VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Арбитражные суды, их задачи и функции

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001076
Тема: Арбитражные суды, их задачи и функции
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное  государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Г. В. ПЛЕХАНОВА
Уфимский институт (филиал)
Юридический факультет



ОТЗЫВ
На выпускную квалификационную работу студента
_______________НигматуллинойЭльвиныАйратовны___________________
На тему: «Арбитражные суды, их задачи и функции»

Содержание отзыва













Научный руководитель ВКР _____________________________________
_______________________   _____________________________________
«___»______________ 2016 г.


РЕЦЕНЗИЯ
На выпускную квалификационную работу студента Уфимского института (филиала) «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова» направления подготовки 030900.62 «Юриспруденция»
___________________НигматуллинойЭльвиныАйратовны_________________
На тему: ««Арбитражные суды, их задачи и функции»

Содержание рецензии






























МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное  государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Г. В. ПЛЕХАНОВА
Уфимский институт (филиал)


Юридический факультет
Кафедра гражданского права и процесса


ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ
Директор Уфимского института
(филиала) РЭУ имени Г.В. Плеханова
докт. экон. наук, профессор
____________________Г.Г. Муфтиев
«___»_____________________2015 г.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему:«Арбитражные суды, их задачи и функции»



Студентки 4 курса
заочного обучения
НигматуллинойЭльвиныАйратовны
    И.о. заведующего кафедрой, 
канд. юрид. Наук

       ______________Р.Г. Муфтиев
       «____»___________ 2015 г.

    
    Научный руководитель
    и.о. заведующего кафедрой
    гражданского права и процесса,
    канд. юрид. наук
    _______________Р.Г. Муфтиев
    «____»____________2015 г.








Уфа-2015


Дата защиты _____________________________________
Оценка на защите _________________________________
Протокол заседания ГАК ___________________________
Секретарь ГАК        __________       ________________________
                                     (подпись)     (ФИО)



ТЕКСТ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА 67 СТРАНИЦАХ
     
     
      Студент ___________________        _________________
                                                                                       (подпись)                                       (дата)
       
      Нормоконтроль _________________          __________________
         (подпись)                                       (дата)
       
      Научный руководитель ___________________          _________________
         (подпись)                                       (дата)
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     СОДЕРЖАНИЕ
     
     Введение
     ГЛАВА 1. Система, устройство арбитражных судов в России 
     1.1 Законодательство о судебных процессах в арбитражных судах РФ
     1.2Задачи и функции арбитражных судов РФ
     1.3Система, предмет и методарбитражного процессуального права
     ГЛАВА 2. Компетенция арбитражных судов. Дела, подведомственные арбитражным судам. Подсудность дел арбитражным судам.
     2.1  Понятие и критерии подведомственности дел арбитражным судам
     2.2Подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
     2.3 Подсудность дел арбитражным судам
     2.4Практика рассмотрения экономических споров по вопросам подведомственности дел суду (судебно-арбитражная практика)
     ГЛАВА 3. Анализ основных изменений в законодательстве об Арбитражных судах РФ и рассмотрение их на примере судебного разбирательства
     3.1 Изменения в Федеральном конституционном законе от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
     3.2 Изменения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ
     3.3Анализ экономических споров по вопросам арбитражной практики, актуальных в 2015 году
     Заключение
     Список использованной литературы
     Приложение № 1Обзор изменений ФКЗ № 1 от 28.04.1995 «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
     Приложение № 2Обзор изменений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в 2014-2015 гг.
ВВЕДЕНИЕ

