализованность ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Также он выделяет субъективные факторы, к которым относит: наследственный принцип комплектования штатов государственных учреждений, особенности массового сознания, неразвитый институт гражданского общества и бесконтрольность власти35. В сознании российского человека сформировался некий стереотип, что все проблемы, любого характера, можно решить обычным откупом или взяткой заинтересованному лицу. Как мы видим, несмотря на различные попытки противостоять коррупции в России, положительные результаты так и не были достигнуты. Иногда, в зависимости от временного периода, социальных и материальных факторов, удавалось снизить уровень коррупционных взаимоотношений, но до конца избавить наше общество от этой «болезни» до сих пор никому не было под силу. 1.2 Виды, типы и проявления коррупции в жизни общества В научной литературе существуют разные классификации коррупции. Они разделяются по многим аспектам: по типу взаимодействия субъектов – граждане и служащие, фирмы и чиновники; по типу выгоды – получение прибыли или уменьшение расходов; по направленности – внутренняя и внешняя; по степени взаимодействия субъектов и другие. Так Г. А. Сатаров и М. И. Левин в своем аналитическом докладе о коррупции в России выделяют такие виды коррупции: бытовую и деловую, низовую, верхушечную и вертикальную36. Г. С. Гончаренко в своей работе выделяет политическую и бюрократическую, массовую и розничную виды коррупции37. Ахмедов И. в статье «Коррупционный беспредел» разделяет коррупцию, исходя из принципа степени чиновника в распределении прибыли38: 1) Прогрессивная коррупция, которая предполагает непрямое участие чиновников в распределении прибыли. Это происходит за счет предоставления определенных льгот, которые позволяют предпринимателям поднять прибыль от операции. Подобный вид коррупции носит прогрессивный характер, особенно в западных странах. 2) Коррупция, которая призвана создавать барьеры перед предпринимателями. Эти барьеры создаются для того, чтобы предприниматели вносили дополнительную плату за их преодоление. Это один из самых негативных типов коррупции, который характерен для развивающихся стран. Немного иную типологию коррупции выделяет Вербин А. Он разделяет ее на39: 1) Цивилизованную коррупцию, которая характерна для стран, где коррупцию была узаконена путем ее официального разрешения. 2) Политическую коррупцию – вид коррупции, главными участниками которой являются известные политики на высоких постах. Также существует классификация коррупции по степени и характеру ее организованности. Выделяют: сетевую, клановую (семейную) и групповую. Сетевая коррупция занимается созданием и эксплуатацией коррумпированных сетей, в которых происходит взаимодействие долностных лиц, представителей экономической и политической элит общества. Они организуют перераспределение большой доли ВНП, нанося ущерб социальной политике государства и национальной безопасности. Главным объектом коррупционных сетей в системе государственной власти являются нарушения работы политико-правовых институтов. В результате их воздействия происходит функциональное искажение в системе публично-правовых институтов власти, ведущее к замене социальных функций государственных институтов сетевыми, корпоративными и частными интересами40. Групповая коррупция образуется на основе осуществления различных проектов, основанных на совместном участии в совершении экономических преступлений представителями власти и бизнеса. Эти виды коррупции, плюс клановая, пропитаны экономической организованной преступностью. Современная экономическая организованная преступность в России представляет собой относительно новое явление. Оно зафиксировано в понятии «интрузивно-деструктивно-мимикрийной (ИДМ) преступности», разработанном А. С Овчинским41. ИДМ преступность направлена на создание, развитие и поддержание таких экономических и правовых отношений, которые позволяют определенным слоям общества наживаться на других, уходя от ответственности. Клановая (семейная) коррупция направлена на формирование определенной бюджетной политики в отношении отдельного субъекта и создание оптимальных условия для экономической деятельности близких родственников коррупционера. В социально-правовой традиции анализа классификация коррупции проводится по признаку противоправности, степени общественной опасности и по некоторым другим основаниям. К наиболее социально-значимым разновидностям коррупции относят42: 1) Злоупотребление должностными полномочиями – это преступные деяния, совершаемые путем активного использования должностным лицом своих полномочий, либо осознанное не исполнение своих должностных обязанностей. Действия, которые совершаются с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою собственность или собственность других лиц являются злоупотреблением должностными полномочиями. Главный мотив злоупотребления – это личная заинтересованность, к ней можно отнести стремления извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями как карьеризм, месть, зависть, желание скрыть свою некомпетентность или уйти от ответственности за допущенные ошибки и недостатки, и другие. 2) Взяточничество – это корыстное служебное преступление, в процессе которого должностное лицо получает от других лиц или организаций незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение. Получение взятки порочит властные и управленческие структуры государственных и муниципальных органов, создает впечатление того, что все вопросы можно решить подкупом должностного лица. 3) Незаконное участие в предпринимательской деятельности – одно из самых распространенных коррупционных преступлений. Действующее законодательство запрещает чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, но, несмотря на это, госслужащие остаются активными участниками хозяйственной деятельности многих предприятий. Но в социально-правовой традиции анализа есть свои проблемы и недочеты в классификации коррупции. Например, особые дискуссии вызывает проблема явных и неявных проявлений коррупции. Очевидно, что благоприятной средой для процветания коррупции является получившая широкое распространение российская практика лоббирования, которая не имеет своих правовых и культурно этических норм. Лунеев В. В. в работе «Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы» отмечает, что в условиях рыночной экономики свободной торговли и демократии коррупция не заключается только в примитивных видах взяточничества и злоупотребления, которые зафиксированы в Уголовном кодексе РФ. Автор пытается обратить внимания и на такие проявления коррупции как лоббизм, фаворитизм, протекционизм, а также предлагает классифицировать коррупцию по критерию дифференцированной оценки неправомерности поведения государственных служащих43. Также существует классификация Гурова А. И., который рассматривает коррупцию в качестве одного из ведущих признаков организованной преступности. Он различает три основные формы коррупции: 1) Политическая коррупция – вид коррупции, который имеет место при осуществлении чиновником своей деятельности, противоречащей нормам морали и закона из-за сложившихся клановых отношений, в которых главенствующим является принцип родственных связей. 2) Коррупция, связанная с криминальной деятельностью, опирается на подкупы должностных лиц, которые оказывают преступникам те или иные услуги за вознаграждение. В этом случае обе стороны преследуют корыстные цели. 3) Коррупционные формы поведения, предполагающие целенаправленное втягивание в преступную деятельность определенных должностных лиц для создания благоприятных условий при решении отдельных вопросов. Эта форма связана с организованной преступностью, она использует не только подкуп, но и провокации и угрозы в отношении должностных лиц44. Также существуют классификации, которые основаны на данных эмпирических социологических исследований. Transparency International в 1995 году провело исследование, в процессе которого было выделено несколько форм коррупции в системе государственной, негосударственной и муниципальной службы в разных странах: устройство на работу в организации, которыми косвенно или на прямую заведуют друзья, родственники и знакомые; субсидирование политических кампаний; вознаграждение за получение выгодных контрактов; служебное мошенничество; установление платы за услуги, которые входят в число служебных обязанностей; патронаж чиновников над определенными государственными контрактами и некоторые другие45. Существует большое количество немного иных классификаций, которые рассматриваются в рамках социально-экономического анализа. Одной из таких является классификация М. Джонстона. Он предлагает разделить коррупцию на четыре вида46: 1) взятки чиновников в сфере торговли за продажу нелегально произведенной продукции, завышение качества товаров и другое; 2) отношения в патронажных системах, покровительство «боссов» на основе земляческих, родственных и партийных принципов; 3) дружба и кумовство; 4) кризисная коррупция, обусловленная нуждой предпринимателей работать в условиях чрезвычайного риска, когда решения органов власти могут привести к существенным для бизнеса изменениям, поэтому эти решения становятся предметом торговли. Одна из интересных классификаций принадлежит А. Хайданхаймеру, в основу которой положен критерий согласия/несогласия общественного мнения с существованием коррупционных практик поведения. Автор подразделяет коррупцию на47: 1) «белая» коррупция – практики, относительно которых в общественном мнении существует согласие. Данные действия не считаются преступными, интегрированы в культуру и не воспринимаются как проблема; 2) «серая» - практики, относительно которых никакого согласия не существует. В этой сфере возникают самые многочисленные скандалы. 3) «черная» - практики поведения, которые осуждаются всеми членами общества. Все рассмотренные классификации имеют одно большое преимущество. Они включают в себя элементы некоторой положительной оценки коррупции. Но такой подход имеет и свои недостатки, так как он игнорирует ряд моментов, имеющих принципиальное значение для проведения более точной классификации коррупции. К ним можно отнести недостаточную проработанность логических критериев деления коррупции, что, в свою очередь, приводит к сведению различных ее проявлений в единое целое. Данное упущение преодолевается в классификации Г. Сатарова. В роли критерия для типологизации коррупции он выделяет степень участия граждан и предпринимателей в совершении коррупционных сделок. Таким образом, выделяется два типа коррупции48: 1) бытовая коррупция – такой вид коррупции, в которую вовлечены обычные граждане при решении рутинных бытовых проблем: на дорогах, в вузах, школах, военкоматах; 2) деловая коррупция – такой вид коррупции, с которой сталкиваются бизнесмены в ходе осуществления предпринимательской деятельности. Данная классификация больше всего подходит для нашей работы, так как именно она выделяет «бытовую коррупцию» как отдельный вид коррупции, который способен нанести вред обществу, образуясь среди обычных граждан, а не в верховных эшелонах власти и не в бизнесе. 1.3 Бытовая коррупция в сфере образования как социально опасный вид коррупции В России термин «бытовая коррупция» долгое время упоминался только в неофициальных источниках или в научной среде. Легально он был упомянут только в Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденном Указом Президента РФ от 31 июля 2008 года49. Данным документом Президент обязал Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах проанализировать принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации меры по противодействию коррупции в органах местного самоуправления, уделив особое внимание мерам по устранению условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, с которыми граждане встречаются наиболее часто (бытовая коррупция). В последующие годы данный термин был употреблен в Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы, в котором перед Генеральной прокуратурой РФ было поставлено исследование коррупции и практики ее применения для снижения бытовой коррупции. Но, несмотря на упоминание бытовой коррупции в Национальном плане, в юридической науке до сих пор нет единого понимания природы и существенных признаков данного термина. При рассмотрении этого вида коррупции, во внимание принимается типология, которая основана на степени участия граждан в коррупционных актах50. Как уже говорилось ранее, бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. Она проявляетс....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Коррупция в России и нормативно-правовое регулирование противодействия ей
- Анализ некоторых аспектов международного сотрудничества ФТС РФ и таможенных служб иностранных государств, в сфере противодействия незаконному обороту культурных ценностей
- Нормы отечественного уголовного законодательства об ответственности за мошенничество в сфере страхования и практика их применения