- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Биологический эксперимент в обучении биологии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011419 |
Тема: | Биологический эксперимент в обучении биологии |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» Историко-географический факультет Кафедра биологии и методики ее преподавания ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Биологический эксперимент в обучении биологии 44. 03. 05 Педагогическое образование профиль « География и биология» Заведующий кафедрой __________________ Зарипова Р.С. к.б.н,доцент Допущен к защите «__» _________20__г. Руководитель к.б.н, ст. преподаватель __________________ Смирнова А.В. Студентка __________ группа 361/ОДО Габдрахманова О.В. Набережные Челны 2018 Содержание Введение …...……………………………….………………...…………….….…….3 Глава 1 Теоретические основы биологического эксперимента………….….……6 1.1 Биологический эксперимент как метод преподавания биологии…………….6 1.2 Особенности биологического эксперимента по разделу «Растения»……....12 1.3. Особенности биологического эксперимента по разделу «Животные»....….14 1.4 Особенности биологического эксперимента по разделу «Человек и его здоровье»………………………………………………………………………...….15 1.5Особенности биологического эксперимента по разделу «Общая биология»…………………………………………………………………….……..16 Глава 2 Использование биологического эксперимента в проектной деятельности учащихся…………………………………………..………………...17 2.1 Биологические эксперименты в курсе биологии………………...…………...17 2.1.1 Эксперимент по разделу «Растения»……………………………..…………17 2.1.2 Эксперимент по разделу «Животные»……………………………...………25 2.1.3 Эксперимент по разделу «Человек и его здоровье»………………………..25 2.1.4 Эксперимент по разделу «Общая биология»………………………...……..26 2.2 Лабораторные и практические работы, предусмотренные программой 6-8 классах…………………………………………………………………………...….27 Глава 3 Разработка и проведение лабораторных и практических работ на уроках биологии на основе биологического эксперимента……………………………...31 3.1 Проведение лабораторных и практических работ на основе биологического эксперимента по разделу «Человек и его здоровье»……………………………..31 Заключение……………………………………………………......……………..….39 Список использованных источноков…..…………………..........……..…….……41 Приложение Введение Для достижения результатов и поставленных задач при обучении школьников большое значение имеют методы преподования, которые стоят наряду с объемом содержания учебного предмета и отобранным к уроку материалом. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Эксперимент - метод познания, с помощью которого можно изучить явления действительности, подвергая их различным изменениям, которые в свою очередь, контролируются исследователем. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемых объектов, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Главная задача эксперимента - проверка гипотез и предсказаний теории, которые имеют принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент, являясь одной из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания. Экcпeримeнт является методом, который способствует развитию познавательной активности учащихся. Эксперимент как метод исследования возник в естествознании нового времени. Впервые теоретические основы эксперимент получил филocoфcких утверждениях Ф. Бэкoнa, разработавшего первую классификацию экспериментов. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось борьбой между рационализмом и эмпиризмом в теории познания, которые по-разному понимали соотношение эмпирического и теоретического знания. Преодоление односторонности данных направлений, которые были начаты немецкой классической философией, нашло свое завершение в диалектическом материализме, содержавший в себе тезис о единстве теоретической и экспериментальной деятельности, является конкретным выражением о единстве чувственного и рационального, эмпирических и теоретических уровней в процессе познания. Актуальность темы исследования заключается в том, что биологический эксперимент очень редко используется как метод педагогической деятельности. Метод эксперимента должен быть основой учебного процесса, связывающим звеном запланированной цели и конечного результа. Его роль в системе «цель – содержание – методы – формы – средства обучения» является определяющей. Понятие метода иногда ошибочно относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае более уместно говорить о методах преподавания. А во втором - о методах учения. Методы обучения проявляются и ярко выражены при совместной деятельности учителя и учащихся, при котором методы преподования сплетаются методами учения. Выбор экспериментов, соответствующих содержанию темы и уровню знаний учащихся, обеспечит высокое качество знаний. Актуальность преподавания биологии с помощью экспериментальной