     Объектом исследования дипломной работы являются Арбитражные суды в Российской Федерации, которые осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерациии принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
     После изменений в судебном законодательстве в статье 170 (п.3 ч.4) АПК РФ1указано, что в мотивировочной части решений арбитражных судов могут содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда РФ и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики. Однако Суды не вправе создавать новые нормы права, они лишь дают обязательные для судов разъяснения по вопросам применения и толкования права.
     Предметом исследования выступают фактические процессы измененияв законодательстве об Арбитражных судах РФ:
1. Изменения Федерального конституционного закона «Об Арбитражных судах в РФ»
2. Изменение Арбитражного процессуального кодекса РФ
3. Анализ одного из Постановлений Пленума Верховного суда РФ в 2015 году относительно разъяснений гражданских правоотношений, используемых в делах Арбитражных судов.
     Целью исследования является дача ответа на вопрос: насколько необходимо существование отдельной от судов общей юрисдикции системы арбитражных судов. Вывод по этой проблеме можно сделать, только детально изучив все аспекты деятельности Арбитражных Судов РФ.
     В соответствии с данной целью можно выявить ряд взаимосвязанных задач:
     1.Изучить задачи и основные функции арбитражных судов.
     2. Рассмотреть систему и полномочия арбитражных судов.
     3. Рассмотреть компетенцию арбитражных судов, подведомственность и подсудность арбитражных дел, а также арбитражную практику рассмотрения вопросов подведомственности судам.
     4. Проанализировать основные изменения в законодательстве об Арбитражных судах РФ.
     5. Рассмотреть экономические вопросы арбитражной практики, актуальные в 2015 году.
     Актуальность дипломной работы заключается в том, что судебная практика Арбитражных судов играет огромную роль в деле правильного и единообразного применения норм права и их толкования для защиты законных прав и экономических интересов организаций и предпринимателей, к которой все больше обращаются в условиях мирового экономического кризиса. При этом, нормативное законодательство, используемое при рассмотрении споров Арбитражными судами, регулярно претерпевает изменения и непрерывно усложняется. Главными изменениями последних лет несомненно являются объединение Высшего Арбитражного суда РФ и Верховного суда РФ, а также объединение системы федеральных судов  РФс разделением на федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды.
     
     
     
     
     
     
ГЛАВА 1. СИСТЕМА, УСТРОЙСТВО АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РОССИИ

1.1 Законодательство о судебных процессах в арбитражных судах РФ

     Все граждане, вовлеченные в процесс судопроизводства, руководствуются арбитражным или иным гражданским процессуальным законодательством в зависимости от подведомственности спора. Все участники судопроизводства реализуют предписания процессуальных законов. 
     Ежедневно на практике можно наблюдать, как возникают все новые и новые спорные вопросы, а также поднимаются старые правоприменительные проблемы. В результате этого всегда остается актуальным издание научных юридических статей, в которых разъясняются те или иные ситуации.
     Во всех арбитражных судах существуют Научно-консультативные советы, на заседаниях которых обсуждаются и издаются рекомендации, в том числе по применению Арбитражно-процессуального кодекса. На таких заседаниях суды обобщают и формируют обзоры судебно-арбитражной практики, но вопросы вновь и вновь возникают новые.
     Как показывает практика, чаще всего в суды обращаются по вопросам, касающимся применения норм процессуального законодательства. При этом по одному и тому же вопросу у судов формируется разное решение, потому что процесс формирования единой позиции проходит стадии применения права в большом количестве судов. Вопросы начинаются обсуждаться тогда, когда они не имеют единого подхода к решению. Проблемы разрешаются в издающихся Постановлениях Президиума или Пленума ВАС РФ, но всегда появляются новые вопросы, которые требуют прохождения всех вышеперечисленных стадий для единого их решения.
     В последние годы Высший Арбитражный суд РФ начал практиковать предупреждающие разъяснения прогнозируемых вопросов, что несомненно помогает быстрее решать некоторые вопросы участникам судопроизводства. 
     Следует отметить, что на практике последствия неправильного применения законодательства обязательно приводит к нарушению прав и законных интересов граждан и иных юридических лиц, обращающихся в суд. Поэтому определить единый подход для судебной практики крайне важно.
     Как правило, принимая решения по делу, Арбитражный судв первую очередь применяет непосредственно Конституцию РФ.
     В случаях, когда пункт Конституции РФ является отсылочным, суд при осуществлении арбитражного процесса должен применять закон, упорядочивающий возникшие правоотношения. Существование решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не мешает применению закона в остальной его составной части.
     Когда точно не определено, соответствует ли Конституции РФ подлежащий использованию им по определенному делу закон, арбитражный суд, и его участники, задействованные в арбитражном процессе, обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона. В случае, если возникают вопросы по принятию решения органами по защите прав и свобод человека, в которых устанавливается нарушение прав и свобод человека по применению нормативных актов, Арбитражный суд указывает, что вопрос о возможности применения соответствующего закона может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции РФ. Далеенаправляет запрос в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности этого закона. Такой запрос согласност.ст. 36, 38, 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» 2может быть сделан участниками арбитражного процесса в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и судебного разбирательства и на любой иной стадии рассмотрения дела.
     В некоторых случаях вопросы, связанные с принятием судебного заключения, могут быть улажены Постановлением Государственной Думы. Но, когда нормы АПК РФ (или другого закона) отличаются от требований, отраженных в Постановлении Государственной Думы, действует пункт закона. Постановление Государственной Думы не является законом и, поэтому, оно не может иметь перед законом доминирующего значения.
     Согласно п. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 05 02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» 3 Президиум Верховного Суда РФ в соответствии со своими полномочиями анализирует некоторыепроблемы судебной практики и опринятых решенияхсообщаетв арбитражные суды в Российской Федерации. Информационные письма Президиумане являются обязательными к применению для арбитражных судов и иных государственных органов Российской Федерации.
     Положения публично размещенных международных договоров Российской Федерации, не требующие публикациивнутренних актов государства для применения согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»4, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях вместе с вышеуказанным договором Российской Федерации следует применять и равнозначный внутригосударственный правовой акт, принятый для исполнения положений данного международного договора.
     Регламент официального опубликования федерационных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»и Указами Президента Российской Федерации от 05.04.1994 № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов»5и от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»6.
     Федеральные конституционные законы, а также федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания издаются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации7.
     Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Собрание законодательства Российской Федерации издается один раз в неделю.
     Тексты федеральных законов, распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также федеральными органами государственной охраны, являются официальными.
     Международный договор Российской Федерации доводится до всеобщего сведения путем опубликования. Судам следует учитывать, что вступившие в Российской Федерации в силу договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат опубликованию в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Бюллетене международных договоров», «Российской газете», газете «Российские вести». Международные договоры Российской Федерации, которые заключаются министерствами и ведомствами, публикуются в официальных изданиях этих органов. Международные договоры СССР, обязательные для Российской Федерации в силу правопреемства, опубликованы в Сборниках международных договоров СССР.
     Действие арбитражно-процессуального закона прекращается в двух случаях, когда:
     - вступил в силу новый закон, который фактически исключает действие прежнего;
     - закон отменен.
     При осуществлении арбитражно-процессуальной деятельности всегда применяется арбитражно-процессуальный закон. Он действует соответственно во время подготовки дела к судебному разбирательству, рассмотрения и разрешения дела судом и т.п.

