VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Жилищное право и право на жилище понятие,история,виды,соотношение

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002031
Тема: Жилищное право и право на жилище понятие,история,виды,соотношение
Содержание
§ 1.Жилищное право и право на жилище: понятие,история,виды,соотношение

     Решение жилищного вопроса в нашей стране превратилось исторически в глобальную проблему, особенно для сотрудников (пенсионеров)     уголовно-исполнительной системы (далее – УИС). Такого                 в других странах   не найдешь.   В 90-е годы 20 века в нашей стране случился резкий переход  от командной экономики социалистического государства                  к рыночной экономике. Это повлияло на все сферы жизни в стране, в том числе,  и на жилищную сферу. Сегодня российское государство и его граждане имеют множество проблем в данном аспекте, правовые проблемы              в их числе. В достаточно новых условиях в обществе жилищный вопрос стал только более острым. И ответ  на этот вопрос кроется не только в экономике. Большое значение имеют источники права, регламентирующие данные отношения,  или точнее,   их отсутствие длительное время, бессистемность. Итогом всего этого стало возникновение у граждан, включая сотрудников (пенсионеров) УИС, ощущение несправедливости и безнадежности, отсутствие надежды на улучшение человеческих жилищных и бытовых условий в будущем.
    В настоящее время ситуация в сфере жилищного законодательства,                        в особенности регулирующего жилищные правоотношения сотрудников (пенсионеров) УИС, значительно изменилась, появилось множество нормативных актов, более систематизировавших данный вопрос. 
    Однако, до настоящего времени четкое законодательное  разграничение приоритетности понятий жилищного права и права                                                        на жилище все равно  отсутствует.
    В данной связи, попытаемся в данном исследовании установить указанную приоритетность.
    Для начала обратимся к истории развития жилищного права и права                   на жилище в Советский период и в современной России, знание которой имеет большое  значение для обеспечения преемственности в праве.                   Изучение исторического опыта может позволить снизить отрицательные эффекты возникавшие тогда в жилищной сфере (учесть ошибки прошлого (ограничение институтов частной собственности, гипертрофированное развитие института государственного обеспечения жильем и т.д.)),                           но при этом и сохранить самые положительные для населения черты социалистического жилищного права, которые сохраняют своё значение                    и сейчас (перенять социально ориентированные положения советского жилищного законодательства в виде государственного обеспечения жильём социально незащищенных людей, увеличение уровня благоустройства жилых зданий, бережное отношение к предлагаемому жилищу), включая определение приоритетности  указанных выше понятий.
     Советское право, как и нынешнее, создавалось в процессе ломки старой правовой системы. После Октябрьской революции советская юридическая наука продолжила своё развитие, несмотря на господствовавшие в тот момент представления о скором отмирании самого права. На процесс появления правового регулирования жилищных прав населения воздействовали психологическая и социологическая теории права, взгляды Петражицкого Л.И., Рейснера М.А., Стучки П.И. и т.д. В первые годы развития СССР, а также во время гражданской войны    на первые позиции выходит «революционное правосознание», рассматривавшееся тогда в виде первоисточника права. Это напрямую связано с несовершенством советского правового регулирования в начальные годы Советской власти: декреты принимались по различным вопросам, без конкретной системы, некоторые категории общественных отношений оставались за рамками правового регулирования. Допускали обращение к старому законодательству,                                 но в некоторых рамках. В рамках правового вакуума революционное правосознание начали изучать в виде главного источника права.
     Идеологическое обоснование концепция революционной законности получила в работах и выступлениях В.И. Ленина, П.И. Стучки, Д.И. Курского1.
     «Малейшее беззаконие, малейшее нарушение советского порядка есть уже дыра, которую немедленно используют враги трудящихся» - так В.И. Лениным была обоснована необходимость строго соблюдать законы советской власти и следить за их исполнением всеми2. В.И. Лениным были сформулированы принципы революционной законности, среди которых наиболее актуальным являлся тезис о единстве законности3.
     Д.И. Курский в 1922 г. провозгласил осуществление начал революционной законности «лозунгом дня» - «это лозунг организованного вмешательства права, законности в усложняющуюся экономическую жизнь государства»4.
     Я.Л. Берман к основным признакам революционной законности отнес исключительную роль репрессий судебных; полную регламентацию всех правовых отношений, прежде всего, с помощью кодексов; проведение единой системы судебных органов5.
