VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Библиотечное обслуживание маломобильных групп населения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013038
Тема: Библиотечное обслуживание маломобильных групп населения
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра библиотечно-информационной деятельности и гуманитарных дисциплин


Допустить к защите 
Зав.кафедрой, (к.п.н.)
Афанасьева О.И.
«___»_________________2018 г.


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Библиотечное обслуживание маломобильных групп населения на примере Специализированной библиотеки «Книги-03» г. Якутск»

Направление подготовки/специальность
«Библиотечно-информационная деятельность»
Профиль подготовки/квалификация
Бакалавриат

Выполнил (а)________Попова Нюргуяна Мирославовна______________________
                                                                                   подпись
Руководитель_________Афанасьева Ольга Ильинична________________________

Консультанты___________________________________________________________





Якутск
2018 г.
Оглавление

Введение………………………………….………………………………………..3

Глава 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Библиотечное обслуживание: понятие, виды и структура…………………6
1.2Нормативно-правовая база библиотечного обслуживания маломобильных групп населения…………………………………………………………………..
1.3 Формы и методы библиотечного обслуживания маломобильных групп населения………………………………………………………………………….

Глава 2. БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В БИБЛИОТЕКЕ «КНИГА-О3»
2.1 Общая характеристика и историябиблиотеки «Книга-03» г. Якутска……
2.2Специфика
2.3. Рекомендации по обслуживанию маломобильных групп населения……..
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

      
      На сегодняшний день одним из главных направлений государственной социальной политики Российской Федерации является интеграция и адаптация социально незащищённых, маломобильных групп населения, обеспечение их полного участия в политической, экономической, социальной и культурной жизни. Одним из условий полноценной социальной адаптации данной группы населения является приобщение к книге, к всевозможным информационным ресурсам. В связи с этим, ведущим направлением деятельности современных библиотек является обеспечение возможности широкого доступа к информации социально незащищённых граждан; помощь специалистам, работающим с ними, родителям, имеющим детей с инвалидностью, членам семей, в которых есть люди с инвалидностью. Библиотека создаёт условия для независимой жизни и работы, помогает им в получении образования, овладении профессией, трудоустройстве, повышении самооценки личности, возможности творческого самовыражения, приобщении людей с инвалидностью к активной жизни в обществе и изменении позиции общества по отношению к людям с инвалидностью.
      Цель данной выпускной квалификационной работы:описать методы библиотечного обслуживания маломобильных групп населения на примере Специализированной библиотеки «Книга-03» г. Якутск.
      Объект: библиотечное обслуживание маломобильных групп населения.
      Предмет:  библиотечного обслуживание в Специализированной библиотеке «Книга-03».
      Для достижения цели, поставлены следующие задачи:
1. Выявить литературу по теме;
2. Рассмотреть терминологическую базу по теме исследования;
3. Изучить законодательную базу взаимодействия с маломобильными пользователями в библиотеках;
4. Исследовать виды библиотечного обслуживания маломобильных групп населения
5. Дать общую характеристику Специализированной библиотеки «Книга-03» г.Якутска
6. Выявить особенности библиотечного обслуживания Специализированной библиотеки «Книга-03» г.Якутска
7. Разработать практические рекомендации по обслуживанию маломобильных групп населения в библиотеке. 
      При решении поставленных задач использовались следующие методы:
1. метод терминологического анализа;
2. метод анализа и синтеза;
3. логический;
4. графический;
      В работе использовались учебные пособия по менеджменту, библиотечному делу, материалы печатных СМИ и из Сети Интернет. Библиотечное обслуживание является объектом исследования в работах В. А. Азаровой, А. Я. Айзенберга, В.А. Бородиной, В. В. Брежневой, М. Я. Дворкиной, С. А. Езовой, И. А. Мейжис, Ю. В. Мелентьевой, В. А. Минкиной, С. Б. Ратмановой, А. Н. Шапошникова и других исследователей.
      База исследования: МКУ ЦБС ГО «г. Якутска» Специализированная библиотека «Книга-03». 
      Структура выпускной квалификационной работы определяется логикой исследования, поставленными целью и задачами. Она состоят из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему работы,заключения, библиографического списка и приложений.