1.2 Задачи и функции арбитражных судов в РФ

     Исходя из содержания ст. 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»8, ст. 2 АПК 9 и ст. 1.2 КоАП перед арбитражными судами стоят следующие задачи.
     Непосредственныезадачи:
     а) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
     б) защитаоспариваемых или нарушенных прав и законных интересов:
     - граждан, которые осуществляют предпринимательскую и иную экономическую деятельность,
     - Российской Федерации,
     - субъектов Российской Федерации, 
     - органов государственной власти Российской Федерации, 
     - органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, 
     - органов местного самоуправления, 
     - иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
     Задачи, совпадающие с задачами всего государства и общества (более высокого уровня):
     а) содействие укреплению законности,
     б) предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
     в) формирование уважительного отношения к закону и суду;
     г) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
     Основной задачей арбитражных судов является справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом.
     Работа судов по осуществлению правосудия должна:
     - всемерно содействовать решению экономических и социальных задач, 
     - предоставлять защиту прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 
     Несоблюдение процессуальных норм ведет к нарушению прав сторон и других граждан, которые участвуют в деле, к пересмотру принятых решений и волоките.
     Неуклонное соблюдение судами арбитражного процессуального законодательства гарантирует верное и своевременное обсуждение и разрешение по существу дел граждан, содействует укреплению законности и предупреждению экономических преступлений.Легитимное и аргументированное заключение (определение, постановление) арбитражного суда считается важным орудием реализации проблемы арбитражного процесса по охране нарушенных либо оспариваемых прав и легитимных интересов компаний, органов, учреждений и людей.10
     Можно охарактеризовать ещё 4 проблемы, несмотря на то, что онине приведены в законе, однако также нацеленные в предоставление точного и оперативного рассмотрения процесса.К ним относятся:
     а) установление полномочий арбитражного суда на рассмотрение данного дела;
     б) обеспечение надлежащего состава суда;
     в) обеспечение надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, иных заинтересованных лиц о процессе;
     г) организация судебного процесса.
     Полномочия суда на рассмотрение данного дела устанавливаются путем проверки соответствия спора критериям подведомственности и подсудности, установленным законом. Иными словами, суд должен установить, подлежит ли конкретное дело рассмотрению в Арбитражном суде общей юрисдикции, третейском суде, другом арбитражном суде первой инстанции или в ином порядке (например, в рамках дела о банкротстве или в порядке особого производства).
     Обеспечение надлежащего состава суда является задачей, прежде всего, этапа подготовки дела, поскольку ее решение на стадии судебного разбирательства, как правило, приводит к затягиванию рассмотрению дела. Суд определяет, должно ли дело рассматриваться судьей единолично или коллегиально (в составе профессиональных судей или арбитражных заседателей), нет ли оснований для самоотвода судьи.
     На стадии подготовки в обязательном порядке рассылаются определения суда всем участникам дела по всем выявленным при изучении материалов дела адресам, а также адресам, полученным от органов государственной регистрации места нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и места жительства граждан.
     К организационным моментам процесса можно отнести следующие действия:
     - определение ориентировочного срока рассмотрения данного дела (с учетом того, что для разных категорий дел АПК РФ11устанавливает различные сроки их рассмотрения); 
     - определение времени, необходимого для проведения судебного заседания, с учетом сложности дела; 
     - установление, по возможности, реальной связи с лицами, участвующими в деле (номера телефонов, факсов, наименование электронной почты), для оперативного решения возникающих процессуальных и организационных вопросов; 
     - решение вопроса о привлечении к подготовке помощника судьи (для оказания судье помощи в организации и проведении судебного процесса).12
     Чтобы правильно понять сущность и основное назначение арбитражных судов, их положение в системе государственных структур, ознакомимсяс их функциями, которые далее представлены на схеме.
     Схема 1 – Функции арбитражных судов Российской Федерации
     