     П.И. Стучка указывал, что:«законность сама по себе представляет                 не что иное, как только организованный способ управления государством ... Закон и законность, сами по себе, являются лишь формою, содержание которой зависит от того, какой класс находится у власти и какого класса право охраняет и проводит это государство. Все общественные отношения следует рассматривать с точки зрения классового интереса, классовой борьбы, и таким образом, «абстрактная формула законности неприемлема» 6. 
     «Мы- говорил П.И. Стучка -на точке зрения классового исполнения закона: классового суда, классовой администрации. Но мы                               за организованность, против личного произвола. Так мы понимаем революционную законность»7.Последовательным сторонником принципа революционной законности как более свободной оценки интересов, направленной к ограждению интересов рабоче-крестьянского государства                   и нужд трудящихся, являлся юрист и государственный деятель                            Я.Н. Бранденбургский. По его мнению, «при революционной законности нужно считаться с подлинным революционным смыслом закона, его духом,  с той целью, которую преследовал закон, а не иметь в виду мертвую букву закона»8.Показательна характеристика роли пролетарского государства, которую дал советский ученый-юрист Е.Б. Пашуканис. Он признавал всемогущество государства в сфере создания и поддержания правовой формы (общеобязательные законы, сила судебного решения, неуклонное исполнение приговоров). И вместе с тем, указывал, что более важное значение имеет «вне- правовая», «вне-законная», «вне-юридическая» сила государства, которая «направляется на защиту классового господства всеми средствам, и вне всяких юридических форм»9. Таким образом, обобщив концептуальные положения о революционной законности, содержавшиеся               в работах ученых-юристов, государственных деятелей, можно сделать вывод о составляющих содержания революционной законности. Это необходимость строгого соблюдения и исполнения законов советской власти всеми, в том числе государственными органами; ограничение действия государственных органов конкретными рамками, отсутствие личного произвола. В то же время, что и отличает революционную законность от законности - это необходимость исполнения закона с точки зрения классового интереса, революционного смысла закона.
     Имелись и противники такого понимания законности. Так,                          А.Н. Трайнин, юрист и ученый, указывал, что «есть законы как некая правовая ценность, единая в революции и реставрации» и, по его мнению, законность следует понимать как следование законам10
     Концепция революционной законности получила развитие                                           в нормативно-правовых актах и партийных документах, прежде всего в связи с возникшим в середине 1920-х гг. особым ее аспектом – борьбой                             со злоупотреблением властью.
     К этому времени в правовой сфере отразились противоречия                политической жизни: с одной стороны, государство стремилось поставить общество в рамки закона, для чего была создана правовая база и начата судебная реформа; с другой стороны, в законодательстве преобладало классовое содержание, основанное на идеологии диктатуры пролетариата. Следует подчеркнуть, что обеспечение революционной законности                                 не выступало в качестве самоцели, а рассматривалось как основа построения новых отношений. Задачи революционной законности, по мнению советского ученого - юриста, разработчика нового советского права Е.Б. Пашуканиса, понимались как политические, связанные с социально-экономической политикой государства11. Как указывает ученый, исследователь советского права А.А. Плотниекс, социалистическая законность была обоснована преимущественно с точки зрения экономической обусловленности, классовой сущности с акцентом на критику буржуазной законности12.  
     Революционная законность, как отмечает современный ученый-юрист О.Н. Мигущенко, рассматривалась в качестве метода решения экономических задач и осуществления диктатуры пролетариата13.
     Вместе с тем, несмотря на имеющийся интерес к проблеме революционной законности, нет единого определения революционной законности, как нет и подробных исследований взаимосвязи революционной законности с родственными явлениями: революционным (социалистическим) правосознанием, революционной совестью, революционной целесообразностью.
     С начала становления советской государственности стержнем революционной законности являлась революционная целесообразность.
     В теоретических статьях о праве, как отмечает П.И. Стучка, целесообразность то противопоставляется праву, то понимается как направление права, как особая правовая политика. По его же мнению,                            с переходом к социалистическому строительству цель в праве приобретает новое, реальное значение - придя к власти, большевики должны были осуществлять сознательную цель класса, которая выражается в норме, законе, праве класса14.
     На V съезде судебных работников (1924 г.), как указывает П.И. Стучка, была принята резолюция о классовом принципе в карательной политике, в которой говорилось: «в карательной политике суды должны руководствоваться теми общими целями, которые поставил себе рабочий класс в целом как задачу этой политики15».
     По мнению ученого-юриста О.А. Колтунова, к началу нэпа сформировалось понимание революционной законности как правопорядка, который признавался наиболее целесообразным верховными органами власти и являлся общеобязательным16.
     Аавтор статьи в журнале «Советское право» К. Архипов, указывал,                 что контроль деятельности органов советского государства по соблюдению ими законности был связан с контролем целесообразности в их деятельности17.
     Таким образом, по вышеназванной характеристике, революционное правосознание представлено в виде внутреннего убеждения изначально отдельных граждан, а затем групп, целого класса и, наконец, всего человечества, выступало мерилом, насколько каждый отдельный такой старый закон или обычай следует считать отменённым или изменённым и до некоторого времени революционное правосознание изучалось                                               в виде синонима «революционной законности», «революционной целесообразности». Однако во время гражданской войны дополнительное внимание начали уделять определению законности. Революционная законность являлась ничем иным, как политическим режимом эпохи диктатуры пролетариата, нормативной формой жизни общества в рамках радикальных социальных преобразований. В то же время революционной законности не противоречило воззрение о вероятном отступлении                             от декретов в интересах революции. Итак, происходило смешение понятий «революционной законности» и «революционной целесообразности», что отражалось также в актах жилищного законодательства, к примеру,                           в Декрете СНК от 8 августа 1921 г.18 Произошло смешение всех понятий, включая понятия право на жилище и жилищное право.
     К завершению гражданской войны были предприняты попытки уточнения содержания понятий «революционной законности»                                       и «революционной целесообразности». В правовой науке акцент в трактовке права был  перенесен на общественные взаимоотношения, что нашло отражение в нормативных правовых актах. Право определялось в виде системы – (порядка) общественных отношений, соответствующей интересам господствующего класса и охраняемой организованной его силой . Задача восстановления национальной экономики потребовала более детального осмысления понятия «революционная законность», которое начали трактовать правоведы в виде определённого государством, признаваемого верховными органами диктатуры пролетариата правопорядка. Полностью разграничить определения революционной законности и целесообразности с принятием первых кодексов, в том числе ГК РСФСР19, не получилось.
     Жилищное право в собственном становлении, развитии                                      и систематизация в советский период (1917-1985 гг.) прошло  5 этапов.
     Появление правового регулирования отношений в сфере удовлетворения жилищной потребности пришлось на первый этап с октября 1917 г. по 1921 г. ( период гражданской войны), именно на данный период приходится зарождение исследуемой области права.
     Самые первые законы, издаваемые новоиспеченной советской властью имели четко различимый классовый характер.  В данный период случилась смена субъектов в жилищном праве. Рабочие наделялись жилищными правами, а «нетрудящиеся» категории граждан ограничивались и лишались их. В начальные годы становления советского государства удалось достигнуть улучшения жилищных условий, главным образом, рабочего класса, при параллельном ухудшении положения иных категорий граждан. Обеспечение жильем рабочих осуществлялось стихийным образом, с помощью имевшегося жилищного фонда, начало называться «великим жилищным переделом». Архивные материалы говорят о том, что в жилищной сфере интересы страны преобладали над интересами отдельного человека. Первые декреты зафиксировали в виде главных методов решения жилищной проблемы на данной стадии такие, как: перераспределение                       и уплотнение жилья, отмена оплаты за квартиру. При этом, важное значение имело также установление в нормативных правовых актах определённой ответственности за содержание собственных жилищ, их порчу, нарушение собственным поведением внутреннего порядка, что приводило                                   к формированию бережного отношения к жилищу. В данный период увеличивалась сфера регулирования взаимоотношений, касающихся жилья, административных правовых норм с параллельным сужением сферы гражданско-правового регулирования. Ликвидировали частную собственность в виде правового института, главный городской жилищный фонд передали в руки государства в виде местных Советов. На первые позиции поставили институт государственного обеспечения жильём. Это говорило о том, что в сфере решения жилищной проблемы в изучаемый период начали действовать, в основном, нормы административного права.
     В целом, меры, зафиксированные в декретах, принятых  в начальные годы советской властью, и касавшиеся решения жилищного вопроса,                                       в значительной мере предопределили последующее развитие советской жилищной политики и жилищного законодательства. Несмотря на всю тоталитарность власти, что выражалось в императивных методах регулирования правовых вопросов, сфера жилищного права наоборот была одной из самых диспозитивных. Но приоритетным, все равно, являлось жилищное право, а не право на жилище.
     Второй этап (1921-1929 гг.) – развитие правового регулирования жилищных прав населения – приходится на стадию НЭПа, для которого была свойственна определённая либерализация экономических взаимоотношений. Советское право в собственном развитии осуществляло переход                                          от революционного правосознания в виде главного источника права                             к позитивному праву. В данный период осуществлялась кодификация советского законодательства. Приняли Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.20    В научных трудах обсуждали вопрос о подготовке и принятии Жилищного кодекса. В таких условиях осуществлялось формирование различных правовых институтов, регулировавших взаимоотношения, обусловленные жильем: застройку, залог имущества, имущественный наём, аренду и куплю-продажу жилых строений. Советское право, по аналогии с дореволюционным правом, не выделяло в данный период найма жилого помещения в виде независимого варианта договора, эти взаимоотношения регламентировались общими нормами об имущественном найме. Вместе с преобладающим императивным способом правового регулирования в жилищной сфере получил довольно ограниченное использование диспозитивный способ правового регулирования.
     Последующее развитие правовой базы обеспечения жилищных прав населения пришлось на третью стадию с 1929 г. по 1953 г. В данный период совокупная централизаторская тенденция смогла оказать влияние также                     на сферу правового регулирования взаимоотношений в области удовлетворения жилищной потребности, где усиливался                      административно-правовой метод регулирования. Происходило последующее развитие различных правовых институтов, которые регулировали взаимоотношения, обусловленные жильем. В жилищной сфере преобладающим стал институт государственного обеспечения недвижимостью. Появился новый административно-правовой институт прописки. Были приняты определённые меры по ликвидации кооперативной и частной собственности. Допускалось сохранение только мелкой, исключающей применение наёмного труда частной собственности населения.
     Таким образом, приоритетным вновь являлось жилищное право.
     После падения режима сталинизма в СССР, следующий, четвертый этап развития советского жилищного права, относится к периоду организации жилищно-правовой реформы и контрреформы в сфере жилья    в 1953-1977 гг. С 1953 года начался период оттепели, некоторые сферы общественной жизни стали более демократичными, в это же время была начата масштабная реформа в области жилищных отношений. 
     Примерно с 1953 г. начали происходить изменения   в общественной               и государственной жизни в направлении определённой демократизации, которые оказались базой для организации                             жилищно-правовой реформы. 
     Правительством был задан курс на обеспечение, а также удовлетворение потребностей в жилье каждой семьи, было введено такое понятие как посемейное заселение квартир.
     Были приняты ключевые нормативные правовые акты, нацеленные                            на решение жилищной проблемы21:Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июня 1957 г. «О развитии жилищного строительства в СССР», постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 июня 1962 г. «Об индивидуальном и кооперативном жилищном строительстве» обладали большим значением для дальнейшего развития государственного, индивидуального жилищных фондов и жилищного фонда                              жилищно-строительных кооперативов. В упомянутый период происходили изменения в области структуры жилищного фонда, в нём был выделен государственный жилищный фонд, который состоял из жилищного фонда местных советов и ведомственного жилищного фонда, а также дополнительно были - общественный жилищный фонд, жилищный фонд жилищно-строительных кооперативов и индивидуальный жилищный фонд. Дальнейшее развитие общественных взаимоотношений с новых позиций привело к организации в данный период новой кодификации советского законодательства. Существенным было обособление найма жилого помещения в независимый вариант договора в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.22, и Гражданском кодексе РСФСР 1964 г.23 Жилищно- правовая реформа обладала большим значением для дальнейшего развития жилищного права, правовых институтов частной, кооперативной собственности, однако она не смогла поменять главного положения советского жилищного права об обеспечении населения жильём главным образом через его выдачу государством. Обеспечение дальнейшего развития частной и кооперативной форм собственности было не в виде нового направления жилищной политики,                         а в виде дополнительного способа улучшения института государственного обеспечения жильём. Упор делался на право на жилище.
     С середины 1960-х годов осуществлялась смена политического курса государства, усиление командно-административной системы,                          жилищно-правовая реформа смогла смениться контрреформой. В ходе кардинальных изменений в советском праве не произошло. Государственная форма собственности смогла обрести абсолютный приоритет. Замедлилось развитие содержательной части жилищного права, однако в то же время была сохранена активность в области принятия актов жилищного законодательства.
     Пятая стадия развития советского жилищного права пришлась на этап 1977-1985 гг., отличающийся оформлением отрасли жилищного законодательства и созданием жилищного права в виде комплексного правового образования. В статье 44 Конституции СССР 1977 г.24 впервые зафиксировали право советских граждан на жилище. В Конституции СССР воплотились главные идеи жилищной политики той эпохи: о бесплатности предоставления государственного жилья, о равномерном и справедливом распределении жилищного фонда между разными категориями граждан                  и о наиболее низкой квартплате во всём мире. Принятие Конституции стало началом формирования независимой отрасли жилищного законодательства               в виде формально-юридического выражения жилищного права. Жилищное законодательство, являвшееся существенным и неоднородным массивом нормативно-правовых актов, в период 1977-1985 гг. смогло получить систематизацию и упорядоченность в Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и жилищных кодексах. Конституция помогла придать нормам советского жилищного законодательства довольно устойчивый характер, обеспечивать сочетание общесоюзных интересов                   с интересами союзных республик. В данный период формируются условия для обособления жилищного права в общей системе права в виде комплексного правового образования и приоритетности права на жилище.
     Итак, история развития жилищного права в нашей стране в советскую эпоху демонстрирует, что спецификой жилищного права считается его комплексный характер. Учёт упомянутой особенности станет помогать последующему улучшению правового регулирования в области удовлетворения жилищных потребностей населения.
     В современной России,  с переходом к рыночной экономике перед государством и обществом возникла задача - создать рынок жилья, преодолеть отрицательные последствия уравнительного распределения жилья, сделать приоритетным право на жилище. С этой целью была нормативно организована и проведена приватизация25 жилых помещений, т.е. бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах.                      В настоящее время приватизирована большая часть государственного                              и муниципального жилья.
     29 марта 1996 г. Президент России издал Указ "О новом этапе реализации государственной целевой Программы "Жилище", в котором поставлены следующие задачи:
     - обеспечить возможность улучшения жилищных условий для семей    со скромным и средним достатком путем внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставления субсидий на строительство и приобретение жилья, оказания помощи в развитии индивидуального жилищного строительства и других мер государственной поддержки граждан, нуждающихся в жилье;
     - увеличить объемы и повысить качество жилищного строительства;
     - расширить права органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан, в проведении жилищной реформы.
     В Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 г. проблема качества и доступности жилья поставлена на первое место среди других социально-экономических задач, затрагивающих, как подчеркнул Президент, «практически каждого гражданина, каждую российскую семью».26
     В настоящее время приняты четыре составляющих оценки развития станы: реальные доходы граждан, обеспеченность жильем, уровень образования и здравоохранения. Два первых показателя тесно связаны                       с проблемой доступности жилья.
     Проблема повышения обеспеченности граждан жильем делится на две взаимосвязанные задачи:
     а) расширить объемы и улучшить качество жилищного строительства, т.е. увеличить предложение на рынке жилья;
     б) повысить возможности граждан в приобретении жилья, т.е. увеличить платежеспособный спрос на рынке жилья.
     Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов разрешение жилищной проблемы для большинства желающих более чем затруднительно. При этом в очереди стоят не только малоимущие,                            но и те, кто в состоянии самостоятельно, используя кредит или частичную помощь государства, приобрести жилье.27
     В основной своей части сектор жилищного строительства приватизирован - 90% строительных организаций являются частными компаниями. Требования рынка обусловили переход строительного комплекса на новые, более прогрессивные конструкционные системы,                        т.е. уменьшение доли крупнопанельного и преобладание кирпичного, каменного, монолитного и сборно-монолитного строительства.28
     Для существенного увеличения объемов и качества жилищного строительства, формирования рынка доступного жилья необходимо снять организационные, административные  правовые ограничения. Но в целом, приоритет направлен на защиту  права на жилище.
     Из вышеуказанного исторического анализа развития  жилищного права и права на жилище, возникает необходимость дать определения данным понятиям, актуальные как в Советский период, так и сегодня. 
    Жилищное право29 - это совокупность правовых норм, регулирующих жилищные отношения (объективное право).
    Согласно п. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации                         (далее -ЖК РФ)30, «к основным началам жилищного законодательства относятся: обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, необходимость беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению».
    Жилищное законодательство представляет собой «систему законодательных и иных нормативных актов, регулирующих отношения (жилищные) с участием граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления по поводу:
    во-первых, возникновения, осуществления, изменения и прекращения права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
    во-вторых, пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда; пользования общим имуществом собственников помещений;
    в-третьих, отнесения помещений к числу жилых и исключения их из жилищного фонда; учета жилищного фонда; содержания и ремонта жилищного фонда; перепланировки и переустройства жилых помещений; управления многоквартирными домами; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; контроля и надзора за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
    Следует обратить внимание на то, что правовая природа рассматриваемых отношений весьма различна.
    Первая группа отношений относится к гражданско-правовым отношениям, поскольку и возникновение, и прекращение права пользования жилым помещением осуществляются на основании гражданско-правового договора (купли-продажи, мены, дарения, договора найма жилого помещения и т.д.) и, соответственно, регулируются гражданским законодательством, преимущественно ГК РФ.Вторая группа также частично относится к гражданско-правовым отношениям (срок, целевое назначение), частично - к административным правоотношениям.Третья группа отношений - организационные и управленческие, они во многом выполняют вспомогательную, служебную роль по отношению к первым двум группам»31.
    Ядро жилищных отношений, главный компонент их содержания - это пользование жилищем, проживание в нем32.
    В литературе по жилищному праву имеются мнения, что жилищное законодательство (право) - это либо подотрасль гражданского законодательства, либо самостоятельная отрасль отечественного законодательства, либо комплексная отрасль, объединяющая нормы нескольких отраслей законодательства. Последнее можно признать более точным, поскольку в процессе нормотворчества в части  жилищных отношений  находят применение всевозможные методы правового регулирования33. 
    Из вышеуказанного вытекает, что содержанием жилищного права являются правовые нормы, регулирующие жилищные отношения граждан РФ, в том числе, сотрудников (пенсионеров) УИС.
    В настоящее время ситуация в сфере жилищного законодательства,                        в особенности регулирующего жилищные правоотношения сотрудников (пенсионеров) УИС, значительно изменилась, появилось множество нормативных актов, более систематизировавших данный вопрос и полнее раскрывающих суть понятия жилищное право, его комплексный характер и его главную составляющую, внешне кажущуюся его производной,                               а фактически являющейся первоочередной, первостепенной, способствующей нормотворению в области жилищного права - это право                    на жилище. 
    Согласно Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (п.2 статьи 17,статья 56) право на жилище принадлежит гражданину                            с рождения и неотчуждаемо, даже в случае чрезвычайной ситуации, отсюда следует, что, по своему содержанию,- это субъективное право гражданина                 на приобретение жилого помещения и пользование.
    Таким образом, нормативными документами, составляющими жилищное право в целом и регламентирующими право каждого гражданина в частности как основу жилищного права является, прежде всего, Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года34, которая,  как Основной Закон страны, относится к первичному  и самому главному источнику любого права  в Российской Федерации, включая и жилищное. 
    Положения Конституции Российской Федерации - основа  для любых законов. 
    Так в части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации указано, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
     Статьей 40 Конституции определено право каждого гражданина                 на жилище (включая и сотрудников (пенсионеров)                                          УИС, также являющихся полноправными гражданами Российской Федерации). Действие данной статьи Основного Закона страны распространяется на основные принципы реализации конституционного права граждан РФ (в том числе, и названной выше категории людей)                         на жилище, устанавливает основные начала правового регулирования жилищных отношений   при различных видах использования недвижимости                в жилищной сфере. 
    В части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации предписано,                       что «органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище».
    Закрепленное в Конституции Российской Федерации право на жилище непосредственно связано с другим конституционным правом, указанным                      в статье 27 Конституции Российской Федерации, а именно: «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться                         в Российскую Федерацию».
    При этом, согласно статьи 55 Конституции Российской Федерации: «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав                           и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Иные меры ограничений конституционных прав не  предусмотрены.
    Также, в статье 25 Конституции Российской Федерации закреплено еще одно право: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе    как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».
    Однако, основная конструкция реализации конституционного права                     на жилище, в том числе, для сотрудников (пенсионеров) УИС указана, прежде всего, в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), который был принят 22 декабря 2004 года Государственной Думой, одобрен 24 декабря 2004 года Советом Федерации, подписан 29 декабря 2004 года Президентом Российской Федерации, опубликован в "Российской газете" 12 января 2005 года. Именно в нем определены  все главные принципы, задачи основы правового регулирования жилищных отношений при различных видах использования недвижимости в жилищной сфере нашей страны. Он распространяет свое действие и на сотрудников (пенсионеров) УИС.
    Поэтому ЖК РФ - следующий по важности (после Конституции Российской Федерации) источник жилищного права, систематизирующий                    и упорядочивающий последнее и одновременно регламентирующий, в том числе, жилищные права сотрудников (пенсионеров) УИС.
    Однако, его применение невозможно пока без учета требований Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-Ф.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44