ГЛАВАI.  ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

1.1. Библиотечное обслуживание: понятие, виды и структура

    Термин «библиотечное обслуживание» определяется ГОСТами 7.26–80СИБИД. Библиотечное дело. Основные термины и определенияи7.0–99. СИБИД. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения.Кроме того, существуют понятия деятельности «библиотечного обслуживания» – как «широкой» (социальной), так и «узкой» (внутрибиблиотечной). Данные определения дают представление о разных аспектах библиотечного обслуживания как деятельности, они не противоречат друг другу, а расширяют и уточняют суть библиотечного обслуживания в разных условиях.
    Библиотечное обслуживание – совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг. Цель библиотечного обслуживания – наиболее полное удовлетворение читательских потребностей и способствование их развитию1.
    Субъектами библиотечного обслуживания являются библиотекарь и пользователь, но их роли в этом процессе различны.
    В качестве объекта библиотечного обслуживания можно рассматривать читательские потребности, на удовлетворение и развитие которых оно направлено.Предметом обслуживания являются запросы пользователей, выражающие их потребности.
    Библиотечное обслуживание завершается результатом, то есть библиотечной услугой, которая в зависимости от запроса может быть оказана в форме выдачи документа, справки и т. д.Субъекты обслуживания – библиотеки – оказывают библиотечные услуги на основе использования ресурсов, которыми они располагают (фонды, справочно-поисковый аппарат, технические средства и оборудование, здание, интерьер и т. п.), а также через Интернет. Условия, в которых осуществляется обслуживание, называются библиотечной средой, она влияет и на субъекты, и на процессы(технологию) обслуживания, и, соответственно, на результат обслуживания.
    Названные подсистемы взаимосвязаны через потребности и запросы пользователей библиотек.
    Ресурсные возможности системы обслуживания одной библиотеки ограничены, поэтому используются ресурсы всей совокупности -библиотек территории – региона, страны и мира. Обслуживание осуществляется как традиционными формами, такими как межбиблиотечный абонемент и международный межбиблиотечный абонемент, так и виртуальными, по телекоммуникационным каналам и через Интернет.
      Библиотечное обслуживание, осуществляемое в условиях открытого информационного пространства, предусматривает: организацию наиболее рационального обмена информацией; создание необходимых и достаточных условий для всех этапов работы с информацией; приобщение в равной степени всех людей к ценностям мировой культуры.
      В библиотечном обслуживании реализуются многообразные функции:
      - социальные – мировоззренческие, информационные,культурно-просветительские, образовательные. Они определяются законом «О библиотечном деле» и реализуются через систему психологических и педагогических функций;
      - психологические – ценностно-ориентационные,познавательные, коммуникативные,эмоционально-компенсаторные,рекреационные, эстетические, рефлексивные;
      - педагогические – воспитательные и самовоспитательные, образовательные и самообразовательные, обучающие и самообучающие, развивающие
      Основными принципами библиотечного обслуживания являются: доступность, приоритет читательских потребностей, запросов и прав читателя. Соответствие обслуживания читательским потребностям рассматривается как закон«конгруэнтности», из которого вытекают особенности библиотечного обслуживания в зависимости от господствующего политического режима (тоталитарного, авторитарного, либерального, демократического). Кроме перечисленных соблюдаются такие принципы, как полнота, оперативность, комфорт, дифференцированный подход, а также систематичность, плюрализм, диалогичность, наглядность, краеведческий подход.
      Многообразие принципов с некоторыми уточнениями и дополнениями можно систематизировать в четыре группы:
      Принцип целесообразности, развития, демократизации, комфортности (технологической и психолого-педагогической).Каждый из них включает еще несколько принципов.
      Так, принцип целесообразности включает следующие составляющие: конгруэнтность, востребованность, включенность, воспроизводимость, краеведческий подход, социальную и психолого-педагогическую эффективность, экономичность.
      Принцип развития включает развитие целей, средств, методов и технологий обслуживания, информационных потребностей пользователей, информационной культуры читателя и библиотекаря, информационных ресурсов и услуг и т. д.
      Принцип демократизации предполагает наличие плюрализма в идеологическом, содержательном иорганизационно-методическомаспектах и т. д.
      Принцип комфортности (технологической и психолого-педагогической) базируется на активности, коммуникативности, компетентности, корпоративности и т. д.
      Задачи библиотечного обслуживания по отношению к личностииобществу:
      - снижение барьеров (физических, интеллектуальных, технических, организационных, межличностных, финансовых) доступности получения пользователем необходимой ему информации и библиотечных услуг;
      - постоянное изучение читательских и информационных интересов, запросов и потребностей пользователей в целях наиболее полного их удовлетворения;
      - расширение номенклатуры и повышение уровня креативности предоставляемых пользователю услуг;
      - содействие формированию культуры чтения и информационной культуры пользователей;
      - продвижение чтения в не читающие слои общества.
      При осуществлении библиотечного обслуживания помимо принципов необходимо опираться на фундаментальные положения(законы), сформулированные еще классиками библиотековедения(Ш. Ранганатаном, Дж. Шира, Н. А. Рубакиным): «Книги предназначены для использования»; «Библиотека – растущий организм»; «Каждому читателю – его книгу».


1.2. Нормативно-правовая база библиотечного обслуживания маломобильных групп населения
      
      СНиПами 35-01–2011 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения дано определение маломобильной группы населения (МГН): люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т. п.
      Выделяют четыре группы мобильности: 
      1. люди, не имеющие ограничений по мобильности, в том числе с дефектами слуха;
      2. немощные люди, мобильность которых снижена из-за старения организма (инвалиды по старости), а также инвалиды на протезах; 
      3. инвалиды с недостатком зрения, пользующиеся белой тростью, инвалиды, использующие при движении дополнительные опоры (костыли, палки), а также люди с психическими отклонениями;
      4. инвалиды, передвигающиеся на креслах- колясках, приводимых в движение вручную.
      Индивидуальная мобильность инвалидов согласно Конвенции обеспечивается благодаря «содействию индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене; облегчению доступа инвалидов к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, технологиям и услугам помощников и посредников, в том числе за счет их предоставления по доступной цене».
      Существует ряд документов, гарантирующих социально незащищённым группам населения, наряду с другими гражданами, право на свободный и равный доступ к информации, к системе библиотечного обслуживания. В Федеральном законе от 29.12.1994 78-ФЗ «О библиотечном деле» права особых групп пользователей прописаны отдельной статьей Статья 8. Права особых групп пользователей библиотек:
      - пункт 2. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.
      Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
      - пункт 3. Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ.
      В Манифесте ИФЛА/ЮНЕСКО о публичной библиотеке говорится: «Публичная библиотека предоставляет свои услуги на основе равенства доступа всех, независимо от возраста, расы, пола, религии, национальности, языка или социального статуса. Особые услуги и материалы должны предоставляться таким абонентам, которые по тем или иным причинам не могут пользоваться обычными услугами и материалами, например представителям языковых меньшинств, инвалидам, стационарным больным или заключённым».
      Деятельность библиотек в сфере адаптации маломобильных групп населения направлена на:
      — проведение обширной реабилитационной работы по формированию нравственной, правовой, эстетической, экологической культуры личности, культуры чтения;
      — оперативное предоставление особым группам пользователей общественно значимой информации, обеспечение их документами на различных носителях;
      — всемерное содействие получению образования и трудовых навыков;
      — установление тесной связи с организациями, ведущими работу по социальной адаптации инвалидов;
      — использование в обслуживании современных технических средств, компенсирующих дефекты и расширяющих возможности приобщения к культурной и общественной жизни граждан с ограниченными возможностями.
      Повысить качество деятельности библиотек с социально незащищёнными пользователями поможет систематизация работы, полное удовлетворение их запросов, расширение перечня форм и методов библиотечного обслуживания.
      
1.3. Формы и методы библиотечного обслуживания маломобильных групп населения

      Задачами общедоступных библиотек по обслуживанию маломобильных групп населения являются:
      — выявление и формирование круга потенциальных пользователей, которые нуждаются в услугах библиотеки, и их характерных особенностей как читателей;
      — комплектование библиотечного фонда на основе информационных потребностей различных категорий маломобильныхпользователей;
      — организация библиотечно-информационного обслуживания с использованием различных форм и методов, в том числе внестационарных;
      — координация работы и проведение совместных мероприятий с различными организациями, ведущими работу по адаптации маломобильных групп населения;
      — методическое обеспечение работы библиотек с маломобильнымипользователями.
      Рассмотрим поэтапно деятельность библиотек по социальной адаптации вышеназванной группы населения. Первостепенным является выявление круга маломобильных людей, которые нуждаются в услугах библиотеки. Сбор информации можно осуществлять при помощи социальных служб, общественных организаций. В рекламных целях необходимо наладить регулярную подготовку публикаций о работе библиотек с социально незащищёнными гражданами, размещать информацию на web-странице в Интернете. На базе полученных данных рекомендуется создать картотеку или базу данных особых категорий пользователей. Для этого необходимо провести анализ демографического состава, профессионального статуса, рода занятий, анализ информационных потребностей и услуг потенциальных и реальных пользователей, возможно проведение письменных и телефонных опросов, социологических исследований.
      Для более полного удовлетворения информационных потребностей социально незащищённых слоёв населения необходимо располагать специализированной информационной базой: книгами, периодическими изданиями, электронными ресурсами. Поэтому следующее направление работы библиотеки связано с формированием библиотечного фонда (аудиальных, тактильных, визуальных документов) на основе информационных потребностей различных категорий пользователей в помощь учебной, профессиональной, досуговой деятельности, а также для специалистов, занимающихся проблемами инвалидов, членов семей. В фондах должна присутствовать литература по психологии, дефектологии, медицине, социальной реабилитации и адаптации населения. Пользователям с нарушениями зрения необходимы книги, напечатанные шрифтом Брайля, а также «говорящие» книги, изготовленные с использованием современных цифровых форматов. Пользователям с нарушением слуха необходимы документы, в которых информация представлена в форме видеорядов жестовых сообщений.
      Рабочее место незрячих и слабовидящих читателей должно быть оборудовано специализированными компьютерными устройствами, которые позволяют обрабатывать тексты, представленные шрифтами Брайля, — брайлевскими дисплеями и брайлевскими принтерами, а также цифровыми проигрывателями, которые подают озвученные текстовые материалы в форматах, регламентированных стандартами консорциума ДЭЙЗИ. Предоставление ресурсов сети Интернет позволяет социально незащищённым гражданам чувствовать себя полноценными, быть более самостоятельными и независимыми в получении информации. Желательно проводить в библиотеке бесплатное индивидуальное обучение основам навигации в сети Интернет. Кроме того, можно оказывать услуги электронной почты, электронной доставки документов и сканирование. Работа с сайтами, виртуальная справка, электронная доставка документов актуальны для инвалидов, не имеющих возможности выйти из дома.
      Создание библиотечного веб-сайта, доступного незрячим пользователям, ещё один шаг к осуществлению принципа равных возможностей по доступу к информации социально незащищённых групп читателей.
      Необходимо расширить работу библиотеки с социально незащищёнными гражданами посредством:
      — издания библиографической продукции (планы чтения, аннотированные списки литературы, тематические дайджесты, пресс-досье, информационные бюллетени, буклеты социально значимой информацией, тематические картотеки);
      — создания информационных баз данных и др. по основным направлениям работы с пользователями, создания информационного ресурса на сайте библиотеки;
      — создания адресных баз социальных учреждений — районных, городских и др.;
      — выполнения справок и запросов, в т. ч. с использованием новых информационных технологий (Интернет, электронная почта, «Виртуальная справка» и др.);
      — предоставления услуг с использованием электронных правовых баз данных;
      — индивидуального и группового информирования, например, «Социальная интеграция инвалидов», «Социальная защита населения. Социальное законодательство», «Социальное обеспечение и защита пенсионеров, ветеранов» и др.;
      — проведения мероприятий информационного характера (Дней информации, обзоров, бесед и др.);
      — оформления постоянно и периодически действующих тематических выставок, уголков и полок, информационных стендов на социально значимые темы;
      — использования межбиблиотечного абонемента;
      — проведения культурно-просветительских мероприятий и организации досуга с целью психологической реабилитации и социальной адаптации социально незащищённых слоёв населения.
      В обслуживание людей, которым недоступно посещение библиотеки, практикуются внестационарные формы работы В библиотеке целесообразно завести базу данных (картотеку) данной группы читателей. Обслуживание строится на основе заказа книг по телефону, согласования графика посещений, информирования о новых поступлениях и др. Библиотеки пользуются услугами волонтёров, прежде всего, для обслуживания инвалидов на дому (книгоношество), для проведения различных акций. В этом качестве выступают студенты учебных заведений, школьники, специалисты социальных служб и т. п. Для организации внестационарного обслуживания возможно создание специализированной службы. Так, например, Центральная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова г. Москвы разработала инновационный проект, главная задача которого, расширить спектр библиотечно-информационных услуг для особых групп пользователей для оперативного удовлетворения их информационных потребностей. В штат нового структурного подразделения — Диспетчерскую службу — вошли студенты одного из вузов. Кроме доставки литературы и аудиоматериалов по запросам, в перечень услуг входит социально-правовое консультирование, в том числе с выездом психолога и юриста на дом.
      Ярким примером участия библиотек в процессах интеграции и адаптации социально незащищённых групп в обществе является использование в работе постоянно совершенствуемых технологий социокультурной реабилитации. Это находит отражение в мероприятиях к Международному дню инвалидов (3 декабря), Международному дню слепых (13 ноября), Международному дню глухих (24 сентября), Дню пожилых людей (1 октября), Международному дню защиты детей (1 июня), в реализации циклов мероприятий в рамках декады инвалидов (1-10 декабря).
      Наиболее распространённым направлением культурно-досуговой деятельности библиотек является создание клубов, творческих объединений, кружков. Работа клубов и кружков создаёт оптимальные условия для проведения досуга, приобщения к социально-культурным ценностям, формирования культуры чтения, удовлетворения духовных потребностей пользователей библиотек, среди которых инвалиды, люди пожилого возраста, дети с различными формами физических ограничений. В библиотеках можно создавать клубы, объединяющие инвалидов (или другие категории социально незащищённых слоев населения). Библиотечные формы обслуживания, применяемые в работе с инвалидами, должны быть ориентированы на организацию неформального общения и такого досуга, который помог бы читателю-инвалиду преодолеть или предотвратить чувство собственной неполноценности. При этом отмечается, что библиотеки в общении не должны проводить никакой грани между инвалидами и другими пользователями. При проведении библиотечных мероприятий очень важно относиться к читателям-инвалидам как к равноправным участникам.
      Развитие творческих способностей и помощь в творческой самореализации читателей-инвалидов реализуется с помощью организации творческих фестивалей. Включение инвалидов в различные виды художественного и прикладного видов творчества расширяют их коммуникативные связи, возможности интеллектуального и физического развития. Рекомендуется планирование различных книжных выставок по поддержке разнообразных увлечений: по рукоделию, физической культуре, художественному творчеству, а также организация персональных и коллективных выставок творчества.
      В обслуживании особых групп читателей библиотеки переходят к планомерной работе по осуществлению технологий социокультурной реабилитации (библиотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, сказкотерапия и т. д.). Библиотерапия — важное терапевтическое и профилактическое средство, рассчитанное на различные категории, возрастные группы (дети, молодёжь, люди среднего возраста, пожилые, пациенты больниц, инвалиды и т. п.) с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Способность печатного слова оказывать такое же, а иногда и большее воздействие, чем устная речь, служит одним из оснований использования литературы в целях лечения и профилактики заболеваний. Область, в которой приоритет библиотерапии не подвергался и не подвергается сомнению, — помощь инвалидам, прежде всего детям-инвалидам. При проведении библиотерапии подбираются книги о людях, живших и живущих в экстремальных условиях, то есть заболевших тяжёлой болезнью или получивших физическое увечье. Проводится обсуждение прочитанного: как жить дальше, как найти своё место в жизни, превозмочь себя и радоваться жизни.
      Следующим этапом работы библиотеки является координация её работы со службами социальной помощи населению и другими организациями, которые занимаются проблемами социально незащищённой категории населения. Это поможет не только выявить людей, нуждающихся в помощи, участии и определить круг работы с ними, но и организовать на должном уровне работу с ними. В состав социальных партнёров могут входить:
      — поликлиники, в том числе детские;
      — органы власти;
      — советы ветеранов;
      — общества инвалидов;
      — районные отделы социального обеспечения;
      — родители;
      — общеобразовательные школы;
      — коррекционные общеобразовательные школы;
      — интернаты;
      — детские дома;
      — центры занятости;
      — волонтёры.
      Необходимо заключить договора социального партнёрства с организациями, совместно с которыми библиотеки будут осуществлять, поставленные перед ними цели и задачи. Определяется стратегия дальнейшей деятельности каждой библиотеки в работе с социально незащищёнными гражданами и составляются планы работы по основным направлениям деятельности.
      Для повышения эффективности и качества библиотечного обслуживания читателей-инвалидов, рекомендуется создать Банк адресно-фактографических данных организаций и учреждений с указанием адресов, телефонов, часов работы. Здесь же необходимо собрать официальные документы: Указы Президента РФ, законы, постановления и решения федеральных и местных органов власти, имеющих важное значение для социально незащищённых групп населения.
      Организационно-методическая деятельность библиотек в направлении работы с особыми группами пользователей может быть представлена следующим образом: отбор материалов по данному направлению в папки-накопители, роспись статей в систематическую картотеку методических материалов, создание методических рекомендаций по организации обслуживания и др.
      Помимо знания библиотечных технологий, библиотекарю, работающему с людьми с ограниченными физическими возможностями, необходимо владеть навыками социальной и педагогической работы, иметь базовые знания в области медицины и психологии. Большую роль в работе с инвалидами играют такие качества, как такт, желание помочь, терпение, внимание, коммуникабельность, отзывчивость. Работа с социально незащищёнными категориями пользователей требует от библиотекаря высокого профессионального мастерства, постоянного повышения квалификации. К проведению занятий нужно привлекать психологов, дефектологов, социальных педагогов, социальных работников.
      Повышению квалификации будет способствовать и проведение научно-практических конференций, семинаров, курсов, экскурсий в специализированных учреждениях, стажировок. На сайтах библиотек создаются специальные разделы, главной целью которых является систематизация, обобщение информации, анализ передового опыта библиотек, служб, различных организаций по работе с людьми с ограниченными физическими возможностями, а также установление и укрепление социального партнёрства. Представленная информация помогает библиотекам и организациям, выявить коллег, которые работают по данному направлению, обменяться опытом для улучшения работы и получения наилучших результатов. Например, на сайте Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки создана страничка консультационного центра по работе библиотек с инвалидами. При наличии большого количества особых групп читателей рекомендуется выделение в штате публичных библиотек сотрудников, ответственных за работу с данной категорией пользователей. С целью облегчения доступа к информации, в библиотеке возможно создание информационной службы, консультационного центра для социально незащищённых пользователей.
      Участие библиотек разных типов и видов в обслуживании особых групп читателей способствует их социальной реабилитации, полноценному включению в социально-культурное отношения. В настоящее время активно продвигается тенденция целенаправленного формирования системы интегрированного библиотечного обслуживания в условиях региона и в масштабах страны. Основа названной системы — гармоничное сочетание интегрированного и специализированного обслуживания, при котором каждый человек, независимо от характера и степени физических ограничений, может получить информационно-библиотечные документы и услуги там, где ему удобно — по месту жительства, учёбы, работы, отдыха и т. д. При этом основная часть общедоступных учреждений предоставляет необходимый минимум услуг, а специализированные — максимум специальных услуг, документов, информации в доступном для восприятия виде. Одним из важных условий является формирование единых подходов и принципов библиотечного обслуживания инвалидов, выработка единых стандартов для библиотек всех типов. При интегрированном обслуживании у инвалидов расширяются возможности выбора библиотек. Но интегрирование в данном контексте не означает перекладывание всей тяжести обслуживания таких читателей на плечи муниципальных библиотек. Наоборот, библиотечные работники специальных библиотек стремятся обучить методике работы с незрячим читателем специалистов других библиотек, предоставить им во временное пользование свои информационные ресурсы. Кроме того, интегрированное обслуживание рассматривается ими как возможность предоставления своих методик для работы с социально незащищёнными группами населения.
      Сотрудничество с  библиотекой для слепых может осуществляться по следующим направлениям:
      — обслуживание читателей публичных библиотек через межбиблиотечный абонемент;
      — помощь в комплектовании фондов публичных библиотек;
      — проведение профессиональных встреч с участием публичных библиотек (конференции, семинары, круглые столы);
      — участие специальных библиотек в проведении мероприятий на базе публичных библиотек;
      — предоставление специальными библиотеками технических средств на договорной основе;
      — участие в клубной работе библиотек;
      — создание и реализация совместных проектов в области обслуживания людей с ограниченными возможностями посредством традиционных и инновационных библиотечных технологий;
      — предоставление библиографических и информационных изданий;
      — помощь в разработке (или предоставление) нормативных документов.
      Осуществление всего комплекса мероприятий по социальной адаптации маломобильных групп населения обеспечит им право на беспрепятственный доступ к информации, предоставление такого же круга услуг, который получают и другие категории читателей, и право на участие в социальной жизни.
      
      


ГЛАВАII. БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 
В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ БИБЛИОТЕКЕ «КНИГА-О3»

2.1. Общая характеристика и история библиотеки «Книга-03» г. Якутска
      
      15 апреля 1994 год – дата преобразования отдела нестационарного обслуживания ЦГБ им. В.Г. Белинского в специализированную библиотеку социального назначения. Ее учредители являются Управление культуры и духовного развития столицы и Управление социальной защиты населения г. Якутска.
      Цель библиотеки «Книга-03» – это гуманизация библиотечного обслуживания. Специализация библиотеки «Книга-03» предполагает обслуживание в пределах города людей с инвалидностью всех возрастов, ветеранов ВОВ и тыла, одиноких престарелых и пожилых людей, также население округа «Строительный». Основными направлениями являются продвижение книги и чтения, сохранение читательского потенциала, дальнейшее развитие краеведческой работы, социальное партнерство и связь с общественностью.
      Коллектив библиотеки состоит из 8ми человек. Заведующая библиотеки Козина Ольга Анатольевна – профессионал своего дела, грамотный руководитель. Библиотека состоит из 2х секторов: организационно-массовый сектор и сектор надомного обслуживания.
      Ежегодно обслуживается 2800 читателей, в том числе около 250 человек на дому. Книжный фонд библиотеки составляет 14 000 экземпляров, литература по социальной защите населения является приоритетной в комплектовании специализированного фонда.
      Основные контрольные показатели (за 2017 год):

Всего
В т.ч. дети
В т.ч. молодежь
В т.ч. читатели надомного обслуживания
Читатели
2859
813
311
240
Посещение
19949
6118
1096
1450
Книговыдача
59764
12080
2529
8115
      
      Посещение массовых мероприятий – 2028
      Количество справок – 1147
      За 2017 год средняя читаемость – 21, посещаемость – 7.


Специальный дом системы социального обслуживания населения
- Детская летняя площадка
Вторник, четверг


-по четвергам 3 месяца
БП



Выездной читальный зал
АНО ОСКУ РС(Я) Якуткурорт «Хоту»
Вторник, четверг
Выездной читальный зал
Якутский дом-интернат для престарелых, инвалидов
2 раза в месяц
Выездной читальный зал
Школа №16 (только для детей нач.классов)
По предварительной договоренности
мероприятия
Лагерь школы-интернат №28
2 раза в месяц
Выездной читальный зал
      
      За 2017 год оказывались муниципальные услуги:
      - предоставление во временное пользование документного материала – 59764 экз. По МБА получили – 103 экз., в т.ч. для молодежи – 18 экз., детям – 1 экз.
      - проведение массовых мероприятий – 110 устных, посещений 2028 человек, в т.ч. детей 1157, молодежи 218, людей с дополнительными потребностями 629.
      - предоставление электронных ресурсов
      - выполнение библиографических справок – 1147.
      Выполняли локальные услуги, как справки о наличии изданий, предварительный заказ по телефону, продление срока пользования материалами по телефону. 
      Организация библиотечного пространства
      Библиотечное пространство разделено на 6 зон. 
      - Зона для молодежи «14:50. Отдыхай, как любишь!». Задача – привлечение молодежи в библиотеку.
      - Зона для игр. Установлены ПК .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44