      
     
     







     	
     
1.3 Система, предмет и методарбитражного процессуального права
     
     В условиях рыночной экономики особую роль играет система арбитражных судов. Этот вид правосудия позволяет установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства.
     Предмет арбитражного процессуального права как отрасли права представляют общественные отношения между судом и участниками процесса в связи с рассмотрением и разрешением судами дел в установленной законом процессуальной форме. Далее на схеме № 2 наглядно охарактеризованы понятие, предмет и метод арбитражного процессуального права.
     Схема № 2 – Понятие, предмет и метод арбитражного процессуального права
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Система арбитражных судов регламентируется статьей 3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» № 1-ФКЗ 13.
     Организационно-структурная система арбитражных судов строится на трех уровнях (Система представлена на схеме 3).Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.
     Схема 3 – Организационно-структурная система арбитражных судов Российской Федерации
     
     Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.Перечень субъектов РФ определен в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ14. В них рассматриваются дела в первой инстанции.Общее количество арбитражных судов первого уровня - 85.
     Вместо осуществления судебной власти на территории одного субъекта РФ несколькими арбитражными судами в составе арбитражного суда субъекта РФ Федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта РФ. 15
     Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 16.Общее количество арбитражных апелляционных судов – 21.
     Третий уровень образуют 10 арбитражных судов округов. Это суды по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом«Об арбитражных судах в Российской Федерации». Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
     В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.
     Далее на схеме № 4 наглядным образом представлен арбитражный процесс в арбитражных судах различных уровней, в которой арбитражный процесс представляет собой совокупность действий, совершаемых в установленной арбитражным процессуальным законодательством последовательности арбитражным судом, участвующими в деле лицами, другими участниками процесса в целях рассмотрения и разрешения экономических споров и других отнесенных к компетенции арбитражных судов дел17.
     Схема № 4 – Схема движения дела в арбитражных судах.

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     







ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ. ДЕЛА, ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ. ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ

2.1  Понятие и критерии подведомственности дел арбитражным судам

     При понимании и практическом применении правил подведомственности арбитражным судам следует исходить из современных тенденций развития гражданской юрисдикции, отражающей становление системы арбитражных судов в качестве органов судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Компетенция арбитражных судов существенно расширилась в рамках АПК РФ и ГПК РФ с 2002 года, что подтверждает данную тенденцию.
     Экономические споры формируются как правило из гражданских, административных и иных взаимоотношений субъектов права иурегулируются различными органами гражданской юрисдикции:
     1) государственные органы судебной власти - в основном арбитражные суды, а также суды общей юрисдикции;
     2) частноправовой порядок: в согласительном порядке сторонами, а также третейскими судами, международными коммерческими арбитражами как органами частноправового применения;
     3) государственные органы исполнительной власти, в основном в предварительном внесудебном порядке, например, налоговыми органами.
     В АПК РФ 18 при сохранении отдельных спорных и смежных вопросов подведомственности сформировалось понимание основного критерия подведомственности как характера спорного правоотношения и содержания спора (дела) - связан либо нет предмет спора с предпринимательской или иной экономической деятельностью. Критерий субъектного состава, хотя и остался, но отошел постепенно на второй план, тем самым обеспечивая специализацию каждого из судов гражданской юрисдикции. В этом плане получил развитие обоснованный профессором Ю.К. Осиповым в качестве основного критерия характер правоотношения, из которого возникают юридические дела.19Сделанный в иную социально-правовую эпоху, данный вывод получил сегодня новое звучание и отражение в системе процессуального законодательства.
     Указанные критерии сформулированы в гл. 4 АПК РФ20, ст. 22 ГПК РФ 21 и других федеральных законах, а также разъясняются и конкретизированы в судебной практике.
     На указанной основе можно выделить несколько таких критериев, которые отражены в схеме 3.
     Схема № 3 – Критерии подведомственности дел арбитражным судам
     
     


     
     
     
     
     
     
     Первый и основной критерий - спор либо иное дело должны носить экономический характер и быть связаны с экономической деятельностью. Данный критерий экономического спора прямо сформулирован в ч. 1 ст. 27 АПК РФ, ст. 1, 2 и др. АПК РФ22, ч. 3 ст. 22 ГПК РФ23. Значимость данного критерия подчеркивается тем обстоятельством, что согласно ч. 4 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции не разрешают экономические споры и другие дела, отнесенные федеральными конституционными законами и федеральными законами к ведению арбитражных судов. Тем самым данный критерий разграничения подведомственности приобрел основное значение, поскольку закреплен одновременно в двух процессуальных кодексах.
     Понятие экономического спора законодательством не определено, что затрудняет толкование данного критерия подведомственности. Экономический характер спора отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон - спор возник из предпринимательской и иной экономической деятельности.
     Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом экономический характер спора проявляется не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований 24
     К экономическим спорам относятся споры из гражданских (ст. 28 АПК РФ) и административных и иных публичных правоотношений (ст. 29). Характер правоотношения является оценочной категорией, и его выяснение связано с оценкой целой группы фактических обстоятельств. Внешним признаком отраслевой принадлежности правоотношения является местоположение регулирующих их правовых норм. Однако некоторые источники права содержат правовые нормы, регулирующие отношения различной отраслевой принадлежности. Так, многие законодательные акты последних лет, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», носят межотраслевой характер и содержат в себе нормы как гражданского, так и административного, финансового, процессуального и иного права. Некоторые источники права вообще являются комплексными или не имеют четко выраженной отраслевой принадлежности. Для определения подведомственности используется критерий характера (предмета) дела - его связь с предпринимательской и иной экономической деятельностью.
     Второй критерий - субъектный состав сторон. Согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ25 арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
     Субъектный состав спора - юридический статус сторон - также наряду с характером дела позволяет более точно разграничить подведомственность между двумя органами судебной власти: арбитражными судами и судами общей юрисдикции. К субъектам споров, которые рассматриваются арбитражными судами, относятся следующие:
     1) юридические лица - организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ) [2];
     2) граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 23 ГК РФ граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
     Для подведомственности экономического спора арбитражному суду необходимым является возникновение спора между гражданами-предпринимателями либо между организацией и гражданином-предпринимателем. Правило о подведомственности спора арбитражному суду сохраняется до тех пор, пока гражданин не утратит статус индивидуального предпринимателя;
     3) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, когда они выступают в качестве участников отношений гражданского оборота (ст. 2, 124 и др. ГК РФ) или публично-правовых отношений, споры из которых отнесены к подведомственности арбитражных судов;
     4) государственные органы (например, Федеральная комиссия по фондовым рынкам), иные органы, должностные лица, прокуроры, когда им предоставлено право участия в арбитражном процессе с целью защиты имущественных интересов государства и представляемых ими органов;
     5) арбитражному суду подведомственны дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, в случаях, установленных АПК РФ и другими федеральными законами.В этом плане АПК РФ [3] предусматривает правила специальной подведомственности (ст. 33 АПК РФ);
     6) иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями, (ч. 5 ст. 27 АПК РФ), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
     Влияние третьих лиц на изменение подведомственности дела:согласно ч. 4 ст. 27 АПК РФ заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, даже если в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Независимо от статуса новых участников процесса, вступающих в дело, арбитражный суд вправе рассмотреть его до конца и разрешить вопрос о правах и обязанностях и новых участников процесса.
     Дополнительные критерии. Кроме указанных критериев: экономического характера (предмета) спора и его связи с предпринимательской и иной экономической деятельностью, а также субъектного состава, в процессуальном законодательстве используются иные дополнительные критерии подведомственности: спорность либо бесспорность права,наличие договора между сторонами спора, а также характер нормативного акта (по признаку нормативности и предмета его регулирования).
     Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора - разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи. Соглашение в соответствии с ч. 6 ст. 4 АПК РФ и ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» [9], Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже»[10] выступает как основание для разграничения подведомственности между государственным арбитражным судом и арбитражем, третейским судом при наличии ряда условий.
     Критерий«спорность» либо «бесспорность права» - разграничивает подведомственность юриди.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%