- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Благотворительная деятельность русских меценатов в области культуры в XIX – начале XX вв
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011535 |
Тема: | Благотворительная деятельность русских меценатов в области культуры в XIX – начале XX вв |
Содержание
Московский государственный институт культуры Факультет государственной культурной политики Кафедра социально-культурной деятельности КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Теория и история социально-культурной деятельности» на тему: «Благотворительная деятельность русских меценатов в области культуры в XIX – начале XX вв.» Подготовила: студентка 1 курса группы 03104(з) А. Д. Жильцова Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Ярошенко Москва 2018 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Раздел 1. Меценатская и благотворительная деятельность: сущность и истоки……………………………………………...................................................5 Раздел 2. Российские меценаты в XIX-XX вв………………………………...15 Заключение………………………………………………………………….........36 Список литературы………………………………………………………………38 Введение Традиции меценатства в России имеют давнюю историю. Это социокультурное явление тесно связано с ростом национального сознания, воплотившиеся в меценатской деятельности выдающихся представителей в области культуры, образования, науки, здравоохранения. Деятельность меценатов способствовала распространению достижений европейского просвещения во всём его многообразии. Основой меценатства является союз творца и покровителя, корни которого связаны с «социальным расслоением общества, разделения труда и собственности. Последняя, в свою очередь, стремилась к поддержанию тех, кто мог творить, но не имел для этого достаточно средств. Таким образом, в отношении социальных отношений и культуры складывался союз полифункциональных субъектов, который объективно способствовал прогрессу наций, установлению культурных обменов между ними. [6,С. 337]». Великие русские меценаты воспринимали свой материальный достаток как пролог к богатству духовному. Они на свою деятельность смотрели не столько как на источник наживы, а как на своеобразную миссию, возложенную Высшими силами. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета [5, С.207]». Имея значительный капитал, его обладатель при желании мог перевести средства из материально-производственной сферы в культурно-художественную, мог стать соавтором муз, таким образом оставить свой след в культуре и истории. Меценаты буквально создавали, растили самих деятелей культуры, а их произведения собирали и берегли. Коммерсанты занимались благотворительностью не от случая к случаю, а постоянно. Это было для них как долг, как трудную работу во имя России, которую кроме них сделать некому. Музеи, библиотеки, художественные галереи, выставки – это лишь небольшой перечень того, что поддерживалось исключительно за счёт благотворительной деятельности. Все начинания русских меценатов и благотворителей в прошедших веках не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в наши в современном обществе существует необходимость в возрождении меценатства. Это связано с нехваткой финансовых средств в сфере культуры. Современные бизнесмены, к сожалению, почти не занимаются благотворительной деятельностью, ведь она не предполагает коммерческой отдачи и рекламы. Практический интерес к упомянутым проблемам обусловлен возрождением социально-культурного феномена благотворительности в Российской Федерации после достаточно долгого советского периода в когда благотворительная деятельность практически была под запретом, так как государство полностью брало на себя выполнение социальной функции. Цель работы: изучить процесс развития меценатской деятельности в России XIX- начала XX вв. Задачи работы: • Изучить литературу по данной теме; • Изучить, проанализировать и оценить деятельность наиболее видных меценатов России XIX-XX вв; • Выявить и показать на конкретных примерах роль российских меценатов в сфере культуры и искусства в России XIX- начала XX вв; • Исследовать социокультурную сущность явления; • Обобщить существующие классификации благотворительной деятельности. Глава 1. Меценатство и благотворительность: сущность и истоки Все слышали термин «меценатство» хотя бы раз в жизни. Но далеко не каждый сможет объяснить правильно его суть. Так что же такое «меценатство»? Традиции меценатства уходят корнями в глубокое прошлое. Идеи безвозмездной помощи и сострадания ближним в той или иной форме обязательно присутствуют в мировой культуре. Понятие «меценат» пришло к нам из Древнего Рима. Знатный вельможа, Римский государственный деятель, своего рода министр культуры во времена императора Октавиана Августа, Гай Цилий Меценат являлся большим поклонником искусств и оказывал помощь талантливым поэтам и писателям. Имя его пережило тысячелетия и сейчас, если кто-то выступает в роли благодетеля, его нарицают именно так. Следовательно, меценатство – это особый вид благотворительности именно в сфере культуры, искусства и науки. Когда мы называем кого-то «меценатом», мы имеем в виду, что это великий покровитель искусств. Он собирает вокруг себя талантливейших художников, певцов, актеров, музыкантов для того, чтобы помочь им раскрыть свои таланты. В существующих на сегодня Проектах Закона Российской Федерации о благотворительной деятельности сферами благотворительности признаются: улучшение материального положения нуждающегося человека; поддержка здравоохранения, образования, религии, науки, культуры, искусства, просвещения, спорта; защита окружающей среды; охрана памятников, т.е. сферы благотворительной деятельности расширяются с появлением в обществе новых проблем, которые решаются как на государственном уровне, так и с помощью общественной и частной инициативы. Предпосылкой развития меценатства в России послужило влияние религиозных идей в купеческой среде. Руководствуясь православной этикой, предприниматели жертвовали крупные суммы на строительство монастырей и храмов. Церковные постулаты способствовали стремлению отечественных предпринимателей «пособить сирым и убогим», выделить средства на ночлежные дома, приюты, богадельни. Купцы-старообрядцы охотнее жертвовали свои деньги на мирские цели. Главное отличие русского и западного меценатства заключается в том, что на Западе присутствовала выгода в виде сниженного налога на спонсорства. В России же подобного не было. Особенно меценатство проявилось в России в XIX – начале XX вв. Историки отмечают удивительную особенность русской буржуазии – ее благотворительность. Миллионы рублей расходовались на безвозмездную помощь нуждающихся. Имена российских меценатов XIX - начала XX вв. известны каждому. Морозовы, Мамонтовы, Бахрушины, Третьяковы и многие другие обогатили Россию не только строя фабрики, заводы, железные дороги, но и создавая музеи, картинные галереи, театры, библиотеки, поддерживали литераторов и художников. Благотворительность как проявление филантропии (Filantropos (греч.) - человеколюбие), означавшее оказание помощи как отдельным лицам так и организациям, предполагало такие намерения как сострадание, сердечное участие в жизни больных, немощных, нуждающихся. Имена российских меценатов XIX - начала XX вв. известны каждому. Специалист по истории культуры А.А. Аронов в своём анализе терминологии разводит понятия меценатство, спонсорство, милосердие, благотворительность, филантропия, сентиментальность, считает синонимичными понятия «меценатство» и «благотворительность» и усматривает корни меценатства на Руси, не смотря на отсутствие термина в толще столетий. По его мнению, бескорыстие как обязательное условие истинной благотворительности (а значит, и меценатства) на Руси позволяет «развести» кажущиеся тождественными понятия: «меценат» и «спонсор» [1, С. 130]. В обществе благотворительность как социальное явление выполняет такие функции как: • коммуникативная - направлена на формирование в обществе специальных условий для обмена информацией, как между субъектами, так и объектами благотворительной деятельности. Культурные учреждения, организации просветительской ориентации, которые могут создаваться благотворителями, способствуют сближению высокой, народной и массовой культур. Благотворительность выступает в качестве проводника между структурными элементами социума, обеспечивая надёжную связь её субъектов; • формирования социального сознания – музеи, театры, выставки, которые создаются при организационной и финансовой поддержке благотворительных организаций, бесспорно, их ценностные ориентации; • функция социальной памяти, которая проявляется в ходе благотворительной деятельности через много лет. Благодаря усилиям благотворителей многие памятники истории и культуры сохранены и в наши дни. Существует 5 видов благотворительности: * Благотворительные организации по защите животных; * Экологические благотворительные организации; * Медицинские благотворительные организации; * Благотворительность в сфере образования; * Искусства и культура Рассмотрим подробнее последний вид благотворительности. Благотворительность в сфере культуры и искусства помогает сохранять художественное и культурное наследие, а также нашу историю. Она распространяется на музеи, художественные галереи, исполнительское искусство, библиотеки и исторические общества. Благотворительность в России имеет давнюю историю. С древних времен русские люди соблюдали неписанные правила радушия и милосердия, такие как кормление паломников или подача милостыни. Сначала монастыри были центрами благотворительности - они давали приют и медицинскую помощь больным и нуждающимся людям. Обычно монахи учили детей читать и писать. С XI до XVII века основной способ помощи был подача милостыни. Российские благотворители следовали за учением святого Иоанна Златоуста, византийского мыслителя, которого очень уважали в России, он призывал использовать свое богатство для раздачи милостыни и благотворительности. Общественная благотворительность возросла во время правления Алексея 1. Выдающейся фигурой того периода был Федор Алексеевич Ртищев, боярин и близкий друг царя. Во время великого города в Вологда (1650 г.) Ртищев продал большую часть своего имущества, в том числе одежду и домашнюю утварь, чтобы собрать средства для голодающего города. Он позаботился обо всех раненных в Русско-Польской войне, несмотря на их национальность и открыл несколько богаделен в Москве. Он также основал первые школы в Москве и Андреевский монастырь. Отличительной чертой благотворительности в допетровской России было то, что бедные люди в основном получали еду и одежду (деньги получали редко), они получали построенные домохозяйства, и имели бесплатную медицинскую помощь. Часто, накануне великих праздников, цари, замаскированные, тайно посещали тюрьмы, больницы и приюты, где раздавали милостыню. Благотворительность без публичных огласок была принята как реальное выражение христианской любви к ближним. В начале XVII века Петр Великий создал больницы для инвалидов и пожилых людей и детские дома. Начиная с последней половины XVIII века, когда российское общество попало под влияние идей европейского просвещения, в России также начала развиваться помощь малоимущим гражданам и благотворительность. По указу Императрицы Екатерины Великой в 1763 году в Москве и Санкт-Петербурге были созданы дома для беженцев. В соответствии с Постановлением императрицы Екатерины Великой от 1775 г. «О провинциальном управлении» советы по социальному обеспечению были созданы в 49 губерниях. В рамках этого постановления, отдельным лицам и ассоциациям было разрешено создавать специализированные благотворительные учреждения, в том числе богадельни, психиатрические лечебницы, приюты для сирот, рабочие дома и т.д. XIX век характеризуется активизацией благотворительной деятельности активистов, которые традиционно возглавляют члены королевской семьи. Императрица Мария Федоровна, вторая жена Павла I, называлась «Министр благотворительности». Она поддерживает развитие образования, здравоохранение и благотворительность. Она основала Мариинский и акушерский институт, Гатчинский дом образования, первую русскую школу для глухонемых в Павловске. Она руководила крупнейшей благотворительной организацией – Департаментом институтов императрицы Марии (Ведомство учреждений императрицы Марии, 1797). И огромное участие приняла в развитии еще одной благотворительной организации – Императорского благотворительного общества (Императорское человеколюбивое общество, основанное ее сыном, царем Александром I, в 1801 году). Великая княгиня Елена Павловна (1784-1803) была покровительницей нескольких благотворительных организаций. Великая княгиня организовала множество больниц, детских домов, Санкт-Петербургский клинический институт, который теперь носит её имя. Елена Павловна создала Крестовоздвиженскую общину медсестер. Крестовоздвиженская община медсестер была первой общиной сестер милосердия по уходу за ранеными на поле битвы и военным госпиталем. Известная российская женская промышленница Варвара Морозова построила общественную психическую больницу в Москве, начальную школу, организовала занятия для детей из бедных семей - знаменитые Пречистенские курсы. Варвара Алексеевна создала бесплатную библиотеку и читальный зал поблизости Чистых Прудов (Тургеневская библиотека). Она жертвовала деньги университетам, государственным учреждениям, организует полевые госпитали для раненных солдат. Морозова пожертвовала значительную часть средств Московскому институту рака, позже названному Герценский научно-исследовательский институт изучения рака. Варвара Алексеевна была первым меценатом, кто поддержал женские классы и научные лаборатории. Она основала и поддерживала школы в различных провинциях России. В конце XIX века участие меценатов во всех аспектах социальной жизни, а также благотворительная деятельность значительно возросло. Во второй половине девятнадцатого века в Москве было 628 благотворительных учреждений, в том числе приюты, школы-интернаты, рабочие дома, столовые. Большинство из них были поддержаны деньгами московских купцов. Октябрьская революция 1917 года и Советский режим практически ликвидировал меценатскую деятельность. Правительство взяло на себя полную ответственность за социальное благополучие граждан. Начиная с 1950 года, благотворительная деятельность была под шевством (покровительством или спонсорством) одной организации, которая регулировала деятельность других благотворительных организаций. Основное отличие шевства и общественной благотворительности заключается в том, что первое строго регулировалось правительством и коммунистической партией. Форма благотворительности изменилась в 1987 году, когда был организован Советский фонд детей (ныне Российский Детский Фонд). Основное внимание уделялось добровольческой помощи в деятельности по защите детей. Российская благотворительность начала пересматриваться в 90-х годах XX века, после краха Советского Союза. В постсоветские годы многие актрисы, актеры и музыканты участвуют в благотворительной деятельности. С самого начала падения Советского Союза современная российская благотворительность добилась больших успехов и продолжает расти в масштабе и зрелости. В 2013 году наблюдалось значительное увеличение количества пожертвований в миллион долларов, поскольку корпорации явно играют важную роль в ландшафте российской филантропии. Например, количество фондов значительно увеличилось, поскольку богатые люди или семьи стремятся установить свою филантропию на более длительный срок. Так, известная русская оперная певица Галина Вишневская и ее муж Мстислав Ростропович, всемирно известный российский виолончелист, основали Фонд Ростроповича-Вишневской. В настоящее время новые филантропы проявляют свою поддержку сфере культуры, открывая культурные проекты. Одним из самых влиятельных благотворителей в области культуры является Роман Абрамович. Он инициировал основание музея современного искусства «Гараж». Его инвестиции оцениваются примерно в 70 миллионов долларов. За этой инициативой последовала «культурная реконструкция» Санкт-Петербургской Новой Голландии, острова, окруженного каналами, созданными Петром Великим как морской склад. Владислав Доронин является активным филантропом и покровителем искусств, а с 2003 года способствует духовному обновлению Москвы, а также поддерживает важные общественные и благотворительные инициативы. Уже более 10 лет Владислав Доронин оказывает содействие молодым современным российским и зарубежным художникам. В 2009 году он основал Фонд поддержки искусств Capital Group Art Foundation, который поддержал ряд крупных культурных проектов. Банкир Наталья Опалева финансировала единственный в России музей, посвященный одному художнику. Вложив 7,5 миллионов долларов на трехэтажный завод в центре Москвы, Опалева превратила его в платформу для ее обширной коллекции работ русского нонконформистского художника XX века Анатолия Зверева. Магнат инфраструктуры Роман Троценко потратил почти 12 миллионов долларов на преобразование группы заброшенных промышленных зданий в центре Москвы в Центр современного искусства Винзавод, который был открыт в 2007 году. Он провел десятки различных выставок от уличного искусства до грузинского искусства. Одной из его наиболее важных инициатив является программа «Старт» для молодых современных художников. В России благотворительность только собирается выйти на этап становления, став важным социальным инструментом. Число компаний, которые дают деньги на благотворительность, постепенно растет, хотя и очень медленно. Таким образом, можно сделать вывод, что благотворительность –не только бескорыстная помощь, оказываемая нуждающимся, но и стимулирование, поддержка, влияние и развитие культуры, науки, искусства, спорта, здравоохранения, одарённых детей, социальная защита населения, социальная поддержка, юридическая и мн. др. Благотворительность – это деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям для решения социальных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. В качестве частных ресурсов могут быть финансовые и материальные средства, способности и энергия людей. Благотворительность являлась неотъемлемой частью деятельности купечества. На их добровольные пожертвования открывались театры, картинные галереи, музеи, школы. Благотворительность начинается с внутреннего осознания необходимости проявлять сострадание к другим, сознательно или бессознательно. Она является средством компенсации недостатков перераспределения общественных благ, как способ самоорганизации и самореализации. Поэтому данная деятельность очень важна в современном обществе. Благотворительная деятельность меценатов во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в сфере культуры, сыграла важную роль в развитии творческой деятельности музыкантов, художников, актеров. По моему мнению, искусство, до тех пор, пока оно доступно, приносит большую пользу сообществу. Он питает культурную жизнь общества и позволяет людям участвовать и мыслить творчески, чтобы приносить пользу своей жизни. Он также освещает прошлое, которое может помочь нам сформировать будущее, и оно также хорошо подходит для достижения ряда результатов в области здравоохранения и благополучия. В конечном итоге нам нужен широкий спектр благотворительных организаций, в том числе искусства, каждый из которых служит определенной цели, которая приносит пользу обществу. Глава 2. Российские меценаты в XIX-XX вв. В России XIX века одной из важных черт делового мира была идея меценатства – предприниматели жертвовали деньги на благотворительность и образование. Меценатами называли богатых людей, которые покровительствовали ученым, художникам, театрам, больницам, церквям и школам. В XIX веке русское искусство было большим отражением культуры. Многие выдающиеся писатели и музыканты привели Россию в золотой век литературы и музыки. Российские предприниматели XIX века относились к бизнесу иначе, чем западные предприниматели. Они считали его не только источником дохода, они считали, что раз Бог дал им богатство, то они должны направить его на общественные нужды, поэтому купечество и занималось благотворительностью, она была обязательной частью их расходов. Список российских покровителей очень длинный, и нельзя упомянуть всех русских торговцев, промышленников и дворян, которые отдавали часть своих личных денег наукам, искусствам и другим благотворительным организациям. Стоит отметить, что покровителями были очень разными личностями, но все они были одержимы идеей процветания России. Благодаря этим людям российская культура имела мощный импульс в ее развитии. Благодаря меценатам в России появились многие всем известные сегодня музеи и театры, крупные храмы и церкви, а также обширные коллекции произведений искусства. Савва Тимофеевич Морозов (15 февраля 1862 – 26 мая 1905 г.) Русский предприниматель, меценат, благотворитель, мануфактур советник, ситцевый король – именно так в прошлом веке окрестила русская пресса Савву Тимофеевича Морозова. Этот человек оставил величайший след в истории развития русской промышленности, культуры и меценатства. Огромным увлечением Саввы Морозова было искусство и в первую очередь театр. Жизнь Саввы Морозова тесно переплеталась с жизнью театра. Ведя строгий счёт каждому целковому, он не скупился на тысячные расходы ради хорошего, по его мнению, дела. Во многом благодаря его заботам было построено здание Московского Художественного Театра (МХТ, ныне МХАТ). Для театра Морозов купил здание и оснастил его по последнему слову театральной техники: это стал первый театр России, в котором появилось осветительное оборудование. Постепенно Художественный театр завоевал признание, встал на собственные ноги, и тогда Морозов разрабатывает план создания паевого товарищества: большинству приближённых, включая Станиславского, он открывал кредит. Его взнос составил в итоге 15 тысяч рублей. Товарищество создавалось на три года, в течение которых Морозов брал на себя все финансовые заботы, освобождая руководителей труппы от изматывающих хлопот, позволяя им полностью сосредоточиться на творческом процессе. Весной 1904 г. он сложил с себя звание председателя правления товарищества и отошел от прямого участия в делах этого театра, но оставил свой паевой взнос. Много добрых слов о щедром меценате содержится в воспоминаниях Станиславского, который счел своим долгом почтить память Морозова на торжественном заседании, посвященном 30-летию МХАТ, в октябре 1928 г. Савва, как упоминалось выше, финансировал МХАТ, Иван Морозов собирал картины, Михаил был директором музыкального общества, Алексей создал музей фарфора, а Сергей Морозов организовал кустарный музей. Алексей Александрович Бахрушин (1865—1929 г.) Алексей Александрович Бахрушин принадлежал к одной из известнейших семей московской буржуазии XIX - начала XX веков. В течение ста лет из рода Бахрушиных, в прошлом провинциальных посадских людей, вышли крупные промышленные и банковские деятели, щедрые благотворители и меценаты. Его представители внесли значительный вклад в развитие российской экономики, здравоохранения, образования и культуры. Так, например, благодаря усилиям Алексея Александровича Бахрушина появился главный театральный музей страны «Государственный центральный театральный музей», названный в его честь. Увлечение коллекционированием театральных раритетов у Бахрушина началось совершенно случайно: однажды он поспорил с купцом-собирателем Куприяновым, кто больше за год соберёт театральной старины. С тех пор в дом А.А. Бахрушина стали стремительно стекаться афиши, брошюры, программы спектаклей, фотографии актёров в ролях, эскизы костюмов, личные вещи актеров. Он даже держал газетные вырезки с обзорами пьес. Его коллекция началась, когда он купил двадцать два небольших портрета в антикварном магазине. Бахрушин считал их произведениями 18 века, и впоследствии он оказался прав - это были портреты актеров Кусково. Бахрушин в итоге выиграл спор и понял, что нашёл своё призвание. Так появился знаменитый театральный музей имени А.А. Бахрушина. Случайный коллекционер, он стал настоящим и преданным энтузиастом и приобрел множество предметов для своего музея, причем все они ценные. Это был музей, о котором говорили, что Европа не знает подобных театральных палат. Здесь было собрано абсолютно всё, что имеет какое-либо отношение к театру. Бахрушин с самого начала собирал коллекцию по всем направлениям – рукопись, живопись, музыкальные инструменты и т.п. Большую помощь в формировании коллекции Алексею Александровичу оказали его жена Вера Васильевна и его двоюродный брат Алексей Петрович, к тому времени уже 15 лет занимавшийся собирательством древних книг и икон. В коллекции Бахрушина есть и совершенно уникальные предметы, такие как зрительные трубочки XIX века. Музей обладает уникальной коллекцией балетных туфелек, которая рассказывает об эволюции танца: от самых первых туфелек, до туфелек с пуантом, так называемом острием, носком, наполненном либо опилками, либо пресс-папье. Здесь же хранится слепок ноги знаменитой балерины Марии Тальони, которую любил и почитал А.А. Бахрушин. Но Бахрушин не просто брал балетную туфельку какого-либо артиста, он просил оставить автограф внутри. Некоторые из самых интригующих экспонатов: стол Алексея Бахрушина, балетная обувь Анны Павловой и Матильды Кшесинской, «Портрет актрисы Екатерины Семеновой» Карла Брюллова и портрет Нимфодора Семеновой в роли «Дельфийская Сибилла» Ореста Кипренского, дизайнерские эскизы костюмов Леона Бакста, эскизы театрального дизайна Александра Головина и Мстислава Добужинского. Все эти личности были иконами русского мира искусства и театра на рубеже XIX-XX веков. В музейных холдингах хранится более миллиона с половиной экспонатов, в том числе эскизы, костюмы, фотографии, афиши, редкие книги, предметы декоративно-прикладного искусства, произведения Бакста, Добужинского, Коровина, Рериха, Татлина, Экстера, Родченко, и Поповой; уникальные коллекции театрального декоративного искусства XVIII-XX веков и рукописные материалы, связанные с историей русского театра 18-20-го века, театральными личностями и художественными покровителями архивов Бахрушиных, Кшесинского, Мамонтова, Петипа и В. Мейерхольда. Весь музей А.А. Бахрушина состоял из шкафов, в которых хранились авторы редких книг и витрин, где лежали фотографии, программы и т.п. В библиотеке А.А. Бахрушина имелось уникальное собрание по истории театрального искусства. Мало того, что А.А. Бахрушин коллекционировал редкие книги, он издавал специальные альбомы, посвященные творчеству театральных деятелей. 11 июня 1894 года Бахрушин впервые показал друзьям свою коллекцию, устроив выставку в доме родителей в Кожевниках. Этот день стал официальной датой основания музея. Одной из первых, кто по достоинству оценил вклад его в сохранение культурного наследия России, была Мария Николаевна Ермолова, любимая актриса А.А. Бахрушина. Она произнесла следующие слова: «Что такое слава актера – дым! Актер уходит, и от него ничего не остается. Вы, Алексей Александрович, сделали великое дело, вы сохранили память об актере [4, С.429]». Однако, были и те, кто надсмехался над Алексеем Александровичем из-за его нового увлечения, говорили, что он сошёл с ума. Но Бахрушин не обращал внимания на такие сплетни и продолжал заниматься коллекционированием. В 1913 году Бахрушин обратился к московским властям с предложением передать свою коллекцию государству, но получил отказ. К счастью, в судьбе музея принял активное участие великий князь Константин Константинович, известный поэт и переводчик, в то время президент Российской Академии Наук. Бахрушину было гарантировано выполнение всех условий, который тот выдвигал в отношении своей коллекции: она должна оставаться в Москве, сохраниться в целостности и неделимости, музей должен быть общедоступным. Торжественный акт передачи коллекции проходил 25 ноября 1913 года в большой столовой дома Бахрушиных. И даже после революции, лишившись миллионов, Бахрушин, не смотря ни на что, продолжал дело своей жизни. При этом он был бережлив, считал каждый советский грош и умел на скудные средства бюджета непрерывно пополнять свою и без того полную коллекцию. После смерти Бахрушина заведование музеем стало переходить из рук в руки, иногда не только равнодушным, но и преступным. Были времена, когда само существование музея ставилось под вопрос. Но каждый раз находились те, кто заступался, и музей сохранился до наших дней. И когда мы с вами сегодня, в XXI веке, стоим перед экспонатами в театральном музее, то за каждой личной вещью артиста вырастают целые биографии. Разнообразные экскурсии и лекции, а также встречи с театральными персонажами позволяют посетителям больше узнать о коллекции. Савва Иванович Мамонтов (3 октября 1841 - 6 апреля 1918) Один из девяти детей, Мамонтов был сыном успешного купца Ивана Федоровича Мамонтова. Семья переехала в Москву, когда Савве было восемь лет. Он получил высшее образование у частных преподавателей, а в 1855 году, в возрасте 14 лет, он учился в Институте строительного корпуса в Санкт-Петербурге. Он продолжил образование в МГУ , где изучал право, а также участвовал в драматической деятельности школы . В 1863-64 годах, во время поездки в Милан, чтобы исследовать торговлю шелком для бизнеса своего отца, Мамонтов принял участие в его первой опере. Его энтузиазм в отношении этой формы искусства был таким, что он посещал множество выступлений и даже начал брать уроки пения во время своего пребывания в Италии. Хотя он продолжал работать в бизнесе своего отца, по возвращении в Москву, он начал заниматься художественными кругами города. С.И. Мамонтов относился к особой категории меценатов. Он был не просто бизнесмен и меценат, он был всесторонне одаренным человеком. Специфической особенностью его деятельности являлась не только любовь к искусству, представителям которого он старался оказывать поддержку, но и самостоятельное участие в художественном процессе. Он занимался керамикой и скульптурой, писал пьесы, ставил спектакли. Так получилось, что главным смыслом жизни этого российского промышленника был совсем не бизнес, а бескорыстная поддержка русских художественных гениев. Он был убеждён: экономика и искусство тесно взаимосвязаны между собой. Мамонтов не жалел денежных средств на поддержку музыкантов, художников, архитекторов. Васнецов, Поленов, Коровин, Репин, Рахманинов, Шаляпин, Суриков, Серов, Левитан все перечисленные великие русские творцы были обязаны во многом этому мощному и талантливому человеку. Собрав вокруг себя талантливых художников и скульпторов, Савва Мамонтов даёт им возможность свободно творить, избавляя этих людей от забот о том, где заработать денег, как прокормить себя и семью, если таковая имеется. Помимо покровительства художникам, Мамонтов оказался настоящим реформатором театрального бизнеса: он был основателем и режиссером первого российского частного оперного театра. Идея Мамонтова заключалась в том, чтобы выдвинуть на оперную сцену российских оперных композиторов, которые в те времена совершенно не котировались не только за рубежом, но и в России. Поначалу его затея не воспринималась всерьез московским обществом, публика в его театр не очень-то стремилась. Поэтому Мамонтову пришлось идти на уступки: он начал чередовать постановки русских опер с выступлениями знаменитых итальянских певцов, тем самым заманивая публику. Осенью 1896 года Федор Шаляпин приехал в частную оперу, а в следующем году Сергей Васильевич Рахманинов присоединился к нему. Мамонтов поддерживал Шаляпина и признавал его гением оперной сцены. После долгих поисков Савве Ивановичу удалось организовать сильную оперную группу, в которой дебютировали многочисленные певцы, которые впоследствии успешно выступали и принимали участие во многих театрах столицы. Новаторство С.И. Мамонтова заключалось не только в смелом приглашении новых талантов, но и в целом ряде новых принципов, которые он выдвинул. Один из них заключался в том, что декорации должны быть исполнены на высоком уровне, театральная живопись должна быть участником всего спектакля. Все его подопечные художники, такие как Коровин, Васнецов, Врубель, Головин и др. работали в качестве декораторов, и народ начинал приходить в этот театр не только послушать оперу, но и посмотреть на оформление спектакля. С.И. Мамонтов стремился к широкой эстетико-преобразовательной деятельности по территории всей страны: он предпринял попытки превратить центр Москвы в «культурный квартал», участвовал в российских и международных выставках, его театр выступал в различных городах России. Братья Третьяковы, Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892). Братья Третьяковы - два величайших коллекционера картин в русской истории. В историю русской художественной культуры второй половины XIX века московские купцы С.М. и П.М. Третьяковы вошли как основатели Третьяковской галереи. Братья были страстными коллекционерами, они не обладали значительным богатством, но это обстоятельство не помешало им собирать картины великих мастеров. Они целенаправленно занимались благотворительностью, каждый из братьев оставил свой заметный след в истории Москвы и отечественного искусства, они много сделали на благо своей страны в культурно-просветительной области. Доходы, получаемые с торговой деятельности и промышленного предприятия, позволяли братьям Третьяковым осуществлять на протяжении всей жизни обширную меценатскую и благотворительную деятельность, принимать участие в реализации множества социокультурных проектов своего времени. Значительная часть состояния семьи Третьяковых была вложена в развитие отечественной культуры – создание художественных коллекций, основание галереи, открытие учебных и благотворительных заведений. Братья целенаправленно двигались к своей цели – создать национальную галерею, чтобы любой желающий мог приобщиться к шедеврам искусства. Сергей Михайлович был известен в общественных кругах и как коллекционер, занимался собиранием западноевропейской живописи. По завещанию он передал столице коллекции картин, средства на приобретение произведений живописи и свою часть дома в Лаврушинском переулке для галереи. Более известен старший из братьев Третьяковых – Павел Михайлович, Ему Третьяковская галерея обязана своим существованием. Торговец и филантроп Павел Третьяков интересовался искусством всю свою жизнь, но сам он не рисовал. Будучи молодым человеком, он начал собирать иллюстрированные книги и гравюры. В июле 1853 года Павел Третьяков приобрел 11 «картин» на Сухаревском рынке, где он покупал книги. На самом деле это были простые рисунки. Но в последующие годы он приобрел настоящие картины, сделанные в масле. Это были фотографии старых голландских мастеров. Позже Третьяков предпочел бы только полотна русских художников. Для него, человека искренне любящего....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: