VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Авторское право

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008652
Тема: Авторское право
Содержание
НОУ ВПО «УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Челябинский филиал

Юридический факультет

Кафедра уголовного права и процесса

                                                                             ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ:
                                                                               Заведующий кафедрой
                                                                                 ______________/__________/
                                                                                 «____» _____________ 2017г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 40.03.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

Авторское право

                                                                               Автор работы: 
                                                                               студент 4 курса заочной формы    
                                                                               обучения                                                                                                     
                                                                               ФИО        
Научный руководитель:                                   Нормаконтролер: 
кандидат юридических наук,                              _____________/____________/   
доцент
______________/_________/                              
«____» _____________ 2017г.                            «____» _____________ 2017 г


Челябинск 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                        3
1 Общие положения авторского права                                                            7
1.1 Исторические этапы развития авторского права в России                      7
1.2 Понятие, принципы, функции и источники  авторского права             13
1.3 Субъекты и  объекты авторского права                                                   18
1.4 Сроки действия авторского права                                                            25
2 Определённые виды авторских прав                                                          28
2.1 Личные неимущественные авторские права                                           28
2.2 Имущественные авторские права                                                             37
3 Защита авторских прав                                                                                 41
3.1 Особенности гражданско-правовых способов защиты авторских     
 прав                                                                                                                   41
3.2 Виды  ответственности за нарушение авторских и смежных прав       47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                       55













     ВВЕДЕНИЕ
     
     Не так давно, авторское право затрагивало небольшое число людей в мире. Это были: писатели, композиторы, художники. Но с ростом духовной жизни народов, развития научного и художественного творчества, появлялись новые правообладатели, возникали различные направления использования произведений. Активными «потребителями» произведений литературы и искусства стали радио, телевидение, театр, кино, концертные залы. 
     Сегодня, тысячи людей во многих сферах использования произведений повседневно соприкасаются с вопросами авторского права. Как в большинстве стран мира, так и в нашей стране, существует национальное законодательство, охраняющее права автора. Выработаны международные конвенционные нормы авторского права, определились основные правовые условия обмена произведениями литературы и искусства. Деятельность по охране моральных и материальных прав автора тесно связана с развитием международного культурного сотрудничества. Сама жизнь ставит в один ряд понятия «авторское право» и «культурные ценности».
     Основной проблемой для авторского права в любую эпоху, на любом этапе технического развития было нахождение и поддержание равновесия между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции [1].
     В связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают авторское право в качестве особого института гражданского права. Такой институт включает в себя своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Им охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права.  
[1] Леонтьев К.Б., Сенотов О.В., Терлецкий В.В. Закон «об авторском праве и смежных правах» в схемах, - Бератор – Пресс», 2003 – ст.4
     Он затрагивает интересы общественные (культура, просвещение) и личные (нравственные, духовные). Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес — как юридический, (своеобразной правовой конструкции) этого права, так и общественный. 
     Надо сказать, с развитием новых технологий перед авторским правом встают новые проблемы, которые нуждаются в специальном регулировании. Появляются нарушения авторских прав. Например, воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, их реализация, и незаконное размещение в телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет и сотовой связи. 
    С ростом этих проблем вопрос защиты авторских прав приобретает огромное значение. На данном этапе в России проходит становление законодательства в сфере интеллектуальной собственности. В соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации «Российская газета», № 289, 22.12.2006 была принята часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), которая включает один раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», состоящий из 9 глав. Данная часть Гражданского кодекса вступила в действие с 1 января 2008 года. С ней и открываются надежды на переход регулирования отношений в этой области на новый уровень рассвета науки авторского права [2].
     Следовательно, процесс мировой глобализации и стремление России к активному участию в нем, а так же возможное скорое вступлению во Всемирную торговую организацию показывает необходимость совершенствования и приведения к мировым стандартам механизм 
[2] Расходников М.Я. Театральная постановка на объект авторского права / Автореферат диссертации на соискание учетной степени – Москва, 2008.
регулирования такой важной, современной и быстро развивающейся отрасли права как право интеллектуальной собственности. 
     Таким образом, актуальность темы не вызывает сомнений, поскольку с наступлением рынка все большее значение для людей, чьи профессиональные, творческие интересы лежат в области интеллектуального и духовного труда, приобретает законодательство, регулирующее отношения, связанные с авторским правом, правом на интеллектуальную собственность. Согласно статье 44 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года «Интеллектуальная собственность охраняется законом». 
     Целью настоящей работы является определение понятия авторского права и его значения в современном обществе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 
     - рассмотреть историю становления и развития авторского права в России;
     - определить понятие, функции, принципы и источники авторского права;
     - рассмотреть общие и иные сроки действия авторских прав
     - охарактеризовать субъекты и объекты авторского права;
     - изучить виды авторского права;
     - изучить особенности гражданско – правовых способов защиты авторских и смежных прав; 
     - рассмотреть виды ответственности за нарушение авторских и смежных прав.
     Объектом настоящей работы являются правовые нормы, регулирующие авторское право. 
     Предметом исследования являются правовые отношения, возникающие в сфере реализации авторских прав. 
     Дипломная работа основывается на методах исторического, логического, сравнительного, правового, анализа.
      Методологическую основу исследования составляют общие теоретические положения теории права и науки гражданского права.
     Теоретической основой работы являются труды, разработки современных отечественных и зарубежных ученых: по теории государства и права, истории государства и права, конституционному, гражданскому, административному, уголовному, международному публичному и другим отраслям права.
     Эмпирическую базу исследования составили материалы соответствующих исследований, как в России, так и в других странах, статистические материалы, отчеты различных творческих союзов.
     Нормативно правовую базу исследования составляют: свод законов Российской империи, законодательство в области авторского права западноевропейских государств, начиная с 1710 года, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (1993 года) и другие нормативные правовые акты.
     Данная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка используемых источников.
     В первой главе подробно дана характеристика авторскому праву.
     Во второй, рассмотрены определенные виды авторского права. 
     А третья глава раскрывает особенности защиты авторских прав.
     
     
     
     
     
     
     
     
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА
     
1.1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА В РОССИИ

     Российское авторское законодательство, вступившее в действие с 1 января 2008 года, стало итогом его исторического развития. Этот процесс характеризовался как преемственностью, так и новациями на основных этапах его модернизации.
     Часть четвертая Гражданского кодекса РФ представляет собой баланс между сложившимися в области «интеллектуальной собственности» гражданско-правовыми институтами и необходимыми новеллами гражданско-правового регулирования, обусловленными требованиями международных договоров РФ и современным научно-техническим развитием, но не лишенный недостатков, которые необходимо устранять (например, отсутствует законодательное закрепление понятий произведения как объекта авторских прав, литературного произведения как объекта авторских прав, существуют противоречия норм части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с нормами международных договоров РФ) [3].
     Первым законом по авторскому праву, именуемым «Статус королевы Анны», был принят в Англии в 1710 году.  Он закреплял за собой личное право автора на охрану опубликованного произведения сроком на 14 лет, который при жизни автора мог быть продлен еще на 14 лет.
     В России регулирование отношений, связанных с произведением и распространением литературных произведений, возникло не в целях защиты интересов издателей и книготорговцев и тем более авторов. «Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с
[3] Костальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации – М., Волтерс  Клувер, 2007 – с. 12
цензурным законодательством». До 1771 года книгоиздательское дело, которое традиционно определяет начало развития авторского права, считалось в России государственной монополией. В 1771 году была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Однако при этом запрещалось печатать книги на русском языке, чтобы не подрывать государственную монополию. В 1816 году был принят первый акт, защищающий права авторов. Распоряжением Министерства народного просвещения было установлено, что при представлении рукописи на цензуру для последующего напечатания должны были прилагаться доказательства прав издателя, полученные от автора.
      Первый прогрессивный акт, содержащий специальные нормы в сфере авторского права, появился в России 22 апреля 1828 года. Это был, Цензурный устав, содержащий главу «О сочинителях и издателях книг». А в 1830 году было утверждено новое положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив музыкальные, художественные и иные виды произведений. Важная особенность авторского права в России заключается в том, что с 1857 года срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет, данное правило содержалось и в законодательных нормах ряда стран Европы. 
     Во второй половине 19 века положения об авторском праве были включены в Гражданский кодекс Российской империи.  А 20 марта 1911 года был принят самостоятельный закон об авторском праве Российской империи. «До издания этого закона авторское право конструировалось как право собственности особого рода». В общих чертах Закон 1911 года обеспечивал адекватный уровень защиты для существовавшего тогда состояния технического развития, включая внушительные положения о соответствующих принудительных мерах воздействия. 
     Что же касается международных отношений в области авторского права, то Российская империя имела двусторонние отношения с такими европейскими странами, как Франция и Бельгия [4].
     Следовательно, противоречивый и тернистый путь становления и развития дореволюционного авторского права, все вышеуказанные законодательные акты сыграли положительную роль в совершенствовании авторских правоотношений.
     Советский же период законодательства об авторском праве характеризуется следующими этапами:
     16 мая 1928 - Постановление ЦИК и СНК СССР, один из первых полновесных нормативных правовых актов в области авторского права, принятых после Октябрьской революции 1917 года, устанавливал такие 
институты данной отрасли права как авторство, объекты авторского права, 
значительно продлевал сроки охраны объектов авторского права, свободное использование произведений. Одной из особенностей Основ 1928 года являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли. Условия договора об уступке прав на публичное исполнение произведений, издательского договора регламентировались законодательством союзных республик. Устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.
     В 1964 году был принят Гражданский Кодекс РСФСР. На данном этапе нормативное правовое регулирование авторского права было включено в кодифицированный закон, чего не было сделано в Гражданском Кодексе РСФСР 1923 года. В принятом в 1964 году Кодексе предусматривалось уже гораздо более полная и подробная разработка авторского права.
      Надо сказать, что вышеуказанные акты предусматривали возможность предоставления авторско-правовую охрану, выпущенным в свет заграницей произведениям иностранных авторов в рамках соответствующих
[4] Калинин А.В. Возникновение и основные этапы развития авторского права: Авто реф. Дис. конд. юрид. Наук. – М., 2000 – с. 37.
Международных соглашений (двусторонних или многосторонних). Однако такие соглашения отсутствовали вплоть до 1973 года за незначительным исключением двухсторонних договоров СССР. Например, Договор между СССР и Норвегией о торговле и мореплавании от 15.12.1925 в 13 статье предусматривает следующее: «Впредь до заключения этих конвенций вышеуказанные права промышленной, литературной и художественной собственности будут осуществляться гражданами одной из Высоких Договаривающихся Сторон на территории другой Стороны в пределах и на условиях постановлений внутренних законов этой последней Стороны и международных конвенций, соглашений или договоров, заключенных ею с тем из других государств, которое в этом отношении является наиболее благоприятствуемым».[5]
     В 1973 году СССР присоединился к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1952 года (Женевская редакция). Такое 
присоединение обязало СССР обеспечить авторов произведений, выпущенных за границу, минимальным уровнем права: 
     - исключительное право автора переводить;
     - выпускать в свет переводы;
     - разрешать перевод и выход в свет переведенные произведения;
     9 июля 1993 года - принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», который приобрел ключевое отраслевое значение.
     Указанный Закон состоит из 5 разделов:
     - общие положения;
     - авторское право;
     - смежные права;
     - коллективное управление имущественными правами.
      1995 год – период присоединения Российской Федерации к Всемирной
      [5] Гаврилов Э.П. Советское авторское право: Основные положения. Тенденции развития. – М., Наука, 1984 – с. 75 – Защита авторских и смежных прав
Конвенции об авторском праве в редакции 1971 года (Парижская редакция) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года).
     В 2004 году вносятся поправки в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Было внесено изменение, увеличивающее срок охраны авторского права. Сохраняя преемственность данной позиции, в пункте 1 статьи 1281 срок действия исключительного права установлен в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора [6].
     По средствам данных поправок Закон: 
     - полностью восстановил режим, так называемой ретро ораны, установленной Бернской Конвенцией;
     - скорректировал сроки предоставления охраны произведениям;
     - ввел новое «Интернет – право» для более эффективного правового регулирования использования объектов авторского права в цифровых сетях и другое.
     Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ названный Закон признан утратившим силу с 1 января 2008 года в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ. 
     В настоящее время авторское право регулируется положениями ГК РФ. 
Часть четвертая ГК РФ объединяет в себе разрозненные нормы ранее действовавшего законодательства об авторском праве и смежных правах, товарных знаках, правовой охране программ для ЭВМ, нормы патентного права, обеспечивая единообразие правового регулирования в сфере участия исключительных прав в гражданском обороте. Закон направлен на полную кодификацию законодательных норм интеллектуальной собственности [7]. Ряд норм, части четвертой ГК РФ посвящен защите прав авторов.
[6] http: // gkodeksrf.ru/ch – 4/rzd – 7/gl – 70/st – 1281 – gk - rf
[7]Котальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации – М., Волтерс Клувер, 2007 – с. 16.
     Основной принцип защиты прав автора, реализованный в IV части ГК РФ, предусматривает исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, которое первоначально возникает у автора, а к другим лицам может перейти только по договору или
на иных основаниях, специально установленных законом. Законом устанавливается презумпция, что в случае создания служебного произведения автор имеет право получить вознаграждение от работодателя даже в том случае, если использование произведения не было начато в оговоренный срок.
     На принадлежащее автору и исполнителю исключительное право не допускается обращение взыскания. На издателя предлагается возложить обязанность начать использование произведения не позднее определенного лицензионным договором срока. Нарушение этой обязанности повлечет за собой возможность одностороннего расторжения договора по инициативе автора без возмещения издателю причиненных этим убытков, а также возможность взыскать с издателя вознаграждение в полном объеме, предусмотренное договором. 
      Усилена и охрана личных неимущественных прав авторов: восстановлено право автора на неприкосновенность произведения; впервые определяется порядок внесения наследниками или правопреемниками автора изменений, сокращений или дополнений в произведение, а также порядок обнародования произведения умершего автора в пределах срока действия исключительного права и по его истечении.
     Необходимо также отметить положения, которые устанавливают ответственность за нарушение исключительных прав. Так, например, за грубое нарушение исключительных прав впервые предлагается ввести такую меру ответственности, как конфискация у нарушителя оборудования, прочих устройств и материалов, использованных для совершения преступления, а также наиболее строгую меру в виде ликвидации юридического лица. Большое внимание уделено характеристике и регламентации двух основных договоров, с помощью которых осуществляется оборот прав на объекты интеллектуальной собственности:
     - договор об отчуждении исключительного права; 
     - лицензионный договор, направленный на предоставление права использовать результат интеллектуальной деятельности. 
     В целом, основные законодательные нововведения в области авторских 
и смежных прав можно распределить по следующим группам:
     - существенная модификация правового регулирования договорных отношений в сфере авторского права;
     - внесение значительных изменений в положениях, о коллективном управление авторскими и смежными правами;
     - введение правовой защиты новых объектов смежных прав и совершенствование правовой защиты новых видов объектов авторских прав; - усиление ответственности за нарушения авторских и смежных прав. 
     Таким образом, перемены, происходящие в политической и экономической областях общественной жизни России, предопределили создание необходимых для полноценного развития института авторского права правовых предпосылок. Показателем цивилизованности общества во многом является то, какое внимание оно уделяет развитию своего творческого, научного и технического потенциала. Вступившая в силу Четвертая часть Гражданского Кодекса Российской Федерации стала важнейшим этапом на пути к завершению кодификации гражданского законодательства, построенного на основе рыночной экономики и сбалансированном сочетании интересов различных категорий участников частноправовых отношений. При этом включение положений об авторском праве в ГК РФ не только отвечает многолетней традиции отечественного законодательства, но и позволяет обеспечить большую ясность и внутреннюю согласованность в этой одной из самых молодых и наиболее бурно развивающихся сфере общественных отношений.
        
1.2 ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ И ИСТОЧНКИ АВТОРСКОГО ПРАВА 

     Первые определения авторского права появились с возникновением самой категории авторского права и означали, прежде всего, принадлежность авторского права тому или иному лицу.
     Современное авторское право в объективном смысле - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения, по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.  
     В субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.
     Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.
     Формирование авторского законодательства осуществляется на основе принципов гражданского права вообще и специфических принципов, присущих данному институту [8].
     К числу основных принципов в юридической литературе, относят: 
     - Принцип свободы творчества, который прямо закреплен в ст.44 Конституции РФ. Он пронизывает собой все авторское законодательство и конкретизируется в целом ряде его норм. Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства
[8] Гражданское право: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. Том I. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 638.
независимо от их назначения. Закон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме. Авторы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра, создаваемых ими художественных образов, и самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет.
     - Принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества. Этот принцип, проявляется и в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества в целом. Законы, демократичного общества не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры (пункт 2 статьи 44 Конституции РФ). 
     - Принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству, личные неимущественные права: например, право на авторство, право на имя не могут перейти к другим лицам, если даже сам автор выразил на это свое согласие (статья 1228 ГК РФ). Подобное соглашение не имеет юридической силы и считается недействительным. В случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, которые устанавливают, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству. Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования. 
     - Принцип свободы авторского договора. Данный принцип заменил собой присущий ранее действующему авторскому праву принцип нормативной регламентации основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам. Конечно, было бы неверно сводить роль типовых договоров лишь к ограничению свободы сторон в распоряжении принадлежащими им правами. Одной из главных функций типовых договоров было ограждение авторов от произвола пользователей произведений, стремление гарантировать авторам минимальный уровень прав. Условия авторских договоров, ухудшающие положение авторов по сравнению с типовым договором, признавались недействительными и заменялись условиями, закрепленными в типовом договоре.
     Вместе с принципами, авторское право выполняет четыре функции. 
     Первая из них – признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Охрана произведений устанавливается с момента их создания.
      Вторая функция авторского права проявляется в установлении режима использования произведений.
     Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. В статье 138 ГК обладатель авторского права имеет исключительное право использования. А третьи лица могут использовать произведение лишь с согласия автора. В то же время авторское право не регламентирует процедуру применения произведений. Оно только определяет, что является, например, воспроизведением произведения, его показом и обнародованием.
     Третья функция авторского права выражается в наделении авторов произведений и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав. Защита данных прав образует содержание четвертой функции авторского права. 
     Авторские права регулируются прежде всего главой 70 «Авторское право» и рядом статьей главы 69 «Общие положения» части четвертой ГК, а также соответствующими ГК иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами федеральных министерств и служб, в том числе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативное правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
     Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют: Бернская конференция по охране литературных и художественных произведений (город Берн, 9 сентября 1886 год), вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 года, и Всемирная конференция об авторском праве (город Женева, 6 сентября 1952 год), действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 года, а в редакции 1971 года – с 9 марта 1995 года. 
     Источником авторского права служат и Стокгольмская конференция, учреждающая ВОИС, и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (город Брюссель, 21 мая 1974 год).
     К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно ему, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (пункт 2 статья 7 ГК).
     Предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства могут регулировать правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком – либо документе (пункт 1 статья 5 ГК).
     
     
     
1.3 СУБЪЕКТЫ И  ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
     
               Главными субъектами авторских прав является сам автор произведения. Автором произведения науки, литературы, или искусства может быть признан только гражданин (физическое лицо), чьим трудом создано произведение.  Одно из главных достоинств авторского права, это то, что авторское право на произведение возникает у создателя в силу самого факта создания. Для осуществления авторского права не требуется регистрации, специального оформления, соблюдение каких – либо формальностей. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах может использовать знак охраны, помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов:
     - латинской буквой «С» в окружности;
     - имени обладателя исключительных авторских прав;
     - года первого обслуживания произведения.
     Буква «С» начальной буквой английского слова «copyright» («авторское право»). Помещенный знак охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений призван обеспечивать выявление случаев незаконного использования авторских произведений. При помощи этого знака, например, таможенные органы, имея перечни опубликованных в стране произведений, следят за наличием на экземплярах импортируемой печатной продукции знака охраны. Отсутствие знака охраны может повлечь запрет на вывоз, арест продукции и другие санкции, налагаемые судом.
     Существует презумпция авторства: при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или копии произведения. Такая презумпция распространяется и на создания произведения несколькими авторами, то есть соавторами. Соавторы имеют единое авторское право на произведение. Существует два вида соавторства: нераздельное и раздельное.
     Например, в качестве примера нераздельного соавторства можно привести творчество писателей И. Ильфа и Е. Петрова (романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»). Эти авторы не выделяют свои части коллективных произведений.
     Пример раздельного соавторства – коллективные учебники для вузов, главы которых написанные, отдельными соавторами, четко разграничены и могут использоваться самостоятельно. Другой пример, музыкально- драматическое произведение с текстом, скажем, опера. Будучи единым объектом авторского права, она легко распадается на два самостоятельных произведения (либретто и музыку) с двумя разными авторами. Надо отметить, что право на использование любого коллективного произведения принадлежит соавторам совместно. Но при желании они могут регламентировать свои отношения соглашением. Каждому из соавторов предоставляется право самостоятельно принимать меры по защите своих прав. Не мало внимания уделяется распределению между соавторами доходов от использования произведения и распоряжению исключительным правом на созданное в соавторстве произведение. К данным отношениям между соавторами применяются общие правила пункта 3 статьи 1229 ГК. 
     Автору сборника, базы данных или другого составного произведения именуемому составителем, принадлежит авторское право на осуществленный им подбор или расположение материалов. Составительство порождает авторское право даже тогда, когда систематизируемые идеи или факты не являются объектами авторского права. Например, принадлежность телефонных номеров, конкретным абонентам. У разных составителей может быть авторское право на телефонные справочники даже в одном населенном пункте. Важно, чтоб эти справочники, содержащие одинаковые телефонные номера одних и тех же абонентов, различались фотоиллюстрацией, по цвету, по подбору. Согласно статье 4 пункта 1 ст. 11 авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор тех же материалов для создания составных произведений. На некоторые составные произведения авторское право принадлежит издателям. Например, энциклопедический словарь, сборники научных трудов, газеты, журналы. Исключительные права на такие издания сохраняются за авторами произведений. А исключительное право на использование подобного издания принадлежит издателю. В роли издателя выступает юридическое лицо. К авторам производных произведений, например, относятся переводчики литературных текстов, лица осуществляющие переработку произведений. 
     Наличие нескольких субъектов присуще аудиовизуальным произведениям. Любое такое произведение будучи «синтетическим» по своей природе аккумулирует творчество таких лиц, как композитора, сценариста. Создание такого рода произведения требует осуществления хозяйственных, технических, финансовых действий. И их выполнение ложиться на изготовителя аудиовизуального произведения, то есть физическое или юридическое лицо (кино, телестудия), взявшие на себя ответственность за использование такого произведения. Авторами таких произведений являются режиссер - постановщик, сценарист, автор музыкального произведения.
     Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных произведений. Служебным является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Права автора служебного произведения ограничены. Он имеет только личные неимущественные права, также право на обнародование. Исключительные права на .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%