деятельности учащихся в разделе «Человек и его здоровье» максимально велика, так как эксперимент занимает в этом разделе значительное место – около треть уроков в целом или частично строится на материале опытов, описание которых дается в тексте школьного учебника или в заданиях к параграфу. У учащихся формируется и закрепляются ряд специальных и общих познавательных понятий, что, в свою очередь, является важной особенностью учебных опытов этого раздела. В связи с этим учитель биологии обязан использовать школьный биологический эксперимент как метод обучения. Преподавание биологии через экспериментальную деятельность в 8 классе приведет к тому, что в дальнейшем учащиеся будут обладать достаточно многими умениями и навыками, которые смогут применять в повседневной жизни. Проведение биологических экспериментов на уроках биологии затрудняется отсутствием материальной. Из-за этого предусмотренные в школьной программе практические работы изучаются только в теории без применения практического опыта. Это приводит к поверхностному изучению предмета биологии, что в свою очередь приводит к пробелам в знаниях по данной дисциплине. Теоретическую основу дипломной работы составляют труды таких ученых как Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И.. Целью выпускной квалификационной работы является изучение биологического эксперимента и преподавания биологии с помощью экспериментальной деятельности учащихся в разделе «Человек и его здоровье». В соответствии с поставленной целью были выделены задачи: 1. Изучение теоретических основ экспериментальной деятельности учащихся; 2. Работа в классе с применением эксперимента как метода преподавания биологии; 3. Анализ проведенного исследования и установление степени эффективности использования эксперимента в качестве одного из методов обучения биологии. Объект исследования: биологический эксперимент. Предмет исследования: биологический эксперимент в обучении биологии. Гипотеза: правильно подобранные формы и методы организации обучения с использованием биологического эксперимента, способствует эффективному усвоению предмета школьниками. При написании дипломной работы были использованы следующие методы: - анализ литературы; - теоретический анализ и синтез; - конкретизация; - аналогия; - обобщение. Базой преддипломной практики: МБОУ «СОШ №18 с углубленным изучением отдельных предметов» города Набережные Челны. Глава 1 Теоретические основы биологического эксперимента 1.1 Биологический эксперимент как метод преподавания биологии Методом обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без сопутствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала.[15] Методика обучения биологии - наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета. Современная наука использует разнообразные виды экспериментов: 1. Качественный эксперимент – простейший тип эксперимента в сфере фундаментальных исследований, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. 2. Измерительный эксперимент – более сложный, выявляющий количественную определённость какого-либо свойства объекта. 3. Мысленный эксперимент - система мысленных, практически не осуществимых процедур, проводимых над идеальными объектами. Будучи теоретическими моделями реальных эксперимент, ситуаций, мысленные эксперименты проводятся в целях выяснения согласованности основных принципов теории. В области прикладных исследований применяются все указанные виды экспериментов. Их задача — проверка конкретных теоретических моделей. 4. Модельный опыт - специфичен для прикладных знаний. Ставится на вещественных моделях, воспроизводящих существ, черты исследуемой по природе естественной ситуации или технического устройства. Для обработки результатов эксперимента могут использоваться способы арифметической статистики, специальная отрасль которой изучит основополагающие факторы анализа и планирования опыта. Эксперимент ведется в искусственно сделанных критериях, при этом из сложного комплекса разнообразных естественных воздействий на организм отбирается и выясняется действительное влияние только индивидуальных отделенных обстоятельств. Эксперимент проводят преимущественно при исследовании физиологических процессов. Эксперимент возможен кратковременным и значительно долгим. На уроках биологии стандартно и типично употребляют разные демонстрационные опыты. Во всех этих случаях принципиально организовать верное наблюдение, рассмотрение изучаемого объекта. Биологический опыт как одна из разновидностей практического метода почаще всего используют при исследовании физиологического и экологического материала. Эксперименты бывают кратковременные и бесконечно долгие. Например, с увеличением повышение скоростной активности движения цитоплазмы в клеточках листа элодеи при не очень большом обогреве микропрепарата относятся к кратковременным.[9] Длительные наблюдения обыкновенно начинаются на уроке (на кружках, дома) позже идет по времени продолжительное наблюдение, измерение, отображение хода развития дела, фиксация результата. Усложнение биологического эксперимента можно увидеть, например, при проведении практических работ по теме «Раcтения. Бактeрии. Грибы и лишайники». Первое знакомство с микроскопом происходит при фронтальной работе, то есть все необходимые операции выполняются по команде учителя. Постепенно степень самостоятельности при выполнении лабораторных работ растает: становится возможным создание самостоятельной практической группы, которые в своей работе используют инструктивные карточки или инструкции из учебника.[6] Учитель организовывает контроль за ходом выполнения работы и ее промежуточных результатов, помогает завершить ее до конца и при необходимости направляет внимание ученика на имеющиеся недочеты. Усложнение наглядных методов можно наблюдать на примере использования натуральных и изобразительных пособий как источников знаний. Примером кратковременного экспериментального опыта или опыта, проводимых на уроках ботаники, являются известные всем работы по изучению состава семян, физических свойств почвы, образования крахмала в листьях и т. п. Самые простые биологические опыты, такие, как условия прорастания семян, испарение воды листьями ученики могут выполнить самостоятельно во внеурочное время или дома. Как пример кратковременных экспериментов, которые проводятся в курсе физиологии человека, можно указать работы по определению переваривающего действия слюны и желудочного сока. Одним из требований проведения биологического эксперимента является наличие достаточно длительного времени, в связи с этим многие из них невозможно полностью провести на уроке, поэтому демонстрируют только постановку опыта и его результаты [26]. В курсе общей биологии большинстве случаев ставят длительные эксперименты, в ходе которых, например, выясняют влияние различных экологических факторов на живые организмы, проводят опыты по скрещиванию животных (лабораторных мышей, золотистых хомячков, голубей). Экспериментальные работы учащиеся обычно проводят в порядке индивидуальных или групповых внеурочных занятий, как правило, в уголке живой природы или на школьном учебно-опытническом участке [32]. Наиболее многообразны эксперименты на учебно-опытническом участке. Они очень длительные и обычно занимают весь вегетационный период, т. е. целое лето. Перед учащимися ставят вопросы или задачи, которые они будут решать путем сравнения результатов опыта и контроля (опытные и контрольные растения или животные ставятся в одинаковые условия, кроме одного испытываемого). Во время опытов проводят точные наблюдения с измерениями и фиксированием результатов. Особенное значение имеет правильная фиксация наблюдений и результатов опыта в специальных табличках, которые позволяют сравнить показатели развития и урожайности опытных и контрольных растений и подводящих к выводам. Задачей проведения такого рода экспериментов является приучение учащихся к дисциплине мысли, к культуре, точности, достоверности и честности в исследованиях. Учащиеся получают необходимые знания о постановке эксперимента, начиная с простейших опытов дома и в уголке живой природы, тем самым подготавливаясь к более сложным и длительным опытам на школьном учебно-опытническом участке. Длительные экспериментальные опыты и наблюдения над животными проводятся для изучения их поведения [30]. Очень разнообразны опыты по выработке тех или иных условных рефлексов у позвоночных. Такие работы также проводят во внеурочное время, а полученные результаты используют на уроке. Каждый вид практических методов (работы по различению и определению, проведение наблюдения, регистрирующих явления, постановка эксперимента) проходит ряд этапов: 1. Постановка вопроса, обусловливающего цель работы. 2. Инструктаж технический и организационный. 3. Выполнение работы (определение, наблюдение, постановка опыта). 4. Фиксация результатов (проводится одновременно с выполнением работы). 5. Выводы, отвечающие на подавленный вопрос. 6. Отчет или сообщение о своей работе на уроке. Практическая работа учащегося в зависимости от содержания может строиться дедуктивно, когда уже известное положение подтверждается фактами, или индуктивно, когда на основе фактов делается вывод. Распознавание растений или животных и их органов, как правило, строится дедуктивно, эксперимент - почти всегда индуктивно; работы по определению и наблюдению с последующей регистрацией могут быть индуктивными и дедуктивными [18]. Любой из методов осуществляется в практике преподавания приемами. Методические приемы - элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе преподавания. Они могут носить логический, организационный и технический характер. На рис. 1.2.1 изображена структура проведения практических работ на уроке различными методическими приемами. В каждом виде практических работ необходимо различать работы предварительные исследовательского характера и работы последующие, закрепляющие и практикующие понятия. Первые даются учащимся до изучения вопроса, и учащиеся решают постановкой опыта поставленную перед ними задачу, результаты работы демонстрируются и обсуждаются на соответствующем уроке. Вторые проводятся после изучения вопроса, и теоретические знания учащиеся применяют на практике, проверяя детали в других вариантах [16]. В процессе преподавания биологии практические методы видоизменяются - развиваются в соответствии с усилением самостоятельности учащихся и усложнением работ. Правильно проведенные практические работы заставляют учащимся проделать ряд логических операций: Выявление сходства и различия, классификация, вывод, обобщение, умозаключение. Практические работы развивают умения и навыки учащихся только при правильном планомерном проведении их. К ним школьников необходимо приучать систематически, постепенно переводя их от коротких по времени, легких по технике и организации к более длительным и сложным. Современный биологический эксперимент включает несколько стадий: 1. Анализ фактов или теоретических изысканий, на базе которых формируется проблема; 2. Составление гипотез, решающих ее в форме предположений; 3. Выявление следствий, которые бы помогли спланировать эксперимент для проверки правильности гипотезы; 4. Разработка техники эксперимента; 5. Проведение биологического эксперимента; 6. Вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу. В школьных условиях можно показать только отдельные стадии биологического эксперимента [14]. Рис. 1.2.1 структура проведения практических работ на уроке различными методическими приемами. 1.2. Особенности биологического эксперимента по разделу «Растения» Проведение экспериментальных опытов по биологии в разделе «Растения» предусмотрена программой учебника В.В.Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения» для 6 класса. Биологический эксперимент занимает здесь значительное место – около трети всех уроков полностью или частично строится на материале экспериментальны опытов, методика выполнения которых приводится в тексте школьного учебника или в заданиях в конце параграфа [22]. Роль эксперимента присутствуеи и в образовании убеждений, формировании и развитии биологических понятий и материалистического мировоззрения, она способствует развитию познавательных способностей детей, возникновению и сохранению исследовательских интересов учащихся к растениям и к биологии в целом.[1] Тематикой исследования растений могут быть такие опыты, как: 1. Само изучаемое явление; 2. Условия протекания явления и основные закономерности ; 3. Влияние различных условий на объект исследования. Также уместным окажетс знакомство учащихся с экспериментальными опытами, которые показывают применение знаний об изучаемых растениях в производстве. Важной особенностью биологического эксперимента в 6 классе является то, что на них у учащихся впервые образуются представления о биологическом опыте, формируется ряд специальных и общепознавательных понятий: эксперимент, опыт, контроль, вариант опыта, сравнение, анализ в эксперименте, результат опыта, вывод из опыта и другие [17]. Учебные биологические эксперименты по методике разнообразны. многие из них отличаются необходимостью контроля в виде второго растения, прибора. В таких опытах присутствуют две составные части в виде опыта и контроля.[12] Экспериментальные растения в биологическом опыте – это такие, на которые оказывают определенное действие, для того чтобы на практике проверить , к чему приведут те или иные воздействия; контрольные растения находятся в общих условиях, что и эксприментальнык, но они не подвергаются воздействиям со стороны экспериментатора. Что произойдет с контрольными растениями заранее известно. Несмотря на это, контроль должен присутствовать во всех экспериментах как методе науки, чтобы убедиться в том, что ожидаемое действительно происходит, а также исключить возможные ошибки в эксперименте. Сравнение результатов, полученных в ходе эксперимента и контроля, сопоставление их с исходными условиями приводит к определенным выводам – решениям поставленных задач – достижению цели самого эксперимента.[1] В некоторых биологических экспериментах нет контроля в виде второго растения – им служит обычное состояние объекта до эксперимента. В опытах по выяснению условий, необходимых для того или иного явления, а также по изучению влияния различных условий на тот или иной процесс может быть несколько вариантов – несколько растений, поставленных в разные условия. Особенностью биологического эксперимента в 6 классе является то, что с их помощью изучаются сложные процессы жизнедеятельности растений, для понимания которых у учащихся не сформированы знания или их недостаточно по некоторым школьным дисциплинам, которые составляют практический опыт человека. Поэтому биологический эксперимент ограничивается определенными рамками, изучениет только внешние стороны явлений, без углубления в механизм самих процессов.[13] Чтобы помочь учащимся понять суть эксперимента и получить определенные знания, надо использовать опыты с простыми для понимания методиками. Для работы с учащимися по осмыслению методики эксперимента надо использовать вопросы, которые ведут к пониманию биологического эксперимента, не обращая на техническую сторону опыта. Это поможет сосредоточиться на главном. Особенностью биологического эксперимента по физиологии растений является то, что даже в простой методике школьного опыта, приходится иметь дело со сложнейшими явлениями в жизни растений, нередко с результатом взаимодействия многих процессов в организме, которые зависят от ряда внешних и внутренних условий [14]. 1.3. Особенности биологического эксперимента по разделу «Животные» При изучении по биологии раздела «Животные» в 7 классе не предусматривается проведение опытов с животными, кроме таких как наблюдение за реакциями дождевого червя на раздражители. Это прежде всего связано с трудностями по обеспечению процесса обучения необходимыми живыми объектами. Многие из них во время изучения раздела «Животные» находятся в природе, в спячке, в состоянии покоя на той или иной стадии развития. Их не возможно заблаговременно заготовить, а их содержание требуют множества усилий, создания живого уголка, постоянного внимания со стороны учителя биологии и учеников, вызывают сложности, связанные с их кормлением и уходом за ними. Однако это не значит, что учитель не может использовать школьный биологический эксперимент как метод обучения при ознакомлении учащихся с изучаемыми в школе типами и классами животных.[13] Опыты с животными в большинстве случаев связаны с выяснением влияния различных факторов природы на их жизнедеятельность, выработкой у них условных рефлексов, изучение их ориентирования и требуют длительного времени на выполнение таких типов работ [23]. Многие эксперименты в этом разделе могут быть выполнены только во внеурочное время, до или после изучения ориентированных к определенному эксперименту вопросов на уроках биологии. Учитывая это, учитель биологии должен использовать на своих уроках материалы заранее проведенных учащимися опытов, или предлагать провести опыты с изучаемым материалом и выделять дополнительное время на ознакомленияе учащихся с результатами выполненной внеурочной работы, что может сказаться на качестве обучения, так как учителю придется уменьшить количество экспериментальных работ, что в свою очередь приведет к пробелам в знаниях учащихся по другим темам раздела «Животные».[1] 1.4. Особенности биологического эксперимента по разделу «Человек и его здоровье» Длительное время по анатомии, физиологии и гигиене человека биологические эксперименты ставились на разнообразных опытах с лягушкой. Эти опыты позволяли на практике научиться таким методам экспериментального исследования, как работа с изолированными органами, метод разрушения, метод раздражени. Однако экологический кризис подтолкнул отказаться от традиционной системы опытов.[13] На сегодняшний день используются следующие группы методов: 1. Физиологические тесты – это различного рода эксперименты, связанные с изучением рефлекторной деятельности человека и животных, выявлением свойств анализаторов, наложением различных перетяжек, выявлением статистической и динамической работы мышц и многие другие – дают лишь косвенные доказательства тех или иных положений [38]. 2. Функциональные пробы – реакция человека на дозированные нагрузки, проводимые в определенных условиях, результаты которых сравниваются со стандартными значениями, полученными на основе массовых обследований здоровых людей. 3. Эксперименты, на выявление физических и химических закономерностей, действующих в условиях живого организма – опыты по изучению ферментов, свойств гемоглобина крови, органических и минеральных веществ костей и др. Ряд биологических экспериментов в данном разделе строятся на моделях. Модельные эксперименты имеют ряд особенностей. При демонстрации таких модельных опытов важно показать, чем модель сходна с объектом изучения и в чем отличия между ними. 1.5. Особенности биологического эксперимента по разделу «Общая биология» Курс но общей биологии но завершает цикл но биологического образования но учащихся. В но нем изучаются но наиболее общие но свойства, присущие но всем живым но организмам, вскрываются но основные закономерности но живой природы, но принципиальные отличия но живого от но неживого. Наиболее но полно и но глубоко отражаются но взаимосвязи биологических но явлений с но физическимиЦикл биологического образования учащихся завершается курсом общей биологии. В данном разделе изучаются общие свойства, присущие всем живым организмам, основные закономерности живой природы, отличительные особенности живого от неживого. Взаимосвязи биологических явлений с физическими и химическими процессами отражаются наиболее полно и глубоко. Изучая ряд общебиологических наук, учащиеся вместе с теоретическими основами знакомятся с методами изучения этих наук, в основе которых лежит биологический эксперимент. В связи с этим опыты в курсе общей биологии приобретают высокую значимость, в связи с их особенностями [1]. Важнейшей задачей данного курса биологии является экологическое образование и воспитание учащихся. Решению этих проблем помогают при постановке и проведению биологических экспериментов, которые доказывают загрязнение окружающей среды различными токсичными веществами. Эти опыты рекомендуется ставить во внеурочное время, а результаты обсуждать на уроке в виде сообщений и докладов, коллоквиумов [19]. Глава 2. Использование биологического эксперимента в проектной деятельности учащихся 2.1 Биологические эксперименты в курсе биологии 2.1.1 Эксперимент по разделу «Растения» Объектом для опытов для изучения жизни растений в 6 классе рекомендуются комнатные растения. Для них используют неприхотливые растений. Наиболее подходящими для этой цели являются пеларгония, плектрантус, бальзамин, колеус. Лучше всего считается если растения не очень крупные, имеются в нескольких экземплярах. Для этих целей весной необходимо укоренить черенки в воде или во влажном песке, после этого их высадить. Все учебные биологические эксперименты по разделу «Растения» в 6 класса могут быть проведены на сельскохозяйственных растениях, выращиваемых в помещении из семян. Все опыты могут быть поставлены на фасоли обыкновенной, хорошими объектами для ряда экспериментов являются горох, бобы, рожь, пшеница; в экспериментах по минеральному питанию растений лучшие результаты можно получить при опытах на томатах. Сельскохозяйственные культуры в качестве объектов учебных опытов имеют важные преимущества перед комнатными растениями: 1) Их легко вырастить в необходимом количестве к определенному сроку; 2) Опыты ставятся на молодых растениях, занимающие мало места на подоконнике, под лампой; 3) Результаты экспериментов на таких объектах получаются быстрее и ярче, чем на комнатных растениях, что очень важно для демонстрационного опыта; Проведение экспериментов на сельскохозяйственных растениях имеет и политехническое значение — знакомит учащихся с различными культурами, с их биологическими особенностями [11]. Необходимые семена можно получать самим, выращивая соответствующие культуры на учебно-опытном участке школы, на приусадебных участках — в плане индивидуальных летних заданий учащимся. Для учебных опытов в 6 классе пригодны растения, выращиваемые как в почве, так и на воде — в стеклянных банках, пробирках с обычной водой. Выращивание растений на воде интересно для экспериментальной работы тем, что: 1) экономное использование места; 2) простота ухода за растениями; 3) удобно использовать в опытах. Выращиваются растения на воде не более 3—4 недель, для большинства опытов подходящими являются двухнедельные растения. На таких растениях можно провести все основные опыты курса — по изучению фотосинтеза, дыхания разных органов растения, поглощения веществ корнем, испарения воды листом и др. Проращивать семена для биологических опытов необходимо на воде. В почву же можно сеять как проросшие, так сухие семена [1]. Одним из способов проращивания семян является проращивание на лоскуте ткани, сложенном в несколько слоев, обильно увлажненном и положенном на дно плоской посудины (тарелки, кристаллизатора и т. п.). Сухие семена размещают на поверхности подстилки из ткани, прикрывают их краями лоскута, посудину накрывают крышкой. Недостатком этого способа является необходимость поддерживать нормальную влажность ткани — смачивать ее по мере подсыхания или сливать излишек воды. Если этого не делать, прорастание семян может затянуться, быть неравномерным, возможно и загнивание семян при избытке воды. При другом способе семена предварительно замачивают в воде— заливают большим количеством некипяченой воды, например в банке на 0,5—1 л. Семена фасоли, гороха, бобов выдерживают в воде 8—10 ч (не более 12 ч), зерна ржи, пшеницы, ячменя, семена томатов — от 12 до 20 ч. Затем всю воду с семян сливают и оставляют их в той же банке, неплотно прикрывают или помещают в плоскую посудину с крышкой на умеренно влажную подстилку из ткани. Мелкие семена, например томатов, удобно замачивать в воде и проращивать в банках, предварительно завернув их неплотно в матерчатый мешочек. Рассмотренные способы целесообразно применять для проращивания обольшого количества семян. Для многих же учебных экспериментов достаточно прорастить всего несколько штук. С этой целью удобно использовать проращивание семян в небольших (на 0,25—0,3 л) стеклянных баночках из-под продуктов питания. Семена фасоли в количестве 15—20 штук помещают в центр смоченного водой лоскута ткани размером примерно 12 на 12 см и накрывают их краями лоскута так, чтобы получился сверток с одной многослойной стороной. Этой стороной сверток помещают на дно банки. Наливают в нее немного воды: если сверток сдвинуть в сторону, то слой свободной воды должен быть от 0,5 см (если семена проращивают при комнатной температуре) до 1 см (если банку помещают в более теплое место). Банку закрывают крышкой из 3—4 слоев газетной бумаги, укрепляют ее резиновым кольцом или нитками по желобку банки. Соблюдение всех указаний методики избавит от какого-либо ухода за семенами. Данный способ больше всего подходит для проращивания семян теплолюбивых растений (фасоль, томаты), так как банки с семенами удобно размещать у источников тепла в школе или дома, подвешивать их с помощью шнура на необходимой высоте у батареи отопления, помещать на шкаф, где теплее [3]. Контроль за температурой в банке легко ввести лабораторным термометром, проколов им бумажную крышку. Нетребовательные к теплу объекты (горох, рожь, пшеница и др.) прорастают при обычной комнатной температуре на второй-третий день после замачивания. Для быстрого прорастания семян теплолюбивых растений необходима температура 22—25 °С. При этом семена фасоли начинают прорастать через 2—3 дня, томатов— через б—7 дней, в обратной зависимости от температуры. При низкой комнатной температуре прорастание семян может затянуться— у фасоли до 7 дней, у томатов — до двух недель. Семена фасоли могут прорастать неравномерно, что зависит от качества их. Поэтому надо через 2—3 дня посмотреть и выбрать проросшие семена, в том числе наклюнувшиеся — те, у которых чуть вышел корешок. Эти семена либо высевают, либо помещают на время в небольшие влажные камеры. Если надо задержать дальнейшее прорастание семян, влажные камеры помещают в холодное место — с температурой не ниже 0°С [2]. Для опытов растения также выращивают на воде в обычных химических пробирках или в широко-горлых стеклянных банках на 0,5—1 л. Используются и другие посуды — пузырьки, пластиковые банки, стаканы, изготовленные из водонепроницаемых картонных коробок, но они не очень удобны в применении. При выращивании растений в пробирках нужно сделать приспособление для удерживания семян на краях пробирки — прикрепить к сухому стеклу перекладину из пластилина или частично закрыть им отверстие пробирки [4]. Пробирки наполняют некипяченой водой и устанавливают вертикально в какую-либо подходящую банку, стакан из картонной коробки и т. п. На дно стеклянной банки надо положить лоскут ткани или несколько слоев бумаги, чтобы уменьшить возможность разбить дно пробирки при работе. Если банка-штатив из прозрачного стекла, ее надо обернуть несколькими слоями газетной бумаги — закрыть от света. Это обязательно при длительном выращивании растений. Проросшие семена с корнем в 1 — 1,5 см помещают по одному на край пробирки и перекладинку из пластилина, последнюю несколько прогибают вниз, чтобы корешок глубже опустился в воду, а положение семени было более устойчивым. Воду в пробирках можно не менять в течение 2—3 недель, если она остается прозрачной, а только доливать убывающую. В первые два дня это приходится делать дважды в день, чтобы небольшие еще корни не оказались вне воды, позже — через день, но проростки надо опустить глубже в пробирку. При продолжительном выращивании растений отверстие пробирки закрывают ватной пробкой, что избавляет от частого подливания воды и улучшает снабжение корней воздухом (он поступает в пробирку вместо поглощенной воды; за 2—3 дня воздух может занять 1/2—2/з объема пробирки). Выращивание в пробирках особенно ценно для тех опытов, где необходимо иметь корни без повреждений [7]. При выращивании растений в банках нужно сделать крышки. Функции крышки может выполнять кусок картона с отверстиями для корешка семени и с прорезями, предназначенными для извлечения из банки выросших растений целиком, с корнем. Через прорези можно и высаживать проростки у которых корень начал ветвиться, чего нельзя сделать при использовании иных крышек. Можно затянуть отверстие банки полиэтиленовой пленкой, прикрепив ее нитками или резиновым кольцом по желобку банки. В пленке прокалывают отверстия размером около 2 мм на расстоянии одно от другого в 2—3 см. Одно отверстие у края банки делают большее для того, чтобы через него наливать воду. Недостатком крышки из пленки является то, что растения в ней не могут закрепиться прочно — при извлече....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: